Инвестиции сша в страны юго восточной азии

США теряют влияние в Юго-Восточной Азии

Согласно опросу тысячи респондентов из Юго-Восточной Азии, занимающих влиятельные позиции в бизнесе, политике, науке, СМИ и общественных организациях, 68% считают, что связи Соединённых Штатов с ЮВА становятся слабее, несмотря на попытки администрации Дональда Трампа завлечь азиатские страны в союз с США в рамках так называемой Индо-Тихоокеанской стратегии:

У азиатских лидеров есть серьёзные причины не доверять США. За два года своего президентства Трамп вышел из подписанного Бараком Обамой соглашения о Транстихоокеанском партнёрстве, а также развернул торговую войну не только против Китая, но и в отдельных аспектах даже против региональных союзников США — Японии, Южной Кореи и других стран, которые пострадали из-за повышения американских таможенных тарифов.

Всё это было сделано Трампом ради претворения в жизнь лозунга «Америка прежде всего».

Однако, создавая экономические проблемы для своих азиатских партнёров, США пытаются одновременно показать, что остаются надёжным союзником в политической и военной сфере. Представители Вашингтона активно вояжируют по странам региона и пытаются сформировать некое «Индо-Тихоокеанское» единство, направленное против Китая.

Сам этот термин — «Индо-Тихоокеанский регион» (ИТР) — используется администрацией Трампа вместо более популярного обозначения «Азиатско-тихоокеанский регион» (АТР), по-видимому, для привлечения к данному проекту Индии — крупнейшего регионального соперника Китая и единственного государства, кроме России и США, теоретически способного что-то противопоставить КНР в военном отношении.

Соединённые Штаты активно посылают свои флоты к азиатским берегам двух океанов и обещают местным правительствам миллионные инвестиции в инфраструктуру (в том числе в военные базы).

31 декабря прошлого года Трамп подписал билль под названием Asia Reassurance Initiative Act (ARIA), который предполагает ежегодное выделение партнёрам в АТР/ИТР суммы в 1.5 миллиарда долларов на борьбу с терроризмом, развитие торговли, защиту прав человека и обеспечение обороны.

Также в прошлом году американцы объявили о создании нового финансового агентства, которое должно будет раздать до 60 миллиардов кредитов на развитие экономик ИТР, однако судьба этого начинания остаётся неясной.

Экономические обещания США эфемерны, а их военно-политическая стратегия вызывает у азиатов закономерные сомнения.

Помимо того, что соседи Китая не очень-то хотят вступать с ним в конфронтацию, они обеспокоены непредсказуемостью Трампа и его политики. Недавний уход в отставку американского министра обороны Джеймса Мэттиса (по-видимому, из-за разногласий с Трампом) отнюдь не поспособствовал росту доверия со стороны азиатских партнёров.

Помимо Индии, ключевым регионом для Индо-Тихоокеанской стратегии является Юго-Восточная Азия. Но ни индийцы, ни страны ЮВА пока торопятся бросаться в объятия Трампа.

По данным опроса 1008 стейкхолдеров из Юго-Восточной Азии (включая политиков, бизнесменов, учёных, медийщиков и общественников), более чем две трети (68%) представителей местной элиты считают, что связи региона с США ослабли после прихода Дональда Трампа к власти.

74.1% ожидают, что в условиях безразличия со стороны Вашингтона, своё политическое влияние в ЮВА и конкретно в АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) будет стремится наращивать Китай. Напомним, что Трамп в ноябре не поехал на саммит АСЕАН в Сингапуре:

Кроме того, лишь 31.9% респондентов видят в США надёжного стратегического партнёра и гаранта региональной безопасности. Опрос был проведён в ноябре-декабре сингапурским аналитическим центром ISEAS-Yusof Ishak Institute.

Похоже, что визиты американских эмиссаров и американские предложения в стиле «давайте за ваш счёт объединимся против Китая» — не работают.

Трамп потерял не то что доверие, а даже и имидж серьезного переговорщика. Лёгкость, с которой он отказывается от уже заключенных сделок, делает его самого токсичным, а его партнёров — как минимум нервозными.

Есть ощущение, что в Азии стиль Трампа (который его критики описывают как форму «быкования» или дипломатического буллинга) работает особенно плохо, из-за того что Трамп в принципе не даёт возможность партнёрам «сохранить лицо», а для азиатского политика сохранение правильного имиджа — это жизненная необходимость.

Инвестиции сша в страны юго восточной азии

Какие цели преследуют США в регионе Юго-Восточной Азии.

Юго-Восточная Азия (ЮВА) — это более 642 млн человек, проживающих на 4,5 млн квадратных километров территории. В состав региона входят Вьетнам, Восточный Тимор, Камбоджа, Лаос, Таиланд, Малайзия, Мьянма, Бруней, Индонезия, Филиппины, Сингапур. Любопытно, что по размеру территории ЮВА почти в точности соответствует Европейскому союзу (до ожидающегося в следующем году выхода Великобритании), а по населению на 130 миллионов человек его превосходит. В отличие от Европейского союза, ВВП которого, по данным 2016 года, достиг 14,8 триллиона долларов, суммарный ВВП стран ЮВА в 2016 году составил только 2,5 трлн, что даёт представление о различии в уровне жизни. Но валовой внутренний продукт в ЮВА растёт значительно быстрее — около 4,5% в год.

Любопытен и другой факт. Европейский союз смог охватить интеграционными проектами и вовлечь в свои ряды только половину стран европейского региона. Страны ЮВА практически в полном составе вошли в свою интеграционную организацию — Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Отсутствует полноправное членство в ней в ней только у Восточного Тимора — крохотного государства. Но оно имеет статус наблюдателя и вот-вот должно получить полные права членства. Собственно говоря, многие ожидали, что произойдёт это уже в 2017 году. Несмотря на то что в данный момент интеграция в ЕС намного более продвинута, чем в АСЕАН, полный охват региона может в будущем обеспечить ЮВА не меньший, а возможно, и больший интеграционный потенциал. По крайней мере, уже сейчас эксперты признают, что первостепенное значение при анализе важнейших параметров региона имеет анализ многосторонних механизмов, созданных по инициативе АСЕАН.

Читайте также  Основная роль инвестиций в национальной экономике

Для США ЮВА всегда имела стратегическое значение по ряду параметров. Прежде всего, этот регион представляет собой лабиринт полуостровов и тысяч островов на важнейших коммуникационных путях между Азией и Европой. Особое значение имеет Индонезия с её проливами, прежде всего Зондским и Малаккским. Контроль за ситуацией в регионе означает для США возможность обеспечивать беспрепятственное снабжение азиатских союзников ресурсами и, напротив, в случае конфликта с противниками в Азии блокировать поставки ресурсов для них.

В качестве исторического примера важности региона в этом смысле можно привести ситуацию с Японией. После агрессивных захватов территории стран-соседей США начали блокировать поставки природных ресурсов в Японию именно на территории ЮВА. Ответ Японии состоял в атаке на Перл-Харбор.

Важнейшими ресурсами, без которых невозможно поступательное движение многих экономик региона, являются нефть и газ. Нефть в данный момент имеет лидирующее значение, но массовое строительство заводов по сжижению газа в странах Персидского залива с каждым годом будет повышать транзитную значимость ЮВА и по этому ресурсу.

Во-вторых, страны ЮВА чрезвычайно важны с точки зрения соседства с Китаем. В течение XX–XXI веков у США были разные отношения с Китаем, от откровенно дружеских до враждебных, но без присмотра самую населённую страну в мире американцы не оставляли никогда. Во втором и третьем десятилетии XXI века стремительное развитие Китая как аналогичной или даже превосходящей США сверхдержавы ещё более повышает значимость ЮВА для США именно в этом качестве.

Третий значимый аспект заключается в сотнях миллионов мусульман, проживающих в регионе. Причём самая населённая мусульманская страна мира, Индонезия, является и самой большой по населению страной ЮВА.

Можно смело отметить тренд на усиление роли ислама в мире в последние десятилетия. К сожалению, не в том качестве, в котором бы это хотелось видеть и которое было характерно для ислама с середины VIII по середину XIII века (так называемый золотой век ислама, когда Арабский халифат фактически стал намного более мощным центром науки и культуры, чем любое европейское государство). Но то его современное звучание, которое, к сожалению, усилиями массмедиа связано для мира прежде всего с деятельностью террористов, создавших радикальную версию ислама для реализации своих амбициозных целей, имеет стратегически важное значение для национальной безопасности США.

Четвёртый аспект также нельзя сбрасывать со счетов. Страны ЮВА — это крупный рынок, а также источник серьёзных природных ресурсов, интересных для американского бизнеса. А он всегда привлекает американские государственные структуры для лоббирования своих интересов и получения новых возможностей.

По данным Делового совета США — АСЕАН, США ежегодно экспортируют более чем на 100 миллиардов долларов товаров и услуг на рынок АСЕАН. Страны — члены АСЕАН, взятые вместе, заняли четвёртое место после Канады, Мексики и Китая как рынок экспорта товаров для Соединённых Штатов, а США являются четвёртым по величине торговым партнёром для АСЕАН. С 2004 года общая стоимость двусторонней торговли между США и АСЕАН увеличилась на 78% — со 153 млрд долл. США до 273 млрд долл. США. Профицит АСЕАН в товарах с США в 2015 году составил 77 млрд долл. США, в то время как профицит Соединённых Штатов в сфере услуг с АСЕАН составил 8 млрд долл. США. В целом двусторонняя торговля между США и АСЕАН с 2004 по 2015 год росла в среднем на 5% в год.

Интересен и процесс, который происходит в сфере инвестирования между США и АСЕАН. Страны — члены АСЕАН увеличили свои инвестиции в США более чем на 1000% с 2,3 млрд долларов в 2004 году до более чем 26 млрд долларов в 2015 году. США получают больше инвестиций из АСЕАН, чем из Китая и Индии вместе взятых.

АСЕАН получила почти 274 млрд долларов совокупных инвестиций из США, что больше, чем США направили в Китай, Индию, Японию и Южную Корею. С 2004 года прямые иностранные инвестиции США в АСЕАН увеличиваются среднегодовыми темпами в ​​12% и в настоящее время составляют более трети американских инвестиций в Азию. Более 3000 американских компаний работают в АСЕАН, в том числе 70% из 130 американских многонациональных предприятий (ТНК), перечисленных в Global Fortune 500 в 2015 году. Многие американские компании используют АСЕАН в качестве производственной платформы для экспорта как в регионе, так и в другие районы мира, используя соглашения о свободной торговле АСЕАН со многими другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Американские компании в АСЕАН создают значительные бизнес-связи с участием местных поставщиков и подрядчиков в регионе, и большинство из этих компаний работает в нескольких странах — членах АСЕАН.

Согласно опросу ASEAN Business Outlook Survey 2017, 87% компаний США ожидают, что их уровень торговли и инвестиций в АСЕАН увеличится в течение следующих пяти лет. Респонденты очень поддерживали Экономическое сообщество АСЕАН, которое стартовало в 2015 году. 93% опрошенных считают, что оно имеет важное значение для будущих инвестиционных планов своих компаний, и ссылаются на то, что это обеспечит большую гибкость и эффективность в управлении их региональными операциями.

Читайте также  Идеи бизнеса с минимальными вложениями до 50000

США также пытаются внести свой вклад в инфраструктуру региона и его энергобезопасность. Существует амбициозный проект, The US-ASEAN Connect framework’s Energy Connect pillar, по которому США взяли на себя обязательство инвестировать на пятилетней основе в АСЕАН для увеличения поставок возобновляемых источников энергии.

Ориентируясь прежде всего на страны дельты реки Меконг в Камбодже, Лаосе, Таиланде и Вьетнаме, программа будет поддерживать установку не менее 500 мегаватт энергии, связанной с использованием возобновляемых источников энергии. Она также будет содействовать внедрению законов, политики, стратегий и положений, которые способствуют сокращению выбросов парниковых газов и поддерживают обязательства, взятые в рамках Парижского климатического соглашения. Что выглядит теперь несколько парадоксально, учитывая решение Трампа отказаться от участия США в данном соглашении.

Велико и взаимодействие США со странами региона в аграрном секторе. В 2015 году в АСЕАН было экспортировано более чем на 10 млрд долл. США сельскохозяйственных товаров, включая орехов более чем на 700 млн долл. США и молочных продуктов на 850 млн долл. США. АСЕАН является 6-м крупнейшим импортёром сельскохозяйственных товаров в США и третьим по величине в Азии после Китая и Японии. Двадцать восемь штатов экспортируют более 100 миллионов долларов США продовольственных и сельскохозяйственных товаров в АСЕАН. Лидерами по экспорту являются Калифорния, Вашингтон, Иллинойс и Джорджия. Такая роль в аграрном экспорте США означает тесную вовлечённость в налаживание отношений со странами региона американского аграрного лобби, одной из главной сил в определении приоритетов американской внешней политики. Основной экспорт сельскохозяйственной продукции из АСЕАН в США включает кофе, рис, пальмовое масло, орехи и изделия из дерева.

Как обычно, США не могут пройти и мимо такой сферы сотрудничества, как цифровая экономика, в особенности в связи с политическими ожиданиями от формулы «проникновение интернета влечёт демократизацию», что должно увеличить уровень ориентации стран региона на США, позиционирующих себя лидером демократического мира.

Ожидается, что цифровая экономика АСЕАН вырастет на 500% и к 2025 году её капитализация составит 200 миллиардов долларов. АСЕАН — это самый быстрорастущий интернет-регион в мире. Прогнозируется, что к 2020 году база пользователей интернета достигнет 480 миллионов (по сравнению с 260 миллионами в 2016 году). Это означает, что каждый месяц появляется около 4 миллионов новых пользователей. Социальные медиа используются более чем половиной населения АСЕАН, что делает его одним из крупнейших в мире рынков социальных сетей. Благодаря цифровизации экономики появились новые возможности как для АСЕАН, так и для бизнеса в США для привлечения новых клиентов и поставщиков. Чтобы использовать этот потенциал, правительство США и предприятия оказали поддержку более чем 120 тыс. предпринимателей с 2011 года, в том числе через бизнес-альянс США — АСЕАН для конкурентоспособных малых и средних предприятий и онлайн-академию.

Негативное влияние на престиж США в регионе оказал выход США из Транстихоокеанского партнёрства по инициативе Дональда Трампа. Долгие годы США уговаривали Бруней, Вьетнам и Малайзию войти в него, пытались заинтересовать и другие страны ЮВА присоединиться, а потом Трамп похоронил все инвестиции Вашингтона в этот проект.

Между тем мощный конкурент США, Китай, уже с 2010 года торгует с АСЕАН в рамках зоны свободной торговли. США тяжело конкурировать по экономическому сотрудничеству с Китаем, который уже является крупнейшим экспортёром и импортёром мира, но, в отличие от США, расположен прямо на пороге ЮВА. По прогнозам заместителя генерального секретаря АСЕАН по вопросам сообществ и корпораций А. Мохтана, общий объём торговли АСЕАН с Китаем возрастёт до 1 триллиона долларов США к 2020 году. По итогам 2016 года товарооборот Китая и стран АСЕАН уже превысил 452 млрд долл., что на 180 млрд больше, чем у США с АСЕАН. Растёт и взаимное инвестиционное сотрудничество, превысившее 183 миллиарда долларов на начало 2017 года. Мощное влияние на сотрудничество должен оказать и план Китая «Один пояс, один путь». Намерение Китая инвестировать в инфраструктуру региона полностью совпадает с такими же планами у АСЕАН, при этом у АСЕАН отсутствуют сотни миллиардов долларов, необходимые для реализации планов в жизнь, а у Китая такие средства есть.

В военной сфере АСЕАН отчётливо придерживается курса на стимулирование мира в регионе. Несмотря на все страхи чрезмерного усиления Китая, что используют США для увеличения своего влияния в ЮВА, у стран АСЕАН есть и понимание, что США — чрезмерно агрессивная держава, чьё избыточное присутствие в регионе может создать больше проблем, чем решить.

В частности, проблемы могут возникнуть из-за постоянного курсирования военных кораблей США у насыпных островов Китая на территории Южно-Китайского моря. Вашингтон постоянно настаивает на расширении своего военного присутствия в ЮВА, декларируя планы создать базы или элементы военных баз на территории Камбоджи, Вьетнама, Малайзии. Учитывая уже имеющееся военное присутствие США на территории Филиппин, Таиланда и Сингапура, реализация этих планов угрожает дальнейшей милитаризацией региона с излишним вовлечением стран АСЕАН в напряжённое американо-китайское противостояние.

Читайте также  Успешные бизнес идеи последних лет

В данный момент главная тактика на внушение своей пользы для стран региона в плане безопасности у Вашингтона — защита интересов стран АСЕАН от претензий Китая на территории Южно-Китайского моря. В конфликт по поводу контроля спорных островов вовлечены, помимо самого Китая, Бруней, Вьетнам, Малайзия, Индонезия, Филиппины и Тайвань.

Но страны АСЕАН не закрывают глаза и на то, что США пытаются действовать в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) посредством тесного союза с Японией и Австралией, в который на постоянной основе пытаются привлечь и Индию. В частности, 12 ноября 2017 года прошла встреча в четырёхстороннем формате лидеров США, Японии, Индии и Австралии, на которой стороны договорились о сотрудничестве в «свободном, открытом, процветающем и инклюзивном Индо-Тихоокеанском регионе». А с Японией у многих стран АСЕАН сложные отношения из-за зверств японской военщины в годы Второй мировой войны.

Инвестиции в страны Юго-Восточной Азии

В прошлом году мы беседовали с Татьяной Шереметьевой, генеральным директором Российско-сингапурского бизнес-союза (РСБС), на тему привлекательности Сингапура для ведения бизнеса. За это время многое изменилось, а возможности компании вышли за границы города-государства. Разве это не повод встретиться снова?

— Татьяна, как вы оцениваете 2016 год? Не повлияли ли препятствия в мировой экономике на количество желающих из России и стран СНГ вести бизнес в/с Сингапуром?

— С точки зрения бизнеса препятствия в мировой экономике значительно увеличили количество желающих вести бизнес не только в Сингапуре, но и в целом в азиатских странах. Ведь не стоит забывать, что Сингапур сам по себе не представляет большого экономического интереса — население страны составляет всего 5,3 миллиона человек. При этом Сингапур является отличной точкой входа на перспективные рынки стран АСЕАН: Индонезии, Малайзии, Таиланда, Вьетнама, Филиппин. Объединенный рынок стран АСЕАН является третьим в мире по величине населения и составляет более 600 миллионов человек. Если к этому прибавить рынки Китая и Индии, то объем потенциального рынка превысит 3 миллиарда человек. В связи с этим мы приняли стратегическое решение выйти за границы Сингапура и начать оказывать полномасштабную бизнес-поддержку русскоговорящим клиентам также в других азиатских странах: Гонконге, Вьетнаме, Таиланде, Индонезии, Малайзии.

— Мы знаем, вы запустили два новых портала — о покупке бизнеса и инвестициях в Юго-Восточной Азии, а также торговый портал для России со странами Азиатского региона. Расскажите, пожалуйста, подробнее.

— Да, последние несколько лет мы активно анализировали поступающие к нам запросы и сделали вывод, что создание онлайн-площадок по торговле и инвестициям является необходимым шагом для развития российско-азиатских бизнес-отношений. Портал по покупке бизнеса и инвестиций в первую очередь направлен на людей, которые хотят защитить и приумножить свои сбережения путем инвестиций в быстрорастущие азиатские бизнесы. При этом мы приняли во внимание, что количество людей, располагающих достаточными средствами для крупных инвестиций и покупки успешных бизнесов, не так велико, и стараемся найти интересные и перспективные проекты для краудфандинга (совместного инвестирования), которые подойдут инвесторам с небольшим капиталом.

Что касается торгового портала — в связи с экономической ситуацией в России и странах СНГ с европейскими санкциями, возможность выхода на рынки Азии — это практически единственная возможностьдля российских компаний в сложившихся обстоятельствах не только выжить, но и успешно развиваться на глобальном рынке. Для азиатских стран Россия всегда была интересным сырьевым рынком, и серьезное падение курса рубля только усилило этот интерес. Взаимодействие стран и крупных компаний на государственном уровне уже неплохо работает, но для малого и среднего бизнеса нет отлаженных механизмов торгового взаимодействия. Поэтому мы старались создать площадку, на которой представители среднего и малого бизнеса России и Азии получат возможность найти поставщиков и покупателей для своей продукции, а также продвинуть свои товары и услуги на рынки Юго-Восточной Азии.

— Если бы вас попросили дать совет русскоговорящему инвестору, рассматривающему Азиатский регион в качестве площадки для вложения денег, на что бы вы посоветовали ему обратить внимание?

— Что бы ни писали в красивых буклетах по туризму и инвестициям, не стоит забывать, что Восток — дело тонкое, каждая азиатская страна имеет свою бизнес-, политическую и миграционную политику, которую надо знать и понимать, прежде чем принимать решение об инвестициях. Если вы не прожили в Азии много лет и не знаете ее как свои пять пальцев, лучше воспользоваться услугами проверенных посредников, сделать предварительный анализ рынка, провести проверку благонадежности финансового состояния потенциального партнера или объекта для инвестиций и помнить, что скупой платит дважды. Желание сэкономить на мелочах может впоследствии привести к серьезным негативным последствиям.

— Какие трудности могут ожидать российский бизнес в странах ЮВА? И как РСБС может помочь в этом вопросе?

— Как я уже упоминала, незнание рынка, специфики и языка страны, с которой вы хотите работать, является самой большой проблемой для российского бизнеса при работе со странами ЮВА. С тем, чтобы помочь российским компаниям максимально плавно обойти все подводные камни работы с азиатскими странами, Российско-азиатский бизнес-союз старается реализовать принцип «одного окна» бизнес-помощи русскоговорящим клиентам по странам Юго-Восточной Азии.

Источники: http://finfront.ru/2019/01/09/us-lose-influence-in-southeast-asia/, http://www.sonar2050.org/publications/rol-ssha-v-yugo-vostochnoy-azii/, http://uniquesingapore.ru/?p=3278

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос