Определение инвестиций по бюджетному кодексу

Статья 79. Расходы на финансирование бюджетных инвестиций


1. Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
2. Объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности могут быть включены в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы на стадии составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год.
Порядок исполнения расходов федерального бюджета, предусмотренных на финансирование объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы, определяется пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса.
3. Федеральные инвестиционные объекты, предусматривающие расходы в сумме более 200 000 минимальных размеров оплаты труда, подлежат рассмотрению и утверждению в порядке, предусмотренном для финансирования федеральных целевых программ.

1. Бюджетные инвестиции могут осуществляться в следующих формах:
1) предоставление инвестиционных кредитов юридическим лицам;
2) приобретение в государственную и муниципальную собственность ценных бумаг (финансовые инвестиции);
3) вложение бюджетных средств в основные средства юридических лиц;
4) приобретение объектов недвижимости, оборудования и иных средств производства в государственную или муниципальную собственность.
Комментируемая статья посвящена последним двум формам бюджетных инвестиций. К первым двум формам применяются положения ст. 75 и 77 комментируемого Кодекса. Бюджетные инвестиции в форме вложения в основные средства юридических лиц представляют собой размещение бюджетных средств в их уставные фонды, уставные капиталы и складочные капиталы, что влечет приобретение РФ, ее субъектами или муниципальными образованиями вещных или обязательственных прав в отношении имущества данных юридических лиц.
Если бюджетные инвестиции осуществляются в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, то к отношениям, возникающим при этом, применяются также положения ст. 80 настоящего Кодекса.
Бюджетные инвестиции в государственные и муниципальные унитарные предприятия могут осуществляться путем создания новых унитарных предприятий или путем передачи бюджетных средств в хозяйственное ведение или оперативное управление уже существующих унитарных предприятий. При создании новых унитарных предприятий им предоставляются бюджетные средства или иное государственное (муниципальное) имущество.
ГК РФ не устанавливает конкретный размер уставного фонда унитарного предприятия. Согласно п. 3 ст. 114 ГК РФ размер уставного фонда унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, должен быть определен законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. В настоящее момент вступил в силу и действует Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. В соответствии с ч. 3. ст. 12 названного закона размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия.
Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.
Если бюджетные инвестиции осуществляются в уже существующие унитарные предприятия, то должно быть принято решение об увеличении их уставного фонда, что в свою очередь требует внесения необходимых изменений в устав унитарного предприятия, которому предоставляются бюджетные инвестиции (о внесении изменений в устав унитарного предприятия см. Закон о государственной регистрации юридических лиц, который вступил в силу с 1 июля 2002 г.).
Бюджетные инвестиции в форме приобретения объектов недвижимости, оборудования и иных средств производства в государственную или муниципальную собственность осуществляются посредством заключения государственных или муниципальных контрактов, которые по своему содержанию могут носить характер договоров купли-продажи или подряда. Приобретенные таким образом средства производства подлежат передаче в хозяйственное ведение профильных унитарных предприятий с одновременным увеличением их уставного фонда на стоимость передаваемого имущества. Также приобретенные в государственную или муниципальную собственность объекты могут передаваться в аренду иным юридическим лицам либо вноситься в их уставные (складочные) капиталы.
2. Бюджетные инвестиции могут осуществляться только на основании того, что расходы на их финансирование будут предусмотрены соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.
В случае, если бюджетные инвестиции будут предусмотрены федеральными или региональными целевыми инвестиционными программами, то расходы на их финансирование будут осуществляться главным образом в форме субсидий и субвенций.
3. Объектом федеральных бюджетных инвестиций может быть имущество, приобретаемое в государственную собственность субъектов РФ или в муниципальную собственность. Для выделения средств федерального бюджета в целях их инвестирования в объекты государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности соответствующие затраты должны быть включены в федеральную адресную инвестиционную программу или в федеральную целевую программу. Включение таких затрат в федеральные программы происходит на стадиях составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год.
Порядок исполнения расходов федерального бюджета, предусмотренных на финансирование объектов государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы, определяется п. 4 ст. 85 настоящего Кодекса.
4. Федеральные инвестиционные объекты, предусматривающие расходы в сумме более 200 000 МРОТ, подлежат рассмотрению и утверждению в порядке, предусмотренном для финансирования федеральных целевых программ.

Определение инвестиций по бюджетному кодексу

В условиях рыночной экономики, и тем более экономики переходного типа, государство не может не осуществлять инвестиционную деятельность. Государство должно выступать не только внешним регулятором и организатором инвестиционного процесса, но и, будучи самым крупным собственником, главным инвестором 1 . Поэтому принципиально важно определить понятия «государственных инвестиций» и «государственных капитальных вложений», что позволит выявить реальные механизмы государственного инвестирования, а также раскрыть роль государства в инвестиционном процессе.

В действующем законодательстве не приведено четкого определения государственных инвестиций и государственных капитальных вложений. Необходимо отметить, что в Законе об инвестиционной деятельности дано лишь общее понятие инвестиций, что лишает термин «государственные инвестиции» функциональной специфической нагрузки. Бюджетный кодекс Российской Федерации также не содержит понятия «государственные инвестиции». Здесь используется более узкий термин «бюджетные инвестиции», однако действующий Бюджетный кодекс не дает определения и этого понятия. Понятие «инвестиции» упоминается лишь в статье 67 Бюджетного кодекса 2 , в которой они определяются как часть капитальных расходов бюджетов.

Понятие «капитальные вложения»

Что касается понятия «капитальные вложения», то в Законе об инвестиционной деятельности под ними понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, выполнение проектно-изыскательских работ и другие затраты. Таким образом, специфика понятий «государственные инвестиции» и «государственные капитальные вложения» определяется их субъектным составом. Согласно статье 4 Закона об инвестиционной деятельности субъектами инвестиционной деятельности могут выступать юридические и физические лица, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности. Таким образом, государственные инвестиции представляют собой инвестиции, осуществляемые непосредственно органами государственной власти. При этом понятие «государственных инвестиций» шире понятия «государственных капитальных вложений». Капитальные вложения представляют собой частный случай инвестиций, выделяемый по объекту вложения: находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества (статья 3 Закона об осуществлении инвестиционной деятельности). Следовательно, государственные капитальные вложения представляют собой государственные инвестиции в основной капитал (основные средства) действующих юридических лиц.

13 апреля 2007 года Государственной Думой РФ был принят федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» 3 (далее Закон о внесении изменений в Бюджетный кодекс). Закон о внесении изменений в Бюджетный кодекс разработан в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» от 22 мая 2004 года № 249 4 , и Концепцией повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2006 года № 467-р 5 . Данный закон направлен на комплексное регулирование организации бюджетного процесса в условиях его реформирования в Российской Федерации, содержит ряд поправок редакционного характера, обеспечивающих устранение внутренних противоречий, восполнение пробелов правового регулирования или уточнение формулировок действующей редакции Бюджетного кодекса. Закон о внесении изменений в Бюджетный кодекс вступает в силу с 1 января 2008 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Существенные изменения и дополнения коснулись регулирования государственных инвестиций.

Читайте также  Бизнес идеи с вложениями до 400000 рублей

Бюджетные инвестиции и бюджетные ассигнования

Новая редакция Бюджетного кодекса дает определение таким понятиям, как бюджетные инвестиции и бюджетные ассигнования. Под бюджетными инвестициями понимаются бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества (п.3 Закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс). Новая редакция Бюджетного кодекса определяет закрытый перечень форм, в которых могут расходоваться бюджетные ассигнования, а под бюджетными ассигнованиями понимает предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. В этот перечень входят, помимо прочих, ассигнования на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, и бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий) (п.42, 43 Закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс). Государственные (муниципальные) унитарные предприятия исключаются из числа тех объектов государственной (муниципальной) собственности, в которые осуществляются бюджетные инвестиции в соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса «Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг». Это обусловлено тем, что государственные и муниципальные предприятия в отличие от учреждений являются коммерческими организациями (ст.50 Гражданского кодекса) и государственные (муниципальные) услуги не оказывают. Оказание таких услуг остается прерогативой государственных (муниципальных) учреждений и иных некоммерческих организаций (п.2 ст.69_2 Закона об изменениях в Бюджетный кодекс). Вместе с тем, статья 79 новой редакции Бюджетного кодекса «Бюджетные ассигнования в объекты государственной и муниципальной собственности» не ограничивается только лишь ассигнованиями на оказание государственных (муниципальных) услуг и поэтому включает в себя и ассигнования на осуществление инвестиций в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) унитарных предприятий. По этой причине государственные (муниципальные) унитарные предприятия не исключены вместе с бюджетными учреждениями из получателей бюджетных инвестиций (как это сделано в ст.80 «Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями»). И бюджетные инвестиции юридическим лицам — государственным (муниципальным) унитарным предприятиям в соответствии с абзацем 4 статьи 69 Новой редакции Бюджетного кодекса, и бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной собственности) в целях оказания государственных (муниципальных) услуг в соответствии с абзацем 7 статьи 69.1 рассматриваются новой редакцией Бюджетного кодекса в качестве бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности, регулируемых статьей 79. В свою очередь, бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, регулируются статьей 80 новой редакции Бюджетного кодекса.

Таким образом, мы имеем дело с двумя случаями предоставления бюджетных инвестиций: 1) бюджетные инвестиции юридическим лицам (кроме государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий) и 2) бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности.

Основания для бюджетных инвестиций

В соответствии с Законом о внесении изменений в Бюджетный кодекс, основанием для включения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в закон (решение) о бюджете являются утвержденные долгосрочные целевые программы или иные нормативные акты (то есть принятие соответствующих расходных обязательств). Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства из федерального бюджета должны осуществляться в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой. При этом предлагается дифференцировать порядок отражения в федеральном бюджете инвестиционных проектов в зависимости от сметной стоимости объектов. Решения о подготовке и реализации проекта стоимостью более 600 млн.рублей будут приниматься Правительством Российской Федерации, решения о подготовке и реализации проектов с меньшей стоимостью – главными распорядителями средств федерального бюджета в установленном Правительством Российской Федерации порядке. Кроме того, Законом о внесении изменений в Бюджетный кодекс предложено отражать бюджетные инвестиции в объекты со сметной стоимостью инвестиционных проектов более 8 млрд.рублей в составе ведомственной структуры раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов; в объекты со сметной стоимостью инвестиционных проектов более 100 млн.рублей – в составе сводной бюджетной росписи раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов; в иные объекты – суммарно по строкам сводной бюджетной росписи.

В качестве основного документа для планирования, утверждения и осуществления бюджетных инвестиций из федерального бюджета предлагается ввести в Бюджетный кодекс понятие «федеральная адресная инвестиционная программа». Согласно статье 182 действующего Бюджетного кодекса адресная инвестиционная программа составляется одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год. В федеральных законах о бюджете на 2006 (статья 99) и 2007 (статья 110) год утверждаются расходы на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы и предусмотрено, что её реализация осуществляется по перечню строек и объектов для федеральных государственных нужд на соответствующий год, утверждаемому Правительством РФ. В соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса порядок формирования и ведения федеральной адресной инвестиционной программы должен быть установлен Правительством Российской Федерации (п.56 Закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс). Несмотря на то, что Законом о внесении изменений в Бюджетный кодекс не установлено формальных требований к федеральной адресной инвестиционной программе, исходя из общей логики принятия и исполнения расходных обязательств,она должна содержать данные, характеризующие каждый инвестиционный проект на весь срок его реализации, в том числе общую сметную стоимость проекта и разбивку бюджетных ассигнований по годам строительства. Такой подход позволит повысить обоснованность и прозрачность планирования и осуществления бюджетных инвестиций. В то же время, учитывая значительный объем работы, необходимый для приведения в соответствие с новыми требованиями реализуемых или готовящихся инвестиционных проектов, Законом о внесении изменений в Бюджетный кодекс предлагается установление двухлетнего (на 2008-2009 годы) переходного периода.

Статья 80 новой редакции Бюджетного кодекса предусматривает возможность предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) унитарными предприятиями и государственными (муниципальными) учреждениями. Поскольку в результате предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам государство (муниципальное образование) становится участником такого юридического лица, необходимо обратиться к положениям гражданского законодательства. По общему правилу государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере. Иное может быть установлено законом (п.4 ст.66 Гражданского кодекса). В частности, норма статьи 80 Бюджетного кодекса допускает возможность участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в хозяйственных товариществах и обществах.

Проблемы бюджетных инвестиций

Основной проблемой, касающейся предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятия, которая уже была подробно освещена в юридической литературе 6 , является противоречие норм Бюджетного кодекса и Гражданского кодекса. Статья 80 действующего Бюджетного кодекса предусматривает возникновение права государственной (муниципальной) собственности на долю в уставном (складочном) капитале такого юридического лица и на его имущество. Согласно статье 48 Гражданского кодекса все юридические лица делятся на две категории:

— участники, которые имеют обязательственные права в отношении юридического лица (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы);

— учредители, которые имеют вещные права на имущество юридического лица (государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения) или вообще не имеют имущественных прав в отношении юридического лица (общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы).

Сущность первой модели состоит в том, что участники с передачей юридическому лицу соответствующего имущества полностью утрачивают свои вещные права на него. Не имеют они таких прав и по отношению к приобретенному юридическим лицом имуществу. И переданное участниками, и приобретенное самим юридическим лицом имущество признается принадлежащим последнему на праве собственности. Утрачивая вещные права, участник приобретает права обязательственные, то есть права требования к юридическому лицу. Участники (учредители) юридического лица не могут иметь одновременно обязательственные и вещные права в отношении соответствующего юридического лица. Статья 80 Бюджетного кодекса регулирует предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, т.е. предполагает вложение бюджетных средств в юридические лица, образованные по первой модели. Согласно Бюджетному кодексу, предоставление бюджетных инвестиций указанным юридическим лицам влечет возникновение права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством. Таким образом, Бюджетный кодекс в противоречие гражданскому законодательству допускает возможность возникновения вещных прав у государства (муниципального образования) на имущество юридического лица, не являющегося государственным (муниципальным) унитарным предприятием или государственным (муниципальным) учреждением. Новая редакция Бюджетного кодекса вносит некоторые изменения в эту статью, закрепив положение о том, что предоставление бюджетных инвестиций влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности лишь на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц (но не на остальное имущество), но само противоречие не устраняет. На практике эта норма, тем не менее, применяется: у государства (муниципального образования) возникают обязательственные права в отношении юридического лица, эквивалентные вложенным средствам, которые удостоверяются, например, акциями. Право собственности у государства (муниципального образования) возникает на сами акции, но не на уставные (складочные) капиталы юридического лица. Несмотря на то, что избран такой путь практической реализации данной нормы, представляется необходимым внести соответствующие изменения.

Читайте также  Осуществление инвестиций в уставные фонды

Договор об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в юридическом лице является основанием возникновения гражданско-правовых отношений. Но возникновение этих отношений невозможно без предшествующего утверждения бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам в законе (решении) о бюджете путем включения в него текстовой статьи с указанием юридического лица, объема и цели выделенных бюджетных ассигнований. Таким образом, договорным гражданско-правовым отношениям предшествуют преддоговорное финансово-правовое регулирование инвестиционных отношений.

Одной из основных проблем при предоставлении бюджетных инвестиций остается вопрос разграничения полномочий по финансированию инвестиционных проектов между публично-правовыми образованиями различного уровня.

Согласно статье 65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации рассматривается в Конституции в качестве основы конституционного строя (ст.11 Конституции РФ). Конституция определяет предметы ведения РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (ст.71-73, ст.132 Конституции РФ). Следовательно, конституционным критерием разграничения полномочий является предмет ведения. Глава 11 Бюджетного кодекса «Разграничение расходных обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований», а также статья 1 и глава IV_1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» 7 (далее Федеральный зхакон «Об общих принципах организации…»), закрепляют принцип самостоятельного осуществления органами государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органами муниципальной власти принадлежащих им полномочий за счет средств собственного бюджета (за исключением разграничения полномочий в сферах совместного ведения РФ и субъектов РФ). Следовательно, из федерального, регионального и местных бюджетов могут осуществляться расходы на инвестирование в объекты, относящиеся к предмету ведения соответствующего уровня. В частности статья 26_14 Федерального закона «Об общих принципах организации…» закрепила: органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе осуществлять расходы на решение вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

С другой стороны действует положение о том, что управление федеральной, региональной и муниципальной собственностью относится к исключительному ведению соответствующего публичного субъекта. Законом о внесении изменений в Бюджетный кодекс предлагается перейти к осуществлению бюджетных инвестиций из федерального, регионального или местного бюджета только в те объекты, которые относятся к государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, соответственно. Возникает вопрос: всегда ли объект инвестирования одновременно находится и в ведении, и в собственности одного публичного субъекта? Не нова ситуация с ремонтом и реконструкцией объектов культурного наследия 8 . Согласно статье 4 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», объекты культурного наследия подразделяются на 3 категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения. Критерием такого разграничения является масштаб значения объекта для истории и культуры, то есть для всей Российской Федерации, для субъекта федерации или местное значение. В то же время объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной, региональной, муниципальной, частной и в иных формах собственности. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия. При этом Конституция РФ охрану памятников истории и культуры относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Таким образом, может сложиться ситуация, когда охрана объекта культурного наследия находится в ведении одного публичного субъекта, а сам объект — в собственности другого. Кто должен финансировать мероприятия по охране памятника истории и культуры: тот публично-правовой субъект, в чьем ведении находится вопрос охраны памятников истории и культуры (т.е. РФ или субъект РФ), или собственник объекта культурного наследия? Такое положение дел, по сути, ломает либо принцип самостоятельности осуществления полномочий по предметам ведения каждым уровнем власти, либо принцип осуществления бюджетных инвестиций из федерального, регионального или местного бюджета только в те объекты, которые находятся в собственности соответствующего публичного субъекта.

Кредиты на осуществление инвестиционной деятельности

Помимо прямых бюджетных инвестиций, государство участвует в осуществлении инвестиционной деятельности путем выдачи кредитов на осуществление инвестиционной деятельности.

В действующем Бюджетном кодексе к капитальным расходам относится часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, в том числе средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам. Новая редакция Бюджетного кодекса существенно изменяет регулирование бюджетного кредита. Во-первых, бюджетный кредит теперь рассматривается не как форма расходов бюджета (форма бюджетных ассигнований), а как источник финансирования дефицита бюджета. Во-вторых, расширяется круг получателей бюджетного кредита: помимо бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и юридических лиц за исключением государственных (муниципальных) учреждений), бюджетный кредит может предоставляться иностранному государству, иностранному юридическому лицу. В соответствии с действующей редакцией Бюджетного кодекса кредиты иностранным государствам рассматриваются в качестве самостоятельной формы расходов бюджетов наряду с бюджетными кредитами (статья 69 Бюджетного кодекса).

Кроме того, получатель бюджетного кредита теперь не является получателем бюджетных средств – участником бюджетных отношений. Согласно действующей редакции Бюджетного кодекса получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение и использование бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (статья 162 Бюджетного кодекса). Согласно статье 163 действующего Бюджетного кодекса на получателе бюджетных средств лежит обязанность своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе, что дает основания для отнесения получателя бюджетного кредита к получателю в смысле статьи 162 Бюджетного кодекса. Однако в связи с тем, что не все организации, указанные в статье 162 действующего Бюджетного кодекса, являются участниками бюджетного процесса и обязаны выполнять возложенные на них обязанности (например, по ведению бюджетного учета, предоставлению бюджетной отчетности и т.д.), новая редакция Бюджетного кодекса ограничивает понятие «получатель бюджетных средств» организациями, которые имеют право от имени государства или местного самоуправления принимать и исполнять расходные (бюджетные) обязательства. Таким образом, в соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса получатель бюджетного кредита не является участником бюджетного процесса. Согласно пункту 70 Закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс, к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом. Следовательно, получатель бюджетного кредита является участником гражданско-правовых отношений. Бюджетный кредит на осуществление инвестиционной деятельности предоставляется в рамках гражданско-правового договора. Таким образом, финансово-правовое регулирование имеет место на этапе принятия решения о выделения соответствующих бюджетных средств на предоставление бюджетного кредита и выделении соответствующим государственным органам бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных инвестиций.

Инвестиционный Фонд

С 2006 года финансирование инвестиционных проектов, предоставление государственной поддержки для реализации инвестиционных проектов происходит за счет средств Инвестиционного Фонда 9 . Статья 120 ФЗ о федеральном бюджете на 2006 год предусматривает создание в составе федерального бюджета Инвестиционного фонда в сумме 69741208,3 тыс.рублей. Порядок формирования Инвестиционного фонда, отбора и реализации инвестиционных проектов, а также условия предоставления государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда устанавливается Постановлением Правительства РФ от 23.11.2005 N 694 «Об Инвестиционном фонде Российской Федерации» 10 . Законом о внесении изменений в Бюджетный кодекс предложена статья, вводящая понятие Инвестиционного фонда: часть средств федерального бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства (статья 179_2 новой редакции Бюджетного кодекса). Инвестиционный фонд РФ образуется в целях предоставления государственной поддержки за счет средств Фонда для реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение. Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2005 года N 695 11 утверждено Положение о Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение. Комиссия является координационным органом, образованным в целях формирования перечня инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение, которым предоставляется государственная поддержка за счет средств Инвестиционного фонда РФ. Согласно пункту 16 Положения об Инвестиционном фонде предоставление государственной поддержки может осуществляться в следующих формах:

Читайте также  Идеи какой малый бизнес самый прибыльный

а) софинансирование на договорных условиях инвестиционного проекта с оформлением прав собственности Российской Федерации, включая финансирование расходов на управление инвестиционным проектом, а также финансирование разработки проектной документации;

б) направление средств в уставные капиталы юридических лиц;

в) предоставление государственных гарантий Российской Федерации (далее — государственные гарантии) под инвестиционные проекты, а также иных предусмотренных бюджетным законодательством способов обеспечения обязательств, находящихся в компетенции Правительства Российской Федерации. Государственные гарантии предоставляются коммерческим организациям, участвующим в инвестиционном проекте в пользу кредитных организаций, включая кредитные организации с иностранными инвестициями.

Таким образом, участие государства в инвестиционной деятельности путем выделения бюджетных средств для целей осуществления инвестиционной деятельности опосредуется финансово-правовым регулированием в части определения полномочий государственного органа на получение соответствующих денежных средств из бюджета и предоставление их в качестве бюджетных инвестиций, бюджетного кредита на цели осуществления инвестиционной деятельности или государственных гарантий под инвестиционные проекты.

1 Маренков Н. Л. Инвестиции. Ростов н/Д, 2002. С. 38-39.

Определение инвестиций по бюджетному кодексу

Бюджетный учет, N 8, 2011

С.Г.Хабаев,
доктор экономических наук, доцент,
консультант ООО «ЦентрАудит М»

В связи с принятием Закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон N 83-ФЗ) поменялся порядок финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений. Одним из видов финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений стали бюджетные инвестиции.

Основные положения

Возможность предоставления бюджетных инвестиций бюджетным и автономным учреждениям предусматривается статьей 79 Бюджетного кодекса.

Определение бюджетной инвестиции представлено в статье 6 Бюджетного кодекса. Согласно данному определению бюджетные инвестиции — это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

Для более точного определения, какие операции следует относить к бюджетным инвестициям, а какие нет, следует обратиться к другим статьям Бюджетного кодекса. Такого рода необходимость связана с тем, что в Гражданском кодексе нет четкого определения имущества и, например, любое основное средство, приобретенное бюджетным или автономным учреждением за счет средств, выделяемых ему учредителем, является государственным (муниципальным) имуществом.

В пункте 1 статьи 79 Бюджетного кодекса определено, что бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативно-правовыми актами соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.

Кроме этого в настоящее время действует постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. N 1204 (далее — Постановление N 1204). Данный документ предусматривает в 2011 году бюджетное инвестирование в строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной собственности РФ, находящихся на праве оперативного управления у федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, а также в строящиеся объекты, которые не закреплены за указанными учреждениями и в отношении которых эти учреждения выполняют функции застройщика. Предоставление бюджетных инвестиций осуществляется в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, с внесением федеральных бюджетных и автономных учреждений в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Для автономных и бюджетных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований, может быть установлен аналогичный порядок.

Рассмотрим определение материальных объектов, указанных в пункте 1 статьи 79 Бюджетного кодекса и Постановлении N 1204. Определение объекта капитального строительства раскрывается в статье 1 Градостроительного кодекса. Согласно данной статье объект капитального строительства — это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Определение понятий «здания» и «сооружения» представлено в Общероссийском классификаторе основных фондов, утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 359 (далее — ОКОФ). Согласно данному документу:

— к подразделу «Здания (кроме жилых)» относятся здания, представляющие собой архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и пр.) для труда, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей. Здания имеют в качестве основных конструктивных частей стены и крышу;

— к подразделу «Сооружения» относятся инженерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений;

— к подразделу «Жилища» относятся здания, предназначенные для невременного проживания.

Бухгалтерский учет

Рассмотрим порядок отражения бюджетных инвестиций в учете бюджетных и автономных учреждений. В соответствии с пунктом 21 Инструкции «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее — Инструкция N 157н) хозяйственные операции, осуществляемые за счет средств, выделяемых в качестве бюджетных инвестиций, отражаются с кодом вида финансового обеспечения деятельности «6» (бюджетные инвестиции).

Согласно пункту 93 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н (далее — Инструкция N 174н), объем выделяемых для бюджетных учреждений бюджетных инвестиций отражается на счете 0 401 10 180 «Прочие доходы».

Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами определен приказом Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. N 7н (далее — Приказ N 7н). Согласно пункту 2.1.2 данного приказа для учета операций, осуществляемых бюджетными учреждениями, органами Федерального казначейства в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:

1) лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами бюджетных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

2) лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций.

Аналогичная позиция содержится и в отношении автономных учреждений (пункт 2.1.3 Приказа N 7н).

Бюджетному учреждению определены бюджетные инвестиции в размере 12000000 руб. В первом квартале перечислена сумма в размере 5000000 руб. Бюджетное учреждение за счет бюджетных инвестиций осуществляет строительство здания. В отчетном периоде строительная организация выполнила один из этапов, связанных со строительством здания, стоимостью 40000000 рублей.

Дебет 6 205 81 560

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Полный текст документа будет доступен вам, как только оплата будет подтверждена.
После подтверждения оплаты, страница будет автоматически обновлена, обычно это занимает не более нескольких минут.

Приносим извинения за вынужденное неудобство.

Если денежные средства были списаны, но текст оплаченного документа предоставлен не был, обратитесь к нам за помощью: payments@kodeks.ru

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Если ошибка повторяется, напишите нам на spp@cntd.ru, мы разберемся.

Метод оплаты:

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

аналогичных документов, доступных с полным текстом:

Источники: http://bk-rf.ru/10/79.html, http://juryev.ru/korporativnoe-pravo/171-budjetnoe-regulirovanie-investitii, http://docs.cntd.ru/document/902311319

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос