Концессионные соглашения в привлечении инвестиций

Организация инвестиций в концессионных проектах

Концессии являются одним из самых эффективных инструментов государственно-частного партнерства. С помощью концессионных соглашений уже реализовано множество проектов как в России, так и за рубежом. Финансирование концессий — важная вопрос, который зависит от многих факторов.

Существует несколько способов финансирования концессионных проектов. (схема 1)

Проектное общество (SPV, special project vehicle — компания, специально созданная для реализации концессионного проекта) может взаимодействовать с несколькими организациями для получения финансирования.

При взаимодействии с коммерческими банками концессионер может взять кредит для финансирования проектирования или строительства. Инфраструктурные проекты требуют долгосрочных инвестиций, которые в большинстве своем неинтересны бизнесу. Однако институциональные инвесторы заинтересованы в «длинных» вложениях, поэтому ГЧП может стать самым важным инструментом развития инфраструктурных проектов.

Привлечь институциональных инвесторов к инфраструктурным проектам можно с помощью специальных ценных бумаг — концессионных облигаций. Концессионные облигации — это ценные бумаги, которые выпускаются проектной компанией для финансирования объекта концессионного соглашения. Облигационные купоны погашаются в соответствии с условиями облигационного выпуска.

Схема 1. Способы финансирования концессионных проектов

Любое инвестирование подразумевает возврат вложенных средств. В рамках концессионного проекта это может осуществляться несколькими путями. Первый вариант — возврат средств инвесторов на основе платы концедента. В рамках этого варианта концессионер создает или реконструирует имеющееся недвижимое имущество (автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы, объекты дорожного сервиса и т.д.) за счет привлеченных средств, а концедент в течении срока концессионного соглашения уплачивает концессионеру плату, исходя из финансовой модели концессионного соглашения.

Схема 2. Возврат средств инвесторов на основе платы концедента

Второй вариант — возврат средств инвесторов на основе тарифов. В рамках этого варианта концессионер создает или реконструирует имеющееся недвижимое имущество за счет привлеченных средств. Уполномоченный орган утверждает долгосрочные параметры тарифного регулирования и тариф по виду деятельности концессионера. Возврат инвестиций осуществляется путем предоставления услуг/реализации продукции потребителям в рамках утвержденного тарифа.

Схема 3. Возврат средств инвесторов на основе тарифов

Третий вариант — возврат средств инвесторов на основе оплаты услуг, не регулируемых тарифами, конечными потребителями. При использовании данного варианта концессионер создает новое или реконструирует имеющееся недвижимое имущество за счет привлеченных средств. В течении срока действия концессионного соглашения концессионер эксплуатирует объект концессии по назначению, указанному в концессионном соглашении. Возврат инвестиций производится путем получения дохода от коммерческой эксплуатации объекта концессии (реализации продукции и /или оказания услуг потребителям).

Схема 4. Возврат средств инвесторов на основе оплаты потребителями услуг, не регулируемых тарифами

Четвертый вариант — возврат средств инвесторов на основе смешанных источников. Возможно сочетание типов обеспечения возвратности средств инвесторов в рамках концессионного проекта, так как получение платы концедента не запрещает концессионеру взимать плату с потребителей за продукцию, полученную от использования объекта концессии.

Схема 5. Возврат средств инвесторов на основе смешанных источников

Правовое регулирование привлечения инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство с помощью концессионных соглашений (Ключникова Я.А.)

Дата размещения статьи: 18.04.2016

Отсутствие в отрасли жилищно-коммунального хозяйства собственных средств на развитие лежит в основе проблем, препятствующих ее реформированию. Модернизация объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры является крайне дорогостоящей, для ее реализации бюджетных средств недостаточно. При этом расходование средств бюджетов не всегда реализуется эффективно и рационально, с учетом соотношения качества проведенных работ по модернизации объектов коммунального хозяйства и их цены. Успешное проведение реформирования жилищно-коммунального хозяйства невозможно без привлечения инвестиций со стороны субъектов предпринимательства.
Необходима разработка эффективной правовой модели привлечения инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства с целью модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, увеличения надежности их эксплуатации при снижении энергозатрат, понижения расходов потребителей на оплату коммунальных услуг. Продуктивным с позиции разделения затрат по финансированию отрасли жилищно-коммунального хозяйства между субъектами предпринимательства и государством является механизм государственно-частного партнерства, которое осуществляется путем делегирования субъектам предпринимательской деятельности функций модернизации и управления объектами жилищно-коммунального хозяйства, а также предоставления коммунальных услуг.
Одной из форм государственно-частного партнерства является концессионное соглашение. Цель применения концессионного соглашения состоит в привлечении долгосрочных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства.
Легальное определение концессионного соглашения закреплено в ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (в ред. от 29 декабря 2014 г.) . Концессионным соглашением является соглашение, по которому одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
———————————
Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (в ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2015) // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3126.

Из приведенного определения можно выявить сущность концессионного соглашения, которая состоит в обязательстве концессионера за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать государству или муниципальному образованию, выступающему концедентом в соглашении. Также концессионер имеет возможность осуществления деятельности по эксплуатации (использованию) объекта концессионного соглашения, а это является очень актуальным применительно к концессионным соглашениям в жилищно-коммунальном хозяйстве.
В Федеральном законе «О концессионных соглашениях» закреплено понятие реконструкции объекта концессионного соглашения, к которой отнесены мероприятия по переустройству объекта концессионного соглашения на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства согласно подп. 11 п. 1 ст. 4 Федерального закона «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения могут являться системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты теплоснабжения, газоснабжения и энергоснабжения, централизованные системы горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания населения.
В соответствии с условиями концессионного соглашения в обязанности концессионеров входит реконструкция, проведение модернизации комплекса имущества, которое находится в ведении предприятий, осуществляющих электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, уличное освещение, вывоз мусора и т.д. Целью Федерального закона «О концессионных соглашениях» является способствование максимальному участию субъектов предпринимательства в модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Данный Закон регламентирует права, порядок деятельности и льготы концессионера, предусматривает определенные гарантии снижения кредитных рисков .
———————————
Алмаев М.Х., Макарычев В.Н. Задачи совершенствования управления коммунальным хозяйством Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. N 4. С. 39.

Читайте также  Бизнес идеи для начинающих в домашних условиях

Концессионером по соглашению, заключаемому в сфере жилищно-коммунального хозяйства, могут стать индивидуальные предприниматели, российские или иностранные юридические лица либо юридические лица, действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (подп. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона «О концессионных соглашениях»).
Приходится констатировать, что на сегодняшний день, спустя десять лет с момента принятия Федерального закона «О концессионных соглашениях», известны только единичные случаи заключенных концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Передача в концессию взаимосвязанного комплекса имущества в сфере жилищно-коммунального хозяйства в России в настоящее время происходит не так часто. Так, по данным 56 субъектов Российской Федерации, представленным в Минстрой России, в настоящее время на территории Российской Федерации осуществляется реализация 82 инвестиционных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, при этом 29 из них реализуются в рамках концессионных соглашений .
———————————
Официальный сайт Минстроя России. URL: http://www.minstroyrf.ru/docs/509/ (дата обращения: 02.08.2015).

При этом практика подтверждает эффективность такой формы государственно-частного партнерства. Так, в Тульской области за счет средств инвесторов в рамках концессионных соглашений, заключенных с ООО НПП «БЭЛА», осуществляется реализация трех инвестиционных проектов, направленных на реконструкцию тепловых сетей и модернизацию источников теплоснабжения. Инвестиционные проекты имеют своей целью снижение потребления природного газа за счет снижения теплопотерь в сетях при транспортировке тепловой энергии, а также повышение качества услуг теплоснабжения для населения. Общая стоимость проектов составляет 100% средства инвестора в размере 144,6 млн. рублей. В рамках концессионного соглашения ЗАО «Управление отходами — НН» осуществляет создание и эксплуатацию межмуниципального полигона для размещения непригодных к переработке твердых бытовых отходов в Нижегородской области стоимостью 600 млн. рублей (100% средства частного инвестора), а также создание и эксплуатацию мусоросортировочного комплекса с межмуниципальным полигоном для размещения непригодных к переработке ТБО твердых бытовых отходов в Нижегородской области общей стоимостью 755 млн. рублей (100% средства частного инвестора) .
———————————
Там же.

Однако привлечение иностранных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство Российской Федерации является антиконкурентной мерой по отношению к российским инвесторам и ограничивает возможности для развития российской экономики. Кроме того, необходимо обеспечить возможность взимания с концессионеров налогов по правилам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации. Также на российских концессионеров, в отличие от иностранных, будут распространяться законодательные нормы о раскрытии информации о конечном бенефициаре.
Представляется, что с учетом стратегического характера и социальной направленности сферы жилищно-коммунального хозяйства следует исключить возможность привлечения иностранных инвесторов к заключению концессионных соглашений. Помимо модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства, целью концессии должны являться развитие и поддержка российского бизнеса, пополнение бюджета Российской Федерации за счет налогообложения доходов, полученных в рамках реализации концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, защита интересов российской экономики и граждан Российской Федерации. Поэтому считаем целесообразным исключить иностранные юридические лица из перечня субъектов, которые могут выступать концессионером по концессионному соглашению в сфере жилищно-коммунального хозяйства, внеся соответствующие изменения в подп. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона «О концессионных соглашениях».
Федеральный закон «О концессионных соглашениях» во многом не учитывает специфику жилищно-коммунального хозяйства, что влечет возникновение на практике при заключении концессионных соглашений ряда проблем.
В настоящее время Минстроем России разработан и обсуждается проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» , в котором содержится большое количество изменений, направленных на устранение существующих проблем. Так, в рамках данного проекта предлагается: установить обязательность участия субъекта Российской Федерации в концессионном соглашении, если объектом концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры; урегулировать возможность передачи в составе объекта концессионного соглашения незарегистрированного имущества с установлением обязательства по государственной регистрации права собственности на него; закрепить особенности контроля за деятельностью государственных и муниципальных предприятий, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения со стороны собственника имущества; предусмотреть возможность заключения концессионного соглашения с несколькими концедентами и др.
———————————
СПС «КонсультантПлюс». Данный проект не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 9 июня 2015 г.

Однако данный проект, во-первых, еще не внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и, во-вторых, учитывает не все проблемы законодательного регулирования концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Так, в Федеральном законе «О концессионных соглашениях» не закреплен механизм гарантий возврата вложенных концессионером, но еще не окупившихся средств в случае досрочного прекращения действия концессионного соглашения по инициативе концедента. Подобное положение вещей не способствует повышению привлекательности данной формы государственно-частного партнерства среди субъектов предпринимательской деятельности и во многом является одной из основных причин отсутствия массовой практики заключения концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Имеет место явный дисбаланс интересов сторон, который состоит в неоправданно высоких рисках, лежащих на концессионере.
Предлагается в Федеральном законе «О концессионных соглашениях» (ст. 15) закрепить гарантии возврата вложенных концессионером, но еще не окупившихся средств в случае досрочного прекращения действия концессионного соглашения по инициативе концедента. При этом порядок и срок осуществления возмещения указанных расходов концессионера должны определяться в соответствии с условиями концессионного соглашения.
Отдельно следует обратить внимание на нормы о сроке действия концессионного соглашения, заключаемого в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Федеральным законом «О концессионных соглашениях» не установлен минимальный и максимальный срок, на который может быть заключено концессионное соглашение. В ст. 6 Закона содержится только указание на то, что срок действия концессионного соглашения устанавливается в самом соглашении с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций и срока их окупаемости, а также других обязательств сторон соглашения. Применительно к концессионным соглашениям в сфере жилищно-коммунального хозяйства, с нашей точки зрения, данный подход не обоснован в силу особой социальной значимости данной сферы. Инвестиции в данную сферу должны быть долгосрочными с учетом того, что достижение успешных результатов концессионных соглашений является весьма длительным процессом. Следует согласиться с позицией ряда авторов, состоящей в том, что «для бизнес-структур чрезвычайно важны. гарантии стабильности в силу долгосрочной окупаемости необходимых вложений и неопределенности их возврата» .
———————————
Хазанович Э.С., Анжуни А.М., Моисеев А.В. Инвестиционная стратегия: Учебное пособие. М., 2010. С. 45; Вяткин И.Ю. Государственно-частное партнерство в жилищно-коммунальной сфере // Известия Алтайского государственного университета. 2012. Выпуск 2(74). Т. 2. С. 287.

Читайте также  Бизнес идея выращивание комнатных цветов

Расчет срока действия концессионного соглашения имеет существенное значение в том, как успешно будет осуществлен проект. Стороны концессионного соглашения не всегда имеют возможность заблаговременно просчитать срок окупаемости концессионного проекта. Установление небольшого срока действия концессионного соглашения в сфере жилищно-коммунальной инфраструктуры влечет повышение риска неокупаемости проекта, неполучения прибыли либо невыполнения обязательств концессионером в полном объеме. Это может повлечь повышение концессионером размера тарифов за пользование объектом коммунальной инфраструктуры, за оказание жилищно-коммунальных услуг, что приведет к уменьшению социально-экономической эффекта от реализации проекта.
Как отметил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Главный государственный жилищный инспектор Андрей Чибис в выступлении на форуме «Жилищно-коммунальное хозяйство — 2015» по Северо-Западному федеральному округу, «задача инвестора — вложить деньги сегодня, а возврат вложенных средств получить в ближайшие 7 — 10 лет» .
———————————
Минстрой России: наше законодательство в сфере ЖКХ по гарантии вкладываемых инвестиций по сравнению с европейским является наиболее совершенным. URL: http://www.rosteplo.ru/news.php?zag=1430805269.

Наиболее эффективная модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства и управление ими возможны при условии планомерной деятельности концессионера на протяжении довольно длительного срока. Полагаем, необходимо законодательно установить минимальный срок действия концессионного соглашения в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В связи с этим полагаем целесообразным законодательно закрепить, что минимальный срок действия концессионного соглашения в сфере жилищно-коммунального хозяйства составляет 10 лет. Такой срок является минимально необходимым для возврата инвестором вложенных в рамках концессионного соглашения средств.
При этом необходимо также исключить применение нормы об ограничении срока, на который может быть продлено действие концессионного соглашения, пятью годами (п. 1 ст. 6 Федерального закона «О концессионных соглашениях») в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства.
В п. 4 ст. 4 Федерального закона «О концессионных соглашениях» установлена возможность перехода объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в концессии, из публичной собственности в частную собственность концессионера. Так, согласно указанной норме в случае включения объекта концессионного соглашения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, в документ планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, или муниципального имущества на период, соответствующий окончанию срока действия концессионного соглашения, концессионер имеет преимущественное право на выкуп этого объекта концессионного соглашения при условии добросовестного исполнения им условий концессионного соглашения. Порядок реализации преимущественного права на выкуп определяется Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» .
———————————
СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251.

Представляется, что в целях формирования эффективной системы управления и принятия обоснованных управленческих решений, при контроле со стороны собственника, необходимо обязательное сохранение муниципальной либо государственной собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства как гаранта обеспечения дальнейшего функционирования жилищно-коммунального хозяйства, безопасности граждан и сохранения конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Переход права собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства к частному инвестору противоречит указанным целям.

Литература

1. Алмаев М.Х., Макарычев В.Н. Задачи совершенствования управления коммунальным хозяйством Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. N 4.
2. Вяткин И.Ю. Государственно-частное партнерство в жилищно-коммунальной сфере // Известия Алтайского государственного университета. 2012. Выпуск 2(74). Т. 2.
3. Минстрой России: наше законодательство в сфере ЖКХ по гарантии вкладываемых инвестиций по сравнению с европейским является наиболее совершенным. URL: http://www.rosteplo.ru/news.php?zag=1430805269.
4. Хазанович Э.С., Анжуни А.М., Моисеев А.В. Инвестиционная стратегия: Учебное пособие. М., 2010.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Инвестиционная деятельность в форме концессионных соглашений

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Передача концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения осуществляется по подписываемому сторонами концессионного соглашения акту приема-передачи. Изменение целевого назначения реконструируемого объекта концессионного соглашения не допускается. Передача концессионером в залог объекта концессионного соглашения или его отчуждение не допускается. Продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, являются собственностью концессионера, если концессионным соглашением не установлено иное. Концессионер несет риск случайной гибели или случайного повреждения объекта концессионного соглашения с момента передачи ему этого объекта.

Читайте также  Быстро окупаемые идеи бизнеса в сельской местности

Концессионным соглашением может предусматриваться предоставление концедентом во владение и в пользование концессионера имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования по общему назначению для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (далее — иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество). Концессионером осуществляется ввод в эксплуатацию созданного и (или) реконструированного объекта концессионного соглашения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Права владения и пользования концессионера недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента. Объект концессионного соглашения и иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество отражаются на балансе концессионера, обособляются от его имущества.

Объектами концессионного соглашения являются:

1) автомобильные дороги или участки автомобильных дорог;

2) объекты железнодорожного транспорта;

3) объекты трубопроводного транспорта;

4) морские и речные порты;

9) гидротехнические сооружения и так далее.

Сторонами концессионного соглашения являются:

1) концедент — Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления.

2) концессионер — индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

Срок действия концессионного соглашения устанавливается концессионным соглашением с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и срока окупаемости таких инвестиций, других обязательств концессионера и (или) концедента по концессионному соглашению. Концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (далее — концессионная плата).

Концессионная плата может быть установлена в форме:

1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;

2) установленной доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

3) передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.

При исполнении концессионного соглашения концессионер вправе:

1) передавать с согласия концедента в порядке, установленном федеральными законами и условиями концессионного соглашения, объект концессионного соглашения и (или) иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество в пользование третьим лицам.

2) исполнять концессионное соглашение своими силами и (или) с привлечением других лиц.

3) пользоваться на безвозмездной основе в исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности.

При исполнении концессионного соглашения концессионер обязан:

1) осуществить в установленные сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации);

2) использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением;

3) осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента;

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения. Концессионное соглашение может быть изменено по соглашению сторон.

Концессионное соглашение прекращается:

1) по истечении срока действия концессионного соглашения; 2) по соглашению сторон; 3) в случае досрочного расторжения концессионного соглашения на основании решения суда;

Концессионер обязан передать концеденту объект концессионного соглашения и иное предусмотренное концессионным соглашением в срок, установленный концессионным соглашением. Споры между концедентом и концессионером разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в судах, арбитражных судах, третейских судах Российской Федерации.

Конкурс на право заключения концессионного соглашения может быть открытым или закрытым. Критерии конкурса устанавливаются решением о заключении концессионного соглашения и используются для оценки конкурсных предложений (сроки создания и реконструкции объекта, размер концессионной платы и т.д). Концедент в течение пяти рабочих дней со дня подписания членами конкурсной комиссии протокола о результатах проведения конкурса направляет победителю конкурса экземпляр указанного протокола, проект концессионного соглашения, включающий в себя условия этого соглашения, определенные решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией и представленным победителем конкурса конкурсным предложением, а также иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами условия. Концессионное соглашение может быть заключено и без проведения конкурса.

Вопрос №74. Инвестиционная деятельность в особых экономических зонах.

Отношения в сфере особых экономических зон в Российской Федерации регулируются Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года, иными актами таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах и иным законодательством Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения в сфере особых экономических зон могут также регулироваться указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах.

Особая экономическая зона — часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны;

кластер — совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством Российской Федерации и управление которой осуществляется одной управляющей компанией.

Цели создания: Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.

Источники: http://investinfra.ru/gchp-kontsessii-i-investitsii/organizaciya-investiciy-v-koncessionnyh-proektah.html, http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=7236, http://studfiles.net/preview/4048797/page:52/

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос