Бюджет инвестиций и другие бюджеты

Инвестиционный бюджет

В процессе коммерческой деятельности предприятия заняты реализацией и воплощением в жизнь большого числа бизнес стратегий, проектов направленных на получение прибыли либо уменьшения издержек производства и на инвестиционные проекты.

Стоит понимать, что любой инвестиционный проект это некий набор действий и мер ведущих к достижению определенной цели. Для их достижения необходимо определенное количество средств и ресурсов способных обеспечить реализацию задуманного. Именно включает в себя размер, источники формирования и объёмы расходования таких средств.

Инвестиционный бюджет является своего рода финансовым планом инвестиций предприятия. В него входят затраты связанные с обслуживанием инвестиционного проекта, расходы по вложениям и прогнозируемые доходы от реализации инвестиционной идеи.

Инвестиционный бюджет это одна из частей сводного бюджета предприятия. Он отражает все поступления и отчисления связанные с осуществлением инвестиционной деятельности на предприятии.

Формирование инвестиционного бюджета и проблемы с этим связанные

Так как инвестиционный бюджет это по большей части план, то при его формировании необходимо обратить внимание на составление регламента и определение целей бюджетирования. Исходя из целей инвестиционного бюджета определяется порядок его составления, а также структура и форма. Особое внимание необходимо уделить степени детализации поступлений и отчислений появляющихся в результате реализации инвестиционного проекта. Также неотъемлемой задачей формирования инвестиционного бюджета будет разработка регламента по контролю над его исполнением.

Наиболее часто встречающиеся проблемы при формировании инвестиционного бюджета:

  • осуществление расходов без их экономического обоснования
  • группы затрат рассматриваются отдельно друг от друга
  • краткосрочный период планирования бюджета
  • не полное отражение запланированных работ в инвестиционном бюджете
  • отсутствие оценки анализа и принятия решения по необходимости и своевременности осуществления инвестиционного проекта
  • отсутствие материального стимулирования сотрудников занимающихся данной проблемой.

Факторы, определяющие инвестиционный бюджет:

  • продолжительность инвестиционного проекта и его проектный подход
  • баланс инвестиционного бюджета обязан содержать информацию по поступлениям и отчислениям средств, а также об их остатке
  • инвестиционный бюджет может быть сформирован за счет собственных средств предприятия, а также за счет привлеченных инвесторов.

Необходимо помнить, что в инвестиционный бюджет входит вся информация о движении средств, а также о мероприятиях способствующих этому. Вся информация структурирована в значениях на начало отчетного периода, размере поступлений, объеме расходования и остатке на конец отчетного периода.

В процессе формирования инвестиционного бюджета необходимо наиболее полно и точно определить финансовые возможности предприятия по причине того что это будет фундаментом будущих инвестиционных проектов компании. В инвестиционный бюджет входят только те проекты, на которые предприятие имеет средства. Также очень важно установить будущие источники инвестиций. В случае ограниченности инвестиционных ресурсов в бюджет закладываются только те проекты, которые уже реализуются либо отказ, от которых может повлечь прекращение деятельности предприятия.

(Пока оценок нет)

Бюджет инвестиций

Инвестиционный бюджет в управлении компанией

В отличие от бизнес-процессов в компании могут реализовываться и проекты, т.е. ограниченные во времени операции. Каждый проект может быть уникален в отличие от бизнес-процессов, которые каждый раз выполняются одинаково. Бизнес-процессы конечно же могут изменяться, но только в том случае, если компания занимается их реинжинирингом с целью повышения их эффективности.

Читайте также  Иностранные инвестиции значение формы виды

Нужно обратить внимание на то, что проекты нужно разделять на 2 вида: текущие и инвестиционные, т.к. они имеют принципиальное отличие. Выполняя текущие проекты, компания зарабатывает прибыль. Бизнес компании может быть устроен или по процессоному принципу, или по проектному. К процессному типу бизнеса можно отнести, например, производственные и торговые предприятия, т.к. они зарабатывают прибыль за счет выполнения типовых взаимосвязанных операций (снабжение, производство, сбыт, транспортировка, складирование и т.д.).

К проектному типу бизнес можно отнести, например, строительные, юридические и консалтинговые компании. Они зарабатывают прибыль, выполняя проекты. Эти проекты, конечно же, тоже могут быть в какой-то степени уникальными, но тем не менее текущая деятельность таких компаний в большей степени построена на выполнении ограниченных во времени действий, т.е. проектов.

Инвестиционные бюджеты (бюджеты проектов развития)

В данном разделе речь пойдет о втором типе проектов, а именно о проектах развития и о подходах к управлению инвестициями. Иногда бывает так, что компания при построении системы бюджетов так увлекается этим процессом, что разрабатывает очень детальный перечень бюджетов для управления текущей деятельностью и при этом упускает вопросы, связанные с инвестиционным бюджетированием. Либо инвестиционная и текущая часть в бюджетах не разделяется.

Такая структура бюджетов не позволяет эффективно управлять инвестиционными проектами, которые выполняются в компании или которые планируется начать, а значит не возможно эффективно управлять развитием компании. Как показывает практика, нужно выделять по крайней мере основные инвестиционные проекты и строить отдельные бюджеты по этим проектам. Инвестиции требуют пристального внимания уж никак не меньшего чем текущая деятельность. Не выделяя из суммарных инвестиционных затрат затраты по отдельным проектам, сложно будет их планировать и контролировать.

Такие инвестиционные затраты могут расти, но отслеживать их будет трудно, т.к. в бюджете доходов и расходов они будут отражаться с запаздыванием, поскольку инвестиционные затраты не напрямую отражаются в текущих расходах, т.е. на текущую прибыль, которая будет рассчитана в бюджете доходов и расходов они сразу не повлияют. Когда же эти затраты уже будут появляться в бюджете доходов и расходов изменить их уже будет очень сложно.

В бюджете по балансовому листи будут расти активы, но сложно будет сказать насколько этот рост оправдан. Платежи по инвестиционным затратам будут в явном виде в бюджете движения денежных средств, но опять же понять насколько они оправданы будет сложно. Более того, когда нет четкой классификации затрат на текущие и инвестиционные, то подразделения после того как узнают, что инвестиции не уменьшают их прибыль, будут запихивать туда все что угодно, тем самым искусственно завышая свои показатели и показатели компании в целом.

Читайте также  Бизнес идеи для проекта ты предприниматель

Были случаи когда в инвестиции помещали затраты на закупку молотков и гвоздей, чтобы скрыть свою неэффективную работу, т.к. тем самым они увеличивали свои инвестиционные затраты, которые не уменьшали прибыль компании, но как текущие затраты в бюджетах они не проходили, поэтому подразделения вроде как укладывались в лимиты по деньгам, которые учитывались при консолидации бюджета движения денежных средств.

В системе бюджетирования без инвестиционных бюджетов и без четкой классификации текущих и инвестиционных затрат такую ситуацию еще можно будет как-то контролировать по центрам инвестиций, т.к. по ним могут строится управленческие балансы и, например, по показателю рентабельность активов с центра инвестиций можно будет спрашивать за то, что у них такие большие и неоправданные инвестиции. Т.е. куда бы они не поместили ненужные затраты это все равно будет видно либо через бюджет доходов и расходов (прибыль будет снижаться за счет увеличения расходов) либо через бюджет по балансовому листу (рентабельность активов будет падать за счет роста активов). Естественно это будет видно и по бюджету движения денежных средств, т.к. финансовый поток будет снижаться.

Проблема возникнет с центрами затрат. По ним не считается прибыль и по ним могут не отслеживаться активы. Картина будет примерно следующая. Центры затрат (в основном это относится к производственным подразделениям) каждый месяц будут просить деньги на всевозможные ремонты (в данном случае интересуют капитальные, т.к. они не списываются как расходы, а увеличивают активы, т.е. увеличивают стоимость основных средств), которые они проводят как с привлечением подрядных организаций так и хозспособом. Все это будет приводить к тому, что деньги они будут постоянно просить, но в текущих затратах центров затрат это никак отражаться не будет (имеется в виду затраты на капитальный ремонт).

При этом у них «железяки» на складах тоже будут расти, но отслеживаться это не будет. Эту проблему можно разрешить введением системы ограничений по центрам затрат: ограничения по затратам, по выплатам и по активам, используемым в центрах затрат. При таком подходе финансово-экономические показатели центров затрат уже не должны ограничиваться только затратными статьями. В бюджетах центров затрат должна быть информация и о финансировании и об активах, которые используются центром затрат для достижения намеченных целей.

Бюджетные инвестиции

Под бюджетными инвестициями понимаются капиталовложения государства в проекты, способные принести высокую прибыль казне. Указанная прибыль в дальнейшем необходима для расширения государственной собственности и создания новых предприятий. В последнем случае она представляет собой акции, контрольный пакет или часть которых должен быть у государства.

Бюджетные инвестиции – формы предоставления бюджетных средств юридическим лицам, способным правильно вложить капитал с целью получения основной прибыли и дальнейшего развития стратегически важных для властей отраслей.

Государственная практика РФ выделяет следующие источники финансирования:

  • Поступления из местного бюджета.
  • Собственные средства.
  • Внебюджетные поступления организаций.
  • Поступления от предпринимательской деятельности.
  • Поступления от частных не прибыльных предприятий.
  • Объем поступлений из иностранных источников.
Читайте также  Как возникают идеи для бизнеса

Исходя из суммы средств, поступившей из источников финансирования, планируется бюджет государства на следующий год.

На сегодняшний день известны следующие виды вливаний инвестиций из государственного бюджета:

  • Вложения в материальные объекты: землю, предприятия, имущество и оборудование
  • Вложения в нематериальные объекты: акции и другие ценные бумаги

Чтобы получить инвестиции из бюджета, предлагаем обратить внимание на условия предоставления средств, которые необходимо выполнить в обязательном порядке. Ими являются:

  • Наличие полного пакета разрешительной документации по проекту.
  • Предоставление экономического и технического обоснования использования денежных средств.
  • Согласие между органами государственной власти и исполнителем заказа.
  • Документ, регламентирующий законность процесса передачи недвижимости.

Чтобы предусмотреть статьи доходов и расходов государства в будущем году разрабатываются инвестиционные программы направленные на осуществление планов государства.

Примером тому является бюджетная программа 2018 года, где в образование и в объекты капитального строительства планируется вложение колоссальных средств. Это свидетельствует о том, что расходы образовательной сферы будут покрываться средствами местного бюджета.

С правилами принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам на осуществление вложений в строительство на 2018 год можно ознакомиться из Постановления правительства РФ от 29.12.2017 № 1692.

Чтобы понять какой из инвестпроектов является нужным для государства и соответствует стратегии его развития, необходимо оценить его бюджетную эффективность. Оценка проводится на уровне отдельного региона правления. Рассмотрению подлежат следующие эффекты:

  1. С участием субъекта РФ в инвестиционном проекте.
  2. Без сотрудничества субъекта.
  3. Бюджетный эффект. (Направленный на увеличение дохода по ценным бумагам и привлечение инвестиций).
  4. Бюджетная эффективность. (Получаемая от непосредственного участия в инвестиционном проекте).

Юридические отношения между государством и исполнителем регламентируются законодательством России.

Порядок предоставления бюджетных инвестиций в РФ

Принятия решения о вложениях инвестиций осуществляются государственными органами власти, согласно требований, предусмотренных РФ. При этом стоит знать, что государством предусматриваются расходы на инвестирование:

  • В бюджете федерального значения.

При условии, если им отведено место в программе государственного значения или на основании рекомендаций президента или правительства РФ

При условии, если им отведено место в региональной программе или на основании рекомендаций местных органов власти РФ.

Инвестпроекты разрабатываются, рассматриваются и направляются на утверждение в соответствии с законодательством России.

Если инвестпроект предусматривает участие иностранных государств, заключение об использовании средств из бюджета федерального значения делается после соответствующих соглашений с иностранным субъектом.

Размещение заказов на выполнение строительных работ за счет государства и вложений из федерального бюджета и средств субъектов РФ осуществляется согласно законодательства РФ о размещениях заявок на оказание услуг или выполнения работ. Эффективность расходования инвестиций контролируется уполномоченными на то органами.

Для получения бюджетных инвестиций в строительство или другую отрасль экономики от юридического лица потребуется обоснованный бизнес-план с техническим и экономическим обоснованием, подтверждающим будущую доходность его для государства.

Предлагаем посмотреть короткое видео о бюджетных инвестициях:

Источники: http://investicii-v.ru/investicionnij_budjet/, http://investbaza.ru/articles/byudzhet-investitsiy-630399.php, http://dengikupera.ru/investicyi/byudzhetnye/

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос