Совершенствование инвестиций в инновационную сферу

Совершенствование инновационно-инвестиционных процессов в механизме модернизации экономики

Модернизационный процесс, в основе которого заложены инвестиционные и инновационные принципы хозяйствования реализуется на основе технико-технологических и организационно-экономических взаимосвязей. [1]

Инновационно-инвестиционные процессы в механизме модернизации раскрывает функциональные взаимосвязи инноваций, инвестиций и институциональных преобразований в промышленности. Исследование преобразований в промышленности, позволило раскрыть закономерности инновационно-инвестиционного механизма в общей системе технико-технологических и организационно-экономических изменений. В частности, был получен важный результат, в соответствии с которым темпы инновационных изменении не всегда совпадает с темпом роста инвестиций в техникотехнологические преобразования, что приводит к иллюзорному представлению о неэффективности инвестиций. На самом же деле это происходит только в краткосрочном периоде, а не в долгосрочной перспективе

Разрабатываемые направления совершенствования инновационно-инвестиционных процессов, как правило, имеют довольно узкую предметную область, и расширить зону их применения на дополнительные классы явлений довольно проблематично. Однако в ряде случаев подобное расширение все-таки возможно и, как оказалось, аналитические результаты теорий вполне применимы в сфере модернизации промышленности.

Модернизация предполагает создание механизма финансирования инновационно-инвестиционной деятельности промышленного предприятия. Развитие инновационноинвестиционной деятельности в промышленности в России как основы новой стратегии связано с проблемами финансовых и материальных ресурсов, решение которых требует как увеличения бюджетных затрат, так и привлечения частных и иностранных инвестиций на эти цели. Проблемным вопросом является определение роли государства в поддержке, прежде всего, отечественной науки, образования, инновационной инфраструктуры — что в значительной мере не решено. Так, затраты на исследования и разработки в России в расчете на душу населения составляют около 60 долларов, Японии — около 700 долларов, в США — около 800 долларов, Германии — около 500 долларов. [1] В этой связи на передний план выдвигается необходимость поиска эффективных механизмов государственного [3] стимулирования и источников финансирования развития науки, техники, высоких технологии в условиях рыночных отношении.

Весьма значимое влияние на генерирование научных достижений и коммерциализацию научно-технической деятельности оказывает глобализация инновационноинвестиционной политики (определяет уровень привлечения иностранных инвестиций к инновационному обновлению промышленного производства). Использование мирового опыта развитых государств в области совершенствования инновационно-инвестиционнои деятельности предприятии промышленности раскрывает основную причину необходимости государственного вмешательства в управление инновациями. Акцентируя внимание государства преимущественно на вопросах перспективного характера, государственные стимулирующие воздействия дополняют рыночные механизмы, оказывающие в основном лишь краткосрочное влияние на сферу инноваций. Рыночные ориентиры позволяют предприятиям учитывать сегодняшнюю экономическую ситуацию и вырабатывать определенные прогнозы, но только на ближайшее будущее. В этих условиях приоритет отдается традиционным инновационным процессам, которые обеспечивают высокий «частный эффект» — чаще всего максимум прибыли на вложенный акционерами капитал. При этом могут оказаться невостребованными перспективные инновационные идеи, заключающие в себе долговременный эффект.

Инвестционно-инновационная политика государства должна регулировать рыночными методами, обеспечивая простое и расширенное воспроизводство основного капитала, интеллектуального труда и ресурсного потенциала путем стимулирования производства конкурентоспособной наукоемкой продукции. [4] Выступая важнейшей составной частью социально-экономической политики государства, инновационо-инвестиционная политика должна предполагать совокупность структурно-инновационных и инвестиционно-финансовых действий и мер государства в условиях корпоративизации и диверсификации рыночных взаимодействий между хозяйствующими субъектами, обеспечивающих реализацию

стратегических целей развития общества и экономики на основе прогрессивных знаний и высоких технологий с помощью специальных экономических механизмов и организационных мероприятий, реализуемых законодательной, исполнительной и судебной властями, способствующих накоплению качественного национального богатства и конкурентоспособности отечественного производства и бизнеса на мировом рынке путем достижения качественного воспроизводства основного капитала, накопления интеллектуального капитала, энерго-ресурсосберегающего использования природного богатства в условиях рыночной конкуренции экономических объектов всех форм собственности и устойчивого развития социально ориентированной рыночной экономики в нашей стране.

Целевая функция государственной инновационноинвестиционной политики состоит в создании стимулирующих механизмов и поддержание благоприятных условий для прироста инвестиций на основе инноваций в реальный сектор экономики и в обслуживающую социально-инфраструктурную сферу, при поддержании оптимального спроса на рынке инвестиционных ресурсов путем стимулирования экономической

заинтересованности участников хозяйственной деятельности в их конечных результатах. В этой связи, основным критерием эффективности современной государственной инновационноинвестиционной политики является величина прироста инвестиций, а ее функцией — рост макроэкономических, инновационных и социальных результатов, прежде всего достижение устойчивых темпов прироста ВВП за счет инноваций и совершенствования институциональных форм развития производства. Эффективность инновационно-инвестиционной деятельности достигается за счет решения государством стратегических многоаспектных целей — ускорения в целом инвестиционного процесса и повышения его качества на основе расширения инноваций, привлечения инвестиций в приоритетную отрасль, регион или конкретную корпоративную организацию. Преимущества должны

предоставляться как иностранным, так и отечественным частным и государственным инвесторам. Приоритетными мерами

стимулирования инноваций относятся инвестиционные, налоговые и институционально-управленческие.

Инвестиционные факторы предполагают субсидии со стороны государства или частно-государственное финансирование реализации совместных программ и концессионных соглашений, в том числе предоставление льготных кредитов и государственных гарантий инвесторам по возврату их инвестиций и беспрепятственной реализации соглашений по разделу продукции.

Налоговые факторы включают в себя применение более низких ставок налога на прибыль по сравнению с действующими, «налоговых каникул» на период освоения инноваций, инвестиционных и реинвестиционных скидок, снижение импортных пошлин. Целесообразно использовать метод освобождения от налога на прибыль на период до пяти лет для компаний, осуществляющих инновационные проекты по созданию высоких технологий и инновационные проекты в особых экономических зонах, а также в новых промышленных или отдаленных районах.

Институционально-управленческие факторы предполагают защиту от конкуренции со стороны импорта, закрытие рынка для недобросовестных участников, государственные заказы, введение норм ускоренной амортизации. Импорт оборудования и машин для реализации инвестиционных проектов должен облагаться повышенными на 30-50 % пошлинами для стимулирования развития отечественных инноваций и промышленных корпораций, за исключением оговоренных льгот для иностранных инвесторов при реализации ими специальных инновационных проектов и национальных программ с высокими технологиями, повышающими конкурентоспособность отечественной продукции до уровня мировых стандартов за счет импорта оборудования. Соответствующая политика развитых стран заключается не просто в привлечении иностранных инвестиций, а в направлении их в приоритетные отрасли и проекты, в первую очередь венчурные проекты и в высокие технологии. Приоритетными являются высокотехнологичные отрасли промышленности и проекты по улучшению инфраструктуры научно-инновационной деятельности. Причем, в последнее время все шире практикуется применение государством преференциальных условий для инвесторов и инноваторов, реализующих именно конкретные

высокотехнологичные проекты, так что льготы распространяются только на данный проект на основе специального частно-

государственного соглашения. Этот подход широко используется, например, в Казахстане при предоставлении концессий на освоение нефтяных месторождений, когда с иностранным инвестором заключается соглашение по созданию высокотехнологичного промышленного предприятия с осуществлением выпуска продукции преимущественно на экспорт. Исследования показывают, что инвесторы, нуждающиеся в дешевой рабочей силе или в топливно-сырьевых ресурсах, предпочитают пользоваться государственными преференциями по смягчению налогового бремени, в то время как инвесторы, ищущие рынок сбыта, скорее нуждаются в протекционистских мерах.

Особого внимания заслуживает опыт государственной поддержки и стимулирование западными государствами приоритетных секторов научно-исследовательских и опытноконструкторских работ, проявляющихся в реализации государственной научно-технической политики, основывающейся на приоритетах общеэкономических идей государства, в которую входит система таких мероприятий, как:

  • — прямое финансирование НИОКР в государственных учреждениях и лабораториях;
  • — создание новых государственных научных организаций;
  • — экономическое стимулирование государством проведения НИОКР с помощью налоговой и амортизационной политики;
  • — использование контрактной системы государственного заказа для осуществления фундаментальных научных исследований и инвестирования национальных научно-инновационных программ предприятий;
  • — развитие социально-инновационной инфраструктуры обеспечения научных исследований.

Инновационно-инвестиционная политика должна учитывать комплексную сбалансированность с источниками формирования инвестиционных ресурсов, а среди механизмов управления интеграцией финансовых ресурсов целесообразно исследовать ряд методов привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов (включая собственные, за счет прибыли и амортизации) на основе современных финансовых инструментов при расширении активной деятельности на инвестиционном рынке. Вместе с тем корпоративизация экономических систем и межотраслевых организационных структур позволяет использовать региональные институциональные факторы и межотраслевые связи, обеспечивающие дополнительный синергический эффект в процессе реализации инвестиционной политики.

Стратегическими направлениями инновационно

инвестиционной политики являются:

— создание прогрессивных механизмов аккумулирования

инвестиционно-финансовых ресурсов, в первую очередь путем создания инновационно-венчурных фондов и финансовоинновационных систем для реализации перспективных приоритетов развития макротехнологий и накопления

интеллектуального и научно-инновационного капитала в НИС и в интегрированных корпоративно-инновационных организациях;

— развитие рынка инноваций, создание социально-

инновационной и инвестиционно-финансовой инфраструктуры, особых инновационно-промышленных зон, технопарков и бизнес-инкубаторов;

  • — выработка приоритетных направлений инновационно-инвестиционнои стратегии и реализация инвестиционных программ и проектов с инновационными технологиями на базе применения достижений современной науки и знаний во всех звеньях инновационно-экономического процесса;
  • — приоритетное развитие фундаментальной науки, высшего и специального образования, создание школ инноваторов, организация непрерывного профессионально-инновационного образования и переподготовки кадров инноваторов и менеджеров;
  • — обеспечение надежной инвестиционно-экономической безопасности бизнеса путем создания научно-инновационных предпосылок формирования благоприятного инвестиционного климата на основе совершенствования институциональных механизмов, нормативно-правовой базы и развития инфраструктуры рынка инвестиций.

Важнейшие составляющие инвестиционно-инновационной политики в механизме модернизации промышленности представлены на рисунке 3.3.1.

Таким образом, государство должно формировать научно-техническую политику, создавать социально-научно-инновационную инфраструктуру и предоставлять необходимые финансовые ресурсы, а промышленные предприятий внедрять в производство результаты научной деятельности и распространять их в экономике.

Читайте также  Бизнес идеи на своей грузовой газели

Рисунок 3.3.1. Составляющие инвестиционно-инновационной политики в механизме модернизации промышленности

При этом целесообразно среди механизмов управления инвестиционными процессами исследовать ряд методов оценки спроса на инвестиционные ресурсы (включая собственные, за счет прибыли и амортизации) на основе современных финансовых инструментов при расширении активной деятельности на инновационно-инвестиционном рынке. Кроме того, модернизация предприятий промышленности должна предполагать интеграцию межотраслевых организационных структур для производства конкурентоспособной продукции и использование институциональных факторов, обеспечивающих дополнительный эффект в, повышение спроса на инвестиционные ресурсы и становление благоприятного инвестиционного климата.

Разработка и реализация государственной системноинновационной политики на макроуровне требует обоснования научно-инновационной стратегии и созданием адекватных

экономических механизмов по ее реализации. Активизация перелива капитала в научно-инновационную сферу необходима для обеспечения действие закона средней нормы прибыли на капитал с установлением более высокой нормы прибыли в научноинновационной деятельности, что требует реформы налоговой системы и внедрения законодательных механизмов нормируемого изъятия природно-ресурсной и инновационной ренты [5] с одновременным обеспечением стабильного государственного финансирования научной деятельности в размере 5-7 % ВВП.

Исследование, проведенные в ИЭ РАН, показали, что около 2/3 мировых новаций в XX веке, [6] внедренных в экономике развитых стран, было реализовано на базе достижений и идей российской фундаментальной естественной науки. Вместе с тем теорию рынка и институционализма в России пришлось заимствовать из мировой экономической теории, поскольку экономические и общественные науки были и остаются в нашей стране в значительной мере политизированными, подчиненными политическим доктринам и административным лозунгам.

Таким образом, отечественные научные разработки и инновации отторгаются производством, поскольку цены на сырье и энергию достигают мирового уровня (по цветным и черным металлам даже превышают), а налоговые поборы с науки и инновационной сферы настолько увеличивают стоимость отечественных технологий и наукоемкого оборудования, что состоятельным корпорациям и частным компаниям выгоднее покупать машины и оборудование на мировом рынке.

Налоговое стимулирование системно-инновационной деятельности должно обеспечиваться в непрерывном научно-производственном цикле: «научные исследования — прикладные разработки — производство новой техники, высоких технологий и наукоемкой продукции — финансовое обеспечение и налоговое стимулирование цикла» с помощью формирования отечественного рынка инноваций и высоких технологий. Для реализации государственной инновационной политики должна быть создана современная национальная инновационная система, обеспечивающая стабильные условия действия экономического и законодательно-правового механизмов на основе интеграции усилии государства, науки и предпринимательского сектора экономики в целях реализации приоритетного развития системной научно-инновационной деятельности.

Особого внимания в этой связи заслуживает проблема вступления России в ВТО. В ближайшей перспективе необходимо увеличить негосударственное финансирование НИОКР и создание опытных образцов наукоемкого оборудования, машин, технологий и т. п. освободить от налога на прибыль и НДС, а также на имущество в целях повышения конкурентоспособности отечественной промышленности. Без льготного налогового стимулирования венчурного предпринимательства не могут быть эффективно реализованы современные фундаментальные разработки, созданные учеными РАН. Причем, прикладная наука, которая также является генератором фундаментальных научных идей и изобретений, также должна быть освобождена от налогов. Вместе с тем в нашей стране отраслевая прикладная наука в начале XXI века обречена на прекращение своего существования. С 2002 года, в соответствии с новым Налоговым кодексом РФ, прикладная наука потеряла почти 8 млрд, рублей благодаря снятию налоговых льгот на формирование отраслевых фондов научных исследований и экспериментальных разработок. [7] То есть отраслевые инновационные проекты лишаются источников своего финансирования, а государство ставит «крест» на развитии научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

Принципиальные требования к государственной политике:

  • — восстановить льготы для отраслевых фондов научных исследований и экспериментальных разработок в полном объеме путем внесения поправок в Налоговый кодекс РФ;
  • — распространить на договора на научно-прикладные разработки в промышленном секторе экономики льготы, применяемые при бюджетном финансировании заказов на научные разработки (прежде всего, освободить от НДС и от социальных налогов);
  • — инновационные программы с участием частных и иностранных инвесторов освободить от налога на прибыль и от НДС, а также распространить действие закона о разделе продукции на сферу научно-инновационной деятельности;
  • — освободить от налога на прибыль, налога на имущество, а также от муниципальных налогов все научно-прикладные разработки и инновационные проекты, включая частное и негосударственное финансирование НИОКР и создание опытных образцов наукоемкого оборудования, машин, технологий и т. п.;
  • — применять налоговые каникулы (в период до 3-х лет) и налоговые кредиты (до 5 лет) при реализации инновационных проектов и программ.

Необходимо сформировать специализированную рыночную инфраструктуру, проводить торги и аукционы, в том числе с помощью проведения выставок научных достижений, технологий, опытных образцов, ноу-хау. Целесообразно создать Государственный инновационный фонд (по типу дорожного фонда), куда все предприятия имели бы право на добровольной основе вносить «благотворительные» взносы до 5 % балансовой прибыли с полным освобождением от уплаты налогов, включая НДС; организовать выпуск государственных ценных бумаг и акций под инновационные проекты и программы, реализуемые при поддержке государства; создать инновационный фондовый рынок (инновационную биржу) по торговле научными изобретениями, патентами, лицензиями, инновационными ценными бумагами.

Именно государство должно устанавливать «правила игры» на рынке инноваций, создать законодательство и инфраструктуру рынка, в том числе стимулировать инвестирование научноинновационной деятельности предприятий промышленности на основе льготного кредитования инновационной деятельности.

Про этом необходимо предусмотреть важный блок формирования и развития конкурентных преимуществ предприятий и отраслей народного хозяйства на основе реализации инновационных проектов в реальном секторе экономики:

  • 1. инвестиционные ресурсы промышленных предприятий, привлекаемые в инновационную сферу в формах, предусмотренных действующим законодательством;
  • 2. стимулирующие мероприятия, направленные на

привлечение частного капитала в инновационную сферу:

  • — гарантии Правительства по займам на реализацию инновационных проектов;
  • — компенсация из бюджета процентной ставки по коммерческим кредитам на инвестиции в инновационные проекты;

кредитование коммерческими банками инновационных проектов в приоритетных отраслях экономики под государственные гарантии;

  • 3. инвестиционные возможности государства:
    • — размещение государственного заказа на выпуск продукции и услуг на конкурсной основе при условии высокого инновационного уровня продукции и технологии, определяемого в соответствии с разработанными критериями;
    • — проведение тендеров на разработку инновационных проектов по отраслям в соответствии с выявленными в рамках информационной системы потребностями в инновациях, в том числе и в рамках федеральных целевых программ;
    • — государственный заказ на проведение маркетинговой экспертизы инновационных проектов в приоритетных сферах экономики;
  • 4) развитие межрегионального и международного сотрудничества и кооперации в инновационной сфере.

Вместе с тем приоритеты промышленного развития, а также доминирующая модель модернизации экономики свидетельствует о некоторой переоценке роли иностранных инвестиций в стимулировании инновационного развития, недостаточном использовании собственных финансовых ресурсов. Доминирование форматов финансирования инноваций за счет внешних источников генерирует риски, усиливающие торможение модернизации технологической составляющей производства.

Интенсификация использования предприятиями современных механизмов инвестиционного обеспечения реализации инновационных программ развития должна быть основана на:

  • 1) необходимости мобилизации собственных средств инвестирования за счет:
    • — интенсификации процессов использования собственных средств предприятий в инвестиционных целях (чистой прибыли, амортизационных отчислений, реинвестируемой части внеоборотных активов, иммобилизуемой части оборотных активов), формирования специальных фондов развития за счет данных источников с целью создания инвестиционной базы предприятий;
    • — оптимизации структуры расчетов предприятий (минимизация бартера и взаимозачетов, обеспечение эффективного

управления дебиторской задолженностью с применением

современных рыночных инструментов факторинга);

  • — внедрения на предприятиях систем бюджетирования и других технологий улучшения финансовой дисциплины;
  • 2) активизации использования возможностей привлечения инвестиционных ресурсов через российский и зарубежные фондовые рынки;
  • — оценки возможностей применения современных

инструментов фондового рынка в целях привлечения инвестиций, управления рисками и долговыми обязательствами, в том числе активно использующимися в международной практике;

увеличения уставного капитала предприятии в целях обеспечения роста капитализации и инвестиционной привлекательности;

— активизации деятельности по формированию

облигационных программ предприятий: привлечения

инвестиционных ресурсов с использованием облигационных займов как на внутреннем, так и на внешних облигационных рынках; организации выпуска конвертируемых облигаций;

  • — оценки возможностей выхода наиболее успешных инновационных предприятий на зарубежные фондовые рынки акции в целях повышения стоимости акции и привлечения инвесторов;
  • — внедрения в инвестиционную практику использования инструментов первичного публичного размещения ценных бумаг (IPO);
  • 3) расширении использования финансовых ресурсов кредитно-инвестиционнои системы:
    • — оптимизации структуры инвестиционного капитала по источникам финансирования в соответствии с долгосрочной стратегией развития предприятия;
    • — использования системы синдицированных кредитов для крупномасштабных инвестиционных проектов, позволяющих распределить риски, а также страхование инвестиционных и кредитных рисков;
    • — кредитования на краткосрочной и долгосрочной основе под залог векселей и иных ценных бумаг;
    • — привлечения крупных банков к кредитованию портфеля инновационных проектов и, таким образом, диверсификация рисков с обеспечением пропорционального объему вложений инвестиционного дохода;
    • — расширения использования механизмов лизинговых схем финансирования (прежде всего, финансового лизинга) при покупке технологического оборудования и автотранспортных средств;
    • — использования возможностей привлечения средств инвестиционных фондов (в том числе паевых), негосударственных пенсионных фондов, а также других институтов инвестиционного рынка;
    • — использования инструментов страхования в процессе реализации инновационной стратегии (страхование основных средств (все риски физического ущерба и убытков, риск прекращения бизнеса — при этом ответственность может быть публичная, товарная, работников); страхование политического риска; страхование новых проектов (все риски подрядчиков и риски последующих убытков, риски монтажа); страхование перевозок (грузов в пути); кредитное страхование);
  • 4) интенсификации привлечения иностранных инвестиций
  • — расширения практики привлечения кредитов зарубежных инвестиционных институтов, в том числе с использованием таких финансовых стратегий, как организация кредитной линии под гарантию зарубежного банка, предоставляемую при выставлении первоначального депозита; организация кредитной линии в обмен на форвардные контракты на поставку продукции;
  • — использования инструментов инвестиционного лизинга при поставках оборудования из зарубежных стран, при этом большая часть кредитных рисков будет покрываться гарантиями зарубежных экспортно-кредитных агентств, а также самих поставщиков;
  • — создания совместных предприятий — привлечение иностранных инвестиций в структуру собственного капитала;
  • — использования потенциала зарубежных фондов прямых инвестиций;
  • — привлечения иностранных инвестиций в качестве заемного капитала (основное преимущество данного метода состоит в зачете выплат по займам при определении налогооблагаемой прибыли, тогда как выплаты дивидендов осуществляются из чистой прибыли).
Читайте также  Маркетинг как инструмент привлечения инвестиций

Выверенная инновационно-инвестиционная политика является стержнем стратегии модернизации промышленности и перехода к инновационной экономике. При этом если перспективная инновационно-инвестиционная стратегия будет базироваться на развитии науки и технологий, то потребуются специальные экономические механизмы и законодательно-правовые методы для системной реализации инновационного направления социально-экономического развития.

Стимулирование экономического роста, технологической конкурентоспособности промышленности, зависят от инновационно-инвестиционной политики по созданию условий для накопления капитала и развития инновационно-инвестиционных деятельности. Стратегическая цель совершенствования инновационно-инвестиционной сферы должна предполагать создание условий для эффективного конкурентоспособного производства в национальной экономике и повышения благосостояния граждан. Главной целью регулирования инновационно-инвестиционной деятельности в этом случае является формирование инновационного уклада национальной экономической системы.

  • [1] Инновационное развитие экономики России. М.: Макс Пресс, 2008. С. 203. 634
  • [2] Инновационное развитие экономики России. М.: Макс Пресс, 2008. С. 203. 634
  • [3] Паштова П.Г. Инвестирование в инновации // Финансы. 2001. № 7. С. 19. 635
  • [4] Глазьев С.Ю. Модернизация роееийекой ‘экономики на основе нового технологического уклада как ключевое направление антикризисной политики // Россия в условиях мирового кризиса. Аналитические доклады победителей конкурса 2009. — М.: РГНФ, Языки славянских культур, 2009г., с. 20 636
  • [5] Новицкий Н А. Инновационный путь развития экономики России // Экономист 2000 № 6.
  • [6] По мнению члена-корреспондента РАН С. Ю. Глазьева, более 60 %. 642
  • [7] Павлов К.В. Патологические процессы в экономике — Магистр, 2009., с 108 643

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ

Проблема инвестиций и инноваций особо актуальна для российских компаний, так как рынок капиталов в России еще недостаточно развит, финансирование инноваций реально может происходить лишь за счет собственных средств предприятий, зачастую – ограниченных. Большинство хозяйствующих субъектов российской экономики имеют недостаток оборотных средств. Из-за этого они вынуждены использовать прибыль и амортизационные отчисления на текущие нужды, подрывая тем самым свою стратегическую конкурентоспособность[1].

Инвестиционный голод в экономике, и прежде всего в научной и производственной сферах, вызвал катастрофическое сокращение научно-технической и инновационной деятельности, прогрессирующее старение производственного аппарата, что привело к резкому падению конкурентоспособности российских товаров и экономики России в целом, сокращению налогооблагаемой базы и консолидированного бюджета. Как результат — падение жизненного уровня основной массы населения страны.

Многообразие форм инвестиций (денежная, ценные бумаги и имущество, имущественные права, в том числе право на интеллектуальную собственность и пр.) и их сведение к единой денежной оценке нередко затушевывает реальную картину инвестиционной пассивности в экономике, порождают иллюзию относительного благополучия вресурсном обеспечении хозяйственных систем разного уровня, ведут к неполному выявлению факторов инвестиционной активности в экономике. Это неизбежно затрудняет выработку результативного механизма активизации инвестиционной деятельности в производстве и науке, в научно-техническом преобразовании и развитии предприятий и корпораций[3].

В экономических исследованиях содержания инвестиций специалисты делают упор, как правило на: а) прирост функционирующего капитала; б) получение дополнительного дохода; в) отказ от части текущего потребления в пользу ожидаемого расширения потребления в будущем. Однако верные по своей сути эти характеристики все же не раскрывают достаточно полно такую сложную экономическую категорию, как инвестиции. Во-первых, не все инвестиции при их использовании преследуют цель получение дополнительной прибыли (дохода). В качестве цели могут выступать социальные, экологические и другие эффекты, обусловленные, например, введением более жестких нормативов в области качества продукции, ее экологичности, безопасности труда и т.п.[4].

Инвестиции, связанные с большими транзакционными издержками при завоевании производителем ниши на рынках традиционных товаров, как правило, не приносят прямой доход на первых этапах. Кроме того, анализ разновидностей инвестиций показывает, что их целевые ориентиры по своему сочетанию и приоритетности разные в зависимости от того, какие ресурсы, каких форм собственности и прочее, выступают в инвестиционных процессах в качестве инвестиций, в какую подсистему в экономике вкладываются инвестиции, что является объектом инвестирования. В определенной мере целевые ориентиры инвестиций дают основание для выделения в их составе в произведенные активы, портфельных инвестиций, капиталообразующих (реальных) финансовых инвестиций и пр. Цели инвестирования в значительной степени предопределяются целями (тактическими и стратегическими) развития хозяйственных систем разного уровня, которые не могут быть одинаковыми у всех систем во все времена.

Тем не менее, для организации проблема выбора объекта финансовых вложений не исчерпывается предельной суммой инвестиций. Исследования показали, что наибольшей эффективностью обладают вложения в инновации, где организация имеет возможность получать монопольную сверхприбыль. Иными словами, наиболее выгодны инвестиции в инновации, развивающие отличительные способности организации.

Инновационный механизм включает в себя этапы исследований, получения результатов и их внедрения. Процесс внедрения с экономической точки зрения наиболее важен, так как во время него инновации из категории объектов инвестиционной деятельности переходят в категорию материальных ресурсов. Процесс передачи инновационных достижений должен быть финансово оптимизирован и распределен во времени для избежания. Дороговизна инноваций может повлечь за собой высокую стоимость продукции и низкую окупаемость нового производства. Обладатель патента часто стоит перед дилеммой — самому внедрять научное достижение в производство или передать какую-то часть своих прав на основе продажи патента, исключительной или неисключительной (простой) лицензии. Исходя из логики теории альтернативных издержек, продавец в случае самостоятельного использования технологии сравнивает цену лицензии с ожидаемой инновационной прибылью. Западные компании обычно передают технологию по лицензии, когда с нее уже снята значительная часть инновационной прибыли или в интересах освоения нового рынка. Покупатель при приобретении лицензии исходит из оценки ожидаемой дополнительной прибыли, которую может принести эта продукция. Цена лицензии чаще всего определяется как доля продавца в этой инновационной прибыли. В целях финансовой оптимизации процесса передачи инновационных достижений лицензионное вознаграждение предпочтительнее рассматривать в виде периодических отчислений от прибыли или продаж (прямое участие или роялти), чем в виде единовременного платежа[2].

Главная роль в финансировании и организации инновационного процесса в части крупномасштабных жизнеобеспечивающих проектов принадлежит государству. Чаще всего используется целевое бюджетное финансирование системы научно-исследовательских учреждений и опытных производств. Среди направлений помощи малому научному бизнесу, особенно на первых порах его функционирования, можно отметить западную практику создания центров по инновациям и внедрению на региональном уровне и при поддержке местных бюджетов. К ним относятся, прежде всего, научные парки — территориальные комплексы, включающие исследовательский центр и производственную зону [2].

В современных условиях повышения эффективности производства можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции. Поиск и использование инноваций непосредственно на предприятиях является актуальной проблемой. Развитие новых технических и организационно-технологических решений, совершенствование основных принципов управления применительно к специфике отечественного рынка создают условия для обновления процессов воспроизводства на предприятиях и дают дополнительный импульс для экономического роста. По своей природе инновации включают в себя не только технические или технологические разработки, но и любые изменения в лучшую сторону во всех сферах научно-производственной деятельности. Постоянное обновление техники и технологий делает инновационный процесс основным условием производство конкурентоспособной продукции, завоевания и сохранения позиций предприятий на рынке и повышения производительности, а также эффективности предприятия [5].

Подводя итог можно сказать что, инновационная деятельность тесно связана с понятием инновационного процесса, который представляет собой процесс преобразования научного знания в инновацию, т. е. последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает отидеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании.

Аньшин В.М. Основы инвестиционного анализа:Учеб.пособие/Ун-т Рос. акад. образования. Фак. бизнеса, маркетинга и коммерции.

Балабанов А.Т. Инновационный менеджмент. — Спб.: ИД «Питер», 2006

Колесников С. В. «Проблемы перехода к инновационной экономике». Журнал «Проблемы современной экономики», №3

Ревазов В. Г. Инновационные инвестиции как фактор динамичного развития производственной сферы экономики

Челноков И. В., ГерасимовБ. И., БыковскийВ. В. Региональная экономика: организационно-экономический механизм управления ресурсами развития региона

12.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ В ИННОВАЦИИ

Без достаточного финансирования науки и в условиях лишения значительного числа предприятий инвестиционных ресурсов инновационная деятельность не может обеспечить потребности экономики, которая только формирует новые основы хозяйствования, ощущая при этом конкурентное давление развитых стран.

Наибольшую долю в структуре видов инновационной деятельности занимают внедрение нововведений, т.е.

Читайте также  Бизнес идеи быстрого заработка денег

Инновационной предприимчивости организаций во многом способствует их взаимодействие в рамках корпоративных структур (объединений, товариществ, обществ). Среди инновационных организаций, в том числе городских и региональных, доля входящих в какие-либо группы организаций (25,5%) почти вдвое выше, чем среди неинновационных (14,2%). Преимуществами такого взаимодействия являются прежде всего финансовая выгода от объединения и оптимизации денежных потоков; возможность экономии на привлечении кредитов путем снижения процентных ставок по ссудам банка, входящего в корпорацию; снижение затрат на исследования и разработки, освоение новых изделий; расширение рынков сбыта выпускаемой продукции.

Отечественные производители имеют ограниченное количество рынков сбыта продукции. В основном все типы организаций отдают предпочтение региональным рынкам. На российский рынок выходят 72,2% инновационных организаций (для неинновационных организаций этот показатель составляет 35%). Выход на зарубежные рынки практически закрыт для большей части отечественных организаций. Немногие промышленные организации, которые занимаются экспортом продукции, сосредоточены в основном в отраслях горнодобывающей, деревообрабатывающей, химической промышленности и машиностроении. Инновационные организации и тут имеют некоторое преимущество: зарубежный рынок стал наиболее важным рынком сбыта для 17,1% из них (среди неинновационных организаций — лишь для 4,2%).

Нынешние приоритеты инновационной деятельности обусловлены недостаточной конкурентоспособностью отечественных товаров для широкого выхода на мировые рынки. Именно поэтому инновационная деятельность промышленных организаций в 1999—2004 гг. была преимущественно ориентирована на максимальное удовлетворение спроса отечественных потребителей.

Большинство промышленных организаций основным результатом инновационной деятельности признали расширение ассортимента продукции. Обобщающая оценка указанного фактора составляет самую высокую величину — 2,4 балла (при максимальном рейтинге 3 балла).

Укреплению позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке способствует внедрение импортозамещающей продукции — еще один фактор, оказывающий существенное влияние на результаты деятельности. Именно этим объясняется высокий рейтинг таких результатов, как сохранение традиционных рынков (2,3 балла), улучшение качества продукции (2,3 балла), создание новых рынков сбыта в России (2,1 балла).

Перечисленные результаты при всей их значимости все же не отменяют одну из важнейших задач инноваций — достижение высокого уровня конкурентоспособности продукции, позволяющего завоевывать внешние рынки.

Несмотря на перечисленные стратегические приоритеты инноваций в промышленности, спрос на инновационную продукцию остается очень низким, что подтверждается прежде всего ее незначительным соотношением с объемами промышленной продукции.

Для структуры затрат характерны резкие диспропорции между отдельными видами инновационной деятельности. Так, промышленные организации России явно не уделяют необходимого при внедрении нововведений внимания обучению и подготовке персонала и маркетинговым исследованиям — на них в совокупности приходится лишь около 1,7% инновационных затрат. В редких случаях на такие виды инновационной деятельности выделяются несколько большие суммы, например на маркетинг — 1,0% в пищевой и 1,6% в химической промышленности.

Ресурсы технологического развития можно представить в виде четырех блоков: научный потенциал, финансовые ресурсы, материально-технические ресурсы, организационные ресурсы.

Проблемы городского и регионального развития в последнее время все чаще выходят на первый план, так как для эффективных экономических и политических преобразований их реализация в субъектах Федерации имеет определяющее значение.

Инвестиционная привлекательность городов и регионов определяется тем, насколько инновационно активны предприятия и организации, находящиеся на их территории. Если не принимать во внимание довольно скудную инвестиционную базу, предлагаемую российскими банками, можно говорить о том, что инициатор нововведения имеет больше шансов на привлечение инвестиций по сравнению с тем, кто ищет средства на поддержание существующего технологического уровня.

Состояние дел в инновационной деятельности характеризуется, в частности, масштабами использования передовых производственных технологий, а также целями инновационной деятельности.

Особое место в системе «прямых» мер воздействия администраций городов и регионов на инновационный бизнес занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью.

Косвенными методами, используемыми в региональной инновационной политике, которые направлены, с одной стороны, на стимулирование самих инновационных процессов, а с другой стороны, на создание благоприятного общехозяйственного и социальнополитического климата для новаторской деятельности, являются: •

либерализация налогового законодательства. Важность этого инструмента регионального регулирования осознается практически всеми промышленно развитыми странами, и каждая из них стремится найти свою оптимальную модель налогообложения прибыли; •

законодательные нормы, которые весьма разнообразны и касаются многих областей влияния на инновационную политику; •

создание социальной инфраструктуры, включающее формирование единой информационной системы внутри региона. Институциональный аспект стимулирования инновационной

деятельности связан с созданием специальных региональных структур: •

крупных государственных лабораторий, которые находятся на бюджетном финансировании и бесплатно предоставляют свои результаты исследований потенциальным пользователям; •

научно-технических парков, центров технических исследований, различных кооперативных центров; •

инвестиционных компаний малого бизнеса, которые имеют налоговые и финансовые льготы; •

правительственных органов поддержки мелких (в том числе инновационных) фирм, основная задача — оказание помощи при организации «своего дела», получении федеральных контрактов и субконтрактов, защита интересов мелких предпринимателей и др.

На основании этого задачами инновационного развития городов и регионов являются: •

создание делового климата, при котором будет процветать деятельность частного сектора в области инноваций, повышена конкурентоспособность продукции; •

поощрение развития, коммерциализации и использования технологий; •

инвестирование в создание современных технологий мирового класса в целях поддержки промышленности и развития торговли; •

интеграция военных и промышленных технологий, способных эффективно решать военные и гражданские задачи; •

обеспечение сфер занятости рабочей силой мирового уровня, способной участвовать в быстро меняющейся и основанной на знаниях экономике; •

защита национальной технологической политики, разработанной в партнерстве с частным сектором и направленной на использование технологий в целях создания экономической мощи страны.

Стратегической линией регионов в области инновационной деятельности является концентрация финансовых ресурсов на ключевых направлениях: •

создание единой для региона базы данных, аккумулирующей и регламентирующей комплекс минимально необходимых процедур и формальностей для создания предприятий; •

обеспечение доступа ученых к европейским научно-исследовательским программам; •

поддержка малых и средних предприятий в целях правовой защиты от незаконного копирования разработанных технологий или выпускаемой продукции; •

создание механизма финансовой поддержки малых и средних предприятий, оказание им помощи в подготовке, регистрации и использовании патентов с учетом опыта работы национальных и европейских патентных бюро; •

совершенствование системы финансирования инновационной деятельности предприятий; •

введение более совершенного налогового механизма, предоставляющего определенные льготы предприятиям, разрабатывающим и выпускающим различную инновационную продукцию.

свидетельствуют о наличии значительного сходства его приоритетов в разных регионах: технология производства новых материалов, информационные технологии, средства связи, биотехнология, охрана окружающей среды.

Наиболее важные приоритеты инновационного развития все более связываются не с дорогостоящими проектами прорывного характера, а с долгосрочной работой по укреплению всех звеньев национальной инновационной системы — в экономике, информационной сфере, образовании, охране окружающей среды, изучении космоса. Именно эти элементы формируют базу научнотехнологического развития всех отраслей.

Наконец, изменение структуры занятости, связанное с сокращением численности занятых в материальном производстве вследствие как научно-технического прогресса, так и переноса материального производства в третьи страны (что характерно для глобализации) при не вполне адекватном росте занятых в сфере услуг, ставит перед регионами задачу решения социальных проблем, связанных со смещением приоритетов в сторону информационных технологий и услуг.

Поэтому если целевым ориентиром является улучшение качества жизни населения и достижение устойчивого социально-экономического развития региона, то инновационная политика становится важнейшей составной частью общей государственной социально-экономической политики.

Для активизации инновационной деятельности в российских условиях необходимы новые механизмы, обеспечивающие: •

формирование и реализацию инновационной политики; •

формирование государственной инновационной стратегии, основанной на приоритетном развитии высокотехнологичных и наукоемких отраслей; •

использование современных финансово-кредитных механизмов для стимулирования инновационных процессов; •

совершенствование законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих взаимоотношения участников инновационных процессов.

Эти механизмы должны обеспечить решение следующих задач: •

уточнение стратегии и приоритетов развития инновационной сферы, критических технологий и инновационных проектов, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособность отечественной продукции; •

концентрация ресурсов на приоритетных направлениях и привлечение свободного капитала к финансированию проектов технологического перевооружения промышленности; •

сохранение и развитие имеющегося технологического потенциала в регионах России, его использование для поддержания приемлемого технологического уровня и перевода производства на более высокие технологии; •

развитие системы подготовки и переподготовки кадров в области инновационного предпринимательства; •

координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для комплексного решения задач инновационного развития в рамках реализации государственной инновационной политики.

К региональным актуальным задачам следует отнести: •

разработку научно обоснованных положений по повышению, на базе инновационного развития, научного, технологического и производственного потенциалов региона; •

разработку стратегии интенсивного развития на базе так называемых «локомотивных» для региональной инновационной политики отраслей, технологий и инновационных проектов, оказывающих решающее влияние на развитие экономики региона; •

распространение в ближайшей перспективе современных технологий и инновационных проектов, отраженных в государственной стратегии инновационного развития; •

разработку предложений по совершенствованию институциональных и законодательных условий для масштабного использования прогрессивных технологий и производств наукоемких видов продукции, новых прогрессивных форм инновационной деятельности и бизнеса; •

проведение системного анализа и использование в региональной практике опыта проведения эффективной инновационной политики как в развитых странах, так и в экономике регионов России.

Источники: http://studref.com/319119/ekonomika/sovershenstvovanie_innovatsionno_investitsionnyh_protsessov_mehanizme_modernizatsii_ekonomiki, http://scienceforum.ru/2014/694/5032, http://economy24info.com/upravlenie-investitsiyami-knigi/122-sovershenstvovanie-upravleniya-18166.html

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос