Иностранные инвестиции в сфере недропользования

Обзор методов государственного управления и контроля над иностранными инвестициями в сфере недропользования европейских стран (Канделаки Г.Г.)

Дата размещения статьи: 23.06.2016

Природоресурсное законодательство Российской Федерации в части, регулирующей иностранные инвестиций в сфере недропользования, призвано создать благоприятные условия для формирования прозрачного делового климата. Российская Федерация идет по пути целевого привлечения иностранных инвестиций в сферу недропользования, что позволит решить такие проблемы, как низкая привлекательность геологоразведочной деятельности, связанная с этим, но особо выделяемые проблема низкой изученности шельфа России, слабая технологическая база и неразвитая транспортная инфраструктура.
Недостатки правового режима инвестиционной деятельности создают дополнительные сложности в регулировании притока иностранных инвестиций, что приводит к возникновению правовых коллизий.
В то же время готовность законодателя решать возникающие проблемы говорит об интенсивном развитии природоресурсного законодательства и развитии правового регулирования иностранных инвестиций в сфере недропользования.
Для понимания причин формирования тех или иных правовых норм, регулирующих потоки иностранных инвестиций в сфере недропользования Российской Федерации, по нашему мнению, следует изучить европейский опыт применения законодательных ограничений для иностранных инвестиций в сфере недропользования.

Правовые инструменты регулирования иностранных инвестиций в европейских странах

Европейский союз заботился об обеспечении необходимых условий для повышения конкурентоспособности своей промышленности начиная с Договора от 25 марта 1957 г. «О функционировании Европейского союза». Так, Европейский парламент и Совет вправе принимать специальные меры в поддержку деятельности, осуществляемой в государствах-членах.
Интересы национальных энергетических компаний в странах Евросоюза защищаются различными правовыми механизмами, позволяющими регулировать отношения с иностранным инвестором или устанавливать контроль над ним.
1. Регулирование прямых иностранных инвестиций в недропользование путем контроля над крупными недропользователями (стратегические компании), в том числе над сделками с акциями (долями). Это один из наиболее распространенных методов осуществления контроля со стороны государства над инвестиционным режимом в сфере недропользования.
В Германии прямые иностранные инвестиции подлежат специальному регулированию. Крупные сделки по слияниям и поглощениям, если они приводят к приобретению 25% или более акций компаний недропользователей, могут быть запрещены министром экономики и технологии Германии . Несмотря на это, Правительство Германии отходит от установленных правил, когда это отвечает интересам национальной или энергетической безопасности страны. Примером может служить сделка по слиянию E.ON и Rurgas в целях создания национальной компании, способной эффективно развиваться в условиях международной конкуренции.
———————————
Дораев М., Кряжевских К. Сырьевой национализм: тенденции правового регулирования в России и иностранных государствах // Корпоративный юрист. 2009. N 5. С. 18.

В Польше в соответствии с Законом «Об экономической активности» сделки с активами государственных компаний, в том чисел компаний нефтегазовой отрасли, требуют соответствующего согласования с казначейством, а также с другими государственными органами, если доля участия иностранного инвестора в компании превышает закрепленный в Законе предел .
———————————
Петрунин В.В. Комментарий к Федеральному закону от 29.04.2008 N 57-ФЗ // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. 2008. N 8.

Примером защиты национальных интересов методом контроля над сделками слияния и поглощения компаний недропользователей являлось противодействие испанского правительства немецкой E.ON при поглощении Endesa. Другим примером могут служить попытки Правительства Франции помешать итальянской ENEL приобрести Suez путем изменения законодательства (сделка была завершена в 2008 г.) .
———————————
Кавешников Н.Ю. Роль энергодиалога Россия-ЕС в обеспечении энергетической безопасности «Большой Европы». URL: http://www.alleuropa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1135.

2. Лицензирование отдельных видов пользования недрами. Нормативная база европейских стран, регулирующая участие иностранного капитала в компаниях недропользователях, дополняется механизмами контроля, закрепленными в лицензиях на осуществление различных видов пользования недрами.
В данном случае полезным представляется опыт Норвегии. В соответствии со взятыми на себя обязательствами при вхождении в Европейскую экономическую зону Норвегия согласилась привести свое законодательство в соответствие с законодательными нормами Европейского союза. Основополагающим нормативным документом, который регламентирует вопросы природопользования в этой стране, является Закон «О нефтяной деятельности», принятый в 1996 г. Все этапы деятельности являются объектом прямого государственного контроля, осуществляемого через систему лицензирования. Лицензии и одобрения зависят от условий, которые открыты для более детального, но при этом гибкого регулирования деятельности каждого владельца лицензии. Таким образом, общая нормативно-правовая база Закона «О нефтяной деятельности» дополняется отдельной нормативной базой в форме условий лицензии . Для защиты своих интересов Норвегия использует механизм прямого финансового участия государства в стратегических компаниях недропользователях.
———————————
Василевская Д.В., Архипов А.В., Филатов Д.В. Правовое регулирование недропользования на континентальном шельфе и в мировом океане. История и перспективы. Теория и практика. М.: Юрист, 2012.

3. Взаимность инвестиционных режимов пользования недрами. Неординарный метод регулирования иностранных инвестиций в сфере недропользования закреплен в законодательстве Великобритании. Так, в королевстве обязательным требованием для иностранной компании при участии в конкурсе является соблюдение так называемого условия взаимности (reciprocity), по которому допускаются компании лишь тех стран, в которых английские компании имеют аналогичные права доступа к ресурсам недр. В Великобритании обязательным является условие о найме английского персонала. Более того, государство имеет право первоочередной покупки до 51% добываемой нефти. По общему правилу вся нефть, добытая на шельфе, должна быть ввезена в Великобританию, если для иного не получено разрешение уполномоченного органа .
———————————
Стенограмма парламентских слушаний Комитета Государственной Думы от 27.06.2012. Стр. 21. URL: http://www.komitet2-21.km.duma.gov.ru/site.xp/052050050124054051052.html (дата обращения: 02.02.2015).

Доступ иностранных инвесторов в сферу недропользования европейских стран существенно затруднен, в том числе путем установления ограничений на сделки с акциями (долями) компаний недропользователей, обязательным лицензированием отдельных видов деятельности, а также надзором соответствующих контролирующих органов.

Единый энергокомплекс Европы и отмена проекта «Южный поток»

Несколько лет назад на самом высоком уровне обсуждалась идея создания «Единого энергокомплекса Европы», в рамках которой предполагалось создание единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока с глубоким уровнем интеграции национальных экономик .
———————————
Путин В.В. Россия и меняющийся мир // Российская газета. 2012. 1 марта. N 5718(45).

Принятие «Третьего энергопакета ЕС» существенно осложнило идею сотрудничества на взаимовыгодных условиях для России и Европейского союза. Европейские законодатели фактически разделили нефтегазовый комплекс на три составляющие: добыча/генерация, транспортировка/передача, сбыт.
Цель европейских законодателей заключается в снижении роли вертикально интегрированных корпораций и фактически создании виртуальных посреднических рынков под управлением национальных и общеевропейских регуляторов, ставящих под контроль добывающие компании (Electricity Directive 2009/72/EC ; Gas Directive 2009/73/EC ). Такая стратегия вызвана отсутствием в Европе на достаточном промышленном уровне своих добывающих мощностей .
———————————
Official Journal of the European Union L211/5514/8/2009.
Official Journal of the European Union L211/9414/8/2009.
Кавешников Н.Ю. Роль энергодиалога Россия-ЕС в обеспечении энергетической безопасности «Большой Европы». URL: http://www.alleuropa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1135 (дата обращения: 02.02.2015).

В процессе переговоров полный запрет добывающим компаниям иметь на праве собственности транспортные сети (Ownershipunbundling, OU) сменился несколькими вариантами сложных виртуальных отношений.
1. IndependentSystemOperator, ISO — допускает право собственности добывающей/генерирующей компании на транспортные сети, но при этом эти сети должны быть переданы в управление независимому системному оператору.
2. IndependentTransmissionOperator, ITO — собственность на транспортные сети остается за добывающей/генерирующей компанией при условии соблюдения ряда правил, отделяющих управление сетями от прочих видов деятельности .
———————————
Мельникова С. «Третий энергопакет ЕС»: принять нельзя отказаться // Центр изучения мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН. Март — апрель 2011. N 2.

Читайте также  Идеи для школьного бизнес плана

Развитие правовых механизмов привело к созданию третьего варианта, в соответствии с которым у добывающей/генерирующей компании сохраняется собственность на транспортные сети, но управление сетями передается дочерней компании, которая находится под контролем государства с обязательствами обеспечивать недискриминационный доступ к сетям и следовать государственным планам по развитию инфраструктуры транспортных сетей.
В связи с этим на рынке Европейского союза появились новые виртуальные игроки — посредники-регуляторы, обладающие огромными полномочиями: национальные регуляторы, общеевропейские агентства ACER, ENTSO-E и ENTSOG, международная Конфедерация регуляторов энергетики (International Confederation of Energy Regulators, ICER), куда вошли 11 региональных ассоциаций регуляторов.
Стратегия Европейского союза, не учитывающая интересы поставщиков энергоресурсов, разрабатывалась на прогнозах существенного повышения предложения по поставкам энергоресурсов, развития технологии сжижения природного газа (СПГ) и сланцевых технологий по добыче нефти и газа.
В условиях негативного инвестиционного климата в Европейском союзе остановка проекта «Южный поток» является разумным решением для Российской Федерации. Рынок Европейского союза представляет собой по большей части распределительные сети, которые без добывающих мощностей являются всего лишь инженерной инфраструктурой на балансе государства или европейского регулятора.
Альтернативой «Южному потоку» станет газопровод через Черное море в направлении Турции. Подписание предварительного договора между Газпромом и турецкой компанией Botash блокирует реализацию другого энергетического проекта — Трансадриатического газопровода (ТАР), который после отказа от проекта Nabucco являлся единственным альтернативным по отношению к российской стороне проектом.
Применение европейскими партнерами жестких законодательных ограничений для иностранных инвестиций в сфере недропользования учитывается при принятии решений о целесообразности реализации крупнейших международных энергетических проектов, отказ от которых негативно сказывается на энергетической безопасности европейского континента.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года были сформулированы основные направления для развития сотрудничества с иностранными партнерами. Одной из целей является приобретение как можно большего количества равноправных партнеров, как на Западе, так и на Востоке. Присутствие России будет расширяться в регионах, где набирают силу интеграционные процессы, где не смешивают политику и экономику, а наоборот, снимают барьеры для торговли, для обмена технологиями и инвестициями, для свободного передвижения людей .
———————————
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (04.12.2014 — В.В. Путин). URL: http://www.kremlin.ru/news/47173 (дата обращения: 02.02.2015).

С 1 января 2015 года в полном объеме начал работать Евразийский экономический союз, базовые принципы которого — это прежде всего равноправие, прагматизм и взаимное уважение, сохранение национальной самобытности и государственного суверенитета всех стран-участниц. Тесная кооперация станет мощным источником развития для всех участников Евразийского союза .
———————————
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (04.12.2014 — В.В. Путин). URL: http://www.kremlin.ru/news/47173 (дата обращения: 02.02.2015).

Энергетическая стратегия РФ

Энергетическая стратегия РФ до 2035 года ставит задачу по интеграции российских компаний в международный энергетический бизнес. Стратегия предполагает расширение обмена энергетическими активами, в том числе обеспечение эффективной международной кооперации в отношении рисковых и сложных проектов в России (в т.ч. шельфовых проектов в арктических условиях).
———————————
Энергетическая стратегия России на период до 2035 года. URL: http://minenergo.gov.ru/upload/iblock/665/665a6512e64ffd5e3d30d9448d7b7fff.pdf (дата обращения: 01.02.2015).

Энергетическая стратегия РФ до 2035 года подтверждает ранее заданную линию Энергетической стратегии РФ до 2030 года о стратегической важности расширения присутствия российских энергетических компаний на зарубежных рынках, их участия в производственных, транспортных и сбытовых активах за рубежом и при этом развития новых форм международного сотрудничества и расширения присутствия российских компаний за рубежом.
———————————
Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. N 1715-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 30.11.2009. N 48. Ст. 5836.

После принятия Федерального закона Российской Федерации от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» , определяющего статус Энергетической стратегии, система стратегического планирования обеспечения национальной, энергетической и экономической безопасности выстраивается как единый иерархический комплекс и в полной мере обеспечивает реализацию стоящих перед государством целей и задач .
———————————
Собрание законодательства РФ. 30.06.2014. N 26 (ч. I). Ст. 3378.
Афиногенов Д.А., Воронин В.В. Роль документов стратегического планирования: правовые аспекты // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 2.

Для реализации стратегических целей Российской Федерации, в том числе расширения практики обмена энергетическим активами, следует рассмотреть необходимость внесения изменений в природоресурсное законодательство.

Развитие природоресурсного законодательства с учетом европейского опыта

Российская Федерация и европейские страны используют одни и те же методы государственного управления и контроля над иностранными инвестициями в сфере недропользования. При этом необходимо учитывать стремление европейских стран обеспечить энергетическую безопасность путем разделения рынка энергоресурсов на сектора добычи/генерации, транспортировки/передачи и сбыта.
Для защиты и сохранения традиционного для Российской Федерации европейского рынка сбыта энергоресурсов необходимо развивать природоресурсное законодательство в соответствии с целями и задачами, поставленными Энергетической стратегий РФ до 2035 года, применять практику обмена активами энергетических корпораций, участвовать в совместных предприятиях.
Согласно документу, содержащему российские предложения по вопросам сотрудничества в сфере энергетики, направленному руководству стран «семерки», «двадцатки», СНГ и другим партнерам России, — Концептуальным подходам к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики (цели и принципы), необходимо осуществлять сотрудничество на основе следующих основных принципов :
———————————
Концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики (цели и принципы). 21 апреля 2009 г. URL: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2009/04/215303.shtml (дата обращения: 02.02.2015).

— признания неделимости устойчивой глобальной энергетической безопасности и взаимозависимости всех участников мирового энергообмена;
— взаимной ответственности стран — потребителей и поставщиков энергоресурсов, а также транзитных государств за обеспечение глобальной энергетической безопасности;
— признания баланса предложения и спроса в качестве ключевых аспектов глобальной энергетической безопасности;
— безусловного государственного суверенитета над национальными энергоресурсами;
— обеспечения недискриминационного доступа к международным энергетическим рынкам, их открытия и развития их конкурентного характера;
— охвата всех видов энергии и энергоносителей и связанных с ними материалов и оборудования;
— недискриминационного поощрения и защиты инвестиций, включая новые инвестиции во все звенья энергетической цепочки;
— поощрения взаимного обмена активами энергетического бизнеса в рамках инвестиционной деятельности;
— обеспечения недискриминационного доступа к энергетическим технологиям и участие в передаче технологий;
— обеспечения возможности беспрепятственной доставки энергоресурсов на международные рынки, в том числе через транзитные системы;
— обеспечения технологической надежности всех элементов энергетической инфраструктуры, включая транзитные;
— обеспечения физической безопасности жизненно важной энергетической инфраструктуры;
— содействия осуществлению инфраструктурных проектов, имеющих важное значение для обеспечения глобальной и региональной энергетической безопасности;
— обязательности консультаций и координации энергетической политики и связанных с ней мер, в том числе в области формирования будущей структуры энергетических балансов, диверсификации энергоснабжения, регуляторных документов в области производства, торговли, транзита и потребления энергии, планирования и осуществления инфраструктурных проектов, оказывающих влияние на глобальную и региональную энергетическую безопасность .
———————————
Концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики (цели и принципы). 21 апреля 2009 г. URL: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2009/04/215303.shtml (дата обращения: 02.02.2015).

Международный опыт применения жестких законодательных ограничений в странах Европы на примере проекта «Южный поток» подтверждает необходимость упрощения процедур международного сотрудничества в нефтегазовой отрасли.
Как отражено в Энергетической стратегии России до 2035 года, важнейшим направлением российской энергетической политики является создание единых рынков природных ресурсов Евразийского экономического пространства с едиными механизмами регулирования, которые смогли бы обеспечить свободное движение технологий, энергетических услуг и энергоносителей, а также капиталов .
———————————
Энергетическая стратегия России на период до 2035 года. URL: http://minenergo.gov.ru/upload/iblock/665/665a6512e64ffd5e3d30d9448d7b7fff.pdf (дата обращения: 01.02.2015).

Читайте также  Иностранные инвестиции не могут быть конфискованы

Для обеспечения свободного движения технологий и целевого привлечения капиталов в сферу недропользования России необходимо устранить следующие недостатки в правовом регулировании.
— Серьезные риски несут недропользователи с участием иностранных инвесторов в процессе геологического изучения недр, в том числе осуществляемого по совмещенной лицензии. В случае открытия участка недр федерального значения Правительство России вправе принять решение об отказе в предоставлении права пользования таким участком для разведки и добычи полезных ископаемых, а в случае осуществления геологического изучения недр по совмещенной лицензии Правительство РФ вправе принять решение о прекращении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых при возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства .
———————————
Закон РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах» (с последними изменениями) // Собрание законодательства РФ. 06.03.1995. N 10. Ст. 823.

— Отсутствие четких процедурных механизмов перехода права пользования недрами в настоящее время существенно затрудняет применение соответствующих положений законодательства о недрах, что подтверждается многочисленной и противоречивой судебно-арбитражной практикой . Ограничения на переход права пользования участками недр и переоформление лицензий на пользование участками недр часто являются препятствием для осуществления сделок внутри группы российских недропользователей.
———————————
Агафонов В.Б., Быковский В.К., Выпханова Г.В. и др. Природоресурсное законодательство в условиях модернизации экономики России: современные проблемы развития: Монография / Под ред. Н.Г. Жаворонковой. М.: Норма; Инфра-М, 2014.

— Геологическое изучение, разведку и добычу на шельфе Российской Федерации может осуществлять только узкий круг недропользователей. При этом известно, что шельф Российской Федерации является самым протяженным в мире и крайне мало изученным.
Для решения вышеуказанных проблем требуется внести изменения в природоресурсное законодательство:
— на законодательном уровне закрепить возможность получения предварительного согласия недропользователем с участием иностранного капитала, осуществляющего геологоразведочную деятельность, на получение права пользования участком недр федерального значения для разведки и добычи в случае его открытия;
— повысить пороговое значение критерия, согласно которому запрещается переход права пользования участком недр федерального значения недропользователю, находящемуся под контролем иностранного инвестора;
— допустить иностранных инвесторов и других заинтересованных лиц до геологического изучения недр (юниорные компании).
Указанные изменения позволят привлечь иностранный капитал именно в те области недропользования, которые в этом нуждаются, обеспечат эффективное правовое регулирование геологоразведочной деятельности, воспроизводство минерально-сырьевой базы и обеспечат доступ к новейшим технологиям, необходимым для пользования недрами на шельфе и других труднодоступных, богатых природными ресурсами территориях.
Для обеспечения энергетической и национальной безопасности, эффективного, устойчивого и экологически безопасного воспроизведения минерально-сырьевой базы, для развития нефтегазовой отрасли реализация целей, поставленных в Энергетической стратегии РФ, является первостепенной задачей энергетической политики России.

Список литературы

Статьи из журналов и периодических изданий

3. Агафонов В.Б., Быковский В.К., Выпханова Г.В. и др. Природоресурсное законодательство в условиях модернизации экономики России: современные проблемы развития: Монография / Под ред. Н.Г. Жаворонковой. М.: Норма; Инфра-М, 2014.
4. Афиногенов Д.А., Воронин В.В. Роль документов стратегического планирования: правовые аспекты // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 2.
5. Василевская Д.В., Архипов А.В., Филатов Д.В. Правовое регулирование недропользования на континентальном шельфе и в мировом океане. История и перспективы. Теория и практика. М.: Юрист, 2012.
6. Дораев М., Кряжевских К. Сырьевой национализм: тенденции правового регулирования в России и иностранных государствах // Корпоративный юрист. 2009. N 5. С. 18.
7. Кавешников Н.Ю. Роль энергодиалога Россия-ЕС в обеспечении энергетической безопасности «Большой Европы» // «Вся Европа.ru»: веб-сайт ЕУИ при МГИМО МИД России. 2009. Вып. 5(33). URL: http://www.alleuropa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1135 (дата обращения: 02.02.2015).
8. Мельникова С. Третий энергопакет ЕС: принять нельзя отказаться // Центр изучения мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН. Март — апрель 2011. N 2.
9. Петрунин В.В. Комментарий к Федеральному закону от 29.04.2008 N 57-ФЗ // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. 2008. N 8.
10. Путин В.В. Россия и меняющийся мир // Российская газета. 2012. 1 марта. N 5718(45).

Перечень нормативно-правовых актов и иных нормативных актов

11. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (с последними изменениями) // Собрание законодательства РФ. 06.03.1995. N 10. Ст. 823.
12. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (с последними изменениями) // Собрание законодательства РФ. 30.06.2014. N 26 (ч. I). Ст. 3378.
13. Энергетическая стратегия России на период до 2035 года. URL: http://minenergo.gov.ru/upload/iblock/665/665a6512e64ffd5e3d30d9448d7b7fff.pdf (дата обращения: 01.02.2015).
14. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. N 1715-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 30.11.2009. N 48. Ст. 5836;
15. Концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики (цели и принципы). 21 апреля 2009 г. URL: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2009/04/215303.shtml (дата обращения: 02.02.2015).
16. Directive 2009/72/EC of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 // Official Journal of the European Union L211/5514/8/2009.
17. Directive 2009/73/EC of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 // Official Journal of the European Union L211/94 14/8/2009.

Данные интернет источников

4.6. Регулирование деятельности иностранных недропользователей

Политика и законодательство РФ провозгласили и реализуют мероприятия, направленные на привлечение иностранных капитальных вложений в народное хозяйство и в частности в недропользование. С другой стороны, огромные природные ресурсы нашей страны привлекают зарубежных инвесторов, что в конечном итоге определяет взаимную заинтересованность.

В сфере недропользования зарубежные компании наиболее активно действуют в области поиска, разведки и добычи нефти и газа.

Закон ввел новое определение организаций, учредителями которых являются иностранные лица. Ранее они назывались «совместные предприятия», затем «предприятия с иностранными инвестициями», в настоящее время следует применять термин «коммерческая организация с иностранными инвестициями».

Общую ситуацию в части привлечения крупного иностранного капитала в российское недропользование можно оценить как выжидание. Пока не будет принято соответствующее законодательство и не обеспечена его действенность, капитал в Россию не пойдет. Но в недропользовании, как и вообще в промышленности, стоит задача активизации притока не только зарубежного, но главное — отечественного капитала. Именно поэтому ФЗ «О СРП» и законопроект «О концессиях», первоначально задуманные только для иностранных компаний, были распространены и на российских инвесторов.

Закон РФ «О недрах» прямо указывает, что «отношения недропользования с иностранными юридическими и физическими лицами регулируются настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативным и правовыми актами РФ». Они предусматривают как ограничения, так и преференции (льготы) в отношении зарубежных инвесторов. При этом масштаб и значимость последних существенно выше. В России для иностранных инвесторов по существу уже давно установлен так называемый национальный режим, т.е. режим не менее благоприятный, чем для отечественных компаний. Более того, ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», а также ряд нормативных правовых актов предусматривают предоставление иностранным инвесторам весьма существенных льгот. Установленная законом возможность экспорта всей продукции собственного производства означает, например, в нефтедобыче возможность реализации продукции по ценам, существенно более высоким, по сравнению с ценами внутреннего рынка, по которым реализовывали основной объем добычи российские компании.

Читайте также  Бизнес идеи малого бизнеса в сфере авто

В определенной мере дискриминационной можно считать норму, которая допускает возможность в интересах обеспечения безопасности и развития промышленности и энергетики РФ на основании представления заинтересованных органов исполнительной власти введение ограничения на участие иностранных пользователей в конкурсах (аукционах) на поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов отдельных участков, а также проведение конкурсов (аукционов) с участием только российских пользователей [31].

В качестве ограничения можно рассматривать положение Закона РФ «О недрах» (ст. 17.1) о том, что переход права пользования недрами, когда юридическое лицо — пользователь недр выступает учре дителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр, может быть осуществлен при условии, если новое юридическое лицо образовано в соответствии с законодательством РФ.

Элементы ограничения иностранного участия установлены законодательством в отношении поиска, разведки и добычи драгоценных металлов и драгоценных камней. Для получения лицензии заявитель должен представить в государственный орган, уполномоченный на выдачу лицензий, помимо заявления о предоставлении ему права на осуществление определенного вида (видов) деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, в частности, документ, удостоверяющий юридический статус субъекта заявленной деятельности и место его государственной регистрации.

При осуществлении добычи алмазов в качестве субъектов добычи субъектам РФ и организациям, созданным без участия (прямого или косвенного) иностранных лиц, должно принадлежать большинство голосов, учитываемых при принятии решений органами управления организаций, осуществляющих деятельность по их добыче на территории РФ.

ФЗ «О континентальном шельфе РФ» обязал иностранных инвесторов: —

осуществлять региональное геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов только в присутствии должностного лица органов охраны континентального шельфа и под его контролем; —

обеспечивать бесплатный проезд должностных лиц органов охраны к месту проведения работ и обратно и использование средств радиосвязи, а также нести все расходы на содержание, размещение и полное обеспечение должностных лиц органов охраны наравне с собственным командным (руководящим) составом.

Ряд преференций для российской стороны установил ФЗ «О СРП», в частности, соглашением должны предусматриваться обязательства инвестора: —

по предоставлению российским юридическим лицам преимущественного права на участие в работах по соглашению в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве на основании договоров (контрактов) с инвесторами; —

по привлечению работников — граждан РФ, количество которых должно составлять не менее 80 процентов состава всех привле ченных работников, привлечению иностранных рабочих и специалистов только на начальных этапах работ по соглашению или при отсутствии рабочих и специалистов — граждан РФ соответствующих квалификаций; —

по размещению заказов на изготовление оборудования, технических средств и материалов, необходимых для геологического изучения, добычи и первичной переработки полезных ископаемых, в объеме не менее 70 процентов общей стоимости таких заказов между российскими юридическими лицами или иностранными юридическими лицами, осуществляющими соответствующую деятельность и зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории РФ.

При этом, однако, российские товары (оборудование, технические средства и материалы) в отношении надежности, безопасности, качества и сроков поставок должны быть конкурентоспособными по отношению к аналогичным иностранным товарам.

При заключении СРП в ряде случаев государственная сторона выдвигает в качестве обязательного требования соглашение страхования всех видов риска и российских страховщиков.

Перечисленные примеры хотя и носят ограничивающий характер, серьезного отрицательного влияния не оказывают. Подобные требования являются достаточно распространенными в мировой практике недропользования.

В противовес дискриминационным мерам законодательство ввело для иностранных инвесторов и ряд преференций. В первую очередь это указанные выше государственные гарантии, право свободного вывоза продукции. ФЗ «О СРП» декларировал возможность в соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, предусматривать в соответствии с законодательством РФ отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения. Высший арбитражный суд РФ информировал суды о введении этого положения и обязал учитывать его при рассмотрении соответствующей категории дел [56]. Положение об отказе от иммунитета государства вошло в СРП по проекту Сахалин-І I.

Таким образом, законодательство о недрах по существу не содержит каких-либо серьезных дискриминационных мер. Низкая инвестиционная активность зарубежных компаний объясняется общей экономической и правовой ситуацией, сложившейся в России в этот период.

Контрольные вопросы 1.

Основные принципы и задачи государственного регулирования недропользования. 2.

Понятие системы пользования недрами. 3.

Понятие и значение Государственного фонда недр. 4.

Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления в сфере недропользования. 5.

Компетенция РФ в сфере недропользования. 6.

Компетенция субъектов РФ в сфере недропользования. 7.

Компетенция органов местного самоуправления в сфере недропользования. 8.

Государственное регулирование отношений недропользования. 9.

Правовое регулирование акваторий. 10.

Организационно-правовой режим недропользования на континентальном шельфе. 11.

Особенности правового режима деятельности иностранных лиц при пользовании недрами.

Правительство РФ одобрило иностранные инвестиции в предприятия в сфере недропользования

24 марта 2016 года состоялось заседание Комиссии Правительства России по контролю за осуществлением иностранных инвестиций, на котором были рассмотрены возможности иностранных инвестиций в российские стратегические предприятия.

В заседании принимали участие заместители Председателя Правительства России Сергей Приходько и Дмитрий Рогозин, а также федеральные министры и руководители профильных органов исполнительной власти и организаций. Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в российскую экономику рассмотрела несколько заявок по участию иностранных инвесторов в сделках с акциями российских компаний.

Одобрены, в частности, сделки о приобретении индийской компанией ONGC Videsh Limited 15% акций российского АО «Ванкорнефть» и швейцарской компанией Molumin AG — 75% акций компании «Геотехнология».

Комиссия поддержала заявку ONGC Videsh Limited, второй по размеру нефтегазовой компании в Индии, на приобретение 15% акций российского акционерного общества «Ванкорнефть» за 1,3 млрд. долларов. «Ванкорнефть» является стопроцентным дочерним предприятием «Роснефти» и занимается освоением Ванкорского нефтегазоконденсатного месторождения, крупнейшего из открытых и введeнных в эксплуатацию за последние 25 лет. Сделка получила подтверждение со стороны Правительства Индии и будет заключена в ближайшее время.

Также Комиссия одобрила покупку швейцарскими инвесторами компании «Геотехнология», владеющей лицензиями на целый ряд месторождений, включая второе по значимости месторождение никеля в Российской Федерации. Швейцарская компания Molumin AG, контролируемая гражданами Швейцарии, получила одобрение Комиссии на покупку 100% акций компании «AMP», владеющей 75% акций компании «Геотехнология».

Кроме того, Комиссия получила 11 ходатайств на совершение сделок по контролю за стратегическими активами в Российской Федерации от компаний из Японии, Соединeнных Штатов Америки, Норвегии и Кипра. Объекты сделок связаны с фармацевтическим бизнесом, обслуживанием российских портов, изготовлением оборудования для ядерных установок, полиграфической техники, недропользования. Эти сделки будут вынесены в ближайшее время на правительственную комиссию.

Источники: http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/18231, http://lib.sale/uchebnik-gornoe-pravo/regulirovanie-deyatelnosti-inostrannyih-33151.html, http://investinfra.ru/novosti/pravitelstvo-rf-odobrilo-inostrannye-investicii-v-predpriyatiya-v-sfere-nedropolzovaniya.html

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос