Способы привлечения инвестиций в туризм

Способы привлечения инвестиций в туризм

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ТУРИЗМА.

Ефименко Н.Ф., магистр финансов, ст.преподаватель кафедры «Финансы и менеджмент»

Кокшетауский государственный университет им.Ш.Уалиханова

Инвестиционная деятельность в сфере туризма является одним из основных источников её финансирования. В настоящее время внимание привлекает такой аспект оценки инвестиционной деятельности предприятий туризма, как гостиничный бизнес, достаточно капиталоемкая часть туристской индустрии. Вместе с тем практически не изучены особенности комплексной оценки инвестиций на предприятиях туризма, будучи важным фактором развития цивилизации, который объединяет государства и континенты, нуждается в обоснованном, профессиональном и эффективном управлении инвестициями. Владение современными методами экономической оценки выбираемых решений, учитывающих особенности функционирования и развития предприятий туризма, необходимо для выработки правильной инвестиционной политики в этой сфере.

Инвестиции в туризме — это процесс создания с помощью капитала новых туристских объектов, а также модернизация или реконструкция существующих, способных производить и оказывать определенные виды туристской продукции. Инвестиции обеспечивают процесс материализации идей по созданию новых туристских объектов, способных производить и оказывать туристские услуги в большем объеме при улучшении качества обслуживания туристов.

Инвестиции становятся таковыми, если имеется спрос и предложение на инвестиции, интересы продавцов и покупателей, а также других участников инвестиционного процесса совпадают. При соблюдении этих условий инвестиции в сферу туризма будут выгоды как участникам бизнеса, связанного с туризмом, так и туристам.

На инвестиционную деятельность туристского предприятия оказывают влияние две группы факторов — внешние и внутренние.

Внешние факторы в данном случае совпадают с теми факторами, которые влияют на финансовую устойчивость туристского предприятия.

К внутренним факторам можно отнести:

• Размеры туристского предприятия;

• Финансовое состояние туристского предприятия;

• Научно — техническую политику туристского предприятия;

• Организационно — правовую форму хозяйствования.

Все факторы, влияющие на инвестиционную деятельность, можно дифференцировать на:

• Объективные (не зависят от деятельности государства и туристского предприятия, например, стихийные бедствия);

• Субъективные (полностью зависят от деятельности государства и самого субъекта хозяйствования).

Цель инвестиционной политики разных по значению и уровню образований — реализация стратегического плана экономического и социального развития страны, туристского предприятия. В любом случае конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем отечественной экономики и повышение эффективности туристского производства.

Разработанная и принятая инвестиционная политика не может быть выполнена без наличия четкого механизма ее реализации, который включает в себя:

• выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;

• определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;

• создание необходимой нормативно-правовой основы для функционирования рынка инвестиций;

• создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и туристскую сферу.

Инвестиционная политика в сфере туризма может осуществляться на различных уровнях, но все они находятся в тесной взаимосвязи между собой.

Определяющей является государственная инвестиционная политика, которая создает цивилизованные «правила игры» в области инвестиций и способствует активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях. Инвестиционная политика на государственном уровне должна способствовать оживлению инвестиционной деятельности на региональном уровне.

В каждом регионе Казахстана инвестиционная политика в туризме имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами;

• экономической и социальной политикой, проводимой в туристском регионе;

• величиной имеющегося туристского потенциала;

• привлекательностью туристского региона для иностранных инвестиций и т.д.

Основными задачами системы управления инвестиционной деятельностью в туристском регионе являются:

• создание инфраструктуры инвестиционного рынка;

• определение приоритетных направлений вложения инвестиций;

• создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования инвестиций, в том числе иностранных инвестиций;

• обеспечение интеграции регионального инвестиционного рынка с международным рынком инвестиционных ресурсов.

Региональная инвестиционная политика должна быть направлена на подъем экономики и повышение эффективности производства туристских услуг в туристском регионе, обеспечение самофинансирования и необходимого задела развития туристского региона в будущем.

Под инвестиционной политикой туристского предприятия понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных и заемных средств с целью обеспечения стабильной устойчивости работы туристского предприятия в ближайшей перспективе.

Инвестиционная политика на туристском предприятии должна формироваться, исходя из стратегических целей, указанных в бизнес-плане, и быть направлена на обеспечение финансовой устойчивости предприятия не только па текущий момент, но и на будущее.

При разработке инвестиционной политики туристского предприятия целесообразно обеспечить полное соответствие бизнес-мероприятий законодательным и иным нормативно и правовым актам, регулирующим инвестиционную деятельность в Казахстане.

Читайте также  Бизнес идея семейного бизнеса с женой

Н a этапе формулирования целей инвестиционной политики необходимо учитывать:

• экономическое и финансовое положение туристского предприятия;

• соотношение собственных и заемных средств:

• технический уровень туристского производства;

• финансовые условия инвестирования;

• возможность и экономическую целесообразность приобретения производственного туристского оборудования по лизингу;

• наличие льгот, которые могут быть предоставлены со стороны государства;

• условия страхования разного вида рисков и т.д.

Многие факторы, определяющие способность туристских предприятий привлекать инвестиции, находятся вне их контроля, например, состояние инвестиционного климата в Казахстане, поэтому желательно и необходимо осуществлять деятельность по разработке мероприятий, которые бы обеспечили туристскому предприятию полный контроль над своей деятельностью и, таким образом, стимулировали решения инвесторов вкладывать капитал. Для этого инвестиционная политика туристского предприятия должна предусматривать:

• ранжирование туристских инвестиционных проектов по приоритетам;

• классификацию туристских инвестиционных проектов по срокам реализации;

• использование наиболее эффективных способов привлечения инвестиций;

• наиболее эффективное использование непосредственно привлекаемых инвестиционных ресурсов;

• действенное управление факторами риска.

Инвестиционная политика в сфере развития туризма должна базироваться в первую очередь на создании условий инвестиционной привлекательности и на обосновании наиболее эффективных направлений деятельности туристского предприятия.

Формирование инвестиционной политики туристского предприятия невозможно без разработки плана инвестиций. Планирование инвестиций на предприятии туризма — очень сложный процесс, так как необходимо учитывать многие факторы, в том числе и непредвиденные, а также степень-риска вложения инвестиций. Этот процесс также важен для существования туристского предприятия, поскольку, планируя инвестиции, оно — закладывает основу работы на будущее. Если план инвестиций хорошо спланирован и организован, туристское предприятие будет работать хорошо, а если плохо, то в будущем его может ожидать банкротство.

При составлении плана инвестиций следует руководствоваться следующими правилами:

— план инвестиций на туристском предприятии должен вытекать из долгосрочной стратегии его развития;

— инвестировать средства в производство и в ценные бумаги имеет смысл только в том случае, если от эт o г o предприятие получит большую выгоду, чем от хранения денег в банке;

— инвестировать средства целесообразно только в рентабельные проекты:

— инвестировать денежные средства имеет смысл только в том случае, если рентабельность инвестиций превышает темпы инфляции;

— принимать, окончательные решения по инвестированию следует при условии получения наибольшей экономической выгоды и наличия наименьшей степени риска.

Для успеха инвестиций необходимо их экономическое обоснование на основе глубокого проработанного плана функционирования и развития предприятия туризма.

Условия, принципы и проблемы привлечения инвестиций на предприятия туризма

Важно отметить, что в российской экономике сегодня принципиально иная ситуация по сравнению с прошлым десятилетием, характеризующаяся экономическим ростом. В случае если он будет устойчивым, это само по себе может послужить мощным стимулом для привлечения иностранных инвестиций в Россию. Иностранный капитал предпочитает страны с устойчивой экономикой, способствуя в свою очередь дальнейшему экономическому росту и привлечению туристов.

В отличие от большинства стран Центральной и Восточной Европы, Россия не смогла пока решить задачу создания благоприятного инвестиционного климата, предусматривающего формирование стабильных политических и макроэкономических условий, защиту прав собственности. Однако улучшение инвестиционного климата само по себе не способно обеспечить резкое увеличение объемов иностранных инвестиций.

Вместе с тем, как показывает опыт стран с развивающейся и переходной экономикой, и экономический рост, и улучшение инвестиционного климата являются необходимыми. Решение этой задачи требует реализации мероприятий по созданию правовых основ деятельности иностранных инвесторов и специфических, направленных на повышение инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов, привлечения их внимания к перспективным предприятиям туризма.

Стратегической целью политики в сфере туризма должно являться предоставление иностранным инвесторам национального режима. Формально российское законодательство гарантирует иностранным инвесторам именно этот режим. Проблема, однако, состоит в том, что российский национальный режим крайне неблагоприятен как для российских, так и для иностранных инвесторов. Стране нужен кардинально иной национальный режим, обеспечивающий благоприятные условия для притока иностранных инвестиций в экономику России. Для этого необходима серьезная работа по изменению налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства, которая могла бы способствовать интенсификации инвестиционного процесса. В области налогов эта работа уже началась, но и она еще далека от завершения. Кроме того, плоды налоговой и прочих реформ скажутся на практике не сразу.

Наряду с применением принципа национального режима необходима также реализация иных принятых в международной практике принципов правового регулирования иностранных инвестиций. В первую очередь речь идет о режиме наибольшего благоприятствования, который предоставляется многими государствами с целью исключить дискриминацию по отношению к инвесторам из каких-либо стран.

Читайте также  Курсы по инвестициям для начинающих

Возможность получения такого рода режима содержится во многих заключенных бывшим СССР, а позднее и Россией, соглашениях о взаимном поощрении и защите инвестиций с 53 странами, но не присутствует в нормативах внутреннего законодательства, т. е., распространяется далеко не на все страны. инвестиционный экономический капиталовложение

Принцип транспарентности означает, что правовые нормы, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, должны быть открытыми и не допускающими неоднозначной интерпретации, а процедуры пересмотра этих норм должны быть гласными и проходить в условиях, обеспечивающих для заинтересованных сторон (включая иностранные компании) возможность высказать свою позицию по обсуждаемым вопросам.

В России по части транспарентности дело обстоит благополучно с публикацией законов и других правовых актов федерального уровня. Но степень транспарентности резко снижается по мере перехода на ведомственный или региональный (местный) уровни. Реализовать в полной мере принцип транспарентности на практике достаточно сложно даже наиболее развитым странам, но идти по этому пути необходимо, поскольку этого требуют рыночная экономика и растущая глобализация мирового хозяйства, не оставляющие странам иного выбора. Сложная ситуация существует в области предсказуемости правовых или административных изменений, между тем именно нестабильность обстановки в России является предметом наиболее серьезных жалоб со стороны иностранных инвесторов. Из этого можно сделать вывод, что для развития туристских предприятий необходимо обширное привлечение инвестиций, в том числе и иностранных. Так же необходимо создать благоприятные условия для их привлечения.

Способы привлечения инвестиций в туризм

Процесс привлечения инвестиций в сферу туризма

Для понимания эффективных путей и способов привлечения инвестиций в туризм необходимо определить действующих лиц инвестиционного процесса на рынке. Основных участников этого процесса можно распределить условно на 4 группы [13]:

предприятия (предприниматели) — потенциальные получатели инвестиций;

инвесторы (национальные и иностранные) — банки и небанковские учреждения, которые способные финансировать проекты;

гаранты (поручители) — национальные и иностранные банки и небанковские финансовые учреждения, которые потенциально могут выступить в качестве гаранта или обеспечить организацию гарантии возвращения инвестиций;

финансовые консультанты (посредники) — консалтинговые и юридические фирмы, которые обеспечивают связь и взаимодействие интересов трех других групп.

Предприятия туристско-гостиничной сферы заинтересованные в получении финансирования для развития проектов. Это расширение уже действующего бизнеса и развитие нового. Финансирование необходимое для приобретения новых технологий и строительства, реконструкции и модернизации производственных помещений и объектов коммерческой недвижимости, создания товарных запасов сырья и расходных материалов на период запуска проекта.

Инвесторы — это разные деловые структуры, готовые инвестировать средства в экономику и в частности в туризм.

Привлечение инвестиций в развитие туризма — цель каждой туристской фирмы. Её задачи — разрабатывать инвестиционные проекты в сфере туризма, которые будут привлекательными для инвесторов.

Методы моделирования и оценки инвестиционных проектов

По назначению и подходу к моделированию можно выделить несколько классов моделей [14]:

Поясним их особенности.

Ресурсные модели описывают потоки и запасы какого-то вида ресурсов. В мировой практике выделяются четыре типа ресурсов: материальные, финансовые, информационные и человеческие.

Задача ресурсных моделей — создание картины потоков и запасов ресурсов, расчет оборотов, скорости, мощностей, уровней, нормативов, дефицита-профицита, узких мест.

Среди ресурсных моделей наиболее распространены:

модель движения денежных средств;

Модель движения денежных средств наиболее распространена и необходима, так как деньги, как известно, всеобщий эквивалент, и в современной экономической системе сделать что-либо без них при прочих равных невозможно, а ресурсы с наибольшей ликвидностью являются наиболее важными и жизненно необходимыми.

Задача оценочных моделей — дать оценку, сравнить несколько вариантов решения.

Наиболее распространенные виды оценочных моделей:

модели оценки стоимости;

модели оценки эффективности;

модели оценки налоговой нагрузки.

Существуют разные виды стоимости и разные подходы к ее оценке. Можно оценивать стоимость:

компании как имущественного комплекса;

бизнеса в целом.

Качественная модель оценки стоимости позволяет оценить стоимость разными способами и комбинированно.

Из моделей оценки эффективности наиболее известна модель оценки инвестиционного проекта. Традиционно оценка проекта производится по принятым коэффициентам, которые будут описаны в разделе 1.2.2. Однако можно и проще оценить экономические результаты несложного проекта, создав «портрет» экономики проекта.

Возможны и другие модели оценки эффективности, например оценка эффективности разных модификаций закупаемого оборудования. Ведь такие решения, по сути, носят инвестиционный характер и имеют долгосрочные последствия, которые отразятся на себестоимости продукции, произведенной с помощью оборудования, и на результатах всего дела.

Модели оценки налоговой нагрузки помогают при налоговом планировании и позволяют рассчитывать налоговые платежи для каждого налога отдельно и совокупную налоговую нагрузку.

Читайте также  Бизнес идеи с хорошей рентабельностью

Задача сценарных (вариантных) моделей — рассчитать, смоделировать, спрогнозировать возможные сценарии (варианты) развития ситуации, событий, компании или проекта.

Сценарные модели достаточно динамичны и требуют большого объема данных о внешних факторах. Модели позволяют предоставить для принятия решения несколько вариантов, стратегических или тактических альтернатив. Из множества сценариев развития можно выбрать оптимальный сценарий с учетом минимальных рисков и других желаемых последствий. Однако в результате изменения внешних факторов, часто из-за человеческого фактора, не всегда получается реализовать выбранный вариант.

В качественных сценарных моделях должно учитываться по максимуму все, чтобы в результате был получен не только ответ на вопрос: какой выбрать путь, но и рекомендации по мероприятиям, повышающим вероятность достижения результатов и минимизации рисков. Надо знать все опасности на пути и вовремя принимать меры.

Выбранный сценарий развития может пересматриваться во время движения вследствие изменения целей, интересов, появления новых внешних обстоятельств и т. д. Тогда надо корректировать путь в процессе движения.

Задача организационных моделей — описать бизнес-процессы и организационную структуру компании. Это помогает повышать управляемость и настраивать рабочие процессы в заданном направлении.

При описании бизнес-процессов необходимо придерживаться алгоритма. Существуют различные форматы описания бизнес-процессов и организационных структур. Создавать организационные модели можно с помощью программных продуктов.

Финансовые модели — одни из наиболее сложных бизнес-моделей.

Задача финансовых моделей — создать картину совокупности финансовых и экономических показателей. Финансовые модели можно строить для компании или для проекта.

Типовая финансовая модель состоит из связки: балансы — финансовые результаты — движение денежных средств. Элементы этой связки соответствуют трем основным типам финансовых отчетов и трем основным бухгалтерским формам:

балансовый отчет (форма 1);

отчет о финансовых результатах (форма 2);

отчет о движении денежных средств (форма 4).

Отчеты отражают суть находящейся в них информации, а бухгалтерские формы — это формы отображения такой информации, утвержденные Минфином для отчетности предприятий.

По сути три основных отчета отражают:

активы в разрезе структуры и источники образования активов;

доходы, расходы и финансовый результат;

денежные поступления и платежи, остаток и дефицит / профицит денежных средств.

Из содержания этих трех элементов можно рассчитать многие (но не все) финансовые и экономические показатели. Бухгалтерские формы отчетов, утвержденные Минфином, можно использовать для стыковки данных основных документов финансового плана и бухгалтерского учета (отчетности), но нельзя на них опираться при расчетах, так как их структура не всегда соответствует потребностям предприятия с точки зрения предоставления финансовой информации для принятия управленческих решений.

Входящие и исходящие данные могут находиться в разных комбинациях. Традиционно составление основных финансовых планов начинается с подготовки плана движения денежных средств, а заканчивается подготовкой прогнозного баланса. Методика расчета вытекает из постатейного содержания таблиц. Главное — создать взаимоувязанную динамическую комплексную картину компании или проекта на определенный срок, спрогнозировать финансовые показатели и финансовое состояние. Заданный период планирования разбивается на отчетные периоды, по каждому из которых можно увидеть требуемые показатели.

Для создания модели необходимо выделить:

типовые агрегированные показатели (статьи) отчетов;

детализированные показатели (статьи) отчетов в соответствии с особенностями компании (проекта).

Бухгалтерские формы отчетов, утвержденные Минфином, можно использовать для стыковки данных модели и бухгалтерского учета (отчетности), но нельзя на них опираться при расчетах.

Задача комплексных моделей — отобразить все аспекты, раскрыть разные стороны деятельности. Комплексные модели наиболее сложны и индивидуальны. Они сочетают в себе разные элементы других классов моделей.

С другой стороны, существуют типовые комплексные модели под определенный профиль компаний или проектов. У каждой типовой модели существуют свои преимущества и недостатки. Основные преимущества — снижение затрат на моделирование и использование опыта разработчика типовой модели. Основной недостаток — модель типовая, часто негибкая, не может учесть всех особенностей, тонкостей и пожеланий конкретного бизнеса, доработка модели требует значительных затрат.

Одним из видов комплексных моделей является модель, создаваемая для инвестиционного проекта или бизнес-плана. Такая модель должна объединять в себе много элементов, которые могут быть использованы самостоятельно, но должны быть взаимосвязаны [15]:

планы использования ресурсов;

описание возможных сценариев развития;

описание бизнес-процессов и организационной структуры;

инвестиционная оценка и прогноз стоимости проекта.

Предназначение комплексной модели — интегрировать особенности и методики решения задач разных самостоятельных классов моделей в единую модель, способную выполнять разные задачи.

Источники: http://www.rusnauka.com/34_NIEK_2013/Economics/4_150963.doc.htm, http://studwood.ru/1423182/ekonomika/usloviya_printsipy_problemy_privlecheniya_investitsiy_predpriyatiya_turizma, http://studbooks.net/1576394/finansy/protsess_privlecheniya_investitsiy_sferu_turizma

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос