Бюджетные инвестиции как финансовый ресурс

Бюджетные инвестиции как инструмент государственной поддержки финансового оздоровления предприятий

Для предприятия, по той или иной причине попавшего в кризисную ситуацию, первоочередной является задача привлечения финансовых ресурсов для реализации своей антикризисной программы. Очевидно, что кризисное предприятие, являясь убыточным, испытывает дефицит свободных денежных средств и ограничено в возможностях привлечения их из внешних источников. В этих условиях проблема финансирования становится основным лимитирующим фактором для реализации проектов финансового оздоровления, и зачастую только государственная финансовая поддержка позволяет предприятию выйти из кризиса. Оказание финансовой поддержки социально и экономически значимым предприятиям может осуществляться в различных формах, среди которых целесообразно выделить бюджетные инвестиции, субсидии, изменение сроков уплаты налогов и сборов и предоставление государственных гарантий. Каждая из указанных форм обладает специфическими характеристиками, обусловливающими возможность их использования для поддержки различных мероприятий в составе проектов финансового оздоровления. Так, например, выделение субсидий и инвестиций целесообразно для финансирования таких проектов в части нового строительства, реконструкции или модернизации предприятия, тогда как для погашения накопленной задолженности кризисного предприятия возможно оказание ему государственной поддержки в форме изменения сроков уплаты налогов и сборов или предоставления государственных гарантий.

Бюджетные инвестиции в кризисные предприятия оправданы только в том случае, если выполняются следующие условия:

  • · Предприятие является социально и экономически значимым для страны: в данном аспекте безусловный интерес для государства представляют градообразующие предприятия, от функционирования которых зависит как экономическое, так и социальное благополучие монопоселений;
  • · Финансовое оздоровление предприятия является целесообразным, что можно констатировать в том случае, когда потенциал предприятия не исчерпан и затраты на финансовое оздоровление позволяют повысить степень его фактического использования;
  • · Эффективность бюджетных вложений доказана с точки зрения их доходности.

Согласно Бюджетному кодексу РФ [1], бюджетные инвестиции- это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет данных средств стоимости государственного (муниципального) имущества. Ст.79 и 80 Бюджетного кодекса в новой редакции определены нормы, регулирующие осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности и предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями. (см.рис.1)

Принципиальным моментом с точки зрения бюджетного законодательства является то, что осуществление бюджетных инвестиций всегда должно приводить к увеличению государственной или муниципальной собственности:

  • · Предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, влечет соответствующее увеличение уставного фонда государственного (муниципального) унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством о государственных (муниципальных) унитарных предприятиях;
  • · Предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию, основанному на праве оперативного управления, автономному и бюджетному учреждению влечет соответствующее увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления, инвестиций государственного (муниципального) унитарного предприятия, автономного и бюджетного учреждения;
  • · Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц.

Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности, предусмотренные долгосрочными целевыми программами, могут рассматриваться как часть капитальных расходов государственного бюджета РФ, определяющая годовые ассигнования на капитальные вложения по государственным заказчикам и отраслям.

Государственные инвестиции в отличие от частных, в первую очередь направлены не на извлечение прибыли, а на достижение какого-либо положительного социально и политически значимого результата. Именно этот факт позволяет рассматривать их как эффективный инструмент предложенного организационно-финансового механизма государственной поддержки проектов финансового оздоровления предприятий. (см.рис.2)

Осуществление бюджетных инвестиций в проекты финансового оздоровления возможно только при условии наличия разработанного бизнес-плана. При этом бюджетные инвестиции следует предоставлять только для финансирования мероприятий по развитию (реконструкции, техническому перевооружению, перепрофилированию и т.п.) предприятия. Это требование связано с тем, что в условиях ограниченности бюджетных ресурсов их использование должно быть обосновано с точки зрения экономической эффективности.

Несмотря на кажущуюся, на первый взгляд, нецелесообразность финансирования кризисных предприятий, данная форма поддержки достаточно широко используется в рамках государственной антикризисной политики. Так, например, в 2010 году на бюджетные инвестиции с целью поддержки кризисных предприятий было израсходовано 38177 млн. руб. [5], что составило порядка 30% от общей суммы средств федерального бюджета, направленных на реализацию первоочередных антикризисных мер.

Законодательство многих государств запрещает оказание помощи кризисным предприятиям посредством финансирования, усматривая в этом противоречие принципу конкуренции и создания равных условий для всех компаний. Но, исходя из российского опыта, имея в виду огромное количество градообразующих и оборонных предприятий, нельзя не признать, что такая поддержка в определенном смысле является спасительной для экономики страны.

Осуществляя бюджетные инвестиции в процессе санации, государство может использовать полный или частичный выкуп акций (доли в уставном или складочном капитале) тех предприятий, которые находятся в финансовом кризисе. Об эффективности такого рода бюджетных инвестиций, рассматриваемых в качестве инструмента антикризисной политики, свидетельствует достаточно обширный зарубежный опыт.

Осуществление бюджетных инвестиций в форме выкупе в целях государственной поддержки кризисных предприятий должно включать следующие этапы:

  • 1. Экспертиза проекта финансового оздоровления предприятия и оценка эффективности бюджетных инвестиций в данный проект;
  • 2. Выделение бюджетных ассигнований в необходимом объеме;
  • 3. Оформление доли в уставном капитале предприятия;
  • 4. Реализация проекта финансового оздоровления
  • 5. Оценка стоимости доли государства в уставном капитале в случае его успешного оздоровления;
  • 6. «Выход» государства из проинвестированного предприятия.

Основные способы «выхода» государства из компании можно условно разделить на три группы:

  • · Выкуп пакета акций (доли в уставном/складочном капитале) акционерами проинвестированного им предприятия (обратный выкуп);
  • · Выкуп пакета акций (доли в уставном/складочном капитале) сторонней компанией (стратегическим инвестором, партнером);
  • · «выход» через IPO (Initial Public Offering), предполагающий размещение акций на фондовой бирже.

В случае успешной реализации проекта финансового оздоровления государство может реализовывать принадлежащий ему пакет акций (долю в уставном или складочном капитале) по значительно возросшей цене, а собственник получает возможность восстановить контроль над компанией путем обратного выкупа.

Осуществление бюджетных инвестиций в проекты финансового оздоровления, с одной стороны, дает возможность смены собственника предприятия в процессе «выхода» из него государства, с другой — не создает необходимость формирования управленческого аппарата для проинвестированного предприятия и финансирования всех затрат, связанных с погашением накопленной задолженности и осуществлением текущей деятельности.

В заключение нужно отметить, что в процессе финансового оздоровления градообразующих предприятий предоставление им государственной поддержки в форме бюджетных инвестиций зачастую является единственно возможным способом сохранения и развития соответствующих монопоселений. В связи с этим можно констатировать необходимость выделения бюджетных инвестиций для государственной поддержки проектов финансового оздоровления градообразующих предприятий, включенных в комплексный инвестиционный план развития монопоселения.

Читайте также  Инвестиции на территории российской федерации

§ 5. Бюджетное финансирование

Принципиально новыми подходами к финансированию частных ин­вестиций за счет бюджетных средств, сформировавшихся в Российской Федерации к середине 1990-х гг., являются: (а) выделение особого объ­екта финансирования — инвестиционного проекта (в отличие от финан­сирования юридических лиц или строек и объектов, например, для го­сударственных нужд); (б) конкурсный отбор инвестиционных проектов для финансирования с учетом их экономической эффективности и приоритетности программ; (в) предоставление средств на возвратной и, как правило, возмездной основах; (г) долевое участие государства в финансировании инвестиционных проектов; (д) создание специализи­рованных структур для организации государственного финансирования инвестиций и снятие соответствующей нагрузки с бюджетов.

Условия и порядок конкурсного отбора инвестиционных проек­тов прописаны в постановлении Правительства от 22 июля 1994 г. № 744 «О порядке размещения централизованных ресурсов на кон­курсной основе» [69] , в соответствии с которым были подготовлены и утверждены (декабрь 1994 г.) Методические рекомендации о по­рядке организации и проведения конкурсов по размещению центра­лизованных инвестиционных ресурсов. При Министерстве экономи­ки РФ (с 2000 г.— Министерство экономического развития и торгов­ли РФ) была создана Комиссия по инвестиционным конкурсам, организованы рабочая группа и экспертный совет для отбора инве­стиционных проектов для бюджетного финансирования. Конкурсный порядок размещения централизованных инвестиционных ресурсов действует с 1995 г. и распространяется на все вновь начинаемые стройки и объекты производственного назначения в составе феде­ральных целевых программ, независимо от их сметной стоимости.

В качестве претендентов на участие в конкурсах определены юридические и физические лица. Основное условие конкурса — обес­печение ввода в действие производственных мощностей и объектов в установленный срок при минимальном участии федерального бюд­жета в финансировании проекта. В дальнейшем, в развитие системы конкурсного отбора коммерческих инвестиционных проектов были уточнены условия предоставления государственной поддержки [70] :

••преимущественное право на участие в конкурсе на получение государственной поддержки получили инвестиционные проек­ты, связанные с развитием «точек роста» экономики;

• инвестор вкладывает по ним не менее 20% собственных средств (акционерный капитал, прибыль, амортизация), необходимых для реализации проекта;

• срок окупаемости проектов, рассчитанный на основе методиче­ских положений, как правило, не должен превышать двух лет.

Конкурсные проекты должны иметь бизнес-план, а также заклю­чения государственной экологической экспертизы, государственной вневедомственной или независимой экспертизы. Представляемые на конкурс инвестиционные проекты классифицируются по категориям, соответственно которым определяется величина государственной поддержки за счет средств федерального бюджета (табл. 10.1).

Примечание. Составлено в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. №534 «О дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации» // Российская газета. 1996. №89.

Размер государственной поддержки в форме государственных га­рантий устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать 60% заемных средств, необходимых для его осуще­ствления. Решения об оказании государственной поддержки реализа­ции прошедших конкурсный отбор инвестиционных проектов прини­маются Комиссией по инвестиционным конкурсам и направляются в Министерство финансов для их реализации. Инвестор, победив­
ший в конкурсе, имеет право выбора формы государственной под­держки.

Государственная поддержка реализации прошедших конкурсный отбор инвестиционных проектов может осуществляться путем пре­доставления: (а) государственных инвестиционных ресурсов на усло­виях закрепления в государственной собственности части акций соз­даваемых акционерных обществ; (б) средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе на срок не более 24 месяцев [71] ; в) государственных гарантий по возмещению за счет средств феде­рального бюджета части вложенных инвестором финансовых ресур­сов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора.

Условия предоставления государственной поддержки за счет средств федерального бюджета определяются в соответствии с зако­ном о федеральном бюджете на очередной год.

Частные инвесторы, вложившие свои средства в реализацию про­екта, включенного в федеральную инвестиционную программу, при­обретают право собственности на созданные (или реконструирован­ные) объекты и производства в соответствии с долей вложенных средств.

В Бюджетном кодексе РФ уточнены условия, на которых может осуществляться бюджетное финансирование в установленных формах.

Бюджетные инвестиции. Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются бюджетом соответствующего уровня при условии включения их в федеральную (региональную) целевую программу либо в соответствии с решением органа исполнительной власти Российской Федерации, ее субъекта или органа местного са­моуправления. Федеральные инвестиционные объекты, предусматри­вающие расходы в сумме более 200 ООО минимальных размеров оп­латы труда, подлежат рассмотрению и утверждению в порядке, пре­дусмотренном для финансирования федеральных целевых программ. Предоставление бюджетных инвестиций влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалент­ную часть уставных (складочных) капиталов и имущества созданных с привлечением бюджетных средств объектов. В дальнейшем эта часть передается в управление соответствующим органам управления государственным или муниципальным имуществом.

Бюджетные инвестиции такого рода включаются в проект бюдже­та только при наличии технико-экономического обоснования инве­стиционного проекта, проектно-сметной документации, плана переда­чи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора меж­ду Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и указанным юридиче­ским лицом об участии Российской Федерации, ее субъекта или му­ниципального образования в собственности получателя инвестиций.

Проекты договоров оформляются в течение двух месяцев после вступления в силу закона о бюджете. Отсутствие оформленных в уста­новленном порядке договоров служит основанием для блокировки пре­дусмотренных на соответствующие бюджетные инвестиции расходов.

Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на условиях возмездное™ и только при условии предоставления заемщиком обеспечения испол­нения своего обязательства по возврату указанного кредита.

Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, пору­чительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных цен­ных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую сте­пень ликвидности. Оценка имущества, предоставленного в обеспече­ние получения бюджетного кредита, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита яв­ляется проведение предварительной проверки финансового состоя­ния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом. Проверка получателя кре­дита и целевого использования предоставленных средств может быть также проведена в любое время действия кредита.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юриди­ческим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.

Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Осуществление операций и Платежей за счет средств бюджетного кредита осуществляется заем­щиком самостоятельно в соответствии с целями бюджетного кредита.

Читайте также  Какую функцию выполняют инвестиции в

Получатели бюджетного кредита обязаны: (а) вернуть его и упла­тить проценты за пользование им в установленные сроки; (б) пре­доставлять информацию и отчет об использовании бюджетного кре­дита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соот­ветствующих законодательных (представительных) структур.

Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к плате­жам в бюджет.

Органы, исполняющие бюджет, либо иные уполномоченные орга­ны ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов по их получателям. К отчету об исполнении бюджета соответствующего уровня прилагается отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов.

Сохраняя в целом тенденцию к сокращению финансирования ин­вестиционных проектов за счет бюджетных средств государство ос­тавляет за собой ответственность за создание инвестиционного кли­мата и все чаще обращается к косвенным формам участия в инве­стировании, беря на себя часть инвестиционных рисков в виде гарантий по кредитам или смягчая налоговую нагрузку инвесторов.

Государственные гарантии также предоставляются на особых ус­ловиях — они не должны охватывать всей суммы риска.

Особой формой государственной поддержки частных инвесторов за счет бюджетных средств является инвестиционный налоговый кре­дитПод инвестиционным налоговым кредитом понимается такое изменение срока исполнения налогового обязательства, при котором налогоплательщику при наличии соответствующих оснований пре­доставляется возможность в течение определенного срока и в опре­деленных объемах уменьшить причитающиеся с него налоговые пла­тежи с последующей уплатой суммы кредита (единовременной или поэтапной) и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет. Проценты за пользование кредитом платятся по ставке в пределах от одной вто­рой до трех четвертых ставки рефинансирования Центрального бан­ка Российской Федерации.

Основания предоставления инвестиционного налогового кредита таковы:

• проведение организацией научно-исследовательских или опыт­но-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на соз­дание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

• осуществление организацией внедренческой или инновацион­ной деятельности, в том числе создание новых или совершенст­вование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

• выполнение организацией особо важного заказа по социаль­но-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены. Для получения кредита заинтересованная организация предоставляет заявление, затем в те­чение одного месяца уполномоченный орган принимает решение о предоставлении кредита и оформляет его договором. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения других договоров такого рода по иным основаниям.

Форма договора устанавливается органом исполнительной власти, принимающим решение о предоставлении кредита. Договор должен предусматривать: (а) сумму кредита (с указанием налога, по которо­му организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит); (б) срок действия договора; (в) начисляемые на сумму кредита про­центы; (г) порядок погашения суммы кредита и начисленных про­центов; (д) документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство; (е) ответственность сторон.

Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня заключения договора.

Действие инвестиционного налогового кредита прекращается либо по истечении срока действия договора, либо до истечения это­го срока; последнее имеет место, если: (а) налогоплательщиком дос­рочно выплачена вся причитающаяся сумма налога и соответствую­щих процентов; (б) имеется соглашению сторон; (в) имеется реше­ние суда при нарушении предусмотренных договором условий.

Конкретный порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита устанавливается правовыми актами уровня вла­сти, принявшего на себя эту форму поддержки,— соответствующим законом субъекта РФ и нормативными актами органов местного са­моуправления. Предполагается, как правило, предоставление кредита на конкурсной основе по одному или нескольким видам налогов, за­числяемым в бюджет данного уровня. Определяется также размер инвестиционного налогового кредита, срок и величина процентной ставки за пользование кредитом. К примеру, в Ленинградской облас­ти инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок от шести месяцев до трех лет. Размер процентной ставки за пользова­ние им устанавливается равным одной второй ставки рефинансиро­вания Центрального банка РФ’.

Особое место в системе бюджетного фшгансирования инвестиционных проектов занимают вопросы его институционального обеспечения. В целях снижения инвестиционной нагрузки бюджетов, стимулирования внутрен­них и привлечения иностранных инвестиций Правительство РФ неодно­кратно обращалось к созданию специализированных государственных структур. Так, в 1993 г. была образована государственная инвестиционная корпорация в статусе государственного предприятия 2 с выполнением сле­дующих функций: осуществление экспертизы, конкурсного отбора и реа­лизации инвестиционных проектов с учетом их экономической эффектив­ности и приоритетов федеральных и региональных инвестиционньсх про­грамм; выступление гарантом иностранным и отечественным инвесторам, в том числе за счет осуществления залоговых операций с иностранными банками; участие в подготовке федеральных, региональных и других про­грамм и проектов; организация подготовки специалистов, необходимых для реализации инвестиционных программ и проектов, и т. п. Реализация инвестиционных проектов осуществлялась за счет: (а) централизованных капитальных вложений, выделяемых корпорации целевым назначением Правительством РФ; (б) кредитов Центрального банка РФ; (в) привле­ченных и собственных средств корпорации.

С еще большими полномочиями в плане привлечения ресурсов и предоставления средств на коммерческой основе в том же году была создана Российская финансовая корпорация [72] . В основу ее дея­тельности был положен принцип финансирования инвестиционных проектов на коммерческой и возвратной основах с привлечением средств не только российских, но и иностранных инвесторов.

Особую государственную поддержку получила инвестиционная деятельность финансово-промышленных групп. Федеральным зако­ном от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» 2 предусмотрено предоставление инвестиционных кредитов, государственных гарантий и иных форм финансовой поддержки в целях привлечения различного рода инвестиций.

Следующим принципиальным шагом в развитии практики госу­дарственной поддержки инвестиций было организационное оформле­ние Бюджета развития Российской Федерации в составе капиталь­ных расходов федерального бюджета, предназначенного для кредито­вания, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов.

Объем денежных средств, направляемых в Бюджет развитая, ус­танавливался законом о федеральном бюджете на очередной финан­совый год. К примеру, в составе федерального бюджета на 2000 г. был утвержден Бюджет развития РФ в объеме 26 884,8 млн руб., что составляло немногим боле 3% расходов федерального бюджета?. При этом основным источником его формирования (85,4%) стали связанные инвестиционные иностранные кредиты, получаемые под гарантии Правительства РФ. Доля налоговых доходов федерального бюджета в формировании Бюджета развития невелика — 14,6%; несу­щественна она и по отношению к сумме фактически полученных на­логовых доходов (0,6%).

Основная доля средств Бюджета развития предназначалась для финансирования экспортно ориентированных и импортозамещающих инвестиционных проектов (85,4%), а также для финансирования вы­сокоэффективных инвестиционных проектов (8,7%). Средства Бюд­жета развития предназначались также на формирование и поддержку альтернативных небюджетных государственных инвестиционных ин­ститутов. Были предусмотрены государственные гарантии по заимст­вованиям Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, осу­ществляемым путем выпуска облигаций на 10 лет; принято решение о направлении средств на формирование Российского государствен­ного агентства по страхованию и гарантированию кредитных инве­стиционных рисков (на имущественный взнос и формирование ре­зервного фонда) и т. п. Начиная с 2001 г. вопросы формирования и функционирования Бюджета развития Российской Федерации в составе капитальных расходов федерального бюджета уже не рас­сматриваются.

Читайте также  Одним товаром бизнес идея торговля

Для решения специальных задач государственной экономической политики и в известной степени реализации функций Бюджета раз­вития Правительством РФ созданы государственные кредитные ор­ганизации в форме открытого акционерного общества — Российский банк развития и Российский сельскохозяйственный банк. Их основ­ные функции — кредитование реального сектора экономики, обеспе­чение возврата бюджетных средств, выделенных на возвратной осно­ве юридическим лицам с 1992 по 1999 гг [73] .

В перспективе предполагается отказ от кредитования предпри­ятий и предоставления им финансовых гарантий за счет средств фе­дерального бюджета и полная передаа этих функций специализиро­ванным агентствам, страховым компаниям и банкам с государствен­ным участием [74] .

Мировой опыт государственной поддержки инвестиций через соз­дание системы финансовых посредников и использование инстру­ментов финансового рынка достаточно богат. Для целей инвестиро­вания создаются специальные структуры с полномочиями инвестора (кредитора, гаранта), используются традиционные государственные долговые обязательства и новые финансовые инструменты — ценные бумаги учреждений, получивших правительственную поддержку. По­добные подходы к финансированию характерны для США, Велико­британии, Германии, Мексики и ряда других стран. В наибольшей степени сеть учреждений, имеющих правительственную поддержку и эмитирующих свои ценные бумаги для инвестиционных целей раз­вита в США, где успешно функционируют Федеральные банки жи­лищного кредита, Федеральная национальная ипотечная ассоциация, Система фермерского кредита и др.

Дайте определения следующим ключевым понятиям:

бюджетные инвестиции; бюджетный кредит; инвестиционный на­логовый кредит; государственные гарантии; бюджет развития; венчур­ное финансирование; инновационный проект; молодая проектная ком­пания; венчурные инвесторы; финансовая инвестиция венчурного ин­вестора в молодую компанию; дивестирование средств венчурным инвестором; рост стоимости молодой компании; оценка стоимости мо­лодой компании; первичное размещение акций; разделение бизнеса и продажа выделенной части бизнеса; чистая текущая стоимость ин­вестиционного проекта венчурного инвестора; средневзвешенная стои­мость капитала при венчурном финансировании; параметры облигаци­онного займа; внешние облигации и еврооблигации; облигаций с фик­сированным и переменным купоном; дисконтные облигации; обеспеченные облигации; облигации с правом досрочного отзыва по инициативе эмитента; облигации с правом досрочного отзыва по ини­циативе владельца и конвертируемые облигации; проектное финанси­рование; инвестиционный проект, инновационный проект; заемное проектное финансирование; инвестиционный кредит; порядок расчета процентных платежей и платежей по погашению инвестиционного кредита; кредитная линия по проекту; коммерческий кредит по проек­ту; лизинг оборудования; выпуск целевых облигаций; долевое проект­ное финансирование; целевая дополнительная эмиссия акций; привле­чение долевого финансирования в проектные компании, инновацион­ный кредит; выпуск целевых конвертируемых акций и облигаций.

Что такое бюджетные инвестиции

Если вы являетесь новичком на финансовом рынке, то вам следует знать, что такое бюджетные инвестиции. Под термином «бюджетные инвестиции» принято подразумевать объем денежных средств, которые выделяются из госбюджета и применяются для увеличения стоимости активов, находящихся в госсобственности.

Этот типа инвестиций может осуществляться как за счет федерального бюджета, так за счет местного или регионального. Источник денег, необходимых для капиталовложения, как правило, определяется государственными органами. Действующий бюджетный кодекс содержит нормы, регулирующие бюджетные инвестиции.

Существует целый ряд условий, наличие которых необходимо для осуществления бюджетных инвестиций, среди которых:

  1. Наличие всей необходимой проектной документации.
  2. Инвестиционный проект обязан быть обоснован как с экономической, так и с технической стороны.
  3. Должен быть заключен контракт между заказчиком, в роли которого выступает государство и исполнитель.
  4. Наличие проекта передачи недвижимости в государственную собственность.

Юридические лица могут рассчитывать на получение бюджетных инвестиций лишь в том случае, если существует бизнес-проект, обоснованный как с технической, так и с экономической точки зрения. Этот проект должен быть составлен в полном соответствии с действующими нормами и утвержден госорганами.

Бюджетные инвестиции. Основные виды

Принято различать два основных типа бюджетных инвестиций:

  1. Инвестиции в различные типы материальных активов, таких как недвижимое имущество, земельные участки, оборудование и т.д.
  2. Инвестиции в разнообразные финансовые активы, такие как акции, облигации и т.д.

Значение бюджетных инвестиций

Бюджетные инвестиции являются важной частью экономической политики страны. Этот тип капиталовложения позволяет обеспечить постоянный рост и стабильное развитие экономики страны. Капиталовложения из госбюджета могут осуществляться по решению как федеральных, так и местных органов власти.

Основной целью бюджетных инвестиций является не только увеличение цены активов, находящихся в госсобственности, но и достижения определенного экономического эффекта. В настоящее время большая часть капиталовложений из госбюджета направлена на восстановление важных предприятий, которые из-за высокого уровня износа имеющихся фондов, являются нерентабельными и не могут выдержать конкуренцию на рынке.

Среди огромного количество целей, которые преследуют бюджетные инвестиции, особого внимания заслуживают следующие:

  1. Удовлетворение потребности населения в качественно общественной инфраструктуре.
  2. Избавление от недвижимости, находящейся в аварийном состоянии.
  3. Поддержание необходимого качества жизни граждан, а также обеспечение его роста.

В настоящий момент время важными направлениями бюджетного инвестирования являются:

  1. Развитие и восстановление дорожной сети.
  2. Капиталовложения в объекты здравоохранения с целью улучшения качества медицинского обслуживания населения.
  3. Строительство культурных и социальных объектов, имеющих важное значение для населения.

Практика показывает, что при грамотном подходе бюджетные инвестиции в состоянии обеспечить непрерывное успешное развитие экономики страны. Эти капиталовложения осуществляются путем восстановления/возведения различных элементов инфраструктуры, которые обладают высоким уровнем значимости для граждан.

Важно помнить, что основная цель бюджетных инвестиций заключается не в росте цен активов, которые находятся в госсобственности, а в улучшении качества жизни граждан государства.

Бюджетные инвестиции осуществляются при помощи размещения государственного заказа на возведение/восстановление того или иного объекта. Отношение между заказчиком, в роли которого выступает государство, и исполнителем регулируются нормами действующего гражданского кодекса.

В настоящий момент времени капиталовложения со стороны государства являются основным методом обеспечения стабильной работы различных типов бюджетных организаций.

Также существует такое понятие, как венчурные бюджетные инвестиции. Ярким примером подобных капиталовложений является госпрограмма, направленная на содействие мелким предпринимателям. Благодаря этой программе, огромное количество начинающих предпринимателей, чьи бизнес-планы обладали необходимым потенциалом, получили денежные средства для открытия собственного бизнеса.

Основной целью этой программы являлось развитие мелкого бизнеса, а также рост числа рабочих мест в экономике. К сожалению, эта программа не принесла ожидаемого эффекта, так как лишь небольшое число предпринимателей, получивших помощь от государства, сумело добиться приемлемых показателей доходности.

(Пока оценок нет)

Источники: http://studwood.ru/951311/finansy/byudzhetnye_investitsii_instrument_gosudarstvennoy_podderzhki_finansovogo_ozdorovleniya_predpriyatiy, http://textbook.news/investitsii_988/byudjetnoe-finansirovanie-175690.html, http://cool-profit.ru/chto-takoe-byudzhetnyie-investitsii.html

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос