Иностранные инвестиции не могут быть конфискованы

Содержание
  1. Глава 8. Институт правовых гарантий иностранных инвестиций
  2. 8.4. Виды и разграничение принудительных форм изъятия иностранных инвестиций
  3. 112. Государственные гарантии защиты иностранных инвестиций
  4. Похожие главы из других книг
  5. 11. Виды иностранных инвестиций
  6. 12. Привлечение иностранных инвестиций
  7. 13. Меры по привлечению иностранных инвестиций
  8. 52. Правовое регулирование иностранных инвестиций
  9. 53. Влияние иностранных инвестиций на экономику России
  10. Статья 34. Страхование иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации
  11. 2. Виды иностранных инвестиций
  12. 3. Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций
  13. Программа защиты российской экономики от иностранных инвесторов
  14. 6.4. Инновационное развитие строительной сферы в РФ: роль иностранных инвестиций
  15. 53. Государственные и муниципальные гарантии
  16. 110. Объем и структура иностранных инвестиций в России
  17. 111. Важность иностранных инвестиций для России
  18. 4.4. Постсоциалистические страны [187] : новая сфера привлечения прямых иностранных инвестиций
  19. 19. Государственные и муниципальные гарантии
  20. Красиво жить не запретишь. Эффект иностранных инвестиций.
  21. ИНВ_АНАЛИЗ / Сущность и виды иностранных инвестиций

Глава 8. Институт правовых гарантий иностранных инвестиций

8.4. Виды и разграничение принудительных форм изъятия иностранных инвестиций

Изучение специальной литературы по исследуемой теме показывает, что среди ученых отсутствует одинаковое понимание в терминологическом обозначении принудительных форм изъятия иностранной собственности. Говоря о понятиях «национализация», «экспроприация», «реквизиция», «конфискация», необходимо верно определить правовое содержание данных определений. Юридическая природа их неодинакова, поскольку речь идет о различных методах ограничения и аннулирования права собственности. Но все эти понятия объединяет одно юридическое содержание: лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность в условиях чужого государства, не добровольно, а вынужденно лишается своих капиталов и дивидендов.

В самом общем виде под национализацией понимается изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передача в собственность государства. Право любого государства на принудительное изъятие иностранных инвестиций, частной собственности, принадлежащей иностранным физическим и юридическим лицам, вытекает из такого общепризнанного принципа международного права, как суверенитет государства [408].

Тем более эта проблема однозначно ложится на международно-правовую плоскость, когда затрагиваются интересы другого государства или юридических и физических лиц другого государства.

С точки зрения прямая национализация означает полное принудительное изъятие собственности иностранного инвестора в ходе осуществления инвестиционной деятельности на территории чужого государства, как правило, по политическим соображениям. Эти меры могут сопровождаться установлением окончательного государственного контроля над экономикой страны и включают иногда захват всех средств производства, находящихся в частной собственности. В случае прямой национализации отрасли промышленности государство стремится реорганизовать определенную отрасль путем изъятия частных предприятий в отрасли и установления государственной монополии (например, национализация медной промышленности в Чили и нефтяной — в Иране).

Поскольку иностранная инвестиционная деятельность напрямую зависит от конкретной земельной территории, изъятие государством земель в значительных масштабах также наносит большой ущерб иностранному инвестору. Изъятие в специальных целях в соответствии с определением Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) предусматривает, что зарубежная фирма, господствующая на рынке или в отдельной отрасли производства, или отдельном участке земли, например, необходимом для строительства дорог и коммуникаций, является целью национализации.

В специальном материале, подготовленном ЮНКТАД, обозначены следующие виды изъятия: прямая национализация, прямая национализация отрасли промышленности, изъятие в специальных целях, ползучая национализация.

Известны случаи, когда в ходе переговоров между уступающим свое право частным собственником (цедентом) и публичным образованием (цессионером) достигается консенсус о переходе собственности частного лица государству. В данном случае переход права собственности из частного сектора в государственный не связан с международным правом.

Институт принудительного изъятия иностранной собственности, исторически возникнув и развиваясь в рамках национальной юрисдикции, сразу оказался объектом внимания международного права в силу особой его юридической природы. С одной стороны, принудительный переход права собственности, иностранной или своей, национальной, в государственный сектор не является проблемой международного права. Условия проведения национализации определяются не международным правом, а внутригосударственным. В принципе, международное право не регулирует и не может регулировать отношения прав собственности, возникающие между государством и частными физическими и юридическими лицами.

Однако, с другой стороны, переход права собственности, даже если это касается государства и его юридических и физических лиц, тем не менее может подпасть под действие международного права в том случае, если условия перехода собственности приобретают международно-правовой характер в силу заключенного международного универсального, регионального, двустороннего договора.

Например, национализация или реквизиция Россией частного предприятия, принадлежащего российским юридическим и физическим лицам, которые имеют национальное происхождение, может стать международно-правовой проблемой в силу того, что Российская Федерация является участницей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а эта Конвенция в Первом дополнительном протоколе к ней защищает право собственности, включая случаи действия государства против своих граждан.

Бесспорно, что национализация возможна лишь в случае его соответствия конкретной норме действующего в момент акта национализации закона. В противном случае это является не чем иным, как актом насилия, произвола и причинения ущерба. Любые принудительные меры в отношении иностранных инвестиций не должны носить дискриминационного характера, т.е. они не должны проводиться выборочно с учетом национальности капитала.

В мировой практике применяются различные формы национализации. Полная или сплошная национализация крупной и средней частной собственности, в том числе принадлежавшей иностранному капиталу, была проведена Советской Россией в 1918 г. Такого рода государственные мероприятия по принудительному изъятию крупной и средней промышленности сопровождали так называемые народно-демократические революции в странах Восточной Европы после завершения Второй мировой войны.

Выборочные акты национализации отраслей экономики или отдельных крупных объектов были проведены в Мексике в 1938 г. (нефтяная промышленность), в Египте в 1956 г. (Суэцкий канал), во Франции в 1982 г. (банковская система). В Англии после Второй мировой войны были национализированы угольная, сталелитейная и другие отрасли.

При данном виде национализации может возникнуть вопрос о нарушении государством принципа недискриминации в отношении инвесторов какого-либо государства или конкретного инвестора.

Такая национализация была проведена на Кубе после отмены США в 1960 г. импортной квоты на кубинский сахар; национализация как альтернатива банкротству; национализация как следствие перерастания временных мер, ограничивающих деятельность инвестора, в постоянные. Примером такой национализации является вмешательство правительства Кубы в деятельность Кубинской телефонной компании. Собственность иностранного инвестора была взята под контроль в марте 1959 г. и, несмотря на заявления правительства о том, что данная мера временная и не является национализацией, в июле 1960 г. Кубинская телефонная компания была национализирована декретом правительства; национализация определенной доли иностранного инвестора (обязанность иностранного инвестора передать в государственную собственность определенный процент в уставном капитале предприятия).

Читайте также  Бизнес идеи для малого бизнес онлайн

«Экспроприация есть принудительное возмездное отчуждение или ограничение прав, которое производится государственной властью ввиду общеполезной цели» [409], — эти слова великого русского дореволюционного цивилиста Г.Ф. Шершеневича, автора фундаментального учебника по гражданскому праву начала XX в., и сегодня не потеряли своего значения. Более того, они лаконично, но в то же время емко раскрывают юридическую суть исследуемого понятия.

Думается, будет правильно поставить знак равенства между понятиями «национализация» и «экспроприация», поскольку они подразумевают одну и ту же форму принудительного изъятия иностранной собственности. Чаще в западных источниках применяется слово «экспроприация», которое переводится с английского языка как «отчуждение», «конфискация имущества», хотя в отечественных правовых источниках вообще не употребляется термин «экспроприация».

Например, в Сеульской конвенции об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций от 11 октября 1985 г. [410] говорится об экспроприации или аналогичных мерах, что включает «любое законодательное действие или административное действие или бездействие, исходящее от принимающего правительства, в результате которого владелец гарантии лишается права собственности над своим капиталовложением, контроля над ним или имущественного дохода от такого капиталовложения, за исключением общепринятых мер правительствами с целью регулирования экономической деятельности на своей территории». Такая же терминология применяется в Руководстве по регулированию прямых инвестиций, разработанных под эгидой МБРР [411].

Термин «экспроприация» по-разному трактуется в ДИД. Обычно применяется следующая формула: национализация, экспроприация или иные меры, равные по последствиям национализации или экспроприации. Такая формула использована, например, в ДИД Российской Федерации с Данией, Швецией, Венгрией, Албанией, Китаем, Германией, Японией. В статье 6 ДИД Российской Федерации со Швейцарией предусмотрено альтернативное использование двух критериев: «. меры по экспроприации, национализации или иные меры, имеющие ту же природу или те же последствия, в отношении капиталовложений, принадлежащих инвесторам. «.

Для определения экспроприации важнейшими являются критерий последствий и критерий природы мер принимающего государства [412]. Содержание критерия природы — это волевое, одностороннее действие суверена — акт принимающего государства, но не субъекта Федерации [413].

Критерий последствий означает, что принудительная мера изъятия может осуществляться де-юре и де-факто. Внутреннему законодательству России известна только национализация де-юре, в результате которой могут наступить два разных результата. В первом случае законный владелец лишается имущества по решению суда в случаях и по основаниям, установленным федеральным законом или международным договором, что не влечет прекращения права собственности. Во втором случае право собственности на имущество прекращается по решению суда в случаях и по основаниям, установленным федеральным законом или международным договором для государственных нужд, что квалифицируется согласно ч. 3 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса РФ как национализация. Так как ст. 213 Гражданского кодекса РФ установлена множественность субъектов государственной собственности, то результатом национализации может быть передача имущества не только в собственность Российской Федерации, но и в собственность субъектов Федерации.

В отличие от внутреннего российского законодательства практике международных договоров Российской Федерации известна экспроприация де-факто.

Приведем для сравнительного анализа определения экспроприации де-факто, использованные в ДИД Российской Федерации:

1) ДИД с Италией — «меры, имеющие аналогичные последствия полной или частичной национализации, экспроприации, реквизиции де-юре или де-факто»;

2) ДИД со Швейцарией — «налоги, вводимые принимающим государством, в тех случаях, когда такие налоги будут аналогичны по своим последствиям экспроприации»;

3) ДИД с США — налоги, вводимые принимающим государством, когда такие налоги:

а) будут аналогичны по своим последствиям экспроприации либо отразятся на выполнении инвестором своих обязательств;

б) отразятся на соблюдении и выполнении условий договора о капиталовложении или разрешения, выдаваемого в связи с капиталовложением органом, ведающим иностранными капиталовложениями.

Изучение арбитражной практики показывает, что независимо от того, предоставляется ли инвестору законодательством принимающего государства защита от экспроприации де-факто, международный арбитраж в каждом случае по своему внутреннему убеждению, на основе критерия последствий и критерия природы мер решает вопрос о наличии или отсутствии экспроприации.

Хотя в современной теории и практике правового регулирования иностранных инвестиций более весомое значение приобретают вопросы о так называемой косвенной, ползучей экспроприации (национализации), экспроприации de facto или мерах, соответствующих экспроприации.

В соответствии с международным правом лишение или изъятие собственности может произойти путем вмешательства государства в процесс использования собственности, даже когда с юридической точки зрения право собственности не затрагивается. В данном случае, по мнению арбитров, собственность была экспроприирована, когда наступил эффект мер, принятых государством. Иными словами, когда в результате осуществления принимающим государством суверенных мер собственник был лишен возможности эффективного использования своих активов.

В этой связи интересным представляется Гарвардский проект Конвенции о международной ответственности государств за ущерб, причиненный иностранцам. В понятие «косвенное изъятие» ст. 10 (3а) Гарвардского проекта включает «любое такое неразумное вмешательство в использование. собственности».

Что касается реквизиции, то это принудительная мера по изъятию имущества у собственника в государственных или общественных целях с выплатой собственнику стоимости имущества. Реквизиция по закону должна носить временный характер. Эта форма принудительного изъятия проводится при стихийных бедствиях, авариях, эпидемиях и при других чрезвычайных обстоятельствах. Реквизиция осуществляется по решению государственных органов. Как национализация, так и реквизиция должны сопровождаться выплатой компенсации иностранному инвестору.

С точки зрения российского права конфискация несет на себе другую юридическую сущность. Она рассматривается как санкция за совершение преступления или иного правонарушения. В предусмотренных законом случаях общегражданский, арбитражный суд или другой государственный орган выносит решение о безвозмездном изъятии имущества. Конфискация может применяться как мера административной либо гражданско-правовой ответственности. В уголовном законодательстве конфискация ранее применялась как дополнительная мера наказания за особо тяжкие преступления.

В международном инвестиционном праве термин «конфискация» следует применять для обозначения нелегальной национализации (экспроприации) или восстановления нарушенных имущественных прав в соответствии с нормами международного права.

Определенные трудности вызывают отграничения национализации от реквизиции и конфискации. Современное представление о национализации основано на сугубо национальных регалиях и не учитывает международного опыта. Бытует мнение, что реквизиция и конфискация представляют собой две разновидности национализации: реквизиция — это возмездная национализация, а конфискация — безвозмездная. В действительности национализация четко отличается от конфискации, по крайней мере, по признакам возмездности. Ибо конфискация действительно представляет собой безвозмездное изъятие имущества из частной собственности в собственность государственную. Ничего подобного в случае национализации быть не может, если иное не будет предусмотрено специальным законом. Согласно общему правилу национализация не влечет обременения права государственной собственности на национализированное имущество какими-либо правами требования бывшего собственника. Наконец, правовое регулирование реквизиции осуществляете специальным законом [414].

Читайте также  Источник инвестиций не может быть

Категории «национализация», «экспроприация», «реквизиция» «конфискация», встречаемые в двусторонних международных договорах о поощрении и взаимной защите капиталовложений, носят в определенной степени собирательное значение, так как под этими мерами подразумевается не только сам факт национализации, но также действия государства, которые могут рассматриваться как фактически осуществленная национализация или экспроприация, например замораживание счетов, запрет перевода инвестиции в иностранной валюте за рубеж и т.д. [415]

112. Государственные гарантии защиты иностранных инвестиций

112. Государственные гарантии защиты иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции пользуются обеспеченной законодательством РФ и международными договорами, действующими на территории России. Условия осуществления иностранных инвестиций и правовой режим деятельности иностранных инвесторов не могут быть менее благоприятными, чем условия осуществления инвестиций и режим деятельности российских инвесторов.

Российское законодательство гарантирует иностранным инвесторам . Иностранные инвестиции не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации (кроме исключительных, предусмотренных законодательными актами случаев, когда эти меры принимаются в общественных интересах). В случае национализации или реквизиции иностранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация. Решения о национализации принимаются Государственной думой, решения о реквизиции и конфискации – в порядке, установленном действующим на территории РФ законодательством; они могут быть обжалованы в суде РФ.

В сфере недропользования в соответствии с РФ предоставляет иностранному инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ. Инвестор со своей стороны обязуется провести указанные работы за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все условия, связанные с использованием недр, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между участниками соглашения.

осуществляется судебными органами РФ, на основе Арбитражного процессуального кодекса РФ (арбитражный суд рассматривает подведомственные ему дела с участием иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями).

Заключаются межправительственные соглашения, предусматривающие они предоставляют правовые гарантии зарубежным инвесторам, вкладывающим капитал в российскую экономику, и российским инвесторам, осуществляющим капиталовложения за границей. Заключено несколько десятков подобных межправительственных соглашений.

Похожие главы из других книг

11. Виды иностранных инвестиций

11. Виды иностранных инвестиций Иностранные инвестиции – это вклад иностранного капитала в активы национальных компаний.Это может осуществляться как в денежной, так и в товарной форме.Иностранные инвестиции помогают стабилизировать экономику страны и способствуют ее

12. Привлечение иностранных инвестиций

12. Привлечение иностранных инвестиций Привлечение инвестиций (как национальных, так и иностранных) в экономику России является необходимым средством устранения инвестиционного «голода» в государстве.Важным моментом является страхование инвестиций от некоммерческих

13. Меры по привлечению иностранных инвестиций

13. Меры по привлечению иностранных инвестиций Первоочередными мерами, имеющими общий характер, являются:1) достижение между различными структурами власти, политическими партиями и прочими общественными организациями национального согласия;2) ускорение работы

52. Правовое регулирование иностранных инвестиций

52. Правовое регулирование иностранных инвестиций Бесспорно, что в современных условиях Законом от 04.07.1991 № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» пользоваться практически невозможно: он устарел и во многом утратил свое значение. Однако, помимо естественного процесса

53. Влияние иностранных инвестиций на экономику России

53. Влияние иностранных инвестиций на экономику России Привлечение в больших размерах иностранных инвестиций в экономику России преследует стратегические цели на будущее создание в России социально ориентированного, цивилизованного общества, которое характеризуется

Статья 34. Страхование иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации

Статья 34. Страхование иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица на территории Российской Федерации пользуются правом на

2. Виды иностранных инвестиций

2. Виды иностранных инвестиций Осуществляемые на основе эффективного сотрудничества между странами потоки инвестиционного капитала приобретают все большее значение.Иностранные инвестиции – это вклад иностранного капитала в активы национальных компаний.Это может

3. Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций

3. Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций Привлечение инвестиций (как национальных, так и иностранных) в экономику России является необходимым средством устранения инвестиционного «голода» в государстве.Важным моментом является страхование инвестиций от

Программа защиты российской экономики от иностранных инвесторов

Программа защиты российской экономики от иностранных инвесторов Общий подход: вытеснение из российской экономики иностранного капитала и создание режима наибольшего благоприятствования для отечественного инвестора. Более конкретные меры:1) введение ограничений на

6.4. Инновационное развитие строительной сферы в РФ: роль иностранных инвестиций

6.4. Инновационное развитие строительной сферы в РФ: роль иностранных инвестиций В настоящий период времени стоит важнейшая задача обеспечения инновационного развития строительной отрасли РФ, так она является одной из структурообразующих компонент национальной

53. Государственные и муниципальные гарантии

53. Государственные и муниципальные гарантии Государственной или муниципальной гарантией является способ обеспечения гражданско—правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ или муниципальное образование – гарант дает письменное

110. Объем и структура иностранных инвестиций в России

110. Объем и структура иностранных инвестиций в России Наиболее привлекательные отрасли для иностранного капитала – это финансовая сфера, коммерческая деятельность по обеспечению рынка, топливная промышленность. В числе отраслей, наиболее активно инвестирующихся

111. Важность иностранных инвестиций для России

111. Важность иностранных инвестиций для России Стимулирование иностранных инвестиций в нашей стране необходимо по таким причинам: 1) требуется повышение инвестиционной активности субъектов предпринимательской деятельности и увеличение эффективности капитальных

4.4. Постсоциалистические страны [187] : новая сфера привлечения прямых иностранных инвестиций

4.4. Постсоциалистические страны [187] : новая сфера привлечения прямых иностранных инвестиций Одним из важнейших признаков глобализации является регулярное превышение темпов роста объёмов международных прямых инвестиций над темпами роста мирового ВВП, а также

19. Государственные и муниципальные гарантии

19. Государственные и муниципальные гарантии Бюджетный кодекс РФ признает государственные и муниципальные гарантии как способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых соответственно РФ, субъект РФ или муниципальное образование как гарант дает

Читайте также  Как найти оригинальную идею для своего бизнеса

Красиво жить не запретишь. Эффект иностранных инвестиций.

Красиво жить не запретишь. Эффект иностранных инвестиций. Разгадка этой тайны века обнаруживается в другом документе — балансе финансового и капитального счетов. Финансовый счет — это баланс движения инвестиционных капиталов в страну и из страны. В частности, в него

ИНВ_АНАЛИЗ / Сущность и виды иностранных инвестиций

Сущность и виды иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции представляют собой капитальные средства, вывезенные из одной страны и вложенные в различные виды предпринимательской деятельности за рубежом с целью извлечения предпринимательской прибыли или процента.

Иностранные инвестиции могут осуществляться в различных формах. Так, по иностранные инвестиции могут быть государственными, частными и смешанными.

представляют собой средства государственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных или межправительственных организаций. Эти средства могут предоставляться в виде государственных займов, кредитов, грантов, помощи.

это средства частных инвесторов, вложенные в объекты инвестирования, размещенные вне территориальных пределов данной страны.

Под понимают вложения, осуществляемые за рубеж совместно государством и частными инвесторами.

В зависимости от иностранные инвестиции подразделяют на предпринимательские и ссудные.

представляют собой прямые или косвенные вложения в различные виды бизнеса, направленные на получение тех или иных прав на извлечение прибыли в виде дивиденда. связаны с предоставлением средств на заемной основе с целью получения процента.

Особое значение при анализе иностранных инвестиций имеет выделение прямых, портфельных и прочих инвестиций. Именно в данном разрезе отражается движение иностранных инвестиций в соответствии с методологией Международного валютного фонда в платежных балансах стран.

выступают как вложения иностранных инвесторов, дающих им право контроля и активного участия в управлении предприятием на территории другого государства.

Согласно классификации ЮНКТАД к прямым иностранным инвестициям относят:

приобретение иностранным инвестором пакета акций предприятия, в которое он вкладывает свой капитал, в размере не менее чем 10—20% суммарной стоимости объявленного акционерного капитала;

реинвестирование прибыли от деятельности указанного предприятия в части, соответствующей доле инвестора в акционерном капитале и остающейся в его распоряжении после распределения дивидендов и репатриации части прибыли;

внутрифирменное предоставление кредита или равноценная операция по урегулированию задолженности в отношениях между «материнской» фирмой и ее зарубежным филиалом.

К разряду относят вложения иностранных инвесторов, осуществляемые с целью получения не права контроля за объектом вложения, а определенного дохода.

В соответствии с положениями ЮНКТАД портфельные инвестиции, в отличие от прямых, представляют собой вложения в покупку акций, не дающих право вкладчикам влиять на деятельность предприятия и составляющих менее 10% общего объема акционерного капитала.К ним также относят вложения зарубежных инвесторов в облигации, векселя, другие долговые обязательства, государственные и муниципальные ценные бумаги. В большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг.

Под понимаются вклады в банки, товарные кредиты и т.п.

Количественные границы между прямыми и портфельными инвестициями довольно условны. Обычно предполагается, что вложения на уровне 10—20% и выше акционерного (уставного) капитала предприятия являются прямыми, менее 10—20% — портфельными. Однако так как цели, преследуемые прямыми и портфельными инвесторами, различаются, такое деление представляется вполне целесообразным. Выделение прочих инвестиций связано со спецификой вложений.

Правовую основу для привлечения иностранных инвестиций в РФ создает Федеральный закон от 09.07.1999г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Согласно ст.2 данного законодательного акта, «иностранная инвестиция вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральным законодательством, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации».

В российском законодательстве под прямой иностранной инвестицией понимают:

приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли (вклада) в уставном (складочном) капитале предприятия, созданного или вновь образуемого на территории РФ в форме хозяйственного общества или товарищества;

вложение капитала в основные фонды иностранного юридического лица, созданного на территории РФ;

осуществление иностранным инвестором на территории России как арендодателем финансовой среды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1,0 млн. руб.

Прочие инвестиции – международные займы и банковские депозиты. В основу этих инвестиций положен личный или групповой интерес соответствующих финансово-промышленных кругов.

Все законодательство, регулирующее зарубежные инвестиции, можно систематизировать так:

специальное; 2. общегражданское; 3. нормы международных договоров.

Специальное законодательство – Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» и многочисленные сопутствующие нормативные акты, изменяющие и дополняющие данный закон, а также постановления Правительства РФ по регулированию зарубежных инвестиций.

Гражданское законодательство – опосредует взаимоотношения предприятий с иностранным участием и их многочисленных контрагентов. В этом случае имеются в виду различного рода сделки, договоры. Вещные права, отношения представительства и исковой давности – эти проблемы регулируют Гражданским кодексом РФ. Общегражданское законодательство применяют в том случае, когда регулирование деятельности иностранного инвестора с помощью специального законодательства невозможно вследствие его узкой направленности.

Нормы международных договоров являются частью правовой системы страны. Особое значение международный договор приобретает в регулировании международных экономических отношений, а именно с принятием и использованием зарубежных инвестиций:

международные двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций. Это дополнительные гарантии к нормам, содержащимся в национальном законодательстве.;

международные двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения обычно определяют доход (прибыль) и имущество, которое облагают налогом без каких-либо ограничений в стране (источник доходов) или полностью освобождаться от налогообложения;

многосторонние конвенции имеют важное значение для регулирования отношений, связанных с иностранными инвестициями, в частности для разрешения споров странами-донорами и реципиентами.

Появление многосторонней системы гарантий инвестиций предшествовало создание и развитие государственных систем страхования экспорта капитала в промышленно-развитых странах. Следует отметить, что многие из заключаемых сейчас соглашений предусматривают предоставление иностранным инвесторам «смешанного режима», что связано с относительно неблагоприятным климатом в России. Подобный режим предполагает, что в каждом случае зарубежный инвестор вправе выбрать, какой из двух режимов (национальный или наибольшего благоприятствования) ему подходит.

Источники: http://netprava.ru/ek/b32/9_4.htm, http://econ.wikireading.ru/33514, http://studfiles.net/preview/2801922/

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос