Привлечения инвестиций в отрасли экономики

Привлечение инвестиций в отрасль

Во второй половине 2000-х годов резко выросли темпы роста спроса на электроэнергию. Отчасти ввиду исчерпания резервов неиспользуемых ранее мощностей, это привело к дефициту электроэнергии, в первую очередь, в динамично развивавшихся регионах. Имели места случаи ограничения поставок электроэнергии потребителям. Ситуацию, сложившуюся в масштабах страны, хорошо иллюстрирует рисунок 1(так называемый «Крест Чубайса») пересечения кривых требуемой и действующей мощностей и мощности с истекшим сроком службы.

Рис. 2. Графики баланса установленной мощности (млн кВТ) и потребности в генерации

Анатолий Чубайс: «Энергетика оказалась именно сейчас в очень специфическом положении, когда экономика предъявляет энергетике новый колоссальный спрос. И масштаб этого спроса таков, что энергетика оказывается перед развилкой. Либо она будет в состоянии отреагировать на спрос — и если это произойдет, тогда и в самой энергетике должны произойти глубинные масштабные изменения (как результат — и в экономике в целом). Либо этого не произойдет, и энергетика на наших глазах превратится в масштабный мощный тормоз развития экономики.»

Для минимизации неопределенности для инвесторов, были разработаны и предложены следующие документы:

  • 1. «Целевое видение развития российской электроэнергетики на период до 2030 года».
  • 2. «Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года», содержащая научно обоснованный перечень площадок для строительства энергетических объектов. Данный документ повышает определенность в сфере прогнозирования как спроса, так и локаций различных значимых объектов. Данный документ был подготовлен в тесной координации с регионами и муниципальными образованиями, ввиду необходимости учета долгосрочных стратегий городского планирования и развития регионов.
  • 3. Инвестиционные программы холдинга РАО «ЕЭС России» и компаний, образованных в результате его ликвидации.

По оценкам авторов реформы, на первом этапе (2008-2012 годы) предполагался взрывообразный рост инвестиций (более чем десятикратный, объём порядка 4.4 триллиона рублей). Эти показатели были достигнуты. На втором этапе планировался планомерный рост, соответствующий темпам роста спроса на электроэнергию. Централизованное планирование предполагается сохранить лишь в отношении инфраструктуры, гидрогенерации и атомной генерации. Развитие тепловой генерации (более половины объема выработки) предполагается на базе исключительно рыночных институтов.

Был реализован ряд мер для привлечения частных инвестиций в монопольный сектор. Отход от метода экономически обоснованных затрат в тарифообразовании и применение, взамен него, метода доходности инвестированного капитала (RAB) снижает неопределенность для инвесторов, ввиду того, что до перехода на RAB-метод параметры в формуле, используемой для определения тарифа, пересматривались ежегодно, в то время как при применении RAB-метода тарифы устанавливаются на 3-5 лет.

По словам Якова Уринсон (заместителя председателя правления РАО «ЕЭС России»), ФСК будет поддержку действующих сетей, а все новые присоединения будут осуществляться за счет денег инвесторов, поскольку ясно, что эти средства окупятся быстрее, чем деньги во всю систему. (Бойко, Губанов, 2010)

Однако частные инвестиции в достаточном объеме можно привлечь только лишь в случае приватизации региональных сетей, что на данный момент законодательно запрещено. Включение инвестиционной компоненты в тариф на передачу электроэнергии по региональным сетям также было решено не реализовывать ввиду того, что в этом случае за развитие распределительных сетей придется платить и тем потребителям, которые в этом напрямую не нуждаются, в том числе населению. К тому же, инвестиционная составляющая может увеличить тариф на передачу в несколько раз, а это чревато социальным напряжением.

Поэтому реальным остался все тот же источник инвестиций — плата за присоединение. Ее вносят предприятия, желающие стать новыми потребителями (подключиться к сетям), и предприятия, увеличивающие потребление электроэнергии (что требует подвода дополнительных линий). Однако механизм определения величины такой платы недостаточно прозрачен, что создает предпосылки для злоупортеблений. Но, главное, данный способ привлечения инвестиций сам по себе является серьезным финансовым барьером для открытия нового (расширения существующего) бизнеса. А значит, этот фактор существенно сдерживает инвестиционную привлекательность страны в целом и рост экономики.

Так что важнейшим успешным краткосрочным результатом реформы стало привлечение масштабных (в том числе частных) инвестиций в конкурентный сектор. При этом привлечение частных инвестиций через приватизацию в данном случае не означало шоковый скачок цен.

Яков Уринсон: «В цену обычно закладываются проценты по привлеченным кредитным средствам, а „тело“ кредита покрывают деньги, заработанные инвестором на продаже энергии и мощности, выработанной вновь вводимыми электростанциями. Российских потребителей ожидает некоторый рост тарифов. Но о том, что цены на электроэнергию вырастут в разы, не может быть и речи. Пик придется на 2011-2012 годы. Когда заработают конкурентные механизмы, начнется обратное движение. Генерирующие компании будут вынуждены сокращать свои издержки, чтобы не потерять рынок». [4]

Более того, наблюдавшийся после реформы рост цен на электроэнергию во многом был обусловлен удорожанием сырья, что никак не связано с внедренными рыночными механизмами. Однако, несмотря на то, что приватизация генерирующих активов стала важнейшим успешным результатом реформы, ситуация с конкуренцией между генерирующими компаниями все еще несет в себе определенные риски. Несмотря на то, что законодательно запрещено совместное владение генерирующими и сетевыми активами, ОАО «Газпром», один из крупнейших инвесторов в генерацию с заметной долей рынка, будучи также крупнейшим производителем сырья для тепловой генерации и монополистом в сфере его транспортировки, сохраняет возможность манипуляции ценами на сырье для генерирующих компаний. С учетом того, что цена на сырье за период реформирования отрасли нарастила долю в себестоимости электроэнергии, этот фактор накладывает значительную ответственность на регулирующие органы. Таким образом, консолидация активов в отрасли при эффективном функционировании антимонопольных органов сама по себе не несет угрозы конкуренции. И, ввиду приватизации существенной части генерирующих активов, в долгосрочном периоде можно ожидать позитивных изменений в вопросах производительности труда, которая пока остается в числе слабых сторон российской электроэнергетики.

Среди механизмов привлечения частных инвестиций стоит отметить:

  • 1. Дополнительный выпуск акций (IPO) генерирующих компаний в пользу частных инвесторов. Отличие этого основного механизма привлечения инвестиций от обычной приватизации состоит в том, что привлеченные средства направляются не государству, а приватизируемой компании, с условием, что они будут направлены на строительство новых энергетических объектов, в соответствии с инвестиционной программой. Данный механизм оправдан, в том числе, и ввиду низкой рентабельности (чуть выше инфляции) в отрасли, которую нужно было компенсировать для привлечения инвестора. С учетом прогнозируемого выполнения инвестиционной программы и качественно нового характера функционирования постреформенной отрасли, государство и компенсирует отсутствие прямых финансовых доходов от такого рода IPO.
  • 2. Хеджирование рисков отказа энергокомпаний от инвестиционных программ, посредством подписания между приватизируемой компанией и АТС договора о предоставлении мощности на оптовый рынок, в рамках которого предусмотрена финансовая ответственность за невыполнение планов введения новых мощностей. Стоит также отметить, что авторы реформы предусмотрели в договоре поставки мощности, заключаемом с инвестором, норму, согласно которой пересмотр государством графика либерализации рынка электроэнергии рассматривается как форс-мажор, снимающий с инвестора обязательства по строительству и вводу новых мощностей.
  • 3. Механизм гарантирования инвестиций (МГИ), заключающийся в предоставлении системным оператором гарантии, виде обязательства по оплате услуги по формированию резерва мощностей.
  • 4. Прямые частные инвестиции в локальные проекты.
Читайте также  Как прописать идею для бизнеса

Поскольку источники инвестиций для монопольных сетей были преимущественно государственными, то в монопольном секторе были предусмотрены следующие источники финансирования (в основном для создания и поддержания сетевой инфраструктуры, порядка 1 триллиона рублей на первом этапе):

  • 1. Дополнительная эмиссия акций в пользу государства.
  • 2. Плата за техническое присоединение к сетям, которая в России является одной из наиболее высоких в мире, а также важнейшим сдерживающим развитие конкуренции фактором.
  • 3. Средства от продажи активов.
  • 4. Займы и кредиты.
  • 5. Поступления из федерального бюджета.
  • 6. Собственные средства.

В столь масштабной реформе, которая состоит в комплексе институциональных изменений, в каждом из которых важен каждый компонент, многие, на первый взгляд, частные несовершенства могут стать существенным препятствием на пути либерализации и развития конкуренции в отрасли.

Методы привлечения инвестиций в экономику России

В условиях глобальной экономической нестабильности и неопределенности необходимо проводить эффективную инвестиционную политику, направленную на стимулирование развития реального сектора экономики страны. Активное привлечение иностранных инвестиций в экономику страны является следствием сложившейся системы международного разделения труда и перераспределения капитала в отрасли, в которых наиболее эффективно будет развиваться предпринимательство. Современная экономическая ситуация в России имеет все признаки неустойчивости и нестабильности. Активизация инвестиционной деятельности в сложившейся ситуации является важным инструментом повышения экономической активности в стране, интегрирования в мировую экономику и международный финансовый рынок. В связи с этим необходимо предпринимать ряд мер, направленных на повышение эффективности механизмов привлечения инвестиций в регионы РФ.

В современных экономических условиях невозможно развитие экономики страны без привлечения инвестиций. Под инвестициями понимается долгосрочное вложение капитала с целью создания нового или совершенствования и модернизации действующего производственного комплекса, при этом преследуются и цели повышения прибыли. Активное привлечение иностранных инвестиций в экономику страны является следствием сложившейся системы международного разделения труда и перераспределения капитала в отрасли, в которых наиболее эффективно будет развиваться предпринимательство.

Современные процессы глобализации характеризуются усилением значения прямых иностранных инвестиций. Одним из признаков целостности мировой экономики является приобретение прямыми иностранными инвестициями лидирующей роли среди всех форм международных экономических отношений. Данные процессы подтверждают тот факт, что формирование мировой экономики перешло к стадии мирового производства от стадии мирового рынка. Происходит не только межстрановое перемещение товара, но и межстрановое перемещение факторов производства, одним из которых является предпринимательский капитал.

Перечень видов хозяйственной деятельности предприятий, связанных с необходимостью осуществления инвестиций в реальные активы, весьма обширен. Зачастую, инвестирование в реальные активы является в современных условиях единственным направлением инвестиционной деятельности. Тем более явной становится высокая роль управления реальными инвестициями, а также источниками их финансирования в системе инвестиционной деятельности предприятия.

Проблема поиска источников финансирования инвестиционных проектов в реальном секторе экономики стоит очень остро в современной России. От грамотной и взвешенной инвестиционной деятельности в конечном итоге зависит эффективность деятельности предприятия в целом. Необходимо акцентировать внимание не только на поиске источника инвестиций, но и разработать квалифицированные подходы к структуризации источников инвестиций.

Одним из источников финансирования инвестиционных проектов являются средства федерального бюджета, предоставляемые на безвозмездной и возмездной основе, а также средства бюджетов субъектов РФ.

Анализ последних исследований и публикаций. В последние годы одной из главных целей региональной инвестиционной политики является привлечение инвестиций в экономику регионов. Такое стимулирование инвестиционной активности осуществляется с использованием двух групп инструментов: финансовых и нефинансовых.

В своей статье «Иностранные инвестиции в экономике России: динамика, анализ, проблемы» Пономарева И. В. отмечает, что активное развитие экономики России неосуществимо без интенсивной внешнеэкономической деятельности, а также привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. В будущем, эффективное развитие экономики страны зависит от того, как Россия и ее субъекты хозяйствования осуществляют внешнеторговые операции и какие меры предпринимают по улучшению инвестиционного климата, к примеру, обмен опытом, международное инвестиционное сотрудничество, интеграция в международную систему производства и т. п. В условиях мирового экономического кризиса и его последствий, равно как и под воздействием сезонных колебаний, нестабильности в политической, экономической конъюнктуре в различных регионах мира иностранные инвестиции в российскую экономику осуществляются краткосрочно и отраслевое их распределение крайне неравномерно.

В статье Стрижовой Ю.С. «Иностранные инвестиции в российской экономике», автор оценивает инвестиционный потенциал России, анализирует структуру поступающих инвестиций, выделяет наиболее привлекательные для иностранных партнеров виды экономической деятельности и описывает ключевые проблемы, оказывающие влияние на развитие инвестиционной деятельности в России.

Авторы Плотников В.В. Медведь А.А. в своей научной статье отмечают, что процесс привлечения иностранных инвестиций напрямую связан с необходимыми условиями, сопутствующими созданию благоприятной обстановки для привлечения инвесторов со стороны государства и жестким контролем за их исполнением.

Возвращаясь к проблеме поиска источников финансирования инвестиционных проектов в экономику России следует отметить, что в условиях глобальной экономической нестабильности и неопределенности необходимо проводить эффективную инвестиционную политику, направленную на стимулирование развития реального сектора экономики страны. Различные сектора экономики имеют различные инвестиционные потенциал и по-разному используют ресурсы, что привело к существенному различию в уровне экономического развития различных секторов экономики.

Главной целью этой работы является определение основных факторов, способствующих активизации процесса привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации.

По мнению руководства страны инвестиции, в ближайшие годы должны стать катализатором роста экономики страны. За период с 2000 года по настоящее время с целью содействия инвестиционному развитию в Российской Федерации было создано большое количество институтов и организаций, обеспечивающих функционирование механизмов привлечения инвестиций в регионы.

Цены на мировом рынке нефти до первой половины 2010 г. были устойчиво высокими, что автоматически в тот период повлекло за собой достаточно живой интерес к инвестициям в российскую экономику со стороны не только российских, но и зарубежных компаний.

По мере углубления кризиса в 2010 и 2011 годах наблюдается значительное снижение иностранных инвестиций (86% и 79% соответственно), величина которых в 2012 году не достигла докризисного уровня 2009 года. Инвестиции в основной капитал потерпели падение лишь в 2011 году на величину 9% от уровня предыдущего года, учитывая, что год от года они наращивали свои объемы в среднем на треть.

Читайте также  Как получить инвестиции в сингапуре

По данным Росстата в экономику России по итогам 2012 года поступило 114,746 млрд. долл. иностранных инвестиций, что на 40% больше показателя 2011 года. Из них: прямые инвестиции сократились на 13,2% и составили 13,810 млрд. долл.; объем портфельных инвестиций составил 1,076 млрд. долл. (рост на 21,9%); прочие инвестиции поступили на сумму 99,86 млрд. долл. (+53,3%).

Бюджетные инвестиции являются наиболее наглядным из имеющихся показателей притока или оттока долгосрочных инвестиций в нашей стране. С этой точки зрения 2011 год стал для российской экономики провальным, объем государственного финансирования был чрезвычайно низок, кроме того, существовала нестабильность бизнес-среды.

Современная экономическая ситуация в России имеет все признаки неустойчивости и нестабильности. На нее оказало влияние множество факторов, таких как исчерпание традиционных источников финансирования экономического роста, избыточная монополизация, высокие процентные ставки, введение рядом западных стран санкций против России, значительное ослабление курса рубля, коррупционные поборы. Активизация инвестиционной деятельности в сложившейся ситуации является важным инструментом повышения экономической активности в стране, интегрирования в мировую экономику и международный финансовый рынок. Иностранные «инъекции» в Российскую экономику могут поспособствовать увеличению ее производительных возможностей и стать одним из факторов экономического развития.

Стратегической целью развития экономики любого государства является привлечение иностранных инвестиций, существенное значение в которых представляют прямые иностранные инвестиции, которые характеризуют долгосрочную заинтересованность зарубежных инвесторов в развитии экономической деятельности в определенном государстве.

Из представленных данных нужно отметить рост их фактического объема с 18 415 млн. долларов США в 2012 г. до 26 118 млн. долларов США в 2014 г.

Так же необходимо сказать об увеличении доли прямых иностранных инвестиций в общем иностранных инвестиции с 9,7% в 2012 г. до 15,4% в 2014 г. Однако в составе прямых иностранных инвестиций наблюдается стремительный рост кредитной составляющей (кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций) с 7 495 млн. долларов США (3,9%) в 2012 г. до 14 581 млн. долларов США (8,6%) в 2014 г., а так же инвестиций в основной капитал (взносы в капитал) с 9 080 млн. долларов США (4,8%) в 2012 г. до 9 976 млн. долларов США (5,9%) в 2013 4 г.

Наиболее привлекательными видами экономической деятельности для инвестирования иностранные партнёры считают обрабатывающие производства России, в которые они направляют 52,8% от общего числа инвестиций, производство кокса и нефтепродуктов — 31,7%, производство мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 18,2%.

Проанализировав поступление инвестиций по целям, мы приходим к заключению, что большая часть инвестиций, поступивших в страну, не связана с расширением экспортного потенциала, развитием наукоемких производств. Россия большинство иностранных инвесторов интересует как крупный рынок сбыта продукции, как поставщик природных ресурсов, благодаря которым они получают прибыль и не реинвестируют ее в отечественную экономику. Убежавшие капиталы представляют собой упущенную государством экономическую выгоду, поскольку вместо того, чтобы быть инвестированными в экономику России, они служат в основном зарубежному банковскому капиталу. Поэтому важное место в инвестиционной политике должно отводиться стимулированию возврата российского капитала, находящегося в зарубежных банках, а также созданию благоприятных условий в экономике России для предотвращения дальнейшей утечки капиталов.

С целью привлечения инвестиций в регионы Российской Федерации было создано большое количество механизмов привлечения инвестиций.

Механизмы привлечения инвестиций — это комплексы мер, действий, правил, систем, обеспечивающие приток инвестиций. Механизмы привлечения инвестиций можно подразделить на две основные категории: механизмы, функционирующие благодаря деятельности частных и государственных структур.

Можно выделить три категории механизмов привлечения инвестиций в регионы РФ:

1. Механизмы, обеспечивающие финансирование.

Такие механизмы обеспечивают акционерное, проектное, венчурное и бюджетное финансирование. К механизмам, обеспечивающим акционерное финансирование, относятся фондовые биржи. Венчурное финансирование осуществляется за счет функционирования венчурных фондов. Бюджетные поступления в проекты обеспечиваются за счет поступлений из федерального или регионального бюджета через созданные государственные институты развития и инструменты предоставления денежных средств, которые также могут обеспечивать другие типы финансирования проектов (проектное и венчурное). К таким государственным институтам относятся инвестиционные компании и фонды, государственные корпорации, а также прямые вложения из региональных и федеральных бюджетов.

2. Системы и организации, содействующие притоку инвестиций.

К таким системам относятся различные коммерческие и некоммерческие организации, как Торгово-промышленная палата РФ, региональные и федеральные институты развития.

3. Меры поддержки со стороны государства, привлекающие инвесторов в тот или иной регион.

К мерам поддержки могут относится специальные экономические зоны, предлагающие целый комплекс мер, налоговые льготы, государственные гарантии.

В России существуют ряд нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность на территории страны и механизмы привлечения инвестиций. Законодательные акты устанавливают систему правил для инвесторов, которая имеет свои особенности, преимущества и недостатки.

В связи с этим необходимо предпринимать ряд мер, для повышения эффективности механизмов привлечения инвестиций в регионы РФ:

1. повышать качество инвестиционного климата;

2. значительно увеличивать государственные инвестиции в инфраструктуру;

3. изменять кредитно-денежную политику ЦБ РФ;

4. разрабатывать программы комплексного развития территорий регионов, проводить экономическое обоснование целесообразности развития той или иной отрасли в регионе. Другими словами, необходимо создание аналога существовавшего во времена СССР «Госплана»;

5. пересматривать налогово-бюджетную систему Российской Федерации с целью перераспределения финансовых потоков — повысить экономическую самостоятельность субъектов РФ;

6. реструктуризировать и пересматривать типы субсидий, снижать количества субсидий путем объединения нескольких типов субсидий в одну более крупную; инвестиционный финансирование иностранный капитал

7. формулировать на ежегодной основе приоритетные сферы вложения государственных средств в регионы РФ;

8. установить четкие критерии оценки эффективности использования федеральных средств;

9. повышать уровень квалификации кадров;

10. разрабатывать системы стимулирования регионов к инвестиционному развитию;

11. разработка федерального законодательства, регламентирующего условия государственно-частного партнерства.

Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод о существенном значении определения источников финансирования реальных инвестиций не только в масштабах предприятия, но и в масштабах экономики страны. Экономическая модернизация невозможна без эффективного исполнения реальных проектов, организации поддержки государством непривлекательных для инвесторов, но необходимых для общества сфер экономики.

Стратегия привлечения инвестиций в регион

Прохоров Андрей Юрьевич, аспирант факультета управления и психологии, кафедра отраслевой экономики, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Для развития любой экономической системы необходимо задействование привлеченных извне ресурсов, соответственно ставится ряд таких вопросов: «Как привлечь? Сколько? Откуда?». Актуальным также является вопрос о распределении привлеченных ресурсов, позволяющем сбалансировано развивать экономику региона в целом.

Читайте также  Валовые инвестиции включают чистые инвестиции

Управление региональной стратегией привлечения инвестициями осуществляется региональными органами власти. Соответственно акцент управления ставится не только на аккумулировании финансовых, материальных и не материальных активов как особой формы инвестиционных вложений, но и на процессе их распределения в целях достижения максимального эффекта, а соответственно повышения рентабельности вложений и отдачи от реализации проекта. Таким образом, особую роль приобретает вопрос поиска и оценки перспективных объектов инвестирования, так как неверно выбранный объект инвестирования по оптимистичному сценарию оборачивается состоянием безубыточности, а по пессимистичному – убытками и издержками, вызванными невозможностью реализовать альтернативный инвестиционный проект. И, как следствие, возникает прямая угроза реализации региональной стратегии привлечения инвестиций в целом.

Следовательно, начальный этап формирования стратегии привлечения инвестиций в регион предполагает выделение перспективных объектов вложения инвестиций. Объектами управленческого воздействия могут выступать сферы производства и предоставления услуг, инфраструктурные элементы регионального рынка, инвестиционные процессы и т.д. Воздействие на них со стороны органов власти должно способствовать повышению уровня эффективности региональной инвестиционной деятельности. Согласно принципу измеримости, присущему стратегическим целям, возникает необходимость трансформирования целей в конкретные критерии управления.

Согласованность целей управления и управленческих факторов

К критериям управления инвестиционной стратегией региона можно отнести достижение положительной динамики следующих показателей:

1) темп роста привлекаемых инвестиций, как за счет собственных финансовых ресурсов, так и за счет прямых, портфельных и иных, в том числе и иностранных;

2) уровень капитализации приоритетных отраслей региональной экономики;

3) снижение финансового риска в регионе и, как следствие, повышение рейтинга инвестиционной привлекательности;

4) рост объема валового регионального продукта.

Данный перечень критериев не является исчерпывающим в силу возможности использования в качестве таковых ряда других показателей, производных и связанных с данными.

Инвестиционная стратегия должна учитывать, в первую очередь, инвестиционный потенциал региона и определяющие его факторы, такие, как ресурсно-сырьевой потенциал, финансовый, трудовой, инфраструктурный, интеллектуально-инновационный и др. Степень согласованности целей управления и управленческих факторов можно определить исходя из достигнутых показателей, таких как затраты, рентабельность, эффективность производства и др., позволяющие оценить уровень мобилизации вышеперечисленных факторов.

Учитывая множество и разнородность входящих в инвестиционный потенциал факторов, необходимо учесть, что однотипность управленческого воздействия на них весьма сомнительно может дать оптимальный эффект, то есть возникает необходимость в дифференцированности управленческих воздействий. По характеру управленческого воздействия выделяют прямые и косвенные методы.

Методы управленческого воздействия

Специфика прямых методов управленческого воздействия заключается в непосредственном воздействии на субъекты экономической деятельности со стороны органов государственной власти посредством административных полномочий, используя принадлежащие им ресурсы и объекты. Из преимуществ прямых методов можно выделить оперативность, целенаправленность, обеспечение приоритетов стратегии регионального инвестирования, но в то же время отсутствие гибкости и тенденций к саморегулируемости лишает таких основ конкурентной борьбы, как стимулирование инициативы и стремлений к совершенствованию, что в условиях рыночной экономики приводит к потере конкурентоспособности.

К мерам директивного управленческого воздействия можно отнести:

1) нормативно-правовую базу, регламентирующую и регулирующая инвестиционную деятельность в регионе;

2) управление региональной собственностью, в том числе унитарными предприятиями исключительно благодаря поддержке из бюджета, без применения рыночных механизмов управления;

3) разработку и реализацию региональных программ инвестирования;

4) определение общеобязательных требований достижения директивно установленных параметров хозяйственной деятельности к субъектам инвестиционной системы региона.

Косвенные методы управленческого воздействия являются более гибкими в силу отсутствия обязательно формализованного характера. В условиях рыночной экономики это позволяет более оптимально сбалансировать частные и общественные интересы, за исключением законодательно ограниченных видов экономической деятельности (оборот оружия, наркотических и психотропных веществ), где отсутствие административных мер воздействия может пагубно сказаться на социально-экономическом состоянии региональной экономики, привести к образованию теневого сектора и резкому снижению инвестиционной привлекательности для «чистого» капитала.

Способы поддержки потенциальных инвесторов

Применение только какого-либо одного метода не позволит эффективно использовать ресурсный потенциал региона, что, в свою очередь, способно стать препятствием для формирования высокого уровня инвестиционной привлекательности региона в целом и существенно ослабить реализацию стратегии по привлечению инвестиций в регион. Это связано с ориентацией потенциального инвестора на свободу выбора, подразумеваемого рыночной экономикой, и защиту его интересов со стороны закона, что может быть реализовано лишь путем применения смешанного метода управленческого воздействия (прямого и косвенного воздействия).

С учетом специфики рыночной экономики возникает вопрос о возможности одновременного применения прямого и косвенного методов в рамках реализации экономического подхода развития региона, который, безусловно, будет включать в себя: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные, антимонопольные, внешнеэкономические и прочие методы управления. В целях реализации стратегии привлечения инвестиций в регион необходимо предусмотреть возможность поддержки потенциальных инвесторов:

1) в рамках бюджетного метода управления возможность предоставления субсидий, субвенций, бюджетных гарантий;

2) в рамках налогового – рассмотреть возможность применения налогового кредита в качестве налоговой скидки на привлекаемые инвестиции, а также ослабление налогового бремени посредством специальных режимов для инвесторов;

3) кредитно-денежного – страхование кредитов;

4) антимонопольного – противодействие монополизации рынка путем создания бизнес-инкубаторов, консультационных услуг, способствование развитию конкурентной среды;

5) внешнеэкономического – способствование созданию благоприятного имиджа и инвестиционного климата региона, активное привлечение иностранных инвестиций;

6) прочие – страхование риска, поиск и развитие предпосылок привлечения средств инвесторов именно в данный регион.

Классификация инвесторов

Таким образом, в рамках стратегии привлечения инвестиций в регион можно говорить о повышении уровня инвестиционной привлекательности региона, тем не менее, учитывая разнородность областей интересов потенциальных инвесторов, в целях повышения эффективности привлеченных инвестиционных ресурсов необходимо выявить наиболее перспективные направления инвестирования и их соотношения с интересами потенциальных инвесторов. В этих целях представляется целесообразным сегментирование инвесторов на следующие группы:

1) предприятия, ориентированные на экспортную деятельность;

2) ТНК (транснациональные корпорации);

3) малые и средние предприятия, ориентированные на местный рынок;

4) иностранные инвесторы;

5) физические и юридические лица осуществляющие поддержку развития бизнеса (венчурные фонды, бизнес-ангелы и др.).

Реализация стратегии привлечения инвестиций в регион с учетом вышеизложенного не может быть осуществлена без консолидации таких ресурсов управления как трудовые, финансовые, природные, материально-технические, управленческие и интеллектуальные, что возможно только при условии их организационно-правового обеспечения, развитой методики, опирающейся достоверность и полноту информационного сопровождения.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Источники: http://studwood.ru/696185/ekonomika/privlechenie_investitsiy_otrasl, http://studbooks.net/2420512/finansy/metody_privlecheniya_investitsiy_v_ekonomiku_rossii, http://creativeconomy.ru/lib/7709

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос