Основные формы финансирования бюджетных инвестиций

Формы финансирования инвестиционных проектов

Источники финансирования инвестиционных проектов

Исследование источников финансирования инвестиционных проектов дает представление о тех потенциальных возможностях, которыми могут воспользоваться проектоустроители при определении финансовых ресурсов, способных обеспечить реализацию инвестиционного проекта. Источники финансирования можно классифицировать по многим критериям, прежде всего по отношениям собственности и по видам собственности.

Анализисточников финансирования по отношениям собственности подразумевает их деление на два основных вида:

1) собственные средства фирмы;

2) привлеченные источники финансирования.

Собственные средства предприятия являются важным (а до недавнего времени — и основным) источником финансирования инвестиционных проектов в России.К таким средствам традиционно относят, во-первых, нераспределенную прибыль,во-вторых, амортизационные отчисления, в-третьих, страховые суммы в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др., в-четвертых, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, переданные на безвозвратной основе (благотворительные взносы, пожертвования и т.п.). Понятие привлеченные источники финансированияинвестиционных проектов достаточно широкое и включает:

а) средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовыхколлективов, граждан, юридических лиц;

б) заемные финансовые средства инвесторов (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);

в) денежные средства, централизуемые объединениями (союзами) предприятийвустановленном порядке;

г) инвестиционные ассигнования из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;

д) иностранные инвестиции.

Не менее важным является анализ источников финансирования по видам собственности. С этой точки зрения, источники финансирования подразделяются на следующие виды:

1) государственные инвестиционные ресурсы — бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, привлеченные средства (государственные займы, международные кредиты);

2) частные инвестиционные ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений, физических лиц;

3) инвестиционные ресурсы иностранных инвесторов.

Различают следующие формы финансированияинвестиционных проектов: бюджетное, акционерное, кредитование, проектное.

Бюджетное финансирование предполагает инвестиционные вложения за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, предоставляемых на возвратной и безвозвратной основе. За счет бюджетного финансирования реализуются государственные централизованные ассигнование федеральных целевых инвестиционных программ, создание структурообразующих объектов, решение важных социальных и экономических проблем. Бюджетные ресурсы, как правило, направляются на реализацию оборонных, экологических, социальных, инновационных проектов, предусматривающих прирост реального ВВП, повышение национальной безопасности, применения материало- и энергосберегающих технологий, обеспечение полной занятости и увеличение конкурентоспособности отечественной продукции.

Одной из форм бюджетных ресурсов для финансирования проектов является федеральные целевые программы (ФЦП). Последние рассматриваются как важный рычаг воздействия государства на экономику. Они позволяют комплексно и системно решать проблемы экономической и социальной политики страны на тех направлениях, где другие способы неэффективны или неприемлемы. Структура финансирования целевых программ состоит из государственных капитальных вложений, затрат на НИОКР и работы, выполняемые по направлению «прочие нужды».

Доля ФЦП в расходах бюджета не превышает 9%, в то время как за рубежом (например, США и Франция) на подобные программы выделяют от 50 до 80% расходов бюджета. Для выполнения работ в рамках реализации программных мероприятий проводятся открытые конкурсы. По результатам конкурса заключается один государственный контракт. Оплата по контракту производится с авансовым платежом в размере до 30 % от общей стоимости работ (этапа работ). Кроме средств из федерального бюджета на реализацию ФЦП привлекаются ресурсы из бюджетов субъектов Федерации, а также внебюджетных фондов. В 2004г. возросло финансирование федеральных целевых программ из федерального бюджета, составив 184,17 млрд руб. (136,5 млрд руб. в 2002г., 158,63 млрд. руб. в 2003 г.). Объемы государственных капитальных вложений увеличились с 36,9 млрд руб. в 2002 г. до 42,4 млрд руб. в 2004 г. Средства бюджетов субъектов Федерации, а также из внебюджетных источников были направлены в 2004 г. в основном на реализацию инвестиционной части программ (54,7 и 93,0% соответственно).

Акционерное финансирование — это форма получения инвестиционных ресурсов путем эмиссии ценных бумаг. Как правило, данный вид финансирования инвестиционных проектов предполагает дополнительную эмиссию ценных бумаг под конкретный проект и создание инвестиционных компаний, фондов с эмиссией ценных бумаг для финансирования инвестиционных проектов.

Кредитование является довольно распространенной формой финансирования инвестиционных проектов в мировой практике. В технологии банковского кредитования инвестиционных проектов выделяют два направления: инвестиционное кредитование и проектное финансирование. Инвестиционное кредитование — это финансирование инвестиционного проекта в форме предоставления кредита (выдачи банковских гарантий), при котором источником погашения обязательств является вся хозяйственная деятельность заемщика, включая доходы, генерируемые инвестиционным проектом. Проектное финансирование — это участие банка в инвестиционном проекте в форме предоставления кредита (выдачи гарантий), при реализации которого возврат денежных средств и получение доходов осуществляются на этапе эксплуатации проекта преимущественно из потока денежных средств, генерируемых самим проектом.

Читайте также  Конституция рф об иностранных инвестициях

В последние годы в России стали распространяться такие формы финансирования инвестиционных проектов, которые зарекомендовали себя в мировой практике как довольно эффективные для предприятий и в целом для развертывания инвестиционного процесса. К ним можно отнести лизинг и инвестиционный налоговый кредит.

Источники финансирования инвестиционной деятельности и формы такого финансирования представляет схема 2.

Схема 2. Источники финансирования инвестиционной деятельности

Бюджетное финансирование инвестиций

Средства бюджета считаются прогрессивным механизмом централизованного влияния государства на пути и темпы развития национальных экономик. Инструментами государства являются: налоговый, бюджетный механизмы, денежно-кредитная политика.

Налоговые льготы освобождают для предприятий инвестиции, которые необходимы для ускорения развития – пополнения основных и оборотных средств. Централизованные закупки и финансирование ускоряют реализацию крупных инвестиционных проектов, улучшают социально-экономическую инфраструктуру и ускоряют НТП путем финансирования научных и учебных институтов. Денежнокредитная политика регулирует денежное предложение в экономике, существенно влияя на темпы ее развития, величину процентных ставок, курса национальной валюты.

Финансированию из бюджета присущи принципы:

– максимальный экономический и социальный эффект с минимумом затрат. Бюджетные средства должны предоставляться, если соответствующий проект обеспечивает наибольшую результативность;

– целевой характер использования бюджетных ресурсов;

– предоставление бюджетных средств хозяйствующим субъектам в меру выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований.

Бюджетное финансирование бывает возвратным и безвозвратным. Безвозвратное финансирование осуществляется с целью развития новых направлений производственной деятельности. Бюджетные средства направляются на реализацию конверсионных, оборонных, экологических и других объектов, не рассчитанных на коммерческую отдачу или ее быстрое получение.

Возвратное финансирование ориентировано на коммерческий эффект от осуществляемого ин вестиционного проекта. Любая поддержка от государства необходима на ранних стадиях реализации проекта. Поэтому возвратное бюджетное финансирование представлено системой льгот (налоговых, кредитных), носящих временный характер. Благоприятные показатели развития общества и хозяйственных отношений зависят от роста эффективных инвестиционных вложений, создающих конкуренцию. Поэтому необходима база методов, которая ориентирована на увеличение эффективности инвестиций в реальный сектор экономики.

Эффективность инвестиционных вложений обеспечивается ускорением их оборачиваемости, снижением их издержек и повышением полезной отдачи. Но не все эти факторы повышения эффективности инвестиций благоприятны при одинаковых условиях. Например, возможность быстрого оборота вложенных средств появляется в непроизводственной сфере (коммерция и др.). Хотя создание конкуренции, рост производства и объемов, улучшение уровня жизни граждан и определяют суть эффективности инвестиций.

Роль доходов населения как источника финансирования инвестиций

Традиционный и испытанный источник кредитов – сбережения населения. Финансовые активы населения как часть богатства семьи формируются за счет сбережений – неиспользованной части доходов физических лиц или семей. Являясь отложенным потреблением, накопленная сумма денежных активов образует инвестиционный потенциал государства, а его активное привлечение в качестве инвестиций в экономику является одной из главных предпосылок обеспечения экономического роста.

Получаемые доходы население использует на конечное потребление (приобретение необходимых товаров и услуг, оплату обязательных платежей и т. д.) и сбережение. Сбережение населения в России традиционно осуществляется в формах накопления наличных денег («на руках») и банковских вложений, причем обе эти формы осуществляются как в национальной, так и в иностранной валюте. Кроме того, физические лица имеют возможность разместить свободные денежные средства в ценные бумаги государства и частных компаний либо осуществлять страховые взносы. Каждый вид сбережений имеет свои преимущества и недостатки, сопряжен с рисками различной степени и связан с получением того или иного дохода. Задачей организации, размещающей у себя свободные средства граждан, является получение максимальной прибыли от оказания услуги по размещению средств и возможному их использованию. Кроме того, государство должно создать такие условия, при которых стало бы возможным максимальное использование сберегаемых средств граждан в качестве финансовых ресурсов кредитования экономики.

Доходы населения и их влияние на инвестиционный процесс можно рассматривать в двух аспектах:

– как источник финансирования инвестиций, как инвестиционный потенциал развития, который, создавая определенный резерв роста экономики, оказывает влияние на уровень и качество жизни населения;

– как потенциальную возможность для роста потребительских расходов населения.

Когда речь идет об инвестиционном процессе, то на инвестиции, их источники обращается внимание, но не учитывается их связь с потреблением, его динамикой, социальным развитием общества.

Рост денежных доходов населения способствует расширению роста спроса домашних хозяйств на покупку товаров и услуг, стимулированию развития отечественного производства. Поэтому важен такой аспект, как роль финансовых активов населения в текущем обороте их доходов. Доходы большинства населения так малы, что они могут себе позволить лишь один набор прожиточного минимума. Поэтому семьи в сложившейся ситуации чаще использовали отложенные ранее сбережения, нежели пополняли их.

Финансирование инвестиций (2)

Главная > Реферат >Финансы

Оглавление

1.Основные источники инвестиций 3

Читайте также  Лекция инвестиции и инвестиционные проекты

2.Основные источники финансирования инвестиций. 3

2.1.Бюджетная форма финансирования инвестиций 4

2.2.Акционерная форма финансирования инвестиций 8

2.3.Кредитная форма финансирования 8

2.4.Проектная форма финансирования инвестиций 11

Список используемой литературы 16

Инвестиции — это вложения капитала субъекта во что-либо для увеличения впоследствии своих доходов.

Необходимым звеном процесса является замена изношенных основных средств новыми. Вместе с тем расширение производства может осуществляться только за счет новых вложений, направленных не только на создание новых производственных мощностей, но и на совершенствование старой техники или технологий. Именно это и составляет экономический смысл инвестиций.

Инвестиции рассматриваются как процесс, отражающий движение стоимости, и как экономическая категория — экономические отношения, связанные с движением стоимости, вложенной в основные фонды.

Совокупность затрат — это долгосрочное вложение капитала в различные области экономики, реализуется в форме целенаправленного вложения капитала на определенный срок в различные отрасли и сферы экономики, а также в объекты предпринимательской и других видов деятельности для получения дохода. Само понятие «инвестиции» означает вложения капитала в отрасли экономики не только на предприятии, но и внутри страны и за границей.

В экономической литературе при анализе источников финансирования инвестиций выделяют внутренние и внешние источники инвестирования. При этом к внутренним источникам инвестирования, как правило, относят национальные источники, в том числе собственные средства предприятий, ресурсы финансового рынка, сбережения населения, бюджетные инвестиционные ассигнования; к внешним источникам — иностранные инвестиции, кредиты и займы.

Основные источники инвестиций

Для того чтобы инвестиционный проект заработал и начал приносить деньги как его организатором, так и инвестору, перво-наперво он должен получить достаточное финансирование. Нет денег – нет проекта. И, как следствие, никакой прибыли и вообще, полная нецелесообразность разработки проекта. Потому совершенно справедлива мысль о то, что основа любого проекта (наряду с идеей, конечно) – это источники инвестиций, которые должны быть найдены главными инвесторами для осуществления своей деятельности.

Где взять деньги, каждый инвестор решает сам. При этом не имеет значения, является ли он организатором инвестиционного проекта или привлеченным инвестором. Основные источники инвестиций одинаковы для всех.

Классифицировать источники инвестиций можно по нескольким критериям. Например, в зависимости от того, каков вид собственности источников финансирования, они могут быть:

При этом государственные источники инвестиций бывают бюджетными, фондовыми (внебюджетными) и привлеченными (займы, кредиты).

Еще одним принципом деления источников финансирования служат отношения собственности. Согласно этому критерию выделяют две группы источников – собственные и привлеченные. Собственные средства принадлежат инвестору и по роду происхождения могут представлять собой полученную инвестором прибыль, амортизационные отчисления и страховые поступления в случае непредвиденных ситуаций. Специфическим источником прибыли считаются также вклады физических и юридических лиц, переданные инвестору на безвозвратной основе, иначе говоря – благотворительные взносы.

Привлеченные источники инвестиций характеризуются более сложной системой получения, однако и большим объемом.

Привлеченными называют 6 источников инвестиций, среди которых:

— прибыль от продажи акций

— членские и паевые взносы

— кредитные средства (облигационные займы и банковские кредиты)

— централизованные средства союзов предприятий

— бюджетные средства разного уровня и внебюджетные средства из различных государственных фондов

— средства иностранных инвесторов

Источники инвестиций характеризуются разным уровнем риска и прибыльности в инвестиционных проектах. Их выбор зависит как от личных возможностей каждого инвестора, так и от целесообразности их использования в конкретном инвестиционном проекте.

Основные источники финансирования инвестиций.

При разработке инвестиционного проекта главное, на чем фокусируются его создатели в конечном итоге – это финансирование инвестиций. Без источников финансирования любой, даже самый удачный и перспективный проект рискует так и остаться на стадии идеи, не реализовав и тысячной доли своего потенциала.

Финансирование инвестиций является обязательным, поскольку оно обеспечивает не только осуществление проекта в запланированных объемах, но и необходимое для каждого жизнеспособного проекта соотношение между собственными и привлеченными средствами. Кроме того, финансирование инвестиций создает оптимальную работающую схему инвестиций и обязательных платежей и выплат. Также это позволяет снизить риск инвестиционного проекта.

Для финансирования инвестиций характерно наличие определенной структуры, согласно которой оно осуществляется. Составляющие этой структуры – источники и формы инвестирования. При этом обе составляющие тесно связаны друг с другом и являются взаимозависимыми элементами инвестирования.

Финансирование инвестиций может производиться в следующих формах.

Первая форма – бюджетная на данный момент все еще остается довольно распространенной, несмотря на все большее внедрение в инвестирование принципов индивидуального и коллективного капиталовложения. Оно осуществляется за счет средств из бюджетов разных уровней, от местного до федерального. Преимуществом такого источника финансирования инвестиций – возможность безвозвратной основы предоставления средств для реализации проектов, как правило, обладающих большим социальным потенциалом.

Читайте также  Придорожное кафе как бизнес идея

Акционерная форма инвестирования заключается в том, что источников наполнения бюджета проекта становятся ресурсы, полученные за счет эмиссии ценных бумаг. Эта форма отличается тем, что предполагает выпуск акций специально для текущего инвестиционного проекта и созданием для этого специальных фондов и компаний.

Источником финансирования инвестиций может также могут быть заемные средства, они же кредиты. Кредитная форма финансирования инвестиций заключается в получении для реализации проекта средств у кредитора под определенный процент. С одной стороны, такая форма довольно привлекательна, так как позволяет получить требуемые средства в практически неограниченном объеме, однако по завершении проекта часть дохода необходимо будет отдать в счет погашения процентов по займу.

И последняя форма финансирования инвестиционных проектов носит название проектной и заключается в использовании в качестве источника необходимых средств денежные потоки, которые генерируются самим проектом.

Бюджетная форма финансирования инвестиций

Бюджетное финансирование инвестиционных проектов проводится, как правило, посредством финансирования в рамках целевых программ и финансовой поддержки. Оно предусматривает использование бюджетных средств в следующих основных формах: инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых предприятий, бюджетных кредитов (в том числе инвестиционного налогового кредита), предоставления гарантий и субсидий.

В России финансирование инвестиционных проектов в рамках целевых программ связано с осуществлением федеральных инвестиционных программ (Федеральная адресная инвестиционная программа, федеральные целевые программы), ведомственных, региональных и муниципальных целевых инвестиционных программ.

Федеральные целевые программы являются инструментом реализации приоритетных задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития страны. Они финансируются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов федерации, муниципальных образований и внебюджетных средств. Приоритетные секторы, для которых необходима государственная поддержка в реализации инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономического развития и торговли и Министерством финансов РФ по согласованию с другими федеральными органами государственной власти. Объекты, имеющие в основном федеральное значение (стройки и объекты нового строительства и технического перевооружения для федеральных государственных нужд), включают в Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП), определяющую объем государственных инвестиций по отраслям и ведомствам. Перечень объектов, финансируемых за счет ФАИП, формируется исходя из объемов государственных капитальных вложений, направляемых на реализацию федеральных целевых программ, а также на решение не включенных в эти программы отдельных важнейших социально-экономических вопросов на основании предложений, одобренных решениями Президента РФ либо Правительства РФ. Формирование данного перечня осуществляется Министерством экономического развития и торговли РФ с учетом предложений государственных заказчиков по инвестиционным проектам, результатов подрядных торгов и заключенных государственных контрактов.

Ведомственные целевые инвестиционные программы предусматривают реализацию инвестиционных проектов, обеспечивающих развитие отраслей и подотраслей экономики.

Региональные и муниципальные целевые инвестиционные программы предназначены для реализации приоритетных направлений социально-экономического развития на региональном и муниципальном уровнях соответственно.

Бюджетные средства, предусмотренные для финансирования инвестиционных программ, включаются в состав расходов бюджета соответствующего уровня. Процедура предоставления бюджетных инвестиций предполагает подготовку пакета документов, состоящего из технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, проекта договора между соответствующим органом исполнительной власти и субъекта инвестиций об участии в собственности последнего. Только при наличии указанных документов инвестиционный проект может быть включен в проект соответствующего бюджета.

Предоставление государственных бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными унитарными предприятиями, влечет за собой одновременное возникновение права собственности государства на долю в уставном (складочном) капитале такого юридического лица и его имущества. Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества передаются в управление соответствующим органам управления государственным имуществом.

Формы бюджетного финансирования инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе, определяются характером экономических задач, решаемых в рамках конкретного периода развития страны. Так, в середине 90-х годов ХХ в. мерами государственной инвестиционной политики был предусмотрен переход от безвозвратного финансирования к предоставлению бюджетных средств на возвратной и платной основе для реализации высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов.

Условия и порядок конкурсного отбора и финансирования инвестиционных проектов за счет бюджетных средств определялись Методическими рекомендациями о порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов.

Размещение централизованных инвестиционных ресурсов осуществлялось на конкурсной основе в целях повышения эффективности такого размещения, привлечения средств других инвесторов – отечественных и иностранных. Конкурсный порядок определял этапы и условия организации и проведения конкурса, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, Комиссии по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономики РФ, права и обязанности организаторов и участников конкурса, основные требования к конкурсной документации и конкурсным предложениям участников, процедуру рассмотрения этих предложений, а также оформление результатов конкурсов.

Источники: http://studopedia.ru/1_113628_formi-finansirovaniya-investitsionnih-proektov.html, http://studfiles.net/preview/2803213/page:17/, http://works.doklad.ru/view/v1bKn2il-jc.html

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос