Бюджетные инвестиции как инструмент государственной поддержки финансового оздоровления предприятий
Для предприятия, по той или иной причине попавшего в кризисную ситуацию, первоочередной является задача привлечения финансовых ресурсов для реализации своей антикризисной программы. Очевидно, что кризисное предприятие, являясь убыточным, испытывает дефицит свободных денежных средств и ограничено в возможностях привлечения их из внешних источников. В этих условиях проблема финансирования становится основным лимитирующим фактором для реализации проектов финансового оздоровления, и зачастую только государственная финансовая поддержка позволяет предприятию выйти из кризиса. Оказание финансовой поддержки социально и экономически значимым предприятиям может осуществляться в различных формах, среди которых целесообразно выделить бюджетные инвестиции, субсидии, изменение сроков уплаты налогов и сборов и предоставление государственных гарантий. Каждая из указанных форм обладает специфическими характеристиками, обусловливающими возможность их использования для поддержки различных мероприятий в составе проектов финансового оздоровления. Так, например, выделение субсидий и инвестиций целесообразно для финансирования таких проектов в части нового строительства, реконструкции или модернизации предприятия, тогда как для погашения накопленной задолженности кризисного предприятия возможно оказание ему государственной поддержки в форме изменения сроков уплаты налогов и сборов или предоставления государственных гарантий.
Бюджетные инвестиции в кризисные предприятия оправданы только в том случае, если выполняются следующие условия:
- · Предприятие является социально и экономически значимым для страны: в данном аспекте безусловный интерес для государства представляют градообразующие предприятия, от функционирования которых зависит как экономическое, так и социальное благополучие монопоселений;
- · Финансовое оздоровление предприятия является целесообразным, что можно констатировать в том случае, когда потенциал предприятия не исчерпан и затраты на финансовое оздоровление позволяют повысить степень его фактического использования;
- · Эффективность бюджетных вложений доказана с точки зрения их доходности.
Согласно Бюджетному кодексу РФ [1], бюджетные инвестиции- это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет данных средств стоимости государственного (муниципального) имущества. Ст.79 и 80 Бюджетного кодекса в новой редакции определены нормы, регулирующие осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности и предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями. (см.рис.1)
Принципиальным моментом с точки зрения бюджетного законодательства является то, что осуществление бюджетных инвестиций всегда должно приводить к увеличению государственной или муниципальной собственности:
- · Предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, влечет соответствующее увеличение уставного фонда государственного (муниципального) унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством о государственных (муниципальных) унитарных предприятиях;
- · Предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию, основанному на праве оперативного управления, автономному и бюджетному учреждению влечет соответствующее увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления, инвестиций государственного (муниципального) унитарного предприятия, автономного и бюджетного учреждения;
- · Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц.
Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности, предусмотренные долгосрочными целевыми программами, могут рассматриваться как часть капитальных расходов государственного бюджета РФ, определяющая годовые ассигнования на капитальные вложения по государственным заказчикам и отраслям.
Государственные инвестиции в отличие от частных, в первую очередь направлены не на извлечение прибыли, а на достижение какого-либо положительного социально и политически значимого результата. Именно этот факт позволяет рассматривать их как эффективный инструмент предложенного организационно-финансового механизма государственной поддержки проектов финансового оздоровления предприятий. (см.рис.2)
Осуществление бюджетных инвестиций в проекты финансового оздоровления возможно только при условии наличия разработанного бизнес-плана. При этом бюджетные инвестиции следует предоставлять только для финансирования мероприятий по развитию (реконструкции, техническому перевооружению, перепрофилированию и т.п.) предприятия. Это требование связано с тем, что в условиях ограниченности бюджетных ресурсов их использование должно быть обосновано с точки зрения экономической эффективности.
Несмотря на кажущуюся, на первый взгляд, нецелесообразность финансирования кризисных предприятий, данная форма поддержки достаточно широко используется в рамках государственной антикризисной политики. Так, например, в 2010 году на бюджетные инвестиции с целью поддержки кризисных предприятий было израсходовано 38177 млн. руб. [5], что составило порядка 30% от общей суммы средств федерального бюджета, направленных на реализацию первоочередных антикризисных мер.
Законодательство многих государств запрещает оказание помощи кризисным предприятиям посредством финансирования, усматривая в этом противоречие принципу конкуренции и создания равных условий для всех компаний. Но, исходя из российского опыта, имея в виду огромное количество градообразующих и оборонных предприятий, нельзя не признать, что такая поддержка в определенном смысле является спасительной для экономики страны.
Осуществляя бюджетные инвестиции в процессе санации, государство может использовать полный или частичный выкуп акций (доли в уставном или складочном капитале) тех предприятий, которые находятся в финансовом кризисе. Об эффективности такого рода бюджетных инвестиций, рассматриваемых в качестве инструмента антикризисной политики, свидетельствует достаточно обширный зарубежный опыт.
Осуществление бюджетных инвестиций в форме выкупе в целях государственной поддержки кризисных предприятий должно включать следующие этапы:
- 1. Экспертиза проекта финансового оздоровления предприятия и оценка эффективности бюджетных инвестиций в данный проект;
- 2. Выделение бюджетных ассигнований в необходимом объеме;
- 3. Оформление доли в уставном капитале предприятия;
- 4. Реализация проекта финансового оздоровления
- 5. Оценка стоимости доли государства в уставном капитале в случае его успешного оздоровления;
- 6. «Выход» государства из проинвестированного предприятия.
Основные способы «выхода» государства из компании можно условно разделить на три группы:
- · Выкуп пакета акций (доли в уставном/складочном капитале) акционерами проинвестированного им предприятия (обратный выкуп);
- · Выкуп пакета акций (доли в уставном/складочном капитале) сторонней компанией (стратегическим инвестором, партнером);
- · «выход» через IPO (Initial Public Offering), предполагающий размещение акций на фондовой бирже.
В случае успешной реализации проекта финансового оздоровления государство может реализовывать принадлежащий ему пакет акций (долю в уставном или складочном капитале) по значительно возросшей цене, а собственник получает возможность восстановить контроль над компанией путем обратного выкупа.
Осуществление бюджетных инвестиций в проекты финансового оздоровления, с одной стороны, дает возможность смены собственника предприятия в процессе «выхода» из него государства, с другой — не создает необходимость формирования управленческого аппарата для проинвестированного предприятия и финансирования всех затрат, связанных с погашением накопленной задолженности и осуществлением текущей деятельности.
В заключение нужно отметить, что в процессе финансового оздоровления градообразующих предприятий предоставление им государственной поддержки в форме бюджетных инвестиций зачастую является единственно возможным способом сохранения и развития соответствующих монопоселений. В связи с этим можно констатировать необходимость выделения бюджетных инвестиций для государственной поддержки проектов финансового оздоровления градообразующих предприятий, включенных в комплексный инвестиционный план развития монопоселения.
§ 5. Бюджетное финансирование
Принципиально новыми подходами к финансированию частных инвестиций за счет бюджетных средств, сформировавшихся в Российской Федерации к середине 1990-х гг., являются: (а) выделение особого объекта финансирования — инвестиционного проекта (в отличие от финансирования юридических лиц или строек и объектов, например, для государственных нужд); (б) конкурсный отбор инвестиционных проектов для финансирования с учетом их экономической эффективности и приоритетности программ; (в) предоставление средств на возвратной и, как правило, возмездной основах; (г) долевое участие государства в финансировании инвестиционных проектов; (д) создание специализированных структур для организации государственного финансирования инвестиций и снятие соответствующей нагрузки с бюджетов.
Условия и порядок конкурсного отбора инвестиционных проектов прописаны в постановлении Правительства от 22 июля 1994 г. № 744 «О порядке размещения централизованных ресурсов на конкурсной основе» [69] , в соответствии с которым были подготовлены и утверждены (декабрь 1994 г.) Методические рекомендации о порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов. При Министерстве экономики РФ (с 2000 г.— Министерство экономического развития и торговли РФ) была создана Комиссия по инвестиционным конкурсам, организованы рабочая группа и экспертный совет для отбора инвестиционных проектов для бюджетного финансирования. Конкурсный порядок размещения централизованных инвестиционных ресурсов действует с 1995 г. и распространяется на все вновь начинаемые стройки и объекты производственного назначения в составе федеральных целевых программ, независимо от их сметной стоимости.
В качестве претендентов на участие в конкурсах определены юридические и физические лица. Основное условие конкурса — обеспечение ввода в действие производственных мощностей и объектов в установленный срок при минимальном участии федерального бюджета в финансировании проекта. В дальнейшем, в развитие системы конкурсного отбора коммерческих инвестиционных проектов были уточнены условия предоставления государственной поддержки [70] :
••преимущественное право на участие в конкурсе на получение государственной поддержки получили инвестиционные проекты, связанные с развитием «точек роста» экономики;
• инвестор вкладывает по ним не менее 20% собственных средств (акционерный капитал, прибыль, амортизация), необходимых для реализации проекта;
• срок окупаемости проектов, рассчитанный на основе методических положений, как правило, не должен превышать двух лет.
Конкурсные проекты должны иметь бизнес-план, а также заключения государственной экологической экспертизы, государственной вневедомственной или независимой экспертизы. Представляемые на конкурс инвестиционные проекты классифицируются по категориям, соответственно которым определяется величина государственной поддержки за счет средств федерального бюджета (табл. 10.1).
Примечание. Составлено в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. №534 «О дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации» // Российская газета. 1996. №89.
Размер государственной поддержки в форме государственных гарантий устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать 60% заемных средств, необходимых для его осуществления. Решения об оказании государственной поддержки реализации прошедших конкурсный отбор инвестиционных проектов принимаются Комиссией по инвестиционным конкурсам и направляются в Министерство финансов для их реализации. Инвестор, победив
ший в конкурсе, имеет право выбора формы государственной поддержки.
Государственная поддержка реализации прошедших конкурсный отбор инвестиционных проектов может осуществляться путем предоставления: (а) государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ; (б) средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе на срок не более 24 месяцев [71] ; в) государственных гарантий по возмещению за счет средств федерального бюджета части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора.
Условия предоставления государственной поддержки за счет средств федерального бюджета определяются в соответствии с законом о федеральном бюджете на очередной год.
Частные инвесторы, вложившие свои средства в реализацию проекта, включенного в федеральную инвестиционную программу, приобретают право собственности на созданные (или реконструированные) объекты и производства в соответствии с долей вложенных средств.
В Бюджетном кодексе РФ уточнены условия, на которых может осуществляться бюджетное финансирование в установленных формах.
Бюджетные инвестиции. Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются бюджетом соответствующего уровня при условии включения их в федеральную (региональную) целевую программу либо в соответствии с решением органа исполнительной власти Российской Федерации, ее субъекта или органа местного самоуправления. Федеральные инвестиционные объекты, предусматривающие расходы в сумме более 200 ООО минимальных размеров оплаты труда, подлежат рассмотрению и утверждению в порядке, предусмотренном для финансирования федеральных целевых программ. Предоставление бюджетных инвестиций влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества созданных с привлечением бюджетных средств объектов. В дальнейшем эта часть передается в управление соответствующим органам управления государственным или муниципальным имуществом.
Бюджетные инвестиции такого рода включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и указанным юридическим лицом об участии Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования в собственности получателя инвестиций.
Проекты договоров оформляются в течение двух месяцев после вступления в силу закона о бюджете. Отсутствие оформленных в установленном порядке договоров служит основанием для блокировки предусмотренных на соответствующие бюджетные инвестиции расходов.
Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на условиях возмездное™ и только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.
Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности. Оценка имущества, предоставленного в обеспечение получения бюджетного кредита, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом. Проверка получателя кредита и целевого использования предоставленных средств может быть также проведена в любое время действия кредита.
Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.
Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Осуществление операций и Платежей за счет средств бюджетного кредита осуществляется заемщиком самостоятельно в соответствии с целями бюджетного кредита.
Получатели бюджетного кредита обязаны: (а) вернуть его и уплатить проценты за пользование им в установленные сроки; (б) предоставлять информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) структур.
Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.
Органы, исполняющие бюджет, либо иные уполномоченные органы ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов по их получателям. К отчету об исполнении бюджета соответствующего уровня прилагается отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов.
Сохраняя в целом тенденцию к сокращению финансирования инвестиционных проектов за счет бюджетных средств государство оставляет за собой ответственность за создание инвестиционного климата и все чаще обращается к косвенным формам участия в инвестировании, беря на себя часть инвестиционных рисков в виде гарантий по кредитам или смягчая налоговую нагрузку инвесторов.
Государственные гарантии также предоставляются на особых условиях — они не должны охватывать всей суммы риска.
Особой формой государственной поддержки частных инвесторов за счет бюджетных средств является инвестиционный налоговый кредитПод инвестиционным налоговым кредитом понимается такое изменение срока исполнения налогового обязательства, при котором налогоплательщику при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных объемах уменьшить причитающиеся с него налоговые платежи с последующей уплатой суммы кредита (единовременной или поэтапной) и начисленных процентов.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет. Проценты за пользование кредитом платятся по ставке в пределах от одной второй до трех четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Основания предоставления инвестиционного налогового кредита таковы:
• проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
• осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
• выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.
Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены. Для получения кредита заинтересованная организация предоставляет заявление, затем в течение одного месяца уполномоченный орган принимает решение о предоставлении кредита и оформляет его договором. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения других договоров такого рода по иным основаниям.
Форма договора устанавливается органом исполнительной власти, принимающим решение о предоставлении кредита. Договор должен предусматривать: (а) сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит); (б) срок действия договора; (в) начисляемые на сумму кредита проценты; (г) порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов; (д) документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство; (е) ответственность сторон.
Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня заключения договора.
Действие инвестиционного налогового кредита прекращается либо по истечении срока действия договора, либо до истечения этого срока; последнее имеет место, если: (а) налогоплательщиком досрочно выплачена вся причитающаяся сумма налога и соответствующих процентов; (б) имеется соглашению сторон; (в) имеется решение суда при нарушении предусмотренных договором условий.
Конкретный порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита устанавливается правовыми актами уровня власти, принявшего на себя эту форму поддержки,— соответствующим законом субъекта РФ и нормативными актами органов местного самоуправления. Предполагается, как правило, предоставление кредита на конкурсной основе по одному или нескольким видам налогов, зачисляемым в бюджет данного уровня. Определяется также размер инвестиционного налогового кредита, срок и величина процентной ставки за пользование кредитом. К примеру, в Ленинградской области инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок от шести месяцев до трех лет. Размер процентной ставки за пользование им устанавливается равным одной второй ставки рефинансирования Центрального банка РФ’.
Особое место в системе бюджетного фшгансирования инвестиционных проектов занимают вопросы его институционального обеспечения. В целях снижения инвестиционной нагрузки бюджетов, стимулирования внутренних и привлечения иностранных инвестиций Правительство РФ неоднократно обращалось к созданию специализированных государственных структур. Так, в 1993 г. была образована государственная инвестиционная корпорация в статусе государственного предприятия 2 с выполнением следующих функций: осуществление экспертизы, конкурсного отбора и реализации инвестиционных проектов с учетом их экономической эффективности и приоритетов федеральных и региональных инвестиционньсх программ; выступление гарантом иностранным и отечественным инвесторам, в том числе за счет осуществления залоговых операций с иностранными банками; участие в подготовке федеральных, региональных и других программ и проектов; организация подготовки специалистов, необходимых для реализации инвестиционных программ и проектов, и т. п. Реализация инвестиционных проектов осуществлялась за счет: (а) централизованных капитальных вложений, выделяемых корпорации целевым назначением Правительством РФ; (б) кредитов Центрального банка РФ; (в) привлеченных и собственных средств корпорации.
С еще большими полномочиями в плане привлечения ресурсов и предоставления средств на коммерческой основе в том же году была создана Российская финансовая корпорация [72] . В основу ее деятельности был положен принцип финансирования инвестиционных проектов на коммерческой и возвратной основах с привлечением средств не только российских, но и иностранных инвесторов.
Особую государственную поддержку получила инвестиционная деятельность финансово-промышленных групп. Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» 2 предусмотрено предоставление инвестиционных кредитов, государственных гарантий и иных форм финансовой поддержки в целях привлечения различного рода инвестиций.
Следующим принципиальным шагом в развитии практики государственной поддержки инвестиций было организационное оформление Бюджета развития Российской Федерации в составе капитальных расходов федерального бюджета, предназначенного для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов.
Объем денежных средств, направляемых в Бюджет развитая, устанавливался законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. К примеру, в составе федерального бюджета на 2000 г. был утвержден Бюджет развития РФ в объеме 26 884,8 млн руб., что составляло немногим боле 3% расходов федерального бюджета?. При этом основным источником его формирования (85,4%) стали связанные инвестиционные иностранные кредиты, получаемые под гарантии Правительства РФ. Доля налоговых доходов федерального бюджета в формировании Бюджета развития невелика — 14,6%; несущественна она и по отношению к сумме фактически полученных налоговых доходов (0,6%).
Основная доля средств Бюджета развития предназначалась для финансирования экспортно ориентированных и импортозамещающих инвестиционных проектов (85,4%), а также для финансирования высокоэффективных инвестиционных проектов (8,7%). Средства Бюджета развития предназначались также на формирование и поддержку альтернативных небюджетных государственных инвестиционных институтов. Были предусмотрены государственные гарантии по заимствованиям Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, осуществляемым путем выпуска облигаций на 10 лет; принято решение о направлении средств на формирование Российского государственного агентства по страхованию и гарантированию кредитных инвестиционных рисков (на имущественный взнос и формирование резервного фонда) и т. п. Начиная с 2001 г. вопросы формирования и функционирования Бюджета развития Российской Федерации в составе капитальных расходов федерального бюджета уже не рассматриваются.
Для решения специальных задач государственной экономической политики и в известной степени реализации функций Бюджета развития Правительством РФ созданы государственные кредитные организации в форме открытого акционерного общества — Российский банк развития и Российский сельскохозяйственный банк. Их основные функции — кредитование реального сектора экономики, обеспечение возврата бюджетных средств, выделенных на возвратной основе юридическим лицам с 1992 по 1999 гг [73] .
В перспективе предполагается отказ от кредитования предприятий и предоставления им финансовых гарантий за счет средств федерального бюджета и полная передаа этих функций специализированным агентствам, страховым компаниям и банкам с государственным участием [74] .
Мировой опыт государственной поддержки инвестиций через создание системы финансовых посредников и использование инструментов финансового рынка достаточно богат. Для целей инвестирования создаются специальные структуры с полномочиями инвестора (кредитора, гаранта), используются традиционные государственные долговые обязательства и новые финансовые инструменты — ценные бумаги учреждений, получивших правительственную поддержку. Подобные подходы к финансированию характерны для США, Великобритании, Германии, Мексики и ряда других стран. В наибольшей степени сеть учреждений, имеющих правительственную поддержку и эмитирующих свои ценные бумаги для инвестиционных целей развита в США, где успешно функционируют Федеральные банки жилищного кредита, Федеральная национальная ипотечная ассоциация, Система фермерского кредита и др.
Дайте определения следующим ключевым понятиям:
бюджетные инвестиции; бюджетный кредит; инвестиционный налоговый кредит; государственные гарантии; бюджет развития; венчурное финансирование; инновационный проект; молодая проектная компания; венчурные инвесторы; финансовая инвестиция венчурного инвестора в молодую компанию; дивестирование средств венчурным инвестором; рост стоимости молодой компании; оценка стоимости молодой компании; первичное размещение акций; разделение бизнеса и продажа выделенной части бизнеса; чистая текущая стоимость инвестиционного проекта венчурного инвестора; средневзвешенная стоимость капитала при венчурном финансировании; параметры облигационного займа; внешние облигации и еврооблигации; облигаций с фиксированным и переменным купоном; дисконтные облигации; обеспеченные облигации; облигации с правом досрочного отзыва по инициативе эмитента; облигации с правом досрочного отзыва по инициативе владельца и конвертируемые облигации; проектное финансирование; инвестиционный проект, инновационный проект; заемное проектное финансирование; инвестиционный кредит; порядок расчета процентных платежей и платежей по погашению инвестиционного кредита; кредитная линия по проекту; коммерческий кредит по проекту; лизинг оборудования; выпуск целевых облигаций; долевое проектное финансирование; целевая дополнительная эмиссия акций; привлечение долевого финансирования в проектные компании, инновационный кредит; выпуск целевых конвертируемых акций и облигаций.
Что такое бюджетные инвестиции
Если вы являетесь новичком на финансовом рынке, то вам следует знать, что такое бюджетные инвестиции. Под термином «бюджетные инвестиции» принято подразумевать объем денежных средств, которые выделяются из госбюджета и применяются для увеличения стоимости активов, находящихся в госсобственности.
Этот типа инвестиций может осуществляться как за счет федерального бюджета, так за счет местного или регионального. Источник денег, необходимых для капиталовложения, как правило, определяется государственными органами. Действующий бюджетный кодекс содержит нормы, регулирующие бюджетные инвестиции.
Существует целый ряд условий, наличие которых необходимо для осуществления бюджетных инвестиций, среди которых:
- Наличие всей необходимой проектной документации.
- Инвестиционный проект обязан быть обоснован как с экономической, так и с технической стороны.
- Должен быть заключен контракт между заказчиком, в роли которого выступает государство и исполнитель.
- Наличие проекта передачи недвижимости в государственную собственность.
Юридические лица могут рассчитывать на получение бюджетных инвестиций лишь в том случае, если существует бизнес-проект, обоснованный как с технической, так и с экономической точки зрения. Этот проект должен быть составлен в полном соответствии с действующими нормами и утвержден госорганами.
Бюджетные инвестиции. Основные виды
Принято различать два основных типа бюджетных инвестиций:
- Инвестиции в различные типы материальных активов, таких как недвижимое имущество, земельные участки, оборудование и т.д.
- Инвестиции в разнообразные финансовые активы, такие как акции, облигации и т.д.
Значение бюджетных инвестиций
Бюджетные инвестиции являются важной частью экономической политики страны. Этот тип капиталовложения позволяет обеспечить постоянный рост и стабильное развитие экономики страны. Капиталовложения из госбюджета могут осуществляться по решению как федеральных, так и местных органов власти.
Основной целью бюджетных инвестиций является не только увеличение цены активов, находящихся в госсобственности, но и достижения определенного экономического эффекта. В настоящее время большая часть капиталовложений из госбюджета направлена на восстановление важных предприятий, которые из-за высокого уровня износа имеющихся фондов, являются нерентабельными и не могут выдержать конкуренцию на рынке.
Среди огромного количество целей, которые преследуют бюджетные инвестиции, особого внимания заслуживают следующие:
- Удовлетворение потребности населения в качественно общественной инфраструктуре.
- Избавление от недвижимости, находящейся в аварийном состоянии.
- Поддержание необходимого качества жизни граждан, а также обеспечение его роста.
В настоящий момент время важными направлениями бюджетного инвестирования являются:
- Развитие и восстановление дорожной сети.
- Капиталовложения в объекты здравоохранения с целью улучшения качества медицинского обслуживания населения.
- Строительство культурных и социальных объектов, имеющих важное значение для населения.
Практика показывает, что при грамотном подходе бюджетные инвестиции в состоянии обеспечить непрерывное успешное развитие экономики страны. Эти капиталовложения осуществляются путем восстановления/возведения различных элементов инфраструктуры, которые обладают высоким уровнем значимости для граждан.
Важно помнить, что основная цель бюджетных инвестиций заключается не в росте цен активов, которые находятся в госсобственности, а в улучшении качества жизни граждан государства.
Бюджетные инвестиции осуществляются при помощи размещения государственного заказа на возведение/восстановление того или иного объекта. Отношение между заказчиком, в роли которого выступает государство, и исполнителем регулируются нормами действующего гражданского кодекса.
В настоящий момент времени капиталовложения со стороны государства являются основным методом обеспечения стабильной работы различных типов бюджетных организаций.
Также существует такое понятие, как венчурные бюджетные инвестиции. Ярким примером подобных капиталовложений является госпрограмма, направленная на содействие мелким предпринимателям. Благодаря этой программе, огромное количество начинающих предпринимателей, чьи бизнес-планы обладали необходимым потенциалом, получили денежные средства для открытия собственного бизнеса.
Основной целью этой программы являлось развитие мелкого бизнеса, а также рост числа рабочих мест в экономике. К сожалению, эта программа не принесла ожидаемого эффекта, так как лишь небольшое число предпринимателей, получивших помощь от государства, сумело добиться приемлемых показателей доходности.
(Пока оценок нет)
Источники: http://studwood.ru/951311/finansy/byudzhetnye_investitsii_instrument_gosudarstvennoy_podderzhki_finansovogo_ozdorovleniya_predpriyatiy, http://textbook.news/investitsii_988/byudjetnoe-finansirovanie-175690.html, http://cool-profit.ru/chto-takoe-byudzhetnyie-investitsii.html
Источник: