Опыт привлечения прямых инвестиций в китае

Содержание
  1. научная статья по теме ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ОПЫТ КИТАЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИИ Экономика и экономические науки
  2. Текст научной статьи на тему «ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ОПЫТ КИТАЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИИ»
  3. Инвестиции в Китай
  4. Инвестиции в Китай. Привлекательность капиталовложений
  5. Основные признаки благоприятного климата для инвестиций
  6. Анализ и оценка опыта Китая по привлечению иностранных инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»
  7. Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Коробова О.В.
  8. Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Коробова О.В.,
  9. THE ANALYSIS AND ASSESSMENT OF THE CHINESE EXPERIENCE OF FOREIGN INVESTMENT ATTRACTION
  10. Текст научной работы на тему «Анализ и оценка опыта Китая по привлечению иностранных инвестиций»

научная статья по теме ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ОПЫТ КИТАЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИИ Экономика и экономические науки

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ОПЫТ КИТАЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИИ»

Привлечение прямых иностранных инвестиций как фактор инновационного развития национальной экономики: опыт Китая и возможности для России

ассистент кафедры Государственного и муниципального управления и права, Калмыцкий государственный университет (358011, Россия, Республика Калмыкия, г. Элиста, 5 микрорайон, учебный корпус ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» №7, каб. 214; e-mail: Arasha.Bolaev@gmail.com)

Аннотация. В статье проводится систематизация основных путей влияния прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на инновационное развитие экономики страны-реципиента ПИИ. На примере Китая рассматриваются основные факторы, способствующие положительному влиянию ПИИ на инновационное развитие экономики страны. Анализируются последние тенденции в привлечении ПИИ в России и возможности повышения значимости ПИИ для инновационного развития российской экономики.

Abstract. The article systematize the main ways of influencing of FDI on the innovative development of the national economy of recipient country of FDI. By the example of China considers the main factors contributing to the positive influence of FDI on the innovative development of the national economy. Analyzes recent trends in attracting of FDI in Russia and the possibility of increasing the importance of FDI for the innovative development of the Russian economy.

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, инновационное развитие экономики, Китай, Россия.

Keywords: Foreign Direct Investment, innovative development of economy, Russia, China.

Важным событием в развитии современной мировой экономики является наблюдающееся в последние годы повышении роли развивающихся и переходных экономик в привлечении прямых иностранных инвестиций (ПИИ). [25, с.3], в том числе и значительное увеличение объемов ПИИ, поступающих в российскую экономику. В то же время важной задачей практически всех развивающихся и переходных экономик становится обладание современными технологиями производства и управления, что делает тему изучения влияния привлечения ПИИ на инновационное развитие экономики страны в контексте сокращения технологического отставания и перехода на инновационный путь развития на примере Китая — крупнейшей развивающейся экономики, и России — крупнейшей переходной экономики, крайне актуальной.

При изучении влияния ПИИ на инновационное развитие экономики страны-реципиента ПИИ необходимо отметить, что указанное влияние осуществляется посредством множества различных путей, среди который можно выделить относящиеся к влиянию непосредственному и опосредованному. Непосредственное влияние ПИИ на инновационное развитие экономики страны-реципиента ПИИ может выражаться в следующем:

1. проведение предприятиями с участием иностранных инвестиций научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР);

2. импорт более совершенных по сравнению с использующимися в стране -реципиенте ПИИ технологий производства (как правило, в виде патентов, лицензий, «ноу-хау»);

3. импорт более совершенного оборудования, в том числе производственного;

4. производство более совершенной продукции;

5. импорт более совершенных по сравнению с использующимися в стране-реципиенте ПИИ технологий управления, в том числе управления продажами.

Опосредованное влияние ПИИ на инновационное развитие экономики принимающей страны может быть представлено следующими путями:

1.подготовка специалистов (повышение квалификации местных специалистов, личное общение работников предприятий с участием иностранных инвестиций, повысивших свою квалификацию, с их коллегами, работающими в прочих предприятиях, переход квалифицированных работников предприятий с участием иностранных инвестиций на работу в прочие предприятия); [16;17]

2.наличие связей между предприятиями с участием иностранных инвестиций и местными потребителями их продукции и их местными поставщиками; [19;22]

3.демонстрационный эффект (демонстрация технологий, используемых предприятиями с участием иностранных технологий и их последующая имитация местными производителями); [16;17]

4.конкурентная борьба (предприятия, принадлежащие местному капиталу, вынуждены усовершенствовать используемые технологии под влиянием конкурентной борьбы с предприятиями с участием иностранных инвестиций). [16;17;19]

Необходимо отметить, что предприятия с участием иностранных инвестиций, внедряя новые технологии, могут оказывать и отрицательное влияние на инновационное развитие эконо-

мики страны в целом, полностью или в значительной мере вытесняя местных производителей в случае отсутствия в стране-реципиенте ПИИ определенного уровня человеческого капитала, позволяющего предприятиям, принадлежащим местному капиталу, повышать используемый уровень технологий под влиянием более новых технологий, внедряемых предприятиями с участием иностранных инвестиций, в том числе посредством указанных выше опосредованных путей влияния ПИИ на инновационное развитие экономики страны. [18]

При изучении привлечения ПИИ в Китайскую Народную Республику, необходимо отметить, что в настоящем исследовании, в соответствие с общепринятым подходом, экономика Китая как реципиент ПИИ рассматривается без составных частей КНР — специальных административных районов Сянган (Гонконг), Аомэнь (Макао) и о-ва Тайвань. Прямые инвестиции из указанных территорий в статистике ООН и КНР выделяются в качестве иностранных (внешних), т.е. ПИИ, при этом отмечаются суверенитет КНР над указанными территориями. [11,с.730; 25,с.187-190]

Современная история привлечения ПИИ в КНР началась в конце 1970-х-начале 1980-х гг. вместе с началом проведения в Китае экономических реформ и политики открытости. [7, с.509] При структуре распределения прямых иностранных инвестиций в мире в 1990-2000-х гг. — преобладании потоков ПИИ в экономически развитые страны (объем поступающих ПИИ в экономически развивающиеся страны впервые сравнялся с объемом поступления ПИИ в экономически развитые страны только в 2010 г. [24, с.1]), китайская экономика, относящаяся к развивающимся, в указанный период благодаря активной государственной политике привлечения ПИИ смогла стать привлекательной для иностранных инвесторов настолько, чтобы по объемам привлекаемых ПИИ сравняться с развитыми хозяйствами стран Западной Европы и США. Среди развивающихся стран Китай стал главной экономикой — реципиентом ПИИ. Также в указанный период начала наблюдаться тенденция к увеличению объема прямых зарубежных инвестиций компаний КНР за рубежом. [23, с.54-58]

В целом увеличение объемов ПИИ, поступающих в экономику КНР, продолжается с самого начала проведения политики активного привлечения ПИИ в Китае (в 2013 г. в КНР было привлечено 117,586 млрд долл. США, для сравнения в 1995, 2005 и 2012 гг. указанный показатель составлял 37,521 млрд долл. США, 60,325 млрд долл. США и 111,716 млрд долл. США соответственно). [14, Таблица (Т.) 6/12;21]

Среди основных факторов, побуждающих международных инвесторов совершать капиталовложения в экономику КНР, можно назвать наличие многочисленной сравнительно низкооплачиваемой и достаточно квалифицированной трудовой силы (это относится как к труду физическому, так и умственному), значительный потенциал и быстрый рост внутреннего рынка Китая (к примеру, для одного из крупнейших зару-

бежных инвесторов в автомобильную отрасль Китая — компании «Volkswagen», КНР с 2007 г. является вторым крупнейшим рынком сбыта после ФРГ [20, с.264-265]), наличие территориальной и отраслевой систем льготного налогообложения предприятий с участием иностранного капитала, членство КНР во Всемирной торговой организации на правах развивающейся экономики. [9, с. 106-110] Для зарубежных инвесторов очень важными сопутствующими капиталовложениям факторами являются стабильный экономический рост, богатство природных ресурсов и такая особенность денежной политики Китая, как длительное время практиковавшаяся привязка курса китайской валюты — юаня, к доллару США. [15, с.139-140] Еще одним значительным фактором привлечения международного капитала в КНР является наличие большого количества этнических китайцев (так называемых «хуацяо») во многих странах и территориях мира, в особенности в регионе Юго-Восточной Азии. [10, с.49-52]

При изучении последних тенденций привлечения ПИИ в экономику Китая необходимо отметить, что при в целом продолжающемся увеличении объемов пИи, поступающих в экономику КНР, роль предприятий с участием иностранных инвестиций в инвестировании в основные средства снижается с середины 2000-х гг. (если в 2000 и 2005 гг. доля предприятий с участием иностранных инвестиций в общекитайских инвестициях в основные фонды составляла около 7,95% и 9,49% соответственно, то в 2008 и 2012 гг. указанный показатель составил около 8,92% и 5,56% соответственно — основным фактором указанной ситуации можно назвать увеличение общекитайских объемов инвестиций в основные фонды, а также укрепление официального курса китайского юаня к доллару США более чем на 30% в 2002-2012 гг. [11,Т.6/3;12, Т.5/3;14, Т.5/3,Т.6/2]).

Читайте также  Идей прибыльного бизнеса с минимальными вложениями

Также происходит падение роли предприятий с участием иностранного капитала в экспорте КНР (в 2005 г. — 58,30% , в 2008 г. -55,25%, 2012 г. — 49,92% [11,Т. 18/13; 13 Т. 6/12;14, Т. 6/3, Т. 6/11]), в привлечении ПИИ снижается роль обрабатывающей промышленности — лидирующего сектора-реципиента ПИИ в китайской экономике (в 2005 г. — 70,37% , в 2008 г. -54,00%, 2012 г. — 43,74% [11, Т. 18/17;12, Т. 17/17;14, Т. 6/15]).

Пространственная структура привлечения прямых зарубежных инвестиций в экономику КНР крайне неоднородна. Почти половина (около 48%) суммарного зарегистрированного капитала компаний с участием ПИИ в конце 2012 г. была сконцентрированы в трех (из более чем тридцати) административных единицах континентального Китая с населением, составляющим 15,4% от населения КНР — в провинциях Цзянсу и Гуандун, городе центрального подчинения Шанхай. [14, Т. 3/5, Т. 6/17] Одним из важнейших факторов, влияющих на выбор регионов Китая для капиталовложений зарубежными инвесторами, является приморское положение, как бо-

лее удобное для организации

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Инвестиции в Китай

Сегодня мы поговорим про инвестиции в Китай, а также рассмотрим особенности экономической политики, которую проводит правительство этого государства.

Экономические успехи Китая являются предметом обсуждения огромного количества финансовых экспертов. На основании изучения опыта Китая было написано огромное количество научных трудов.

В текущий момент времени инвестиции в Китай входят в число самых ликвидных капиталовложений. Эта особенность привлекает в экономику этого государства огромное количество капитала иностранных инвесторов. Объем зарубежных капиталовложений в это государство постоянно увеличивается, а масштабы инвестиционных проектов растут из года в год.

Инвестиции в Китай. Привлекательность капиталовложений

Капиталовложения в экономику государства являются основным условиям для ее успешного развития и роста. Основной целью китайской тактики и стратегии развития экономики является привлечение максимального числа как местных, так и зарубежных капиталовложений. Эксперты изучили опыт этого государства и выделили целый ряд факторов, которые делают экономику этого государства привлекательной для зарубежных инвесторов.

Экономисты КНР оперативно создали собственную уникальную политику по отношению к различным инвестиционным мероприятиям. Так как зарубежные капиталовложения приносят пользу не только экономике государства, но и иностранным инвесторам, китайская стратегия делает основной упор именно на этот вид капиталовложений.

После воплощения в жизнь китайской программы, направленной на привлечение зарубежных капиталовложений, правительству этой страны удалось добиться следующих целей:

  1. Вывести местную продукцию на новые иностранные рынки.
  2. Создать устойчивые экономические связи с ведущими государствами мира.
  3. Обеспечить местные предприятия необходимым объемом квалифицированной рабочей силы.
  4. Занять ведущие позиции в международном рейтинге инвестиционной привлекательности.

Важно помнить тот факт, что польза от притока огромного количества зарубежных капиталовложений стала заметной еще в первые годы после воплощения в жизнь новой инвестиционной политики. Согласно имеющимся данным среднее ежегодное увеличение притока зарубежных капиталовложений составило около 20%.

Основные признаки благоприятного климата для инвестиций

Несмотря на то, что многие эксперты говорят о китайском чуде, следует понимать, что ситуация в экономике этого государства не является удачным стечением обстоятельств. Китайский экономический рост является следствием целого ряда продуманных шагов руководства этого государства, а также грамотного применения факторов привлекательности местной экономики.

Среди огромного количества факторов привлекательности экономики КНР особого внимания заслуживают:

  1. Приток зарубежных капиталовложений опирается на серьезные правительственные фонды, которые обеспечивают надежную защиту капитала зарубежных инвесторов от большинства рисков. Благодаря этой особенности по объему привлеченных зарубежных капиталовложений Китаю удалось обогнать США.
  2. Руководство КНР прилагает огромное количество усилий для развития инфраструктуры, которая позволяет обеспечить подготовку рабочий силы, квалификация которой соответствует самым высоким мировым стандартам. Также прилагаются усилия для того, чтобы снизить уровень издержек, связанных с реализацией различных инвестиционных проектов. Эти усилия позволяют сделать капиталовложения в Китай более перспективными и доходными.
  3. Местные законы являются очень благоприятными для зарубежных инвесторов. Руководство этого государства старается обеспечить максимальную простоту и прозрачность оформления разнообразных инвестиционных проектов. Удобная правовая база делает капиталовложения в экономику КНР более привлекательными. Благодаря удобству местного законодательства для реализации инвестиционного проекта иностранным инвесторам необходимо потратить минимальное количество времени и сил.
  4. Руководство КНР прекрасно осознает, что политическая и экономическая стабильность в государстве оказывает огромное влияние на экономическую привлекательность. По этой причине прилагается множество усилий для уменьшения уровня преступности в стране, а также для обеспечения стабильности в политической сфере.
  5. Большой размер внутреннего рынка также положительно сказывается на инвестиционной привлекательности экономики КНР. По количеству населения Китай занимает первое место. Этот факт, а также то, что жители этой страны являются платежеспособными, делают китайский внутренний рынок привлекательным для зарубежных инвесторов.
  6. Местные производители тратят огромное количество сил и времени для освоения региональных рынков как внутри государства, так и за рубежом. Следует отметить тот факт, что далеко не все государства с радостью допускают китайские товары на собственные рынки из-за их низкой стоимости. По этой причине производители из КНР прилагают усилия для преодоления разнообразных барьеров, мешающих их продукции освоить те или иные зарубежные рынки. Внешняя политика, проводимая руководством этого государства, также способствует тому, чтобы местные производители смогли освоить зарубежные рынки.

Большая часть государств с развивающейся экономикой стремится привлечь максимальное количество зарубежных капиталовложений. Но именно политика руководства КНР в этой области, по праву, считается самой успешной. Это связано с тем, что стратегия, которой придерживается правительство Китая, позволила обеспечить постоянный рост объема зарубежных капиталовложений.

Именно воплощение в жизнь собственной стратегии, направленной на привлечение зарубежных капиталовложений, позволило китайской экономике не только стать лидером в инвестиционном рынке, но и соревноваться с соединенными штатами Америки за первое место по объему ВВП в мире.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Анализ и оценка опыта Китая по привлечению иностранных инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Коробова О.В.

В статье рассматривается роль прямых иностранных инвестиций в развитии экономики государства. В каждой стране существует специфический подход к привлечению иностранных капиталовложений , предопределяемый уровнем социально-экономического развития, степенью внешней открытости и устанавливаемыми задачами. Автор оценивает опыт Китая в привлечении иностранных инвесторов . Рассматриваются концепция и принципы политики «открытых дверей», этапы ее реализации. Анализируются преимущества и недостатки политики Китая, направленной на стимулирование иностранных капиталовложений . Предлагается использовать опыт привлечения иностранных инвестиций Китая в России

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Коробова О.В.,

THE ANALYSIS AND ASSESSMENT OF THE CHINESE EXPERIENCE OF FOREIGN INVESTMENT ATTRACTION

The article examines the role of direct foreign investments in the development of the state economy. In each country, there is a specific approach to attracting foreign investments , determined by the level of social-economic development, the degree of external openness and specified tasks. The author evaluates the Chinese experience of foreign investors ’ attraction. It highlights the concept and principles of open-door policy , along with phases of its implementation. The paper analyzes the advantages and disadvantages of the policy of China, oriented at stimulation of foreign investments . It is proposed to use the experience of Chinese investment attraction in Russia

Текст научной работы на тему «Анализ и оценка опыта Китая по привлечению иностранных инвестиций»

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОПЫТА КИТАЯ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ О.В. Коробова, канд. экон. наук, доцент

Тамбовский государственный технический университет

В статье рассматривается роль прямых иностранных инвестиций в развитии экономики государства. В каждой стране существует специфический подход к привлечению иностранных капиталовложений, предопределяемый уровнем социально-экономического развития, степенью внешней открытости и устанавливаемыми задачами. Автор оценивает опыт Китая в привлечении иностранных инвесторов. Рассматриваются концепция и принципы политики «открытых дверей», этапы ее реализации. Анализируются преимущества и недостатки политики Китая, направленной на стимулирование иностранных капиталовложений.

Предлагается использовать опыт привлечения иностранных инвестиций Китая в России

Для экономического развития Российской Федерации необходимы инвестиции. Важнейшая задача государства — инициирование иностранных инвестиций. Хотя их объем несоизмерим с общим объемом капвложений, он занимает значительный удельный вес во вложениях в финансовые и материальные активы предприятий.

Читайте также  Идей для бизнеса до 300 000 рублей

Иностранные инвестиции общепринято классифицировать на прямые (реальные), портфельные (финансовые) и прочие.

Прямые (реальные) инвестиции представляют собой капиталовложения иностранных инвесторов в инвестиционные проекты, связанные с созданием новых предприятий, расширением, реконструкцией, перевооружением действующих производств в различных сферах экономики. Инвесторы при этом получают право участвовать в управлении хозяйствующим субъектом и контролировать его деятельность. Эти инвестиции имеют, как правило, среднесрочный и долгосрочный характер. Но не только вложения денежных средств в инвестиционные проекты относят к реальным инвестициям. К ним также относят покупку пакета акций предприятий. Причем размер пакета, разрешенного к покупке иностранным инвестором зависит от законодательства того или иного государства. В России — не менее 10-20% суммарной стоимости акционерного капитала. Также прямыми инвестициями считаются долгосрочные инвестиционные кредиты, имеющие целевую основу.

Финансовые (портфельные) инвестиции представляют собой вложения в ценные бумаги. Цель таких инвестиций — либо получение стабильного дохода на постоянной основе (например, покупка привилегированных акций или государственных облигаций) либо проведение спекулятивных операций. Инвестор не получает при этом права на управление предприятием.

Прочие инвестиции — это банковские депозиты, товарные кредиты и т.д.

Особое значение для любого государства имеют прямые инвестиции. От объема их поступления и направления во многом зависит развитие той или иной сферы в стране. Роль привлекаемых реальных иностранных инвестиций заключается в следующем:

— стимулирование инвестиционных процессов в стране;

— развитие материальной базы местных предприятий и производственных мощностей;

— развитие экспорта в стране;

— увеличение налогооблагаемой базы;

— привлечение новых технологий и квалифицированных специалистов из-за рубежа;

— рост занятости в городах и регионах;

— стимулирование конкуренции на местных

Таким образом, роль прямых иностранных инвестиций для развития любого государства неоспорима. Несмотря на ряд недостатков, которые могут возникнуть в государстве от иностранных капиталовложений, их преимуществом является наблюдаемый рост ВВП, ускорение НТП, развитие инновационной деятельности, уменьшение безработицы, решение социальных проблем и т.п. Ярким примером экономического роста на основе привлечения прямых иностранных инвестиций является Китай. В 1978 г. в Китае было 250 млн. голодающих (в 2007г эта цифра уменьшилась до 14,79 млн. человек). В сельском хозяйстве было занято около 80% экономически активного населения. Не было условий для развития экономики.

Начиная с 1993 г. Китай лидирует по привлечению иностранных капиталовложений (в отдельные годы лишь уступая США) [1]. В 2010 году Китая считался самым большим в мире экспортером. В 2012 году страна занимает первое место по объему золотовалютных резервов в мире (3,312 трлн. долл.), второе место по производству электроэнергии, по экспорту товаров и услуг, по протяженности автодорог, третье место по импорту, по рыночной капитализации национальных предприятий, по протяженности железных дорог.

Однако в настоящее время темпы роста замедляются: в 2014 г.ВВП Китая увеличился на 7,4 % -самый низкий показатель с 1990 г. Кроме того, в июне-июле 2015 г. произошел спад на фондовом рынке КНР: с середины июня индекс Шанхайской фондовой биржи упал почти на треть [2, 3].

В соответствии с прогнозами ряда исследователей ожидаемые темпы роста экономики Китая в будущем таковы [3, 4]:

1) оптимистический сценарий (при сохранении тенденций) — среднегодовой прирост экономики Китая к 2033 г. составит 9,74 %;

2) различные варианты «регрессии до среднего значения»: средний рост экономики до 2023 г. составит 5 %, а затем он снизится до 3,28. 3,89 % до 2033 г.;

3) резкое замедление: средние темпы роста снизятся до 2 %.

Проблема привлечения иностранных инвестиций актуальна и для России. В условиях финансового кризиса, экономических санкций, дефицита государственного бюджета, вывоза капитала за рубеж приток капиталовложений из-за рубежа помог бы решить определенную часть существующих проблем.

Для принятия иностранным инвестором решения о вложении капитала в государство определяющим моментом является состояние инвестиционного климата. Инвестиционный климат — это совокупность политических, экономических, правовых, административных и т.п. условий деятельности, существующих в конкретной стране, включая меры, предпринимаемые в ней в целях привлечения иностранного капитала. [5]

Составляющие инвестиционного климата — факторы, играющие положительную роль при привлечении иностранных инвестиции:

1) богатые и недорогие природные ресурсы;

2) большой внутренний рынок товаров и услуг;

3) дешевая квалифицированная рабочая сила;

4) кадры с высоким уровнем базового образования, способные к быстрому восприятию новейших технологий в производстве и управлении;

5) отсутствие серьезной конкуренции со стороны отечественных производителей;

6) возможность участия инвесторов в приватизации;

7) возможность получения быстрой сверхприбыли.

Кроме того, некоторые исследователи [6] определяют следующие привилегии и гарантии, имеющие значение для иностранных инвесторов:

1) гарантия репатриации инвестированного капитала и чистой прибыли;

2) гарантия репатриации иностранного капитала или капитальных вложений спустя год после начала прибыльного бизнеса исключая прибыль, полученную от продажи земли;

3) освобождение от реквизиции или экспроприации в течение 20 лет от начала прибыльного бизнеса при условии, что доля собственности составляет не менее 45% общего уставного капитала;

4) возможность 100% владения собственностью в стране для иностранного капитала;

5) уравнение в правах для национального и иностранного капитала в вопросах, касающихся учредителей, директоров, руководителей компаний;

6) уравнение в правах в области общественной защиты для местных и иностранных учредителей и держателей акций;

7) уравнение в правах для национальных и иностранных инвесторов в области найма жилья и требований по отношению к капиталу;

8) уравнение в правах требований минимальной доли национального капитала, условий найма национальной рабочей силы, включая предписания относительно найма директоров на вновь создаваемые предприятия, участия в совете директоров;

9) равные условия обращения и защиты, предусмотренные для местных компаний.

Именно благоприятный инвестиционный климат и его отдельные составляющие сыграли решающую роль при привлечении иностранных денежных средств в Китае.

Привлечение иностранных инвестиций в КНР началось в конце 1970-х гг. 20 века. Основоположником идей внутренней и внешней политики считают Дэн Сяопин, который возглавил Китай в 1976 году.

В конце 1978 г. третьим пленумом ЦК КПК было объявлено о проведении экономических реформ [7]. Это означало, что КНР — «закрытое» для внешних инвесторов государство с планово-административной экономикой начало проводить новую внешнеэкономическую политику. Целью этой политики стало всемерное привлечение и использование иностранных инвестиций. [8]

Можно сказать, что «политика открытости» Китая — это мероприятия по привлечению иностранного капитала в страну в виде прямых инвестиций, займов, организации совместных предприятий, привлечение капитала через свободные экономические зоны (СЭЗ).

В основе новой экономической политики — «политики открытости» — находился принцип «открытости экономики». Он реализовался на основе концепции «четырех окон»:

1) привлечение технологий;

2) привлечение мировых стандартов менеджмента;

3) привлечение новых знаний;

4) открытая внешняя политика.

Одним из основных элементов политики «открытости» является концепция взаимодополняемости хозяйственных комплексов приграничных областей сопредельных стран. Согласно этой концепции Китай должен предоставлять готовую продукцию взамен на квалифицированные трудовые ресурсы, инвестиции и новые технологии. Так, в начале 1990-х годов Китай вывозил в прилегающие к его границам регионы

одежду, обувь, посуду, мелкую бытовую утварь; затем стал расти экспорт продовольствия (при расширении его номенклатуры); в последние годы все большее место в экспорте занимают машины и оборудование. Ввозят же китайские провинции различные виды сырья: лес, жемчуг, поделочные камни — из Бирмы, минеральное и химическое сырье — из Вьетнама, лес, уголь, метал, химические удобрения — из России, лес и металлолом — из КНДР.

Политика «открытых дверей» характеризовалась следующими особенностями [9]:

1) создание благоприятного внешнеполитического климата;

2) разрешение приграничных споров (соответствующие соглашения были подписаны, в частности, с Россией, Казахстаном и Вьетнамом);

3) установление взаимного доверия (часть наземных границ Китая имело спорные участки, отношения с соседними странами были напряженными);

4) создание набора экономических институтов;

5) активная «пропаганда» проводимой политики среди внешних инвесторов и собственного населения (возможность приграничным регионам сравняться с наиболее развитыми южными провинциями по уровню благосостояния и экономического роста).

К началу 1980-х гг. 20 века Китай политика привлечения иностранных инвестиций велась по четырем основным направлениям:

— привлечение международных кредитов (иностранные правительственные кредиты, кредиты международных финансовых организаций, иностранные банковские ссуды на экспорт, а также ценные бумаги и акции, вложенные Китаем за рубежом для изыскания средств). Полученные кредиты используются, преимущественно для финансирования объектов энергетики, транспорта и связи, нефтехимической, металлургической, легкой промышленности, сельским хозяйством, культурой, просвещением и научными исследованиями;

— интегрирование отдельных административных субъектов в процесс создания внешнеэкономических связей. Часть функций передано правительствам провинций и городов от Министерства внешнеэкономических связей и внешней торговли. В результате в провинциях созданы собственные внешнеторговые организации, которые выступают в качестве агентов китайских предприятий при осуществлении внешнеторговых операций. При этом прибыль, полученная местными предприятиями поступает в местные бюджеты;

Читайте также  К внешним источникам инвестиций относятся

— привлечение капиталов хуацяо — выходцев из Китая, проживающих в других странах. Имеется в виду возврат капиталов, ранее вывезенных из страны;

— создание свободных экономических зон различных типов [10]. Первоначально в зонах осваивались быстроокупаемые производства, такие как сфера

обслуживания, предприятия легкой и пищевой промышленности, туризм. После того, как в зонах был сформирован благоприятный инвестиционный климат, иностранные инвесторы стали привлекаться в более технологически сложные производства.

Китай сформировал «приграничный пояс открытости» [9]. Его основу составили открытые приграничные города и свободные экономические зоны.

Первыми (в июне 1991 г.) статус «открытых» получили города Хэйхэ, Суйфэньхэ (провинция Хэй-лунцзян), Хуньчунь (провинция Цзилинь) и Мань-чжоули (АРВМ), расположенные на границе с Россией. В августе 1992 г. «открытыми» стали Эренхот (АРВМ) на границе с Монголией; Тачэн, Болэ, Инин (СУАР) — на границе с Казахстаном; Хэкоу (провинция Юньнань), Пинсянь, Дунсин (ГЧАР) — на границе с Вьетнамом; Вандин и Жуйли (провинция Юньнань) — на границе с Бирмой. Чуть позже к этому списку добавился Даньдун (провинция Ляонин) — на границе с КНДР. Кроме того, в период с августа 1992 по март 1993 г. «пояс открытости» был укреплен административными центрами семи приграничных провинций — ГЧАР (г. Наньнин), Юньннань (г. Куньмин), СУАР (г. Урумчи), АРВМ (г. Хух_Хото), Хэйлунцзян (г. Харбин), Цзилинь (г. Чанчунь) и Ляонин (г. Шеньян). [9]

Что касается свободных экономических зон, то в настоящее время их насчитывается: 5 специальных экономических зон, 90 зон технико-экономического развития государственного уровня, 114 зон новых и высоких технологий, 13 свободных таможенных зон, 14 зон приграничного экономического сотрудничества государственного уровня.

Таким образом, проводимая политика «открытости» включала несколько этапов. Первый начался в середине 70-х годов 20 века и продолжался до конца 80-х годов. На этом этапе государство активно участвовало в создании СЭЗ и приграничных городов открытого типа. Для этого разрабатывались масштабные проекты с учетом опыта других стран и создавалась инфраструктура, необходимая предпринимателям для создания и развития производств. Иностранным инвесторам предоставлялись налоговые, таможенные и административные льготы. Основные затраты по созданию СЭЗ пришлись на государственный бюджет.

В конце 80-х гг. 20 века начался второй этап развития государственной политики привлечения инвестиций.

СЭЗ должны были перейти от государственного финансирования своей деятельности к самофинансированию, банковскому кредитованию и использованию средств, полученных от иностранных предпринимателей. При этом благоприятный инвестиционный климат, созданный для инвесторов, должен был сохраниться.

Следует отметить, что в это время меняется принцип привлечения инвестиций с территориального на отраслевой. Начинается поддержка недостаточно развитых отраслей. Поэтому поощряются предприниматели, вкладывающие средства в сферы, выгодные государству. Такая инвестиционная политика ориентировалась на наиболее эффективные технико- и наукоемкие проекты в приоритетных отраслях (электронной, энергетической, легкой, пищевой, транспорт, связь и др.).

Исследователи отмечают, что в результате в КНР наметился переход от количественного наращивания внешних ресурсов к многосторонней системе поощрения иностранных капиталовложений с учетом их качественных характеристик. Итогом этого стала диверсификация инвестиций и вложений в среднесрочные и долгосрочные проекты [8]

Третий этап инвестиционной политики Китая отмечают с середины 90-х годов 20 века до настоящего момента. Этот период связан с вступлением Китая в ВТО. Прямые иностранные инвестиции стали привлекаться в: розничную торговлю, недвижимость (долгосрочную аренду земельных участков под застройку), транспортные, страховые, консультационные, финансовые услуги и т. д. в крупнейших торгово-промышленных центрах страны — Пекине, Тяньцзине, Шанхае, Гуанчжоу, Шэньчжэне.

Характерной особенностью последних лет после вступления в ВТО является интенсивный приток зарубежных портфельных инвестиций, сопровождающий выход ведущих китайских компаний (Ping An Insurance, Great Wall Auto, China Resources Power, China Life Insurance) на иностранные фондовые рынки.

Следует отметить проблемы, которые, по мнению некоторых исследователей, усугубляют существующие диспропорции в экономике Китая [1]:

1. Дисбаланс внешнего и внутреннего спроса. Происходит преимущественная ориентация на внешний рынок. Внутренний рынок при этом недостаточно развивается. На протяжении многих лет темпы прироста потребления населения были в два раза медленнее, чем темпы роста экспорта. При сужении внешнего спроса невозможно ускорить внутренний спрос.

2. Диспропорция чрезмерной зависимости экономики от инвестиций в основной капитал и небольшое потребление со стороны населения.

3. Дисбаланс структуры распределения доходов. Темпы доходов государства и предприятий выше темпов доходов населения. Распределение доходов между различными группами населения не равномерное (недостаточное развитие деревни по сравнению с городом, диспропорции в развитии регионов). Один из этапов реформ предусматривал приватизацию (частичную) государственного имущества, которой может воспользоваться номенклатура.

В результате замедляется внутренний спрос.

4. Дисбаланс нерациональной структуры производства.

5. Реформы привели к увеличению СЭЗ. Стала происходить миграция населения в развивающиеся обеспеченные районы.

Существуют и другие проблемы:

1. Необходимость разработки высоких технологий, позволяющих обходиться минимальным количеством природных ресурсов.

2. Недостаток высококвалифицированной рабочей силы (в Китае работники в основном со средним и неоконченным средним образованием).

Таким образом, итогом проводимой в Китае политики стимулирования иностранных инвестиций стало привлечение достаточно большого количества средств из-за рубежа. Причем около 60% иностранного капитала в Китай поступает именно с помощью свободных экономических зон [11]. Но этому способствует не только проводимая политика «открытых дверей». Факторами, способствующими привлечению иностранных инвесторов в Китае являются [9]:

1) политическая стабильность;

2) долгосрочный экономический рост;

3) государственный контроль за экономической деятельностью на территории всего государства;

4) государственные вложения в развитие инфраструктуры, человеческий капитал, научные исследования;

5) дешевая рабочая сила и доступность природных ресурсов.

В России при наличии части подобных факторов (например, дешевая рабочая сила), отсутствует достаточная государственная поддержка тех территорий и производств, которые испытывают «острый» недостаток в финансовых ресурсах. Неразвитая инфраструктура дотационных регионов, недофинансирование научных исследований в провинциальных ВУЗах, недостаточный государственный контроль за экономической деятельностью в части субъектов Федерации и пр., а главное неблагоприятный инвестиционный климат (вызванный в том числе и внешними воздействиями), препятствуют поступлению иностранных инвестиций на территорию Российской Федерации. Опыт Китая в привлечении иностранных инвестиций и в проведении политики по типу политики «открытых дверей», вероятно мог бы способствовать привлечению иностранных капиталовложений в наше государство.

1. Сюй Люмэй, Сунь Гоцзе Стратегия привлечения иностранных инвестиций в экономику Китая [Текст] / Сюй Люмэй, Сунь Гоцзе // Барнаульский Вестник. — 2015. — С.29-35.

2. Ардаев, В. Как обвал китайских рынков повлияет на Россию / В. Ардаев. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ria.ru/analytics/20150804/ 1162022316.html (06.08.2015 г.)

3. Намханова, Н.В. Азиатский вектор Евразийской интеграции [Текст] / Н.В. Намханова, О.А. Кау-рова, О.А. Осодаева // Вестник ЗабГУ. — 2015 — № 08 (123). — С. 129-136

4. Саммерс: экономическому чуду Азии недолго жить. [Электронны ресурс]. Режим доступа: http://www.interfax.ru/ business/342331 (27.07.2015 г.)

5. Коробова, О.В. Проблема привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ [Текст] / О.в. Коробова // Труды ТГТУ: Сборник научных статей молодых ученых и студентов / Тамб. гос. техн. ун-т. Тамбов, 2005. Вып.18. — С.92-95.

6. Абдельхалим Мохаммед Ахмед Юсеф. Свободные экономические зоны в странах Восточной, Юго-Восточной Азии, арабского мира: возможности использования их опыта в Судане. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2003. — 19 с.

7. Селищев, А. С. Китайская экономика в XXI веке [Текст]: учеб. пособие / А.С. Селищев. СПб: Питер, 2004. — 185 с.

8. Болдырев, Д.С. Историко-статистический анализ динамики и структуры иностранных капитало-

вложений в экономику Китая как фактора экономического роста страны [Текст] / Д.С. Болдырев // Экономический анализ: теория и практика. — 2012. — № 17(272). — С.52-60.

9. Рыжова, Н.П. «Политика открытых дверей» в приграничных районах КНР [Текст] / Н.П. Рыжкова // Полития. — 2008 — №4(51) — С.95-104.

10. Ли Цзи Шен, Козаринова О. В. Экономические реформы в Китае: учеб. пособие М: Дело 2002 -220 с.

11. Лю И. Свободные экономические зоны Китая: применение опыта Китая в России // Развитие сотрудничества приграничных регионов России и Китая Маньчжурский институт Университета Внутренней Монголии, 2014, Иркутск: Байкальский государственный университет экономики и права. — С. 162168.

Ключевые слова: инвестиции, иностранные капиталовложения, иностранные инвесторы, политика «открытых дверей», инвестиционный климат, экономический рост, свободные экономические зоны

Источники: http://naukarus.com/privlechenie-pryamyh-inostrannyh-investitsiy-kak-faktor-innovatsionnogo-razvitiya-natsionalnoy-ekonomiki-opyt-kitaya-i-vo, http://cool-profit.ru/investitsii-v-kitay.html, http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-i-otsenka-opyta-kitaya-po-privlecheniyu-inostrannyh-investitsiy

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос