Понятие странового риска иностранных инвестиций

Понятие, виды и классификация рисков при осуществлении иностранных инвестиций

Использование прогнозных оценок всегда связано с риском, пропорциональным масштабам проекта и длительности инвестиционного периода. Для полного представления о риске можно привести две различные классификации рисков. По мнению С. Светловой, «различают следующие основные виды рисков:

  • — производственный, связанные с возможностью невыполнения фирмой своих обязательств по контракту или по договору с контрагентом;
  • — производственный, связанный с возможностью невыполнения фирмой своих обязательств перед инвестором;
  • — портфельный (инвестиционный), связанный с возможным обесцениванием инвестиционно-финансового портфеля, состоящего как из собственных ценных бумаг, так и из приобретенных;
  • — рыночный, связанный с возможными колебаниями рыночных цен, процентных ставок, курсов собственной денежной единицы и зарубежных валют».

Л. Шаршукова предлагает «сильно обобщенную классификацию рисков:

  • — политический (региональный, страновой, международный);
  • — экономический (производственный, коммерческий, финансовый (кредитный), валютный, инфляционный, отраслевой, по новым видам деятельности, инвестиционный);
  • — технический».

Существуют также внешние риски, которые не зависят от деятельности инвестора, финансирующего инвестиционный проект, и в своей совокупности обычно характеризуются пространственным аспектом. Различным регионам (республикам), странам или группам стран в каждый момент времени присущи особые сочетания и специфическая мера остроты внешних рисков, обуславливающие привлекательность или непривлекательность данного региона или страны для инвестиционной деятельности.

Более подробно рассмотрим понятие странового риска. Под страновым риском понимается любой ущерб, наносимый иностранным инвесторам и фирмам в результате тех или иных решений принимающей страны, политических и военных событий в этой стране или неблагоприятного изменения на финансовых рынках.

Страновые риски в целом можно разделить на экономические и политические. Под экономическими страновыми рисками понимается возможность частичной или полной неплатежеспособности страны перед нерезидентами, т. е. превышение внешних долгов страны по сравнению с международными ликвидными средствами, которыми она располагает. Политические страновые риски заключаются в прямых вмешательствах государства в деятельность иностранных фирм путем дискриминации, национализации и экспроприации.

Дискриминация состоит в предоставлении национальным предприятиям особых конкурентных преимуществ по отношению к размещенным в этой стране транснациональным корпорациям (ТНК), совместным предприятиям.

Экономические страновые риски влекут за собой риск убытка не только для нерезидентов, но и резидентов, особенно тех из них, которые ведут экспортно-импортные операции, поскольку эти риски вызваны неблагоприятными событиями на рынке. Это же относится к стихийным бедствиям.

Целесообразно риски осуществления прямых инвестиций разделить на микро- и макроэкономические. Микроэкономические риски относятся непосредственно к месту расположения прямых инвестиций и условиям окружающей среды в узком смысле слова, например, наличию достаточной территории для строительства (с учетом будущего развития), примыканию к транспортным артериям и транспортным системам, наличию рабочих определенной минимальной квалификации в месте осуществления инвестиций, достаточному снабжению водой и энергией с возможностью его расширения и т. д.

К макроэкономическим страновым рискам можно отнести: (а) валютный риск; (б) процентный риск; (в) риск инфляции; (г) риск неконвертируемости; (д) риски, связанные с невыполнением условий кредитных соглашений: трансфертный риск; мораторий и (или) пересмотр условий погашения долга; риск отказа от признания долга или его дальнейшего обслуживания.

Валютные риски возникают из-за того, что при существовании подвижных валютных курсов происходят изменения стоимости обязательств и требований (включая объем капитала, инвестированного за границей) дочерней компании по отношению к материнской, а также ТНК в целом. Если в стране используют фиксированные валютные курсы, то правительство может периодически осуществлять их пересмотр либо в сторону повышения (ревальвация), либо в сторону понижения (девальвация). В этом случае говорят о рисках изменения паритетов (риск девальвации и ревальвации)

Таким образом, при оценке странового риска важное значение имеет анализ его причин. Для этой цели чаще всего используются экспертные опросы. При таких опросах выявляется перечень имеющихся у инвесторов факторов риска. Вместе с тем недостаток экспертной формы оценки кроется в отсутствии во многих случаях «взвешивания» существенности факторов и случайном отборе социально-экономических переменных.

Риски и методы их регулирования при привлечении иностранных инвестиций.

Основными рисками при осуществлении иностранных инвестиций являются страновые и финансовые риски.

1. Финансовый риск включает в себя следующие виды риска:

2.1 Рыночный риск:

2.2. Кредитный риск.

2.1 Рыночный риск связан с изменениями курсов акций и/или процентных ставок, что приводит к снижению стоимости инвестиционного портфеля или ценной бумаги.

Существуют следующие типы рыночного риска:

Главными источником возникновения валютного риска являются изменение курсов валют и колебание процентных ставок на международных финансовых рынках.

Валютный риск является одним из наиболее значительных рисков, т.к. может привести к огромным операционным потерям.

Это риск снижения стоимости ценных бумаг с фиксированным доходом вследствие изменения процентных ставок на рынке.

В отличие от двух предыдущих видов риска, товарный риск может возникнуть при изменении спроса и предложения на определенные виды товара, в следствие чего увеличивается волатильность рынка.

– Риск капитала включает в себя рыночный риск, который связан с чувствительностью финансовых инструментов к общим изменениям фондовых рынков. Второй – специфические риски, которые связаны с самой компанией (отраслью в которой она действует, качеством управления и т.п.).

2.2. Кредитный риск. Риск невыполнения контрагентом своих обязательств перед банком, вследствие чего банк может потерять свои рыночные позиции. Управлять кредитными рисками чрезвычайно сложно, и часто финансовые учреждения полагаются на рейтинговые агентства, такие как Standard&Poors, Moody’s. На основе кредитных рейтингов банки могут предвидеть базовый уровень риска, которому они подвергнутся в случае предоставления займа той или иной компании, и определяют величину процентных ставок по займу. Рейтинговые агентства, такие как Moody’s, анализируют компанию, желающую получить кредит, перед тем как присвоить ей место в своем рейтинге. Такой анализ включает в себя оценку структуры компании, ее операционного и финансового положения, качества управления и других тенденций рынка и отрасли, которые могут повлиять на ее деятельность, а т.ж. анализ макроэкономической среды, внутри которой действует компания.

Читайте также  Идеи для бизнеса с населением 10000

Под страновым риском следует понимать любой потенциальный ущерб, наносимый иностранным инвесторам и фирмам в результате тех или иных решений принимающей страны, политических и военных событий в этой стране и др.

Необходимо отличать страновой риск от коммерческого. В первом случае речь идет об убытках иностранного инвестора или фирмы в результате экономической политики или неблагоприятных событий в стране, принимающей инвестиции, во втором случае – об убытках, связанных с ошибками в коммерческой деятельности.

На практике коммерческие и страновые риски тесно взаимосвязаны и их всегда можно однозначно разделить. Так, если коммерческая фирма в стране, принимающей инвестиции, не осуществила платеж иностранной фирме из-за каких либо неблагоприятных событий в этой стране, то такой риск считается страновым. Если же неплатеж является следствием ошибок в хозяйственной деятельности фирмы страны принимающей инвестиции, то риск не считается страновым. Определить истинную причину неплатежа не всегда возможно.

1. Страновой риск включает в себя следующие виды рисков:

1.1 Экономический риск – риск того, что изменения в экономике страны негативно скажутся на ожидаемой доходности инвестиций. Такие риски возникают в следствие значительных изменений фискальной, и денежно-кредитной политики, спада в местной экономике и недостаточного наличия ресурсов.

1.2 Трансфертный риск – возникает в результате наложения иностранными правительствами ограничений на движение капитала. Такие ограничения обычно применяются во время трудного экономического положения.

1.3 Валютный риск – этот риск связан с внезапным изменением валютного курса. Такие изменения обычно вызываются экономическими кризисами, войной или спекулятивными атаками.

Валютныйриск также может возникнуть при переходе страны от фиксированного курса валюты к «плавающему».

1.4 Риск территориального расположения страны– это риск негативного влияния нестабильной экономической или политической обстановки одной страны на другую, чаще всего расположенной на границе. Обычно это риск имеет свое проявление во время военных действий.

1.5 Суверенный риск – это риск. Который связан с неспособностью государства выполнять свои долговые обязательства.

1.6 Политический риск – этот риск связан с общей политической нестабильностью в стране, которая возникает вследствие государственных переворотов и гражданских воин.

Политические страновые риски заключаются также в прямых вмешательствах государства в деятельность иностранных фирм, путем дискриминации, национализации и экспроприации.

Риски при осуществлении иностранных инвестиций целесообразно разделить на макроэкономические и микроэкономические.

Микроэкономические риски относятся непосредственно к месту расположения инвестиций и условиям окружающей среды, например наличием достаточной территории для строительства с учетом будущего развития, примыканию к транспортным артериям и транспортным системам, наличию рабочих определенной минимальной квалификации в месте осуществления инвестиций, достаточному снабжению водой и энергией с возможностью его расширения и т.д.

К макроэкономическим страновым рискам можно отнести: Экономический риск, валютный риск, трансфертный риск, территориальный риск, суверенный риск, политический риск, а т.ж. финансовый риск и его составляющие.

2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СТРАНОВЫХ РИСКОВ.

Классич. способ. анализа ур-ня стр.риска явл.индекс БЕРИ. На практике часто применяют метод переодического опроса банкиров в журнале интернеш-инвестор, с целью более точного определения уровня кредитоспособности конкр-й страны. Иметься множество и других оценок странового риска. Индекс БЕРИ. Его определением занимаються 100 экспертов в различных странах, которые с помощью различных методов экспертных оценок проводят анализ 4 раза в год и оценивают хоз.климат стран. В результате проводимого анализа всех стран полит и эконом ситуации в своей стране и странах –партнерах. Анкета на которую отвечают специалисты содержит 15 вопросов, каждый из которых имеет свой удельный вес, который в совокупности сост 100%.1)политическая стабильность в стране партнера 12%; 2)отношение к иностр. инвестиц. и прибыли. (проводиться анализ размеров расх. на соц. нужды, касающиеся не только банков, но и др пп –й , анализ возможности быстрого расширения всей фин-кред системы ) 6%; 3) степень национализации 6%; 4)вероятность и степень девальвации валюты и анализ внеш и внут факт влияющие на нее 6%; 5)состояние платеж бал. и др.

Оценка стратегической позиции иностранного предприятия на рынке методом SWOT – анализа.

SWOT–анализ позволяет собственникам и менеджерам иностранных предприятий при осуществлении инвестиций выявлять конкурентные преимущества.

SWOT–анализ имеет свое применение при диагностике финансово-хозяйственной деятельности при анализе стратегической позиции предприятия. Целесообразным представляется оформлять SWOT–анализ в виде матрицы, где отражены сильные и слабые стороны предприятия (дается характеристика маркетинга, производства, управления кадрами, культуры и имиджа, управление денежным капиталом.), а т.ж. возможности и опасности (которые характеризуются макроэкономической ситуацией, политической ситуацией, развитием рынка, технологической среды, конкурентной среды, международного положения и социального поведения ).

SWOT–анализ имеет существенное значение, т.к. позволяет собственникам и менеджерам выявлять конкурентные преимущества и занимать лидирующие позиции на определенной рынке принимающей страны.

Тема 1. Финансовые и страновые риски при осуществлении прямых иностранных инвестиций;

Понятие «страновой риск» до сих пор не имеет однозначной трактовки. В 1970-е гг. широко использовали понятие «суверенный риск» — риск кредитования правительства суверенной страны. В этот период многие коммерческие банки столкнулись с рисками финансирования частных заемщиков из развивающихся стран, не входивших в группу ОПЕК (страны — экспортеры нефти). В конце XX в. резко обострились долговые проблемы развивающихся государств, финансовые кризисы затронули интересы иностранных инвесторов, многие из них столкнулись с проблемой дискриминационного отношения со стороны национальных правительств. Это привело к введению понятия странового риска, которое стали употреблять часто на интуитивном уровне, без четкого определения.

Здесь под страновым риском будет пониматься любой ущерб, наносимый иностранным инвесторам и фирмам в результате тех или иных решений принимающей страны, политических и военных событий в этой стране или неблагоприятного изменения на финансовых рынках.

Некоторое представления о величине страновых рисков дает табл. 12, где приведены оценки рисков при осуществлении инвестиционных проектов в сталелитейной отрасли.

Индексы странового риска при ведении проектов (в %)

Необходимо отличать риск страновой от чисто коммерческого. В первом случае речь идёт об убытках иностранного инвестора или фирмы в результате экономической политики или неблагоприятных событий в стране, принимающей инвестиции, во втором — об убытках, связанных с ошибками в коммерческой деятельности фирмы.

Читайте также  Инвестиции в банковской сфере элементы

На практике, однако, коммерческие и страновые риски тесно взаимосвязаны и их не всегда можно однозначно разделить. Так, если коммерческая фирма в стране, принимающей инвестиции, не осуществила платеж иностранной фирме из-за каких-либо неблагоприятных событий в этой стране, то такой риск считается политическим. Если же неплатеж есть следствие ошибок в хозяйственной деятельности первой фирмы, то риск не считается страновым. Однако определить истинную причину неплатежа не всегда возможно.

Сложности возникают и в случаях стихийных бедствий, которые влекут убытки у иностранных инвесторов. Обычно при повторяющихся стихийных бедствиях иностранные инвесторы включают возможные потери в оценку странового риска.

Страновые риски в целом можно разделить на экономические и политические. Под экономическими страновыми рисками понимается возможность частичной или полной неплатежеспособности страны перед нерезидентами, т.е. превышение внешних долгов страны по сравнению с международными ликвидными средствами, которыми она располагает. Политические страновые риски заключаются в прямых вмешательствах государства в деятельность иностранных фирм путем дискриминации, национализации и экспроприации.

Дискриминация состоит в предоставлении национальным предприятиям особых конкурентных преимуществ по отношению к размещенным в этой стране транснациональным корпорациям (ТНК), совместным предприятиям. Это может выражаться, например, в ужесточении налогообложения, повышении лицензионных сборов, пошлин и т. п. Хотя в этих случаях речь в основном идет об экономических мерах правительства, они причисляются к политическим рискам.

Под экспроприацией имеется в виду полное лишение иностранных инвесторов права распоряжения собственностью, которой они обладали на территории данного государства. При этом возможна частичная или полная компенсация убытков иностранного инвестора. При национализации, в отличие от экспроприации, иностранные инвесторы лишаются права собственности лишь частично (обычно более 51%)

Иногда в экономической литературе страновой риск отождествляется только с политическим. В этом случае можно говорить страновых рисках в узком смысле слова.

Экономические страновые риски влекут за собой риск убытка не только для нерезидентов, но и резидентов, особенно тех из них, которые ведут экспортно-импортные операции, поскольку эти риски вызваны неблагоприятными событиями на рынке. Это же относится к стихийным бедствиям.

Целесообразно риски осуществления прямых инвестиций разделить на микро- и макроэкономические. Микроэкономические риски относятся непосредственно к месту расположения прямых инвестиций и условиям окружающей среды в узком смысле слова, например, наличию достаточной территории для строительства (с учетом будущего развития), примыканию к транспортным артериям и транспортным системам, наличию рабочих определенной минимальной квалификации в месте осуществления инвестиций, достаточному снабжению водой и энергией с возможностью его расширения и т. д. Эти классы рисков ТНК может более надежно идентифицировать и оценить, а также воздействовать на их уменьшение.

К макроэкономическим страновым рискам можно отнести: (а) валютный риск; (б) процентный риск; (в) риск инфляции; (г) риск неконвертируемости; (д) риски, связанные с невыполнением условий кредитных соглашений: трансфертный риск; мораторий и (или) пересмотр условий погашения долга; риск отказа от признания долга или его дальнейшего обслуживания.

Валютные риски возникают из-за того, что при существовании подвижных валютных курсов происходят изменения стоимости обязательств и требований (включая объем капитала, инвестированного за границей) дочерней компании по отношению к материнской, а также ТНК в целом. Если в стране используют фиксированные валютные курсы, то правительство может периодически осуществлять их пересмотр либо в сторону повышения (ревальвация), либо в сторону понижения (девальвация). В этом случае говорят о рисках изменения паритетов (риск девальвации и ревальвации).

Как правило, нерезиденты стремятся к нейтрализации валютного риска, и лишь в спекулятивных случаях — к возможному использова­нию изменений валютного курса. Так как при долгосрочных прямых инвестициях хеджирование валютного риска с использованием срочных валютных сделок невозможно и обратный трансферт вложенных средств большей частью не предусматривается, оценка курсового риска ограничивается главным образом его возможными воздействиями на трансферт прибыли дочерними компаниями материнской.

Как правило, прямые инвестиции, предпринятые в определенной стране на перспективу, не терпят краха из-за риска изменения валютного курса. С другой стороны, инвестиция за рубежом может вообще быть вынужденной вследствие непрерывной ревальвации валюты экспортирующей страны (экспорт становится при этом невыгодным), а именно тогда, когда конкурентоспособность экспортирующего предприятия подвергается существенной угрозе на соответствующем рынке, и благодаря основанию производственной единицы за рубежом удается восстановить статус-кво.

Исходным моментом для оценки валютного риска являются определенные общеэкономические показатели страны предполагаемых инвестиций, например уровень инфляции в текущем году и его изменения, а также степень импортной зависимости страны размещения инвестиций и объем экспортной доли страны, к которой принадлежит данное предприятие. Последний индикатор важен потому, что, несмотря на перемещение производства потенциального инвестора в другую страну экспорт других предприятий может возрастать и далее, и это может привести к дальнейшему росту валютного курса по отношению к другим странам и вызовет, безусловно, снижение стоимости прибылей, переводимых филиальными отделениями, в страну материнской компании, выраженной в национальной валюте.

Отказ от признания долга или отказ (полный или частичный) от его дальнейшего обслуживания как разновидности кредитного риска имеют для иностранных фирм и инвесторов наиболее тяжелые последствия. При этом отказ от признания долга осуществляется часто на государственном уровне, что влечет за собой и невыплаты по долгам фирмами и банками данной страны. Примером является отказ СССР от выплаты по царским долгам. Некоторые развивающиеся страны, получив крупные займы от международных финансовых организаций, прекратили обслуживание своих долгов.

Пересмотр условий погашения долга, в том числе сроков его погашения, т.е. мораторий, являются более мягкими формами кредитного риска. При этом пересмотр условий погашения долга может включать также снижение ставки процента, непогашение части основного долга. Случай моратория вкупе с пересмотром условий погашения долга имел место при отсрочке в 1998 г. Россией выплат долгов по ГКО, причем как резидентам, так и нерезидентам, с конвертацией ГКО в новые валютные бумаги.

Читайте также  Инвестиции и доходы заработок интернет

Трансфертный риск заключается в невозможности или затрудненности перевода средств (прибыли, процентных платежей и т. д.) за рубеж частными фирмами и лицами. Он вызывается валютными ограничениями в стране, которые могут относиться либо ко всем валютным ценностям, либо к их части, например, только к средствам, полученным от финансовых операций.

Риск ставки процента — это риск того, что изменение ставок процента на рынке приведет к колебаниям цен долговых обязательств. Риск процентной ставки влияет на такие долговые обязательства, как государственные, корпоративные и муниципальные облигации. Риск ставки процента имеет большее воздействие на долгосрочные облигации, чем на краткосрочные. Если ставка процента повышается, то цена долгосрочных облигаций снижается больше, чем цена краткосрочных. Если ставка процента снижается, то цена долгосрочных облигаций поднимается больше, чем цена краткосрочных.

Иностранные инвесторы или кредиторы допускаются обычно не ко всем долговым обязательствам страны. Но для тех обязательств, по которым такой допуск осуществлен, процентный риск имеет для нерезидентов существенное значение. Часть страновых обязательств, например, в форме еврооблигаций, распространяется на международных финансовых рынках, на которых формируются иные, чем в стране-эмитенте, экономические условия и, соответственно, возникают другие риски.

Для минимизации риска ставки процента инвестор может приобрести либо краткосрочные ценные бумаги, либо долговые обязательства с меняющейся ставкой процента. Меняющаяся ставка процента снижает риск ставки процента определенного выпуска долговых обязательств. При общем повышении ставок процента ставка процента конкретного выпуска облигаций также увеличивается. Так как ставка процента облигаций увеличилась, рыночная цена облигаций не снизится так же, как цена облигаций с фиксированной ставкой процента.

Риск инфляции или покупательной способности — это риск того, что деньги потеряют свою покупательную способность через некоторый период времени. Наиболее подвержены этому риску ценные бумаги с фиксированным доходом. Если, к примеру, инвестор приобрел государственные облигации номинальной стоимостью в 1000 руб. со сроком погашения через 10 лет и купонной ставкой 20%, то реальные доходы, которые он будет получать в течение этого срока, составят приблизительно разницу между фиксированной купонной ставкой и темпом инфляции. Погашенные через 10 лет облигации принесут ему номинальную сумму в 1000 руб., приведенная стоимость которой может быть найдена путем дисконтирования. Наименее чувствительны к риску покупательной способности обыкновен­ные акции, подверженные, однако, инвестиционным рискам.

Идентификация наличия страновых рисков — неоднозначная зада­ча, и в определенной мере ее решение носит субъективный характер.

В интересах создания четкой правовой базы законодательства большинства стран определяют политические страновые риски хотя и в достаточно широком, но все же завершенном смысле. Так, например, в Германии используется классификация политических рисков по потерям, которые могут возникнуть в связи со следующими причинами: (а) национализация, экспроприация, вмешательства высокого уровня (правительственные) или, напротив, противозаконное бездействие в случаях, когда вмешательство было необходимо (в целом трактуется как случай экспроприации); (б) война или прочие вооруженные споры, революция или волнения; (в) запрет на платежи или моратории (случай моратория); (г) невозможность конвертации или трансферта денежных сумм, которые были выплачены в Германии.

Сложным является вопрос об определении обязательств о возмещении ущерба. На практике предпосылки для обязательств о возмещении ущерба страной можно считать выполненными лишь при наличии поведения высших инстанций, которое в такой мере затрагивает предприятие с иностранным капиталом, что его нормальное функционирование стано­вится невозможным или ему причинен значительный вред. Имеющие место на практике обстоятельства, например уменьшение прибыли по сравнению с ожидавшимся уровнем, нельзя отнести к таким случаям.

Также и изменения в законах, которые неблагоприятным образом подействовали на предприятие с иностранным участием, не представляют, как правило, основания для обязательной компенсации ущерба. Только если иностранному инвестору были представлены гарантий против изменения каких-либо законов, например в сфере налогов, пошлин и концессий, или заранее определен порядок и размеры возмещения ущерба в случае каких-либо изменений, можно ожидать с большой вероятностью устранение отрицательных последствий.

Причины политических рисков точно так же многослойны и включают, по сути, два фактора: «внешнюю политику» и «внутреннюю политику». В то время как внешнеполитические риски могут возникнуть из-за вступления страны в политический альянс или из враждебного поведения других государств по отношению к стране осуществления инвестиций (что затем ведет, например, к ограничению экспортной деятельности иностранной единицы ТНК) внутриполитические риски имеют различный сценарий, причины чего часто следует искать в идеологических трениях партий. Кроме того, сюда относятся политические риски из-за социальных волнений, слабости правительств, недобросовестной администрации и из-за неэффективной правовой защиты товаров.

С понятием странового риска тесно связано понятие инвестиционного климата в стране. Он показывает привлекательность страны для уже действующих и потенциальных инвесторов с точки зрения законодательства, политики, налогов (условно субъективные факторы). Его рассматривают в совокупности с обеспеченностью страны ресурсами, необходимыми для реализации проектов (объективные факторы). Первая группа факторов оказывает в первую очередь влияние на степень риска вложений в проект, вторая — на доходность проекта. Можно выделить следующие основные факторы, влияющие на привлечение ПИИ: (а) географическое распределение ресурсов и рынков; (б) конкуренция цен на ресурсы; (в) долгосрочный потенциал и размер рынка; (г) политическая стабильность; (д) политический либерализм; (е) стабильная правовая система; (ж) развитая инфраструктура; (з) социально-культурная близость.

Первые три фактора относятся ко второй группе, а остальные — к первой.

Применительно к России исследования показали, что иностранных инвесторов здесь привлекают (в порядке уменьшения привлекательности): (а) величина рынка сбыта; (б) наличие квалифицированной рабочей силы; (в) издержки на оплату труда в соответствии с развитыми странами.

Величина рынка сбыта определяется платежеспособным спросом потребителей. В России этот фактор имеет большое значение, поскольку иностранные предприятия, создаваемые здесь, ориентированы в основном на продажу продукции на местном рынке.

Источники: http://studwood.ru/1571345/ekonomika/ponyatie_vidy_klassifikatsiya_riskov_osuschestvlenii_inostrannyh_investitsiy, http://studopedia.info/9-72492.html, http://studopedia.su/7_36213_tema—finansovie-i-stranovie-riski-pri-osushchestvlenii-pryamih-inostrannih-investitsiy.html

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос