Прямые иностранные инвестиции в юфо

Прямые иностранные инвестиции в юфо

ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОСТОВСКУЮ ОБЛАСТЬ

В настоящее время использование зарубежных капиталовложений имеет важное значение для развития экономики России. В последнее десятилетие России приходится решать трудные вопросы, связанные с привлечением иностранных инвестиций. Зарубежные инвестиции рассматриваются не только как один из источников дополнительных капитальных вложений, но и как способ приобретения новых технологий, получения необходимого опыта в управлении финансами и производством. Во всем мире идет борьба за потенциальных инвесторов. Россия в этой борьбе пока что уступает своим иностранным конкурентам, занимая 91 место в рейтингах инвестиционной привлекательности [4].

Ростовская область является одним из крупнейших и наиболее инвестиционно-привлекательных регионов РФ. Благоприятный инвестиционный климат в области достигается за счет высококвалифицированной рабочей силы, хоть и с небольшим уровнем заработной платы. Также необходимо отметить выгодное географическое положение: выход к Черному, Средиземному морям; высокие запасы природных ресурсов; довольно развитая транспортная инфраструктура.

Инвестиционная политика области строится в соответствии со стратегией социально-экономического развития до 2020 года, а также Областной долгосрочной целевой программой «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область на 2012–2015 годы». Ростовская область в числе первых субъектов Российской Федерации приняла областной Закон «О поддержке инвестиционной деятельности на территории Ростовской области» в начале 1998 года. Принятие данного закона положило начало формированию законодательной базы региона, направленной, прежде всего, на создание благоприятной среды для развития конкурентоспособного бизнеса, ориентированного на жесткие требования мирового рынка, укрепление финансового положения реального сектора экономики при одновременном обеспечении бюджетной системы стабильными доходными источниками [4].

Для предоставления льгот инвесторам, в регионе в 2004 году был рассмотрен областной закон № 151-ЗС «Об инвестициях в Ростовской области». Согласно которому, должны устанавливаться налоговые льготы на прибыль инвесторов осуществляющих свою деятельность на территории области [2]. За счет предоставления государственных гарантий, субсидий, а также благодаря работе «Агентства инвестиционного развития Ростовской области», в регион привлекаются инвестиции, а также рассматриваются инвестиционные проекты.

Удельный вес инвестиций приблизительно составляет 500 млрд. долларов. Несмотря на привлекательность факторов в Ростовской области, невысоким остается уровень инвестирования в аграрную сферу. Хотя здесь имеется свыше 100 инвестиционных площадок. Это связано с неопределенностью рынка сбыта продукции, высокой конкуренции с иностранными производителями, высокими налоговыми ставками.

В последнюю пятилетку инвестиции в основной капитал увеличивались (от 20 до 44 %). Однако в 2010 году наблюдалось резкое снижение инвестиционной деятельности. Одной из важнейших причин такого падения являлся мировой финансовый кризис. Объем инвестиционных поступлений в экономику Дона составил 152116,2 млн. руб. на 15,9 % меньше аналогичного периода 2009 года. Четыре инвестсоглашения на общую сумму 2,5 млрд руб. подписал губернатор Ростовской области на Петербургском международном экономическом форуме. Два из них направлены на развитие и модернизацию сферы ЖКХ, один будет способствовать развитию в регионе вертолетного кластера, четвертый же поможет ростовским производителям адаптироваться в современных рыночных условиях [5].

Иностранные инвестиции поступили более чем из 30 стран мира. Основная доля зарубежного инвестирования приходится на Швейцарию, более двух третей объема. Наибольший объем инвестиций формируется за счет торговых кредитов.

По итогам работ последних лет в Ростовской области реализовано большое количество проектов, связанных с аграрным производством. Примерами наиболее выгодных проектов по вложению инвестиций являются:

1. Создание агрокомплекса по выращиванию цыплят-бройлеров и переработке ООО «Оптифуд-Центр». Общий объем инвестиций составил 3,0 млрд. рублей. Создано 298 новых рабочих мест.

2. Строительство свиноводческого комплекса, комбикормового завода и скотоубойного предприятия ООО «Русская свинина, Миллерово». Объем инвестиций составляет 2,4 млрд. рублей, создано 161 новое рабочее место.

Все эти проекты смогли быть реализованы благодаря активной работе и поддержке администрации РО.

На наш взгляд привлечение иностранных инвестиций в экономику Ростовской области поможет решить проблемы в области социально-экономического развития:

– продвижения Ростовских товаров и технологий на внешний рынок;

Читайте также  Бизнес идея выездная диагностика автомобиля

– помощь в расширении экспортного потенциала и развитие импортозамещающих производств в аграрной сфере;

– создания новых рабочих мест и внедрение прогрессивных форм организации производства;

– возможности развития производственной инфраструктуры [5].

Для оценки рисков инвестиционной деятельности РО, обнаружения факторов, влияющих на вложение инвестиций и принятия эффективных управленческих решений, необходимо постоянно проводить анализ данного вида деятельности.

Использование зарубежных капиталовложений является объективной необходимостью. Привлечение иностранных инвестиций необходимо для эффективного развития экономики страны в целом. Основные мероприятия правительства РФ должны быть направлены на привлечение прямых инвестиций, так как они способствуют развитию производственных сил, способствуют росту экспорта.

Инвестиционная привлекательность Ростовской области не исчерпывается системой льгот для инвесторов и субсидий для производителей инновационной продукции. Она включает в себя и политическую стабильность, и прозрачность госзакупок, и наличие антикоррупционных механизмов в управлении. Правительству необходимо делать все для того, чтобы инвестор понимал: вложения в область – выгодные и надежные.

И, в заключение нужно сказать, что необходимо привлекать не только прямые, но и интеллектуальные инвестиции, способствующие научному развитию страны. Применение различных результатов научной деятельности, может дать высокие темпы роста всех отраслей производства.

1. Баранова И. В. Институциональные условия развития современных форм агропромышленной интеграции в России // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2007.

Инвестиционный климат Краснодарского края и иностранные инвестиции в экономике края.

18. Структура экономики Астраханской области как основа товарной структуры ее экспорта и импорта. Динамика внешнеторгового оборота и его географические направления.

19. Структура экономики Волгоградской области как основа товарной структуры ее экспорта и импорта. Динамика внешнеторгового оборота и его географические направления.

20. Особенности экономического развития республики Адыгея и республики Калмыкия. Их конкурентные преимущества и недостатки. Внешнеторговый оборот, структура экспорта и импорта.

21. Основные направления повышения эффективности региональной ВЭД

22. Применения программно-целевого подхода.

23. Транснационализация региональной экономики.

24. Концепция инвестиционной привлекательности республики Адыгея: цели и значение для привлечения иностранных инвестиций

25. Концепция инвестиционной привлекательности республики Калмыкия: цели и значение для привлечения иностранных инвестиций

26. Структура экономики республики Адыгея как основа товарной структуры ее экспорта и импорта. Динамика внешнеторгового оборота и его географические направления.

27. Структура экономики республики Калмыкия как основа товарной структуры ее экспорта и импорта. Динамика внешнеторгового оборота и его географические направления.

28. Внешнеторговый оборот Ростовской области: состояние, динамика, тенденции и проблемы.

29. Внешнеторговый оборот республики Адыгея: состояние, динамика, тенденции и проблемы

30. Внешнеторговый оборот республики Калмыкия: состояние, динамика, тенденции и проблемы

31. Южный Федеральный округ, его образование, изменения и место в региональном разделении труда.

32. Транснационализация региональной экономики и ее роль в развитии внешнеэкономичееких и международных связей субъектов ЮФО

33. Регион как подсистема национальной экономики: административно-территориальный и воспроизводственный подход.

34. Прямые иностранные инвестиции в экономике Ростовской области.

35. Сельскохозяйственный, производственный, рекреационный, научно-технический, инвестиционный потенциал, природно-климатические условия геополитическое расположение Краснодарского края.

36. Задачи совершенствования внешнеэкономической деятельности ЮФО в условиях модернизации российской экономики

37. Укрупнение регионов, как способ обеспечение их конкурентоспособности

Особенности экономического развития Краснодарского Края Валовой региональный продукт: объем, динамика, структура.

39. Производственно-инвестиционная модель сотрудничества субъектов ЮФО с зарубежными партнерами.

40. Кластеризация региональной экономики

Пример билетов для проведения итоговой аттестации

Внешнеэкономическая деятельность регионов Юга России

Крутов Олег Андреевич, аспирант Института экономики и внешнеэкономических связей, Южный федеральный университет, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

В современных условиях возрастает геоэкономическая роль Юга России, что обусловлено нахождением на его территории точки пересечения мировых коммуникаций, транзитных путей, связывающих Европу и Азию, Север и Юг, Восток и Запад. Наряду с этим фактом, происходят существенные изменения мирового развития, вызванные экономическим кризисом. В свою очередь, ареал мировых глобализационных процессов постоянно расширяется, глобализация становится более разнонаправленной, многополярной, так, например, усиливается влияние стран группы БРИКС [1]. Этому сопутствовали и ряд важнейших для России долгосрочных внешнеэкономических событий, таких, как вступление страны в ВТО в 2011 году, образование Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Казахстана и Белоруссии. При этом внешнеэкономическая деятельность и международные связи российских регионов, и Юга России в частности, становятся все более значимыми. Во внешнеэкономической стратегии Российский Федерации до 2020 года, принятой в 2008 г. [1], указывается на необходимость еще более активного включения российских регионов во внешнеэкономическую деятельность.

Читайте также  Бизнес идеи для малого бизнеса в польше

Объективные и субъективные факторы, влияющие на развитие регионов страны

На сегодняшний день согласно административно-территориальному делению Юг России состоит из двух федеральных округов: Северо-Кавказского и Южного.

Признаком практически любой национальной экономики является неравномерность ее развития. Следует подчеркнуть, что тренд неравномерности развития регионов России усиливается. С одной стороны, этому способствуют объективные факторы (природно-климатические условия, наличие природных ресурсов, населения, состояния различных видов инфраструктуры, отраслевой структуры и пр.), а с другой – субъективные факторы (государственная политика, состояние и эффективность нормативно-правовой базы и пр.). Одним из субъективных факторов, оказывающих значительное влияние на неравномерность развития регионов России, являются повсеместно проводимые реформы.

Неравномерность развития присуща и ряду регионов Северо-Кавказского федерального округа, притом, что объединение в его составе происходило по социально-экономическим показателям и общности проблем. Ярко выраженным исключением из этого списка выступает Ставропольский край, который по большинству показателей более схож с регионами Южного федерального округа, чем с регионами СКФО. Ставропольский край наиболее успешный в экономическом развитии регион. По этому же принципу можно выделить и Северную Осетию, которой свойственны динамично-поступательные показатели развития. В целом все субъекты Северо-Кавказского федерального округа развиваются неравномерно, но нет существенного отрыва в развитии какого-либо субъекта.

Внешнеэкономическая деятельность Северо-Кавказского и Южного федеральных округов

Особенностью СКФО является то, что все входящие в него регионы в настоящее время дотационные. В Чеченской, Ингушской и Карачаево-Черкесской республиках дотации федерального бюджета достигают критического размера – 80%. Тогда как доходы, получаемые из сбора налогов, регионов СКФО не покрывают даже половины их расходов. При таком раскладе совсем не удивительно, что бюджетное финансирование в среднем больше чем по стране, как и численность государственных инвестиций. За последние 10 лет федеральный бюджет вложил в развитие Северного Кавказа 800 млрд руб., рост по сравнению с границей предыдущего десятилетия отмечен в 12 раз [2]. В бюджете Российской Федерации на 2011 год было заложено 6 млрд руб. для инвестиционного фонда, из которых 3 млрд руб. предназначалось для Северного Кавказа.

Создавая Северо-Кавказский федеральный округ, исходили при выборе субъектов из того, что регионы представляют собой схожие экономически отсталые образования, но все-таки не депрессивные, поскольку наблюдается динамично-поступательное развитие. Это создает удобство для выработки единых программ экономического развития на весь округ. В составе ни одного другого округа Российской Федерации не имеется такого количества отсталых в экономическом развитии субъектов. С другой стороны, регионы СКФО обладают рядом особенностей в экономическом развитии.

Не менее значимым для экономики и политики России является и Южный федеральный округ. С созданием в 2010 г. СКФО была преодолена существенная дифференциация регионов ЮФО по объемам внешнеэкономической деятельности. После падения в условиях кризиса 2008 г. постепенно восстанавливаются объемы внешнеэкономической деятельности. Так, в 2011 г. внешнеторговый оборот увеличился на 42% относительно объемов 2010 г. [3]. Рассмотрим тенденции, происходящие в этой деятельности, более подробно.

По данным Федеральной таможенной службы России, за первое полугодие 2012 г. Северо-Кавказский федеральный округ занимает последнее место среди всех федеральных округов России по объему внешнеторгового оборота, а по темпу его роста опережает лишь Сибирский и Дальневосточный округа (см. рис. 1).

Южный федеральный округ по росту экспортной составляющей внешнеторгового оборота занял второе место среди всех округов, тогда у СКФО наблюдается лишь небольшой рост (см. рис. 2, расчеты автора). Если обратиться к анализу объемов экспорта по отдельным субъектам ЮФО и СКФО, то можно зафиксировать следующее: Ростовская область, Краснодарский край, Волгоградская область и Ставропольский край являются доминирующими регионами по абсолютным показателям внешней торговли, нарастили экспорт в 3–3,5 раза. Лидерами по динамике ВЭДА Юга России выступают некоторые республики Северного Кавказа: импорт Карачаево-Черкесской Республики увеличился в 28 раз, Кабардино-Балкарской Республики – в 13 раз, а экспорт Карачаево-Черкесской Республики – в 9,7 раза. Слабая включенность регионов Северного Кавказа в ВЭД обусловлена состоянием промышленного производства, недостаточностью производства конкурентных товаров» [4].

Читайте также  Бизнес идеи связанные с увлечениями

Однако при этом относительно первого полугодия 2011г. среди всех округов в ЮФО снизились объемы импортных операций, показатель по темпу роста импорта составляет 97% (см. рис. 3, расчеты автора).

Из анализа приведенных данных можно сделать вывод о необходимости развития внешнеэкономической деятельности СКФО и ЮФО, которая должна учитывать внутренние и внешние факторы, влияющие на структуру, объем, и географическое распределение внешнеторговых потоков региона.

Другой важной формой международной активности регионов являются иностранные инвестиции. Инвестиционная активность способствует устойчивому развитию любой региональной экономики, а иностранные инвестиции в этом случае являются важной составляющей внешнеэкономической деятельности и ресурсом регионального и социально-экономического развития. В привлечении иностранных инвестиций немаловажную роль играет инвестиционный климат, от привлекательности которого зависит объем и структура инвестиций, а, следовательно, конкурентоспособность региона в борьбе за их привлечение. В субъектах ЮФО и СКФО привлечение иностранных инвестиций крайне неравномерно. Наибольший объем приходится Ростовскую область, которая привлекала в 2010 г. в экономику региона 63% от общего их объема в ЮФО. В Краснодарском крае их поступление в 2010 г. составило 543 млн дол., Волгоградская области – 10 млн дол. Из семи субъектов СКФО только два – Дагестан и Ставропольский край – привлекают иностранные инвестиции. Согласно данным, отражающим объем иностранных инвестиций в расчете на 1 жителя федерального округа Российской Федерации в 2011 году, СКФО имеет самый низкий показатель, ЮФО делит предпоследнем место с СФО (см. рис. 4) [4].

Более показательными являются данные по каждому субъекту Юга России (см. рис. 5).

Таким образом, 7 регионов Юга России из 13 не привлекают иностранные инвестиции, 6 из них входят в состав Северо-Кавказского федерального округа и лишь один в ЮФО. По общему объему иностранных инвестиций на одного жителя с большим отрывом лидирует Ростовская область, тогда как по прямым – Республика Адыгея.

Из графиков видно, что в структуре иностранных инвестиций преобладают инвестиции, не относящиеся к прямым: торговые и банковские кредиты и т.д.

1. Среди главных причин сложившейся крайне неудовлетворительной инвестиционной ситуации в республиках Северного Кавказа выделяется их низкая инвестиционная привлекательность. Если сравнивать с общероссийской, то в среднем она ниже в 1,5–3 раза. Низкий уровень инвестиционной привлекательности республик СКФО определяется низким инвестиционным потенциалом и очень высоким уровнем инвестиционных рисков. Тем не менее, инвестиционный климат в ряде регионов Юга России постепенно улучшается, чему свидетельствует динамика привлечения иностранных инвестиций.

2. Для развития внешнеэкономической деятельности регионов Юга России необходимо более активно применять различные меры государственного регулирования, способствующие росту объема экспорта товаров, производимых в регионе. Другим инструментом, позволяющим улучшить инвестиционный климат, являются еврорегионы. Согласно распоряжению Правительства РФ от 05.09.2011 № 1538-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года» создание еврорегиона, в частотности «Донбасс», рассматривается как механизм или инструмент развития внешнеэкономических связей региона. Иными словами, еврорегион представляет собой правовую форму или модель, включающую в себя инструментарий наращивания потенциала для развития внешнеэкономических связей региона.

[1] БРИКС (от англ. BRICS) – пять быстроразвивающихся стран, среди которых: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика. – Прим. ред.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Опубликовано в журнале

Российское предпринимательство
Индексируется РИНЦ
Включен в Перечень ВАК
Импакт-фактор РИНЦ: 0,509

Источники: http://velib.com/read_book/kollektiv_avtorov/razvitie_predprinimatelstva_problemy_tendencii_i_perspektivy_sbornik_nauchnykh_trudov/zarubezhnye_investicii_v_rostovskuju_oblast/, http://infopedia.su/14xa21.html, http://creativeconomy.ru/lib/7740

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос