Иностранные инвестиции в кыргызскую экономику

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в Кыргызской Республике

В современных условиях глобализации повышается актуальность изучения влияния иностранного сектора на важнейшие макроэкономические показатели и разработку методических подходов к оценке вклада зарубежных капиталовложений в экономическое развитие и усиление конкурентных позиций страны на мировых рынках. Также возрастает потребность в обосновании эффективной государственной инвестиционной политики, которая позволит увеличить отдачу иностранных инвестиций, выражаемую, прежде всего, в темпах прироста ВВП, улучшить качество управления инвестиционными процессами, создать дополнительные экономические стимулы для развития предпринимательства.

Приток зарубежных капиталовложений жизненно важен для достижения таких среднесрочных целей, как выход из современного кризисного состояния и подъем экономики. При этом общественные интересы не совпадают с интересами иностранных инвесторов, следовательно, важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных мотиваций, одновременно направляя действия последних на благо общественных целей. Хазанович Э.С. Иностранные инвестиции.- М.: КноРус, 2011.

В настоящее время страх перед высоким риском капиталовложений в Кыргызскую Республику сдерживает значительную часть потенциальных инвесторов, хотя расширяется и сфера приложения иностранного капитала. Ранее иностранных инвесторов интересовали только сырьевые отрасли с высоким экспортным потенциалом, инвестиции в которые могут быть застрахованы правительственными гарантиями. Сейчас реальный интерес для инвесторов представляют и «рядовые кыргызские предприятия»: средние и мелкие, выпускающие самый широкий круг товаров для кыргызского рынка или имеющие хорошие перспективы освоения этого рынка в ближайшем будущем.

Потребность в привлечении иностранного капитала является общей чертой экономических программ. Кыргызская Республика — одна из таких стран. В связи с существенным дефицитом инвестиционных ресурсов Кыргызстана из внутренних источников, внешнему финансированию — иностранным инвестициям и кредитам отводится значительное место в подъеме национальной экономики.

Существующий в Кыргызстане национальный режим хозяйственной деятельности крайне непривлекателен для иностранных компаний. Кыргызстан изолируется от мировых финансовых потоков. Для обеспечения экономического роста (хотя бы на уровне самопроизводства) ежегодный объем иностранных инвестиций должен быть на уровне 25-30% от объема ВВП. Этого достичь нам пока не удавалось.

Проблемы, мешающие росту инвестиционной активности, лежат в различных сферах и рассматриваются в государственном масштабе. На пути от идеи до конечного продукта нет действительной взаимовыгодной связи разработчиков с предпринимателями и инвесторами.

Привлечение иностранного капитала — дело непростое даже для предприятий, действующих в странах с более благоприятным инвестиционным климатом и с меньшими рисками. Основными препятствиями для притока иностранного капитала в Кыргызскую Республику являются: неотработанность законодательства, чрезмерные налоги, отсутствие механизма защиты иностранных инвестиций, криминогенность обстановки, распространение коррупции. Многие иностранные предприниматели называют последние причины в качестве основных, а также подчёркивают нестабильность.

Необходимым условием для привлечения иностранных капиталов является борьба с криминальными элементами. В международной экономике всё больше возрастает роль мелких и средних инвесторов, а они и являются основными объектами криминальных структур. Важнейшей причиной недостатка капиталовложений является именно криминальность нашего общества.

Стабильность, в том числе политическая, правовая, экономическая и социальная, является фундаментальным фактором для привлечения инвестиций.

К сожалению, на сегодня Кыргызская Республика имеет репутацию политически и социально нестабильного государства, где часто происходит смена власти, государственной политики, законов, отсутствует преемственность и последовательность в принимаемых государственных решениях.

Усиление защиты права собственности — является одним из наиболее важных факторов для инвесторов при принятии решения об инвестировании в предпринимательскую деятельность. Ряд законов Кыргызской Республики содержит положения о защите права собственности. Однако, на практике данные положения не всегда соблюдаются, а осуществление права на защиту собственности сложно реализуемы. Такая нестабильность, безусловно, препятствует привлечению иностранных инвестиций. Любой иностранный инвестор, прежде чем прийти на рынок какой-нибудь страны, в первую очередь изучает её законодательство, в котором должны быть чётко и ясно изложены его права и обязанности, гарантии и способы защиты его интересов.

Нестабильность законодательства проявляется либо в неоправданно частой смене законов, их дополнении и изменении, что приводит к значительному увеличению рисков инвестиционных проектов, либо во внутренних противоречиях законодательства, что усложняет применение законов как предприятиями, так и государственными чиновниками в процессе заключения инвестиционных сделок.

Большинство предприятий в аграрном секторе имеет неустойчивое финансовое положение. Иностранные инвесторы не привыкли работать с такими предприятиями. Например, неустойчивость финансового положения не позволяет применять многие финансовые инструменты, с которыми работают иностранные фирмы. В свою очередь, предприятиям часто невыгодно иметь имидж финансово-состоятельных, так как это позволяет не платить в бюджет и получать государственную поддержку. И, как мы знаем, в Кыргызской Республике аграрный сектор не имеет большого развития и контролирование со стороны инвесторов не приветствует. Инвестирование в предприятие предполагает установление, в той или иной степени, контроля над ним, так как в противном случае велик риск невозврата средств. Однако это может быть неприемлемо для руководства предприятия и часто приводит к конфликтам. Кроме того, владение акциями предприятия, даже контрольным пакетом, в наших условиях далеко не всегда означает возможность контроля над действиями его руководства. Этих проблем можно избежать, создав совместное предприятие.

Многочисленные «эксперты» высказывают много советов по привлечению и использованию иностранных инвестиций. Соглашаясь с ними, государственные чиновники заявляют о том, что «нам надо привлекать иностранные и внутренние инвестиции», «у нас будет очередная реформа», «мы сделаем так» и «у нас будет быстрый старт». К сожалению, как показывает время, у нас, почему то, ничего не получается. Да, именно у нас, а не у них, которые по своей должности являются ответственными людьми за развитие нашей экономики. От них уже и не приходится ждать чего-либо результативного, а вот ожидать можно все.

Привлеченные инвестиции могут быть иностранными, когда в нашу экономику вкладывают свои деньги представители иностранных государств и внутренними, когда инвестируют свои сбережения граждане нашей страны.

Суть инвестиций — это получение прибыли от вложенного капитала. Понимая это рассмотрим, в какой области инвестор может получить прибыль. Прибыль можно получить путем инвестиции своих денег в производство товаров и услуг. Можно вести финансовую инвестиционную деятельность, предоставив свои деньги в кредит, вложив в ценные бумаги или другие финансовые инструменты. Есть способ зарабатывать на спекулятивных инвестициях исключительно ради изменения цены в будущем, покупая валюту и драгоценные металлы.

Читайте также  Банковское дело и финансовые инвестиции

Прибыль в свою очередь является результатом полученной разницы между доходами и расходами. Следовательно, необходимо проанализировать эти два основных фактора для получения прибыли в реальном секторе экономики в условиях современного Кыргызстана.

Рассмотрим условия и возможности, которые сможет предоставить Кыргызстан для инвесторов в области получения дохода.

Чтобы получить доход, необходимо реализовать произведенную продукцию или услуги, т.е. они должны быть потреблены населением. В нашей стране значительная доля населения — это люди с невысоким уровнем заработной платы (около 9 000 сомов). Объемы потребления в Кыргызстане не дают возможность иностранному инвестору надеяться на большие объемы сбыта внутри страны, чтобы в относительно короткие сроки окупить свои инвестиции и получить прибыль.

Соответственно, можно сделать вывод, что мелкие инвестиционные проекты в Кыргызстане еще можно окупить и получить прибыль. Для крупного инвестора единственный путь — это экспорт произведенной продукции. Примером этого может служить деятельность иностранных инвесторов, которые вложили капитал в «Кумтор Оперейтинг Компани», «Реемстма», «Вимм-Биль-Дан» и др.

К сожалению, у нас было множество примеров, когда по разным причинам создавались «трудности» с реализацией продукции крупных компаний. Обоснованность этих «трудностей» — это отдельная тема. Но хотелось бы, чтобы Государство понимало, что инвесторы, особенно иностранные, придают важное значение предыдущему опыту и существующим условиям в области экспорта для принятия решения об инвестициях. К сожалению успешных примеров, в этой области, если скажу нет, будет правильней.

Для производства товара помимо первоначальных вложений в оборудование, необходимо понести расходы на сырье, труд, коммерческие расходы и налоги.

Рассмотрим преимущества и недостатки, которые сложились в Кыргызстане для каждого из видов расходов.

Расходы на труд в Кыргызстане исходя из соотношения «квалификация/заработная плата» относительно низкие, по сравнению со странами СНГ. Учитывая темпы роста средних заработных плат, которые позволяют покрывать инфляцию и дает возможность на незначительное увеличение реального дохода сотрудника, отсюда можно сделать вывод, что расходы на труд для инвесторов будут предсказуемы и максимально эффективными.

Что касается налоговой системы, то в этом направлении у нас выгодные условия в виде невысоких ставок налогов и их относительно малое количество. Но при этом существуют проблемы с механизмами сбора налогов, отчетностями и взаимодействием с налоговыми органами. К сожалению, не ведутся работы по упрощению процедур исполнения налоговых обязательств. Налоговая система стала очевидным тормозом экономического развития страны, хотя ставки налогов на прибыль, подоходный и НДС в Кыргызской Республике были существенно снижены. Существенную нагрузку создают НДС, акцизные налоги, налог с продаж. Система страховых взносов в Социальный Фонд остается непрозрачной и обременительной. Неравномерное распределение налоговой нагрузки между отраслями экономики, между добросовестными и недобросовестными налогоплательщиками, неэффективная система налогового администрирования, отсутствие налоговых стимулов для инвестиций, невозможность реальной оценки налоговой базы и ряд других причин не стимулируют инвестиции и не создают условий для легализации «теневой экономики». Данный фактор может быть и не значителен для инвестора, но стремление и желание работать прозрачно и открыто должно доставлять удовольствие и сопровождаться удобствами в деятельности инвестора.

В нашей стране зачастую сырье является главным привлекательным фактором для иностранных инвесторов. Кыргызстан богат различными видами сырьевых баз в различных направлениях, этот привлекательный фактор усиливает низкие цены на них. В этой отрасли у нас две основные проблемы, которые мы своими силами не решим. Первая — отсутствие новых технологий для переработки запасов сырья. Вторая-отсутствие понимания того, как содержать и развивать сырьевую базу. Эти две проблемы, которые не можем решить мы, могут стать для иностранного инвестора конкурентным преимуществом, а также решением социальных проблем местного населения.

Таким образом, в Кыргызстане расходная часть в деятельности инвестора является выгодным преимуществом относительно других стран СНГ и Запада. Получить выгоду от этих преимуществ можно в случаях допущения, что у нас существует политическая стабильность и низкий уровень коррупции. Хочется, чтобы эти допущения стали реальностью.

Единственное условие, которое у нас есть и пока остается привлекательным для инвесторов — это наша сырьевая база, но при этом нет налаженной технологической инфраструктуры. Для создания остальных условии нам необходимы определенные вложения средства, политическая воля и целенаправленный план действий в этих направлениях. Все это называется инвестиционным климатом. Пока климатические условия у нас не ясные.

Мировая практика показывает, что основным фактором экономического прорыва являются современные технологии в виде высоко технологических оборудований и инноваций. В Кыргызстане есть единичные примеры привлечения современных технологий в отдельную отрасль, но эти примеры не могут дать мультипликативного эффекта на другие отрасли экономики. Необходимо привлекать современные технологии во все стратегические отрасли, в особенности в те отрасли, где высока рентабельность.

Что мы можем предложить, помимо создания благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвестиций?

Сегодня международное производство не ограничивается обязательными прямыми инвестициями, когда инвестор арендует землю, завозит технологию, строит завод и начинает выпускать продукцию. Особую популярность приобретает производство, не связанное с прямым участием в капитале, когда инвестор использует услугу подрядного производства и аутсорсинга. По сути это выпуск продукции на заказ.

Рассмотрев возможности, созданные для инвесторов в Кыргызстане в области получения доходов и расходов производства, считаю наиболее актуальным и выгодным вести работу на самом высоком государственном уровне для создания всех необходимых условии для привлечения инвестиций, не связанных с прямым участием в капитале. Потенциал данного вида производства значительный, что показывает его воздействия на развитие экономики.

По статистике швейная отрасль занимает передовое место в производстве, не связанном с прямым участием в капитале, которая дает 40-45% добавленной стоимости и уровень занятости 6-6,5% в развивающихся странах. Именно такой способ производства обеспечивает значительную долю ВВП, успешный пример — экономика Китая.

Данный механизм производства у нас практикуется в швейной отрасли силами местных заказчиков стихийно и не структурно. Несмотря на это, именно швейную отрасль уже успели назвать «локомотивом» нашей экономики.

Вместо создания условий для прихода инвестиций, государство сегодня «впустую» тратит деньги, кредитуя почти натуральное сельское хозяйство с плохой инфраструктурой. В эту отрасль нужны современные технологии, за 200 или 300 тысяч сомов такие технологии не закупишь. Какой будет эффект от этого, очень скоро покажет статистика.

Читайте также  Квартира как инвестиции в будущее

Данная практика правительства четко показывает взаимосвязь между внутренними и внешними инвестициями. Пока мы не наладим внутренние инвестиции, когда получим возможность своими силами обновлять технологическую составляющего нашего производства, наплыв иностранных инвесторов будет маловероятен.

Большинство стран активно содействуют привлечению инвестиций и стимулируют привлечение инвестиций путем предоставления преференций. В Кыргызской Республике отсутствуют политика и программы по привлечению и стимулированию инвестиций, не предпринимаются меры по формированию положительного образа страны, не оказывается помощь инвесторам в нахождении информации для инвестирования, отсутствует орган, который мог бы стать связующим звеном между инвестором и государством. По мнению экспертной группы, учитывая объективные факторы, препятствующие привлечению инвестиций (малый размер рынка, отсутствие энергетических ресурсов, отсутствие выхода к морю и т.п.), Кыргызской Республике необходимо использовать систему фискальных преференций, стимулирующих рост инвестиций и способствующих созданию конкурентоспособной экономики, и создание квази-государственной организации, уполномоченной осуществлять политику и программы по привлечению инвестиций. Отсутствие государственных программ по стимулированию инвестиций ведет к низкой степени привлекательности Кыргызской Республики как в региональном масштабе, так и в мире.

Инвестиции

Оперативная информация

Динамические таблицы

Методология

Публикации

Методология
и классификаторы

Проекты и исследования

Борьба с коррупцией

Полезные ссылки

Национальный Статистический Комитет Кыргызской Республики

© Все права защищены, 2015

При использовании статистических данных в средствах массовой информации и научных трудах, распространении в информационных сетях, на бумажных, магнитных и иных носителях пользователи обязаны ссылаться на их источник (ст. 17 Закона о Государственной статистике)

720033, Кыргызская Республика, г.Бишкек, ул.Фрунзе, 374

+996 (312) 62 60 84
Факс: +996 (312) 66 01 38

+996 (312) 66 41 65

+996 (312) 32 47 03

+996 (312) 32 46 35
Email: nsc_mail@stat.kg

+996 (312) 62 56 62; +996 (312) 62 55 59; +996 (312) 62 57 47

+996 (312) 62 56 62; +996 (312) 62 55 59; +996 (312) 62 57 47

Иностранные инвестиции в кыргызскую экономику

Сапарбек ШЕРАЛИЕВ
Гулжан ОРУЗБАЕВА

Сапарбек Шералиев, заместитель председателя Государственного комитета Кыргызской Республики по иностранным инвестициям и экономическому развитию.

Гулжан Орузбаева, начальник Управления прямых инвестиций Государственного комитета Кыргызской Республики по иностранным инвестициям и экономическому развитию.

Сегодня ни правительство, ни внутренние инвесторы не в силах обеспечить необходимый объем инвестиций в экономику республики. К тому же политика опоры только на внутренние инвестиции, как показывает опыт развития большинства стран мира, характеризуется длительным периодом первоначального накопления.

Одним из источников внутренних инвестиций в Кыргызстане является предпринимательство. Но структура бизнеса, адекватная рыночной экономике, еще не сложилась. Его крупный сектор только зарождается, а малый и средний находятся в стадии становления. И ему еще не по силам крупномасштабные инвестиции в развитие и модернизацию производства. Для успешного решения этих задач внутренние ресурсы необходимо сочетать с иностранными капиталовложениями.

Потребность в прямых иностранных инвестициях также возрастает в связи с тем, что большинство предприятий в долгах; растет просроченная задолженность, уменьшается государственное инвестирование промышленности, стареют основные фонды. Промышленность нуждается в новой технике и прогрессивных технологиях. Большинство предприятий стоят перед проблемой закрытия и организации на их месте новых, действительно современных производств. Таким образом, импорт международного капитала в Кыргызстан на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных и скорейших путей оживления кыргызской экономики.

Прямые иностранные инвестиции способствуют появлению новых высокотехнологических производств, модернизации основных фондов, созданию дополнительных рабочих мест, активному использованию потенциала квалифицированных кадров, внедрению передовых достижений в области менеджмента, маркетинга и ноу-хау, насыщению внутреннего рынка высококачественными товарами, повышению экспорта продукции. Такие инвестиции, по сравнению с иностранными кредитами, не увеличивают задолженность страны и тем самым уменьшают отток валюты за рубеж, не обременяют республиканский бюджет и, в конечном счете, позволяют направить значительные финансовые ресурсы в ключевые отрасли экономики.

Все это возможно при благоприятном инвестиционном климате. В послании президента республики “Социальному развитию народа Кыргызстана — прочный экономический фундамент” от 30 сентября 1998 года поставлена задача добиться уровня роста прямых иностранных инвестиций до 15% ВВП ежегодно.

Растущая конкуренция в привлечении прямых иностранных инвестиций, безусловно, будет способствовать экономическому развитию и стимулировать реформы, направленные на улучшение инвестиционного климата и привлечение крупных иностранных капиталовложений. Наличие стратегически важных ресурсов, высокий уровень образования населения, дешевизна высококвалифицированной рабочей силы, сравнительная развитость инфраструктуры и социальной сферы, близость к Евроазиатскому рынку, несомненно, дает преимущества большинству стран с переходной экономикой в привлечении прямых иностранных инвестиций. Однако опыт показал, что этих факторов недостаточно: необходимы всеобъемлющие структурные реформы и активная государственная поддержка.

С 1995 по 1998 годы в Кыргызстан в виде прямых иностранных инвестиций привлечено 438,5 млн. долларов США 1 .

За 9 месяцев 1999 года таких инвестиций привлечено на сумму 68,3 млн. долларов США, в том числе: в промышленность — 15,2 млн., в строительство — 13,9 млн., в торговлю и общественное питание — 19,2 млн., в информационно-вычислительное обслуживание — 11,9 млн., в сельское хозяйство — 0,6 млн. долларов США, в транспорт — 0,1 млн. долларов США, в связь — 0,1 млн. И в другие отрасли — 7,3 млн. долларов США. Следует отметить, что темпы роста объема прямых иностранных инвестиций за 9 месяцев 1999 года, по сравнению с аналогичным периодом 1998 года, составил 108%.

Прямые иностранные инвестиции по регионам распределились следующим образом: Джалал-Абадская область — 7,3 млн. долларов США (10,8% от общего объема), Иссык-Кульская область — 0,7 млн. (0,9% ), Нарынская область — 0,5 млн. (0,8%), Ошская область — 19,4 млн.(28,5%), Чуйская область — 2,8 млн. (4,0%), Бишкек — 37,6 млн. долларов США (55,0% от общего объема прямых иностранных инвестиций).

Из дальнего зарубежья привлечено 64,3 млн., а из ближнего зарубежья — 4,0 млн. долларов США. Наиболее крупные прямые инвесторы по странам: Великобритания (28,3 млн. долларов США), США (18,4 млн.), Турция (9,7 млн.), Италия (2,2 млн.) Россия (1,3 млн.), Канада (1,0 млн.), Германии (0,7 млн. долларов США).

Тенденция сокращения объемов прямых иностранных инвестиций в 1999 году характерна не только для Кыргызстана, но и других стран СНГ. В частности, глобальный финансовый кризис привел к сокращению объемов прямых иностранных инвестиций в Россию на 64,5% — с 6,2 млрд. долларов США в 1997 году до 2,2 млрд. долларов США в 1998 году (данные Конференции ООН по торговле и развитию). По объему прямых иностранных инвестиций на душу населения в 1998 году в регионе лидировали Казахстан (75,5 долларов США) и Кыргызстан (29,5 долларов США). Даже в Китае, куда было привлечено 7% мирового объема прямых иностранных инвестиций в 1998 году, на душу населения приходилось всего 37 долларов США.

Читайте также  Бизнес план и бизнес идея понятия

Прямые иностранные инвестиции на душу населения (долларов США) в 1998 г.

Источник: Процесс перехода и экономические показатели стран СНГ.— ЕБРР, ноябрь 1999.

Доклад о мировых инвестициях, ООН, 1999.

В 1998 году в Кыргызстане отношение объема прямых иностранных инвестиций к валовому внутреннему продукту составило 8,3%.

Источник: Процесс перехода и экономические показатели стран СНГ.— ЕБРР, ноябрь 1999.

Доклад о мировых инвестициях,ООН,1999.

Из этой таблицы видно, что за последние годы Кыргызстан достиг определенных результатов в привлечении прямых иностранных инвестиций.

В республике зарегистрировано 4 185 предприятий с иностранными капиталовложениями. Из них реально действуют 2 649 (63,3%). В 1999 году на этих предприятиях работало около 27 000 человек, а среднемесячная заработная плата превышала среднереспубликанскую в 4,6 раза.

За 9 месяцев 1999 года эти предприятия выпустили промышленную продукцию на 6 679,1 млн. сомов (31,0% от общего объема по республике), их экспорт составил 50,7 млн. долларов (16,4% от общего объема), импортировано товаров и услуг на 142,9 млн. долларов (38,4% от общего объема импорта республики).

Наиболее крупными предприятиями с иностранными инвестициями являются “Кумтор Оперейтинг Компани”, “Кока-Кола Бишкек Боттлерс”, “Реемтсма-Кыргызстан”, “Кыргыз Петролеум Компани”, “Пласкап-Бишкек”, “Бета Кыргызстан Интернэшнл”, Корпорация КАМКО, “Центрально-Азиатская Группа”, “Хайатт Редженси Бишкек”.

Ухудшившиеся в конце 1998 года и начале 1999 года основные макроэкономические показатели, в частности, низкие темпы роста ВВП, высокая инфляция, дефицит платежного баланса, девальвация национальной валюты, введение соседними республиками (Казахстан и Узбекистан) ограничений в торговле с Кыргызстаном, кризис ряда считавшихся устойчивыми коммерческих банков, финансовая нестабильность в регионе — все это, безусловно, сказалось на инвестиционной привлекательности республики.

Однако успешные рыночные преобразования в республике повлияли на улучшение макроэкономических показателей развития экономики и инвестиционного потенциала в долгосрочном плане. В результате внедрения рыночных механизмов и целенаправленной деятельности правительства значительно изменились природа и структура секторов и отраслей промышленности.

Увеличилась доля частного сектора в производстве ВВП. Эти процессы тесно связаны с проведением приватизации, либерализации и стабилизации экономики, успехами “земельной реформы”, реструктуризацией банковской системы и развитием рынка капиталов, совершенствованием и упрощением законодательной основы деятельности юридических лиц.

По инициативе правительства внесены дополнения в закон “О лицензировании”, проведена инвентаризация существующих нормативно-правовых актов, что позволило ограничить административное вмешательство в хозяйственно-экономическую деятельность предприятий. Правительство приняло ряд постановлений по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса. В частности, отменены разрешения на право торговли, которые прежде выдавали местные государственные администрации. Утверждена Программа передачи субъектам малого и среднего предпринимательства простаивающих и неиспользуемых площадей, помещений, оборудования и других основных фондов, а также невостребованного в процессе банкротства имущества. Упрощен режим въезда, выезда и пребывания инвесторов. Внесены изменения в реестр государственных бесплатных и платных услуг, оказываемых органами исполнительной власти, предусматривающие расширение спектра бесплатных услуг населению. Например, государственная регистрация и перерегистрация юридических лиц, а также учетная регистрация филиалов и представительств, выдача сведений из Государственного реестра юридических лиц осуществляется бесплатно.

При Государственном комитете по иностранным инвестициям и экономическому развитию создан Консультативный совет по инвестиционной политике. В работе этого совета принимают участие иностранные инвесторы и представители международных финансовых организаций. На его заседания периодически приглашают представителей заинтересованных министерств и ведомств. С помощью совета разработаны изменения и дополнения в Налоговый кодекс, предложены меры, ограничивающие административное вмешательство в инвестиционную деятельность. Кроме того, созданы структурные подразделения, которые занимаются информационным обеспечением инвесторов, ведут активный диалог и ежедневную работу с потенциальными деловыми партнерами.

В Интернете создан web-сайт Комитета по иностранным инвестициям и экономическому развитию (www.kyrgyzinvest.org). Данный сайт — самый обширный и систематизированный источник информации о Кыргызстане в электронном формате на английском и русском языках. В сайте содержатся сведения о республике, данные об экономических реформах, макроэкономических показателях, инвестиционных проектах, материалы по приватизации, законодательной базе, донорской поддержке и Комплексной основе развития, размещается оперативная информация об инвестиционных тендерах, проводимых в рамках Программы приватизации. Web-сайт является современным, высоко эффективным и экономичным способом популяризации Кыргызстана за рубежом. Новейшие технологии Интернета позволяют пользоваться различной информацией и обмениваться ею с заинтересованными лицами. Дальнейшее развитие web-сайта при активном сотрудничестве со стороны соответствующих государственных органов даст возможность повышать грамотность кыргызстанцев в области Интернет, развивать электронную торговлю и увеличивать экспорт, находить партнеров для отечественных предприятий и обеспечивать им доступ на мировой рынок, а также развивать туризм, благо в республике немало достопримечательностей.

В рамках проекта “Поддержка частных предприятий Кыргызской Республики”, который финансирует Международная ассоциации развития, оказывается техническая помощь и содействие кыргызским предприятиям в поиске зарубежных партнеров и привлечении прямых инвестиций, предоставляются финансовые ресурсы частным предприятиям.

Госинвесткомитет также привлекает прямые инвестиции международных финансовых организаций. В частности, Европейский банк реконструкции и развития работает с АО “Бишкек-Сут”, АО “Бессер”, “Кыргыз Бруери Корпорэйшн”, Международная финансовая корпорация совместно с другими инвесторами профинансировала совместное предприятие “Алтын-Ажыдар” (производство гофротары) и сельскохозяйственный кооператив “Машиноиспытательная станция”. С привлечением прямых инвестиций Фонда Ага-Хана, Европейского банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, немецкой инвестиционной корпорации DEG создается Кыргызский кредитно-индустриальный банк.

Для защиты иностранных инвестиций правительство республики заключило ряд межгосударственных двусторонних соглашений. В частности, подписано 21 соглашение о взаимной защите и поощрении инвестиций, 11 соглашений — об избежании двойного налогообложения. С Конференцией ООН по торговле и развитию ведутся переговоры о соглашении по избежанию двойного налогообложения, о поощрении и защите инвестиций со странами-донорами прямых иностранных инвестиций.

Перечень подписанных двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы за 1996—1999 годы

Источники: http://studbooks.net/2567172/ekonomika/problemy_privlecheniya_inostrannyh_investitsiy_kyrgyzskoy_respublike, http://www.stat.kg/ru/statistics/investicii/, http://ca-c.org/journal/cac-09-2000/21.Sheral.shtml

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос