Инвестиции в экономику республики башкортостан

Стратегия инвестиционного развития Республики Башкортостан

Цель Стратегии заключается в создании воспроизводящегося инвестиционного процесса в Республике Башкортостан, который является одним из элементов развития экономики региона[21].

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • — реализация инвестиционной политики, направленной на развитие внутрирегиональной кооперации хозяйствующих субъектов для обеспечения самодостаточности воспроизводственного потенциала региона;
  • — улучшение качественной структуры инвестиций,
  • — направление инвестиционного потока на модернизацию и переход к новейшим технологиям в целях увеличения доли конечной продукции;
  • — создание благоприятной деловой среды для притока инвестиций в экономику Республики Башкортостан и ее продвижение как привлекательной территории для инвестирования;
  • — создание и подготовка инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов;
  • — совершенствование процедур в сфере строительства и подключения к объектам инфраструктуры;
  • — развитие ключевых территориальных кластеров и инновационной деятельности в Республике Башкортостан;
  • — стимулирование спроса на продукцию республиканских производителей, развитие импортозамещающих производств и поддержка экспорта;
  • — создание рынка интеллектуальной собственности в регионе; совершенствование механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности;

— кадровое обеспечение инвестиционного процесса;

— повышение качества услуг третичного сектора экономики региона.

Инвестиционная политика Республики Башкортостан направлена на создание условий для воспроизводства капитальных ресурсов, роста капитализации бизнеса, сбалансированного развития экономики, построения системной работы институтов развития, повышения активности муниципальных образований Республики Башкортостан в инвестиционной сфере и улучшение инфраструктурной обеспеченности региона.

Инвестиционный климат Республики Башкортостан складывается из следующих составляющих:

  • — факторы производства и сферы приложения капитала, в совокупности образующие инвестиционный потенциал Республики Башкортостан;
  • — инвестиционный риск — совокупность переменных факторов риска инвестирования; правовая система, обеспечивающая стабильность в деятельности инвестора;

— человеческий капитал региона; инвестиционная емкость региона — портфель инвестиционных проектов, реализуемых на территориирегиона;

— средства, поступающие из федерального бюджета и внебюджетных источников, потребительская емкость экономики региона.

В основе формирования Стратегии лежат внутренние и внешние предпосылки, определяющие инвестиционный климат Республики Башкортостан, перспективы и возможные угрозы ее развития[22].

Позиционирование Республики Башкортостан как конкурентоспособного региона Российской Федерации интегрирует следующие условия:

  • — сбалансированное развитие всех сфер экономики;
  • — сохранение опережающих трендов экономического роста и выработки инструментов, сдерживающих влияние внешних макроэкономических процессов на жителей республики;
  • — рост капитализации бизнеса, локализованного на территории региона, с возможностью реинвестирования; активная работа на привлечение инвестиций (в том числе иностранных);
  • — функционирование развитой деловой среды и рынка квалифицированной рабочей силы;
  • — комфортность для ведения бизнеса и проживания на территории региона;
  • — удовлетворение растущих требований, предъявляемых населением к качеству жизни;
  • — наличие системы внешнеэкономических отношений, направленной на создание условий для привлечения финансового и человеческого капиталов в экономику республики. Результатом проводимой работы по улучшению инвестиционного климата Республики Башкортостан должно стать увеличение объема инвестиций с 266,2 млрд. рублей (2013 год) до 330,8 млрд. рублей (к 2015 году) и до 550,0 млрд. рублей (к 2020 году).

Рассмотри целевые ориентиры в таблице — 2.

Таблица 2. Целевые ориентиры реализации стратегии

Показатель реализации Стратегии, единица измерения

Динамика значений показателя по годам

Объем инвестиций в основной капитал, млрд. рублей

Иностранные инвестиции, млн. долларов США

В целях реализации индикативного подхода к достижению цели стратегии определена следующая система целевых показателей, плановых значений которых намечено достичь к 2020 году:

  • — достижение среднегодового темпа роста валового регионального продукта Республики Башкортостан в диапазоне 105 — 107%;
  • — увеличение доли инвестиционных вложений в валовом региональном продукте до 27%;
  • — вхождение в пятерку регионов-лидеров по темпам роста налогооблагаемой базы;
  • — увеличение доли сельского хозяйства в структуре валового регионального продукта до 10%;
  • — увеличение удельного веса инновационной продукции до 10% в общем объеме отгруженной продукции.

Инвестиционная деятельность республики за последние годы набирает обороты. Правда, в силу объективных финансово-экономических причин общемирового масштаба в 2009 — 2010 годах было отмечено снижение объемов инвестирования, рассмотрим данную динамику в таблице -3.

Таблица 3. Динамика значений основных показателей развития экономики Республики Башкортостан за 2010 — 2014 годы[24].

Показатель развития экономики республики, единица измерения

Динамика количественных значений показателя по годам

Валовый региональный продукт, млрд. рублей

в процентах к предыдущему году

Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей

в процентах к предыдущему году

Иностранные инвестиции, млн. долларов США

в процентах к предыдущему году

Показатель развития экономики республики, единица измерения

Динамика количественных значений показателя по годам

Индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году

Производство продукции сельского хозяйства, млрд. рублей

в процентах к предыдущему году

Объем работ по виду деятельности «Строительство», млрд. рублей

в процентах к предыдущему году

Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м

в процентах к предыдущему году

Индекс потребительских цен, проценты

Оборот розничной торговли, млрд. рублей

в процентах к предыдущему году

Среднемесячная заработная плата, рубли

Стимулирование привлечения инвестиций в экономику Республики Башкортостан является основной составляющей проводимой инвестиционной политики. С целью привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, увеличения налогооблагаемой базы, создания новых и расширения имеющихся производств в республике проводится целенаправленная работа по формированию и развитию инфраструктуры поддержки инвестиционных процессов. За последние годы обновлена и существенно расширена республиканская нормативная правовая база по привлечению инвестиций, в том числе на условиях государственно-частного партнерства. Выстроена система привлечения и поддержки инвесторов по принципу «единого окна», котораяпредставляет собой технологию, состоящую из отработанных процедур поддержки инвестиционных инициатив[25].

Рассмотрим динамику инвестиций в основной капитал Республики Башкортостан за 2009-2014 годы на диаграмме -3.

В результате проводимой активной инвестиционной политики в 2014 году на развитие экономики и социальной сферы республики использовано 266,2 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, или 108% к уровню 2013года.

Диаграмма 3.Динамика инвестиций в основной капитал Республики Башкортостан за 2009 — 2014 годы, млрд. рублей

Рассмотрим динамику структуры инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций по источникам финансирования в таблице 4.

Таблица 4. Динамика структуры инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций по источникам финансирования[26].

Показатель структуры инвестиций в основной капитал

Динамика количественных значений показателя по годам

Всего инвестиций, в том числе по источникам финансирования:

Собственные средства организаций,

за счет прибыли

за счет амортизации

заемные средства других организаций

бюджетные средства, в том числе:

средства федерального бюджета

средства бюджета Республики Башкортостан и местных бюджетов

средства внебюджетных фондов

В структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в течение 2010 — 2014 годов произошли следующие изменения. В большей части инвестиционные проекты финансируются за счет собственных средств их инициаторов. В 2010 и 2012 годах амортизационные отчисления как источник финансирования капитальных вложений играли более существенную роль по сравнению с прибылью, остающейся в распоряжении предприятия. В 2013 и 2014 годах структура источника собственных средств имела относительно сбалансированный характер по прибыли и амортизационному фонду.

Рассмотрим структуру инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций по видам экономической деятельности в таблице -5.

инвестиция капиталовложение региональный внешнеэкономический

Таблица 5. структура инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций по видам экономической деятельности[27].

Читайте также  Рынок инвестиций в интернет компании

Показатель структуры инвестиций в основной капитал

Динамика количественных значений показателя по годам

в том числе по видам деятельности:

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Добыча полезных ископаемых

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

Гостиницы и рестораны

Транспорт и связь

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

Государственное управление и обеспечение военной безопасности;

обязательное социальное обеспечение

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

Наблюдается тенденция замедленного роста доли инвестиций с использованием привлеченных средств как источника финансирования инвестиционных проектов. В 2014 году сумма привлеченных средств не достигла уровня 2009 года, однако начиная с 2010 года отмечается растущий тренд. Можно сделать вывод о том, что в целом структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования имеет тенденцию к улучшению по вышеперечисленным показателям. Позитивность этих изменений заключается в том, что доля бюджетных средств снижается, а доля средств корпоративного сектора экономики увеличивается.

Анализируя структуру инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности, важно отметить следующее:

  • — наибольшая доля инвестиций в основной капитал направлена на развитие обрабатывающих производств (2010 год — 24,4%, 2013 год — 32,7%, 2014 год — 24,4%);
  • — на втором месте находятся транспорт и связь, здесь вложения инвестиций сократились с 19,8% в 2010 году до 18,1% в 2014 году;
  • — третье место занимает добыча полезных ископаемых, где тренд положительный, — с 10,4% в 2010 году до 14,6% в 2014 году;
  • — наблюдается незначительный рост инвестиций в такие виды экономической деятельности, как оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, — с 4,8% в 2010 году до 5,3% в 2014 году;
  • — после значительного спада в 2011 — 2013 годах доля инвестиций в сельское хозяйство в 2013 году достигла уровня 2010 года — 7,2%.

Таким образом, наметилась тенденция интенсивного роста четырех основных секторов экономики: обрабатывающих производств, транспорта и связи, добычи полезных ископаемых и сельского хозяйства.

С 2010 по 2013 год прослеживалась тенденция увеличения объемов иностранных инвестиций. Если в 2010 году объем иностранных инвестиций равнялся 178 млн. долларов США, то в 2013 году было привлечено 596,5 млн. долларов США, что составляет 190,2% от уровня 2012 года. В целом тренд положительный, однако в 2013 году зафиксировано снижение объема иностранных инвестиций, обусловленное эффектом высокой базы 2013 года.

Рассмотрим иностранные инвестиции в экономику региона, млн. долларов США в диаграмме -3.

Диаграмма 3. иностранные инвестиции в экономику региона, млн. долларов США[28].

Рассмотрим динамику накопленного иностранного капитала в экономике региона, млн. долларов США на диаграмме -4.

Диаграмма 4.Динамика накопленного иностранного капитала в экономике региона, млн. долларов США.

Работа по привлечению иностранных инвестиций в экономику Республики Башкортостан заключается не только в увеличении объема их притока, но и в приросте доли прямых иностранных инвестиций в их структуре. Прямые иностранные инвестиции — средства, вложенные инвесторами непосредственно в создание новых производств.

Рассмотрим динамику иностранных инвестиций в экономике Республики Башкортостан за 2010 — 2014. Годы в таблице — 6.

Таблица 6. Динамика иностранных инвестиций в экономике Республики Башкортостан за 2009 — 2013 годы[29].

Как привлечь инвестиции в экономику Башкирии

В Башкирии есть все возможности для формирования новой экономической повестки.

Как известно, в условиях удорожания кредитных ресурсов и снижения инвестиционной активности основная цель государства — обеспечить экономику инвестиционными ресурсами. Инвестиции — основные источники роста. Я считаю, что эта задача может быть решена за счет более активного сотрудничества с федеральными институтами развития. Согласно классификации Минэкономразвития России, к этим институтам, в частности, относятся Инвестиционный фонд Российской Федерации; Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»; ОАО «Российская венчурная компания»; ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»; Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий»; Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ»; ОАО «Российский сельскохозяйственный банк»; ОАО «Росагролизинг»; ОАО «Российский фонд информационно-коммуникационных технологий»; Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

В республике успешно реализован целый ряд инновационных проектов. И в то же время по ряду направлений реализованных проектов нет. Так, отсутствуют проекты по линии Фонда развития промышленности, РосОЭЗ и др. (см. таблицу). При этом масштаб вовлечения средств федеральных институтов развития относительно небольшой. Например, в соседнем Татарстане за счет средств Инвестиционного фонда РФ построен нефтеперерабатывающий комплекс «ТАНЕКО», а в Башкортостане реализован достаточно скромный по объему инвестиций проект реконструкции системы канализации и водоснабжения в Уфе. В соседней республике созданы две особые экономические зоны — ОЭЗ «Алабуга» и ОЭЗ «Иннополис», в нашей же республике при имеющемся потенциале такие проекты до сих не реализованы.

Развитие отношений и проекты федеральных институтов развития в Республике Башкортостан

Наименование института развития

(нет информации о реализованных проектах)

Основной проблемой, на мой взгляд, является недостаточное количество проработанных проектов. В связи с этим необходимо организовать «конвейер проектов» из республики в федеральные фонды.

Особую актуальность этому придает недавнее предложение Президента РФ Владимира Путина о создании в каждом регионе проектных офисов, которые помогут налаживать благоприятный инвестиционный климат. Такой проектный офис (проектные офисы) может быть создан путем преобразования действующих в республике региональных институтов развития: АО «Региональный фонд»; АО «Корпорация развития Республики Башкортостан»; ГБУ Агентство по привлечению инвестиций Республики Башкортостан.

Имеющиеся в распоряжении этих институтов ресурсы могут быть использованы для софинансирования проектов с федеральными институтами развития, а также для привлечения высокопрофессиональных консультантов для качественной проработки инвестиционных проектов.

Одним из факторов успеха соседней республики является давняя история сотрудничества с международными консалтинговыми компаниями мирового уровня для высококачественной подготовки инвестиционных проектов, привлечение специалистов мирового уровня.

В Башкортостане примером успешной деятельности компании «большой четверки»[1] является Deloitte — 85 рабочих мест созданы для обслуживания клиентов в республике и за ее пределами, т.е., по сути, компания осуществляет экспорт финансовых услуг из республики, привлекая в нее финансовые ресурсы. Этот опыт является примером реализации концепции Общего центра обслуживания (ОЦО, англ. shared services center) — специально созданное подразделение в структуре крупной компании или учреждения, в которое передаются определённые бизнес-процессы всей организации (например, бухгалтерский учёт, управление кадрами). Общий центр обслуживания может быть как юридически обособленной организацией, так и обычным структурным подразделением.

По сути, передача ряда функций в общий центр обслуживания схожа с аутсорсингом, когда определённые функции организации передаются сторонним подрядчикам, но в данном случае подрядчик входит в состав организации и целиком подчиняется её руководству. Чаще всего по такой схеме создаются централизованные подразделения ведения бухгалтерского и налогового учёта, формируются единые структуры управления денежными средствами, закупками, информационными технологиями, маркетингом и рекламой, группируются функции найма персонала, кадрового учёта, расчёта заработной платы.

Основные цели, которые преследуются при создании общих центров обслуживания, — сокращение операционных затрат, оптимизация штата сотрудников, унификация и стандартизация бизнес-процессов, исключение дублирующихся функций, повышение качества функций за счёт специализации труда.

По этой же схеме возможен перевод (создание условий) рабочих мест в республику крупных промышленных компаний, в том числе зарубежных, что повлечет за собой необходимость строительства высокотехнологичных офисов класса «А» (сейчас нет ни одного), потенциально возможно реализовать такой проект в ближайшей перспективе в — ПАО АНК «Башнефть».

Крупные корпорации могут внести существенный вклад в рост инвестиционной активности в республике, осуществляя инвестиции в силу закона (экологические программы, в частности, строительство установок на уфимской группе НПЗ ПАО АНК «Башнефть» для предотвращения выбросов (сера и пр.), реконструкция старых установок).

Читайте также  Чем привлечь инвестиции на дальний восток

Задача государства — поддержать в этом частный сектор, предоставив «ударные налоговые льготы». Такого рода налоговые льготы в Башкортостане еще не применялись, их смысл состоит в том, что компаниям, показывающим высокие темпы прироста выручки, предоставляются пропорциональные льготы по налогу на прибыль, и чем больше рост выручки, тем больше снижается ставка налога. Тем самым стимулируются высокие темпы экономического роста.

Одним из ключевых вопросов развития экономики является вопрос защиты собственности и ее доступности. Государство должно поддержать компании малого и среднего бизнеса, предоставив льготы по кадастровой стоимости объектов недвижимости: поддержка сектора торговли и коммерческой недвижимости особенно актуальна, поскольку именно эти отрасли продемонстрировали наибольший спад по итогам полугодия.

Формированию класса собственников должна способствовать также «ударная» приватизация — подчинение политики приватизации целям экономической политики роста и привлечения инвестиций в республику. Как писал легендарный премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю, «моей главной заботой было обеспечение каждому гражданину его доли в богатстве страны и места в ее будущем».

Актуальным инструментом привлечения инвестиций в экономику является выпуск проектных облигаций. Эти проектные облигации в дальнейшем могут быть рефинансированы в Банке России[2], проданы негосударственным пенсионным фондам (НПФ), при этом тема привлечения пенсионных денег сейчас обсуждается всеми крупными федеральными игроками и поезд этих инвестиций не должен пройти мимо республики.

Выпуск облигаций может также применяться при секьюритизации[3] возвратов по налогу на прибыль крупных налогоплательщиков (институт облигационных займов вместо неформальных договоренностей).

Важной задачей является поддержка жилищного строительства. Если у солдата нет отчего дома — что ему защищать? Одним из способов, радикально уменьшающих себестоимость строительства, может стать применение технологий контейнерного строительства (shipping container).

Такая практика подтверждается мировым опытом, и, по некоторым данным, стоимость одного такого контейнера на североамериканском рынке может составлять 1500 долларов.

Данная технология получила также распространение в странах со сложным рельефом (Чили) и может быть одним из решений для рынка Башкирии. Также данные технологии могут быть предложены в качестве мер экономической политики Правительства Республики Башкортостан для удовлетворения массового спроса на жилье.

Для реализации экономической программы должна быть выстроена соответствующая организационная структура правительства:

экономический блок: минэкономразвития + «проектный офис развития» + региональные институты развития + минземимущество;

бизнес-сообщество (бизнесмены РБ) — при Главе РБ, работа с крупными федеральными корпорациями в индивидуальном порядке.

Имеется в виду формирование бизнес-сообщества — консультативного органа, состоящего только из собственников (акционеров, владельцев) бизнеса для реализации реальных проектов. При этом в данное сообщество должны входить только бизнесмены Республики Башкортостан, а работа с крупными федеральными корпорациями должна строиться в индивидуальном порядке.

В настоящее время имеется Общественный совет по улучшению инвестиционного климата при Главе Республики Башкортостан, состав которого весьма разнородный — туда входят как наемные менеджеры (директора), так и собственники бизнеса.

А нужен прямой контакт владельцев бизнеса (т.е. лиц, принимающих решения) между собой и с органами власти республики — Главой РБ для быстрого принятия решений и запуска проектов.

Все эти меры позволят организовать работы по привлечению инвестиций в республику и поддержать экономику в сложный период времени.

[1] «Большая четверка» — международные аудиторские и консалтинговые компании PwC, EY, Deloitte и KPMG.

[2] В случае их эмиссии в форме облигаций государственного внутреннего займа Республики Башкортостан.

[3] Секьюритизация (от англ. securities — «ценные бумаги») — финансовый термин, означающий одну из форм привлечения финансирования путём выпуска ценных бумаг, обеспеченных активами, генерирующими стабильные денежные потоки (например, портфель ипотечных кредитов, автокредитов, лизинговые активы, коммерческая недвижимость, генерирующая стабильный рентный доход и т.д.).

Инвестиционная деятельность

Презентация экономического
и инвестиционного потенциала
Республики Башкортостан

О мерах, осуществляемых по инвестиционному развитию Республики Башкортостан

В целях создания в республике благоприятного инвестиционного климата:

1) Сформирована законодательная база

Разработан комплекс республиканских инвестиционных законов и нормативно — правовых актов, которые устанавливают принципы равенства, вовлеченности и прозрачности взаимодействия республиканских органов исполнительной власти с субъектами инвестиционной деятельности;

2) Предоставляются гарантии инвесторам Республики Башкортостан

В республике действует утвержденная Указом Президента Республики Башкортостан от 3 декабря 2012 года № УП-508 Инвестиционная декларация Республики Башкортостан, устанавливающая принципы взаимодействия республиканских органов исполнительной власти и субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;

3) Определены инвестиционные приоритеты региона

Утверждена Стратегия инвестиционного развития Республики Башкортостан до 2020 года, определяющая основные направления, механизмы и инструменты активизации инвестиционной деятельности на территории Республики Башкортостан со стратегическими ориентирами до 2020 года и планом мероприятий;

4) Создана благоприятная административная среда (внедрен Региональный инвестиционный стандарт)

В рамках исполнения поручения Президента по итогам заседания Государственного совета РФ 2012 года большинство российских регионов завершили внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.

С учетом экспертизы регионального бизнес-сообщества качества реализованных положений Стандарта Республика Башкортостан получила положительную оценку внедрения всех его 15 элементов;

5) Разработана единая система рассмотрения, поддержки и мониторинга реализации инвестиционных проектов по принципу «одного окна»;

6) Определены меры государственной поддержки инвесторов

Для предоставления льгот и преференций инвесторам разработаны законы Республики Башкортостан, направленные на стимулирование инвестиционной активности инвесторов, осуществляющих капитальные вложения, через систему льготного налогообложения прибыли и имущества:

«Об установлении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций инвесторам, осуществляющим инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений в Республике Башкортостан»; «О налоге на имущество организаций».

Кроме того, предусмотрено строительство инженерной инфраструктуры и дорог, субсидирование процентной ставки по кредитам, субсидирование затрат в процессе деятельности, предоставление льгот по аренде земельных участков.

7) Созданы региональные институты развития

8) В муниципалитетах создан институт инвестиционных уполномоченных

Во всех муниципалитетах назначены ответственные за работу с инвесторами;

9) Организована работа по инфраструктурному обеспечению инвестиционной деятельности (создание кластеров, индустриальных парков, инвестиционных площадок);

10) Ведется подготовка кадров для обеспечения инвестиционной деятельности;

11) Сформированы механизмы реализации инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства;

12) Создана система консалтинга, сопровождения проектов на всех стадиях реализации.

Республика принимает активное участие в проектах АНО АСИ «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» по улучшению делового и предпринимательского климата.

Ведется работа по улучшению позиций республики в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата:

1. Указом Главы Республики Башкортостан № УГ — 279 от 3.11.2015 г. расширены функции Общественного Совета по улучшению инвестиционного климата при Главе Республики Башкортостан;

2. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 октября 2015 года № 441 утверждено положение о Проектном офисе по реализации мероприятий в рамках участия региона в Национальном рейтинге;

3. Распоряжением Главы Республики Башкортостан от 16 ноября 2015 года № РГ – 191 утверждено распределение показателей Национального рейтинга состояния инвестиционного климата регионов Российской Федерации за органами республиканской власти, ответственных за реализацию мероприятий по направлениям рейтинга;

4. Ежегодно по итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата ведется работа по актуализации «дорожной карты» мероприятий по внедрению лучших практик Национального рейтинга, утвержденная распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 1 марта 2016 года № 176-р.

Работа по Атласу муниципальных практик

В муниципальных образованиях в соответствии с Типовым порядком мер, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства и снятие административных барьеров в муниципальных образованиях, утвержденным АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», осуществляется внедрение 34 успешных практик, включенных в Атлас муниципальных практик (далее – Атлас) (в среднем по 18 практик в каждом муниципальном образовании).

Читайте также  Выращивание картофеля как бизнес идея

На сегодняшний день все муниципальные образования осуществляют внедрение практик на основании разработанных и утвержденных ими планов мероприятий («дорожных карт»).

Самыми внедряемыми практиками среди муниципалитетов по итогу 1 полугодия 2018 года являются следующие:

«разработка документа стратегического планирования в области инвестиционной деятельности на территории муниципальных образований» — внедрили 63 муниципальных образования;

«разработка и размещение в открытом доступе инвестиционного паспорта муниципального образования» – внедрили 63 муниципальных образования;

«включение в перечень услуг, предоставляемых на базе МФЦ, связанных с разрешительными процедурами в предпринимательской деятельности, а так же в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» – внедрили 59 муниципальных образований;

«принятие комплекса нормативных актов, устанавливающих основные направления инвестиционной деятельности и развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании — внедрили 56 муниципальных образований;

Наименее внедряемыми практиками, выбранными муниципальными образованиями являются следующие:

«разработка финансовой модели муниципального образования и схемы реализации межбюджетных отношений, предполагающая строгую формализацию всех финансовых потоков между уровнями бюджетов» – внедряют 5 муниципальных образований;

«создание и развитие муниципальных объектов финансовой инфраструктуры для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности» – внедряют 7 муниципальных образований;

«обеспечение взаимодействия с институтами развития в целях привлечения финансирования на строительство инфраструктуры индустриальных парков на территории муниципального образования» — внедряют 8 муниципальных образований.

На основании положительного опыта отдельных муниципальных образований Республики Башкортостан сформирован реестр практик, не включенных в Атлас. В настоящее время он содержит 18 успешных практик:

1. Создание многопрофильного информационно-туристического центра (г. Уфа);

2. Организация бизнес-миссий (г. Уфа);

3. Стратегическое развитие путем брендирования территории (г. Стерлитамак);

4. Предоставление льгот для малого и среднего бизнеса по арендной плате за земельные участки (г. Салават);

5. Практика совместного финансирования проектов, инициируемых населением и органами власти (Уфимский район);

6. Проведение дня Российского предпринимательства в муниципальном районе (Зианчуринский район);

7. Управление бюджетными доходами и расходами (г. Октябрьский);

8. Организация и проведение ежегодных общегородских акций «Октябрьский — город цветов » (г. Октябрьский);

9. Развитие муниципально-частного партнёрства, опыт реализации соответствующих проектов в социальной сфере (г. Октябрьский);

10. Инвестиционный пикник (г. Кумертау);

11. Организация и проведение ежегодного районного конкурса бизнес-проектов среди школьников «Я — предприниматель!» (Гафурийский район);

12. Развитие малых форм хозяйствования «Живое село» (Аургазинский район);

13. Создание туристко-рекреационного кластера Горные курорты Башкирии «Легенда Урала» (Белорецкий район);

14. Создание многофункционального культурно-образовательного центра «Умник» (Бирский район);

15. Повышение эффективности теплоснабжения населения в сельской местности путем перехода к системе индивидуального отопления в многоквартирных домах (Зилаирский район);

16. Благоустройство родников (Миякинский район);

17. Создание межмуниципальной особой туристско-рекреационной зоны, объединяющей возможности Павловского водохранилища (Нурмановский район);

18. Проведение мероприятия «День без турникетов» (с участием предприятий района, бизнес-структур, учащихся старших классов школ и желающих организовать свой бизнес) (Нуримановский район).

Полезные сведения

Контактная информация

Абдуллина Диляфруз Рафиковна

Начальник отдела мониторинга инвестиционной деятельности

Телефон: +7 347 280-86-71

Верещагина Светлана Михайловна

Начальник отдела инвестиционного развития

Телефон: +7 347 280-87-39

Ганиева Кира Владимировна

Начальник отдела государственной поддержки инвестиционной деятельности

Телефон: +7 347 280-87-21

АНКЕТА ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ

Полезные ссылки

На Гайдаровском форуме-2019 обсуждены приоритеты развития моногородов республики

16 января 2019 года министр экономического развития Республики Башкортостан Сергей Новиков принял участие во встрече с заместителем председателя государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», генеральным директором «МОНОГОРОДА.РФ» Ириной Макиевой.

Инвестиционным проектам Агидели, Сибая и Межгорья будут предоставлены дополнительные меры господдержки

16 января 2019 года исполняющий обязанности министра экономического развития Республики Башкортостан Людмила Мизонова приняла участие в заседании Президиума Правительства РБ под руководством врио Главы Башкортостана Радия Хабирова.

В Курултае РБ в первом чтении принят законопроект об изменениях в инвестиционной деятельности в РБ

Заместитель министра экономического развития Республики Башкортостан Татьяна Штоль 16 января 2019 года представила на заседании Комитета Государственного Собрания – Курултая РБ по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и имущественным отношениям законопроект о внесении изменений в Закон РБ «Об инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Башкортостан сохранил свои позиции в рейтинге инновационных регионов России

15 января 2019 года в рамках Х Гайдаровского форума объявлены результаты рейтинга инновационных регионов России. В церемонии подведения итогов рейтинга участвовал министр экономического развития РБ Сергей Новиков.

16 января 2019 года в рамках программы второго дня Х Гайдаровского форума министр экономического развития Республики Башкортостан Сергей Новиков принял участие во встрече с руководителем программы «Комплексное развитие моногородов», заместителем председателя государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», генеральным директором «МОНОГОРОДА.РФ» Ириной Макиевой.

В ходе мероприятия рассмотрены итоги реализации приоритетной федеральной программы «Комплексное развитие моногородов» в Республике Башкортостан. Министр отметил, что все контрольные точки программы республикой реализованы в полном объеме и в установленные сроки. Так, за период с 2016 по 2018 года в моногородах региона создано более 12 тыс. рабочих мест и привлечено порядка 36,9 млрд. рублей инвестиций, а также обеспечено выполнение 28 проектов по благоустройству территорий. Это мероприятия по обустройству парков и аллей, городских общественных пространств, местных достопримечательностей, объектов социальной инфраструктуры.

Кроме того, в целях дополнительного финансирования мероприятий по развитию монотерриторий в 2017 году принято постановление Правительства республики, предусматривающее в региональных госпрограммах 10%-ую квоту для моногородов от средств субсидий местным бюджетам.

С целью системного развития моногородов все обозначенные задачи, направления, поручения, KPI-показатели и инструменты поддержки структурированы в региональной приоритетной программе «Комплексное развитие моногородов Республики Башкортостан». Документ разработан с учетом принципов проектного управления и находится на особом контроле Правительства республики. Данная практика признана на федеральном уровне одной из лучших.

Учитывая положительные тенденции внедрения механизмов поддержки моногородов, методологию работы с данными территориями Минэкономразвития Республики Башкортостан предложено применять и в отношении городов со сложным социально-экономическим положением Агидель, Сибай и Межгорье. Обозначенные муниципальные образования в 2018 году приравнены к монопрофильным муниципальным образованиям на региональном уровне.

Сегодня на заседании Президиума Правительства РБ под руководством временно исполняющего обязанности Главы Башкортостана Радия Хабирова одобрены изменения в приоритетную региональную программу «Комплексное развитие моногородов Республики Башкортостан», предусматривающие включение в указанную программу мероприятий по повышению уровня социально-экономического развития Агидели, Сибая и Межгорья.

Участие обозначенных территорий в Комплексной программе развития моногородов позволит их инвестиционным проектам с объемом инвестиций от 10 млн. рублей претендовать на меры господдержки, предусмотренные для приоритетных инвестиционных проектов. Для этих городов также предусматриваются мероприятия по повышению качества городской среды, развития социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, инфраструктуры и др.

Отметим, что данная работа на республиканском уровне ведется в рамках информационно-методической поддержки Внешэкономбанка и Фонда развития моногородов.

Далее состоялась экспертная дискуссия «Новая программа поддержки моногородов: ключевые направления развития», модератором которой выступила Ирина Макиева. В работе данного блока приняли участие заместитель министра экономического развития Российской Федерации Вадим Живулин, президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов, а также главы администраций моногородов Благовещенск, Белебей и Кумертау.

Ириной Макиевой представлена новая концепция приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов».

Отдельно участники сессии обсудили мероприятия по обеспечению стабильного развития монопрофильных территорий, в том числе возможные формы дополнительной поддержки моногородов в целях создания новых постоянных рабочих мест, привлечения инвестиций, развития городской среды и улучшения экономической ситуации. Остановились на вопросах повышения эффективности взаимодействия между органами местной исполнительной власти, градообразующими предприятиями для решения социально-экономических задач моногородов.

Источники: http://vuzlit.ru/21469/strategiya_investitsionnogo_razvitiya_respubliki_bashkortostan, http://i-gazeta.com/news/region102/33463.html, http://economy.bashkortostan.ru/dejatelnost/investicionnyj_klimat/investitsionnaya-deyatelnost/

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос