Инвестиции предприятия в современных условиях

Эффективная инвестиционная деятельность предприятия в современных условиях на материалах ООО З

Главная > Реферат >Экономика

Одним из факторов экономического и инновационного развития государства является высокая инвестиционная активность, способствующая обеспечению экономического роста и, как следствие, повышению благосостояния общества. Она находит свое выражение в инвестиционной деятельности предприятий.

Наращивание объемов инвестиций и повышение эффективности управления инвестиционной деятельностью предприятий, является основополагающим условием структурной перестройки хозяйства, создающим предпосылки экономическому росту. От оптимального использования инвестиций как на микро, так и на макро уровне зависит производственный потенциал страны, его эффективность, отраслевая и воспроизводственная структура общественного производства.

Сегодня инвестиционная деятельность на промышленных предприятий становится неотъемлемым звеном структуры общественного воспроизводственного процесса, без которого невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие общества и рост эффективности производства.

Российский рынок относится к числу развивающихся рынков, для которых, как правило, характерны повышенные инвестиционные риски. По мере того, как такого рода рынки структурируются и на них стабилизируются правила игры, приток инвестиционных капиталов увеличивается. Во многом этому способствуют мероприятия по улучшению инвестиционного климата на макроуровне, с одной стороны, а с другой – постепенно нарабатываются новые методы современной инвестиционной деятельности на микроуровне.

Вместе с этим, инвестиционная деятельность промышленных предприятий в России, так же как и организация внутренней среды предприятия, нуждаются в серьёзном реформировании: до сих пор нет адекватной законодательно-нормативной базы в данной области, отсутствуют новые подходы к формированию инвестиционных ресурсов.

Нерешенность в практическом плане проблемы совершенствования процесса инвестирования и управления инвестиционной деятельностью промышленных предприятий, реорганизации форм и методов управления в сфере материального и нематериального производства в условиях незавершенности трансформации российской экономики в рыночное хозяйство определили выбор темы работы.

Целью работы является исследование эффективных методов инвестиционной деятельности на предприятиях.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

ознакомление с понятием инвестиций и принципами осуществления инвестиционной деятельности;

рассмотрение способов и методов инвестирования;

анализ инвестиционной деятельности;

исследование стратегий осуществления инвестиционного проекта;

При написании работы использовались бухгалтерская и статистическая отчётности, экономические исследования, материалы периодической печати и учебные пособия.

Инвестиционная деятельность в структуре экономики

Динамика поступления иностранных инвестиций в РФ

Современную правовую базу для иностранных инвестиций в России составляют ряд законов и указов Президента. Дей­ствует также ряд конкретных ведомственных инструкций. По своему характеру документы подразделяются на 2 группы [3].

Первая группа — это базисные законы России, нацелен­ные на пере ход страны от социалистического способа произ­водства к рыночному хозяйству. Часть из них была принята в 1991-1997 гг. Основным Законом России является Конститу­ция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., про­возгласившая основы конституционного строя, права и свобо­ды человека и гражданина. Законодательным органом является Федеральное Собрание — Государственная Дума (парламент) РФ, исполнительным — Президент и Правительство РФ.

К первой группе также относится Гражданский кодекс Российской

Федерации в 3-х частях (1994, 1996, 2001) [2].

Вторая группа — это документы, касающиеся непос­редственно иностранных инвестиций. Главные среди них — это Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Рос­сийской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ. Этот закон определяет основные гарантии прав инвесторов, определяет правовые и экономические основы привлечения иностран­ных инвестиций на территории РФ. Положения Закона дей­ствуют на территории РФ применительно по всем иностран­ным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестици­ями. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталь­ных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ, определяет, кто может быть инвестором в России[3].

Динамика, иностранных вложений по годам неравномерна — так, их средний ежегодный объем в 1992-1994 гг. составлял около 0,9 млрд. долл., в 1995 г. — около 2,8 млрд., в 1996 г. — примерно 7 млрд. в предкри­зисном 1997г. достиг 12 млрд. долл. Непосредственно после де­фолта 1998 г. произошел спад — в 1999 г. общегодовой объем пря­мых и портфельных инвестиций составил 9,5 млрд. долл. С нача­ла XXI в. наблюдается тенденция к динамичному росту объема внешних инвестиций: 2000 г. — 10,9 млрд. долл., 2001 г. — 14,3 млрд, 2002 г. — 19,8 млрд., 2003 г. — 29,7 млрд., 2004 г. — 40,5 млрд. долл. На конец 2004 г. общий объем накопленных Россией иностран­ных инвестиций составил почти 82 млрд. долл., что, однако, едва ли можно считать удовлетворительным результатом. Для срав­нения: объем накопленных Китаем иностранных инвестиций приблизился к 1 трлн. долл.

На протяжении нескольких последних лет – до 2005г включительно – приток иностранного капитала в Россию рос быстрыми темпами (в среднем примерно на 30% в год). Объем иностранных инвестиций в экономику России, млн. долл. США [9, c.456] (Приложение А).

Анализируя информацию, представленную в таблице, можно сделать следующий вывод: анализируя ситуацию поступления объема иностранных инвестиций в экономику России видно, в 2006г в экономику России поступило иностранных инвестиций в общем объеме 53651 млн.долл., что на 32,4% больше 2005г. В 2007г иностранные инвестиции поступили в экономику России в общем объеме 55109млн. долл., что на 2,7% больше 2006г. В 2008г произошел рост иностранных инвестиций в 2,6раза составил 60343 млн. долл.

Динамику категорий иностранных инвестиций в объеме поступления в экономику России млн. долл. США представим на рисунке (Приложение Б).

Анализируя рисунок необходимо сделать обобщающий вывод, по видам поступления за рассматриваемый период иностранные инвестиции делятся следующим образом: прочие инвестиции 59,6%, прямые – 39, 6%, портфельные -0,8%.

Динамику притока иностранных инвестиций в РФ в 2007-2008гг представим в таблице (Приложение В).

Анализируя таблицу 2 видно, что в частности, в 2007 г. среди всех ви- дов прямых ин­вестиций наибольший рост продемонстрировал ли­зинг. Это свидетельствовало о повышении его значе­ния как инструмента инвестицион- ного сотрудниче­ства и рассматривалось экспертами как положитель­ный факт, поскольку роль лизинга в России до сих пор остается крайне незначительной по сравнению с той, какую он играет в развитых странах.

Но уже в 2008 г. объем сделок по лизингу вновь оказался минимальным, а масштабы их сокращения перекрыли все, что было достигнуто годом ранее. Ве­роятнее всего, в 2007 г. иностранные партнеры единовременно заключили в России большое число дол­госрочных лизинговых соглашений, а годом позже ситуация в этом сегменте рынка вернулась на пре­жний, стабильно низкий уровень.

Вторыми по темпам роста в 2007 г. были взносы в капитал (42% по сравнению с 2006 г.). С учетом того, что в 2007 г. рост этой группы вложений достиг 109,3%, можно отметить не только относи­тельную стабилизацию их прироста, но и тот факт, что взносы в капитал уже давно стали важнейшей состав­ной частью ПИИ, и именно за их динамикой необходимо следить наиболее присталь­но. В этой связи обращает на себя внимание тот факт, что в 2007 г, темпы роста взносов в капитал оказа­лись отрицательными, их приток за год в абсолют­ном выражении составил всего 84,6%.

Читайте также  Идеи для бизнеса в кризис с нуля

С другой стороны, в 2007 г. выросли на 10% — объемы другого традиционно значимого в РФ вида ПИИ — кредитов от иностранных совладельцев пред­приятий (в 2006 г. их прирост составил 60%).

Вероятно, процесс внедрения иностранцев в ак­ционерный капитал отечественных компаний достиг определенного предела, обусловленного наличием на рынке конечного числа предприятий, чьи акции доступны в открытой продаже. Поэтому в перспекти­ве кредиты от иностранных совладельцев предприя­тий могут постепенно приобретать все большее зна­чение, хотя на протяжении последних лет оно и так было стабильно высоким и следовало за динамикой прироста ПИИ.

Объем еще одной составной части ПИИ — прочих прямых вложений — в 2007 г. оставался практичес­ки неизменным. А по итогам 2008 г. они выросли. В результате их доля в ПИИ увеличилась почти до 3,2%. Очевидно, данный вид вложений так­же по праву может считаться одной из движущих сил роста абсолютных размеров и относительной доли прямых инвестиций в общем притоке капитала из-за рубежа.

Портфельные инвестиции в 2007 г., так же, как и прямые, росли быстрее среднего уровня (36,3%), но их доля, как и в 2006 г., сократилась. В 2007г. это про­изошло из-за опережающего роста ПИИ. Тогда лиде­ром среди видов портфельных инвестиций по дина­мике (но не по объему) стали долговые ценные бума­ги, как следствие роста доверия иностранных инвес­торов к российскому рынку корпоративных долговых обязательств. В свою очередь, по итогам 2008 г. абсо­лютные объемы портфельных инвестиций составили 3045 млн. долл. или 5,4% больше уровня 2007г. Лидером в 2006г стали вложе­ния в акции и паи, которые выросли в 8,8 раза, соста­вив почти 90% всех портфельных инвестиций.

Наибольшие объемы портфельных инвестиций привлекли в 2008 г. такие секторы реальной эконо­мики, как металлургия, производство и распределе­ние электроэнергии, газа и воды, коммунальное хо­зяйство, транспорт и связь. Можно надеяться, что в ближайшие годы рост этих вложений продолжится и будет все больше связан с базовым интересом зару­бежных инвесторов к российской экономике и все меньше — с их стремлением получать спекулятивную прибыль от более размашистой, чем на Западе, амп­литуды колебаний котировок на отечественном фон­довом рынке. Это тем более важно, поскольку объе­мы портфельных инвестиций в РФ в пореформенные годы традиционно были невелики, хотя в развитых государствах этот тип вложений давно играет более существенную роль, чем ПИИ.

Рост значения портфельных инвестиций на фоне стабилизации ПИИ и снижения роли прочих вложе­ний, наметившийся в 2007 г., может также свидетель­ствовать о постепенном переходе к более высокой стадии сотрудничества с иностранными инвесторами. От кредитования импорта под высокий процент и получения доступа к стратегическим ресурсам инос­транные партнеры должны переходить к участию в производственной деятельности на территории Рос­сии, в рамках которой у них будет все больше возра­стать заинтересованность в передаче передовых тех­нологий в компании, работающие в РФ [8, c. 322].

Теперь обратимся к лидерам последних лет — про­чим инвестициям. Их доля в притоке капиталов из-за рубежа начала сокращаться: по итогам 2007г. она составила 69,4% (в 2005г.- 75,9%, в 2006 г. -74,8%). Значительная часть этих инвестиций идет не в реальный сектор, а на валютный и фондовый рын­ки. Более половины прочих инвестиций — это ссуды и займы (главным образом, в виде предпринима­тельских кредитов), взятые компаниями. И чтобы как-то ограничить развитие этого явления, ЦБ РФ решил с 1 октября 2007 г. повысить процент обязательных отчислений отечественных банков, занимающих средства за границей, с 2 до 3,5%. Судя по итоговым данным за 2007 г., эта мера уже принесла свои пер­вые плоды.

Основную роль среди прочих инвестиций в России традиционно играют кредиты на срок свыше 180дней, но их доля в притоке прочих инвестиций в 2007 г. со­кратилась до 66,4% (в 2006 г. — 77%). В абсолютном выражении объем этих кредитов составил всего 81,7% от уровня 2006 г. В результате впервые за все пореформенные годы произошло снижение абсолют­ных масштабов притока прочих инвестиций в целом (95,3% от уровня 2006 года). В свою очередь, это сни­жение стало главной причиной отмеченного выше резкого падения темпов прироста общего притока ка­питалов в РФ в 2007 г.

Проблемы инвестиций предприятий в современных условиях

Инвестирование финансовых средств в развитие предприятий является важнейшим источником экономического роста страны, необходимым условием улучшения их деятельности в современных условиях. При этом возникает множество проблем от наличия самих инвестиций, необходимых финансовых ресурсов, до обоснованных механизмов их управления, анализа эффективности реализуемых мероприятий и принятие оптимальных решений в инвестиционной деятельности предприятий.

Современные тенденции развития российской экономики показывают, что задача привлечения инвестиций стоит перед предприятиями достаточно остро. Возрастание рисков инвестирования затрудняет выбор наиболее доступных и целесообразных способов финансирования, определяет потребность в использовании различных схем, механизмов и требует реализации эффективных защитных мероприятий.

Средний период отдачи денежных средств от вложенного капитала в предприятия России, по некоторым оценкам составляет от 5 до 8 лет. Инвестиции способны создать новые предприятия и дополнительные рабочие места, позволяют осваивать передовые технологии и обновлять основной капитал, способствуют интенсификации производства, обеспечивают выход на рынок новых видов товаров и услуг. Это приносит пользу, выгоду всем участникам рыночных отношений, потребителям и производителям, инвесторам и обществу.

По оценкам специалистов, временно свободные денежные средства у инвесторов есть, и на международном финансовом рынке, и внутри страны. Однако, они не спешат вкладывать их в российские предприятия. Одна из главных причин в целом не благоприятный инвестиционный климат в России. Вместе с тем, есть и другие причины, лежащие в деятельности самих предприятий. Многие предприятий не готовы эффективно использовать инвестиции на рыночных условиях. Они не способны: представить должным образом подготовленные, всесторонне проработанные инвестиционные проекты; эффективно распорядиться средствами, обеспечив привлекательную для инвесторов норму прибыли на вложенный капитал; не способны обеспечить «прозрачность» инвестиционного процесса, его контролируемость со стороны инвесторов.

Инвестиционный климат достаточно сложная и комплексная категория. Она учитывает проблемы в мировой экономике, которые многократно усиливают риски резких колебаний цен на сырье, плохой деловой климат, несовершенную судебную систему, масштабную коррупцию; политические риски, включая выборы и рост протестной активности населения, таможенные тарифы, реализацию соглашений по совместному разделу продукции, рынок земли и многое другое. Инвесторы достаточно ясно дают понять, что пока Россия не проведет необходимые изменения и преобразования по этим вопросам, крупные инвестиции поступать не будут.

Экономическая природа инвестиций обусловлена закономерностями процесса расширенного воспроизводства и заключается в использовании части дополнительного общественного продукта для увеличения количества и качества всех элементов системы производительных сил общества. Источником инвестиций является фонд накопления, или сберегаемая часть национального дохода, направляемая на увеличение и развитие факторов производства, и фонд возмещения, используемый для обновления изношенных средств производства в виде амортизационных отчислений. Все инвестиционные составляющие формируют таким образом структуру средств, которая непосредственно влияет на эффективность инвестиционных процессов и темпы расширенного воспроизводства. Взаимосвязь инвестиций, совокупного спроса, национального дохода, а также рынков товаров и денег изложена в кейнсианской экономической модели совокупного спроса и национального дохода.

Однако, известные теоретические модели инвестиций противоречиво реализуются в современной экономической действительности нашей страны. Анализ макроэкономических показателей инвестиционной деятельности в России за последние годы показывает о многих нерешенных проблемах в этой сфере.

Читайте также  Бизнес идея пункт приема металлолома

Возникает вопрос — из каких конкретно секторов экономики происходит отток капитала? В данных финансовой статистики Центрального Банка России этой информации нет. Вместе с тем, известно, что в последнее время банковский сектор страны в целом ввозил, а не вывозил капитал, что обусловлено сложной ситуации с ликвидностью денежных средств. Известно, что отток капитала тесно связан с величиной профицита торгового баланса страны. Это позволяет предположить, что к оттоку средств в нашей стране имеют непосредственное отношение компании-эспортеры, связанные с экспортом сырья, нефтепродуктов. Продавая продукцию за рубежом компании не возвращают в страну экспортную выручку в полном объеме. Они инвестируют денежные средства в товары иностранных государств.

Перспективы успешного развития экономики страны во многом зависят от модернизации, обновления предприятий на современной научно — технологической, инновационной основе. Это необходимо, чтобы повысить качество продукции, сделать ее конкурентоспособной, и в конечном счете поднять уровень доходов и жизни населения, приблизить его к уровню благосостояния развитых стран. Решение этих вопросов зависит от прямых инвестиций направленных в конкретные предприятия, определенные отрасли экономики.

При этом если ситуация не измениться к лучшему, то в дальнейшем при наличии платежеспособного спроса определенной категории отечественных потребителей, спрос будет удовлетворен за счет импортных производителей, и это будет возможно только в том случае, если платежный баланс страны будет положительным. В случае отрицательного его значения, поток импортных товаров в страну будет постоянно снижаться, а так как отечественные производители не смогут «ответить» увеличением выпуска продукции, возникнет существенный дефицит основной массы товаров.

В случае резкого снижения цен на экспортируемую Россией необработанную продукцию сальдо платежного баланса может быть отрицательным, что выступает отрицательным фактором развития финансовой системы России.

В период низкой деловой активности различных групп инвесторов, очевидно, необходимо увеличивать государственные расходы, в определенной мере повышать роль государства в экономике. Это является временной среднесрочной вынужденной мерой, и не означает полного огосударствления, национализации экономики. В последующем государственное вмешательство в инвестиционный процесс должно быть уменьшено, и значительно увеличены частные прямые инвестиции.

В этих условиях необходимо существенно повысить роль рынка ценных бумаг, в том числе рынка государственных ценных бумаг. Они могут быть выпущены и размещены с целью привлечения инвестиции в «локомотивные» объекты экономики, «точки» экономического роста. Доходность рублевых «государственных инвестиционных ценных» бумаг в этом случае не должна превышать 8 — 10% годовых, их срок обращения — 3-5 лет. Ясно, что государство может регулировать данный сегмент рынка, обеспечивать гарантированный процентный доход, зависящий от различных обстоятельств.

Государственные предприятия, в которые государство инвестирует полученные таким образом денежные средства, после обновления основных фондов, улучшения деятельности могут быть приватизированы. Полученные от приватизации денежные средства направляются на погашение государственных ценных бумаг. Это позволит в определенной мере решить проблемы привлечения инвестиций в предприятия, создать лучший инвестиционный климат в стране.

Существует еще одна важная проблема привлечения инвестиций в сферу производства. Многие предприятия рассчитывают на два основных источника финансирования: государственный бюджет и банковские займы. При этом большая часть зарегистрированных ФСФР России проспектов эмиссий ценных бумаг используются не для привлечения дополнительного капитала, а для перераспределения собственности. Проблема здесь не в отсутствии финансовых ресурсов, а в том, что неэффективные собственники не желают продавать часть собственности, свои крупные пакеты акций предприятий.

При этом многие предприятия имеют неудовлетворительные экономические характеристики: неустойчивое финансовое положение, отсутствие ликвидного финансового обеспечения и возможности предоставить надежные гарантии по займам, низкая производительность труда, плохое качество продукции и другое.

Инвестиции в российские предприятия характеризуются высоким риском. Оценивая риски и ожидаемую доходность, инвестор принимает решение о инвестировании финансовых средств в предприятия. Выбор финансовых инструментов также зависит от уровня риска и потенциальной доходности. При этом, во внимание принимаются совокупные риски: риски страны, региона, отрасли и непосредственно предприятия. Как известно, Россия относится к странам с повышенным риском, что обусловлено политической нестабильностью, повышенной инфляцией, большими масштабами коррупции во всех органах государственной власти, а также несовершенством законодательства, слабой защитой прав инвесторов, частной собственности. На региональном уровне экономики также множество не решенных проблем: беспредел местных чиновников, практика создания межрегиональных барьеров, криминализации и другое. В различных отраслях также значительные риски, в том числе: низкая конкуренция, влияние монополий на ценообразование, себестоимость продукции.

Итак, российским предприятиям сложно привлечь финансовые ресурсы на рынке. Вместе с тем, реальным инструментом финансирования предприятий, характеризуемых высоким риском, является размещение акций. Следовательно, для решения проблем инвестиций в российские предприятия в современных условиях необходимо развивать рынок ценных бумаг и повышать роль рискового капитала.

1.2 Инвестиционная политика предприятия в современных условиях

Инвестиционная политика, как и финансовая политика, является составной частью экономической политики государства. Инвестиционная политика — это важный рычаг воздействия как на экономику страны, так и на предпринимательскую деятельность ее хозяйствующих субъектов.

Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

Основной целью инвестиционной политики является создание оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала.

Основными направлениями инвестиционной политики выступают меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению жизненного уровня населения.

Результат осуществления инвестиционной политики оценивается в зависимости от объема вовлеченных в развитие экономики инвестиционных ресурсов.

Государство может влиять на инвестиционную активность при помощи амортизационной политики, научно-технической политики, политики в отношении иностранных инвестиций и др.

Амортизационная политика государства устанавливает порядок начисления и использования амортизационных отчислений. Осуществляя соответствующую амортизационную политику, государство регулирует темпы и характер воспроизводства, и в первую очередь, скорость обновления основных фондов. Правильная амортизационная политика государства позволяет предприятиям иметь достаточные инвестиционные средства для простого и в определенной мере для расширенного воспроизводства основных фондов.

Под научно-технической политикой государства понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в экономику страны. Научно-техническая политика является составной частью инновационной политики и предполагает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники и всяческую поддержку государства в их развитии.

В настоящее время белорусская экономика нуждается в притоке иностранных инвестиций. Это вызвано практически полным отсутствием финансирования из средств государственного бюджета, отсутствием достаточных средств у предприятий, развитием общего экономического кризиса и спадом производства, большим износом установленного на предприятиях оборудования и другими причинами. Действительно, иностранный капитал, привлеченный в национальную экономику и используемый эффективно, с одной стороны, оказывает положительное влияние на экономический рост, помогает интегрироваться в мировую экономику. С Другой стороны, привлечение иностранных инвестиций накладывает определенные обязательства, создает многообразные формы зависимости страны, вызывает резкий рост внешнего долга и др. Таким образом, иностранные инвестиции могут иметь неоднозначные последствия для национальной экономики.

В связи с этим, естественно, ставится вопрос о расширении технической помощи, направленной на углубление использования собственных ресурсов, повышение квалификации национальных Кадров, а уже затем о привлечении инвестиций в виде кредитов. Речь идет о том, что сначала необходимо научиться эффективно использовать свои финансы, а затем принимать иностранный капитал в свою экономику.

Читайте также  Как получить доход с реальных инвестиции

Перспективы же для инвесторов в Республике Беларусь в настоящее время весьма многообещающи. Отсутствие существенной конкуренции со стороны национальных предпринимателей, дешевая рабочая сила, емкий рынок дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления, и, самое главное, высокий процент прибыли, во много раз превышающий среднюю прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой, делают отечественную экономику привлекательной для иностранных предпринимателей.

Однако; несмотря на это, иностранные инверторы не очень торопятся вкладывать свои капиталы в белорусские предприятия. Основными причинами этого являются:

· нестабильность экономической и политической ситуации;

· несовершенное и противоречивое законодательство;

· неясность в определении прав собственности;

· отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала;

· нестабильность рубля как национальной валюты;

· непредсказуемость изменений в налоговой системе и др.

Государственные мероприятия по привлечению иностранных инвестиций можно свести в две группы. К первой относятся действия, направленные на снижение темпов инфляции, рисков для иностранных инвесторов в Республике Беларусь и гарантированные выплаты по внешним долгам. К второй — мероприятия правительства, которые снижают налоги для иностранных инвесторов и облегчают таможенные условия.

Таким образом, продуктивная инвестиционная политика государства тесно связана с амортизационной политикой, научно-технической политикой, политикой в отношении иностранных инвестиций и др. Все они являются составными частями экономической и социальной политики государства, должны вытекать из нее и способствовать ее реализации.

Инвестиционная политика не может осуществляться без механизма ее реализации.

Он должен включать в себя:

· выбор источников и методов финансирования инвестиций;

· определение сроков реализации;

· выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;

· создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций;

· создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

· Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную инвестиционную политику и инвестиционную политику предприятия. Все они находятся в тесной взаимосвязи, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она создает условия и способствует активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.

Под отраслевой инвестиционной политикой понимается инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт промышленной продукции, ускорение научно-технического прогресса и установление неискаженных хозяйственных пропорций на ближнюю и дальнюю перспективу.

Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.

Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:

· экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;

· величиной имеющегося производственного потенциала;

· оснащенностью энергосырьевыми ресурсами;

· географическим местонахождением и геополитическим положением;

· состоянием окружающей среды;

· привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.

· Все большую роль в инвестиционной деятельности в последнее время играют отдельные коммерческие предприятия и организации. Исходя из этого существенно повышается роль инвестиционной политики предприятия. Под инвестиционной политикой коммерческого предприятия понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции с целью обеспечения финансовой устойчивости работы предприятия в ближайшей и дальнейшей перспективе. Инвестиционная политика предприятия исходит из стратегических целей его бизнес-плана.

Многие проблемы формирования инвестиционного процесса в современных условиях обусловлены отсутствием четко разработанной системы принципов инвестиционной политики. Система принципов инвестиционной политики является стержнем развития экономики, обеспечивающим эффективное взаимодействие всех уровней, начиная от предприятий и охватывая органы власти всех уровней.

Согласно теории инвестиций основными принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность и социальная, экологическая и экономическая безопасность.

Эти принципы должны реализовываться в инвестиционной политике органов власти различного уровня. Инвестиционная политика на республиканском уровне должна активизировать инвестиционную деятельность на уровне регионов и предприятий.

Так, например, основными принципами региональной инвестиционной политики на республиканском уровне могут быть следующие:

1) государственная инвестиционная политика должна обеспечивать единство инвестиционного пространства на всей территории Республики Беларусь, то есть обеспечивать свободное перемещение финансового капитала, инвестиционных товаров и строительных услуг. Она должна создавать единство условий экономического и правового регулирования инвестиционной деятельности, ее информационного обеспечения;

2) на республиканском уровне целесообразно разработать и реализовать ограниченное количество, но реальных среднесрочных и долгосрочных программ, органической частью которых должен стать региональный разрез, согласованный с субъектами Республики Беларусь;

3) необходимо устранить многоканальность и частичное дублирование одинаковых по назначению потоков государственных финансов путем совершенствования их региональной привязки. Важную роль в управлении потоками играет стабильное и полное разграничение пропорций, закрепление каждого вида налоговых бюджетных доходов за бюджетом Республики Беларусь и бюджетами субъектов Республики как экономической основы региональной инвестиционной политики этих субъектов;

4) наделение органов государственной власти субъектов Республики Беларусь широкими полномочиями по экономическому, в первую очередь налоговому регулированию, стимулирующему инвестиционную деятельность;

5) разработка и применение единых общебелорусских нормативно-законодательных основ залогового права, предусматривающих, в частности, страхование инвестиций от некоммерческих рисков имуществом субъектов Республики Беларусь по их усмотрению.

Для проведения эффективной муниципальной инвестиционной политики (на уровне муниципальных образований) требуется выработка стратегии инвестиционной деятельности на уровне региона (области, края, республики). Привлечение инвестиций на региональном уровне целесообразно проводить с учетом следующих мер:

· оценки собственного инвестиционного потенциала, сильных и слабых сторон региона;

· формирования и реализации стратегии регионального развития;

· разработки целевых комплексных программ, реализующих круг маркетинговых, организационно-технических и других мер по привлечению инвестиций в регион. В целевых комплексных программах может быть отражена система программных мероприятий, например создание бизнес-карты, которая содержит информацию о деловом потенциале региона в целом и его отдельных территориальных образований;

· формирование банка данных производственных мощностей, свободных и предлагаемых для включения в инвестиционный процесс, неэффективно используемых, а также имущества для передачи в лизинг;

· разработка программ по стимулированию отдельных территорий путем открытия зон свободного предпринимательства, а также мер по снижению незавершенного строительства;

· формирование бизнес-профилей по отдельным отраслям и предприятиям.

· При разработке инвестиционной политики предприятия необходимо придерживаться следующих принципов:

· нацеленность инвестиционной политики на достижение стратегических планов предприятия и его финансовую устойчивость;

· учет инфляции и фактора риска;

· экономическое обоснование инвестиций;

· формирование оптимальной структуры портфельных и реальных инвестиций;

· ранжирование проектов и инвестиций по их важности и последовательности исходя из имеющихся ресурсов и с учетом привлечения внешних источников;

· выбор надежных и более дешевых источников и методов финансирования инвестиций.

Учет этих и других принципов позволит избежать многих ошибок и просчетов при разработке инвестиционной политики предприятия.

В современных условиях эффективная инвестиционная политика должна строиться в развитии четырех базовых принципов [42,47]:

· совершенствование законодательного обеспечения инвестиционной деятельности;

· осуществление концентрации инвестиционной политики на стратегических направлениях инвестиционных программ;

· организация взаимодействия с предприятиями с целью мобилизации в инвестиции их собственных средств (здесь речь идет о реализации взаимных интересов предприятий региона в развитии инвестиционной политики);

· осуществление постоянного мониторинга положительных и отрицательных моментов развития.

Источники: http://works.doklad.ru/view/9C8zZdpK58k.html, http://vuzlit.ru/16998/problemy_investitsiy_predpriyatiy_sovremennyh_usloviyah, http://econ.bobrodobro.ru/90645

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос