Стратегия развития привлечения прямых инвестиции

Стратегия привлечения инвестиций в регион

Прохоров Андрей Юрьевич, аспирант факультета управления и психологии, кафедра отраслевой экономики, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Для развития любой экономической системы необходимо задействование привлеченных извне ресурсов, соответственно ставится ряд таких вопросов: «Как привлечь? Сколько? Откуда?». Актуальным также является вопрос о распределении привлеченных ресурсов, позволяющем сбалансировано развивать экономику региона в целом.

Управление региональной стратегией привлечения инвестициями осуществляется региональными органами власти. Соответственно акцент управления ставится не только на аккумулировании финансовых, материальных и не материальных активов как особой формы инвестиционных вложений, но и на процессе их распределения в целях достижения максимального эффекта, а соответственно повышения рентабельности вложений и отдачи от реализации проекта. Таким образом, особую роль приобретает вопрос поиска и оценки перспективных объектов инвестирования, так как неверно выбранный объект инвестирования по оптимистичному сценарию оборачивается состоянием безубыточности, а по пессимистичному – убытками и издержками, вызванными невозможностью реализовать альтернативный инвестиционный проект. И, как следствие, возникает прямая угроза реализации региональной стратегии привлечения инвестиций в целом.

Следовательно, начальный этап формирования стратегии привлечения инвестиций в регион предполагает выделение перспективных объектов вложения инвестиций. Объектами управленческого воздействия могут выступать сферы производства и предоставления услуг, инфраструктурные элементы регионального рынка, инвестиционные процессы и т.д. Воздействие на них со стороны органов власти должно способствовать повышению уровня эффективности региональной инвестиционной деятельности. Согласно принципу измеримости, присущему стратегическим целям, возникает необходимость трансформирования целей в конкретные критерии управления.

Согласованность целей управления и управленческих факторов

К критериям управления инвестиционной стратегией региона можно отнести достижение положительной динамики следующих показателей:

1) темп роста привлекаемых инвестиций, как за счет собственных финансовых ресурсов, так и за счет прямых, портфельных и иных, в том числе и иностранных;

2) уровень капитализации приоритетных отраслей региональной экономики;

3) снижение финансового риска в регионе и, как следствие, повышение рейтинга инвестиционной привлекательности;

4) рост объема валового регионального продукта.

Данный перечень критериев не является исчерпывающим в силу возможности использования в качестве таковых ряда других показателей, производных и связанных с данными.

Инвестиционная стратегия должна учитывать, в первую очередь, инвестиционный потенциал региона и определяющие его факторы, такие, как ресурсно-сырьевой потенциал, финансовый, трудовой, инфраструктурный, интеллектуально-инновационный и др. Степень согласованности целей управления и управленческих факторов можно определить исходя из достигнутых показателей, таких как затраты, рентабельность, эффективность производства и др., позволяющие оценить уровень мобилизации вышеперечисленных факторов.

Учитывая множество и разнородность входящих в инвестиционный потенциал факторов, необходимо учесть, что однотипность управленческого воздействия на них весьма сомнительно может дать оптимальный эффект, то есть возникает необходимость в дифференцированности управленческих воздействий. По характеру управленческого воздействия выделяют прямые и косвенные методы.

Методы управленческого воздействия

Специфика прямых методов управленческого воздействия заключается в непосредственном воздействии на субъекты экономической деятельности со стороны органов государственной власти посредством административных полномочий, используя принадлежащие им ресурсы и объекты. Из преимуществ прямых методов можно выделить оперативность, целенаправленность, обеспечение приоритетов стратегии регионального инвестирования, но в то же время отсутствие гибкости и тенденций к саморегулируемости лишает таких основ конкурентной борьбы, как стимулирование инициативы и стремлений к совершенствованию, что в условиях рыночной экономики приводит к потере конкурентоспособности.

К мерам директивного управленческого воздействия можно отнести:

1) нормативно-правовую базу, регламентирующую и регулирующая инвестиционную деятельность в регионе;

2) управление региональной собственностью, в том числе унитарными предприятиями исключительно благодаря поддержке из бюджета, без применения рыночных механизмов управления;

3) разработку и реализацию региональных программ инвестирования;

4) определение общеобязательных требований достижения директивно установленных параметров хозяйственной деятельности к субъектам инвестиционной системы региона.

Косвенные методы управленческого воздействия являются более гибкими в силу отсутствия обязательно формализованного характера. В условиях рыночной экономики это позволяет более оптимально сбалансировать частные и общественные интересы, за исключением законодательно ограниченных видов экономической деятельности (оборот оружия, наркотических и психотропных веществ), где отсутствие административных мер воздействия может пагубно сказаться на социально-экономическом состоянии региональной экономики, привести к образованию теневого сектора и резкому снижению инвестиционной привлекательности для «чистого» капитала.

Способы поддержки потенциальных инвесторов

Применение только какого-либо одного метода не позволит эффективно использовать ресурсный потенциал региона, что, в свою очередь, способно стать препятствием для формирования высокого уровня инвестиционной привлекательности региона в целом и существенно ослабить реализацию стратегии по привлечению инвестиций в регион. Это связано с ориентацией потенциального инвестора на свободу выбора, подразумеваемого рыночной экономикой, и защиту его интересов со стороны закона, что может быть реализовано лишь путем применения смешанного метода управленческого воздействия (прямого и косвенного воздействия).

С учетом специфики рыночной экономики возникает вопрос о возможности одновременного применения прямого и косвенного методов в рамках реализации экономического подхода развития региона, который, безусловно, будет включать в себя: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные, антимонопольные, внешнеэкономические и прочие методы управления. В целях реализации стратегии привлечения инвестиций в регион необходимо предусмотреть возможность поддержки потенциальных инвесторов:

1) в рамках бюджетного метода управления возможность предоставления субсидий, субвенций, бюджетных гарантий;

2) в рамках налогового – рассмотреть возможность применения налогового кредита в качестве налоговой скидки на привлекаемые инвестиции, а также ослабление налогового бремени посредством специальных режимов для инвесторов;

3) кредитно-денежного – страхование кредитов;

4) антимонопольного – противодействие монополизации рынка путем создания бизнес-инкубаторов, консультационных услуг, способствование развитию конкурентной среды;

5) внешнеэкономического – способствование созданию благоприятного имиджа и инвестиционного климата региона, активное привлечение иностранных инвестиций;

6) прочие – страхование риска, поиск и развитие предпосылок привлечения средств инвесторов именно в данный регион.

Классификация инвесторов

Таким образом, в рамках стратегии привлечения инвестиций в регион можно говорить о повышении уровня инвестиционной привлекательности региона, тем не менее, учитывая разнородность областей интересов потенциальных инвесторов, в целях повышения эффективности привлеченных инвестиционных ресурсов необходимо выявить наиболее перспективные направления инвестирования и их соотношения с интересами потенциальных инвесторов. В этих целях представляется целесообразным сегментирование инвесторов на следующие группы:

1) предприятия, ориентированные на экспортную деятельность;

2) ТНК (транснациональные корпорации);

3) малые и средние предприятия, ориентированные на местный рынок;

4) иностранные инвесторы;

5) физические и юридические лица осуществляющие поддержку развития бизнеса (венчурные фонды, бизнес-ангелы и др.).

Читайте также  Идеи для малого бизнеса проект

Реализация стратегии привлечения инвестиций в регион с учетом вышеизложенного не может быть осуществлена без консолидации таких ресурсов управления как трудовые, финансовые, природные, материально-технические, управленческие и интеллектуальные, что возможно только при условии их организационно-правового обеспечения, развитой методики, опирающейся достоверность и полноту информационного сопровождения.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Стратегия привлечения иностранных инвестиций

Почему важно привлечь иностранные инвестиции?

Сегодня ставки по кредитам из-за финансового кризиса и увеличения ставки рефинансирования выросли настолько, что даже получение кредита нивелирует потенциальную прибыль. Увеличение ставки по кредитам ведет к тому, что компании не могут заложить в сметах нужную рентабельность.

Например, в строительной отрасли во втором квартале 2015 г. наблюдалось ухудшение ситуации с обеспеченностью строительных организаций кредитными и заемными финансовыми средствами (по сравнению с предшествующим кварталом). Баланс оценки изменения показателя снизился на 4 п. п. и составил –11 %.

Недостаточный спрос на продукцию, низкая платежеспособность заказчиков и высокие ставки по кредитам в коммерческих банках не способствовали повышению инвестиционной активности организаций. Среди строительных компаний с различной численностью занятых наиболее активно осуществляли инвестиционную деятельность крупные фирмы (90 %), малых организаций было значительно меньше (61 %).

За рубежом кредиты и займы достаточно дешевые. Правда, получить их в европейских странах сложно, поэтому многие компании обращаются к азиатским инвесторам (Китай, Сингапур).

Для любой компании привлечение иностранных инвестиций можно рассматривать с нескольких позиций:

  • получение статуса международной компании;
  • получение дополнительных средств на развитие;
  • возможность создания холдинговой структуры и расширения географии бизнеса;
  • получение гарантий со стороны иностранных инвесторов в отношении российских кредиторов.

Оценка экономических показателей проекта

В большинстве случаев инвесторам не требуются дорогостоящие отчеты и бизнес-планы компании. Для потенциального инвестора важно понять, какую прибыль он получит, когда вложения окупятся и принесут максимально ощутимый эффект. Прежде всего нужно показать потенциальному инвестору, какие капиталовложения необходимы для реализации того или иного проекта. Обычно достаточно рассчитать планируемые доходы и расходы в пятилетней перспективе. Пример таких вложений в строительной компании представлен в таблице.

Расчет показателей вложений в проект и выручки, тыс. руб.

№ п/п

Показатель

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Инвестиционная деятельность

Прирост собственного капитала

Сальдо инвестиционной деятельности

Операционная деятельность

Выручка от реализации

Фонд оплаты труда со страховыми взносами

Стоимость материальных ресурсов (сырье, материалы, энергия)

Налоги в себестоимости

Проценты по кредитам

Прибыль до налогообложения (п. 2.1 – п. 2.2 – п. 2.3 – п. 2.4 – п. 2.5 – п. 2.6 – п. 2.7)

Налог на прибыль (20 %)

Оценка сильных и слабых сторон проекта

Как показывает практика, очень часто для развития компании важно получить доступ к заемным средствам, иметь достаточный спрос и предложение на товары и услуги. В данном случае нужно представить инвестору SWОТ-анализ, предполагающий оценку различных положительных и отрицательных моментов деятельности.

Рассмотрим пример оценки сильных и слабых сторон строительной компании (рис. 1).

Преимущества компании

Недостатки компании

• опыт работы в строительной отрасли с 1998 г.;

• опыт возведения 12 жилых домов;

• опыт грунтовых работ и проведения работ в тяжелых климатических условиях;

• партнерство с европейскими компаниями (Bauer, SoilMec);

• наличие гарантийных условий после сдачи домов в эксплуатацию в течение двух лет;

• наличие программы социальной ответственности;

• наличие высококвалифицированных рабочих

отсутствие возможности получить банковское финансирование по низким процентам;

непостоянство денежных средств и наличие дебиторской и кредиторской задолженности, нереальной к взысканию;

высокие издержки строительного производства;

слабая маркетинговая политика

Возможности рынка

Угрозы рынка

• необеспеченность потенциальных потребителей дешевым жильем;

• наличие постоянного спроса на жилье;

• приток частного и внешнего (иностранного) капитала в строительную отрасль

угроза нарушения сроков строительства и штрафных санкций;

дефицит специалистов в области строительства;

изменение контроля в области строительства;

угроза поглощения более крупной компанией

Исходя из слабых и сильных сторон, строительная компания может выбрать одно из четырех направлений развития:

1. Стратегия быстрого роста. Пути реализации данной стратегии:

  • внешнее кредитование иностранными инвесторами;
  • продажа части компании или выход на IPO с целью получения новых финансовых возможностей для реализации новых проектов в строительной отрасли.

2. Стратегия укрупнения посредством слияния и поглощения. Подобная стратегия характеризуется слиянием с другими строительными компаниями, продажей части акций иностранному инвестору с целью получения дополнительного финансирования для реализации новых строительных проектов.

3. Стратегия диверсификации предполагает:

  • выпуск на рынок новых продуктов (например, предложение вариантов малоэтажного, дачного строительства);
  • кооперацию с другими отраслями (производство бетона и железобетонных конструкций).

4. Создание холдинга. Для привлечения иностранных инвестиций компания может разработать концепцию создания холдинговой структуры с иностранным участием.

Иностранные инвесторы часто опасаются заключать договоры с российскими компаниями непосредственно в России и предпочитают выбрать иную юрисдикцию, которая позволит максимально обезопасить финансовые вложения. Это может быть как европейская юрисдикция (Великобритания, Германия), так и азиатское направление с использованием в холдинговой структуре Сингапура, Китая.

Оценка юридической стратегии привлечения инвестиций

Необходимо представить инвестору правовые аспекты привлечения инвестиций.

1. Продажа акций компании. При использовании данной стратегии важно понять, какую долю компании-учредители готовы продать для привлечения инвестиций.

Согласно ст. 93 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) переход доли или части доли участника общества в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к другому лицу допускается на основании сделки или в порядке правопреемства либо на ином законном основании. Важно, чтобы все участники общества были готовы на отчуждение доли иностранному инвестору, ведь они пользуются преимущественным правом покупки доли или части доли участника общества.

Порядок осуществления преимущественного права и срок, в течение которого участники общества могут воспользоваться указанным правом, определяются законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества. Уставом общества также может быть предусмотрено преимущественное право покупки обществом доли или части доли участника общества, если другие участники общества не использовали свое преимущественное право покупки доли или части доли в уставном капитале общества.

Публичные и непубличные общества вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и осуществлять свободную продажу акций с учетом требований правовых актов Российской Федерации (Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) «Об акционерных обществах»).

Читайте также  Как получить инвестиции под бизнес

2. Привлечение займов и кредитов. Привлечение займов и кредитов позволяет при сохранении доли владения компанией получить дополнительные инвестиции и открыть новые проекты и направления деятельности. Плюсом такой схемы является возможность сохранения контроля над компанией, минусом — необходимость выплаты процентов.

Предоставляя целевое финансирование, иностранные инвесторы часто прописывают в договоре специальные условия в отношении достижения объемов производства или продаж. В связи с этим необходимо внимательно изучать все пункты договора.

В соответствии со ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

Предметом договора займа может быть иностранная валюта (п. 2 ст. 807 ГК РФ). Займы в иностранной валюте также имеют свои особенности. Поскольку контрагентом организации является нерезидент России, валютные операции, связанные с исполнением договора займа, осуществляются без ограничений (подп. «б» п. 7 ст. 1, ст. 6 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения прибыли пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату признания соответствующего дохода (расхода) (п. 8 ст. 271, п. 10 ст. 272 Налогового кодекса РФ; далее — НК РФ).

В силу положений подп. 7 п. 4 ст. 271, подп. 6 п. 7 ст. 272 НК РФ датой признания доходов и расходов в виде курсовых разниц по имуществу и требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте, является последнее число текущего месяца.

Из приведенных норм можно сделать вывод: пересчет обязательств по займу, выраженных в иностранной валюте, и признание доходов и расходов в виде курсовых разниц следует производить ежемесячно.

3. Создание новой компании. Часто инвесторы предлагают создать совместное предприятие для целей реализации нового инвестиционного проекта. Порядок создания такого предприятия определяется сторонами. Российская компания может внести НИОКР, свой бренд и имущество, иностранный инвестор — денежные средства. Создание такой компании можно показать схематично (рис. 2).

Создание совместного предприятия с участием иностранного капитала позволяет повысить привлекательность компании, расширить географию работы компании.

Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и ГК РФ. Особенность данной схемы: создается новое юридическое лицо, не обремененное рисками предыдущей деятельности учредителей, директоров, принятием неправильных решений. Репутация компании создается заново.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

4. Выход на IPO. Выход на IPO позволяет действительно привлечь в компанию денежные средства. Например, в российской экономике в первой половине 2000-х гг. отсутствовали длинные инвестиционные деньги при хорошем экономическом росте. В эти годы наши компании массово отправились за инвестиционными деньгами на международные рынки капитала. В результате повального выхода российских компаний на IPO сформировался отчетливый тренд по приглашению в состав совета директоров иностранного директора. Это обеспечивало условную уверенность иностранных инвесторов в приемлемом качестве корпоративного управления, а следовательно, более высокую оценку стоимости акций.

Публичным признается обращение ценных бумаг на организованных торгах, а также обращение ценных бумаг путем их предложения неограниченному кругу лиц, включая использование рекламы.

Публичное обращение эмиссионных ценных бумаг возможно только при наличии следующих условий, которые должны быть соблюдены одновременно:

  • регистрация проспекта ценных бумаг, допуск биржевых облигаций или российских депозитарных расписок к организованным торгам с представлением бирже проспекта ценных бумаг либо допуск эмиссионных ценных бумаг к организованным торгам без их включения в котировальные списки;
  • раскрытие эмитентом информации в соответствии с требованиями, установленными в законе, а в случае допуска к организованным торгам эмиссионных ценных бумаг, в отношении которых не осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг, — в соответствии с требованиями организатора торговли.

Сегодня азиатские биржи с удовольствием принимают российские компании для выхода на IPO. Азиатские зарубежные компании готовы инвестировать даже в маленький бизнес. Достаточно получить независимое заключение и разместить биржи с помощью посредников на зарубежных площадках, таких как Сингапур или Китай.

Формирование региональной стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ

ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Институт управления, бизнеса и права

г. Ростов-на-Дону, Россия

Осуществление прямых иностранных инвестиций (ПИИ) является основополагающим моментом стратегии сохранения и поддержания конкурентного преимущества ТНК. Особенности современной сущности капитала ТНК в мировой экономике и его целевого назначения можно объяснить через анализ мотивации и стимулов корпораций к прямому иностранному инвестированию. Большинство из существующих теорий ПИИ возникло на базе трех направлений современной экономической мысли: теории фирмы, теории международной торговли и теории международных финансов.

В настоящем исследовании теории, модели и концепции международного движения капитала сгруппированы по принципу «нацеленности» политики привлечения ПИИ в пять кластеров (таблица 1).

Таблица 1 – Систематизация зарубежных теорий по принципу

«нацеленности» политики привлечения иностранных инвестиций

Название теории (концепции, модели)

I группа: Теории, отражающие взаимосвязь между политикой в сфере иностранных инвестиций и торговой политики

Неоклассическая теория соотношения факторов производства

Таможенные барьеры подталкивают зарубежных поставщиков к организации производства на месте

Модель субституции торговли и инвестиций

Движение капитала направлено на импортозамещение

Модель дополняемости торговли и инвестиций

Свободная международная торговля является мотивом для ПИИ

Влияние иностранных инвестиций и торговли на занятость и уровень зарплаты

ТНК специализируются на производстве дифференцированных товаров в различных странах и экспортируют их в третьи страны

Модель взаимосвязи экспорта и иностранного производства

Производство за границей соседствуют с внутрифирменной торговлей полуфабрикатами

II группа: Теории, отражающие взаимосвязь между политикой в сфере иностранных инвестиций c политикой в области конкуренции

ТНК и несовершенства рынка (монополистическая конкуренция)

Иностранному инвестору нужны монополистические преимущества перед местным конкурентом

Продолжение таблицы 1

Олигополии и прямые иностранные инвестиции

В олигополистических отраслях за лидерами рынка автоматически следуют их домашние конкуренты

III группа: Теории, рассматривающие политику в области иностранных инвестиций в качестве составной части промышленной стратегии

Цикл международного производства товаров

На стадиях зрелости и стандартизации для успешной конкуренции фирма ищет наиболее выгодные места размещения производства

Анализ рассмотренных зарубежных теорий показывает, что потоки ПИИ сосредотачиваются в тех регионах, где сравнительные преимущества выражаются виде разумного экономического управления, надежной законодательной базы и хороших перспектив для поддержания экономического роста и развития. В зарубежных странах правительства рассматривают внутренние и иностранные инвестиции в качестве важного средства, способствующего развитию экономики, традиционно поощряют их на практике и законодательно стимулируют.

Читайте также  Сравнение проектов с разными инвестициями

Политика привлечения зарубежного капитала идет рука об руку с политикой стимулирования экспорта. Торговая либерализация является важной характеристикой благоприятного инвестиционного климата региона и одним из мотивов для ПИИ. Региональная политика привлечения иностранных инвестиций зарубежными странами формируются во взаимосвязи с федеральной политикой в области конкуренции, со стратегией экономического развития региона и промышленной стратегией. Зарубежные страны сопровождают прямые инвестиции в НИОКР налоговыми льготами и действиями, направленными на стимулирование промышленных исследований.

Региональные власти за рубежом изучают и развивают ключевые местные преимущества, чтобы систематически привлекать капитал и ноу-хау, необходимые для улучшения конкурентоспособности промышленности и ситуации с занятостью населения. Решающими факторами выбора территории для размещения международного производства являются разумные расходы на ведение бизнеса, способность органов власти удовлетворять пожелания инвесторов, доступ к инновационным технологиям, наличие квалифицированной рабочей силы, высокоразвитая инфраструктура, существование предпринимательских зон, преобладание на рынке известных фирм, позиционирование региона в мировом экономическом пространстве.

Региональная стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций – это комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, включающих целенаправленное стимулирование привлечения зарубежных инвестиций для обеспечения их наибольшего притока в регион, координацию и контроль за привлечением зарубежного капитала для эффективного распределения инвестиций по отраслям и территориям, а также регулирование деятельности иностранных инвесторов для получения максимума прибыли на единицу вложенного капитала (рисунок 1).

Как правило, ядро региональной стратегии привлечения иностранного капитала составляют стимулирование, координация деятельности и мониторинга последствий принимаемых решений. Регулирующие функции управления привлечением иностранных инвестиций закреплены, главным образом, за федеральным уровнем.

Рисунок 1 — Основные направления региональной стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций

Изучение опыта зарубежных стран в этой области позволят выделить главные принципы построения эффективной региональной стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций:

— принцип «одного окна» — упрощение процедур согласования и получения разрешительной документации при разработке и реализации инвестиционных проектов.

Основываясь на изучении зарубежного опыта, следует отметить, что разработке политики привлечения иностранных инвестиций предшествует анализ влияния внешней среды, определение целей и задач стратегии экономического развития региона (рис. 2).

Органы власти штатов США начинают формирование региональной политики привлечения ПИИ, прежде всего, с анализа экономического развития региона: ресурсной базы, общего состояния производства и возможностей его развития. Параллельно исследуется зарубежная политика привлечения иностранного капитала, законодательство и промоутерские механизмы основных регионов-конкурентов в зарубежных странах и оценивается их экономическая эффективность. Одновременно производится анализ объемов и структуры иностранных инвестиций в данном штате, возможностей финансирования инвестиционных проектов, политики слияний и поглощений, участие на рынке ценных бумаг иностранного капитала.

Привлечение зарубежного капитала осуществляется последовательно, исходя из целей экономического развития штата: определение приоритетной отрасли, выбор страны-инвестора, ориентация на тип необходимых инвестиций, определение предпочтительного объема инвестиций. Для стимулирования иностранных инвестиций штаты создают комплексные программы, охватывающие значительный временной отрезок и направленные на наиболее эффективное развитие территорий, отраслей и предприятий. Содержательную часть этих программ определяют два главных момента: набор конкретных стимулов и стабильная предсказуемость действий властных структур по их корректировке. Структурным наполнением программ являются различные виды стимулов, которые сгруппированы на рисунке 3.

Рисунок 2 — Разработка региональной политики привлечения иностранных инвестиций

Комплексные программы штатов США отличаются гибкостью и мобильностью. Каждая программа создается под конкретно взятый проект, для решения определенной задачи. Реализация на практике любой комплексной программы зависит от постановки работы в соответствующих организационных структурах.

Рисунок 3-Группировка стимулов, предлагаемых иностранным инвесторам правительствами штатов США

Для проведения анализа на конкретном примере, используем Стратегию привлечения инвестиций Ростовской области (далее Стратегия). Данная Стратегия является программным документом Администрации Ростовской области, разработанным совместно с группой консультантов и экспертов Национального агентства прямых инвестиций.

В Стратегии определены цели инвестиционного развития Ростовской области, необходимые объемы инвестиционных ресурсов, выделены преимущества, которые регион может предложить потенциальным инвесторам, и определены позиции Ростовской области по данным факторам среди регионов конкурентов. Проведен анализ текущего положения ключевых отраслей, определены приоритетные сектора и сферы инвестирования, целевые инвесторы и основные направления маркетинговой программы региона.

Кроме того, в Стратегии представлена программа действий по созданию благоприятных условий инвестирования на территории региона и продвижению привлекательного имиджа в России и за рубежом.

Основными целями Стратегии являются:

— реализация поставленной в Послании Президента РФ 2003 года в качестве стратегической цели экономического развития страны задачи удвоения Валового внутреннего продукта к 2010 г. в Ростовской области в период до 2006 года[1];

— вхождение к 2010 году Ростовской области в пятерку регионов – лидеров Российской Федерации по темпам экономического роста и в десятку по темпу роста уровня жизни населения.

Это будет обеспечено за счет повышения экономической эффективности отдельных секторов хозяйства и ведущих предприятий Ростовской области путем привлечения значительных объемов инвестиций для их развития.

Расчеты показали, что для достижения цели в период до 2010 г. в экономику Ростовской области необходимо привлечь около 14,5 млрд. USD инвестиций в основной капитал.

Также Стратегия подразумевает качественное улучшение инвестиционного климата региона:

· в Ростовской области будет сформировано прогрессивное инвестиционное законодательство и благоприятный налоговый режим;

· в российском и международном сообществе Ростовская область будет иметь имидж региона, привлекательного для размещения инвестиций;

· на территории Ростовской области будет функционировать инфраструктура, на высоком профессиональном уровне обеспечивающая потребности потенциальных и существующих инвесторов, бизнеса и власти Ростовской области.

Для понимания преимуществ, которые регион может предложить потенциальным инвесторам, и определения позиций Ростовской области по данным факторам среди регионов конкурентов был проведен анализ сильных и слабых сторон Ростовской области.

В качестве потенциальных конкурентов Ростовской области выделяются регионы со следующими характеристиками:

· регионы, демонстрирующие наибольшие успехи в развитии инвестиционного законодательства (Новгородская область, Ярославская область);

· регионы, которые являются конкурентами области в ключевых отраслях экономики и промышленности (таблица 2)[2].

Набор факторов, влияющих на принятие решения об инвестировании, различается в зависимости от отраслевой принадлежности инвестора, однако, существуют характеристики, служащие индикатором инвестиционной привлекательности региона для всех типов и групп инвесторов.

Выбор конкурентной группы для анализа позиций Ростовской области зависит от специфики соответствующего фактора.[3]

Таблица 2 — Регионы – потенциальные конкуренты Ростовской области по основным

Источники: http://creativeconomy.ru/lib/7709, http://www.cfin.ru/investor/invrel/Strategy_foreign_investments.shtml, http://pandia.ru/text/78/224/71039.php

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос