Факторы привлечения инвестиций в регион

Привлечение инвестиций в страну и регионы

Принятие инвестором решения по вложению инвестиций относится к наиболее сложному при процедуре выбора. Оно основано на многовариантной, многокритериальной оценке целого ряда факторов и тенденций, действующих в регионе. Каждый потенциальный инвестор при наличии достаточной информации об инвестиционной привлекательности имеет возможность выбрать регион с наилучшими условиями инвестирования.

Поэтому оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. От ее правильности зависят последствия, как для инвестора, так и для экономики региона и страны в целом.

Инвестиционная привлекательность определяется как система или сочетание различных объективных признаков, средств, возможностей, обуславливающих в совокупности потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в данный, регион или территорию. Она формируется из двух компонентов: уровня инвестиционного потенциала, который определяется рядом экономических, социальных и природно-географических факторов, и уровня некоммерческих инвестиционных рисков, которые обуславливаются внешней по отношению к инвестору макроэкономической и региональной ситуацией.

Инвестиционный потенциал (инвестиционная емкость территории) представляет собой сумму объективных предпосылок для инвестиций, которая зависит как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического состояния. Оценка инвестиционного потенциала страны или региона в своей основе характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели: насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. п.), потребительский спрос населения, уровень инфляции и др.

Инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов (каждый из которых, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей) [1]: ресурсно-сырьевого; трудового; производственного; инновационного; институционального; инфраструктурного; финансового; потребительского.

Впоследствии (в «Рейтинге инвестиционной привлекательности регионов РФ 2005-2006 годов») ресурсно-сырьевой фактор был преобразован в природно-ресурсный и в качестве самостоятельного фактора был выделен туристический.[2]

Вероятность потери инвестиций и дохода от них характеризует инвестиционный риск. Он показывает, почему не следует (или следует) инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион или страну. Риск как бы суммирует правила игры на инвестиционном рынке. Степень инвестиционного риска региона зависит от политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуаций. Рассчитываются следующие виды риска [1]: экономический; финансовый; политический; социальный; экологический; криминальный; законодательный.

В рейтинге 2005-2006 годов был добавлен управленческий риск, а в 2006-2007 годах был исключен политический риск. Количество представленных в рейтинге регионов изменилось с 89 в 1997/1998гг. до 85 в 2006/2007гг. [2;3]

Для составления объективной картины инвестиционного привлекательности Ростовской области и определения её динамики необходимо учесть результаты кредитного рейтинга региона и изменения места Ростовской области в рейтингах инвестиционной привлекательности регионов России.

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА – АК&М» Ростовской области присвоен кредитный рейтинг – «A+» с позитивными перспективами, который означает, что она относится к категории заемщиков, имеющих высокий уровень надежности. В краткосрочной перспективе риск несвоевременного выполнения обязательств Администрацией Ростовской области низкий. Вероятность реструктуризации долга или его части минимальна. Серьезные проблемы в основных сферах деятельности региона отсутствуют. Риск полного или частичного отказа от выполнения обязательств сравнительно низок. В течение срока действия рейтинга можно ожидать улучшения параметров кредитоспособности региона.[4]

Что касается рейтинга инвестиционной привлекательности, то на основании данных рейтингового агентства «Эксперт РА» автором составлены таблицы, отражающие сводные результаты рейтингов инвестиционного риска и инвестиционного потенциала Ростовской области за 10 лет, которые представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1- Инвестиционный риск Ростовской области в 1998-2008гг.

Стратегия привлечения инвестиций в регион

Прохоров Андрей Юрьевич, аспирант факультета управления и психологии, кафедра отраслевой экономики, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Для развития любой экономической системы необходимо задействование привлеченных извне ресурсов, соответственно ставится ряд таких вопросов: «Как привлечь? Сколько? Откуда?». Актуальным также является вопрос о распределении привлеченных ресурсов, позволяющем сбалансировано развивать экономику региона в целом.

Управление региональной стратегией привлечения инвестициями осуществляется региональными органами власти. Соответственно акцент управления ставится не только на аккумулировании финансовых, материальных и не материальных активов как особой формы инвестиционных вложений, но и на процессе их распределения в целях достижения максимального эффекта, а соответственно повышения рентабельности вложений и отдачи от реализации проекта. Таким образом, особую роль приобретает вопрос поиска и оценки перспективных объектов инвестирования, так как неверно выбранный объект инвестирования по оптимистичному сценарию оборачивается состоянием безубыточности, а по пессимистичному – убытками и издержками, вызванными невозможностью реализовать альтернативный инвестиционный проект. И, как следствие, возникает прямая угроза реализации региональной стратегии привлечения инвестиций в целом.

Следовательно, начальный этап формирования стратегии привлечения инвестиций в регион предполагает выделение перспективных объектов вложения инвестиций. Объектами управленческого воздействия могут выступать сферы производства и предоставления услуг, инфраструктурные элементы регионального рынка, инвестиционные процессы и т.д. Воздействие на них со стороны органов власти должно способствовать повышению уровня эффективности региональной инвестиционной деятельности. Согласно принципу измеримости, присущему стратегическим целям, возникает необходимость трансформирования целей в конкретные критерии управления.

Читайте также  Ответы на тест иностранные инвестиции

Согласованность целей управления и управленческих факторов

К критериям управления инвестиционной стратегией региона можно отнести достижение положительной динамики следующих показателей:

1) темп роста привлекаемых инвестиций, как за счет собственных финансовых ресурсов, так и за счет прямых, портфельных и иных, в том числе и иностранных;

2) уровень капитализации приоритетных отраслей региональной экономики;

3) снижение финансового риска в регионе и, как следствие, повышение рейтинга инвестиционной привлекательности;

4) рост объема валового регионального продукта.

Данный перечень критериев не является исчерпывающим в силу возможности использования в качестве таковых ряда других показателей, производных и связанных с данными.

Инвестиционная стратегия должна учитывать, в первую очередь, инвестиционный потенциал региона и определяющие его факторы, такие, как ресурсно-сырьевой потенциал, финансовый, трудовой, инфраструктурный, интеллектуально-инновационный и др. Степень согласованности целей управления и управленческих факторов можно определить исходя из достигнутых показателей, таких как затраты, рентабельность, эффективность производства и др., позволяющие оценить уровень мобилизации вышеперечисленных факторов.

Учитывая множество и разнородность входящих в инвестиционный потенциал факторов, необходимо учесть, что однотипность управленческого воздействия на них весьма сомнительно может дать оптимальный эффект, то есть возникает необходимость в дифференцированности управленческих воздействий. По характеру управленческого воздействия выделяют прямые и косвенные методы.

Методы управленческого воздействия

Специфика прямых методов управленческого воздействия заключается в непосредственном воздействии на субъекты экономической деятельности со стороны органов государственной власти посредством административных полномочий, используя принадлежащие им ресурсы и объекты. Из преимуществ прямых методов можно выделить оперативность, целенаправленность, обеспечение приоритетов стратегии регионального инвестирования, но в то же время отсутствие гибкости и тенденций к саморегулируемости лишает таких основ конкурентной борьбы, как стимулирование инициативы и стремлений к совершенствованию, что в условиях рыночной экономики приводит к потере конкурентоспособности.

К мерам директивного управленческого воздействия можно отнести:

1) нормативно-правовую базу, регламентирующую и регулирующая инвестиционную деятельность в регионе;

2) управление региональной собственностью, в том числе унитарными предприятиями исключительно благодаря поддержке из бюджета, без применения рыночных механизмов управления;

3) разработку и реализацию региональных программ инвестирования;

4) определение общеобязательных требований достижения директивно установленных параметров хозяйственной деятельности к субъектам инвестиционной системы региона.

Косвенные методы управленческого воздействия являются более гибкими в силу отсутствия обязательно формализованного характера. В условиях рыночной экономики это позволяет более оптимально сбалансировать частные и общественные интересы, за исключением законодательно ограниченных видов экономической деятельности (оборот оружия, наркотических и психотропных веществ), где отсутствие административных мер воздействия может пагубно сказаться на социально-экономическом состоянии региональной экономики, привести к образованию теневого сектора и резкому снижению инвестиционной привлекательности для «чистого» капитала.

Способы поддержки потенциальных инвесторов

Применение только какого-либо одного метода не позволит эффективно использовать ресурсный потенциал региона, что, в свою очередь, способно стать препятствием для формирования высокого уровня инвестиционной привлекательности региона в целом и существенно ослабить реализацию стратегии по привлечению инвестиций в регион. Это связано с ориентацией потенциального инвестора на свободу выбора, подразумеваемого рыночной экономикой, и защиту его интересов со стороны закона, что может быть реализовано лишь путем применения смешанного метода управленческого воздействия (прямого и косвенного воздействия).

С учетом специфики рыночной экономики возникает вопрос о возможности одновременного применения прямого и косвенного методов в рамках реализации экономического подхода развития региона, который, безусловно, будет включать в себя: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные, антимонопольные, внешнеэкономические и прочие методы управления. В целях реализации стратегии привлечения инвестиций в регион необходимо предусмотреть возможность поддержки потенциальных инвесторов:

1) в рамках бюджетного метода управления возможность предоставления субсидий, субвенций, бюджетных гарантий;

2) в рамках налогового – рассмотреть возможность применения налогового кредита в качестве налоговой скидки на привлекаемые инвестиции, а также ослабление налогового бремени посредством специальных режимов для инвесторов;

3) кредитно-денежного – страхование кредитов;

4) антимонопольного – противодействие монополизации рынка путем создания бизнес-инкубаторов, консультационных услуг, способствование развитию конкурентной среды;

5) внешнеэкономического – способствование созданию благоприятного имиджа и инвестиционного климата региона, активное привлечение иностранных инвестиций;

6) прочие – страхование риска, поиск и развитие предпосылок привлечения средств инвесторов именно в данный регион.

Классификация инвесторов

Таким образом, в рамках стратегии привлечения инвестиций в регион можно говорить о повышении уровня инвестиционной привлекательности региона, тем не менее, учитывая разнородность областей интересов потенциальных инвесторов, в целях повышения эффективности привлеченных инвестиционных ресурсов необходимо выявить наиболее перспективные направления инвестирования и их соотношения с интересами потенциальных инвесторов. В этих целях представляется целесообразным сегментирование инвесторов на следующие группы:

1) предприятия, ориентированные на экспортную деятельность;

2) ТНК (транснациональные корпорации);

3) малые и средние предприятия, ориентированные на местный рынок;

4) иностранные инвесторы;

5) физические и юридические лица осуществляющие поддержку развития бизнеса (венчурные фонды, бизнес-ангелы и др.).

Реализация стратегии привлечения инвестиций в регион с учетом вышеизложенного не может быть осуществлена без консолидации таких ресурсов управления как трудовые, финансовые, природные, материально-технические, управленческие и интеллектуальные, что возможно только при условии их организационно-правового обеспечения, развитой методики, опирающейся достоверность и полноту информационного сопровождения.

Читайте также  Инвестиции как вид экономической деятельности

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Факторы инвестиционной привлекательности регионов

Анализ факторов начнем с рассмотрения основных теорий движения капитала, а также макро- и микроэкономических факторов, влияющих на потоки международных инвестиций.

Отношения между внутренними инвестициями и экономическим ростом были тщательно изучены многими экономистами. И в теории подчеркивается, что рост экономики может быть достигнут, прежде всего, благодаря росту уровня инвестиций. Но уровень внутренних инвестиций может быть ограничен двумя принципиальными факторами:

  • 1. возможностью страны освоить дополнительный капитал;
  • 2. уровнем внутренних сбережений.

Любой из этих двух факторов может навязать границу уровня инвестиций и, следовательно, границу уровня роста ВВП (при заданной капиталоотдаче).

Предположим, что экономика страны способна освоить объем инвестиций, необходимый для достижения целевого (желаемого) уровня экономического роста. В этом случае страна может столкнуться с проблемой недостаточного уровня внутренних сбережений. Данная проблема решается, если дефицит сбережений финансируется чистыми займами из-за границы. Кроме того, достижение желаемого уровня инвестиций (I*) может быть ограничено дефицитом иностранной валюты. Дело в том, что с целью инвестирования страна часто должна приобретать за границей оборудование и другие средства производства, которые сама производить не может. Иными словами, стране потребуется определенный уровень импорта (М*). При отсутствии иностранных кредитов и займов страна может достичь М* только через расширение экспорта (Х). Поэтому, если М* > X, существует дефицит иностранной валюты, который блокирует достижение I*. Так же, как и в случае с дефицитом сбережений, дефицит иностранной валюты может быть закрыт иностранными займами.

Теперь обратимся к теории международных инвестиций, которая дает много различных объяснений международных инвестиционных потоков, и рассмотрим ее применение в странах с переходной экономикой. Неоклассическая теория видела разницу в ставках процента между странами как единственный стимул движения капитала. Но разница в процентных ставках может объяснить только односторонние потоки капитала из страны с низкой процентной ставкой в страну с высокой процентной ставкой. В реальности же имеют место потоки капитала в обе стороны между многими парами государств. Практика также показывает, что в ряде случаев инвесторы отдают большее предпочтение внутренним вложениям, чем зарубежным.

Экономическая теория приводит две основные причины этого явления: налоги и операционные издержки. Если налог на иностранные активы настолько велик, что перекрывает дивиденды (или меньший риск), ожидаемые от них, инвестор предпочтет вложить деньги во внутренние активы. Если операционные издержки, возникающие при покупке или продаже иностранного имущества, выше, чем издержки, связанные с местным имуществом, следует ожидать, что иностранные ценные бумаги будут вращаться реже, чем внутренние.

Многие экономисты полагают, что лучшее объяснение мобильности капитала — существование разницы между внутренними сбережениями и внутренними инвестициями. Между тем, обнаружен очень высокий показатель корреляции между национальными сбережениями и инвестициями (причем в странах как с высокими, так и с низкими доходами на душу населения), что должно означать: капитал в значительной степени недвижим, и его мобильность на более высоких этапах развития не увеличивается. Однако, эмпирические данные доказывают, что это не так. Соответственно, есть точка зрения, что высокая взаимосвязь между сбережениями и инвестициями в действительности не говорит ничего о мобильности капитала. Отношение между сбережениями и инвестициями отражает соотношение торгуемых и не торгуемых на внешних рынках товаров, а не мобильность капитала. Страна с относительно закрытой экономикой, с высокой долей не торгуемых товаров в общем потреблении чаще всего по необходимости использует собственные средства для инвестирования. Поэтому страны с относительно низкими внешнеторговыми потоками будут обладать и относительно низким потоком капитала.

B литературе описываются и другие факторы, влияющие на решения ТНК размещать инвестиции в других странах:

  • * издержки труда. Затраты на заработную плату варьируют не только между развивающимися и развитыми странами, но и внутри этих групп;
  • * рыночные факторы. На решение о размещении ПИИ могут повлиять такие характеристики, как размер рынка, рост рынка, степень развития конкуренции;
  • * внешнеторговые барьеры. Многие страны, пытаясь поощрять внутренние инвестиции, используют практику внешнеторговых ограничений;
  • * политика правительства. Этот фактор оказывает существенное влияние на инвестиционный климат внутри каждой страны как прямо, так и косвенно.

Необходимо отметить, что вышерассмотренные теории в основном не исключают друг друга, и многие экономисты комбинируют элементы этих теорий. Подобный синтез позволяет выделить основные факторы, влияющие на приток иностранных инвестиций (см. таблицу 1).

Таблица 1. Факторы, влияющие на привлечение иностранных инвестиций

A. Макроэкономические факторы

B. Микроэкономические факторы

1) Политика правительства:

2) Факторы бизнес цикла:

3) Международные условия:

экономический рост в других странах;

политическая и экономическая стабильность в стране-реципиенте.

1) Особые преимущества или факторы, дающие фирме исключительные возможности на рынке:

дифференциация товаров, рыночные навыки;

права собственности, технологии, управление.

2) Факторы, сокращающие издержки производства:

экономия на масштабах;

3) Факторы сравнительного преимущества:

способность находиться в тесном контакте с конечными потребителями;

возможность располагать дешевыми ресурсами (труд, сырье);

Читайте также  Классификация инвестиций по срокам инвестирования

использование технологических новшеств.

  • 4) Размер операционных издержек.
  • 5) Факторы диверсификации:

разница в доле возврата;

разница в степени риска.

6) Факторы маркетинга.

Приток иностранных инвестиций в определенный регион зависит от многих факторов. Один из них — наличие природных ресурсов и дешевой рабочей силы. Второй — наличие у иностранных инвесторов монопольных преимуществ перед местными производителями в стране-реципиенте. Третий — наличие соответствующей инфраструктуры и требуемого качества труда. Даже если зарплата в какой-либо стране ниже, чем в других странах, и иностранным инвесторам предоставляются исключительные преимущества, иностранные инвесторы не будут вкладывать свои средства в этой стране, если там нет необходимой инфраструктуры и квалифицированной рабочей силы. Страны Юго-Восточной Азии, например, отличались требуемым качеством труда и инфраструктуры, в том числе социальной, а также более низкой зарплатой по сравнению с Японией. Кроме того, они предложили привлекательные правовые условия и создали специальные инвестиционные зоны. Поэтому они и получили значительный объем инвестиций.

Рассмотрим теперь факторы, влияющие на приток инвестиций в регионы. Теоретически число факторов инвестиционной привлекательности региона, которые можно было бы рассмотреть, является бесконечно большой величиной. Достаточно указать на то, что даже такой фактор, как уровень заболеваемости ВИЧ, тоже влияет в какой-то мере на текущую и перспективную инвестиционную привлекательность региона и, как следствие, на инвестиционную активность. Однако, на основе применения ряда положений теории систем, а именно принципов необходимого разнообразия элементов системы, минимальной достаточности и целевой ориентации этих элементов, удается существенно ограничить число частных факториальных признаков сравнительно небольшим кругом инвестиционно-значимых показателей.

Отбор большинства факторов нами осуществлен главным образом на основе качественного анализа. В результате, в число частных факторов включены различные социальные, политические, экологические и природно-ресурсные характеристики регионов РФ: темпы промышленного производства, обеспеченность региона автодорогами с твердым покрытием, уровень жизни населения региона, уровень преступности, уровень конфликтности трудовых отношений в регионе, отношение населения региона к процессам формирования рыночной экономики (измеряется на основе результатов парламентских и президентских выборов), уровень экологической загрязненности и дискомфортности климата, наличие природных запасов минерально-сырьевых ресурсов и т.д. Необходимость учета таких характеристик объясняется их чрезвычайной важностью для инвесторов.

При отборе частных факторов инвестиционной привлекательности, характеризующих производственно-финансовый потенциал регионов, нами применялись также количественные методы, позволяющие установить величину так называемой факторной нагрузки каждого показателя. Анализ коэффициентов парной корреляции между каждым из таких частных факторов и инвестиционной активностью в регионах позволил отобрать наиболее инвестиционно-значимые факторы производственно-финансового потенциала (например, объем промышленного производства, объем розничного товарооборота, уровень развития малого предпринимательства и др.).

В ходе осуществления процедур отбора факторов было разработано и применено еще одно важное методологическое положение. Оно состоит в том, что состав инвестиционно-значимых факторов не может оставаться неизменным и должен частично меняться в зависимости от особенностей каждого этапа развития российской экономики.

Однако для условий последующего этапа развития российской экономики, который согласно разработкам Минэкономики России (октябрь 1999 г.) можно назвать этапом стабилизации социально-экономического развития и перехода к экономическому росту (2000-2003 гг.), показатель прибыли должен вернуть себе ту роль, которая отражает его первостепенную значимость в рыночной экономике. В связи с этим применение показателя прибыли в качестве одной из частных характеристик текущей инвестиционной привлекательности регионов для целей ее измерения по состоянию на 2000 г. и в последующие годы, а также для прогнозирования инвестиционной активности в регионах становится не только целесообразным, но и строго необходимым.

С другой стороны, финансовый кризис 1998 г. снизил роль коммерческих банков в формировании инвестиционной привлекательности регионов, в связи с чем, принимая к тому же во внимание и незавершенность процессов реструктуризации банковской системы, применение каких-либо показателей, отражающих эту сторону экономики регионов, представляется пока преждевременным. При определении инвестиционной привлекательности регионов в последующие годы этот вопрос должен решаться исходя из конкретного состояния реструктурированной российской банковской системы и степени ее реального влияния на дифференциацию инвестиционного климата регионов.

В качестве количественных характеристик частных показателей инвестиционной привлекательности регионов РФ целесообразно принять (во всех случаях, когда это возможно) данные государственной статистики или производные от них. При этом необходимо обеспечить преобладание отчетных данных государственной статистики в общем массиве используемых данных.

При отсутствии в государственной статистике данных за последний истекший год допускалось применение данных за предшествующий год. Примерный состав возможных факторов приведен в таблице 16.

Предлагаемые показатели по источникам данных подразделяются следующим образом: всего — 23 показателя, в том числе по данным Федеральной службы государственной статистики России или производным от них — 18 (78% показателей), по данным ведомственной статистики и Центризбиркома РФ — 3 показателя (13%). По остальным показателям принимаются балльные оценки по объективным природно-географическим признакам (показатель № 16 и частично № 20), а также балльная оценка (см. временный показатель № 23) с дифференциацией балльных значений по аналогии с некоторыми другими индикаторами. Таким образом, балльные оценки всех видов составляют менее 1/10 от общего количества рекомендуемых показателей.

Источники: http://be5.biz/ekonomika1/r2009/2348.htm, http://creativeconomy.ru/lib/7709, http://studwood.ru/2248440/finansy/faktory_investitsionnoy_privlekatelnosti_regionov

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос