Идей бизнеса в таможенном союзе

О предпринимательской деятельности в режиме Таможенного союза

Вопросы малого и среднего бизнеса обсуждались 20 июля в ходе очередной встречи главы региона К.Е. Кушербаева с представителями бизнес сообщества Мангистау

Одной из тем встречи стал вопрос предпринимательской деятельности в режиме Таможенного союза, по которому с докладом выступил начальник регионального Департамента таможенного контроля Ануар Чужегулов.

Как отметил в своем выступлении начальник ДТК – Сегодня ровно 20 дней как граница Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии переместилась на внешний периметр, таможенные барьеры между странами сняты. В правительстве трех стран называют это самым значимым событием на территории бывшего СССР после его крушения.

На российско-белорусской границе не осталось ни одного таможенного органа. В дальнейшем там вообще не останется никаких признаков государственной границы, поскольку с Беларусью Россия уже прошла длительный этап интеграции в рамках союзного государства. На российско-казахстанской границе ситуация иная. Таможенная и фитосанитарная службы с 1 июля прекратили работу, вводится переходный период, в течение которого остаются погранпункты, на которых будет осуществляться пограничный и миграционный контроль.

В целом уже более года Казахстан живет в условиях Таможенного союза. Напомню, что в ноябре 2009 года было принято решение о создании Таможенного союза (ТС) в составе трех государств — Казахстана, России и Белоруссии. С 1 января 2010 года начал действовать единый таможенный тариф и, работающая на постоянной основе, комиссия ТС, а с 1 июля 2010 года сформирована единая таможенная территория и вступил в действие Таможенный кодекс ТС.

На момент формирования единого таможенного тарифа у трех стран совпадало 40% ставок импортных таможенных пошлин. Соответственно переговоры велись лишь по оставшимся 60%. В результате, среднестатистический уровень импортных пошлин в РК вырос с 6,2% до 10,6%. В основном подорожали промышленные товары – с 4-6% до 8,5%.

Однако, несмотря на возросшие пошлины, стало понятно, что объединение таможенных территорий союзных государств не повлияло отрицательно на их товаропоток, как этого опасались участники ВЭД.

В связи с ростом ввозных импортных пошлин соответственно увеличиваются поступления в бюджет страны, что в свою очередь обеспечивает дополнительное финансирование социальных программ. Несмотря на последствия мирового финансового кризиса, государство последовательно осуществляет принятые на себя социальные обязательства.

В соответствии с выполнением задач обозначенных в Послании Президента, в прошлом году на четверть повысились размеры пенсий. И вот в текущем году, как ранее предполагалось, с 1 июля на 30% увеличилась заработная плата бюджетников.

От действия Таможенного союза главный плюс казахстанский бизнес получил от устранения барьеров во взаимной торговле между тремя странами. С 1 июля 2010 года отменены процедуры таможенного оформления на внутренних границах ТС.

Кроме того, между налоговыми службами трех государств в настоящее время отработан и согласован формат электронного взаимодействия, осуществляется регулярный информационный обмен сведениями из заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов налогоплательщиками.

Участникам внешнеторговых операций предоставлена возможность отсрочки до 50 дней уплаты НДС и акцизов. Также отсутствуют расходы за хранение на складах временного хранения, за услуги таможенных брокеров и у бизнесменов появляется право на реализацию импортируемых товаров сразу после их ввоза. Эти льготы касаются импортеров, а у экспортеров они такие же, за исключением отсрочки по уплате косвенных налогов. Все это, безусловно, является стимулирующим фактором для расширения торгово-экономических связей между нашими странами, что положительно отражается на увеличении взаимного товарооборота между государствами — участниками ТС.

По данным казахстанских финансовых аналитиков, объем торговли Казахстана со странами ТС в 2010 году вырос на 28,1% и составил почти 20% от общего товарооборота республики. Общая сумма поступлений налога на добавленную стоимость (НДС) на импорт из Российской Федерации с 1 июля 2010 года по 31 декабря 2010 года составила 91,2 млрд. тенге, что в 1,2 раза больше по сравнению с соответствующим периодом 2009 года. НДС на импорт из Республики Беларусь за период с 1 июля по 31 декабря 2010 года составил 3,7 млрд. тенге, что в 1,3 раза больше, чем за соответствующий период 2009 года.

Между тем, еще имеются проблемы. В России ставки ввозных таможенных пошлин выше из-за масштаба экономики и того сегмента промышленности, который приходится защищать, регулировать. Конечно, в таких неравнозначных условиях имеются сигналы и признаки, того что определенные участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) пытаются незаконно использовать эти различия. Между экономическими ведомствами России и Казахстана идет активный переговорный процесс.

Казахстанская сторона на последнем заседании комиссия ТС заявила о том, что готова добровольно отказаться от некоторых ставок ввозных таможенных пошлин по тем позициям, которые не являются принципиальными для экономики страны и затраты по администрированию которых будут превышать экономический эффект от них. На сохранении некоторых различий в ставках ввозных таможенных пошлин Казахстан настаивает в силу их важности для экономики.

Читайте также  Планы производства и освоения инвестиций

Несомненно, вступив в Таможенный союз Казахстан получает ряд выгодных позиций. Например, доля Казахстана в таможенных поступлениях от импорта из третьих стран возрастает более чем в два раза — с 3,5 до 7,33 процента. Беспошлинно будет ввозиться технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье и материалы, ввозимые для исключительного использования.

В перспективе при грамотном менеджменте данное условие позволит модернизировать сектора экономики, где у Казахстана есть определенные наработки, а в дальнейшем распространить их на другие сектора.

Предусмотрены также льготы на сырье, которое не производится на территории союза. В частности, на 10 лет Казахстану предоставлены льготы на импорт тростникового сахара-сырца. Имеется льгота на золото, ввозимое Национальным банком.

Что касается конкурентоспособности казахстанских товаров, то низкие налоговые ставки НДС (в Казахстане они составляют 12 процентов), по сравнению с Беларусью (20 процентов) и Россией (18 процентов), дают неплохие шансы в борьбе за рынки сбыта.

Когда же в рамках союза будут унифицированы транспортные тарифы, то экспорт казахских грузов через территорию Беларуси и России существенно сократит расходы на транзитные перевозки. Создание возможности унификации транспортных тарифов — это позитив, который позволит Казахстану заметно сократить расходы на транзитные перевозки своих экспортных грузов через российскую и белорусскую территории на мировые рынки.

Таможенный союз — это плюс для всего казахстанского общества. Однозначно наша экономика выигрывает от создания Таможенного союза. В чем этот выигрыш состоит? С 1 июля 2011 года, т. е. уже три недели нет больше таможенной границы между Казахстаном, Россией и Беларусии. У бизнеса есть возможность, не заполняя никаких таможенных деклараций, перемещать свою продукцию.

В бюджете текущего года заложены средства на ускоренную диверсификацию и повышение конкурентоспособности национальной экономики. Казахстанская экономика относительно небольшая, и для того, чтобы полноценно проводить индустриализацию, и привлечь иностранные инвестиции в несырьевые сектора, нужен большой рынок. В нашем случае в рамках ТС рынок и покупатель из Российской федерации и Беларуси вместе — это и есть тот необходимый сегмент для успеха и прогресса страны.

В настоящее время и в частности в Мангистауской области мы можем наблюдать интерес со стороны иностранных инвесторов, которые приходят и будут создавать предприятия, рабочие места для того, чтобы мы могли двигаться дальше и быть ближе к прогрессу. Я считаю, что это ключевой вопрос и возможность, которая предоставляется Казахстану и казахстанскому бизнесу и в целом для всего казахстанского общества.

Выделенные в уточненном республиканском бюджете на реализацию «Дорожной карты бизнеса – 2020» средства позволят привлечь более 300 млрд. тенге частных инвестиции для развития обрабатывающей промышленности.

Развитие предпринимательства и формирование Таможенного союза – это два неразрывных блока устойчивого развития нашей страны. Программа «Дорожная карта бизнеса-2020» создает все условия для полноценной реализации потенциала ТС. Впервые в ней предусмотрены значительные средства для целевой поддержки экспортеров.

В рамках Таможенного союза осуществление экспорта значительно упростилось, только за счет приграничных с Казахстаном территорий емкость рынка увеличивается более чем в 3 раза по сравнению с внутренним рынком страны. Это вполне конкретные и близкие Казахстану рынки, где отечественный бизнес может занять конкретную нишу.

В дальнейших планах — создание с 1 января 2012 года единого экономического пространства (ЕЭП), предусматривающего свободное перемещение не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы.

Департамент таможенного контроля
по Мангистауской области

Идей бизнеса в таможенном союзе

Благоприятные условия для ведения бизнеса в рамках Таможенного союза никто белорусам дарить не собирается. Чем опасен и полезен для отечественного бизнеса приход конкурентов на внутренний рынок и в чём белорусы проигрывают российским и казахстанским соперникам, выясняют эксперты «Завтра твоей страны».

1. Высокие налоги

Налоговые изъятия в Беларуси составляют 80,4% от прибыли, в то время как в России — 46,5%, в Казахстане — 29,6%. При таких высоких налогах государственным предприятиям и частному бизнесу, представленному в основном малыми и средними предприятиями, будет сложно выдержать конкуренцию с российским бизнесом и тем более — с казахским.

— Белорусские цены на отечественные товары пока несколько ниже, чем российские, но уже ненамного, — отмечает сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. — Их повышение до уровня российских — дело нескольких месяцев. Будут расти цены на энергоносители и сырье — все это отразится на себестоимости товара. При такой высокой налоговой нагрузке многие виды белорусской продукции станут неконкурентоспособными по сравнению с российской. Покупатель будет выбирать то, что дешевле, что ему позволяет купить его зарплата.

2. Высокий уровень протекционизма предприятиям госсектора

«Забота» государства о предприятиях и сдерживание частной инициативы привели к тому, что госпредприятия стали работать неэффективно. По данным Национального статистического комитета, около 11% предприятий Беларуси — убыточны. Сумма чистого убытка в январе-сентябре 2011 года возросла на 47% по сравнению с прошлым годом до Br838,6 миллиарда.

Читайте также  Чему равны инвестиции в запасы

К тому же на протяжении нескольких последних лет предприятия брали кредиты в белорусских рублях и иностранной валюте и бюджетные ссуды, которые в ряде случаев использовались неэффективно. Суммарная задолженность предприятий (кредиторская задолженность плюс задолженность по кредитам и займам) на 1 октября 2011 года составляла Br100,641 триллиона.

Займы, кредиты, а также проценты по кредитам белорусским предприятиям придется отдавать, причем процентная ставка очень высока — от 50%. Из каких средств?

— Переходя на правила игры Таможенного союза, а по сути — на российские правила, мы ломаем старую модель, «обрезаем» господдержку предприятиям, — поясняет Виктор Маргелов. — Еще пару лет назад на итоговых совещаниях руководители предприятий отчитывались, кто сколько госинвестиций «освоил». Извините, но эту государственную «халяву» кто сколько мог — столько и тянул, и неизвестно, куда использовал.

Господдержка обернулась ослаблением отечественных предприятий. На протяжении многих лет сбыт продукции обеспечивался по квотам, дотаций и кредитов давали столько, сколько нужно было.

— Заставить их работать в условиях Таможенного союза и конкурировать с россиянами — это как наркомана послать на Олимпийские игры, — иронизирует Виктор Маргелов.

3. Отсутствие в Беларуси крупного частного бизнеса

Крупный частный бизнес в Беларуси, вроде, и есть. Но качественно иной, чем в России. При этом доля всего частного бизнеса невелика — почти 90% реального сектора контролируется государством.

— Частный бизнес более мобилен, поэтому он быстрее и агрессивнее реагирует на обстановку, — считает Виктор Маргелов. — Отечественный крупный бизнес нерасторопен и прислушивается к тому, какое мнение будет «наверху». Получается, в ущерб интересам предприятий (и, в конечном счете, экономике) крупный по сути государственный бизнес маневрирует между десятками интересов других игроков.

4. Отсутствие финансовых ресурсов

Беларусь — небогатая страна. У наших предприятий, как государственных, так и частных, нет ресурсов не только на продвижение своей продукции, но, как показала заготовительная кампания 2011 года, их недостаточно даже на закупку сырья на внутреннем рынке. В частности, многие предприятия перерабатывающей промышленности не смогли в этом году по приемлемым ценам и в достаточном количестве заготовить овощи, фрукты, ягоды, грибы из-за конкуренции с российскими заготовителями, предлагавшими гораздо более высокие закупочные цены.

Рекламные бюджеты у многих предприятий или отсутствуют, или крайне ограничены. Российский бизнес продвигает свою продукцию, в том числе на белорусском рынке, умело и агрессивно.

На что могут позариться в Беларуси россияне

Сам по себе приход в Беларусь российского бизнеса, как и любого иностранного, может даже поспособствовать развитию экономики страны, отмечают эксперты.

— Будет очень хорошо, если здесь появится и будет развиваться иностранный бизнес с новыми рабочими местами, налогами и инвестициями, — говорит Роман Костицын.

Угрозу, по его мнению, несут отдельные представители отдельных компаний, которые считают, что им по определению должны подарить этот рынок — без конкуренции, без соблюдения правил рыночной экономики, антимонопольного законодательства.

— В процессе создания нормативной базы Таможенного союза мы еще не раз столкнемся с такими представителями, — прогнозирует Костицын.

При этом эксперты «Завтра твоей страны» отмечают, что угроза белорусскому рынку присутствует как в условиях Таможенного союза, так и без него.

— Поглощение белорусского бизнеса российским вполне возможно, потому что белорусский бизнес слаб, а в мире всегда слабого поглощает более сильный, — считает председатель правления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора Кунявского Георгий Бадей. — Другое дело, что поглощают для того, чтобы получить прибыль, завоевать рынки. А если наш бизнес не способен приносить дивиденды, то зачем он нужен тому же российскому?

В то же время предприятия малого бизнеса в условиях Таможенного союза, напротив, могут стать сильнее на рынке, считает генеральный диpектop бизнеc-инкубатopа ЗАO «МАПЗАО» Минcкoй oблаcти Сергей Найдович.

— Конечно, придется перестраиваться, — говорит директор бизнес-инкубатора. — Национальное законодательство всегда более узкое, чем союзное. По крайней мере, если наш малый бизнес соединится в своих намерениях с российским и казахским, нам проще будет отстаивать свои интересы.

Впрочем, благоприятные условия для ведения бизнеса никто белорусам дарить не собирается, уверены эксперты.

— Почему-то российские производители лоббируют свои интересы и продвигают свои инициативы, а мы «сидим дома» и ждем, что кто-то за нас что-то сделает. Такого не бывает, — подчеркивает Георгий Бадей.

Идей бизнеса в таможенном союзе

В четверг, 13 июля, на заседании Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) будет обсуждаться вопрос о частичном разрешении так называемого параллельного импорта, рассказал РБК источник, близкий к комиссии. Российская сторона поддерживает его ввод, следует из протокола межведомственного совещания российских госструктур от 5 июля (есть в распоряжении РБК).

Представитель Минэкономразвития Елена Лашкина подтвердила РБК информацию о предстоящем заседании ЕЭК.

Что такое параллельный импорт

Читайте также  Факторы влияния на динамику инвестиций

Сейчас в России и Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС, входят Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Армения) действует региональный принцип исчерпания прав на товарный знак, то есть вводить тот или иной товар в оборот может только его правообладатель. Международный принцип исчерпания прав (или параллельный импорт) заключается в том, что ввоз товара под зарегистрированной товарной маркой возможен в страну любыми участниками рынка, а не только теми, кто получил разрешение правообладателя.

Согласно протоколу заседания коллегии ЕЭК, которое прошло в конце апреля (есть у РБК), предлагается предусмотреть возможность временно изменять в ЕАЭС принцип исчерпания​ прав на товарные знаки с регионального на международный. Это может распространяться как на отдельные виды товаров, которые не доступны на рынке союза, доступны в недостаточном количестве или по завышенным ценам, так и «в иных случаях исходя​ из социально-экономических интересов государств-членов». Принципиальное решение о такой возможности было принято на уровне Евразийского межправительственного совета (входят главы правительств стран — членов союза) в 2016 году, напоминает Лашкина.

Принимать решение о таком изменении будет Евразийский межправительственный совет, предлагается в проекте решения ЕЭК, подготовленном российской стороной (есть в распоряжении РБК​). При этом, согласно документу, правообладатель сможет инициировать процедуру отмены применения международного принципа исчерпания прав.

Бизнес не поддержал

В межведомственном совещании 5 июля принимали участие представители Минэкономразвития, Минпромторга, Федеральной антимонопольной службы (ФАС), Роспатента, Минюста, Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) и Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК). Роспатент концептуально поддерживает подготовленный проект протокола, передал РБК через представителя начальник управления организации предоставления государственных услуг Роспатента Дмитрий Травников.

Позиция Минпромторга еще не сформирована, заявил РБК представитель министерства.

Против возможности параллельного импорта выступают представители бизнеса. АЕБ вчера, 11 июля, сообщила, что «обеспокоена последними инициативами, направленными на легализацию параллельного импорта». «Пострадают все — инвесторы, потребители и государство», — предупреждает ассоциация. Принятие параллельного импорта может снизить инвестиционную привлекательность России и привести к росту контрафактной продукции, уверены в организации. С позицией ассоциации согласен исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев. По его словам, международный принцип исчерпания прав чаще выбирают страны, где не делают ставку на развитие местного и локализацию иностранного производства. Параллельный импорт нивелирует усилия бизнеса и государства по импортозамещению, считает Поповичев.

Если разрешить параллельный импорт, изменятся правила ввоза брендированных товаров, объясняет представитель РАТЭК Антон Гуськов. Например, телевизор могут ввозить не уполномоченные правообладателем импортеры, а любые компании из любых стран без согласования с вендором. «Производитель не сможет контролировать импорт, а значит и предоставлять сервисное обслуживание покупателям. Однако больше всего это бьет по локальному производству, — говорит Гуськов. — Товар, произведенный в России, будет конкурировать с аналогичным из другой страны, но не приспособленным для российского рынка». При этом, он напоминает, что легализация параллельного импорта никак не повлияет на импорт запрещенных к ввозу товаров, в том числе и санкционных. Запрещенные к ввозу товары на определенные территории отслеживаются таможенными службами этих стран.

Кроме того, по словам собеседника РБК, «недоступность» целых категорий товаров на рынке ЕАЭС или «завышенные цены» и тем более «социально-экономические интересы государств-членов», которые фигурируют в протоколе ЕЭК как причины разрешения параллельного импорта, — это оценочные понятия. И это создает риск произвольного применения таких критериев, поясняет он. Недостаточный оборот товара на рынке может быть связан с общеэкономической ситуацией и в самом союзе, и в стране-экспортере. «Невозможно выработать четкие и объективные критерии того, какие товары должны попасть в исключения и кто будет эти исключения определять», — утверждают в АЕБ.

Согласно прогнозам, приведенным в исследовании GfK в 2013 году, разрешение параллельного импорта в России может привести к снижению инвестиций в экономику на 30–50% в зависимости от отрасли, а сокращение локализованного производства в первый год составит около 20%. Сократятся таможенные и налоговые поступления примерно на 5–10%, говорится в исследовании. При этом цены снизятся только на 5–10% в оптовом звене, но это, скорее всего, не отразится на розничных ценах, полагают аналитики GfK.

Перспектива для старой идеи

В России национальный принцип правообладания ​действует с 2002 года. Но идея легализации параллельного импорта обсуждается давно. За изменения принципа исчерпания прав с 2012 года выступает ФАС. «Либерализация параллельного импорта будет способствовать развитию конкуренции и создаст предпосылки для снижения цен на импортные товары», — заявлял глава ФАС Игорь Артемьев.

В 2013 году первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что параллельный импорт могут ввести в 2018–2020 годах: это «разумный срок, в течение которого инвестиции могут вернуться». Однако уже в 2015 году глава правительства России Дмитрий Медведев одобрил параллельный импорт нескольких категорий товаров в качестве эксперимента. Речь шла о запчастях для автомобилей, лекарствах, медицинских изделиях, косметике, детских товарах. Окончательный список сформирован не был, реализацию идеи отложили.

Источники: http://www.customsunion.ru/info/4192.html, http://news.tut.by/economics/261032.html, http://www.rbc.ru/business/12/07/2017/5964c3ea9a7947f58ddf3a8d

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос