Инвестиции в развивающиеся страны азии и африки

Содержание
  1. Инвестиции в развивающиеся страны азии и африки
  2. Проблемы привлечения иностранных инвестиций и финансовой помощи в экономику стран Африки
  3. Business Views
  4. Casual business insights
  5. Прямые иностранные инвестиции в мире: откуда, куда и зачем текут деньги
  6. Мировые потоки прямых инвестиций в 2015 подскочили аж на 38% и достигли $1,76 триллиона. Это самый высокий показатель с начала кризиса 2008-го — ура! Руїну подолано!
  7. Прямые иностранные инвестиции — это новые деньги в стране
  8. Создание предприятий в другой стране и приобретение иностранных компаний — главные методы ПИИ
  9. ПИИ особенно выгодны развивающимся экономикам
  10. Поток ПИИ сократился в кризис, но восстанавливается
  11. В развитых странах приток ППИ вырос
  12. Вывозить инвестиции развитые государства тоже стали активнее
  13. Развивающаяся Азия — лидер по получению прямых инвестиций
  14. Приток ПИИ в переходные экономики снизился, в слабые — вырос
  15. Структура ПИИ Африки сильно разнится в зависимости от региона
  16. Цены на сырье не позволили увеличить приток ПИИ в Латинскую Америку
  17. В услуги по-прежнему вкладывают охотнее всего
  18. Дальше — снижение и снова рост
  19. Особенности участия развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, в процессах прямого инвестирования
  20. Библиографическое описание:

Инвестиции в развивающиеся страны азии и африки

Проблемы привлечения иностранных инвестиций и финансовой помощи в экономику стран Африки

Несмотря на прогресс, текущие долгосрочные тенденции роста во многих африканских странах находятся на слишком низком уровне для обеспечения достаточных масштабов сокращения нищеты, поскольку численность населения возрастает. Маловероятно также, что одни лишь потоки официальной помощи развитию (ОПР) обеспечат достаточные ресурсы для сокращения нищеты. Поэтому необходимо активизировать усилия по содействию Африки в использовании потенциала роста частного сектора и развитии ее торгового потенциала. Если не считать нескольких секторов таких, как телекоммуникации и нефтегазовый сектор, то прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в целом остаются в Африке на невысоком уровне.

Темпы роста внутренних сбережений и инвестиции также по-прежнему остаются низкими. Однако в нескольких странах таких как: Кот-д’Ивуар, Гана, Сенегал, осуществляющих решительные политические реформы, объемы прямых иностранных инвестиций увеличиваются и внутренние сбережения возрастают. Растет понимание потенциальных возможностей и выгод от инвестиций в производство в Африке, при условии создания необходимых предпосылок. В данном контексте в апреле 2005 г. в Индонезии был проведен Азиатско-африканский саммит деловых кругов, на котором было закреплено обязательство, содействовать торговле и инвестициям между странами Азии и Африки, реагируя при этом на стоящие перед этими странами вызовы.

Важно, чтобы инвестиционный климат в регионе подвергся реформированию «для того, чтобы они стали привлекательными для частных инвестиций в легальный сектор экономики — это помогло бы уменьшить существующие и возможные риски для инвесторов. Одно из условий улучшения инвестиционного климата — повышение качества управления и деятельности институтов регулирования, в том числе финансовых. Члены «Группы большой восьми» поддерживают целый ряд инициатив по поощрению деятельности африканских стран в создании благоприятного инвестиционного климата.

Члены «Группы восьми» должны содействовать улучшению взаимодействия и упрощению существующих и планируемых инициатив по оказанию финансовой и технической поддержки с целью содействия устранению барьеров для внутренних и иностранных инвестиций в западную Африку. Такие инициативы, как Фонд содействия инвестиционному климату в Африке (государственно-частное партнерство, которое будет оказывать содействие осуществлению реформ по улучшению инвестиционного климата), должны дополнять Партнерство частных предприятий Всемирного банка и Консультационную службу по вопросам иностранных инвестиций.

Всемирный банк, Международная финансовая корпорация, Африканский банк развития и члены «Группы восьми» работают над содействием развития частного сектора путем осуществления совместных программ в Африке. Дополнительную занятость в регионе можно было бы обеспечить за счет малых и средних предприятий. Западноафриканские правительства, Африканский банк развития и международные партнеры по развитию тесно сотрудничают с малыми и средними предприятиями в рамках ряда программ по финансированию и кредитованию.

Члены «Группы восьми» поддерживают также работу по обеспечению доступа к финансированию, микрофинансированию и переводу денег. Общие уровни доступа к финансированию чрезвычайно низки (менее 10 % взрослого населения во многих африканских странах имеет банковские счета) — это тормозит развитие и использование возможностей. ООН и Всемирный банк провели работу по разработке показателей доступа к финансированию и по поддержке национальных правительств в максимально продуктивном использовании перевода денежных средств. 20 июня 2006 г. в Париже состоялась конференция на высоком уровне по вопросам улучшения доступа к микрофинансированию, на которой было достигнуто понимание того, что оно является мощным инструментом содействия в достижении цели развития тысячелетия (ЦРТ) в области развития, и обсуждено то, каким образом можно обеспечить доступ к финансированию в глобальных масштабах.

Токийская международная конференция по развитию Африки (ТИКАД) играет важную роль в укреплении сотрудничества по линии Юг-Юг, включая торговлю и инвестиции между странами Азии и Африки. В ноябре 2004 г. Япония выступила организатором Азиатско-африканской конференции ТИКАД по торговле и инвестициям в целях содействия развитию торговли и инвестиций в Африке.

Япония предложила совместно с Африканским банком развития проект активной помощи частному сектору Африки (АПЧС для Африки), который будет осуществляться в рамках двух механизмов: кредитного обслуживания ОПР на сумму 1 млрд. долл. в расчете на пять лет для развития частного сектора, включая создание и совершенствование инфраструктуры, а также целевого фонда объемом 200 млн. долл. в расчете на пятилетний период, в который Япония внесет 20 % общей суммы.

Члены «Группы восьми» поддерживают целый ряд инициатив по улучшению инвестиционного климата для частного сектора и программ поощрения инвестиций таких, как «Инициатива ОЭСР/НЕПАД по инвестициям».

Канада создала Канадский инвестиционный фонд для Африки, который является совместной инициативой государственного и частного секторов, в рамках которой предоставляется венчурный капитал для привлечения частных инвестиций в Африку. Канадское правительство внесет в него до 100 млн. канадских долларов на паритетной основе с другими инвесторами.

Члены «Группы восьми» поддерживают также двусторонние инициативы по поощрению создания благоприятного инвестиционного климата и созданию механизмов для развития частного сектора.

Региональная интеграция — важнейший фактор формирования более широких рынков в целях получения эффекта масштаба, развития конкуренции, привлечения иностранных инвестиций. Западноафриканский Банк Развития сформулировал стратегии содействия региональной интеграции для Африки. В основе этих стратегий — поддержка координации макроэкономической политики различных стран, либерализация внутрирегиональной торговли, стимулирование региональных инвестиций, а также разработка региональных проектов в области развития инфраструктуры и укрепления институционального потенциала.

В 2003 г. приток ПИИ на душу населения в группе наименее развитых стран составил 8 % суммы притока на душу населения в развитых странах. Это почти вдвое меньший показатель по сравнению со средним показателем в 1990-х гг., когда приток ПИИ в эту группу стран превышал в среднем за 1 год 1 трлн. долл. В 2007 г. прямые частные инвестиции в наименее развитые страны возросли до почти 360 млрд. долл. и приблизительно такой же объем сохранится и в 2008 г. (322 млрд. долл. ПИИ) [].

Читайте также  Самые незатратные идеи для бизнеса

Определенное значение в повышении привлекательности Африки для инвесторов имело то, что в ряде стран в 2002-2005 гг. были осуществлены режимы либерализации ПИИ, а некоторые из них осуществили программы приватизации государственной экономики. Так, Закон содействия росту и расширению возможностей в Африке, принятый Конгрессом США, продлен до 2015 г. и может оказать существенную помощь этим странам в привлечении ПИИ. Однако сильнейшим препятствием для динамизации деловой активности в странах Африки остается чудовищная бюрократизация государственного аппарата и коррупция.

Перспективным шагом в этом направлении является выдвижение в 1996 г. инициативы в отношении бедных стран с высоким уровнем задолженности. Главным условием инициативы является готовность указанных стран следовать макроэкономическим рекомендациям МВФ и МБ и осуществлять глубокие структурные реформы. Инициатива предполагает совместные действия международного финансового сообщества, включая многосторонние организации, направленные на снижение бремени внешней задолженности большинства бедных стран до приемлемого уровня, который не тормозил бы более их экономический рост и развитие.

Развитые страны, входящие в «группу восьми», 11 июня 2005 г. договорились о списании задолженности беднейших государств мира на общую сумму, превышающую 40 млрд. долл. Эта инициатива стала основным элементом пакета мер по оказанию помощи беднейшим странам.

На этот раз наименее развитым государствам предоставляется реальный шанс для преодоления крайне сложного положения, характеризующегося массовым голодом, широким распространением болезней, стагнацией в экономике. Указанная договоренность, достигнутая в Лондоне на встрече министров финансов стран-участниц «группы восьми», рассматривалась, наблюдателями как самая значительная мера по снижению долгового бремени беднейших стран. Списывался их долг МБРР, МВФ и некоторым другим международным финансовым организациям, в частности Африканскому банку развития.

В соответствии с лондонскими договоренностями предусматривалось немедленное списание долга: для 18 государств, с населением 296 млн. человек, позволяющее им экономить на протяжении ряда лет приблизительно 1,5 млрд. долл. в год, что относительно годовых государственных расходов на уровне 23,5 млрд. долл. является достаточно крупной суммой. Большинство стран-бенефициаров расположены в Африке.

В скором времени указанный список может пополниться еще девятью государствами Африканского континента при условии выполнения ими требований МВФ и МБРР, касающихся совершенствования методов управления и общеэкономической политики. В более отдаленной перспективе число бенефициаров, возможно, увеличится еще на 11 стран.

Лондонское соглашение не охватывает все страны с низким уровнем доходов в расчете на душу населения и является результатом компромисса сторон. Американская администрация, которая, хотя и поддержала инициативу Великобритании о полном списании долга, заняла особую позицию относительно способов снижения долгового бремени. Изначально администрация президента США Дж. Буша делала упор на списании долга преимущественно за счет средств организаций-кредиторов, основную роль в которых играют наиболее развитые страны, тогда как правительство Великобритании, опасаясь снижения* финансовых возможностей этих международных учреждений, отдавало предпочтение погашению задолженности за счет развитых стран. В итоге признаны целесообразными дополнительные вложения стран-доноров в ресурсную базу МБРР и АфБР. Великобритания в ближайшие 10 лет направит на компенсацию непоступивших выплат беднейших стран в МБРР и АфБР 700-960 млн. долл., США — 1,3-1,75 млрд., Германия — 848-1200 млн. Значительная нагрузка ложится на МВФ, которому предстоит изыскать на реализацию данной инициативы 6 млрд. долл.

Наиболее ответственный период начнется после 2008 г., когда США и другие страны «восьмерки» должны будут направить, миллиарды долларов на укрепление МБРР и АфБР. Однако существует опасность неполного покрытия потребностей этих двух организаций, в таком случае их возможности по кредитованию сократятся. Теоретически потребности в кредитах беднейших стран должны снизиться, так как с них списываются значительные долговые обязательства.

Франция, Германия и, в меньшей степени, Япония, проявили, беспокойство относительно значительного объема дополнительного финансирования международных организаций-кредиторов. Первоначально эти страны предлагали снизить долговую нагрузку в ограниченной степени и только в отношении пяти наиболее нуждающихся государств. На другом полюсе находились авторитетные общественные организации, которые предлагали удвоить помощь указанным странам и расширить число стран-бенефициаров до 62, в частности путем включения в него таких государств, как Нигерия. Министры, финансов стран «восьмерки» признали на лондонской встрече остроту долговой проблемы в этой стране, но конкретных мер по нигерийскому направлению не приняли.

МБРР и АфБР продолжают помогать странам Африки в полной мере воспользоваться преимуществами, связанными с сокращением задолженности в рамках Инициативы в отношении бедных стран с высоким уровнем задолженности (БСВУЗ) и обеспечить эффективное использование высвободившихся средств, для улучшения положения бедного населения. В рамках инициативы БСВУЗ чистая приведенная стоимость снижения долговых обязательств этих стран составит почти 4 миллиарда долларов США. Ожидается, что данная инициатива снизит долю платежей по обслуживанию долга в ВВП этих государств с 3,4 % в 1998 г. до 0,7 % в 2015 г. (таблица 2.1).

Таблица 2.1 — Внешняя Задолженность стран Африки

Business Views

Casual business insights

Прямые иностранные инвестиции в мире: откуда, куда и зачем текут деньги

Мировые потоки прямых инвестиций в 2015 подскочили аж на 38% и достигли $1,76 триллиона. Это самый высокий показатель с начала кризиса 2008-го — ура! Руїну подолано!

Говорят, что Украина не слишком-то привлекательна для инвесторов. А что им, этим инвесторам, вообще нужно? В какие страны и регионы они предпочитают вкладывать? Мы составили для тебя обзор глобальных тенденций в сфере прямых иностранных инвестиций (ПИИ), чтобы ты точно знал, куда и почему сейчас вкладывают деньги.

Прямые иностранные инвестиции — это новые деньги в стране

Глобализация затрагивает все сферы жизни и деятельности человечества. В экономике этот феномен проявляется в нарастающей и сметающей границы интеграции национальных рынков, их постепенному слиянию в одну огромную, всемирную торговую площадку. Один из двигателей этого процесса — прямые иностранные инвестиции.

ПИИ — это вложение денег и других материальных ценностей в экономику страны компаниями из других государств. При этом подразумевается, что такие вложения не только будут долгосрочными, но и позволят инвестору контролировать работу компании-получателя — прямо влиять на управление.

Естественно, для этого нужна определенная — и немалая — доля собственности. Нельзя вложить сто баксов и стать владычицей морскою. Размер этой решающей доли в каждой стране разный, но всегда превышает 10% от стоимости компании. После этой отметки инвестор получает возможность эффективно контролировать деятельность компании-реципиента.

Читайте также  Планы производства и освоения инвестиций

Создание предприятий в другой стране и приобретение иностранных компаний — главные методы ПИИ

Самый эффективный способ достижения контроля над предприятием — создание собственного или открытие иностранного филиала уже существующей компании. В последнем случае становится доступной еще одна форма инвестирования — финансирование своего зарубежного филиала.

Кроме того, к главным методам вложения средств в экономику другой страны относятся приобретение или поглощение местного предприятия.

ПИИ особенно выгодны развивающимся экономикам

Инвесторы, конечно, преследуют свои цели. Вложения — это ведь не благотворительность. Приходя через ПИИ в чужую страну, они занимают там долю рынка, получают доступ к более дешевой рабочей силе или другим преимуществам работы в этой стране.

Но не нужно бояться злых капиталистов, которые придут, поэксплуатируют задешево незадачливых аборигенов и уйдут. Инвесторы принесут с собой новые технологии производства, новые методы управления, новую продукцию и — на радость местным жителям — новые рабочие места. Поэтому для развивающихся экономик ПИИ — самая желанная форма вложений.

Поток ПИИ сократился в кризис, но восстанавливается

Грянувший в 2008 году глобальный экономический кризис сократил объемы мировых ПИИ. В тот памятный год они составляли $1,7 триллиона, а уже на следующий — всего 1,2. И только недавно мировой экономике удалось вернуться на докризисный уровень иностранных инвестиций и даже слегка его превзойти.

ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) в своем докладе 2016 года сообщила, что мировые потоки прямых инвестиций в 2015 подскочили аж на 38% и достигли $1,76 триллиона. Это самый высокий показатель с начала кризиса — ура! Руїну подолано!

Большое «спасибо» за это нужно сказать денежному объему международных слияний и приобретений (СиП). В 2015 году компании по всему миру насливались на 721 миллиард долларов, тогда как в 2014 этот показатель составил 432 миллиарда.

Благодарность чуть поменьше заслужили процессы изменения конфигурации компаний. Такие сделки нередко влекут за собой значительные изменения в платежном балансе, и без них рост глобальных ППИ был бы уже не столь уж впечатляющим — 15%.

В развитых странах приток ППИ вырос

Как уже говорилось, прямые инвестиции — хлеб развивающихся экономик. Однако, большое количество масштабных сделок международных СиП привело к тому, что в глобальной структуре ПИИ возобладали развитые государства. Их доля составила 55% в 2015 году против 41% в 2014; в денежном выражении приток составил 962 миллиарда долларов. Большой рост показали Европа и США, но в отношении последних нужно оговориться, что там уровень притока в 2014 году был сравнительно низким, что и позволило добиться почти четырехкратного увеличения.

Вывозить инвестиции развитые государства тоже стали активнее

Развитые страны не только много вкладывали — вывоз из них тоже вырос, причем довольно резко. Увеличение составило 33%, и показатель достиг $1,1 триллиона. Главным мировым регионом-донором стала Европа, на которую пришлось 576 миллиардов вывезенных инвестиционных долларов. При этом развитым странам пока далеко до показателей увеличения вывоза ПИИ, достигнутых в предкризисном 2007 году, когда был показан до сих пор непокоренный максимум.

Развивающаяся Азия — лидер по получению прямых инвестиций

Если где-то чего-то убыло, то в другом месте — прибыло. В контексте распределения ПИИ этим другим местом стали экономики развивающихся стран. По сравнению с 2014 годом, они получили на 9% больше, достигнув нового максимума притока — 765 миллиардов долларов. И 541 миллиард из этой суммы пришелся на развивающиеся страны Азии, которые и стали главным регионом-реципиентом. В основном речь идет о государствах Южной и Восточной Азии, которые обеспечили своему континенту такую статистику.

Приток ПИИ в переходные экономики снизился, в слабые — вырос

Низкие сырьевые цены отпугнули инвесторов от вложений в страны с переходной экономикой. Там поток входящих инвестиций продолжил мельчать и стремиться к уровню почти десятилетней давности. Зато уязвимые экономики получили плюс 2% к притоку, который составил 56 миллиардов долларов. Больше всех дали им развивающиеся страны.

Структура ПИИ Африки сильно разнится в зависимости от региона

Страны Северной Африки старались как могли, привлекая инвестиции. В результате это регион показал рост притока, который, правда, в масштабах всего континента был компенсирован снижением объема прямых вложений в экономики Центральной и Западной Африки. В этой части планеты любят жить за счет эксплуатации природных ресурсов. Снижение цен на сырье обернулось для них падением уровня притока.

Итог — по сравнению с 2014 годом в Африке приток уменьшился на 7%, снизившись до 54 миллиардов долларов.

Цены на сырье не позволили увеличить приток ПИИ в Латинскую Америку

Латинская Америка и Карибский бассейн оказались похожи на Африку: рост притока в одной части региона шел параллельно с падением в другой. Локомотивом здесь стала Центральная Америка, которая за счет вложений в свою обрабатывающую промышленность отличилась положительной динамикой. Общий показатель сдерживала Южная Америка, пострадавшая от последствий все тех же низких цен на ресурсы.

В результате приток остался на прежнем уровне — 168 миллиардов долларов. Правда, в эту цифру не включены офшорные финансовые центры.

В услуги по-прежнему вкладывают охотнее всего

Третичный сектор экономики, более известный как сфера услуг, привлек свыше 60% мировых ПИИ. Он остался на прежнем уровне и на лидирующей позиции. Вторичный сектор (обрабатывающая промышленность и строительство) привлек в 2015 году больше иностранных инвестиций, чем в 2014, а вот первичный (добыча сырья), наоборот, недосчитался капиталовложений.

Дальше — снижение и снова рост

В своем докладе ЮНКТАД прогнозирует, что по итогам 2016 года потоки сократятся на 10–15% в сравнении с годом 2015. Однако упадок будет недолгим: уже в нынешнем году рост возобновится, а в 2018 мировой объем прямых иностранных инвестиций преодолеет показатель в 1,8 триллиона долларов.

Специалисты обещают рост глобальных потоков прямых иностранных инвестиций в среднесрочной перспективе. Самое время для Украины собраться и подтянуться в рейтинге привлекательных для инвесторов стран.

Особенности участия развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, в процессах прямого инвестирования

Рубрика: Мировая экономика

Дата публикации: 31.10.2016

Статья просмотрена: 135 раз

Библиографическое описание:

Самусенко Д. Н. Особенности участия развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, в процессах прямого инвестирования // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5. — С. 76-80. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/44/1521/ (дата обращения: 17.01.2019).

Читайте также  Инновационные идеи для организации бизнеса

Одной из характерных черт современного мирового развития является всё большее возрастание активности участия развивающихся стран в процесса международного движения капитала в форме прямых зарубежных инвестиций. Причём их роль не сводится к пассивному акцептированию зарубежных инвестиций. Некоторые из развивающихся стран всё чаще проявляют себя в качестве инвесторов.

В 1999–2000 гг. на развивающиеся страны и страны с переходной экономикой приходилось всего 20 % совокупного импорта капитала в мире в форме ПИИ. Однако, вскоре ситуация кардинально изменилась. В начале 2014 г. в развивающиеся страны поступило 55 % мирового импорта ПИИ. Из них в развивающиеся страны Восточной и Юго-Восточной Азии поступило 32,1 %, Латинской Америки и Карибского бассейна — 12,1 %, Африки — 4,4 %, Западной Азии — 3,5 %, Южной Азии — 3,4 % и Океании — 0,3 %.

Особо стоит отметить, что в 2011 г. Китай опередил США и вышел на первое место в мире по величине «чистого» притока иностранного капитала в форме ПИИ в национальную экономику. Китай мало того, что превзошёл по этому показателю США (280 и 253 млрд долл., соответственно) и сохранил лидерство в последующие годы, ещё больше увеличив отрыв. В 2013 г. Китай достигнул отметки в 347,8 млрд долл. против 294,9 млрд долл. у США [6, 7].

В данном аспекте уместно вспомнить слова американского экономиста П. Гемавата: «…Кризис ускорил процесс перемещения экономического роста в сторону развивающихся стран, а особенности азиатских» [1].

Что касается исходящих потоков капитала в мире в форме ПИИ, то доля в них экономически развитых стран понизилась с 89–90 % в 2000 г. до 60,8 % в 2013 г., а доля развивающихся стран, наоборот, за сравнительно короткий срок возросла почти в 3.5 раза: с 10 % в 2000 г. до 32 % в 2014 г. Ведущая роль в этом возросшем экспорте ПИИ принадлежит странам Восточной и Юго-Восточной Азии (20,7 %), Латинской Америки и Карибского бассейна (8,1 %), а также странам с переходной экономикой (7 %), замыкают список — развивающиеся страны Западной Азии (2,2 %), Африки (1 %) и Южной Азии (0,2 %) [2, 8].

Накопленные инвестиции, в которых воплощены долгосрочные тенденции мирового развития, в свою очередь, обладают большей инерционностью. По данному показателю «локомотивами роста» стали три региона: во-первых, развивающиеся страны Зарубежной Азии, во-вторых, государства Латинской Америки и Карибского бассейна и, в-третьих, страны с переходной экономикой. В общей сумме накопленных в мире ввезённых ПИИ за 1990–2013 гг. доля развивающихся стран Зарубежной Азии повысился с 16,4 % до 20,4 %, Латинской Америки и Карибского бассейна — с 5,4 % до 10,1 % [2, 8].

Подъём этот носил избирательный характер, но именно он и сформировал современный тренд. В Зарубежной Азии «точками роста» в 1990–2013 гг. стали: страны Юго-Восточной Азии (особенно Сингапур, а также Индонезия, Таиланд, Вьетнам), доля которых в накопленных в мире ввезённых ПИИ возросла с 3 % до 6,1 %; Китай — с 1 % до 3,8 %; Индия — с 0,1 % до 0,9 %; страны Западной Азии (Турция, Саудовская Аравия, ОАЭ, Ливан и др.) — с 1,5 % до 2,6 %. В Латинской Америке почти половину прироста обеспечили офшорные юрисдикции Карибского бассейна — Британские Виргинские и Каймановы острова. Бразилия увеличила свою долю в накопленных в мире ввезённых ПИИ с 1,8 % в 1990 г. до 2,8 % в 2013 г., выросли и соответствующие показатели Мексики, Аргентины, Колумбии, Чили и Перу [2, 8].

Географическая концентрация прямых иностранных инвестиций в развивающихся странах сегодня, гораздо менее выражена, чем в прошлом, когда, например, в 1980 г. 60 % всех накопленных в них ввезённых ПИИ приходилось на Гонконг, а 53 % накопленных вывезенных из стран этой группы ПИИ давала одна Бразилия. Но и в наши дни половина накопленных ввезённых в развивающиеся страны ПИИ размещается в 5 странах и территориях — Гонконге, Китае, Бразилии, Сингапуре и Мексике [2].

А из всей суммы накопленных вывезенных из них ПИИ половина и вовсе приходится на три страны и территории: Гонконг, Китай и Сингапур. Вкупе с Республикой Корея и Малайзией они внесли решающий вклад в повышение роли развивающихся стран в качестве инвесторов, экспортирующих капитал в форме прямых иностранных инвестиций.

Итак, в результате трансформационных процессов конца ХХ — начала ХХI веков доля экономически развитых стран в общем объёме накопленных в мире вывезенных ПИИ сократилась с 94 % в 1990 г. до 79 % в 2014 г. Соответственно, развивающиеся страны увеличили свою долю почти втрое: с 6 % в 1990 г. до 19 % в 2014 г.

Что касается накопленных в мировом хозяйстве ввезённых ПИИ, то в этом случае доля развитых стран сократилась с 77 % в 1990 до 65 % в 2014 г., а развивающихся государств и стран с переходной экономикой, наоборот, выросла почти в 1,5 раза: с 23 % до 32 % [8].

На исходе XX и в начале XXI века произошла постиндустриальная трансформация прямых иностранных инвестиций. Если прежде услуги вышли на первое место в отраслевой структуре ПИИ, потеснив обрабатывающую промышленность и строительство, то в 1990–2012 гг. «нематериальный» сектор экономики превзошёл «материальный» в качестве как источника, так и объекта прямого зарубежного инвестирования, разрыв между ними продолжал увеличиваться и достиг соотношения примерно 2/3: 1/3. При этом доля «вторичного» сектора сократилась в 1,6–2,3 раза, а услуг выросла в 1,3–1,5 раза. Важно отметить, что отраслевая структура прямых иностранных инвестиций следовала по пути «догоняющего развития». Если ещё в 1990 г. роль третичного сектора экономики в накопленных в мире ПИИ была значительно меньше, чем в структуре валового мирового продукта (ВМП), то к 2012 г. ситуация радикально изменилась и услуги заняли подобающее им место в структуре прямых иностранных инвестиций [3, 5].

Причём, по показателю накопленных вывезенных инвестиций развивающиеся страны оказались более динамичными, чем развитые: доля «нематериального» сектора за указанный период здесь выросла в 1.6 раз, достигнув отметки в 80 %, в то время как доля «материального» сократилась в 3 раза и составила всего 13 % (Табл. 1).

Распределение накопленных прямых иностранных инвестиций по секторам экономики вразвивающихся странах 1990–2012гг.,%

Источники: http://studbooks.net/2211307/ekonomika/problemy_privlecheniya_inostrannyh_investitsiy_finansovoy_pomoschi_ekonomiku_stran_afriki, http://businessviews.com.ua/ru/economy/id/prjamye-inostrannye-investicii-v-mire-otkuda-kuda-i-zachem-tekut-dengi-1503/, http://moluch.ru/th/5/archive/44/1521/

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос