})
Search
22 октября 2021
  • :
  • :

«Выше всяких оценок»

В возрасте восьмидесяти девяти лет умер Ингмар Бергман — безусловно один из крупнейших кинематографистов всех времен и народов.
Статьи о кино

 
 
 
 
 

В возрасте восьмидесяти девяти лет умер Ингмар Бергман – безусловно один из крупнейших кинематографистов всех времен и народов.

Он родился 14 июля 1918 года в Упсале, в семье католического священника. Еще в детстве помогал местному кинооператору налаживать проекционную аппаратуру, учился на историко-филологическом факультете, ставил студенческие спектакли. В 1942 году стал штатным сценаристом киностудии «Свенскфильминдустри», два года спустя возглавил городской театр в Хельсинборге.

Ингмар Бергман

«Выше всяких оценок»

В 1946 году дебютировал в кинорежиссуре с фильмом «Кризис» /Kris/ (1946). С конца 40-х годов активно снимал фильмы, был художественным руководителем многих театров в разных городах, ставил радиоспектакли. В 1956 году, после того как фильм «Улыбки летней ночи» /Sommarnattens leende/ (1955) получил спецприз Каннского фестиваля, к Бергману приходит международное признание. В последующие годы один за другим вышли наиболее значительные его картины – «Седьмая печать» /Sjunde inseglet, Det/ (1957), «Земляничная поляна» /Smultronstallet/ (1957), «Лицо» /Ansiktet/ (1958), «Девичий источник» /Jungfrukallan/ (1959). В 1963 году была завершена трилогия «Как в зеркале» /Sasom i en spegel/ (1961) – «Причастие» /Nattvardsgasterna/ (1962) – «Молчание» /Tystnaden/ (1963).

Параллельно с развитием кинокарьеры Бергман активно работал на театральных подмостках по всему миру, ставил Ибсена и Островского, Уильямса и Чехова, Олби и Мольера, Шекспира и Стриндберга; огромный успех имели поставленные на сцене Стокгольмской Королевской оперы «Похождения повесы» Игоря Стравинского.

Продолжали выходить и бергмановские фильмы, немедленно становившиеся классикой, – «Персона» /Persona/ (1966), «Час волка» /Vargtimmen/ (1968), «Стыд» /Skammen/ (1968), «Сцены из супружеской жизни» /Scener ur ett aktenskap/ (1973), «Шепоты и крики» /Viskningar och rop/ (1972). В 1976 году в связи с налоговым скандалом Бергман на девять лет уехал из Швеции, чтобы продолжить работу над фильмами и спектаклями в Германии. После возвращения мастера в 1982 году вышел фильм «Фанни и Александр» /Fanny och alexander/ (1982), награжденный четырьмя премиями «Оскар». Он стал последней киноработой Бергмана, который объявил о том, что уходит из кинорежиссуры, продолжая, впрочем, писать сценарии, снимать для телевидения и ставить спектакли, а также активно начал заниматься литературой – написал две книги о своей жизни и принципах творчества, а также несколько романов.

В 2004 году закончились отношения и с театром – Бергман переехал из Стокгольма в уединенный дом в селении Форе на шведском острове Готланд в Балтийском море, где и прожил затворником до самой смерти.

В истории мировой культуры сложно найти равновеликую Бергману фигуру – он был, вероятно, одним из самых значительных уроженцев Швеции, создателем собственного мира (и мифа), в котором даже его вполне легендарная личная жизнь (Бергман был женат пять раз, у него девять детей) становится произведением искусства, причем произведением вполне драматическим.

Он был признан гениальным режиссером еще при жизни, и это признание не ограничивалось фестивальными наградами, хотя и их до того момента, как Бергман перестал участвовать в конкурсах международных фестивалей как режиссер, было предостаточно: картины Бергмана отмечались призами всех основных мировых киносмотров и получили в общей сложности семь «Оскаров», в том числе трижды объявлялись лучшими иноязычными картинами. Признание это вообще выходило за привычные в кинематографе рамки: в 1960 году жюри Каннского фестиваля приняло до сих пор беспрецедентное решение и признало, что представленный в конкурсе фильм «Девичий источник» «в силу своих исключительных художественных достоинств выше всяких фестивальных оценок».




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector