Пути решения проблемы привлечения инвестиций

Пути решения проблем инвестиций в России

Выше уже говорилось о важности инвестиционного процесса в экономике современной России. В этом пункте мы рассмотрим основные пути его активизации. Инвестиционный процесс логически распадается на ряд процедурных составляющих. Ими являются: сбережение средств, осуществляемое отдельными экономическими агентами, аккумулирование сбережений отдельных экономических агентов, вложение аккумулированных сбережений в инвестиционные проекты в виде инвестиционного плана, реализация инвестиционного плана под контролем инвесторов и кредиторов. Большая часть средств, направляемых на инвестиции, имеют своим источником сбережения. Следовательно, для стимулирования экономического роста и инвестиций необходимо обеспечить соответствующий объем сбережений. Статистические данные свидетельствуют, что норма сбережений в России сопоставима с соответствующими показателями в развитых странах мира. Однако, норма реального инвестирования здесь гораздо ниже, чем в указанных странах. Это свидетельствует о неразвитости финансового рынка в стране и его неспособности выполнить свою главную задачу: перераспределение средств от владельцев денежных средств к инвесторам. Причин этому множество. Одна из главных — уход организаций финансовой системы от выполнения своих основных функций по обеспечению реального сектора экономики необходимыми финансовыми ресурсами. Соотношения между внутренними сбережениями и внутренними инвестициями нарушены главным образом по той причине, что преобладающая часть населения все еще держит сбережения в долларах. Сбережения вкладываются в доллары в силу высокого уровня инфляции. Дополнительной причиной нежелания населения хранить деньги в банках является неустойчивость банковской системы. Сбережения населения, вложенные в доллары и хранящиеся втуне, потеряны для прибыльных инвестиций. Обезопасить сбережения населения — это главная забота государства. Роль государства как регулятора инвестиционных состоит в выборе приоритетов инвестиционной политики, создании равных условий для различных типов инвесторов, стимулировании инвестиционной деятельности посредством налоговых льгот, предоставлении льготных инвестиционных кредитов на конкурсной основе, осуществлении гибкой амортизационной, ценовой, таможенной политики. В условиях рыночной экономики главная функция государства состоит в создании

благоприятных условий для всех видов внутренних инвестиций. Деятельность правительства должна быть направлена на решение следующих главных задач:

  • 1) создание благоприятного инвестиционного климата;
  • 2) формирование правовой базы и других благоприятных условий инвестирования (гарантии прав собственности, обеспечение политической стабильности, разработка и введение в действие четкого, понятного и устойчивого законодательства, а также нормативных документов в области налогообложения и валютного регулирования, и т.д.);
  • 3) повышение экономической привлекательности инвестиций (преодоление инфляции, содействие формированию конкурентной среды, создание объектов инфраструктуры и коммуникаций и т.д.).

Особо следует отметить законодательный аспект активизации инвестиционной деятельности. Бюджетный кризис, приведший к известным событиям 17 августа 1998 года, резкое сокращение инвестиционного потенциала федерального бюджета обусловили определенную смену приоритетов инвестиционной политики в деятельности

Федерального Собрания и выдвинули на первый план проблему восстановления инвестиционного имиджа России. В результате изменившейся экономической ситуации и активизации Государственной Думы и Совета Федерации со второй половины 1998 и до середины 1999 года были приняты и вступили в силу такие основополагающие для инвестиционной деятельности законы, как «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 года, «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 года, «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции»» от 7 января 1999 года, «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции»» от 10 февраля 1999 года, «О лизинге» от 29 октября 1998 года, «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 года. Исключительно важное значение имеет содержащаяся в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» так называемая стабилизационная оговорка, поскольку, как неоднократно подчеркивали иностранные инвесторы, для них в принципе важны не столько льготы, сколько стабильные условия деятельности. В то же время необходимы жесткие законодательные гарантии неприкосновенности собственности с введением реальной ответственности за ее нарушение.

В январе-июне 2000 года сохранилась и получила дальнейшее развитие сложившаяся во второй половине 1999 года тенденция активизации деятельности иностранных инвесторов. Приток иностранных инвестиций в Россию в 2000 г увеличился на 11,9 % по сравнению с прошлым годом и составил около 12 млрд. долл. Тем не менее, на пути разворачивания мировых инвестиционных потоков в сторону России делаются только первые шаги. Негативным моментом некоторая стагнация активности прямых иностранных инвесторов — в первом полугодии 2000 года они составили 1,79 млрд. долл. США, что ниже на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом 1999 года. Подобная ситуация не может считаться благотворной для развития российской экономики, потому что именно прямые инвестиции служат носителями современной техники, технологий и передового зарубежного опыта менеджмента. В то же время ориентация иностранных инвестиций на топливные и сырьевые отрасли тормозят структурные сдвиги, закрепляя устаревшую и неэффективную структуру экономики, что в итоге негативно сказывается на темпах экономического роста. Основная проблема — в некоторой инерционности мероприятий экономической политики, направленных на структурную реформу и модернизацию экономики. Иностранные инвесторы сами определяют сферы приложения капитала, руководствуясь спросом на продукцию и нормой прибыли. Политика привлечения иностранных инвестиций должна получить четкие принципы, ориентиры и приоритеты. Должен быть сформулирован набор понятных и действенных стимулов, реализующих данную политику, как на федеральном, так и региональных уровнях. Пути привлечения капитала различны, но одним из наиболее перспективных является фондовый рынок, потенциальные возможности которого в настоящее время использованы лишь на десятые доли процента. По данным Госкомстата России, в 2000 году 85.6% инвестиций предприятий приходилось на собственные средства, 3.5% — на кредиты банков и лишь 1.6% — на средства, полученные от эмиссии акций. Одной из фундаментальных причин сложившейся неблагоприятной ситуации является низкая степень информационной прозрачности предприятий. Низкая информационная прозрачность заметно повышает цену заимствований капитала. Именно этот фактор наиболее часто ставится во главу угла при анализе иностранными инвесторами возможностей инвестирования в экономику России. Для этого целесообразно оптимизировать перечень информации, который устраивал бы три заинтересованные стороны: эмитента, инвестора и регулирующие органы. В то же время крайне важной является задача создания для эмитентов таких условий, при которых раскрытие информации для них являлось бы насущной необходимостью. Несколько слов о развитии форм привлечения иностранных инвестиций.

Прямые иностранные инвестиции. Вклад прямых иностранных инвестиций в структуру общих источников финансирования российской экономики, то их доля чрезвычайно мала и пока не является существенным фактором экономического роста. Структурные изменения, характеризующиеся сокращением доли прямых инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций, не могут считаться благотворными для российской экономики. Ведь именно прямые инвестиции служат носителями современной техники, технологии, передового зарубежного опыта менеджмента, маркетинга и не являются возвратными и платными.

Читайте также  Новейшие бизнес идеи для автобизнеса

География основных прямых иностранных инвестиций достаточно предсказуема: Москва, Сахалинская область, Санкт-Петербург, Московская область, Краснодарский край, Татарстан и Тюменская область, т.е. регионы со значительным ресурсным потенциалом или емким рынком. Деформированность региональной структуры иностранных инвестиций все возрастает. Одна из причин заключается в недостаточной разработанности региональной политики по привлечению иностранных инвестиций — прежде всего в части страхования, залога, обеспечения инвесторов информацией об инвестиционных проектах, неразвитостью информационно-транспортной инфраструктуры. Сегодня нужна действенная политика привлечения иностранных инвестиций в депрессивные регионы, т.к. успешность данных инвестиций в первую очередь способствует формированию социальных гарантий осуществления проводимых правительством экономических реформ. Для инвестиционного климата регионов России характерна правовая нестабильность, выражающаяся в регулярных изменениях соответствующих

норм права, не обеспечивающих полного регулирования отдельных экономических процессов. В этой связи активность иностранных инвесторов в некоторых регионах обусловлена как созданными там достаточно благоприятными условиями для инвестиций, так и направленной политикой местных администраций именно на привлечение мировых управленческих и производственных технологий.

Инвестиции с глобальных фондовых рынков. Приток капитала с глобальных фондовых рынков в российскую экономику должен быть связан с созданием определенных условий хозяйствования, предсказуемых и долгосрочных. Что особенно важно, страна-получатель должна располагать институциональными структурами, необходимыми для эффективного использования притока инвестиций. В числе этих институтов — отлаженные рынки финансовых инструментов, особенно государственных обязательств; законодательство о банкротстве; процедуры управления компаниями-банкротами; хозяйственное право в целом; защита прав собственности в патентной системе; правила хозяйственного учета; органы

государственного регулирования для защиты интересов общества.

Наличие таких институтов — непременное условие эффективного хозяйствования. Необходимо создание и использование в хозяйственной практике соответствующих рынков, деловых предприятий, осуществляющих оценку капиталов, торговлю ценными бумагами, превращение финансовых потоков в конкретные формы реальных

производственных активов. Мероприятия, предпринимаемые правительством уже направлены на повышение эффективности российской экономики, переходу к устойчивому экономическому росту, снижению системных рисков, повышению рейтинга России на мировом рынке капитала и доверия отечественных и западных инвесторов. Это в конечном итоге позволит в ближайшие три года существенно увеличить (до 20-30 млрд. долл. США в год) объемы иностранных инвестиций, но что также важно структурно диверсифицировать и качественно улучшить потоки иностранных инвестиций в экономику страны.

Ключевые проблемы привлечения иностранных инвестиций в Россию и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Полусмакова Виктория Сергеевна

В статье рассмотрены ключевые проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Предлагаются меры по стимулированию иностранных инвесторов. Обосновывается необходимость совершенствования инвестиционного климата .

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Полусмакова Виктория Сергеевна,

KEY PROBLEMS OF FOREIGN INVESTMENT ATTRACTION IN RUSSIA AND WAY OF THEIR DECISION

The article describes the key problems of foreign investment attraction in the Russian economy. The author offers measures to encourage foreign investors. The necessity of improving the investment climate is explained.

Текст научной работы на тему «Ключевые проблемы привлечения иностранных инвестиций в Россию и пути их решения»

© Полусмакова В.С., 2013

УДК 330.322.01 ББК 65.263

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЮ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Полусмакова Виктория Сергеевна

Магистрант кафедры мировой и региональной экономики Волгоградский государственный университет 1ог1111777@yandex.ru

Проспект Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассмотрены ключевые проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Предлагаются меры по стимулированию иностранных инвесторов. Обосновывается необходимость совершенствования инвестиционного климата.

Ключевые слова: инвестиции, иностранные инвестиции, прямые иностранные инвестиции, инвестиционный климат, инвестиционные риски, инвестиционная политика, инвестиционный проект.

Прямые иностранные инвестиции (далее — ПИИ) представляют собой один их важнейших инструментов реализации программы модернизации экономики России, способствующий притоку новых технологий производства и управления. Благодаря появлению на российском рынке иностранных игроков, повышается уровень конкуренции в отраслях присутствия, которая стимулирует модернизацию этих отраслей. Главной целью привлечения ПИИ для модернизации экономики следует считать обеспечение их притока в ключевые отрасли промышленности для радикального обновления и устойчивого развития. Однако в настоящее время желаемый результат не получен как в силу того, что интересы инвесторов и реципиентов редко совпадают, так и в силу действия макроэкономических факторов, влияющих на привлечение ПИИ.

Правительством России был сделан ряд значительных шагов в направлении стимулирования иностранных инвестиций (далее -ИИ): изменена нормативно-правовая база, созданы особые экономические зоны, установлены налоговые льготы и другое [1]. В 2011 г. созданы две организации, способству-

ющие притоку инвестиций в экономику и развитию среднего бизнеса: Российский фонд прямых инвестиций (далее — РФПИ) и АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (далее — АСИ). Целью РФПИ является разработка механизмов ускорения притока ПИИ в экономику, а главный приоритет — обеспечение максимальной доходности на капитал, инвестированный Фондом и соинвесторами. Инвестиции РФПИ направлены на повышение эффективности производства и управления в компаниях-лидерах российской экономики. Цель АСИ — в создании возможностей для самореализации молодых амбициозных лидеров, способных вывести Россию на передовые позиции в мире [3].

Но несмотря на все усилия, качество иностранных инвестиционных ресурсов продолжает ухудшаться, доля прямых иностранных инвестиций (ПИИ) снижается (табл.).

Как видно из таблицы, происходит увеличение доли прочих инвестиций, состоящих в основном из краткосрочных займов. Следовательно, иностранные инвесторы не хотят или опасаются надолго оставлять свой капитал в России и используют российский рынок как

Структура иностранных инвестиций поступивших в экономику России, %

Годы 1995 2000 2005 2008 2009 2010 2011 2012

Прямые 67,72 40,42 24,36 26,05 19,41 12,04 9,66 9,7

Портфельные 1,31 1,32 0,84 1,36 1,08 0,94 0,42 0,4

Прочие 30,98 58,26 74,79 72,59 79,51 87,03 89,92 89,9

Всего 100 100 100 100 100 100 100 100

площадку для проведения высокодоходных спекулятивных операций.

Следующей проблемой, без решения которой также невозможно устойчивое развитие экономики и социальной сферы, является усиление диспропорций в социально-экономическом развитии субъектов РФ. Подавляющая доля прямых инвестиций направляется только в три федеральных округа — Центральный, Дальневосточный и Северо-Западный, при этом наиболее привлекательным для инвесторов регионом является Москва. Она успешно конкурирует с основными европейскими центрами, приближаясь к Лондону и Парижу, которые в течение многих лет формировали свой инвестиционный имидж [5].

Также необходимо отметить проблему оттока инвестиций из России. За период 20082012 гг. совокупный чистый вывоз капитала из России составил 361 млрд долл., а только по итогам первых трех месяцев 2013 г. из страны было вывезено порядка 25 млрд долларов. Притом что только в 2012 г., по оценкам бывшего председателя Банка России Сергея Игнатьева, из России незаконным образом было вывезено порядка 49 млрд долларов.

Другая существенная проблема — административные барьеры (явные и скрытые). Несмотря на усилия властей разного уровня по совершенствованию административных процедур и законодательства, регулирующего предпринимательскую и инвестиционную деятельность, большинство инвесторов в качестве основных факторов, негативно влияющих на инвестиционную привлекательность России, по-прежнему называют неэффективность законодательства (53 %), высокий уровень бюрократии (47 %), непрозрачность системы регулирования предпринимательской деятельности (37 %) [6]. По результатам исследования «Индекс восприятия коррупции», которое ежегодно проводит Центр Транспе-ренси Интернешнл, в 2012 г. Россия заняла

133 из 176 мест в рейтинге [7]. Такой же результат показали Коморы, Гайана, Гондурас, Иран и Казахстан. При таком положении говорить об инвестировании в научно-техническую сферу и о развитии инновационного потенциала страны очень сложно, ведь коррупция по-прежнему остается одной из основных проблем во многих государствах мира, тем самым ослабляя систему демократических институтов.

Читайте также  Реализованные бизнес идеи с нуля

Низкий кредитный рейтинг, высокие инвестиционные риски также негативно влияют на инвестиционный климат и сдерживают осуществление заимствований кредитных ресурсов на мировых рынках капиталов и привлечение иностранных инвестиций.

Кроме того, неблагоприятное состояние инвестиционного климата предопределяется: значительными размерами неплатежей, высоким удельным весом кредиторской задолженности предприятий по отношению к объему произведенной продукции; значительным по объемам вывозом отечественного капитала, существенно превышающим приток прямых иностранных инвестиций; низким уровнем реальных доходов и накоплений населения; несовершенством российского законодательства, регулирующего инвестиционную сферу.

Высокие инвестиционные риски и низкая норма рентабельности большинства предприятий реального сектора экономики делают его недостаточно привлекательным для иностранных инвесторов. Ставка рефинансирования (25 %) несопоставима с уровнем рентабельности большинства предприятий реального сектора экономики [8].

Состояние инвестиционного климата усугубляется низкими темпами реструктуризации банковской системы, недостаточным объемом собственных капиталов для кредитования даже среднесрочных инвестиций у большинства выживших после финансового кризиса банков.

Таким образом, выявив существенные проблемы в сфере привлечения иностранных

инвестиций в российскую экономику, в целях создания благоприятного инвестиционного климата попытаемся выделить меры по стимулированию иностранных инвесторов. Первоочередными среди них являются [9]:

— введение «налоговых каникул» на срок 3-5 лет в отношении предприятий, внедряющих принципиально новые технологии, машины и оборудование для их технического оснащения;

— освобождение от НДС, уплаты таможенных платежей импортируемого не конкурирующего технологического оборудования для внедрения новых технологий;

— введение для целей налогообложения предприятий, осуществляющих технологическую модернизацию производства, повышенного коэффициента ускоренной амортизации машин и технологического оборудования, вводимых и используемых в рамках новых технологий.

Улучшению инвестиционного климата способствовало бы также обеспечение доступа иностранных инвесторов к информации об инвестиционных возможностях российской экономики и экономики регионов путем совершенствования системы информационного и консультативного обеспечения, маркетинга инвестиционных программ и проектов.

В этой связи актуальной является задача создания федеральной информационной системы, представляющей иностранным инвесторам широкий доступ к информации об инвестиционных проектах. Цель такой информационной системы — приблизить инвестиционный проект к инвестору. При этом информационная система должна соответствовать международным стандартам подачи информации, обеспечивающей прозрачность предприятия и инвестиционного проекта, аналитические обзоры (общеэкономические, отраслевые и региональные), бизнес-план, финансовое положение инициатора проекта. Информационная система должна обладать способностью довести информацию об инвестиционных проектах до широкой аудитории инвесторов, работающих на рынке инвестиционных ресурсов.

Большое значение имеет создание благоприятного инвестиционного климата на уровне регионов. На состоянии инвестиционного

климата в значительной степени сегодня сказывается регионализация рынка инвестиций. Органами исполнительной власти субъектов Федерации вводятся запреты и ограничения на ввоз и вывоз товаров, устанавливаются региональные пошлины на поставку товаров из других регионов России, вводятся особые торговые режимы, создаются региональные торговые структуры, которым предоставляется монопольное право на торговлю отдельными товарами.

Совершенствование инвестиционного климата предопределяет необходимость [10]:

1) улучшения макроэкономической конъюнктуры (снижение инфляции, процента за долгосрочный банковский кредит, укрепление финансового положения предприятий);

2) развития системы гарантий, обеспечения прав инвесторов, защиту их собственности;

3) развития организационно-правовых условий, включающих целевое использование амортизации, налоговые стимулы для капитализации прибыли, развитие вторичного рынка ценных бумаг, страхование инвестиций, залоговое право, ипотеку (земли, жилья), использование накоплений населения;

4) проведения реформы налоговой системы в направлении снижения налогового бремени на инвесторов и стимулирования инвестиционной деятельности;

5) введения мер для предотвращения утечки капитала за рубеж и стимулирование возврата отечественного капитала в страну.

Также в виде отдельных статей закона об «Иностранных инвестициях» необходимо выделить механизм оценки эффективности участия иностранных инвесторов, что в свою очередь будет выступать основой для совершенствования системы государственных гарантий по отобранным государственным проектам.

Льготы и гарантии могут быть предусмотрены для инновационно-инвестиционных проектов, реализуемых с помощью иностранных инвестиций в приоритетных с точки зрения развития отраслях российской экономики.

Кроме того, следует активизировать деятельность в направлении организации проведения международных тендеров, подготовки концессионных договоров о разделе продук-

ции, организации работы по наполнению кредитов, получаемых от международных финансовых организаций и иностранных государств.

Необходимо предоставить государственную поддержку инновационно-инвестиционным проектам, которые направлены на новое производство, внедрение инноваций; обновление производств; проекты, реализуемые предприятиями промышленности, обеспечивающие внедрение нано-технологий; совершенствование технологий производства [2].

Подводя итог вышесказанному, отметим, что иностранные капиталовложения являются весомым фактором развития экономики, однако в России накопилось много нерешенных проблем, осложняющих перспективы ее участия в международном обмене капиталом в контексте повышения эффективности привлечения и использования иностранных инвестиций. Предложенные меры по привлечению прямых иностранных инвестиций будут способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата, что обеспечит перспективы роста иностранных инвестиций в российскую экономику.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Инвестиционная привлекательность России — расширение возможностей. — Электрон. текстовые данные — Режим доступа: http://www.de.ey.com /PuЫication/vwLUAssets/TBF-126-Russia-attractiveness-survey-2011-RU/$FILE/TBF-126-Russia-attractiveness-survey-2011-RU.pdf. — Загл. с экрана.

2. Кудряшова, И. В. Современное состояние и тенденции инвестиционного сотрудничества России и Европейского Союза / И. В. Кудряшова, М. В. Плешакова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. -2013. — № 1 (22). — С. 129-235.

3. Официальный сайт компании «Эрст энд Янг». — Электрон. Текстовые дан. — Режим доступа: http://www.ey.com. — Загл. с экрана.

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/ B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/174inv21.htm. — Загл. с экрана.

5. Орлова, Г. А. Проблемы роста иностранных инвестиций в экономику РФ / Г. А. Орлова // Российский внешнеэкономический вестник. -2009. — № 4. — С. 49.

6. Российский фонд прямых инвестиций. -Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http:// rdif.ru. — Загл. с экрана.

7. Рязанцева, М. В. Стимулирование прямых региональных инвестиций / М. В. Рязанцева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — Янв., 2013. — 128 с.

8. Сенчук, Н. И. Об иностранном секторе в российской экономике / Н. И. Сенчук // Финансы и кредит. — 2010. — № 1. — С.59.

9. Центр гуманитарных технологий Гуманитарные технологии и развитие человека, Экспертно-аналитический портал. — Электрон. Текстовые дан. — Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2012/ 12/05/5198. — Загл. с экрана.

10. Юнусов, Л. А. Прямые иностранные инвестиции в условиях глобализации мировой экономики / Л. А. Юнусов // Финансовый бизнес. — 2009. -№5. — С. 76.

KEY PROBLEMS OF FOREIGN INVESTMENT ATTRACTION IN RUSSIA AND WAY OF THEIR DECISION

Polusmakova Viktoriya Sergeevna

Master Student, World and Regional Economics Department Volgograd State University toril 11777@yandex.ru

Prospect Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. The article describes the key problems of foreign investment attraction in the Russian economy. The author offers measures to encourage foreign investors. The necessity of improving the investment climate is explained.

Key words: investment, foreign investment, foreign direct investment, the investment climate, investment risks, investment policy, investment project.

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 01.12.2016 2016-12-01

Статья просмотрена: 3606 раз

Библиографическое описание:

Колбасникова А. В. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 315-318. — URL https://moluch.ru/archive/130/35869/ (дата обращения: 16.01.2019).

Читайте также  Бизнес идеи для малых предприятий

Проблема привлечения инвестиций в экономику страны существует уже многие десятилетия, сохраняя свою актуальность и научную значимость на современном этапе в условиях глобализации. Понятие инвестиции трактуется как денежные средства, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли и (или) достижения полезного эффекта, выступающие также в виде ценных бумаг или имущества, имущественных и иных прав, которые имеют денежную оценку. [5, с. 50]

Инвестиции способствуют экономическому росту, обеспечивают благоприятный финансовый климат страны, являются дополнительным источником капиталовложений в национальное производство товаров и услуг. Иностранные инвестиции являются отличным дополнительным источником финансов, материальных ценностей и иного имущества, способствующих расширению и обновлению основного капитала; реализации инвестиционных проектов и программ, обеспечивающих подъем экономического благосостояния, а также насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами; происходит внедрение прогрессивных технологий, современных методов управления и маркетинга, а также ноу-хау; все это сопровождается повышением квалификации сотрудников, так как инвестиции имеют направление на определенные конкретные цели и объекты. За счет этого эффективно используются новые технологии, рыночные механизмы, международные контракты и т. д.

Сегодня Российская Федерация находится в состоянии нестабильного экономического положения, тем самым связывая себя с необходимостью привлечения иностранных инвестиций, обеспечивающих создание долговременного цивилизованного общества с высоким уровнем жизни населения. Трудно поверить, что только одно инвестирование способно так поднять экономику нашей страны. Однако привлечение иностранного капиталовложение способно стимулировать развитие и рост внутреннего инвестирования. Их приток важен для выхода из современного кризисного состояния, вызванного дестабилизацией национального хозяйства на фоне политической нестабильности на Украине и Ближнем Востоке, введением санкций и резким падением цен на «черное золото».

При этом российские общественные интересы не совпадают с интересами иностранных инвесторов, следовательно, важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных мотиваций, одновременно направляя действия последних на благо общественных целей. [2, с. 181] Для решения этой проблемы необходимо определить настоящие российские условия для привлечения иностранных инвестиций, рассмотреть экономическую и законодательную базу, которые обеспечивают и формируют инвестиционный климат в стране.

В первую очередь необходимо уделить внимание именно инвестиционному климату страны, т. к. тут можно наблюдать своеобразный парадокс: с одной стороны он является основным инструментом и фактором, влияющим на привлечение зарубежного капитала, с другой, причиной, сдерживающей инвесторов от крупных вложений.

Инвестирование — это многогранный процесс. По своей сути они являются долгосрочные вложения средств в различные отраслевые структуры хозяйства с целью получения прибыли. Но необходимо учитывать, что инвестирование должно иметь взаимовыгоду, принося прибыть и субъекту (инвестору), и объекту.

В современной мировой экономике выделяются три основные формы иностранных инвестиций:

  1. Прямые (реальные) инвестиции. Чаще размещаются в промышленности, торговле, сфере услуг — непосредственно в предприятии.
  2. Портфельные (финансовые) инвестиции (в иностранные акции, облигации и другие ценные бумаги).
  3. Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и иным финансовым учреждениям.

Прямые иностранные инвестиции — это вложения капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса. [4, с. 196] По определению Международного валютного фонда, прямые иностранные инвестиции — это такая форма инвестирования, когда инвестор обладает управленческим контролем над объектом, в которой вложен капитал. Прямыми считаются инвестиции, которые охватывают более 10 % акционерного капитала и дают право контроля над предприятием. [4, с. 197]

Главной целью портфельных инвестиций является получение прибыли или в иных случаях — защита средств от негативного влияния и последствий инфляции. В данном случае инвестор вкладывает свои деньги в ценные бумаги наиболее рентабельные и надежные действующие предприятия.

В настоящее время объем таких инвестиций увеличился, что является следствием роста количества частных инвесторов. Посредниками портфельных инвестиций в большинстве своем выступают инвестиционные банки, финансируя долгосрочные вложения. На их движение оказывает влияние разница в норме процентных ставок, которые выплачиваются по различным ценным бумагам.

Однако связывать инвестиции только с получением прибыли не стоит, так как возможна вероятность присутствия и других экономических целей: освоение определенных рынков, увеличение объема капитала т. д. Следовательно, в настоящее время получение социально эффекта, решение социальных задач становятся не менее важными, чем результат, который можно оценивать в денежном эквиваленте. Значимость данных аспектов можно определить, конкретно рассмотрев некоторые способы привлечения прямого иностранного капиталовложения (Рисунок 1).

Рис. 1. Способы привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что иностранный капитал, не оказывая почти никакого значительного воздействия на развитие национального хозяйства в целом, играет сейчас роль «катализатора роста» лишь в нескольких узких секторах производства, ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос.

Добиться существенного качественного и количественного увеличения прямых иностранных вложений средств в российскую экономику позволит создание комплексной государственной программы, способствующей привлечению иностранных инвестиций.

Учитывая опыт многих зарубежных стран, в число необходимых для России мер в этом направлении (помимо общего улучшения политической и макроэкономической ситуации) должны войти [1, с. 256]:

‒создание реально действующей системы льгот для иностранных инвесторов в отдельных отраслях и регионах (в частности, создание реально действующих свободных экономических зон);

‒четкое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами, а также между федеральными и местными властными структурами;

‒создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства;

‒снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов;

‒введение частной собственности на землю;

‒создание механизмов страхования иностранных инвестиций.

Таким образом, можно сделать вывод, что привлечение иностранных инвестиций в экономику России является важной проблемой на пути выхода страны из экономического кризиса, требующей незамедлительного решения, больших организационных и управленческих решений как от федеральных властей, так и от отдельных предприятий и финансовых институтов. В целом эти усилий должны быть направлены на:

1) улучшение состояния общего инвестиционного климата страны, стабилизацию экономической и законодательной ситуации и создание эффективного экономического законодательства;

2) организацию эффективного внутрироссийского рынка капиталов, обеспечивающего полноценную связь рынка ценных бумаг с реальным сектором.

На рисунке 2 можно увидеть, что в настоящее время происходит спад притока иностранных инвестиций в экономику России, вследствие сложной макроэкономической ситуации, снижения цен на товары сырьевой группы, и соответственно ослабление отечественной валюты.

В абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребностей российской экономики. Вывоз капитала по-прежнему во много раз превышает его ввоз. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности.

Рис. 2. Динамика объема притока иностранных инвестиций за 2009–2015 гг.

Для возобновления деловой активности необходимо дождаться стабилизации обстановки на Украине и Ближнем Востоке, для снятия санкций. Также необходимо заняться вопросом усовершенствования правоприменительной практики законодательной базы. Так можно повысить имидж Российской Федерации на международной арене, создав условия для эффективного инвестирования отечественных субъектов.

  1. Булатов А. С. Макроэкономика: М.: Юрайт. 2015. 405 с.
  2. Маковецкий М. Ю. Международное движение капитала в условиях финансовой глобализации / М. Ю. Маковецкий // Омский научный вестник.-2015. -№ 1 (135).-С. 179–183
  3. Министерство экономического развития Российской Федерации.
  4. Федорова В. А. Государственное управление инвестиционным процессом как путь повышения конкурентоспособности / В. А. Федоров. –Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2003.- С.191–197
  5. Юзвович Л. И. Экономическая природа и роль инвестиций в национальной экономической системе // Финансы и кредит. 2010. № 9. С. 48–52.

Источники: http://studwood.ru/1295403/ekonomika/puti_resheniya_problem_investitsiy_rossii, http://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-problemy-privlecheniya-inostrannyh-investitsiy-v-rossiyu-i-puti-ih-resheniya, http://moluch.ru/archive/130/35869/

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос