Опыт привлечения инвестиций в зарубежных странах

Зарубежный опыт привлечения иностранных инвестиций

инвестиция привлечение город активизация

В 1990-е гг. в мире произошел перелом в отношении к иностранным инвестициям. Многие страны принципиально изменили подход к стратегии экономического развития, взяв курс на либерализацию экономики и интеграцию в мировую систему. Отказ от политики жесткого протекционизма заставил экономистов развивающихся и промышленно развитых стран пересмотреть свое отношение к транснациональным корпорациям.

Двадцать лет назад к транснациональным корпорациям относились недоверчиво, полагая, что те стремятся использовать ресурсы страны с максимальной выгодой для себя, почти ничего не давая взамен. Считалось, что иностранные инвесторы хотят завладеть богатствами страны, лишив ее население благосостояния, которого можно было бы достичь с помощью местных ресурсов.

Эти аргументы использовались для оправдания национализации промышленности или экспроприации имущества транснациональных корпораций с незначительной частичной компенсацией, а то и вообще без всякой компенсации, что наносило значительный ущерб иностранным инвесторам. Так, большинство независимых государств Африки в 1960-х гг. сделали ставку на развитие собственной экономической базы. В 1979 г. правительство Нигерии национализировало имущество компании «Бритиш петролеум». В 1960-х гг. Индия экспроприировала предприятия компании «Кока-Кола».

В наше время национализация иностранных инвестиций — явление довольно редкое, однако былое недоверие иногда напоминает о себе. Даже те страны, где расположены штаб-квартиры крупнейших транснациональных корпораций, побаиваются иностранных инвестиций. Например, когда японцы начали скупать недвижимость в США, это вызвало серьезные опасения, что американцы утратят контроль над собственной экономикой или перестанут быть ведущей экономической державой мира. Во Франции открытие «Евро-Диснейленда» дало повод для сетований на «американизацию» французской культуры.

Подобные тенденции проявляются и в странах бывшего соцлагеря, которые стремятся привлечь иностранные инвестиции, надеясь таким образом интегрироваться в мировую экономику. Например, 44% поляков в конце 1990 г. считали иностранные инвестиции бесполезными для Польши, полагая, что страна может попасть в зависимость от иностранцев.

Именно эти соображения побудили многие развивающиеся страны проводить политику ограничения иностранных инвестиций и торговли. Во многих отраслях промышленности вливания иностранного капитала были полностью запрещены. Например, мексиканская конституция не допускает иностранные инвестиции в нефтяную промышленность. Несмотря на быстрые темпы и широкие масштабы либерализации мексиканской экономики, это положение остается в силе.

Помимо прямого запрета на иностранные инвестиции налагались различные ограничения. Например, лимитировалась доля иностранного капитала в национальных компаниях, вводились сложные и обременительные процедуры получения разрешений, одобрений или лицензий на ввоз и вывоз иностранного капитала, устанавливались высокие ставки налогов на прибыль от иностранных инвестиций, ограничивался вывоз прибыли, усложнялась процедура возвращения вложенного капитала (в особенности в странах, стремящихся сохранить свои валютные резервы).

В краткосрочной перспективе подобная политика нередко приносила успех, позволяя некоторым странам добиться расцвета национальной промышленности. Однако в среднесрочной и долгосрочной перспективе неизбежным ее результатом было создание малоэффективной и неконкурентоспособной промышленности, которая дорого обходилась как государству, так и частным лицам.

Показателен в этом отношении опыт Латинской Америки в 1960-1970 гг. В этот период в результате протекционистской политики на внутреннем рынке промышленность бурно развивалась. В соответствии с Андским пактом — соглашением об общем рынке Центральной Америки — на иностранные инвестиции в свободную торговлю налагались жесткие ограничения. Хотя латиноамериканцы достигли впечатляющих показателей экономического роста, созданная таким образом индустриальная база не была конкурентоспособной на международном рынке.

Развитие электроники в Бразилии — классический пример того, к чему приводит ориентация на внутреннее развитие и запрет иностранных инвестиций. В 1979 г. правительство создало Специальный секретариат по информатике (ССИ) для регулирования электронной промышленности. Производство персональных компьютеров и периферийного оборудования было передано целиком национальным компаниям. Иностранное участие запрещалось даже в форме владения меньшей долей пакета акций совместных предприятий. Импорт также был запрещен. На первый взгляд, политика закрепления рынка за местной промышленностью помогла развитию производства персональных компьютеров. Объем реализации продукции местных производителей вырос со 190 млн. долл. США в 1979 году до почти 3 млрд. долл. США в 1988 г. В течение того же периода доля транснациональных корпораций на внутреннем рынке сократилась с 77 до 33%.

Однако, несмотря на видимый успех к концу 1980-х гг. бразильская компьютерная промышленность столкнулась с серьезными проблемами. В частности, запретив иностранное участие, Бразилия перекрыла важнейший канал передачи технологических новинок. В результате, пока бразильские производители создавали образцы, аналогичные иностранным, зарубежные конкуренты успевали разработать новые технологии, вынуждая бразильские компании плестись в хвосте и таким образом делая их неконкурентоспособными. Усугубляло положение то, что у местных фирм не было особого стимула к модернизации, ибо они господствовали на внутреннем рынке, не опасаясь иностранных конкурентов.

Хотя политика защиты местных рынков привела к созданию национальной компьютерной промышленности Бразилии, эта промышленность оказалась малоэффективной, производя более дорогие товары худшего качества по сравнению с тем, что предлагались на международном рынке. Бразильские фирмы в других отраслях промышленности использовали низкокачественные компьютеры местного производства, что снизило их конкурентоспособность.

Нет никакого сомнения в том, что протекционистская политика задержала развитие бразильской промышленности и снизила темпы экономического роста. Это побудило правительство Бразилии пересмотреть ее. В октябре 1992 г. были отменены регуляции в электронике. В соответствии с новым законодательством разрешается импорт компьютерного оборудования (даже если аналогичное оборудование производится в Бразилии) и создание совместных предприятий.

Бразильский опыт запретов на ввоз компьютеров и средств связи учит: чтобы повысить конкурентоспособность и помочь интеграции в мировую экономику, необходимо открыть двери для иностранных инвестиций и международной торговли. Латиноамериканцы научились так открывать рынки и предоставлять транснациональным корпорациям ресурсы таким образом, чтобы гарантировать себе достаточную прибыль. Например, Аргентина не так давно разрешила иностранные инвестиции в государственную телефонную компанию, но при этом правительство поставило условие сократить период ожидания установки новых телефонных линий. Оговорив такие условия сделки, правительство сумело обратить иностранные инвестиции на пользу аргентинских граждан.

Сходной стратегии придерживаются страны Центральной Европы и бывшего СССР. Так, соглашение о создании совместного предприятия для разведки нефтяных месторождений, заключенное американской компанией «Шеврон» с правительством Казахстана, предусматривает, что «Шеврон» окажет помощь в строительстве дорог, школ, больниц. Американская компания «Интернешнл Пейнер», которая приобрела в Польше второй по величине бумажный комбинат, обязалась улучшить охрану окружающей среды, принять меры социальной защиты персонала и поддерживать сложившийся уровень занятости в течение первых полутора лет.

Итак, если государства эффективно сочетают политические и экономические стимулы, они всегда могут использовать иностранный капитал без ущерба для себя, что подтверждает опыт Коста-Рики, Чили, Сингапура и Гонконга.

Развивающиеся страны применяют особые программы стимулирования иностранных инвестиций, создавая для них более привлекательные условия: освобождают от налогов и пошлин, предоставляют скидки.

Многие страны практикуют освобождение от пошлины под возвращаемый залог, когда иностранные инвесторы могут создавать местные сборочные предприятия, использующие импортные компоненты. Готовая продукция затем реэкспортируется. Как правило, такие предприятия освобождаются от уплаты налогов и пошлин на производственные затраты и готовую продукцию. Чтобы гарантировать реэкспорт продукции, фирмы должны оставить в местном таможенном органе залог, который возвращается им, когда готовая продукция реэкспортируется. Эта мера предусмотрена для защиты внутреннего рынка.

Мексика достигла больших успехов, развивая свои промышленные предприятия на основе таких программ. Предприятия создавались с участием местного, иностранного или смешанного капитала, но регистрировались как мексиканские фирмы. Они пользовались правом беспошлинного импорта вложений в производство и приобретения сырья и оборудования. Импортированные компоненты подлежали сборке для реэкспорта в течение полугода. Подобные фирмы могут продавать до 20% своей продукции на мексиканском рынке, если в Мексике нет производителей того же или аналогичного товара.

В результате в Мексике с 1980 по 1989 гг. число занятых на подобных предприятиях возросло со 120 до 430 тыс. чел. За тот же срок удвоилось количество самих предприятий, а чистые валютные поступления подскочили с 770 млн. до 3 млрд. долл. США. Наиболее активно предприятия, ориентированные на реэкспорт, действуют в таких отраслях, как электроника, электротехника, транспортное машиностроение, текстильное и швейное производство.

Читайте также  Идеи малого бизнеса в автомобильной сфере

Фирмы США привлекают дешевизна рабочей силы и низкие расходы на транспортировку, инвесторов из других регионов (главным образом из Азии) — близость Мексики к американскому рынку.

Успеху Мексики немало способствовали политическая стабильность, гибкая система законодательства, регулирующего деятельность компаний, и широкая реклама новых форм экономической деятельности.

Другой эффективный способ привлечения иностранных инвестиций — создание зон свободного предпринимательства, где действуют особые таможенный, налоговый и административный режимы хозяйствования [18].

Таким образом, можно сделать вывод, что иностранные инвестиции — «обоюдоострый» экономический инструмент: они способны и дать толчок развитию национальной экономики, и подавить ее рост, создав мощную конкуренцию национальным предприятиям.

Естественный движущий мотив всякого капитала (иностранного — в особенности) — получение прибыли. И вопрос о ее размерах (норме) является коренным вопросом всей системы льгот для иностранных инвесторов. Эту проблему можно сформулировать следующим образом: льготы во всех формах для иностранного капитала должны быть такими, чтобы обеспечить минимально приемлемую прибыль. Поскольку эта прибыль представляет собой плату за достижение поставленных целей, то всякое ее повышение сверх этого уровня следует рассматривать как бесплатный подарок.

3. Зарубежный опыт привлечения инвестиций в строительство жилья

Зарубежные системы долевого строительства имеют свои особенности и во многом кардинально отличаются от системы, сложившейся в нашей стране. Следует отметить, что жилищное строительство во многих зарубежных странах развито за счет наличия экономических и правовых средств по обеспечению возвратности денежных вложений, а также доступности готовых объектов широким массам.

Рассмотрим институт долевого строительства и присущие ему характерные особенности в рамках нескольких зарубежных стран.

Схема, используемая в Объединенных Арабских Эмиратах в настоящее время, характеризуется тем, что в первую очередь застройщик получает разрешительную документацию, проходит экспертизу проекта и согласует его. Себестоимость проекта оценивает экспертный совет, а строительные сметы являются публичными. Для начала строительства требуется собрать все сто процентов денежных средств, необходимых для возведения объекта, при этом сделать это необходимо за определенный период, например за шесть месяцев. Чтобы уложиться в ограниченный срок, застройщик вынужден вести первичную продажу с минимальной наценкой, ожидая, что оставшиеся непроданные квартиры существенно возрастут в цене к моменту окончания строительства.

Денежные средства вкладчиков хранятся на целевых счетах уполномоченных банков. Финансирование строительства ведется поэтапно и под надзором уполномоченного банка. Риски существенного удорожания себестоимости строительства могут быть застрахованы страховыми компаниями, однако, как правило, строительство сопровождается только увеличением стоимости самого проекта и нераспроданных квартир. От пропуска сроков сдачи объекта вкладчики также защищены — на застройщика в таком случае могут быть наложены взыскания в виде штрафов [6].

Зачастую на начальном этапе в строительство вкладываются различные крупные инвесторы, чтобы выкупить квартиры по минимальной цене. Этот механизм носит инвестиционный характер, поэтому в кризис почти пятьдесят процентов строек в Дубае также заморозилось, однако простые дольщики при этом не пострадали не окупились вложения лишь крупных инвесторов.

В Соединенных Штатах Америки заказчик действует по следующей схеме: он создает группу, в состав которой могут входить руководители проекта, прорабы, сметчики, экономисты, инженеры. Ими разрабатываются вся необходимая документация, составляется смета. После получения материалов руководитель проекта начинает работу с подрядчиками, при этом широко распространено привлечение консультационных фирм.

Если говорить о кооперативной форме инвестирования строительства, то в Америке она также обладает характерной особенностью, так, при прокуратурах некоторых штатов есть специальные подразделения, контролирующие сбор и расходование денежных средств, получаемых кооперативными образованиями, занятыми в этой сфере, от вкладчиков. Кроме того, все средства поступают на специальный прокурорский счет, через который и возможен их последующий расход.

Широкое обеспечение населения жильем в Соединенных Штатах поддерживается благодаря распространенному ипотечному кредитованию. Система ипотечного кредитования жилищного строительства и приобретения жилья в собственность начала складываться еще во времена президента Франклина Рузвельта [5].

В настоящее время используются различные виды программ, срок кредитования составляет то время, в течение которого заемщик работает, то есть до выхода на пенсию.

В деятельность по жилищному финансированию вовлечено большое количество разнообразных учреждений, институтов первичного и вторичного рынка ипотечных кредитов, включая рынок ценных бумаг, — это ипотечные банки, сберегательные и кредитные ассоциации, коммерческие и сберегательные банки, компании по страхованию, пенсионные фонды, инвестиционные институты, частные кредиторы, риэлтерские, брокерские фирмы и другие организации. Так, еще одной особенностью кредитования в данной стране является то, что все жилые помещения делятся на 3 группы: самое дешевое, среднее и самое дорогое. Кредит на объект первой категории выдается государством, на остальные категории — с помощью частных ипотечных институтов. В этом случае срок кредита составляет 12 лет, а размер субсидии — 75 % от стоимости жилого помещения.

При заключении договора долевого строительства во Франции стоимость объекта оплачивается поэтапно: до начала строительных работ и закладки фундамента покупатель оплачивает 5% от стоимости, к моменту возведения кровли должно быть оплачено 70% от суммы договора, затем оплачивается еще 20% и оставшиеся 5% оплачиваются при сдаче дома.

Законодательством Франции не предусмотрены компенсационные выплаты денежных средств обманутым дольщикам, однако гарантии все же могут предоставляться французскими банками.

Во Франции также развито жилищное кредитование, широко используются контрактные жилищные сбережения. Так, во Франции есть два вида жилищных сберегательных счетов: на первом счете можно накапливать до 100 тысяч франков и после этого получить льготный жилищный кредит в 150 тысяч франков под 3,75% годовых, при этом каждый год к целевому вкладу добавляется государственная премия в размере 7,5 тысяч франков; на втором жилищном сберегательном счете можно накапливать до 400 тысяч франков и получать льготный жилищный кредит на сумму до 600 тысяч франков под 4,8% годовых. Ставки по кредитам ниже рыночных на 4-5%. Также предоставляются ссуды землевладельцам и строительным компаниям на жилищное и промышленное строительство сроком от 3 до 20 лет [5].

Рассматривая отношения в сфере долевого строительства в Германии, стоит отметить, что специального законодательства здесь не принято, отношения регулируются Гражданским Кодексом и лишь по некоторым вопросам принимаются постановления правительства.

В Германии покупатель имеет дело непосредственно с лицензированной строительной компанией, а не с несколькими партнёрами по договору. Сумма договора перечисляется также непосредственно на счет компании, при этом строго не раньше, чем будет выдано разрешение на строительство, в противном случае застройщику грозит отзыв лицензии. Таким образом, строительная компания обязана, лично неся ответственность за выполнение сроков и качества строительства, построить объект и передать вкладчику его часть в форме недвижимости. Создание специальных проектных компаний законодательно не запрещено, они будут подчиняться тем же требованиям лицензирования, что и сама строительная компания. Но здесь следует учитывать, что определяющим критерием в немецком строительстве является надежность и положительная репутация того участника рынка, который будет осуществлять строительство, а создание специальных проектных компаний, которые, в свою очередь, заключают договоры со своими же участниками, в этом случае будет характеризовать строительную компанию не лучшим образом.

В Германии также действует система поддержки граждан в виде классической формы контрактных сбережений — строительных сберегательных касс. Их источником ресурсов для целевых жилищных займов являются вклады граждан, плата заемщиков за пользование жилищным займом, а также государственные премии, которые выплачиваются в соответствии с контрактом о строительных сбережениях при условии, что вкладчик в течение года вложил на свой счет определенную сумму [5].

В соответствии с немецким законодательством, строительные сберегательные кассы не могут осуществлять никаких активных операций, кроме выдачи кредитов своим вкладчикам, которые, в отличие от вкладчика коммерческого банка, не имеющего никакой информации, о том, как используются его средства, точно знают, кто и на каких условиях пользуется их деньгами.

Работающие граждане заключают со строительными сберегательными кассами договор на финансирование строительства, на основании которого покупатель жилья вносит ежемесячно на свой счет в такой кассе определенную денежную сумму. Работодатель ежемесячно добавляет к зарплате 78 марок, что составляет 936 марок в год, а государство добавляет еще 93,6 марки. Так накапливается капитал для строительства жилья. Когда требуемая сумма накопится и составит около 1/3 стоимости объекта, государство выделяет гражданину 10% стоимости жилья, а на остальную сумму строительная сберегательная касса выдает кредит под низкий фиксированный процент.

Читайте также  Идеи для бизнеса есть швейный цех

Если же жилье приобретает молодая семья, имеющая не менее двух детей, государство выдает им ежегодно в течение восьми лет после приобретения 40 тысяч марок в виде субсидий на дом, 24 тысячи марок на детей, 4 тысячи марок в виде экологической надбавки и 3,2 тысячи марок в виде субсидий на энергию.

Долевое строительство Великобритании (а также некоторых скандинавских стран) характеризуется тем, что представителем заказчика зачастую является архитектор. Он подбирает всех необходимых для строительства специалистов, которые оценивают предварительную стоимость проекта, выполняют различные работы по субподряду. Архитектор совместно с ними готовит документацию, необходимую для заключения контракта, в котором указывается целесообразность участия в торгах, разрабатывается программа проведения работ до и после торгов и способы сокращения продолжительности строительства [5].

В Англии, также как и в Германии, еще с прошлого столетия успешно функционирует система строительных обществ, но механизм их работы немного отличается от немецких — для получения жилищного кредита не обязательно быть вкладчиком строительного общества. В результате либерализации банковского законодательства Великобритании, функции этих обществ в последнее время все больше стали напоминать функции обычных коммерческих банков, что в свою очередь повышает конкуренцию между двумя этими структурами и, следовательно, приводит к снижению кредитных ставок. Помимо этого, деятельность строительных обществ в Англии тесно связана со страховыми компаниями — услуги в сфере страхования включаются в единый механизм ипотечного кредитования.

Зарубежное долевое строительство можно охарактеризовать еще несколькими особенностями.

Во многих западных странах фирмы, занятые в строительстве и заинтересованные в деятельности друг друга, объединяются между собой в картели, что позволяет значительно снизить стоимость строительства. При таком сотрудничестве издержки и расходы сокращаются за счет предоставления взаимных скидок на оказываемые услуги и поставляемые материалы.

За рубежом в инвестиционном процессе активное участие принимает государство. В странах с развитой рыночной экономикой оно выполняет одновременно несколько функций: регулирует общий объем вложений частного бизнеса; стимулирует привлечение инвестиций в определенные отрасли, предприятия с помощью различных льгот; непосредственно вмешивается в сам инвестиционный процесс.

Также государство активно участвует в процессе ценообразования на объекты строительства. Например, в Швеции в каждой губернии имеются специалисты, отслеживающие цены на товары и услуги и вносящие предложения по их регулированию. Правительство может устанавливать верхний порог цен, а при значительном росте цен и высокой инфляции государство имеет право их заморозить, однако, только на отдельные товары и услуги. В случае повышения цен на жилье государство начинает активно поддерживать население и особенно молодые семьи, предоставляя им различные жилищные субсидии и долгосрочные льготные займы [6].

В таких странах, как Соединенные Штаты Америки, Германия, Финляндия, Япония, Канада и других, государственные органы также могут вмешиваться в процесс ценообразования, например, когда цена на объект строительства превышает издержки производства и среднюю норму прибыли. Если норма прибыли оказывается выше средней, то государственные органы исследуют причины такого роста, и если они не обосновываются, то государство регулирует эту норму в принудительном порядке.

Анализируя системы долевого строительства зарубежных стран, можно выявить, как и принципиальные особенности, присущие конкретным странам, так и общие черты. Таким образом, во многих странах, фирмы, занятые в строительной деятельности, для более плодотворной деятельности объединяются между собой, что позволяет значительно снизить затраты на строительство, сократить расходы и издержки. Представителем заказчика является отдельное лицо (архитектор в Великобритании, Швеции,Финляндии, группа в США, генеральный подрядчик в Германии), которое подбирает необходимых для строительства специалистов, определяющих необходимый объем работ [6].

В экономически развитых зарубежных государствах действует социальная поддержка граждан, особенно молодых семей, способствующая обеспечению их собственным жильем. Также особое внимание уделяется вопросам ценообразования — государственные органы осуществляют контроль за ценами, устанавливают их верхний предел.

Рассматривая мировой опыт обеспечения населения жильем, необходимо иметь в виду, что на практическое развитие и организацию жилищного кредитования в той или иной стране значительное влияние оказывает ряд факторов, которые можно подразделить на политические, экономические и правовые. Эти факторы послужили основой для образования в мире десятков разновидностей и вариантов организации жилищного кредитования. На основании изложенного технология инвестирования в жилищную сферу строится на трех основных принципах: контрактные сбережения, ипотечное кредитование и государственная поддержка [2].

Существенные отличия имеет так называемая «расширенная открытая модель». Это модель, в которой основной приток кредитных ресурсов в систему ипотечного кредитования поступает со специально организованного для этой цели вторичного рынка ценных бумаг, обеспеченных закладными на недвижимость. Реализация расширенной открытой модели может быть обеспечена лишь при условии создания расширенной инфраструктуры ипотечного рынка, как правило, при определенном содействии государства и, как минимум, при его частичном контроле над эмиссией ценных бумаг, обращающихся на вторичном рынке.

Если брать систему ипотечного жилищного кредитования в США в общем, то можно отметить, что ранее существовало «правило красной линии», в пределах которой кредиты могли быть выданы, также при этом рассчитывались зоны рисков для выдачи кредитов. Если гражданин попадал в пределы красной линии или входил в недоступную зону риска, то ему в выдаче кредита отказывали. Кредит в США выдается на срок, в течение которого заемщик работает, т.е. до пенсии [2].

В целом, стоит отметить, что данный институт в рассмотренных выше странах более развит, чем в нашем государстве.

Зарубежный опыт привлечения иностранных инвестиций

Оспанова А.Н., Тусупова А.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ

Насколько важны для развития экономики страны иностранные инвестиции можно хорошо усвоить, если изучить зарубежный опыт привлечения иностранных инвестиций.

Обратимся, прежде всего, к Китаю, учитывая, превращение этой страны в 1993 г. во второго в мире после США получателя прямых иностранных инвестиций ПИИ), а в 2002 г. — в лидера по фактическому использованию этих инвестиций [1].

Рассмотрим следующие характеристики реализованные властями этой страны подхода к стимулированию иностранных инвестиций:

1. Обеспечение политической стабильности, преемственности и предсказуемости экономической политики государства.

2. Поэтапный доступ иностранных инвесторов на все большую территорию страны, в новые отрасли и сферы народного хозяйства.

3. Повышение уровня разнообразия форм использования иностранных инвестиций.

Если в начале реформ основной формой являлись совместные предприятия, то, со второй половины 90-х годов ХХ века — предприятия, целиком принадлежащие иностранному капиталу. Широко используемый транснациональными компаниями развитых стран способ инвестирования путем слияния и поглощения в Китае до присоединения в ВТО не применялся. Сейчас барьеры постепенно снимаются. Пока, однако, посредством такой формы в Китае инвестируется не более 5 % иностранного капитала, тогда как в мире этот показатель достигает 80 %. Другой формой становятся концессии, предоставляемые иностранной компании на строительство и эксплуатацию объектов инфрастуктуры. Причем, если вначале такая форма предполагала государственные гарантии инвесторам, то ныне финансовые риски в полной мере берут на себя коммерческие банки [2].

4. Смена приоритетов форм государственной поддержки процессов привлечения иностранных инвестиций. Так, в 80-е — середине 90-х годов ХХ века для стимулирования объемов и динамики прироста инвестиций государство использовало преференции для иностранных инвесторов, которые включали налоговые льготы и специальные привилегии.

Наиболее распространенные налоговые льготы для предприятий с иностранным капиталом (ПИК) — снижение налога на прибыль и налоговые каникулы [3].

5. Концентрация иностранных инвестиций в регионах, представляющих повышенный интерес для самого государства и зарубежных участников. Так, в 1980-х годах ряд занимавших благоприятное географическое положение приморских районов был выделен в экономические зоны (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу в провинции Гуандун, Сямэнь в провинции Фуцзянь и, позже, — провинция Хайнань). Они были созданы в качестве буферов для постепенной экономической интеграции Гонконга и Макао в преддверии их воссоединения с материковым Китаем, а перспективе и Тайваня [4].

Читайте также  Как привлечь инвестиции в кризис

6. Децентрализация государственных полномочий по поддержке процессов привлечения иностранных инвестиций. Обеспечение экономической самостоятельности властей зон в решении экономических вопросов, гибкая система управления явились важной движущей силой их развития. Так, административное управление экономическими зонами осуществляется Канцелярией Госсовета КНР по делам СЭЗ. Она контролирует реализацию политики и координирует работу ведомств в отношении зон. Центр устанавливает для СЭЗ несколько директивных показателей: годовой финансовый доход, объем производства и снабжения по важнейшим видам промышленной продукции, стабильные на несколько лет нормативы отчислений в центральный бюджет, лимиты кредитования СП, объем инвестиций в основные фонды [5].

7. Мониторинг результатов деятельности государства по стимулированию процессов привлечения иностранных инвестиций и необходимая коррекция ее содержания. В качестве примера обратим внимание на эволюцию позиции государства относительно экономических зон. К середине 1980-х годов эйфория по поводу зон в Китае сменилась критическим настроем. Несмотря на чрезвычайно высокие темпы роста промышленного производства (в 1985 г. его объем составил 4,86 млрд. юаней, что в 6 раз превысило показатели 1979 г.) и экспорта зон (0,81 млрд. долл. В 1985 г., что в 7 раз больше показателя 1979 г.), им не удалось достичь первоначально намеченных целей, затраты из госбюджета на их развитие существенно превышали привлеченные иностранные инвестиции. Не просматривалась и экспортная ориентация зон: в 1984 г. внутри зон потреблялось 14 % выпускаемой продукции, 66 % ее вывозилось во внутренние районы страны и лишь 20 % шло на экспорт [6].

Ориентируясь на пример Китая, Индия, Индонезия, Бразилия, Мексика также реализуют политику, направленную на увеличение притока ПИИ в приоритетные отрасли и регионы. С этой целью они начали осуществлять последовательную либерализацию внешней торговли и экономики, в том числе закрепили за иностранцами право приобретать контрольные пакеты акций в секторах, которые ранее были закрытыми: в автомобилестроении, электронике, металлургии, пищевой промышленности, производстве товаров широкого потребления и т.д. [7].

Особого внимания заслуживает опыт создания специализированных государственных агентств по координации процесса привлечения и размещения ПИИ. В частности, на созданное в Индии в 1991 г. Бюро по стимулированию иностранного инвестирования возложены обязанности рассмотрения и одобрения проектов с участием ПИИ, а также дальнейшее стимулирование их притока. Оно также получило функции консультанта правительства в определении приоритетных отраслей, требующих привлечения иностранного капитала. Изначально бюро находилось в непосредственном подчинении главы правительства, что подтверждало значение, придававшееся индийскими властями инвестиционному сотрудничеству с зарубежными партнерами.

Имея широкие полномочия, бюро хорошо зарекомендовало себя в переговорах с иностранными инвесторами. За годы своей деятельности оно получило признание как в Индии, так и за рубежом и доказало жизнеспособность идеи единого государственного органа, занимающегося привлечением зарубежных инвестиций и технологий в приоритетные отрасли национальной экономики. В настоящее время около 90 % всего притока иностранных инвестиций в Индию проходит через бюро, поскольку зарубежные партнеры заинтересованы в предоставляемых им государственных гарантиях. При этом следует особо подчеркнуть, что правительство Индии стремится стимулировать приток ПИИ не только в высокорентабельные и приоритетные отрасли, но и в отсталые районы страны для обеспечения более равномерного географического распределения инвестиций. В рамках этой политики индийские штаты получили большую автономию в решении экономических вопросов и в работе с иностранными партнерами [8].

Примером успешного использования иностранных инвестиций может служить Мексика. Изначально ПИИ в эту страну шли из-за возможности производить там с меньшими издержками (прежде всего из-за более низкой стоимости рабочей силы) товары и услуги, которые потом легко могли быть проданы на самом емком в мире — американском рынке. Территория вдоль мексикано-американской границы быстро превратилась в экспортный плацдарм для множества иностранных компаний, поставлявших продукцию легкой промышленности, а также автомобильные и электронные компоненты в США.

Мексиканские власти, в свою очередь, сумели грамотно воспользоваться своим выгодным географическим положением и создали дополнительные конкурентные преимущества для инвестиций в те секторы, развитие которых в наибольшей степени отвечало долгосрочным интересам страны (легкое машиностроение, потребительские товары, химия и фармацевтика и т.д.). И если первоначально приток ПИИ был сосредоточен в основном в регионах, граничащих с США, то сегодня ПИИ распространяются по всей стране. При этом одним из важных побудительных мотивов стало упрощение экспортных требований и равные конкурентные условия по сравнению с местными производителями.

Ирландия создала благоприятный налоговый климат для развития бизнеса и прибыльного инвестирования. Налоговые льготы составляют важную часть общего пакета стимулирующих мер, доступных иностранным компаниям, создающим филиалы в Ирландии. Финансовая поддержка со стороны государства осуществляется в форме грантов, выдаваемых по решению ряда специализированных государственных органов. Субсидии выдаются Агентством промышленного развития (АПР).

Ирландские законы, по сути превратившие страну в своеобразную оффшорную зону внутри ЕС, очень либеральны по отношению к торговле и промышленности. Второй компонентой формулы успешного развития для Республики Ирландия является ориентация правительства на развитие наукоемких отраслей промышленности и сферы высоких технологий.

В Италии, в соответствии с Конституцией, иностранные граждане полностью приравнены во всех правах к итальянским гражданам, в том числе и правам по участию в банковских, финансовых, производственных и других компаниях. При этом иностранные граждане могут участвовать в капитале и органах управления даже не находясь на территории Италии (требуется заверенная копия иностранного паспорта, с указанием места жительства иностранца на родине, и необходимо получить номер итальянского налогового кода).

Основным требованием для регистрации иностранных компаний в Италии является установление минимально допустимого размера их уставного капитала: для акционерного общества — 100 тыс. евро, для обществ с ограниченной ответственностью — 10 тыс. евро (это же правило существует и для итальянских компаний).

Инвестиционный климат Франции оценивается как недостаточно благоприятный. Это связано с довольно высоким уровнем совокупного налогового бремени. Также сдерживающее влияние на массовый приток прямых иностранных инвестиций оказывают массовые протесты, вызванные приобретением зарубежными собственниками крупной французской фирмы. Иностранные капиталовложения в стратегически важные отрасли требуют особого разрешения.

Во Франции одним из главных преимуществ для привлечения иностранных инвесторов являются активно поддерживаемые правительством кластеры. Цель французской политики кластеров – стимулирование синтеза между частными компаниями, исследовательскими центрами и университетами в целях создания инновационных партнерских проектов в конкретном регионе. Также одним из элементов государственной поддержки инвестиций в области научно-технического прогресса является создание особых технологических зон — технопарков, ориентированных на выпуск высокотехнологичной продукции.

Для обеспечения благоприятного инвестиционного климата, как для иностранных, так и для отечественных инвесторов, необходимо при разработке законов максимально учитывать опыт других стран, рекомендации и требования международных организаций, регулирующих привлечение иностранных инвестиций.

В этой связи, главной задачей государственной инвестиционной политики Казахстана является создание благоприятной среды для расширения внебюджетных источников финансирования капитальных вложений и привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций на основе дальнейшего совершенствования нормативно-законодательной базы и государственной поддержки эффективных инвестиционных проектов.

1. Бергер Я. Использование иностранных инвестиций в Китае / Я. Бергер // Инвестиции в России. — 2004. — № 3. — С.7.

2. Бергер Я. Использование иностранных инвестиций в Китае / Я. Бергер // Инвестиции в России. — 2004. — № 3. — С. 9.

3. Елизаветин М. Иностранные инвестиции в России: к вопросу о структуре. — Указ. работа. — С.9.

4. Политика Китая в области иностранных инвестиций. Техноконсалт, М., 2000. — С. 48.

5. Карлусов В. Государственная поддержка предпринимательства в условиях вступления Китая в ВТО // Проблемы теории и практики управления. — 2004. — № 3. — С. 25.

6. http //www.china.org.cn/95-zong/huihuang/6.htm

7. Елизаветин М. Иностранные инвестиции в России: к вопросу о структуре // Инвестиции в России. — 2004. — № 12. — С.19-23.

8. Игонина Л.Л. Инвестиции. М.: Экономист, 2004. — С. 9-12.

Источники: http://vuzlit.ru/1166300/zarubezhnyy_opyt_privlecheniya_inostrannyh_investitsiy, http://econ.bobrodobro.ru/83991, http://www.konspekt.biz/index.php?text=1814

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос