Гарантии правовой защиты иностранных инвестиций

Раздел IV. Гарантии защиты иностранных инвестиций (ст.ст. 22 — 28.1)

Раздел IV. Гарантии защиты иностранных инвестиций

Статья 22. Правовая защита иностранных инвестиций

1. Иностранные инвестиции на территории Республики Саха (Якутия) пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается настоящим Законом, другими законодательными актами и международными договорами, действующими на территории Республики Саха (Якутия).

Статья 23. Гарантии при изъятии иностранных инвестиций

1. Изъятие (национализация, конфискация или отчуждение в пользу иных лиц) иностранных инвестиций, а также лишение имущественных прав иностранных инвесторов не допускается, кроме как в исключительных, предусмотренных законодательством Республики Саха (Якутия) случаях, с обязательной адекватной компенсацией иностранному инвестору.

2. В случаях изъятия иностранных инвестиций, объектов инвестирования и имущества, принадлежащего иностранному инвеститору, в трехмесячный срок должна быть выплачена адекватная компенсация его убытков. Компенсация должна соответствовать рыночной стоимости изъятых инвестиций, объектов инвестирования и имущества, определенной на день официального сообщения о предстоящем или состоявшемся изъятии. Компенсация выплачивается в валюте, в которой осуществлялось инвестирование, либо по договоренности в иной валюте, приобретаемой банками Республики Саха (Якутия).

3. Выплату компенсаций обеспечивает орган государственного управления, уполномоченный осуществлять решение об изъятии иностранных инвестиций и объектов инвестирования за счет бюджета Республики Саха (Якутия).

4. По истечении указанного в настоящем законе срока выплаты компенсации на нее начисляются проценты по депозитной ставке, применяемой Национальным банком Республики Саха (Якутия) до момента выплаты соответствующей компенсации.

Статья 24. Гарантии по использованию капитала

1. Иностранным инвесторам после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируется свободное реинвестирование и использование доходов (прибыли), беспрепятственный вывоз всех видов доходов (прибыли), а также предусмотренных настоящим Законом компенсаций.

2. Иностранные инвесторы и юридические лица с иностранными инвестициями имеют право продавать и покупать иностранную валюту за валюту Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Национальным банком Республики Саха (Якутия) и Центральным банком Российской Федерации.

3. Вывоз и пересылка из Республики Саха (Якутия) валюты Российской Федерации, ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, а также валютных ценностей производится в порядке, устанавливаемом Национальным банком Республики Саха (Якутия) и Центральным банком Российской Федерации совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

Статья 25. Гарантии при изменении законодательства

В случае принятия законодательных актов Республики Саха (Якутия), существенно ухудшающих условия инвестирований, к юридическим лицам с иностранными инвестициями в течение первых десяти лет деятельности применяются положения законодательных актов, действовавших на момент создания юридического лица.

2. Положение части 1 не распространяется на таможенное, налоговое, кредитно-финансовое и антимонопольное законодательства, а также на законодательство, регулирующее обеспечение экономической безопасности, охрану окружающей среды, общественного порядка, нравственности и здоровья населения.

3. Если после заключения хозяйственных договоров с участием совместных и иностранных юридических лиц будут изданы законы, ухудшающие экономическое положение сторон, заключивших эти договоры, последние сохраняют свою силу на весь период их действия, если изменение договорных условий не предусмотрено соглашением сторон.

Статья 26. Право на возмещение убытков

1. Иностранные инвесторы имеют право на возмещение убытков, причиненных им в результате исполнения противоречащих действующему на территории Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации законодательству, указаний государственных органов Республики Саха (Якутия), либо их должностных лиц, вследствие ненадлежащего исполнения этими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к иностранному инвестору или юридическому лицу с иностранными инвестициями и по основаниям, указанным в статьях 23 и 24 настоящего Закона.

2. Возмещение убытков, причиненных иностранному инвестору, производится уполномоченным государственным органом, за счет собственных средств, либо за счет бюджета Республики Саха (Якутия), либо юридическим или физическим лицом, по вине которого причинены убытки.

Статья 27. Дополнительные гарантии

Органы государственного управления Республики Саха (Якутия) и местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранным инвесторам и юридическим лицам с иностранными инвестициями дополнительные гарантии, включая залог имущества, закрепленного за ними, в том числе залог имущества в иностранных и международных банках.

2. Иностранным инвесторам после уплаты налогов, пошлин и сборов гарантируется право перевода за границу их денежных средств в иностранной валюте, полученных в результате инвестирования, в том числе:

— доходов в виде дивидендов (доли прибыли), процентов, платежей за техническую помощь и техническое обслуживание, лицензионных, комиссионных и иных аналогичных вознаграждений (платежей);

— сумм, выплаченных инвесторам на основании их денежных требований, а также иных требований, имеющих экономическую ценность;

— сумм, полученных инвесторами в связи с ликвидацией организаций, продажей, изъятием их инвестиций и объектов инвестирования.

3. Иностранные инвесторы вправе свои денежные средства или их часть вывезти за границу в виде продукции (работ, услуг), приобретенных на внутреннем организованном рынке Республики Саха (Якутия) в соответствии с действующим законодательством.

4. При выходе иностранного инвестора из состава участников юридического лица с иностранными инвестициями или ликвидации такого юридического лица, государство гарантирует перевод за границу в течение трех лет равными частями доходов, полученных в валюте Российской Федерации от реализации на внутреннем организованном рынке Республики Саха (Якутия) доли указанного инвестора в уставном капитале, в иностранную валюту по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации.

Перевод указанных доходов за границу производится в валюте, в которой производилось инвестирование, либо по договоренности в иной иностранной валюте, приобретаемой банками Республики Саха (Якутия).

5. Для юридических лиц с иностранными инвестициями, выпускающих особо важную импортозамещающую продукцию, Правительство Республики Саха (Якутия) вправе за счет Валютного фонда Республики Саха (Якутия) осуществлять перевод их прибыли в валюте Российской Федерации в иностранную валюту по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации.

6. Иностранным работникам после уплаты подоходного налога гарантируется перевод за границу неизрасходованной заработной платы и других доходов в иностранной валюте, полученной ими в результате трудовой деятельности.

Статья 28. Порядок рассмотрения споров

1. Споры иностранных инвесторов, юридических лиц с иностранными инвестициями с юридическими лицами Республики Саха (Якутия), иностранных инвесторов с юридическими лицами с иностранными инвестициями, участников юридического лица с иностранными инвестициями с самим юридическим лицом рассматриваются Высшим арбитражным судом Республики Саха (Якутия). По договоренности сторон такие споры могут рассматриваться третейским судом, а в случаях, предусмотренных международным договором, действующим на территории Республики Саха (Якутия), в международных органах, имеющих право рассматривать споры.

Читайте также  Бизнес идеи с минимальным стартом

2. Трудовые споры между администрацией юридического лица с иностранными инвестициями с работниками юридических лиц рассматриваются в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия), включая и споры с иностранными работниками, если условиями индивидуальных трудовых договоров (контрактов) не предусмотрен иной порядок.

Статья 28.1 Гарантии от дискриминации

Запрещается применять дискриминационные меры, препятствующие иностранному инвестированию, использованию и ликвидации его объектов, вывозу вложенных ценностей и ценностей, полученных в результате инвестирования (доходов, продукции, работ, услуг).

Гарантии правовой защиты деятельности иностранных инвесторов

Политика привлечения иностранных инвестиций, лежа­щая в основании проведения экономических реформ, пред­полагает в первую очередь, увеличение роли России в международном эконо­мическом сотрудничестве, в том числе посредством заключения международных договоров, а также участия в международных организациях, чьей де­ятельностью является содействие притоку инвес­тиций.

Важным инструментом привлечения иностранных инвестиций являются двусторонние Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений (далее — Согла­шения). Впервые Соглашения начали применяться в конце 40-х гг. прошлого века, сначала преимущественно в отношениях между развитыми странами, а позднее — развивающимися странами и странами с переходной экономикой.

Данные соглашения носят рамочный характер и редко предусматрива­ют конкретные обязательства в отношении создания иностранным инвестициям привилегированного режима. В них, однако, четко прописываются положения, позволяющие снизить риски и обеспе­чить правовую защиту капиталовложениям, предусматривается на­дежный механизм разрешения споров, исключающий предвзятость местных судов и арбитражных институтов. Со­глашения создают также возможность трансформации националь­ного законодательства, что особенно важно для стран с неразвитой правовой инфраструктурой, какими являются многие развиваю­щиеся страны и страны с переходной экономикой. Это связано с тем, что Соглашения содержат перечень норм, определяющих благо­приятный инвестиционный климат. В соответствии с нормами на­ционального законодательства Соглашения становятся именно ча­стью правовой системы подписавших их государств, в том числе и России, рассматривающих международный договор как часть их правовой системы. В результате через предоставление иностранно­му инвестору национального режима (HP) уравниваются конку­рентные возможности иностранных и отечественных инвесторов, национальные законодательные нормы приближаются к нормам, принятым в международной практике.

Соглашения играют большую роль не только в привлечении новых инвесторов, но и в поддержке существующего уровня инвестиций. Они также служат хорошим защитным меха­низмом для мелкого или среднего бизнеса, не покрываемого до­полнительными гарантиями и льготами, предоставляемыми госу­дарствами во многих случаях крупному бизнесу.

Важным фактором является и то, что в Соглашениях закреплены ключе­вые принципы, стандарты и нормы инвестиционного сотрудниче­ства, обеспечивающие либеральный инвестиционный режим.

Основным содержанием международных двусторонних инвестиционных соглашений (ДИС) являются международ­ные обязательства Российской Федерации по гарантиям за­щиты иностранных инвестиций. В соглашениях предусмат­риваются общие принципы защиты иностранных инвестиций (международные стандарты), к которым относятся предостав­ление национального режима при сохранении за государст­вом суверенного права решать вопросы допуска иностранных инвестиций, гарантия от национализации и иных мер, влеку­щих за собой те же последствия, что и национализация (меры по экспроприации) иностранной собственности, гарантия перевода платежей, причитающихся иностранному инвестору (сумм прибыли, компенсации, возмещения убытков вследствие принятия актов о национализации и иных мер экспроприации), гарантия применения адекватных способов разрешения инвес­тиционных споров, а также вопросы применения государствен­ного страхования иностранных инвестиций.

Примерами таких договоров могут служить: — Постановление Правительства РФ от 5.12.2002 № 867 «О подписании рамочного соглашения между РФ и Европейским инвестиционным банком, регулирующим деятельность банка в РФ».- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Таиланд о поощрении и взаимной защите капиталовложений (постановление Правительства от 17.10.2002 № 762); — Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Швеция от 19.04.1995 «О поощрении и взаимной защите капиталовложений». Во исполнение основных задач Правительства РФ, связанных с организацией и регулированием инвестиционной деятельности на территории РФ в 1994 г. создан Государственный информационный центр содействия инвестициям, в последствии преобразованный в Российский центр содействия иностранным инвестициям. Основными задачами Центра являются: — информационно-консультативное содействие иностранным инвесторам и российским организациям на всех этапах реализации инвестиционных проектов; — маркетинг федеральных и региональных инвестиционных программ и проектов за рубежом; — разработка и реализация рекламной и информационной стратегии по улучшению образа России как страны, принимающей инвестиции; — представление федеральным органам государственной власти обобщенной информации, связанной с иностранными инвестициями; — содействие российским организациям, иностранным фирмам и предпринимателям в поиске инвестиционных возможностей и конкретных партнеров; — участие в разработке предложений по улучшению инвестиционного климата в России с учетом рекомендаций Консультативного совета по иностранным инвестициям в России. В соответствии с постановлением Правительства РФ «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику РФ» (в ред. от 22.05.2002г. № 335) создан Консультативный совет по иностранным инвестициям в России под руководством Председателя Правительства РФ. При Консультативном совете созданы рабочие группы по следующим основным направлениям:— группы по государственному регулированию экономики России — Министра экономического развития и торговли Российской Федерации; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2002 № 335) ; — группы по совершенствованию налоговой, валютной политики и реформе системы бухгалтерского учета в России первого заместителя Министра финансов Российской Федерации (в ред. постановления Правительства РФ от 22.05.2002 № 335); — группы по совершенствованию таможенных процедур; — группы по развитию банковского сектора экономики и финансовых рынков России; — группы по совершенствованию корпоративного управления в России; — группы по развитию промышленности, инновационных и коммуникационных технологий в России. Обеспечение деятельности Консультативного совета и координация работы соответствующих групп возложены на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. 4. Контрактные формы привлечения инвестиций Одной из популярных во всем мире контрактных форм инвестиционной деятельности являются концессионные соглашения. В Новых правилах единого рынка, принятых Европейской комиссией в декабре 1999 г., концессия определяется, как система отношений, в которых общественная власть поручает третьей стороне (частной компании) управление объемами инфраструктуры или иными общественными службами при условии принятия этой стороной на себя предпринимательского риска и обязанностей по эксплуатации оборудования, то есть государство передает свою собственность на определенных договором условиях, на ограниченный срок за установленную плату. В концессионных соглашениях одной из сторон (концедентом) выступает государство. В России от имени государства в концессионных соглашениях могут выступать РФ, субъекты федерации и муниципальные образования. Другой стороной договора (концессионером) выступает отечественный или иностранный инвестор. Основными объектами концессионных соглашений в РФ являются природные ресурсы: полезные ископаемые, растительные, животные ресурсы; объекты экономической инфраструктуры: железные дороги, трубопроводный транспорт, энергетические предприятия, линии электропередачи, гидротехнические системы, морские, речные и воздушные порты, линии связи, информационные системы и др. Кроме того, в качестве объекта договора концессии могут выступать муниципальная собственность, общественный транспорт, городское хозяйство, коммунальные услуги и различные местные службы, в том числе социальные (занятости, профподготовки, обустройства мигрантов и др.). Объектами пользовательских прав также могут служить некоторые виды хозяйственной или иной деятельности, монополия на осуществление которой принадлежит государству. Стоимость передачи объекта в концессию зависит от его технического состояния, размера инвестиций, которые необходимо осуществить концессионеру. В течение ряда лет предпринимались попытки принятия закона о концессионных соглашениях, но до сих пор закон не был принят. В настоящее время ведется подготовка нового законопроекта о концессионных соглашениях с российскими и иностранными инвесторами. Среди достоинств концессионной формы управления инвестиционными объектами можно отметить следующее:- концессии снимают финансовую нагрузку с государства, так как концессионер принимает на себя обязательство осуществлять все затраты по финансированию, управлению и текущему ремонту объектов, за счет концессионных платежей пополняется государственный бюджет;- концессия устанавливает жесткие юридически оформленные отношения между государством и концессионером;- с помощью концессии можно привлекать частный капитал (в том числе и иностранный) без потери контроля над жизненно важными объектами и системами;- концессионер получает в долговременное управление государственные активы на льготных условиях платы за концессию, которая является в некотором смысле аналогом арендной платы;- в отдельных случаях (проекты в сфере тепло-, газо-, водо-, энергоснабжения) государство идет на то, чтобы доплачивать из бюджета концессионеру за повышение качества обслуживания;- концессионер обладает хозяйственной свободой, и может увеличивать прибыльность за счет повышения производительности труда и нововведений. Соглашения о разделе продукции В связи со вступлением в силу 11 января 1996 года Закона «О соглашениях о разделе продукции», гражданско-правовые отношения впервые стали распространятся на минерально-сырьевую сферу. Инвестиционные проекты в сфере недропользования обладают особыми рисками потери капитала. Повышенные геологические и технические риски связаны с особенностями деятельности в энергосырьевых отраслях. Однако самый значительный риск для инвестора в России – ее экономическая и политическая система. Множественность налогов и других обязательных платежей, высокие налоговые ставки, отсутствие четкого разделения полномочий между центром, региональными и местными властями и другие причины отталкивают инвесторов от вложений в российскую экономику. Соглашения о разделе продукции (далее СРП) позволяют решить большую часть подобных проблем. Статьи 17 и 18 Закона о СРП[56] содержат стабилизационную оговорку, позволяющую сохранить коммерческие результаты реализации соглашения в течение всего срока действия, независимо от изменений в законодательстве. В случае внесения изменений в налоговое, валютное, таможенное, экспортное и другое законодательство, ухудшающее коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашений, в соглашение должны быть внесены изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, на которые он рассчитывал при заключении СРП. Порядок внесения таких изменений определяется соглашением. Таким образом, основным преимуществом данной формы инвестирования является установление правовой стабильности заключаемых договоров, причем не на ограниченный стартовый период контракта, а на весь срок соглашения. Соглашения о разделе продукции являются особой договорной формой недропользования в Российской Федерации. Суть их состоит в том, что по условиям соглашений государство предоставляет инвестору исключительные права на пользование недрами на определенном участке, а инвестор осуществляет разработку предоставленных недр за свой счет и на свой риск. С начала промышленной добычи минерального сырья инвестор получает право на компенсацию своих затрат на разработку месторождения. Оставшаяся после возмещения этих затрат продукция является прибыльной и подлежит разделу между сторонами (государством и инвестором) по условиям СРП. Инвестор обязан платить налог на прибыль со своей доли прибыльной продукции[57]. Соглашение о разделе продукции устанавливает юридические рамки, содержит условия, определяющие права и обязанности инвестора – отечественного или иностранного, а также права и обязанности государства. Другими формами контрактного инвестирования являются лизинг и франчайзинг. ЛизингНа сегодняшний день лизинговый бизнес – один из сложнейших видов инвестиционной деятельности, в котором задействованы арендные отношения, элементы кредитного финансирования под залог, расчеты по долговым обязательствам и другие финансовые механизмы. Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлена, прежде всего, необходимым состоянием парка оборудования: в стране значителен удельный вес морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т.д. Большинство российских предприятий испытывают недостаток оборотных средств и не могут обновлять свои основные фонды и внедрять достижения научно-технического прогресса. Правоотношения по поводу лизинговой деятельности регулируются нормами ГК РФ и ФЗ от 29.10.1998 № 164 «О лизинге». Согласно статье 3 закона предметом лизинга могут быть любые не потребляемые вещи, в том числе здания и сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности; предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения. Право владения и пользования предметом лизинга переходит лизингополучателю в полном объеме, если законом не установлено иное. К основным видам лизинга относят: финансовый, возвратный и оперативный. Под финансовым лизингом понимают такой вид лизинга, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать лизингополучателю на определенный срок, за установленную в договоре плату в качестве предмета лизинга. Предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора или до его истечения, при условии выплаты полной суммы, предусмотренной договором. При возвратном лизинге продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель. По сути возвратный лизинг выступает аналогом залоговой операции, причем продавец собственности, становящийся лизингополучателем, немедленно получает в свое распоряжение от покупателя взаимно согласованную сумму сделки купли-продажи, а покупатель продолжает участвовать в этой операции, но уже в качестве лизингодателя. При оперативном лизинге лизингодатель закупает на свой страх и риск предмет лизинга и передает его лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок во временное владение и пользование. По окончании срока действия договора и при условии уплаты полной суммы, предусмотренной договором, предмет лизинга возвращается лизингодателю. При этом лизингополучатель не вправе требовать перехода права собственности на предмет лизинга. Предмет лизинга может передаваться в лизинг неоднократно в течение полного срока амортизации. ФранчайзингПод франчайзингом понимаются отношения, в силу которых одно лицо (франчайзер) предоставляет другому лицу (франчайзи) «деловой комплект», состоящий из охраноспособных (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и др.) и неохраноспособных (деловой опыт и др.)имущественных прав и других объектов имуществнных прав (коммерческая информация и др.) для осуществления франчайзи предпринимательской деятельности, аналогичной деятельности франчайзера. В свою очередь, франчайзи обязуется выплачивать франчайзеру вознаграждение и выполнять другие обязательства, установленные договором. В российской правовой системе договор франчайзинга является разновидностью договора коммерческой концессии[58]. Договор коммерческой концессии подлежит обязательной государственной регистрации, а в случае, когда по договору передаются объекты промышленной собственности, он, как и лицензионный договор, регистрируется в Патентном ведомстве РФ.

Читайте также  Инвестиции из китая в таджикистан

Гарантии защиты иностранных инвестиций. Механизм защиты прав иностранных инвесторов по Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г.

Под гарантиями защиты иностранных инвестиций обычно понимаются закрепленные в национальном законодательстве или международных соглашениях обязательства государства — реципиента капитала перед иностранными инвесторами по созданию безопасного режима инвестирования.

Прежде чем деятельность иностранного инвестор получит защиту, предусмотренную законом или договором, соответствующее физическое или юридическое лицо должно доказать, что отношения с его участием являются инвестиционными, а само оно действительно имеет статус иностранного инвестора в данном государстве.

Анализ национального законодательства различных государств и международных договоров позволяет сделать вывод о том, что к настоящему времени в практике международного движения капиталов и его нормативно-правовом регулировании сформировались следующие основные группы гарантий защиты иностранных инвестиций:

  • * гарантии, обеспечивающие неприкосновенность имущества, составляющего иностранную инвестицию на территории государства — реципиента капитала;
  • * гарантии недискриминации;
  • * гарантии стабильности условий инвестирования;
  • * гарантии, обеспечивающие право иностранного инвестора воспользоваться результатами своей деятельности;
  • * гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций.

В Российской Федерации признаются и законодательно регулируются все перечисленные выше виды гарантий. В числе важнейших нормативно-правовых документов, определяющих их виды и содержание, следует назвать Федеральные законы «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. и «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г., который предусматривает также, что иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п.2 ст.5).

Гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций, имеют особое значение, так как они представляют собой одно из наиболее важных средств реализации всех других видов гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам.

Согласно ст.10 «Закона об иностранных инвестициях» 1999 г. спор с участием иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории России, разрешается в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами в суде, арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде). Большинство международных договоров о поощрении и защите капиталовложений, в которых участвует Россия, оговаривают процедуру передачи споров относительно толкования и применения таких соглашений на рассмотрение изолированных третейских судов (арбитражей adhoc), которые формируются самими сторонами для каждого конкретного случая. Соответствующие положения содержатся, в частности, в договорах, заключенных нашим государством с Австрией, Бельгией, Люксембургом, Болгарией, Великобританией, Грецией, Данией, Испанией, Канадой, КНР, Кореей, США, Францией и др.

Читайте также  Инвестиции в восточную и юго восточную азию

Кроме того, часть таких договоров предусматривает особую процедуру рассмотрения споров между инвестором одного государства — участника соглашения и другим государством-участником, касающегося обязательств последнего по данному договору. В соответствии с этой процедурой соответствующие споры могут передаваться по выбору инвестора на рассмотрение:

  • 1) компетентного суда или арбитража государства — реципиента капитала;
  • 2) третейского суда «adhoc»;
  • 3) постоянно действующего международного коммерческого арбитражного органа (например, Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты);
  • 4) Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, созданного в соответствии с Вашингтонской конвенцией 1965 г. Каждый договор устанавливает свой собственный перечень таких органов.

В тех случаях, когда международным договором или соглашением сторон не предусмотрено иное, а также в случае отсутствия соответствующего международного соглашения, инвестиционные споры могут быть рассмотрены арбитражными судами или судами общей юрисдикции страны истца или ответчика на основе процессуального законодательства этого государства.

«Дедушкина оговорка» — в случае, если в России принимаются нормативные акты, которые приводят к увеличению налогов и платежей либо устанавливают запреты для деятельности иностранного инвестора, в связи с чем ухудшают положение инвесторов по сравнению с тем, которое существовало на дату начала финансирования инвестиционного проекта, то действие таких нормативных актов не применяется по отношению к инвестору в течение всего срока реализации инвестиционного проекта, но не более 7 лет с начала реализации инвестиционного проекта. Оговорка называется «дедушкиной», т.к. применяется прежнее, старое право.

Механизм защиты прав иностранных инвесторов по Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 года.

Согласно данной конвенции иностранный инвестор вправе застраховать свои инвестиции в Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций (МАГИ). Страхование производится от следующих некоммерческих рисков:

  • · утрата инвестиций в результате войны или гражданских беспорядков
  • · утрата инвестиций в результате национализации
  • · утрата инвестиций в результате нарушения договора со стороны принимающего государства (речь идёт о концессионных соглашениях)
  • · невозможность конвертации валюты (когда государство запрещает конвертировать местную валюту в иную свободно конвертируемую валюту).

Конвенция устанавливает условия для страхования:

по отношению к принимающему государству инвестор должен быть иностранным лицом

принимающие государства и государство, из которого происходит инвестор, должны участвовать в конвенции

принимающим государством может быть только развивающаяся страна

Список этих стран является приложением к конвенции. Россия в этом списке не значится, хотя РФ участвует в конвенции.

При наступлении страхового случая агентство выплачивает иностранному инвестору компенсацию, а к агентству переходит право требования инвестора к принимающему государству.

Т.о., частноправовой спор между инвестором и принимающим государством трансформируется в публично-правовой спор между агентством и принимающим государством.

Размер страхового возмещения зависит от условий договора государства с МАГИ.

Источники: http://base.garant.ru/26701504/bab98b384321e6e745a56f88cbbe0486/, http://studopedia.ru/3_66788_garantii-pravovoy-zashchiti-deyatelnosti-inostrannih-investorov.html, http://vuzlit.ru/120054/garantii_zaschity_inostrannyh_investitsiy_mehanizm_zaschity_prav_inostrannyh_investorov_seulskoy_konventsii

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос