Автономные индуцированные и чистые инвестиции

Потребление, сбережения, инвестиции. Рыночный механизм использования доходов на потребление и накопления

Совокупный спрос и совокупное предложение

Макроэкономика изучает не отдельные явления и процессы, а их совокупности: совокупный спрос, совокупное предложение, совокупные потребление и сбережения, совокупную занятость, совокупные инвестиции, совокупную цену в виде уровня цен и т. д. Целью макроэкономического анализа является нахождение условий, при которых наступает общее экономическое равновесие.

Общее экономическое равновесие – это состояние экономики, при котором общественное производство (совокупное предложение) сбалансировано с общественным потреблением (совокупный спрос), когда между использованием ограниченных производственных ресурсов (земля, труд, капитал) и созданием различных товаров достигается пропорциональность в общенациональном масштабе.

Общеэкономическое равновесие, выступающее в качестве макроэкономического, проявляется в виде пропорциональности:

а) между производством продукции и ее потреблением;
б) между вовлеченными в оборот ресурсами и их использованием;
в) между предложением товаров и их спросом;
г) между материально-вещественными и финансовыми потоками.

При рассмотрении макроэкономического равновесия важнейшими категориями выступают «совокупный спрос» и «совокупное предложение», «потребление» и «предельная склонность к сбережению», «накопления» и «инвестиции».

Совокупный спрос – это общий объем товаров и услуг в национальном масштабе, который потребители, предприятия и государство могут купить при различных уровнях цен.

Совокупный спрос (AD) представляет собой сумму всех спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарных рынках. В агрегированном виде совокупный спрос включает:

где AD – совокупный спрос; C – совокупный спрос домохозяйств; I – спрос на капитальное оборудование; G – спрос на товары и услуги со стороны государства; X – чистый экспорт, разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.

На совокупный спрос оказывают влияние различные факторы, которые можно разделить на две группы.

К первой группе относятся те факторы, которые формируют спрос на уровне отдельного товара (доход потребителей, вкусы потребителей, цены на товары-заменители).

Ко второй группе относятся факторы, оказывающие воздействие в целом на совокупный спрос (AD). Если национальный доход растет, то и AD растет. Если доход покупателя повышается, то и спрос на товары увеличивается.

Важнейшим положением является то, что стоимостная величина всех продаж за определенный период времени должна равняться произведению массы денег (M), находящихся в обращении, на число оборотов (V) этих денег за данный период времени. Другими словами, если вся денежная масса (М) совершит пять полных оборотов, то объем годовых продаж конечных товаров в стране составит MV.

Если, например, денежная масса М = 200 млрд руб., скорость оборота денег V =5, тогда MV = 200 х 5 = 1000 млрд руб. = стоимости всех продаж конечных товаров за год.

Читайте также  Нужна бизнес идея для инвестиций

В соответствии с количественной теорией денег совокупный спрос можно выразить как

где P – уровень цен.

Кроме этого, следует иметь в виду, что на совокупный спрос оказывают влияние ценовые и неценовые факторы.

К ценовым факторам относятся:

  • «Эффект процентной ставки». При росте уровня цен потребители и производители вынуждены брать деньги в кредит, что ведет к повышению процентной ставки, снижению покупательной способности, сокращению инвестиций. В результате совокупный спрос уменьшается.
  • «Эффект богатства». При повышении уровня цен стоимость акций, облигаций, финансовых активов падает, население беднеет и совокупный спрос сокращается.
  • «Эффект импортных товаров». При повышении уровня цен внутри страны спрос на отечественные товары сокращается, а на более дешевые импортные – возрастает, что ведет к снижению совокупного спроса.

К неценовым факторам относятся:

  • Изменения в потребительских расходах, связанные с изменением уровня благосостояния: рост населения, рост доходов, изменения в подоходном налоге.
  • Изменения в инвестиционных расходах, т. е. в объеме закупок, средств производства, связанные с изменением уровня налогов на бизнес, уровнем использования производственных мощностей.
  • Изменения в государственных расходах, вызываемые преимущественно политическими решениями.

4. Изменения в расходах на чистый экспорт, обусловленные уровнем доходов в стране, изменением валютного курса.

Неценовые факторы смещают кривую совокупного спроса AD либо вправо от A1D1, когда спрос увеличивается, либо влево от A2D2, когда спрос уменьшается (рис. 16.1).

Совокупное предложение – это общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено предпринимательским и государственным секторами при разных уровнях цен.

Совокупное предложение (АS) может быть приравнено к величине валового национального продукта (ВНП) или к величине национального дохода (НД):

На величину совокупного предложения оказывают влияние ценовые и неценовые факторы.

Среди ценовых факторов, во-первых, выделяют действующие на микроуровне и вызывающие изменение предложения на рынке отдельного товара (технология производства, издержки и т. д.). Во-вторых, к ним относятся действующие на макроуровне факторы, их качество и количество. В данном случае качество характеризуется производительностью факторов (более квалифицированная рабочая сила и более совершенная техника). Увеличение количества и повышение качества факторов приводит к росту производственных мощностей, а следовательно, к росту AS.

Графически совокупное предложение можно представить в следующем виде (рис. 16.2).

Совокупное предложение находится в зависимости от уровня цен. Но в любом случае объем производства ограничивается величиной имеющихся ресурсов. На графике представлены случаи совокупного предложения:

  1. На участке ab производство растет при неизменном уровне цен (по горизонтали).
  2. На участке bc производство растет при росте цен (по восходящей).
  3. На участке cd экономика достигает своих производственных возможностей, определяемых ресурсами. Спрос может удовлетворяться за счет роста цен (по вертикали).
Читайте также  Лучшие бизнес идеи для вас малый бизнес

К числу неценовых факторов относятся те, которые могут изменять издержки:

  1. Изменение цен на ресурсы (их повышение ведет к увеличению издержек производства и как результат к понижению совокупного предложения).
  2. Рост производительности труда ведет к увеличению объема производства и соответственно к расширению совокупного предложения.
  3. Изменение условий бизнеса (налоги, субсидии). При повышении налогов издержки увеличиваются, совокупное предложение сокращается.

Взаимосвязь совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS) и обеспечение равновесия на товарном рынке.

Равновесие на товарном рынке в процессе отклонения AD и AS достигается путем изменения цен или объемов выпуска продукции. При этом могут иметь место несколько вариантов:

1. Совокупный спрос превышает совокупное предложение AD > AS. При этом равновесие достигается двумя путями:

а) не изменяя объема, повышают цены;
б) не изменяя цен, расширяют выпуск продукции.

На практике фирмы обычно идут по второму пути. Но увеличение выпуска продукции ведет к росту издержек. Поэтому в действительности идут по пути увеличения объемов производства и повышения уровня цен.

2. Совокупный спрос ниже совокупного предложения AD

Автономные и индуцированные инвестиции

Автономные инвестиции — это та часть инвестиций, размер которых не зависит от величины дохода. Большинство фирм инвестирует свой капитал в новую технологию с целью расширить рынки сбыта, укрепить свою конкурентоспособность, осуществляет замену морально устаревшего оборудования новым; потребность в новых инвестициях обусловлена и ростом населения. Поэтому инвестиции в определенной степени не зависят от того, какую прибыль получили фирмы, каков доход мелких предпринимателей. В масштабе всей экономики мы вправе предполагать, что совокупные инвестиции в целом в какой-то своей части не зависят от того, каков размер национального дохода.
В отличие от этого, индуцированные инвестиции находятся в функциональной зависимости от величины дохода. Однако на данном этапе рассмотрения наших вопросов мы абстрагируемся от этого существенного фактора спроса.
Выясним теперь, каким образом появление автономных инвестиций повлияет на положение равновесия в экономике. Вернемся в этой связи к рассмотрению тех гипотетических данных, которые были представлены в таблице 12.1, и дополним ее еще двумя колонками — автономные планируемые инвестиции и совокупный спрос, а также увеличим число предполагаемых уровней национального дохода (см. табл. 12.2).

Таблица 12.2. Доход, потребление, сбережения и инвестиции (усл. ед.)

Теперь совокупный спрос на товары и услуги будет равняться сумме личных потребительских расходов населения и автономных инвестиций. Эту сумму, спроса или совокупный спрос на товары и услуги (AD) со стороны частного сектора, можно представить в виде следующего равенства:

10. Автономные и индуцированные инвестиции.

Спрос на инвестиции — самая изменчивая часть совокупного спроса. С одной стороны, инвестиции сильнее всего реагируют на изменение экономической конъюнктуры, а с другой, именно изменение их объема чаще всего служит причиной конъюнктурных колебаний.

Читайте также  Типы инвестиций и инвестиционные фонды

Функции спроса на инвестиции. Будем исходить из того, что инвестиции в текущем периоде превращаются в дополнительный реальный капитал к началу следующего периода

Инвестиции – это долгосрочные вложения государственных или частных средств, направляемые для строительства новых заводов, фабрик, расширение производственных мощностей. К инвестированию не относится купля акций и облигаций, так как такие сделки означают передачу права собственности одного лица другому на существующие капитальные ценности.

Автономные инвестиции не связаны с ростом национального дохода. Они, как правило, обусловлены нововведениями, вызванными научно-техническим прогрессом. Такие инвестиции чаще всего сами становятся причиной увеличения национального дохода. Существует два подхода к обоснованию автономных инвестиций – кейнсианский и неоклассический.

В соответствии с кейнсианским подходом введение автономных инвестиций связывается с предельной эффективностью капитала, с определением результатов инвестиций не в том периоде, в котором они осуществляются, а в течение ряда последующих периодов. Соизмерение инвестиционных затрат с полученными от них результатами осуществляется посредством дисконтирования.

Неоклассический подход связывает введение автономных инвестиций с доведением объемов капитала до оптимальных размеров. При этом оптимальным является такой размер капитала, который при существующей технологии обеспечивает максимальную прибыль.

Индуцированные инвестиции – это капиталовложения, направленные на образование новых производственных мощностей, причиной создания которых является увеличение спроса на материальные блага и услуги. При повышении спроса дополнительная продукция производится за счет более интенсивной эксплуатации имеющегося оборудования.

Индуцированные инвестиции – инвестиции, которые вызываются устойчивым ростом совокупного спроса (национальный доход).

Модель акселератора (индуцированные инвестиции), предложенная американским экономистом Дж. Кларком в 1917 г., предполагает установление определенной зависимости между динамикой инвестиционных расходов и изменениями в валовом выпуске, хотя изменение инвестиций более заметно, чем изменение объема выпуска. Такая зависимость не объясняется микро- или макроэкономическими закономерностями, а постулируется.

В самом общем виде модель акселератора постулирует существование устойчивой связи между величиной капитала и объемом выпуска, т. е. подразумевается, что доля капитала в валовом выпуске есть величина постоянная:

, (5.16)

где h – акселератор; Q – объем выпуска.

Если в экономике наблюдается рост объема выпуска, вызванный ростом совокупного спроса, то необходимо обеспечить прирост предложения благ, для чего требуется увеличить объем применяемого капитала.

В свою очередь, чтобы определить прирост объема капитала, необходимо величину прироста объема выпуска умножить на постоянную долю капитала в нем, которую в данном случае называют приростной капиталоемкостью продукции, или акселератором.

Таким образом, акселератор – показатель, отражающий, сколько единиц дополнительного капитала требуется для производства дополнительной единицы объема выпуска. Объем инвестиционного спроса в модели акселератора определится следующим образом:

. (5.17)

Источники: http://be5.biz/ekonomika/e015/16.html, http://studopedia.info/5-63685.html, http://finlit.online/makroekonomika-uchebniki/avtonomnyie-indutsirovannyie-investitsii-43693.html

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос