Проблемы и перспективы развития рынка инвестиций

Проблемы и перспективы развития украинского рынка инвестиций

На сегодняшний день ситуация сложилась таким образом, что инвестиционные компании в основном занимаются слияниями и поглощением отечественных производственных предприятий для себя или по заказу клиентов, а также консультациями при реализации крупномасштабных проектов.

Активность на рынке ценных бумаг крайне мала, основной причиной чего следует считать, в первую очередь, его низкую ликвидность. И если до лета объем рынка возрастал, то в последующий период, вплоть до настоящего момента, ситуация складывается противоположная. Нестабильность мировых финансовых рынков (в связи с политическими и финансовыми потрясениями, вызванными банкротствами крупнейших корпораций, иракским кризисом и снижением темпов роста мировой экономики) отрицательно сказалась на конъюнктуре украинского рынка ценных бумаг. Свое негативное влияние также оказали украинские политические события: скандал с пленками майора Мельниченко, скандал с авторскими правами и нелицензионными CD, «Кольчуги», санкции FATE.

Такая ситуация, когда западные инвесторы либо покидают рынок Украины, либо не наращивают темпов деловой активности, играет на руку отечественным олигархам, у которых сейчас есть возможность недорого откупить то, что продавали несколько лет назад, или не испытывать особой конкуренции с Запада при приватизации новых объектов [11].

Несмотря на сложную ситуацию, инвестиционные процессы в Украине не прекращаются, и всегда существуют проекты для эффективного вложения капитала. Сегодня наиболее привлекательными объектами инвестиций считаются предприятия пищевой, перерабатывающей промышленности, пивные компании, недвижимость, предприятия электроники, машиностроительные заводы [12].

Украина может привлечь иностранного инвестора наличием дешевой квалифицированной рабочей силы, выгодным географическим расположением, инфраструктурой, рынком сбыта. Но все эти преимущества «компенсируются» политической нестабильностью страны. Для быстрого экономического роста Украина должна осуществлять реальную поддержку инвестиционных процессов на государственном уровне — и это даст позитивный результат [13].

Приоритетными направлениями для привлечения и поддержки стратегических инвесторов могут быть определены те, где Украина имеет традиционные производства, владеет необходимым ресурсным потенциалом и формирует значительную потребность рынка в соответствующей продукции, а именно: производство легковых и грузовых автомобилей; тракторо- и комбайностроение; авиа- и ракетостроение; судостроение; замкнутый цикл производства топлива для АЭС; развитие энергогенерирующих мощностей; нефтегазодобыча, в частности на Черноморском шельфе; внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий; переработка сельхозпродукции; транспортная инфраструктура [14].

Существующая в настоящее время проблема активизации инвестиционной деятельности в Украине может решаться успешно, но при условии выработки собственной и более эффективной инвестиционной политики [11].

Речь идёт как о политике правительства в области создания благоприятного инвестиционного климата в стране, так и об инвестиционной деятельности на уровне отдельных отраслей, регионов и субъектов хозяйствования.

Поэтому подготовка и переподготовка специалистов в сфере инвестиций сейчас для украинской экономики приобретает особую актуальность.

Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в Украине можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Украинский рынок — один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок украинского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат Украины, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.

Украинские же потенциальные инвесторы давно уже не доверяют правительству, это недоверие обусловлено, прежде всего, сложившимся стереотипом отношения к власти у украинцев — “правительство работает только на себя”. Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на украинском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в украинской экономике в лучшую сторону [14].

Инвестиционный рынок в Российской Федерации

За последние полтора десятилетия отмечены динамичным и достаточно интенсивным развитием российской экономики. Данную тенденцию не смогли переломить даже экономические санкции, введенные рядом стран западного мира. Да, они замедлили развитие, но не смогли обратить его вспять. Непременным условием роста экономики страны является повышение уровня внешних и внутренних инвестиций. Таким образом, мы можем смело говорить о том, что с начала 2000 годов экономический рынок России довольно динамично развивается.

Читайте также  Стать об инвестиции в недвижимость

Состояние и проблемы рынка инвестиций

Несмотря на озвученный выше тренд, на сегодняшний день в Российской Федерации существует проблема необходимости фактического увеличения уровня вложений в реальный сектор экономики. И это при том, что экономический блок Правительства РФ в своей деятельности делает основной акцент именно на реальные, а не на финансовые инвестиции.

Такое положение вещей нетрудно понять. Ведь именно уровень реального инвестирования является основой, обеспечивающей экономическое развитие промышленных предприятий. Результатом этого процесса становится выпуск инновационной современной продукции, повышение ее конкурентоспособности и возможность проникновения отечественных товаров на новые для себя рынки.

Кроме того, если сравнивать реальные и финансовые вложения, то первые обладают гораздо более высоким уровнем рентабельности. Это автоматически позволяет инвесторам получать большую прибыль. Лучше мотива к активным действиям для предпринимателей просто не существует.

В то же самое время реальный сектор экономики требует привлечения колоссального объёма инвестиций. К сожалению, собственных денежных средств, которые есть в наличии у отечественных инвесторов зачастую недостает. Это создает потребность в привлечении заемного капитала. Фактически это находит свое выражение в банковских кредитах и займах, а также инвестиций в ценные бумаги (преимущественно акции) компаний. То есть в данном случае мы уже говорим про финансовые инвестиции. Другими словами, подобные вложения также содействуют началу экономического подъема в любом государстве.

Изменения, которые на сегодняшний день происходят в России, определяются бурным становлением инновационного пространства. Подобные инновационные процессы развития государства имеют два основных составляющих элемента:

  • реализация проектов, связанных с инновациями;
  • развитие инновационного потенциала.

При этом можно бесконечно долго рассуждать про позитивные черты рыночной экономики и невидимую руку рынка, но при этом данные экономические институты не способны осуществлять автоматическое регулирование предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Представители частного бизнеса не заинтересованы во вложении собственного капитала в те инвестиционные проекты, которые не способны приносить серьезной прибыли. В то же время для страны в общем и для каждого гражданина в отдельности эти отрасли являются жизненно необходимыми.

С помощью одной только рыночной экономики невозможно решить и другие существующие проблемы. В этой ситуации роль государства, как основного экономического регулятора многократно возрастает.

Говоря о главных проблемах инвестиционного рынка в России можно выделить следующие аспекты:

  • большие объемы неплатежей;
  • низкие реальные доходы граждан;
  • пробелы и коллизии в российском инвестиционном законодательстве.

Таким образом, мы приходим к выводу о серьезном значении финансовых инвестиций для развития экономики нашего государства. Во-первых, подобные вложения – это самостоятельная форма инвестиций. Во-вторых, их необходимо рассматривать в качестве связующего звена на пути трансформации капитала в реальные инвестиции.

Перспективы развития инвестиционного рынка

Россия – уникальная страна. Она богата колоссальными природными ресурсами и могучим человеческим потенциалом. Если сравнивать текущий уровень развития отечественного рынка инвестиций с 90 годами прошлого века, то можно констатировать, что наше государство уже сделало огромный шаг вперед. Тем не менее Российская Федерация обладает огромным нереализованным потенциалом для развития всех сфер экономики, в том числе и инвестиционного рынка. Огромную роль в этом процессе должно сыграть государство.

Прямые инвестиции нуждаются в государственной поддержке. Мы можем выделить следующие ее аспекты:
Государственная поддержка прямых инвестиций заключается:

  • законодательные гарантии обеспечения деятельности инвесторов;
  • наличие одного органа исполнительной власти, который уполномочен быть представителем РФ перед российскими и иностранными инвесторами;
  • создание и развитие системы преференций;
  • предоставление надежных гарантий, связанных с покрытием инвестиционных рисков.

Государственная поддержка инвесторов должна иметь своей целью сформировать благоприятный инвестиционный климат в стране. Безусловно, это наилучшим образом скажется на производстве товаров, работ и услуг в основных отраслях экономики.

Вместе с достижением озвученной выше цели будут решаться и другие сопутствующие вопросы. К ним относятся:

  • модернизация существующей производственной базы, чему будут способствовать новые технологии, ноу-хау, появление современного оборудования;
  • реализация программы поддержки российских производителей;
  • становление отраслей экономики, работающих на импортозамещение;
  • бережное и эффективное использование природных ресурсов;
  • повышение производительности труда;
  • повышение уровня занятости населения;
  • повышение покупательной способности граждан;
  • интенсификация производства.

Невозможно переоценить значение рынка прямых инвестиций для развития экономики России. Они способны обеспечить не только ее стабилизацию, но также оживление и подъем.

Инвестиционная деятельность в России проблемы и перспективы развития

Главная > Реферат >Банковское дело

7. Банки активно участвуют в формировании ФПГ.

Несмотря на весьма сложные условия, в которых приходится работать российским коммерческим банкам, новая кредитная система развивается и все больше адаптируется к рынку. Российские ком банки все более активно развивают филиальную сеть, открывают отделения и представительства как в различных регионах России, так и за рубежом.

Читайте также  Идеи по малому бизнесу без вложений

Предоставление коммерческим банкам все большей самостоятельности и прав должно в перспективе привести к развитию их инвестиционной активности.

По мнению экспертов ЦБР, в экономике страны наметилась тенденция повышения эффективности долгосрочных вложений и снижения доходности краткосрочных финансовых операций.

В практической работе при анализе перспектив развития кредитно-инвестиционного рынка банки исходят из двух основных текущих макроэкономических проблем: высокой инфляционной среды и структурной перестройки. Все остальные проблемы, включая финансовую, промышленную налоговую и ресурсную политику государства, вытекают из этих двух. Сопутствующие проблемы: высокий политический риск, следствием которого является недостаток внутренних и внешних ресурсов для инвестирования, соответствующее качество инвестиционных проектов, а также кадровые вопросы.

Проблема привлечения инвестиций в реальный сектор экономики не сводится только к обеспечению вливания определенного объема денежных средств. Важно создать условия взаимодействия финансового, промышленного, страхового, венчурного и других капиталов в этой сфере и обеспечить формирование и развитие рыночных механизмов, их функционирования, взаимозаинтересованности и взаимоподдержки.

Одним из эффективных путей решения проблемы инвестиций является создание финансово-промышленных групп, холдингов. Их организация будет способствовать повышению заинтересованности всех участвующих структур в долгосрочном инвестировании.

Причины медленной интеграции банковского и промышленного капитала в России:

отсутствие эффективных механизмов взаимодействия банковского и промышленного капитала в новых социальных условиях

разнонаправленность интересов банков и промышленных предприятий

отсутствие механизмов страхования рисков

В России роль банков при осуществлении инвестиционных проектов будет возрастать, т.к. это практически единственные хозяйственные структуры, аккумулирующие средства. Работая с инвестициями, банки сейчас являются фактически единственным элементом системы учреждений, необходимых для инвестиционной инфраструктуры.

2.3 Перспективы развития инвестиционной деятельности в России.

В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом. Оценить теперешнее состояние инвестиционного климата в России не составляет особого труда, стоит только обратиться к статистике. Начиная с 1991 года, размер капиталовложений в экономику России падает с каждым годом.

Такая тенденция, наблюдаемая до сих пор, не обнадёживает. Она говорит о том, что инвестиционный климат в нашей стране пока крайне неблагоприятен для капиталовложений, и даже такие факторы как природные ресурсы России, мощный (хотя технически устаревший и хронически недогруженный) производственный аппарат, наличие дешёвой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий научно-технический потенциал не привлекают инвесторов. Теперешнее состояние инвестиционного климата не даёт надежды на скорое оздоровление экономики России, и необходимы активные действия государства по улучшению инвестиционной политики в стране.

Анализируя сложившийся инвестиционный климат в нашей стране, можно заметить, что размер капиталовложений внутри страны зависит от степени доверия населения государству, а за рубежом размер капиталовложений зависит в основном от индекса инвестиционного климата.

Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны для иностранных инвесторов. Зависимость потока иностранных инвестиций от индекса инвестиционного климата или его отдельных составляющих носит почти линейный характер. Не так давно международная финансовая корпорация заявила о своем намерении включить Россию вместе с группой других стран в свой совокупный инвестиционный индекс, который служит своего рода ориентиром для международных частных инвесторов, стремящихся определить инвестиционный «вес» страны и формирующих свой инвестиционный портфель.

Как показывает анализ законодательства стран-республик бывшего СССР, при сходстве многих формулировок в ряде республик независимо от декларирующих общих положений принят режим большего благоприятствования иностранным инвесторам по сравнению с национальными. Это выражается в полном или частичном освобождении от уплаты налога на прибыль в первый период эксплуатации предприятия (Украина, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Литва, Туркмения) и снижения его в последующий период (Казахстан, Киргизия, Литва, Украина, Эстония), таможенных льготах для таких предприятий: тарифных (Украина, Молдавия, Россия, Туркмения, Эстония) и нетарифных (Молдавия). Все названные меры призваны компенсировать неблагоприятный инвестиционный климат в этих республиках и косвенно подстраховать иностранных инвесторов от избыточного риска. В России до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного климата и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимые вне Российской Федерации и без участия российских экспертов, представляются малодостоверными. В связи с этим встает задача формирования на основе ведущихся в Институте экономики РАН исследований Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России, крупных экономических районов и субъектов Федерации. Это обеспечит приток и оптимальное использование иностранных инвестиций, послужит ориентиром российским банкам в собственной кредитной политике.

Читайте также  Идеи для бизнеса по продаже подарков

Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падением курса рубля и его неконвертируемостью и др.

Российское правительство в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград, а, кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Многие в России убеждены, что иностранные инвестиции — это не более чем «надувательство», и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только эффективное совместное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала — необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей — выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов — с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и . даже ее экологической беспечности.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

В перспективе мы уже можем надеяться на улучшение ситуации в российской экономике в целом по России, ведь вместе с увеличением инвестиций в нашу экономику, увеличится её стабильность, уменьшится риск долгосрочных кредитов, а значит, будут претворяться в жизнь многие проекты, рассчитанные на улучшение социальной сферы (бюджет в данный момент не справляется даже с необходимым минимумом программ), что в свою очередь уменьшит

социальную напряжённость в стране. Только так, последовательными и тщательно продуманными реформами, мы можем добиться остановки спада производства и стабильного его роста. Радикальные реформы показали себя далеко не с самой лучшей стороны, их несостоятельность лишь разрушала российскую экономику и, как следствие, ухудшало инвестиционный климат в стране, пугая потенциальных инвесторов непредсказуемостью экономики России. Имея на данный момент тенденцию улучшения инвестиционного климата в России, будем надеяться, что какой-нибудь неосторожный шаг со стороны правительства не повернёт нас назад.

Источники: http://lektsii.org/14-26806.html, http://investoriq.ru/teoriya/investicionnyj-rynok-rossii.html, http://works.doklad.ru/view/p7G9fKsHL-w/4.html

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос