Иностранные инвестиции в республику татарстан

Закон РТ от 19 июля 1994 г. N 2180-XII «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан» (с изменениями и дополнениями)

Закон Республики Татарстан от 19 июля 1994 г. N 2180-XII
«Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан»
(введен в действие Постановлением ВС РТ от 19 июля 1994 г. N 2182-XII)
(принят повторно Постановлением ВС РТ от 19 июля 1994 г. N 2181-XII)

С изменениями и дополнениями от:

27 июня 2001 г., 23 сентября 2003 г., 22 января 2008 г., 17 мая 2012 г.

Настоящий Закон направлен на стимулирование инвестиционной активности и привлечение иностранных инвестиций в экономику Республики Татарстан, обеспечение государственных гарантий и защиты прав иностранных инвесторов и их деятельности на территории Республики Татарстан.

Президент Республики Татарстан

г.Казань, 19 июля 1994 года, N 2180-XII

См. также Закон РТ от 25 ноября 1998 г. N 1872 «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Определены правовые, экономические и социальные условия привлечения в народное хозяйство Республики Татарстан иностранного капитала. Закон направлен на обеспечение прав и защиту имущественной, финансовой и интеллектуальной собственности иностранных инвесторов. Иностранными инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода).

Объектами иностранных инвестиций могут быть вновь создаваемые, модернизируемые и существующие основные фонды, оборотные средства во всех отраслях и сферах экономики республики, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, права на интеллектуальные ценности, земля и другие природные ресурсы, иные имущественные права.

Иностранные инвесторы самостоятельно определяют направления, формы и объемы осуществления инвестиций. Установлены гарантии защиты иностранных инвестиций и льготы иностранным инвесторам.

Закон вводится в действие Постановлением ВС РТ от 19 июля 1994 г. N 2182-XII со дня опубликования; принят повторно Постановлением ВС РТ от 19 июля 1994 г. N 2181-XII.

Закон РТ от 19 июля 1994 г. N 2180-XII «Об иностранных инвестициях в РТ»

Закон введен в действие Постановлением ВС РТ от 19 июля 1994 г. N 2182-XII со дня опубликования; принят повторно Постановлением ВС РТ от 19 июля 1994 г. N 2181-XII

Текст Закона опубликован в газете «Республика Татарстан» N 163 от 16 августа 1994 г.; в Сборнике Госкомимущества РТ «Основные законы и положения по приватизации в Республике Татарстан», 1994 г., Выпуск 9, Ведомостях Государственного Совета Татарстана, N 7, 1994 г.

Решением Верховного Суда РТ от 9 декабря 2005 г. N Зп-1-81/05 абзац 2 статьи 5 в части гражданства Республики Татарстан, статью 8, абзац 2 статьи 27, статьи 29, 31, 33, 35, статью 36 в части слов «подоходный налог», абзаца 2 статьи 37 настоящего Закона признаны противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня вступления решения в законную силу

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Закон Республики Татарстан от 5 марта 2018 г. N 5-ЗРТ

Изменения вступают в силу с 5 марта 2018 г.

Закон РТ от 17 мая 2012 г. N 23-ЗРТ

Изменения вступают в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

Закон РТ от 22 января 2008 г. N 6-ЗРТ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

Иностранные инвестиции в республику татарстан

Регулирование иностранных инвестиций в Республики Татарстан

Татарстан — один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов России. Республика расположена в центре крупного индустриального района РФ, на пересечении важнейших магистралей, соединяющих восток и запад, север и юг страны.

Республика Татарстан обладает богатыми природными ресурсами, мощной и диверсифицированной промышленностью, высоким интеллектуальным потенциалом и квалифицированной рабочей силой. Промышленный профиль республики определяют топливная и нефтехимическая отрасли промышленности (добыча нефти, производство синтетического каучука, шин, полиэтилена и широкого спектра продуктов переработки нефти), крупные машиностроительные предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию (вертолеты, самолеты и авиадвигатели, тяжелые грузовики, компрессоры и нефте-, газоперекачивающее оборудование), развитое электро- и радиоприборостроение.

Читайте также  Бизнес идеи на передовых технологиях

В 2006 году валовой региональный продукт (ВРП) вырос в сопоставимых измерениях на 7% и составил более 620 млрд руб.

Республика Татарстан является одним из наиболее благоприятных для инвестирования регионов Российской Федерации, что подтверждается данными международных рейтинговых агентств. По данным российского рейтингового агентства «Эксперт РА», по итогам 2005-200бгг. Татарстан относится к числу «опорных регионов-лидеров» и входит в десятку субъектов России по нескольким категориям, включая второе место «за стабильность внутриполитической обстановки», а также «стабильно низкий инвестиционный риск» в течение десятилетия, а в общем рейтинге российских регионов занимает 10-е место. В 2005-2006 гг. по инвестиционному риску Татарстан занимает 9-е место в Российской Федерации, а по инвестиционному потенциалу -10-е место. По данным агентства «Эксперт РА» республика в составе Приволжского федерального округа остается одним из самых «безопасных» регионов для иностранных инвесторов. Этому во многом способствует создание в республике благоприятной для инвесторов нормативно-правовой базы, стабильный экономический рост на протяжении последних пяти лет в среднем на 6,8 % в год и высокая политическая стабильность.

Итоги экономических реформ, проводимых в Республике Татарстан в последние годы, свидетельствуют, что важнейшей составляющей поступательного социально-экономического развития является привлечение иностранных инвестиций. Полномасштабный статистический учет привлечения иностранных инвестиций в экономику Татарстана начал осуществляться с 1993 года. Динамика привлечения иностранных инвестиций в Республику Татарстан за 2001-2009 гг. приведена в таблице 1.

Динамика привлечения иностранных инвестиций в Республику Татарстан

Татарстан — лидер среди регионов Приволжского федерального округа по объему привлеченных в 2009 году прямых иностранных инвестиций (28% от соответствующих капиталовложений в ПФО). В общем объеме поступивших иностранных инвестиций в 2006 году в ПФО (3128,6 млн долл. США) на долю Республики Татарстан пришлось 15,5% (2-е место). Объем привлеченных в республику иностранных инвестиций в 2,2 раза выше среднего уровня по Приволжскому федеральному округу.

С целью создания инвестиционной деятельности правительство Татарстана 28 ноября 2006 года приняло решение о создании в Елабужском районе Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа (ОЭЗ ППТ). На территории свободной экономической зоны создаются предприятия, ориентированные на выпуск продукции с привлечением импортных технологий и капитала зарубежных фирм Чехии, Англии, Швеции и др. Чтобы стать резидентом ОЭЗ ППТ компании-резиденту необходимо подписать с органом управления ОЭЗ ППТ соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности и инвестировать в свои производственные фонды, расположенные в ОЭЗ ППТ, не менее 10 млн евро, в том числе в первый год развития не менее 1 млн евро. Одним из главных преимуществ ОЭЗ ППТ является гарантия резидентам значительных налоговых льгот и неизменных правил игры на все время существования ОЭЗ ППТ—20 лет.

Зарегистрированные на территории Особой экономической зоны предприятия получат ряд преференций. В частности, режим свободной таможенной зоны, при котором иностранное оборудование размещается и используется в пределах ОЭЗ ППТ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также на отмену экспортных пошлин на вывоз произведенной продукции. Организации-резиденты ОЭЗ ППТ будут освобождены от налога на имущество и от земельного налога. Кроме того, в республике для резидентов ОЭЗ предусмотрены специальные льготы — ставка налога на прибыль организации снижена до 20% и полное освобождение от уплаты транспортного налога, подлежащего зачислению в бюджет республики.

Основная специализация предприятий, намечаемых к созданию на территории промышленной площадки «Алабуга», — автомобилестроение. Помимо этого, зона открыта для любых высокоэффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов с участием иностранный и отечественных инвесторов, направленных на организацию производства конкурентоспособных товаров и услуг производственно-технического и потребительского назначения.

Стартовые инвестиции для организации новых производств на территории промышленной площадки «Алабуга» предполагается финансировать за счет привлечения средств внешних инвесторов, в том числе иностранных. В последующие годы источники финансирования инвестиций расширятся за счет собственных средств предприятий, а также реинвестирования суммы налоговых льгот, остающейся в их распоряжении.

Промышленная площадка «Алабуга» призвана способствовать интеграции российской экономики в систему международных связей, притоку в регион иностранных инвестиций, современных зарубежных технологий.

Читайте также  Бизнес идеи для производственного помещения

Таким образом основными задачами инновационной деятельности Республики Татарстан являются обеспечение условий для реализации всех стадий инновационного процесса — от поиска (разработки) и экспертизы нового изделия (технологии, работ, услуг) до выпуска товарного продукта и его тиражирования; содействие организации и поддержка инновационных центров, специализированных фондов, совместных предприятий, концернов, ассоциаций, малых предприятий, фирм и других объектов различных форм собственности, предназначенных для реализации результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, технических, медицинских, сельскохозяйственных разработок, а также результатов реализации инновационных проектов в социально-экономической сфере и области права. Достижение поставленных задач осуществляется на основе интеграции усилий государства и предпринимательского сектора экономики, ускорения внедрения современных инвестиционно-финансовых механизмов привлечения негосударственного российского и иностранного капитала в сферу науки и технологий.

Инвестиционный потенциал Республики Татарстан и барьеры для привлечения иностранных инвестиций в регион

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 11.05.2014 2014-05-11

Статья просмотрена: 3672 раза

Библиографическое описание:

Шабанова К. Р. Инвестиционный потенциал Республики Татарстан и барьеры для привлечения иностранных инвестиций в регион // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 433-435. — URL https://moluch.ru/archive/66/10961/ (дата обращения: 16.01.2019).

В статье изучается инвестиционный климат в Республики Татарстан, а также проблемы привлечения иностранных инвестиций в регион.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, иностранный инвестор, инвестиционный потенциал, социально-экономическое развитие, инвестиционный климат.

В настоящее время привлечение иностранных инвестиций в Россию становится главным стратегическим вопросом для развития экономики. Актуальность необходимости изучения проблем привлечения иностранных инвестиций, определяет то обстоятельство, что Россия, обладая огромным инвестиционным потенциалом для иностранных инвесторов, все же обладает некоторыми рисками, которые являются барьером для вливания иностранного капитала в российскую экономику.

В России наблюдается диспропорция инвестиционной привлекательности регионов для иностранных инвесторов. Увеличиваются контрастные разрывы между регионами в социально-экономическом развитии. Некоторые регионы России более привлекательны для иностранных инвестиций. Лидирующие позиции по благоприятному инвестиционному климату благодаря продуманной инвестиционной стратегии и активному стремлению властей сформировать привлекательные условия для иностранных инвесторов занимает Республика Татарстан.

Инвестиционная стратегия Республики Татарстан направлена на формирование эффективной институциональной среды, обеспечивающей высокие показатели инвестиционной и инновационной деятельности, для реализации экономических возможностей и повышения предпринимательской активности в регионе, формирование высокого уровня доходов и качества жизни населения.

Анализ эффективности реализации Инвестиционной стратегии Республики Татарстан осуществляется на основе анализа влияния на развитие экономики республики институциональных факторов и достижения макроэкономических показателей.

Кроме того, в регионе разрабатывается Стратегия развития Республики Татарстан до 2030 года, в соответствии с которой будут определены ключевые направления развития Республики до 2030 года с учетом перспективных направлений развития республики. Ключевыми в Стратегии развития Республики Татарстан до 2030 года станут вопросы регулирования инвестиционной деятельности в Республике, а также сопутствующие мероприятия, выделенные в отдельный раздел [2].

К настоящему времени в Татарстане сформированы все условия и предпосылки, необходимые для успешной деятельности российских и иностранных инвесторов. Передовое инвестиционное законодательство гарантирует максимально благоприятный режим для отечественных предприятий и компаний-нерезидентов. На уровне Правительства регулярно утверждается перечень приоритетных инвестиционных проектов, нуждающихся в различных мерах государственной поддержки.

Татарстан располагает обширной и разнообразной инфраструктурой стимулирования инвестиционной активности. В её состав входят: особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга», особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Иннополис», технополисы «Химград» и «Смарт Сити Казань», а также несколько индустриальных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов и инвестиционных и венчурных фондов. При помощи этих институтов развития, регион может в короткие сроки локализовать проекты различной направленности и любого уровня сложности на полностью подготовленных индустриальных площадках.

Стимулирование инвестиционной активности и формирование комфортного делового климата являются незыблемыми приоритетами экономической политики Республики Татарстан [3].

Результатом успешной работы Республики в указанных направлениях является высокий уровень инвестиционной привлекательности, что выражено в соответствующих макроэкономических показателях.

Важное значение инвестиционного климата как фактора привлечения инвестиций в Республику Татарстан подчеркивается тем, что этот опыт использовался Агентством стратегических инициатив в качестве основы для разработки «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе» [4].

Руководство региона для привлечения инвестиций, а также всесторонней поддержки инвесторов создало ряд органов отвечающих за формирование благоприятных условий для эффективной работы и дальнейшего развития партнерства:

Читайте также  Бизнес идея для женщины в сельской местности

— Инвестиционный совет Республики Татарстан;

— Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан;

— ОАО «Корпорация развития Республики Татарстан»;

— ОАО «Корпорация продвижения экспорта и инвестиций Республики Татарстан»;

— МУП «Агентство по привлечению инвестиций и развитию территории»;

В Республике за инвестиционную политику отвечают сразу два министерства: Министерство экономики и Министерство промышленности и торговли, а также проходят постоянные заседания исполкома Консультативного совета по иностранным инвестициям в России. Так как иностранному инвестору не всегда понятны распределение полномочий между министерствами, руководство Республики обеспечило реализацию принципа «одного окна» через Инвестиционный совет Республики Татарстан и Агентство инвестиционного развития, которые призваны улучшить инвестиционный климат в регионе и наладить прямой диалог инвесторов с властью.

Иностранных инвесторов Республика пытается привлечь в региональную экономику путем усовершенствования законодательной, научной, инфраструктурной и кадровой базы. Также руководство региона предлагает инвестору ряд преференций и льгот.

Рис. 1. Доступная инфраструктура Республики Татарстан для размещения производственных и иных объектов инвесторов

Татарстан — единственная площадка в России, где сосредоточены одновременно две особые экономические зоны. Однако, по сравнению с 2012 годом, по данным Агентства Инвестиционного развития Республики Татарстан, прямых иностранных инвестиций в 2013 году было привлечено примерно на треть меньше. Причем около 80 % из них приходится на долю особой экономической зоны «Алабуга» [5], которая привлекает иностранных инвесторов прежде всего подготовленностью промышленно-производственных участков всей необходимой инфраструктурой.

Наиболее привлекательными отраслями для иностранных инвесторов в регионе являются: нефтеперерабатывающая, машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность. Наибольший объем иностранных инвестиций приходится на химическую промышленность.

Негативными факторами, влияющие на инвестиционный климат региона, по мнению руководства Агентства Инвестиционного развития Республики Татарстан, являются: высокие тарифы на энергоресурсы и подключение к инженерным сетям, высокая стоимость строительства и долгое получение разрешений, дорогое сырье и логистические услуги, а также высокие ставки по кредитам. В то же время, многие барьеры можно ликвидировать лишь на федеральном уровне [1].

Также ключевыми проблемами, как по всей России, так и в регионе — это:

— дефицит квалификационных кадров;

— изношенность коммуникаций, энергосистемы и другой инфраструктуры;

— диспропорция развития территорий внутри региона;

— не все промышленные площади полностью готовы для заселения, а инвесторы не хотят строиться за свой счет;

— бюрократия и несогласованность во взаимодействии между различными уровнями власти;

— иностранные инвесторы средней величины в отличии от крупных инвесторов сильно зависимы от региональной политики и получают иной уровень поддержки;

— недостаточная известность Республики Татарстан за рубежом;

— экологическая нагрузка на территории ряда производств.

В регионе ведутся работы по одновременному созданию и развитию производственных площадок в нескольких муниципальных образованиях, которые смогут предложить те же условия для развития, что и особая экономическая зона, чтобы равномерно охватить территорию региона и преодолеть непропорциональное социально-экономическое развитие территорий региона.

В настоящее время за иностранного инвестора, особенного крупного, идет жесткая конкуренция. Многие регионы России для повышения социально-экономического развития и оттока квалификационной рабочей силы в другие регионы, стали уделять должное внимание инвестиционной политике и созданию благоприятной деловой среды. Практически все регионы обладают хорошим инвестиционным потенциалом и предлагают инвесторам похожие продукты в виде льгот, преференций и промышленных площадок. Чтобы Татарстан продолжал занимать лидирующие позиции в атмосфере жесткой конкуренции в области привлечения иностранных инвестиций, рекомендуется:

1. Продолжать формировать и развивать инновационную инфраструктуру региона необходимую для размещения производственных и иных объектов инвесторов.

2. Уделить особое внимание на подготовку квалифицированных кадров, для решения проблемы дефицита кадров. Создать учебные центры, которые будут готовить специалистов по рабочим специальностям, так как кадры являются ключевым фактором внедрения передовых технологий в экономику региона.

3. Обратить внимание на развитие логистики, так как от качества логистической инфраструктуры зависит развитие предприятий, отраслей и региона в целом.

4. Решить вопросы с проблемой бюрократизма и местной власти.

5. Особенное внимание нужно обратить на диспропорции развития территорий в регионе и продолжить работу в реализации планов по созданию производственных площадей.

6. Повысить узнаваемость Республики Татарстан за рубежом и донести информацию об инвестиционном потенциале региона до иностранных инвесторов.

Источники: http://base.garant.ru/8101547/, http://studbooks.net/1751877/ekonomika/regulirovanie_inostrannyh_investitsiy_respubliki_tatarstan, http://moluch.ru/archive/66/10961/

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос