Рекомендации по привлечению инвестиций в регион

Привлечение инвестиций в страну и регионы

Принятие инвестором решения по вложению инвестиций относится к наиболее сложному при процедуре выбора. Оно основано на многовариантной, многокритериальной оценке целого ряда факторов и тенденций, действующих в регионе. Каждый потенциальный инвестор при наличии достаточной информации об инвестиционной привлекательности имеет возможность выбрать регион с наилучшими условиями инвестирования.

Поэтому оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. От ее правильности зависят последствия, как для инвестора, так и для экономики региона и страны в целом.

Инвестиционная привлекательность определяется как система или сочетание различных объективных признаков, средств, возможностей, обуславливающих в совокупности потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в данный, регион или территорию. Она формируется из двух компонентов: уровня инвестиционного потенциала, который определяется рядом экономических, социальных и природно-географических факторов, и уровня некоммерческих инвестиционных рисков, которые обуславливаются внешней по отношению к инвестору макроэкономической и региональной ситуацией.

Инвестиционный потенциал (инвестиционная емкость территории) представляет собой сумму объективных предпосылок для инвестиций, которая зависит как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического состояния. Оценка инвестиционного потенциала страны или региона в своей основе характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели: насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. п.), потребительский спрос населения, уровень инфляции и др.

Инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов (каждый из которых, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей) [1]: ресурсно-сырьевого; трудового; производственного; инновационного; институционального; инфраструктурного; финансового; потребительского.

Впоследствии (в «Рейтинге инвестиционной привлекательности регионов РФ 2005-2006 годов») ресурсно-сырьевой фактор был преобразован в природно-ресурсный и в качестве самостоятельного фактора был выделен туристический.[2]

Вероятность потери инвестиций и дохода от них характеризует инвестиционный риск. Он показывает, почему не следует (или следует) инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион или страну. Риск как бы суммирует правила игры на инвестиционном рынке. Степень инвестиционного риска региона зависит от политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуаций. Рассчитываются следующие виды риска [1]: экономический; финансовый; политический; социальный; экологический; криминальный; законодательный.

В рейтинге 2005-2006 годов был добавлен управленческий риск, а в 2006-2007 годах был исключен политический риск. Количество представленных в рейтинге регионов изменилось с 89 в 1997/1998гг. до 85 в 2006/2007гг. [2;3]

Для составления объективной картины инвестиционного привлекательности Ростовской области и определения её динамики необходимо учесть результаты кредитного рейтинга региона и изменения места Ростовской области в рейтингах инвестиционной привлекательности регионов России.

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА – АК&М» Ростовской области присвоен кредитный рейтинг – «A+» с позитивными перспективами, который означает, что она относится к категории заемщиков, имеющих высокий уровень надежности. В краткосрочной перспективе риск несвоевременного выполнения обязательств Администрацией Ростовской области низкий. Вероятность реструктуризации долга или его части минимальна. Серьезные проблемы в основных сферах деятельности региона отсутствуют. Риск полного или частичного отказа от выполнения обязательств сравнительно низок. В течение срока действия рейтинга можно ожидать улучшения параметров кредитоспособности региона.[4]

Что касается рейтинга инвестиционной привлекательности, то на основании данных рейтингового агентства «Эксперт РА» автором составлены таблицы, отражающие сводные результаты рейтингов инвестиционного риска и инвестиционного потенциала Ростовской области за 10 лет, которые представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1- Инвестиционный риск Ростовской области в 1998-2008гг.

Стратегия привлечения инвестиций в регион

Прохоров Андрей Юрьевич, аспирант факультета управления и психологии, кафедра отраслевой экономики, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Для развития любой экономической системы необходимо задействование привлеченных извне ресурсов, соответственно ставится ряд таких вопросов: «Как привлечь? Сколько? Откуда?». Актуальным также является вопрос о распределении привлеченных ресурсов, позволяющем сбалансировано развивать экономику региона в целом.

Управление региональной стратегией привлечения инвестициями осуществляется региональными органами власти. Соответственно акцент управления ставится не только на аккумулировании финансовых, материальных и не материальных активов как особой формы инвестиционных вложений, но и на процессе их распределения в целях достижения максимального эффекта, а соответственно повышения рентабельности вложений и отдачи от реализации проекта. Таким образом, особую роль приобретает вопрос поиска и оценки перспективных объектов инвестирования, так как неверно выбранный объект инвестирования по оптимистичному сценарию оборачивается состоянием безубыточности, а по пессимистичному – убытками и издержками, вызванными невозможностью реализовать альтернативный инвестиционный проект. И, как следствие, возникает прямая угроза реализации региональной стратегии привлечения инвестиций в целом.

Читайте также  Инвестиции малого бизнеса в туризме

Следовательно, начальный этап формирования стратегии привлечения инвестиций в регион предполагает выделение перспективных объектов вложения инвестиций. Объектами управленческого воздействия могут выступать сферы производства и предоставления услуг, инфраструктурные элементы регионального рынка, инвестиционные процессы и т.д. Воздействие на них со стороны органов власти должно способствовать повышению уровня эффективности региональной инвестиционной деятельности. Согласно принципу измеримости, присущему стратегическим целям, возникает необходимость трансформирования целей в конкретные критерии управления.

Согласованность целей управления и управленческих факторов

К критериям управления инвестиционной стратегией региона можно отнести достижение положительной динамики следующих показателей:

1) темп роста привлекаемых инвестиций, как за счет собственных финансовых ресурсов, так и за счет прямых, портфельных и иных, в том числе и иностранных;

2) уровень капитализации приоритетных отраслей региональной экономики;

3) снижение финансового риска в регионе и, как следствие, повышение рейтинга инвестиционной привлекательности;

4) рост объема валового регионального продукта.

Данный перечень критериев не является исчерпывающим в силу возможности использования в качестве таковых ряда других показателей, производных и связанных с данными.

Инвестиционная стратегия должна учитывать, в первую очередь, инвестиционный потенциал региона и определяющие его факторы, такие, как ресурсно-сырьевой потенциал, финансовый, трудовой, инфраструктурный, интеллектуально-инновационный и др. Степень согласованности целей управления и управленческих факторов можно определить исходя из достигнутых показателей, таких как затраты, рентабельность, эффективность производства и др., позволяющие оценить уровень мобилизации вышеперечисленных факторов.

Учитывая множество и разнородность входящих в инвестиционный потенциал факторов, необходимо учесть, что однотипность управленческого воздействия на них весьма сомнительно может дать оптимальный эффект, то есть возникает необходимость в дифференцированности управленческих воздействий. По характеру управленческого воздействия выделяют прямые и косвенные методы.

Методы управленческого воздействия

Специфика прямых методов управленческого воздействия заключается в непосредственном воздействии на субъекты экономической деятельности со стороны органов государственной власти посредством административных полномочий, используя принадлежащие им ресурсы и объекты. Из преимуществ прямых методов можно выделить оперативность, целенаправленность, обеспечение приоритетов стратегии регионального инвестирования, но в то же время отсутствие гибкости и тенденций к саморегулируемости лишает таких основ конкурентной борьбы, как стимулирование инициативы и стремлений к совершенствованию, что в условиях рыночной экономики приводит к потере конкурентоспособности.

К мерам директивного управленческого воздействия можно отнести:

1) нормативно-правовую базу, регламентирующую и регулирующая инвестиционную деятельность в регионе;

2) управление региональной собственностью, в том числе унитарными предприятиями исключительно благодаря поддержке из бюджета, без применения рыночных механизмов управления;

3) разработку и реализацию региональных программ инвестирования;

4) определение общеобязательных требований достижения директивно установленных параметров хозяйственной деятельности к субъектам инвестиционной системы региона.

Косвенные методы управленческого воздействия являются более гибкими в силу отсутствия обязательно формализованного характера. В условиях рыночной экономики это позволяет более оптимально сбалансировать частные и общественные интересы, за исключением законодательно ограниченных видов экономической деятельности (оборот оружия, наркотических и психотропных веществ), где отсутствие административных мер воздействия может пагубно сказаться на социально-экономическом состоянии региональной экономики, привести к образованию теневого сектора и резкому снижению инвестиционной привлекательности для «чистого» капитала.

Способы поддержки потенциальных инвесторов

Применение только какого-либо одного метода не позволит эффективно использовать ресурсный потенциал региона, что, в свою очередь, способно стать препятствием для формирования высокого уровня инвестиционной привлекательности региона в целом и существенно ослабить реализацию стратегии по привлечению инвестиций в регион. Это связано с ориентацией потенциального инвестора на свободу выбора, подразумеваемого рыночной экономикой, и защиту его интересов со стороны закона, что может быть реализовано лишь путем применения смешанного метода управленческого воздействия (прямого и косвенного воздействия).

С учетом специфики рыночной экономики возникает вопрос о возможности одновременного применения прямого и косвенного методов в рамках реализации экономического подхода развития региона, который, безусловно, будет включать в себя: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные, антимонопольные, внешнеэкономические и прочие методы управления. В целях реализации стратегии привлечения инвестиций в регион необходимо предусмотреть возможность поддержки потенциальных инвесторов:

Читайте также  Бизнес идеи для большого бизнеса с прибылью

1) в рамках бюджетного метода управления возможность предоставления субсидий, субвенций, бюджетных гарантий;

2) в рамках налогового – рассмотреть возможность применения налогового кредита в качестве налоговой скидки на привлекаемые инвестиции, а также ослабление налогового бремени посредством специальных режимов для инвесторов;

3) кредитно-денежного – страхование кредитов;

4) антимонопольного – противодействие монополизации рынка путем создания бизнес-инкубаторов, консультационных услуг, способствование развитию конкурентной среды;

5) внешнеэкономического – способствование созданию благоприятного имиджа и инвестиционного климата региона, активное привлечение иностранных инвестиций;

6) прочие – страхование риска, поиск и развитие предпосылок привлечения средств инвесторов именно в данный регион.

Классификация инвесторов

Таким образом, в рамках стратегии привлечения инвестиций в регион можно говорить о повышении уровня инвестиционной привлекательности региона, тем не менее, учитывая разнородность областей интересов потенциальных инвесторов, в целях повышения эффективности привлеченных инвестиционных ресурсов необходимо выявить наиболее перспективные направления инвестирования и их соотношения с интересами потенциальных инвесторов. В этих целях представляется целесообразным сегментирование инвесторов на следующие группы:

1) предприятия, ориентированные на экспортную деятельность;

2) ТНК (транснациональные корпорации);

3) малые и средние предприятия, ориентированные на местный рынок;

4) иностранные инвесторы;

5) физические и юридические лица осуществляющие поддержку развития бизнеса (венчурные фонды, бизнес-ангелы и др.).

Реализация стратегии привлечения инвестиций в регион с учетом вышеизложенного не может быть осуществлена без консолидации таких ресурсов управления как трудовые, финансовые, природные, материально-технические, управленческие и интеллектуальные, что возможно только при условии их организационно-правового обеспечения, развитой методики, опирающейся достоверность и полноту информационного сопровождения.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

«Инвестиционная Россия»: как привлечь инвестиции в регионы

Россия стоит перед выбором новой стратегии развития. От того, какой путь выберет глава государства, будет зависеть наше будущее. В любом случае, как бы не развивались события, инвестиционная привлекательность территорий России входит в число приоритетных направлений развития. Как привлечь инвесторов в регионы и какие условия необходимо создать на местах? Как повысить уровень доверия к инвестпроектам у финансовых структур? Какова роль «Инвестиционной России» в этом процессе? Ответы на эти и другие вопросы искали участники конференции общероссийской общественной организации «Инвестиционная Россия».

В ходе дискуссии эксперты-общественники не только смогли разобраться в сложных перипетиях взаимоотношений ключевых игроков инвестиционного рынка (инвестор – предприниматель — финансовая структура — администрация субъекта/муниципалитета), но и определить свое место в реализации такого приоритетного направления как повышение инвестиционной привлекательности.

Станислав Аранович, президент ООО «Инвестиционная Россия»:

«В России пока не сформирована культура создания и реализации инвестпроектов. Наша организация, численность которой ежегодно увеличивается, готова принимать активное участие в развитии этой культуры. В частности, компетенции членов «Инвестиционной России» позволяют разработать стандарты инвестпроектов, методические рекомендации по созданию качественных проектов, в которые инвесторы готовы вкладывать средства. Мы уже начали формировать базу инвестпроектов России. Наша задача – не только дать им экспертную оценку, но и помочь привести в соответствие с российскими и международными стандартами. Есть хорошие идеи, в которых содержится зерно финансовой прибыли, но если это зерно некачественное, оно не прорастет даже в благодатной почве».

Станислав Поляков, вице-президент ООО «Инвестиционная Россия»:

«У нас сильная команда экспертов в разных отраслях: наука, финансы, бизнес, инвестиции. Важным итогом трехдневной плодотворной работы можно считать намерение расширить практику подписания партнерских соглашений с российскими и зарубежными финансовыми организациями, банками и инвестиционными фондами. Это серьезный шаг — сотрудничество с банками и фондами увеличит возможности по поиску средств для инвестпроектов. Мы общаемся с инвесторами, они готовы вкладывать средства в перспективные проекты, мало того, они ищут их. Наша задача помочь предпринимателям и финансистам начать сотрудничество».

Андрей Трубецкой, глава администрации МО «Сургутский район»:

«Администрация Сургутского района в этом году подписала соглашение с общероссийской общественной организацией по привлечению инвестиций в РФ «Инвестиционная Россия». Меня пригласили принять участие в рабочей конференции и рассказать о стратегии развития Сургутского района, а также о проекте Инвестиционной стратегии. Отмечу, что встреча прошла очень конструктивно. Члены организации активно включились в процесс обсуждения стратегий, дали ряд рекомендаций по привлечению инвестиций в наш муниципалитет. По итогам мероприятия, я направил письмо губернатору ХМАО-Югры Наталье Владимировне Комаровой, в котором предложил остальным муниципалитетам округа подписать соглашение с «Инвестиционной Россией» и начать сотрудничество с экспертным сообществом этой организации» .

Читайте также  Кто ответственный за центр инвестиций

Наталья Чуканова, член ООО «Инвестиционная Россия»,
начальник отдела по развитию особых экономических зон администрации ГО г. Елец:

«Акцентирую внимание на тезисе, который мы обсуждали, — «работу по привлечению инвестиций в Россию нужно начинать с муниципалитетов». У нас на местах есть все возможности для создания условий, необходимых для привлечения крупных инвесторов. Но, безусловно, мы нуждаемся в экспертной оценке наших проектов и информировании о существующем экономическом потенциале региона. Если «Инвестиционной России» удастся подписать соглашение с большей частью муниципалитетов страны, то мы реально сможем продвинуться в решении приоритетного вопроса по повышению инвестиционной привлекательности».

Аркадий Амелин, вице-президент ООО «Инвестиционная Россия»:

«Я представил коллегам проект Концепции Федеральной целевой программы по созданию туристских кластеров на территории Российской Федерации (ФЦП) на период 2019-2025 гг, в разработке которой я принимал участие, являясь руководителем рабочей группы по инвестированию в туристско-рекреационные объекты. При разработке новой ФЦП была поставлена задача совершенствования механизмов взаимодействия с инвесторами. По сути, мы можем рассматривать развитие туризма – как часть программы импортозамещения. Туризм – перспективный объект инвестирования, я готов выезжать в регионы, желающие развивать это направление, и на местах консультировать власти по вопросам создания благоприятной инвестсреды для развития туризма».

Андрей Пода, сопредседатель ООО «Инвестиционная Россия»:

«На конференции обозначили направления дальнейшего развития нашей организации. Считаю, что мы на верном пути. Понравилось предложение о создании независимых рейтингов инвестиционной привлекательности территорий и развития туризма экспертами «Инвестиционной России». По сути мы можем быть некой «третьей силой», которая давала бы объективную оценку инвестклимата регионов. И не только! Мы можем входить в состав экспертных советов по повышению инвестиционной привлекательности и разработать механизм взаимовыгодного сотрудничества всех участников инвестиционного процесса».

Роман Руколеев, куратор ООО «Инвестиционная Россия» в Дальневосточном федеральном округе:

«Уверен, что Инвестиционная стратегия должна быть включена в Стратегию развития муниципалитета/субъекта. При разработке документов стратегического планирования важно учитывать инвестиционный потенциал региона, нужно создавать прозрачную и понятную для инвесторов среду, использовать инструменты управления региональной / муниципальной инвестиционной деятельностью, как драйвером развития инновационной региональной экономики, позволяющем системно снизить риски потенциальных инвесторов».

Алексей Сафиоллин, сопредседатель ООО «Инвестиционная Россия»:

«Одна из основных проблем инвестиционного рынка – отсутствие достоверной информации. Мы создали платформу ЮСИ, которую я представил коллегам. Общероссийский портал взаимодействия бизнеса, общества и власти СтратегияРФ.рф как раз тот инструмент, который не только соединяет интересы инвесторов, администраций муниципалитетов/субъектов, финансовых структур, и предпринимателей, но и является онлайн-помощником любого губернатора. Наша система позволяет сделать прозрачным рынок инвестиций и помогает всем участникам инвестпроцесса находить друг друга и взаимодействовать».

По итогам рабочей конференции члены общероссийской организации «Инвестиционная Россия» договорились усилить практическую работу в формате региональных представительств при взаимодействии с муниципальными образованиями по отбору проектов, интересных для инвесторов.

Для этого необходимо понимать не только инвестиционную привлекательность территории и, зачастую, формальные желания властей, но и подготовленность муниципалитетов с точки зрения градостроительной документации, связанной с долгосрочной стратегией развития территории и приоритетными проектами. Также нужна работающая нормативно-правовая база, желание и способность властей муниципалитета взаимодействовать с инвесторами, минимизируя риски и предоставляя общепонятные и выгодные преференции при договоре публичных и частных партнёров.

В настоящее время конкуренция между регионами за привлечение инвестиций усиливается. Инвестиции достаточно легко измеряются — это средства, вкладываемые в новое имущество (здания, сооружения, производства, технологии и др.), увеличение добавленной стоимости, соответственно, создание новых рабочих мест, увеличение потребительского спроса, а в результате — дополнительные поступления налогов в местный и региональный бюджеты. И тогда на первый план выходит понимание, что инвестиционная привлекательность территории — это способность удерживать своих людей и привлекать новых. Общероссийская общественная организация «Инвестиционная Россия» готова активно участвовать в этих процессах.

Источники: http://be5.biz/ekonomika1/r2009/2348.htm, http://creativeconomy.ru/lib/7709, http://strategy24.ru/rf/news/investitsionnaya-rossiya-budet-razvivat-kul-turu-sozdaniya-i-realizatsii-investproyektov

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос