Приватизация как инвестиции в рб

Иностранные инвестиции: сохранение прежнего сценария привлечения капитала

В 2014 году темпы притока иностранного капитала в Беларусь оставались низкими. Приватизация, как и ранее, рассматривалась лишь с фискальной позиции, что и объясняет отсутствие значимых приватизационных сделок.

Основным источником инвестиций являлись внешние кредиты. По причине низкой активности инвесторов и недовольства бизнеса отложено принятие решения по законопроекту об усилении роли и контроля государства в акционерных обществах.

  • привлечение иностранного капитала за счёт внешних займов;
  • проведение приватизации исключительно в виде небольших единичных сделок;
  • наличие внутреннего рынка как основной площадки для размещения долговых государственных и корпоративных бумаг.

Общие сведения

В 2014 году правительство планировало привлечь порядка USD 3.5 млрд в виде прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Из этой суммы USD 2.5 млрд рассчитывали получить за счёт продажи госсобственности и привлечения ПИИ на чистой основе, оставшиеся 1.5 млрд – за счёт внешних и внутренних заимствований. Достичь поставленных задач не удалось. Объём привлечённых прямых иностранных инвестиций за прошедший год составил USD 1.832 млрд, 1 что ниже (82%) соответствующего показателя за 2013 год, который составил USD 2.246 млрд. В целом суммарный объём иностранных инвестиций, привлечённых страной в 2014 году, оказался значительно ниже результатов 2013 года (USD 7.6 млрд) и составил приблизительно USD 4.1 млрд.

Валовой внешний долг за год вырос приблизительно на 9.4%: если по состоянию на 1 января 2014 года он равнялся USD 39.6 млрд (54.4% от ВВП), то год спустя – USD 40.1 млрд (52.8% от ВВП). Внешний государственный долг за год вырос приблизительно на 5.6%. На 1 января 2015 года он составил 17.2% от ВВП при пороговом значении 25%, в денежном выражении – USD 13.1, тогда как годом ранее – USD 13.0 млрд.

При этом на 2013–2014 годы пришлись основные выплаты по кредиту, полученному в рамках стенд-бай программы в 2009–2010 годах. В 2014 году Беларусь погасила порядка USD 1.2 млрд своих обязательств перед МВФ. Общий же объём выплат по всем внешним долгам за январь-сентябрь 2014 года составил USD 4.1 млрд.

Структура иностранных инвестиций, пришедших в Беларусь в 2014 году, показывает, что основную часть (56.1%) составляют «другие внешние обязательства», то есть кредиты и займы правительства и банков, различные коммерческие кредиты. Далее следуют ПИИ, доля которых в общем объёме равняется 44.4%,тогда как доля привлечённых портфельных инвестиций – 0.1%.

Прямые иностранные инвестиции и приватизация

В 2014 году объём привлечённых ПИИ на чистой основе составил USD 1.832 млрд при плане на год в USD 2.5 млрд. 2 Если посмотреть на структуру привлечённых средств, то можно отметить несколько важных моментов.

Предполагалось, что USD 2.5 млрд должны быть привлекаться реальным сектором экономики за счёт приватизации государственных активов, которые находятся под контролем различных министерств и концернов. Однако данный способ позволил привлечь лишь USD 81.6 млн. Большая же часть средств (USD 1.44 млрд) поступила от юридических лиц без ведомственной подчинённости.

Как и в предыдущие годы, основным источником притока прямого иностранного капитала в экономику Беларуси явились реинвестированные доходы белорусских предприятий: в 2014 году их объём составил USD 873.6 млн (48%). На иностранные инвестиции в форме акционерного капитала пришлось USD 617.4 млн (33.7%), оставшаяся доля (18.6%) – это операции с долговыми инструментами.

По данным Белстата, доля прямых иностранных средств, направленных в промышленность, составила 12.2% за год. 3 Картина ничем не отличается от ситуации, которая наблюдалась несколько лет назад. На тот момент доля средств, идущих в промышленность, составляла 10%. Это весьма низкий уровень с учётом того, что на сегодняшний день одной из ключевых задач является создание высокотехнологичных производств и модернизация промышленного сектора и экономики в целом.

Что касается приватизационного процесса, то в 2014 году план по продаже государственных активов оказался проваленным. Данные Белстата свидетельствуют о том, что сумма проданных пакетов акций (составляющих более 10% в уставном фонде), принадлежащих государству (по данным Госкомимущества), составила USD 15.8 млн. Причина столь низкой активности заключается в изменении отношения к приватизации со стороны правительства.

В Беларуси наиболее активная фаза приватизация пришлась на 2008–2011 годы, однако уже в 2012 году произошли качественные изменения в процедуре, что повлияло на результат. Возврат к плановым спискам и пролонгация процесса принятия решения по каждому из активов на продажу привели к тому, что в последние годы приватизационные сделки практически не осуществляются. Более того, как утверждает Г. Кузнецов, председатель Госкомимущества Республики Беларусь, длительность процедуры по подготовке актива к приватизации оказывает негативное влияние на интерес инвесторов, которые переключают своё внимание на более интересные активы вне Беларуси.

Таким образом, из единичных продаж, произошедших в 2014 году, можно отметить выкуп государственной доли ОАО «Белгипс» российской корпорацией «Волма»: 99.5% акций компании проданы за USD 5.27 млн. Кроме того, российский государственный банк «ВТБ» выкупил оставшиеся 2.63% акций ЗАО «Банк ВТБ», тем самым доведя свою долю до 100%; ориентировочная сумма продажи миноритарного пакета составила USD 2 млн. Белорусско-польское СООО «Конте Спа» выкупило оставшиеся 19.39% акций ОАО «Брестский чулочный комбинат» у государства, заплатив за них BYR 39 млрд.

На протяжении года власти предпринимали неоднократные попытки активизировать приватизационный процесс, однако эффект оказался нулевым. В качестве примера можно упомянуть несколько попыток продажи госпакетов крупных активов, интереса к которым не наблюдалось.

В частности, проводился очередной конкурс по продаже 51% государственной доли в СООО «МТС». Процесс продажи госдоли мобильного оператора ведётся с 2011 года, но краеугольным камнем по-прежнему остаётся вопрос цены. В 2008 году заявленная стоимость пакета в USD 1 млрд вызвала критику и несогласие инвесторов. В конце 2013 года Беларусь снизила стоимость продажи до USD 863 млн, однако и эта уступка не добавила привлекательности активу, поскольку ожидалось, что стоимость белорусской «дочки» будет сопоставима с рыночным мультипликатором оценки российской ОАО «МТС». Попытка продажи блокирующего пакета 25% + 1 акций ОАО «Гродно-Азот» по цене не менее USD 414 млн также не увенчалась успехом: на конкурс по продаже не поступило ни одной заявки.

Более успешными в вопросе кооперирования с иностранными инвесторами оказались частные компании. В 2014 году заключены знаковые сделки в IT секторе, который сегодня является одним из основных генераторов поступления валюты в страну. Компания-разработчик мобильных приложений Apalon поглощена американской компанией IMindspark; ориентировочная сумма сделки составила USD 80–100 млн. Российская интернет-компания Mail.ru Group выкупила у белорусской компании MapsWithMe GmbH картографический сервис MAPS.ME приблизительно за USD 30 млн.

В блоке Greenfield инвестирования следует отметить важную роль литовского капитала. Так, литовская компания ARVI заявила о намерении потратить порядка EUR 70 млн на строительство комбикормового завода в Могилёвской области и ферм по выращиванию и откорму индюшек, а также на реконструкцию Белыничского протеинового завода. Другая литовская компания «Модус Групп» планирует вложить EUR 10 млн в строительство солнечной электростанции. Наконец, компания Capital City собирается инвестировать порядка USD 70 млн в строительство спортивно-оздоровительного центра и многофункционального комплекса в Минске.

Если говорить о вложениях средств белорусскими игроками, то и здесь можно выделить ряд соглашений. Национальный банк Республики Беларусь выкупил 100% акций ОАО «Банк Москва–Минск» за USD 55.7 млн. Компания Wargaming реализовала опцион на покупку 1 млн американских депозитарных расписок китайской компании KongZhong за USD 5.94 млн, тем самым увеличив свою долю с 6.7 до 8.6%. Фонд прямых инвестиций «Зубр Капитал» приобрёл блокирующий пакет акций компании «СофтКлуб» за USD 14 млн.

Портфельные инвестиции

Несмотря на активное рекламирование на road-show в конце 2013 года, экономические причины не позволили Беларуси разместить свои суверенные облигации на рынках Европы и Азии. На протяжении года наблюдалось колебание котировок уже размещённых евробондов.

Первая половина года оказалась чрезвычайно благоприятной. Весьма вероятно, что чемпионат мира по хоккею, проходивший в Минске в мае 2014 года, положительно сказался на имидже Беларуси в мире, что повлекло за собой рост цен еврооблигаций и соответствующее снижение ставок. В июне-июле зафиксированы исторически минимальные значения уровня доходности: для 5-летних евробондов с погашением в 2015 году уровень в июне составил 5.09%; для 7-летних евробондов с погашением в 2018 году доходность в июле упала до 6.06%.

Однако разразившийся нефтяной кризис, ухудшение отношений России с мировым сообществом, прямая зависимость Беларуси от восточного соседа и девальвация национальной валюты сказались на положении белорусских долговых бумаг. В результате к концу 2014 года их доходность возросла до 19.19% (с погашением в 2015 году) и 11.87% (с погашением в 2018 году). Столь значительный рост ставок крайне негативно влияет на возможность нового размещения суверенных еврооблигаций. Ещё осенью 2014 обсуждалось потенциальное размещение 10-летних бумаг на сумму USD 1–1.5 млрд. Однако в нынешних условиях этот вариант привлечения внешнего капитала становится очень дорогостоящим.

В 2014 году продолжилась практика размещения государственных бумаг на внутреннем рынке. Изначально министерство финансов планировало внутреннее заимствование в пределах USD 900 млн, за счёт выпуска валютных облигаций для физических (USD 100 млн) и юридических лиц (USD 800 млн) лиц. В итоге удалось привлечь USD 355 млн и EUR 60 млн. В 2015 году правительство будет активно использовать внутреннее заимствование ввиду невыгодности внешнего.

Другие внешние обязательства

В январе-сентябре 2014 года чистые объёмы других внешних обязательств выросли на USD 1432.7, их доля в общем объёме привлечённого иностранного капитала составила 48.5%. Основная часть привлечена через внешние обязательства правительства Беларуси и коммерческие кредиты.

В декабре 2013 года подписано соглашение с правительством Российской Федерации о предоставлении дополнительного кредита на сумму до USD 2 млрд на срок до 10 лет. В конце июня 2014 средства поступили в казну и позволили улучшить ситуацию с ЗВР, повысив их на USD 1.1 млрд. Часть средств пошла на погашение ранее привлечённых ссуд.

Предполагалось, что в 2014 году будет получен шестой транш кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере USD 440 млн. Но поскольку Беларусь не выполнила ряд пунктов из специальной стабилизационной программы, решение о выделении кредита перенесено на 2015 год.

Наконец, в декабре 2014 подписано соглашение с Государственным банком развития Китая об открытии двух долгосрочных кредитных линий сроком на 15 лет на общую сумму до USD 1 млрд. Предполагалось, что полученные средства будут направлены на реализацию инвестиционных проектов в различных секторах экономики, а также на поддержку малого и среднего бизнеса.

Что касается внешнего заимствования, произведённого субъектами хозяйствования, то можно отметить следующие соглашения. Белорусские НПЗ открыли кредитные линии на финансирование текущей деятельности у БПС-Сбербанка и Сбербанка России на общую сумму EUR 150 млн. Евразийский банк развития принял решение об открытии ОАО «БелАЗ» и ООО «Алютех» трёхлетних кредитных линий на сумму USD 75 млн и 25 млн соответственно.

Читайте также  Бизнес идея принтер для бумаги

Сбербанк России решил предоставить РУП «Беларуснефть» две кредитные линии на общую сумму EUR 74 млн, а также USD 50 млн – ООО «Табак-Инвест». АСБ «Беларусбанк» продолжил практику привлечения синдицированных кредитов и подписал соглашения на общую сумму порядка EUR 133 млн. Схожие действия осуществил ОАО «Белорусский народный банк», привлекший USD 12 млн от ЕБРР и 6 млн – от МФК на срок до четырёх лет.

Меры по привлечению внешнего финансирования и улучшению инвестиционного климата

  1. Закон № 231-З «О рынке ценных бумаг» от 5 января 2015 года. Семнадцатого декабря 2014 года Палата представителей приняла законопроект «О рынке ценных бумаг», 18 декабря проект одобрен Советом Республики. Дата вступления закона в силу – 10 июля 2015 года. 4 В законе регулируется порядок эмиссии и обращения ценных бумаг, прописаны требования к профессиональным участникам рынка, а также пункты по предотвращению утечки информации.
  2. Отложено рассмотрение проекта закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества”». Ещё летом 2013 года в первом чтении принят проект закона о приватизации, который предполагал повышение роли государства в акционерных обществах путём внедрения государственных представителей. Предполагалось, что государство сможет принимать решения даже в тех акционерных обществах, где его доля не является мажоритарной. Бизнес-сообщество Беларуси и иностранные инвесторы весьма негативно восприняли данный проект. По причине потенциального снижения интереса со стороны иностранных инвесторов принятие законопроекта во втором чтении так и не состоялось. Скорее всего оно не произойдёт и в 2015 году.

Заключение

Согласно постановлению Совета министров № 1238 от 24 декабря 2014 года, в 2015 году предполагается проведение приватизации на общую сумму не менее USD 850 млн. 5 В идеале планируется расстаться с государственными долями в порядка 60 активах, среди которых ОАО «Могилёвхимволокно», ОАО «Горизонт», ОАО «БАТЭ», СООО «МТС». Однако шансы на реализацию поставленной задачи невелики. Как и в предыдущие годы, сохраняется несколько причин торможения приватизационного процесса.

С одной стороны, запрашиваемая государством цена значительно отличается от рыночной стоимости актива. С другой стороны, большая часть активов, предлагаемых к продаже, нерентабельные и убыточные, что и объясняет крайне низкий интерес. Дополнительным фактором, понижающим шансы на успешную приватизацию, является негативная экономическая ситуация в России, которая всегда выступала основным источником внешних денег для Беларуси. Однако в 2015 году её инвестиционная активность обещает быть невысокой, поскольку основное внимание будет уделено решению внутренних экономических проблем.

В 2015 году продолжится размещение валютных гособлигаций на внутреннем рынке. Одновременно с этим представляется маловероятным использование евробондов как инструмента привлечения внешнего финансирования ввиду тяжёлой экономической ситуации в Беларуси и соответствующих высоких рисков.

Таким образом, ухудшение экономической ситуации позволяет предположить, что в 2015 году ситуация с привлечением внешнего финансирования будет ещё сложнее, чем годом ранее. Повысить инвестиционную привлекательность может лишь гибкость в подготовке и продаже активов, а также изменение отношения к иностранным инвесторам. В противном случае единственным выходом останутся кредиты. Однако в текущих экономических условиях привлекать их будет намного сложнее, чем ранее.

«Платёжный баланс, международная инвестиционная позиция и валовой внешний долг за 2014 год. Предварительные данные.» Национальный банк Республики Беларусь. Web. 23 Mar. 2015.

«Постановление Совета Министров Республики Беларусь 13 января 2014 года № 17 “О показателях прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2014 год”.» Министерство финансов Республики Беларусь. 13. Jan. 2014. Web. 23. Mar. 2015.

«Об иностранных инвестициях за 2014 год.» Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Web. 23. Mar. 2015.

«Закон № 231-З “О рынке ценных бумаг” от 5 января 2015 года.» Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. 10 Jan. 2015. Web. 23 Mar. 2015.

«Постановление СМ РБ № 1238 от 24 декабря 2014 года “О показателях прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2015 год”.» Kodeksy-by.com. 25 Dec. 2014. Web 23 Mar. 2015.

Агентство социальной и политической экспертизы

Заместитель Министра экономики рассказал о преимуществах Беларуси для инвесторов, приватизации и улучшении бизнес-климата

Переоценить роль инвестиций в развитии экономики любой страны тяжело – практически невозможно. А потому за каждый потенциально вложенный рубль зачастую идет не просто соперничество, а настоящая борьба. Чем Беларусь может заинтересовать инвестора? Кто уже инвестирует в нашу экономику, и во что вкладывает Беларусь? Каким видится будущее Национального агентства инвестиций и приватизации? Какова отдача от проведения инвестиционных форумов? На эти и другие вопросы в интервью корреспонденту БЕЛТА ответил заместитель Министра экономики Павел Утюпин.

– Как вы оцениваете результаты полугодия по привлечению инвестиций – внутренних и внешних? Какова доля ПИИ?

– В январе-июне 2017 года использовано Br9,7 млрд инвестиций в основной капитал. Тем самым достигнут уровень прошлого года. Сохранена наметившаяся с марта текущего года тенденция оживления в инвестиционной сфере.

Опережающими темпами (116,2%) растут затраты на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, их удельный вес в общем объеме инвестиций в основной капитал увеличен до 37,3%. Инвестиции направляются в развитие реального сектора экономики, создание высокотехнологичных и современных производств.

Темп роста поступлений иностранных инвестиций к аналогичному периоду прошлого года сложился на уровне 104%.

Из поступивших по итогам полугодия в реальный сектор экономики $4,9 млрд иностранных инвестиций подавляющая часть – 83,1% ($4,1 млрд) – от прямых инвесторов, доля которых составляет не менее 10% акций и (или) паев в уставном фонде организации. Из них – на чистой основе (это тот расчетный показатель, который вносится в прогноз) – $883,5 млн.

– Какие страны являются основными инвесторами? Как меняются позиции в последние несколько лет?

– В настоящее время более 60 стран мира инвестируют в Беларусь. На протяжении последних лет основными прямыми инвесторами в Беларусь являются Россия и страны Европейского союза: на их долю в разные годы приходилось по 45–55% от общего объема прямых иностранных инвестиций.

В первом полугодии 2017 года этот тренд сохранился. Из России в Беларусь поступило 38,2% ПИИ, из стран ЕС – 53,7%, в том числе из Великобритании – 31,6% и Кипра – 8,5%.

В то же время мы прилагаем усилия для диверсификации инвестиционных потоков. Если 10 лет назад китайские инвестиции в Беларусь были на нулевом уровне, то сейчас КНР входит в топ-10 крупнейших инвесторов. За последнее десятилетие увеличился более чем в сто раз объем инвестиций из Турции (страна вошла в двадцатку лидеров по инвестированию в Беларусь), из Украины и Польши.

– Какие предприятия больше всего инвестируют в Беларусь? Какие проекты можно называть наиболее успешными за последнее время?

– В Беларуси созданы комфортные условия для эффективной инвестиционной деятельности, что подтверждается международными оценками. В рейтинге Doing Business-2017 Беларусь занимает 37-е место из 190 стран. Подтверждение этому – успешная реализация крупных инвестиционных проектов с участием национального и иностранного капиталов, работа компаний в различных сферах от пищевого производства, услуг связи до автомобилестроения.

В производственной сфере с участием иностранного капитала работают «Кока-Кола», «Санта Бремор», «Мидея Горизонт», «Джили», «Кроноспан», «ВиЭмДжи», «Капш», «Штадлер», в банковской системе – «Райффайзен», в сфере IT и программного обеспечения – IBM.

Расширяют производство, строя новые предприятия, «Кроноспан» в деревообработке, «Славкалий» – в разработке месторождений калийных солей, вошла на белорусский рынок и развивает логистический бизнес China Merchants Group.

В модернизацию производств активно вкладывают инвестиции отечественные компании «Амкодор», БелАЗ, БМЗ и другие.

За последние 4 года в республике количество компаний с иностранными инвестициями возросло на 40%, очевиден их развивающийся потенциал. При их доле порядка 8% от общей численности предприятий Беларуси они обеспечивают практически четверть валового объема выручки (23%) и четверть экспорта (23,4%).

– Рассчитываете ли вы на проявление большей активности международных финансовых институтов в отношении инвестирования в Беларусь?

– Правительство Беларуси активно развивает сотрудничество с ведущими международными финансовыми организациями.

Объем инвестиционного портфеля Всемирного банка в настоящее время составляет около $1 млрд, причем примерно 2/3 этой суммы привлечено за последние три года. За деньги банка реализованы 7 инвестиционных проектов по модернизации транзитного коридора М6 ($250 млн), системы здравоохранения ($125 млн) и образования ($50 млн). Кроме того, Всемирный банк оказывает нам ценную помощь в подготовке исследований и аналитических работ по выработке рекомендаций и проведению структурных преобразований в экономике.

Европейский банк реконструкции и развития за 25 лет работы в Беларуси инвестировал около 2 млрд евро для реализации около 70 проектов в разных секторах белорусской экономики. В прошлом году ЕБРР утвердил новую полноформатную Стратегию для Беларуси на 2016–2019 годы, предусматривающую активизацию работы в государственном секторе, и мы рассчитываем на существенное увеличение инвестиционного портфеля банка в Беларуси. Уже сегодня рассматриваем реализацию с ЕБРР проектов в сфере водоснабжения и водоотведения, утилизации твердых коммунальных отходов, энергоэффективности.

В текущем году мы подписали рамочное соглашение с Европейским инвестиционным банком, что открыло возможность привлечения финансовых ресурсов ЕИБ для реализации приоритетных инвестиционных проектов в сфере транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергоэффективности республики. Еще одно значимое для республики направление работы ЕИБ – поддержка малого и среднего предпринимательства путем выделения кредитных линий белорусским банкам-партнерам.

– Если бы нужно было коротко описать преимущества Беларуси для инвестирования, что бы вы назвали?

– Основное преимущество Беларуси для инвесторов вытекает из ее геополитического расположения – наша страна граничит с ЕС, а членство Беларуси в ЕАЭС гарантирует инвестору выход на 182-миллионный рынок потребителей и значительный человеческий, ресурсный и научно-технический потенциал.

Из других преимуществ Беларуси для инвесторов можно выделить человеческий капитал, высокий уровень образования и трудолюбие белорусов (наша страна находится в группе стран с высоким уровнем человеческого развития по классификации ООН, опережая такие страны, как Турция, Болгария, Сербия, Казахстан, Украина).

В стране действует прогрессивное инвестиционное законодательство, гарантирующее равные условия ведения бизнеса для иностранных и национальных инвесторов, а также около 60 двусторонних соглашений о защите инвестиций. Беларусь является членом Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций. Развитая и эффективная транспортная система позволяет сократить расходы на логистику, существует защита прав интеллектуальной собственности (республика участвует в ряде конвенций по авторским правам и правам собственности).

Несомненным плюсом является совокупность успешно действующих преференциальных режимов для осуществления инвестиций. Одни из них предназначены для содействия развитию регионов республики в целом, без привязки к определенным видам деятельности. Это реализовано через особый режим создания компаний в сельской местности и малых городах, институт инвестиционных договоров с Беларусью. Другие нацелены на стимулирование высокотехнологичных и экспортно ориентированных производств. Для этой цели функционируют свободные экономические зоны, Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень» и Парк высоких технологий.

Читайте также  Каталог свежих идей для бизнеса

– Какие сферы являются наиболее перспективными для инвестирования в Беларусь? На что вы ориентируете инвесторов?

– Наиболее перспективными для инвестирования мы видим сферы информационно-коммуникационных технологий, машиностроение, фармацевтику, агропромышленный комплекс, банковскую сферу.

Успех белорусской IT-отрасли предопределен уровнем знаний высококвалифицированных специалистов и применяемых инноваций, экономических стимулов и преференций, предоставляемых резидентам Парка высоких технологий. Успех отрасли уже признан на мировой арене, экспорт компьютерных услуг в 2016 году практически достиг $1 млрд. Известность нашей стране принесли такие продукты, как Viber, World of Tanks.

Предприятия белорусского машиностроения заинтересованы в новых совместных проектах с целью сохранения экспортных позиций, получения нового опыта, внедрения инноваций и расширения линейки продукции. Основной формой привлечения иностранных инвесторов в отрасль является создание совместных с транснациональными корпорациями предприятий, международных альянсов в секторе производства автокомпонентов, сельскохозяйственного машиностроения, сборочных производств грузового автомобильного транспорта.

Интерес инвесторов к фармацевтической отрасли вызван большой емкостью рынка сбыта в странах ЕАЭС, подготовленным персоналом, научным потенциалом биотехнологической отрасли (разработки институтов Академии наук и высших учебных заведений в области геномных биотехнологий, ветеринарии, аграрных биотехнологий).

Несомненными преимуществами для инвестирования в сельское хозяйство являются постоянный спрос на продукцию, емкость рынка сбыта, значительная государственная поддержка и льготное кредитование.

Банковский сектор Беларуси имеет хорошие перспективы как в части наращивания ресурсного потенциала, так и развития новых банковских продуктов. По оценкам международных экспертов, банковский рынок Беларуси является одним из наиболее перспективных в странах СНГ и Восточной Европы. Интерес к белорусской банковской системе среди иностранных инвесторов продолжает расти. В уставных фондах белорусских банков уже участвует капитал из Германии, России, Австрии, Украины, Великобритании, Нидерландов, Швейцарии, Люксембурга, Казахстана, Латвии, Ирландии, США, Чехии и других стран.

Серьезный задел создан в Беларуси в развитии потенциально новых, высокотехнологичных направлений: атомной энергетики, космической, биотехнологической отраслей. В русле современных мировых тенденций мы активно уделяем внимание зеленым технологиям.

Мы работаем с инвесторами в любой отрасли, к которой проявлен интерес. В дальнейшем ориентиры будут смещаться на экономику, базирующуюся на инновациях, эффективном использовании национальных ресурсов и создании высокотехнологичных рабочих мест.

– Национальное агентство инвестиций и приватизации создавалось как организация, куда может прийти инвестор и получить ответы на все вопросы. Но на деле получается далеко не всегда. Как планируете развивать агентство с учетом того, что оно является подведомственной организацией Минэкономики?

– Агентство, как и планировалось при его создании, является государственным учреждением, в которое приходят иностранные инвесторы за практическими консультациями и помощью. Другой вопрос – какие полномочия есть у агентства? Их явно недостаточно.

Распоряжением Премьер-министра создана межведомственная рабочая группа по выработке предложений по совершенствованию работы НАИП.

Одно из ключевых предложений – повышение статуса агентства, что позволит расширить его полномочия, наделить правом на заключение инвестиционных договоров от лица Беларуси, стать координатором страновой инвестиционной стратегии, содействовать в решении проблемных вопросов взаимодействия инвесторов и государственных органов, реализовав при этом для инвесторов принцип одного окна.

Еще одним важным элементом совершенствования является проектная направленность работы агентства. Основная идея – внедрение проектного управления для выработки новых предложений, имеющих особую значимость для экономики, и их реализация в виде целевых инвестиционных проектов. Фактически – сопровождение реализации проекта под ключ.

Предусматривается выработка ключевых показателей эффективности работы агентства, позволяющих стимулировать сотрудников.

Подчеркиваю, все эти предложения находятся в активной стадии проработки, формализованы в виде проекта нормативного акта главы государства и внесены в правительство для рассмотрения.

– Приватизация является одним из самых популярных в мире источников привлечения инвестиций. Насколько в Беларуси рассчитывают на этот источник?

– У нас нет жестко фиксированных планов по приватизации. Мы отказались и от массовой распродажи государственного имущества. Опыт наших соседей, проведших такую приватизацию, демонстрирует ряд долгосрочных негативных последствий, которые многократно перевешивают краткосрочные финансовые выгоды.

В последние годы приватизация в Беларуси осуществлялась точечно, при наличии стратегического инвестора, нацеленного на развитие предприятия, повышение его прибыльности и стоимости активов. Да, ее темпы заметно снизились, но это не означает отсутствия приватизационной политики как таковой. Взвешенные продажи отдельных объектов государственной собственности – это тоже приватизационная политика. Приватизация не ради «избавления» от государственного имущества, а приватизация как механизм прихода инвестора, готового взять ответственность за последующее развитие приобретенного государственного актива и социальные обязательства перед работниками. Естественно, что такой подход не предполагает массовости.

При этом приватизация как источник привлечения инвестиций всегда была и остается в поле зрения государства. Условия приватизации государственных активов в Беларуси давно определены и хорошо известны. Они остаются неизменными. Любой инвестор может подать заявку на приватизацию любых государственных (или частично государственных) предприятий в стране. Вопрос только в целесообразности, эффективности, цене.

– Планируется ли изменение законодательства, связанное с улучшением инвестиционного климата?

– Сегодня в стране созданы благоприятные условия для инвестирования. Наше инвестиционное законодательство соответствует лучшей мировой практике и гарантирует все основные и равные права как национальных, так и зарубежных инвесторов.

Чтобы оставаться конкурентоспособными с точки зрения привлечения инвестиций, мы постоянно проводим мониторинг инвестиционного и делового климата в стране и совершенствуем его по мере необходимости. Так, рабочей группой под руководством Главы Администрации Президента Натальи Кочановой разработан пакет нормативных документов, предусматривающий снижение нагрузки на бизнес и инвесторов, пресса излишней ответственности. Документы прошли общественное обсуждение и сейчас дорабатываются.

Проведен комплексный анализ законодательства в сфере инвестиций, разработан план по корректировке этого законодательства, среди основных мероприятий которого можно отметить совершенствование механизма инвестиционных договоров с Беларусью, решения спорных вопросов с инвестором путем досудебного урегулирования, повышение эффективности вовлечения в хозяйственный оборот не завершенных строительством и неиспользуемых объектов.

Совместно с депутатским корпусом активно ведется работа по корректировке норм Закона «Об инвестициях» в части усиления гарантий защиты прав инвесторов, Закона «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» – необратимости приватизации и сокращения срока исковой давности по приватизационным сделкам, Закона «О хозяйственных обществах» – улучшения защиты прав и интересов участников хозяйственных обществ.

– Как планируете развивать новые для Беларуси виды инвестирования, например, венчурное?

– Развитие новых видов инвестирования, включая венчурное, – важнейший элемент развития национальной инновационной системы по Программе социально-экономического развития Беларуси на 2016–2020 годы. В целях совершенствования системы венчурного финансирования укрепляется нормативная база, расширены полномочия Белорусского инновационного фонда.

В конце 2016 года подписан договор о создании инвестиционного товарищества «Российско-белорусский фонд венчурных инвестиций». Инвестиционный капитал составляет 1,4 млрд российских рублей: половину внес Белорусский инновационный фонд, остальное – Российская венчурная компания. Российско-белорусский фонд будет оказывать финансовую поддержку проектам с инновационными технологиями, которые разработаны в Беларуси и России и ориентированы на продажу на едином рынке.

Подбор таких проектов активно ведется. На сегодняшний день для рассмотрения поступило более 50 инвестиционных заявок на сумму свыше Br100 млн. Из них уже рассмотрены и отобраны 4 заявки в сфере медицины и информационных технологий. До конца 2017 года ожидаем запуска минимум 1-2 пилотных проектов.

Также ведется работа по созданию в перспективе совместных венчурных фондов с Китаем и Ираном.

– Каков объем белорусских инвестиций за рубеж?

– Беларусь уже сегодня тесно интегрирована в мировую экономику. В прошедшей пятилетке мы инвестировали за рубеж порядка $33 млрд. В этом году белорусские компании уже вложили $2,6 млрд, большая часть которых от прямых инвесторов. При этом мы последовательно проводим работу по расширению экономического сотрудничества и выходу на международные рынки.

За рубежом активно создаются товаропроводящие сети наших компаний, включая сборочные производства, сетевые торговые организации. Безусловное лидерство здесь принадлежит промышленному блоку. В целом на долю предприятий промышленности, торговли и транспорта приходится более 90% от общего объема инвестиций за рубеж.

Основной страной для инвестирования остается наш ближайший сосед Россия, однако сегодня мы проводим активную работу по выстраиванию взаимовыгодного сотрудничества во всех регионах мира.

– В парке «Великий камень» созданы беспрецедентные условия ведения хозяйствования. Не получится ли так, что остальные территории инвесторы просто не будут брать в расчет?

– Такие опасения напрасны. Действующие в Беларуси преференциальные режимы не подменяют, а взаимно дополняют друг друга. При этом мы предоставляем инвестору возможность выбора комфортного для него режима хозяйствования с учетом особенностей и сферы реализации инвестиционного проекта.

В парке «Великий камень» действительно созданы беспрецедентные условия для создания высокотехнологичных производств. Но этот режим для инвестора, предлагающего реализацию инвестиционных проектов в машиностроении, электронике и телекоммуникации, фармацевтике, тонкой химии, биотехнологиях, логистике, электронной коммерции, деятельности, связанной с хранением и обработкой больших объемов данных, социально-культурной деятельности, осуществлении НИОКР и отвечающего критериям по заявленному объему инвестиций не менее $5 млн либо $500 тыс., которые необходимо вложить за 3 года.

В зависимости от возможностей, схем финансирования и отраслевой направленности, инвестиционного замысла проектов инвестор может воспользоваться иными режимами: СЭЗ, ПВТ, режимом парка «Августовский канал». Предоставляемые льготы позволяют экономить на этапе реализации проекта 25-30% затрат.

Вне зависимости от того, какой режим выбрал инвестор, он может заключить инвестиционной договор с Беларусью, что даст ему возможность получить льготные условия и преференции, дополнительные гарантии защиты своего капитала.

– Какой объем инвестиций может считаться для Беларуси приемлемым для эффективной работы экономики? Какой цифры планируется достичь в ближайшее время (например, к концу пятилетки)?

– Для простого воспроизводства доля инвестиций в основной капитал должна составлять не менее 20% от объема валового внутреннего продукта. По итогам 2016 года этот показатель в Беларуси находится на уровне 19,8%. Мы прогнозируем его рост в 2018 году до 20,2%. Для сравнения: в странах Евросоюза доля инвестиций в основной капитал в ВВП составляет в среднем 18-25%.

Наращивая объемы, мы должны в первую очередь думать об эффективности инвестиций, которые прежде всего должны направляться на технологическое обновление и модернизацию производственного потенциала страны, создание высокопроизводительных рабочих мест.

В условиях сокращения внутренних ресурсов, необходимости выплачивать внешние заимствования особую роль приобретает привлечение иностранных источников инвестиций, в первую очередь прямых (бездолговых) иностранных инвестиций.

При устойчивом развитии экономики мы прогнозируем рост инвестиций в основной капитал в 2018 году на 6,8%, что составит более Br23 млрд. К концу пятилетки общий объем инвестиций в основной капитал за пятилетие прогнозируется в объеме более Br100 млрд, с достижением в 2019–2020 годах ежегодного прироста инвестиций не менее 7%.

Читайте также  Презентации инновационных идей для бизнеса

– Беларусь последние годы регулярно проводит инвестиционные форумы — как домашние, так и за рубежом. В Минске 28–29 сентября состоится очередной форум. Вместе с тем есть мнение, что эффективность такой формы работы с инвесторами невелика: разговоров – много, а конкретных соглашений мало. Зачем, на ваш взгляд, нужны инвестфорумы, и что Минэкономики ожидает от Белорусского инвестиционного форума?

– Подписание в процессе форумов договоров, меморандумов или контрактов выглядит торжественно и эффектно, подчеркивает успешность мероприятия, но необходимо понимать, что решения об их подписании возникают не спонтанно во время прогулки инвестора по павильонам форума. Это финансовые, управленческие решения, которые вызревают и готовятся заблаговременно. Измерять успех форума подписанными соглашениями не совсем корректно.

Инвестиционные форумы – это, по сути, реклама страны, ее инвестиционных возможностей. Чем чаще мы рассказываем о Беларуси и наших преимуществах, тем выше шансы заинтересовать потенциальных инвесторов. Если этого не делать, то и эффективность нашей работы над усовершенствованием инвестиционного климата снижается.

Главная задача любого инвестфорума – служить открытой площадкой для встреч и диалога чиновников, бизнесменов и экспертов. Такое общение упрощает поиск точек соприкосновения, позволяет выработать конкретные направления и действия сотрудничества, дает понимание того, что необходимо совершенствовать в будущем в части инвестиционного климата.

Пользуясь случаем, хотел бы пригласить бизнесменов в Минск, в «Президент-Отель», на Белорусский инвестиционный форум 28–29 сентября, где планируем рассказать о возможностях и особенностях инвестиционного сотрудничества с Беларусью в секторе информационных технологий, зеленой экономике, ГЧП, преимуществах и льготах работы в индустриальном парке «Великий камень». Иностранные участники смогут также посетить площадки Парка высоких технологий, парка «Великий камень», промышленные производства. Это реальный шанс упрочить контакты с действующими партнерами, установить новые, достичь взаимовыгодных договоренностей для развития бизнеса, подписания новых соглашений и контрактов впоследствии.

Приватизация на современном этапе развития экономики Республики Беларусь

Приватизация в Республике Беларусь

Первоначально, история приватизации в Беларуси начиналась типично для большинства постсоветских республик. Так, в 1991 г. Совет министров Беларуси начал формировать правовую базу по преобразованию государственной формы собственности.

На основе этих документов уже в 1991 г. было акционировано или выкуплено 19 предприятий республиканской собственности и 42 предприятия коммунальной собственности. Для проведения приватизации в 1992 г. был создан Комитет по управлению госимуществом.

В 1993 г. новые законы определили правовую базу трансформации собственности в стране и придали приватизации дополнительный импульс для развития. Так, Государственная программа 1993 г. предполагала, что две трети предприятий будут приватизированы к 1999 г. (в госсобственности останется только сектор инфраструктуры), аналогично многим странам СНГ.

К средствам для выкупа государственного имущества прибавились именные приватизационные чеки «Имущество» (ИПЧ «Имущество»). Первоначально, Беларусь, как и многие другие страны, сделала ставку на массовую чековую приватизацию. Однако эта идея во многом осталась нереализованной.

В декабре 1995 г. президент Республики Беларусь утвердил Программу разгосударствления и приватизации на 1996 г., которая впервые предусматривала преобразование государственных предприятий в ОАО не только по предложениям трудовых коллективов, но и по инициативе органов приватизации и отраслевых министерств.

Однако программа приватизации 1996 г. так и не была выполнена. В 1995-1997 гг. ежегодные программы приватизации и перечни намечаемых к приватизации предприятий вообще не утверждались. Таким образом, приватизация осуществлялась только на тех предприятиях, работа, по организации которой началась в предыдущие годы. При этом если до 1997 г. ежегодно разрабатываемые программы приватизации утверждались Советом министров, то с 1997 г. — президентом.

В 1998 г. декрет президента официально исключил необходимость ежегодной разработки и утверждения программ разгосударствления и приватизации республиканской и коммунальной собственности и перечней объектов, подлежащих разгосударствлению и приватизации.

В последующем правовая база реализации приватизации изменялась незначительно. Концепция управления государственным имуществом на 2001 — 2005 гг. лишь закрепила действующий порядок вещей. В результате акционирование заменило собой приватизацию; законодательство, касающееся «золотой акции», банкротства и т.д., изменилось в худшую сторону; стали очевидными механизмы национализации.

В 2002-2003 гг. ряд крупных государственных предприятий нефтехимического комплекса и предприятие «Белтрансгаз» были акционированы. Хотя минимальный объем средств, необходимых для реализации инвестиционных проектов на реформируемых предприятиях составлял в целом около USD 1 млрд, приоритетным было выбрано условие соблюдения экономической безопасности страны.

В результате создаваемые ОАО имеют 100-процентнуюй долю государства в своем капитале. В дальнейшем (2001-2003 гг.) некоторые российские компании приняли участие в аукционах по продаже пакетов акций отдельных предприятий белорусской нефтехимии, металлургии, пивной промышленности, но, в конце концов, отказались от участия, поскольку посчитали условия, выставленные белорусским правительством, неприемлемыми (завышенная стоимость акций, невозможность покупки контрольного пакета, сохранение рабочих мест, рост расходов на объекты социальной инфраструктуры и др.). В тоже время, даже наличие пакета акций не дает российским акционерам возможностей полноценного управления, поскольку у белорусского правительства остается множество механизмов влияния.

В 2007 г. страна столкнулась с энергетическим шоком — цены на импортируемый газ были увеличены более чем в два раза, появилась 30% пошлина на нефть, что затронуло прибыльность нефтепереработки (до 40% белорусского экспорта).

В результате правительство стало искать источники дополнительных финансовых ресурсов. Помимо заимствований на международных финансовых рынках, возрос интерес и к потенциалу приватизации как источнику пополнения бюджетных средств. Был составлен список ведущих предприятий для возможной продажи.

В нем оказались многие ликвидные и стратегические предприятия — ОАО «Нафтан», ОАО «Мозырский НПЗ», МАЗ, Белорусский цементный завод (БЦЗ), ОАО «Полимир», Светлогорское «Химволокно», «Белтелеком», Гродненская табачная фабрика «Неман», ОАО «Белшина», ОАО «Гродно Азот», ОАО «Гродно Химволокно», ОАО «Могилевхимволокно». Однако приватизацию (продажу) предприятий из этого списка пока удалось отложить. В тоже время, в 2007 гг. был проведен ряд приватизационных сделок, которые принесли значительные поступления валюты в страну.

Изменение отношения к приватизации изменило и ее законодательную базу. Так, в 2008 г. был отменен институт особого права («золотой акции») государства на участие в управлении хозяйственными обществами.

Несмотря на неширокую практику применения (за все время существования данной практики, она была использована на 22 ОАО), само существование «золотой акции» негативно сказывалось на инвестиционном имидже страны, в том числе на позициях Беларуси в международных рейтингах бизнес климата.

Вначале 2008 г. принят ряд нормативных актов, которые направлены на либерализацию и развитие фондового рынка Беларуси. Развитие фондового рынка, в свою очередь, играет важную роль в приватизации и привлечении финансовых ресурсов частными и акционерными компаниями.

Так, декретом президента №5, с 1 апреля 2008 г. ставка налога на доходы от операций с акциями и облигациями снижена с 40% до 24%.

Более того, расходы юридических лиц по выпуску и обслуживанию, облигаций теперь относятся к прочим затратам и включаются в себестоимость продукции. Раньше такие расходы компенсировались за счет прибыли предприятий. Соответственно, декрет стимулирует юридические лица выпускать ценные бумаги для привлечения финансовых ресурсов.

Декрет №735 регламентирует постепенную отмену запрета на сделки с акциями приватизированных предприятий.

Масштабы приватизации в Республике Беларусь за 1991 — 2008 годы осуществлялись в объемах в соответствии с приложением Б.

Количество предприятий реформированных в процессе разгосударствления и приватизации по отраслям экономики представлено в приложении В.

Распределение предприятий по способам приватизации, в соответствии с приложением Г, показывает, что в первые годы анализируемого периода преобладал выкуп государственного и арендованного имущества трудовыми коллективами предприятий. Начиная с 2003 г. наибольший удельный вес в структуре реформированных занимают предприятия, преобразованные в акционерные общества. Их удельный вес увеличился с 29,1% в 2003 г. до 55,4 % в 2005 г., что отражает тенденцию реформирования крупных предприятий. Значительное место занимают предприятия, приватизированные путем продажи на аукционе, что характерно для предприятий коммунальной собственности.

В 2009 г. власти подтвердили свое нежелание расставаться с госсобственностью и возможностью контролировать основные финансовые и ресурсные потоки и по-прежнему рассматривали приватизацию исключительно с фискальной точки зрения, запрашивая у инвесторов за белорусские активы высокие, докризисные цены или особые условия. Продажа наиболее привлекательных активов в стране носит непрозрачный точечный характер, регулируется указами президента, несмотря на принимаемые обязательства сделать ее более прозрачной и конкурсной.

В 2009 г. поступления от приватизации республиканской собственности снизились в сравнении с 2007 и 2008 гг. и составили USD 1006 млрд. За весь год была зарегистрирована только одна новая сделка — продажа БПС-банка российскому Сбербанку за USD 280 млн., которая проявила новую тенденцию — снижение цен за продаваемые активы. В течение года не практиковались продажи миноритарных пакетов акций, что свидетельствует о неэффективности усилий правительства по развитию фондового рынка и улучшению инвестиционного климата. В 2009 г. немного активизировались продажи акций предприятий коммунальной собственности (торговых предприятий, предприятий бытового обслуживания, общественного питания).

В 2009 г. государство сохранило основные активы, но возможности продолжения этой политики ограничены — как в силу обязательств перед МВФ, так и из-за давления России.

Также в течение 2010 года шли переговоры по продаже ОАО «Белинвестбанк» крупнейшему западноевропейскому банку, однако по итогам года они не были завершены.

Кроме того, в конце года правительство подготовило список ОАО, акции, которых будут выставлены на продажу (в рамках программы stand by). В списке 7 предприятий: одно предприятие пищевой промышленности — ОАО «Красный мозырянин», два предприятия легкой промышленности — ОАО «Белфа» и ОАО «Купалинка», два предприятия нефтехимический промышленности — «Бархим» и «Речицкий тестиль» и два предприятия машиностроительного комплекса ? ОАО «Бобруйский машиносроительный завод» и Лидский литейно-механический завод.

Данные предприятия являются относительно небольшими, что с одной стороны, предполагает возможность их продажи стратегическому инвестору, но с другой стороны, сумма вырученных за них средств, не может быть значительной. Однако данный список не был утвержден Администрацией президента.

Приватизация объектов, находящихся в государственной собственности, будет проходить на основании трехлетних планов, утверждаемых правительством и местными Советами депутатов. Продажа акций ОАО, созданных в процессе разгосударствления и приватизации, будет осуществляться на конкурсах и аукционах.

Вслед за акционированием предприятий, а в некоторых случаях и вместе с ним, начнется их приватизация, которая будут осуществляться для каждого ОАО в индивидуальном порядке. На первоначальном этапе белорусское правительство планирует предлагать инвесторам пакеты акций в размере до 25% от уставного фонда. Окончательное решение по выбору способа приватизации принадлежит Госкомимуществу, а по отдельным предприятиям — президенту РБ.

Если же проактивную позицию государство в этом вопросе не займет, иностранные инвестиции в госсектор вряд ли потекут. Пассивное отношение государства к приватизации привело к тому, что в 2008-2010 годы были проданы акции всего 16 ОАО. Хотя планировалось отдать в частные руки более сотни госпредприятий.

Источники: http://nmnby.eu/yearbook/2014/page27.html, http://www.pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2017/september/25590/, http://studwood.ru/2015956/ekonomika/privatizatsiya_sovremennom_etape_razvitiya_ekonomiki_respubliki_belarus

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос