Регулирование инвестиций на уровне регионов

Регулирование иностранных инвестиций на региональном уровне

Инвестиционное регулирование на международном уровне подразделяется на:

1) региональное — соглашения, заключаемые в рамках региональных интеграционных образований (Европейский Союз, Североамериканская зона свободной торговли, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, Южноамериканский общий рынок и т.д.);

2) многостороннее — соглашения, заключаемые в рамках международных организаций (Всемирная торговая организация, Организация экономического сотрудничества и развития, Международный валютный фонд, группа Всемирного банка и т.д.).

В последние десятилетия 20 века государства на региональном уровне разработали и приняли серию соглашений, связанных с вопросами регулирования иностранных инвестиций.На Европейском континенте важную роль в сфере регулирования иностранных инвестиций играют Европейская многосторонняя конвенция о поощрении и защите иностранных инвестиций, а также Конвенция о защите прав инвестора 1997 г. Римским договором об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) был провозглашен принцип свободы движения капиталов и предусмотрены меры по устранению препятствий движению капиталов.Созданию международно-правовой базы для либерализации иностранных инвестиций на региональном уровне способствует Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). 21 июня 1976 г. государства-члены этой региональной организации одобрили Декларацию о транснациональных корпорациях, которая рассматривает иностранные инвестиции и деятельность ТНК в едином контексте, предусматривает предоставление национального режима для предприятий с иностранным капиталом, содержит рекомендации по руководству деятельностью ТНК. Под эгидой ОЭСР разработаны и приняты Кодекс либерализации движения капитала и Кодекс либерализации текущих «невидимых» операций.В развитии регулирования иностранных инвестиций на региональном уровне особое место занимает Кодекс либерализации движения капитала 1961 г., который закрепил «принцип прозрачности границ». Это объясняется тем, что он является обязательным для участников и содержит важные обязательства государств: не введение новых ограничений на движения инвестиций; предупреждение о необходимости применения ограничительных мер только по соображениям безопасности и др.; установление перечня операций с инвестициями, подлежащими либерализации. Согласно ст. 1 Кодекса, государства-участники закрепили обязательство последовательно устранять все препятствия и ограничения свободному перемещению капиталов, согласились предоставить национальный режим нерезидента.

Направления инвестиционной политики регионов

Региональная инвестиционная политика — стратегический план действий на инвестиционном рынке региона. Она имеет цели и приоритеты — стратегические и ближайшие направление и систему взаимосвязанных мер регулирования регионального инвестиционного рынка. Цели и приоритеты инвестиционной политики обусловлены целями развития данного региона. В соответствии с ними рассматриваются приоритетные направления деятельности региональных органов управления на инвестиционном рынке в роли заемщика инвестора или институционального инвестора и методы регулирования.

Одним из инструментов инвестиционной политики регионов, направленной на улучшение инвестиционного климата, выступает законодательная деятельность.

В последние годы акценты в правовом регулировании инвестиционной деятельности переместились на региональный уровень. Во все большем числе регионов России местные администрации проводят активную работу по стимулированию и поддержке инвестиционной деятельности. Это обусловлено усилением роли субъектов Федерации в экономической и правовой сферах, острой потребностью регионов в инвестиционных ресурсах и отсутствием достаточно внятной стратегии государства по привлечению частных инвестиций в отечественную экономику. Постепенно складывается группа регионов — лидеров в области формирования инвестиционной культуры и организации инвестиционного процесса.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности на уровне регионов осуществляется по ряду направлений:

  • 1. Вопросы социально-экономического развития региона — определение приоритетных отраслей хозяйства и приоритетных предприятий. Около трети регионов определили для себя приоритетные виды деятельности для инвестиций. Детальность проработки приоритетных направлений варьирует от достаточно общих положений («промышленность и сельское хозяйство» в Воронежской области) до более детализированных, например, производство бумаги и картона и изделий из них в Пензенской области.
  • 2. Формирование инвестиционной открытости и привлекательности регионов, их инвестиционного имиджа, в том числе посредством культурного составления каталогов предприятий, каталогов инвестиционных проектов и т. п. Здесь выделяются Республики Татарстан, Коми, Ярославская область.
  • 3. Разработка и принятие целевых инвестиционных программ региона по созданию импортозамещающих производств, по повышению конкурентоспособности отдельных отраслей и отдельных объектов.
  • 4. Активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций. Характерно, что при еще малой привлекательности страны в целом для иностранных инвесторов, есть регионы, в которых эта привлекательность сопоставима со странами Европы. Сюда можно отнести к лидерам в этом отношении Нижний Новгород и Нижегородскую область, Оренбургскую область, Республику Коми. Активно и результативно ведется работа по привлечению иностранных инвестиций в Новгородской области. Следующими идут регионы Центрального Черноземья и Поволжья, где с государственной поддержкой можно в короткие сроки повысить инвестиционную привлекательность для иностранного капитала.
  • 5. Организационные вопросы — порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями, лицензирование, создание специальных структур в органах государственной власти субъектов РФ, непосредственно реализующих программы поддержки и привлечения инвестиций.
  • 6. Вопросы льгот и привилегий — предоставление и обеспечение гарантий прав инвестора; создание льготного режима инвестиционной деятельности (освобождений по налогам и сборам, предоставление инвестиционных налоговых кредитов). Наиболее распространенными видами налоговых льгот для стимулирования инвестиций оказались налог на прибыль (33 субъекта) и налог на имущество (28 субъектов). В различных субъектах используются различные механизмы предоставления налоговых льгот, к примеру:
    • — на все инвестиционные проекты (Калужская, Томская, Белгородская, Тверская и др. области);
    • — инвестиционные проекты по приоритетным направлениям развития (Ярославская и Ростовская области, Республика Ингушетия и др.);
    • — организациям, созданным с участием иностранного капитала (Республика Мордовия).
  • 7. Вопросы ускоренной амортизации; льготные условия пользования землей; льготные ставки по арендной плате за недвижимость, за пользование недрами, природными ресурсами. Например, в отношении величины арендной платы за землю наилучшими решениями являются:
    • — Калининградская область, где определены порядок и основная формула расчета величины арендной платы в зависимости от категории земель;- Республика Татарстан, где величина арендной платы зафиксирована на уровне 1,5%;
    • — Нижегородская и Ульяновская области, где практикуется освобождение от арендной платы в части платежей, зачисляемых в областной бюджет для инвестиционных проектов.
  • 8. Практика подготовки рабочей силы по заказам предпринимателей. Для инвестора обучение всегда сопряжено с длительностью и высокими затратами, особенно на ранней стадии организации бизнеса. Роль поставщика кадров для бизнеса должны брать на себя власти, формирующие систему образования в регионе. Так, в Ленинградской области ведется каталог организаций области, осуществляющих подготовку и повышение квалификации кадров рабочих и специалистов. В целом только в двух регионах выявлены предложения властей о готовности взять на себя часть задач по подготовке трудовых ресурсов для инвестиционных проектов. Это Ростовская и Самарская области.
  • 9. Прямое участие субъектов Федерации в финансировании инвестиционных проектов, предоставление инвестиционных кредитов на льготных условиях за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (как, например, в Республике Карелия, Псковской, Самарской областях); выпуск региональных ценных бумаг; создание целевых инвестиционных фондов, предоставление государственных гарантий субъектов Федерации по обеспечению исполнения обязательств инвесторами; создание залогового фонда субъектов Федерации. Так, в пяти регионах созданы залоговые фонды, деятельность которых открывает возможность предоставления государственных гарантий со стороны субъектов федерации. В Республике Коми действует перестраховочная компания. Особое значение приобретает повышение уровня экономического обоснования инвестиционных проектов на основе стандартов, заложенных в современные общепринятые в мире методики, а также выбор критериев отбора этих проектов с учетом приоритетных задач развития регионов. Для повышения уровня проработанности программ важно вовлечение в эту деятельность банков. Перспективно также составление так называемого инвестиционного паспорта региона, содержащего информацию, необходимую для потенциальных инвесторов.
Читайте также  Инвестиции денег в интернете без вложений

Практика инвестиционной деятельности в регионах во многом зависит от того, насколько органично увязаны федеральное и региональное законодательство в этой области. Анализ Конституции РФ и федеральных законов в сфере инвестиций показывает, что по вопросам финансового регулирования и гражданско-правовым отношениям в инвестиционном процессе полномочия, в том числе правотворческие, принадлежат в основном РФ, регионы же осуществляют правоприменительную практику.

В целом можно утверждать, что на региональном уровне эти и другие конкретные вопросы стимулирования инвестиций прорабатываются лучше, нежели на федеральном, что свидетельствует о заинтересованном отношении властей к притоку капитала. Многие регионы РФ за короткий срок сформировали более цельную и последовательную, чем на федеральном уровне, инвестиционную политику. Однако качественного перелома не происходит: масштабного притока инвестиций нет, притом, что развивается довольно напряженная борьба между регионами за инвестора путем предоставления всё новых льгот, гарантий и т.п.

Практика показывает: для предпринимателей, инвестирующих средства в российские регионы, более важными, нежели предоставляемые конкретные льготы и региональные гарантии, являются общие для страны стабильность правовых и хозяйственных условий, прозрачность экономических процессов, в решающей мере определяющие надежность вложений.

Без объединения усилий федеральных, региональных и местных органов власти, государственного и альтернативного секторов экономики трудно рассчитывать на переход экономики в стадию устойчивого экономического роста.

инвестиционный климат региональный политика

Инвестиционная привлекательность региона

Для того чтобы принять решение об инвестировании средств в тот или иной регион, необходимо провести подробный анализ инвестиционной привлекательности региона. Большинство ведущих зарубежных и отечественных экономических изданий и крупных консалтинговых компаний регулярно отслеживают информацию о состоянии национальных и региональных инвестиционных комплексов и на ее основе публикуют рейтинги инвестиционной привлекательности национальных экономик и регионов.

В качестве исходной информации для составления рейтингов инвестиционной привлекательности используются статистические данные по развитию регионов, законодательные акты, относящиеся к регулированию инвестиционной деятельности, результаты региональных исследований и опросов, публикации в печати.

Инвестиционная привлекательность характеризуется двумя компонентами:

  • · величиной инвестиционного потенциала — совокупность инвестиционных ресурсов, которые способны обеспечить реальный инвестиционный спрос, обеспечивающий удовлетворение потребностей воспроизводства капитала;
  • · уровнем инвестиционных региональных рисков — вероятность полного и частичного недостижения (неполучения) результата осуществления инвестиций, планируемых участниками инвестиционного процесса. Наличие данных рисков свидетельствуют о неполном использовании инвестиционного потенциала территории.

Уровень инвестиционной привлекательности выступает при этом как интегральный показатель, суммирующий разнонаправленное влияние показателей инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

Инвестиционная привлекательность реализуется в виде инвестиционной активности в регионе, которая может рассматриваться как интенсивность притока капитала. Она, как и инвестиционная привлекательность, может быть как текущей (за период анализа), так и прогнозируемой, или перспективной.

Читайте также  Бизнес идеи новые технологии для малого бизнеса

Инвестиционная активность и инвестиционная привлекательность взаимосвязаны: инвестиционная привлекательность является обобщенным факторным признаком, а инвестиционная активность — зависимым от него результативным признаком

По соотношению величины совокупного потенциала и интегрального риска каждый регион России относится к одной из 12 рейтинговых категорий

Государственное регулирование инвестиций и его особенности

Государственное регулирование инвестиций играет важную роль при развитии рыночной экономики, поскольку инвестдеятельность не может носить саморегулирующий характер. В противном случае при хаотичном развитии инвестиционные процессы не позволят государству достигать не только стратегических, но и тактических задач в рамках решения социальных и экономических вопросов.

Под госрегулированием инвестиций понимается совокупность законодательных, исполнительных и контролирующих мер, которые выполняются уполномоченными на то госучреждениями с целью создания стимулов для инвестиционной активности, что станет залогом последующего экономического роста.

При рыночном механизме предполагается свобода выбора и действий, которые определяются целями хозяйствующего субъекта. Регулирование на законодательном уровне инвестпроцесса ставит целью сохранить принципы и механизмы хозяйствования, не заменяя их при этом директивным управлением. Вместо этого ставится цель организации благоприятных условий для активизации инвестдеятельности хозсубъектов на основании рыночного механизма.

Инвестиционная деятельность базируется на принципах невмешательства госорганов РФ, субъектов РФ и органов муниципальных образований в инвестдеятельность, если она выполняется на законных основаниях. Также соблюдаются интересы и права организаций, граждан, государства, общества и муниципальных образований при выполнении инвестиционной деятельности.

Госрегулирование инвестдеятельности – это формы и способы экономического и административного характера, которые определяются в законодательстве и используются управляющими органами всех уровней с целью осуществления инвестполитики. Она направлена на достижение государственных задач в сферах увеличения эффективности инвестиций, социально-экономического развития государства и его регионов, а также обеспечения безопасности для инвестирования в разные объекты.

Инвестиционная деятельность в Российской Федерации подлежит регулированию со стороны общего законодательства, а также системы специальных нормативных актов. При этом Конституция страны, Налоговый и Гражданский кодексы, а также законы о собственности, акционерных обществах, внешнеэкономической деятельности, приватизации, валютном регулировании и подобные имеют принципиальное значение.

На территории Российской Федерации действуют специальные постановления и законы, а также нормативные акты, призванные регулировать сам инвестиционный процесс. К таким документам относится Закон «Об инвестдеятельности, выполняемой в форме капвложений», который был принят 25 февраля 1999 года. В соответствии с ним устанавливаются экономические, правовые и социальные условия инвестдеятельности, ее субъекты и объекты, защищаются интересы и права субъектов инвестдеятельности не зависимо от формы собственности.

Кабинет министров Российской Федерации принял ряд постановлений, направленных на увеличение роли государственной структурной и инвестиционной политики, создание условий для повышения мотивации частных инвестиций, а также стимулирование привлечения внебюджетных инвестиций в производственную отрасль.

Госрегулирование инвестиций осуществляется:

— прямым управлением госинвестициями;

— в соответствии с реализацией госинвестпрограмм;

— приватизацией объектов госсобственности, антимонопольными мерами;

— контролем над соблюдением установленных в РФ стандартов и норм;

— внедрением налоговой системы с разграничением льгот и налоговых ставок;

— проведением кредитной и финансовой политики, а также амортизационной политики и политики ценообразования;

Читайте также  Идеи для бизнеса быстро окупается

— финансовая помощь, которая предоставляется в виде субсидий, дотаций, ссуд, направленных на развитие как производственных отраслей, так и отдельных компаний;

Государство пользуется экономическими и административными способами влияния на инвестдеятельность на его территории.

Под экономическими методами понимаются те методы, которые позволяют влиять на субъекты инвестиционной деятельности создания стимулов для принятия инвестрешений в интересах не только субъектов, но и всего общества.

Административные методы регулирования являются прямыми, они предполагают непосредственное влияние на субъекты инвестдеятельности, при этом у государства есть право и возможность принуждать различных субъектов экономики посредством запретов, регламентов, разрешений и ограничений. Инструментами такого влияния являются нормативные и исполнительные акты.

Экономические способы предполагают, что государство будет влиять на субъекты инвестдеятельности, стимулируя принятия инвестрешений в интересах всего общества, а также непосредственно самих субъектов. К этой группе относится предоставление налоговых скидок и льгот, установление ставки рефинансирования, дифференциация платежей, тарифов и налоговых ставок.

Как правило, государство используется одновременно экономические и административные методы с целью достижения поставленных в инвестировании задач. Осуществление кредитной, финансовой, налоговой, ценовой, амортизационной, инвестиционной и валютной политики во многом определяет активность инвестиционной деятельности.

Для осуществления государственного регулирования инвестиций задействуют российские органы госвласти, а также органы госвласти субъектов Российской Федерации. Закон «Об инвестиционной деятельности» предполагает использование таких форм госрегулирования:

  1. Создание подходящих условий для развития инвестиционной деятельности. Для этого используется:

— амортизация и амортизационные отчисления;

— модернизируется налоговая система, улучшаются механизмы начисления налогов;

— защищаются интересы инвесторов;

— устанавливаются специальные налоговые режимы, которые не носят индивидуальный характер;

— принимаются антимонопольные меры;

— развивается финансовый лизинг;

— предоставляются льготы на использование земли и иных природных ресурсов, которые не противоречат российскому законодательству;

— организация переоценок основных фондов, которые будут действовать в соответствии с инфляционным ростом;

— расширение возможностей пользования залогов при взятии кредитов;

— расширение пользования средств физических лиц и средств из различных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства;

— создание возможностей по формированию инвестфондов непосредственно участниками инвестиционной деятельности.

Помимо этого государство может само принимать непосредственное участие в инвестдеятельности.

При регулировании инвестиций государство выполняет следующие функции:

Мобилизующая функция предполагает поиск источников инвестиционных ресурсов, методов их привлечения с целью решения поставленных задач. Ее реализация предполагает осуществление регулирования перемещением инвестресурсов, а также их распределение и перераспределение между подразделениями народного хозяйства. У данной функции имеются и иные инструменты, среди которых налоговое обложение, монетарная политика, бюджетная политика, политика в сфере амортизационных отчислений и регулирование внебюджетных фондов.

Контролирующая функция подразумевает контроль государственных органов за соблюдением хозяйствующими субъектами правовых и экономических норм, которые устанавливает государство. Госконтроль ведется посредством специальных органов управления и контрольных органов разного уровня.

Стимулирующая функция предназначена для ускорения достижения основных целей инвестиционной политики. Данная функция реализуется посредством предоставления финансовых и налоговых льгот, среди которых дотации и субсидии, а также дисконтную и кредитную политику, формирование оффшорных зон и иные инструменты.

Установочная функция кроется в постановке стратегических приоритетов и целей, а также основных целей инвестполитики на будущий период. Чтобы создать четкую структуру приоритетов и целей, необходимо определить самые острые политические и социально-экономические трудности, а также разработать эффективные мероприятия по их преодолению.

Современная инвестиционная политика страны состоит из двух различных форм – стратегии и тактики. Стратегия предполагает длительную постановку целей и курс державы, который направлен на решение крупнейших хозяйственных задач. Элементами стратегии являются:

— постановка долговременных задач, определение приоритетов и принципов госрегулирования инвестиций;

— выявление главных резервов и источников для финансирования долговременных инвестиций;

— выбор направлений и методов применения вложений, направленные на достижение поставленных целей.

Под тактикой понимают различные инструменты, методы и формы управления, которые помогают достигать стратегических целей. Главными отличиями тактики от стратегии являются:

— ориентация на поиск специфических и самых эффективных решений для каждой стратегической цели;

— предполагает решение оперативных задач в краткосрочной перспективе;

— применяются оперативные инструменты.

Как видно, государственное регулирование инвестиций играет важную роль в развитии народного хозяйства. Грамотное его ведение позволит создать важные стимулы для развития национального хозяйства. Именно поэтому в Российской Федерации ему уделяется такое повышенное внимание.

Источники: http://studopedia.ru/1_113936_regulirovanie-inostrannih-investitsiy-na-regionalnom-urovne.html, http://vuzlit.ru/1070311/napravleniya_investitsionnoy_politiki_regionov, http://investtalk.ru/invest/gosudarstvennoe-regulirovanie-investitsij-i-ego-osobennosti

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос