Инвестиции зарубежный опыт в сфере

Зарубежный опыт повышения инвестиционной привлекательности и возможности его применения в РФ;

Стратегия продвижения инвестиционной привлекательности имеет большое значение для привлечения прямых иностранных инвестиций. В этой связи особенно интересен зарубежный опыт инвестиционной привлекательности.

В оценке опыта США следует обратить внимание на ряд важных положений:

1) создание благоприятной инвестиционной привлекательности определяется как одно из ключевых направлений деятельности территориальных органов власти. Особое внимание уделяется экономико-организационному обеспечению притока иностранных инвестиций. В настоящее время на уровне местных органов власти действуют около 10 тыс. программ стимулирования экономического развития, предусматривающих широкие нефинансовые льготы для иностранных инвесторов. В рамках деятельности по стимулированию экономического развития местные органы власти 25 штатов создали около 1500 так называемых предпринимательских зон, в которых иностранные инвесторы пользуются широкими льготами. Всё множество методов, используемых правительствами штатов с целью создания благоприятного инвестиционного климата, можно условно разделить на группы:

— прямые финансовые стимулы (предоставление ссуд, грантов, займов и кредитов правительствами штата);

— фискальные меры (введение различных налогов на предпринимательскую деятельность);

— льготы по налогообложению и специальные методы (налоговые изъятия, скидки, а также налоговые кредиты).

2) использование комплексного подхода, ориентированного на взаимосвязанные изменения разных групп условий инвестиционной деятельности (институциональных, финансовых, инфраструктурных). Его реализация сопряжена в первую очередь с апробацией механизма государственно-частного партнерства, позволяющего улучшать инвестиционной климат посредством:

— создания структурных элементов новой экономики на основе интеграции предпринимательских организаций реального и финансового секторов экономики, с одной стороны, и исследовательских структур высшей школы, с другой;

— объединением финансовых ресурсов государства и частных инвесторов и их направления, прежде всего на развитие инновационного компонента территорий.

В Ирландии сформулирована, активна политика, направленная на развитие конкретных отраслей промышленности. Где в настоящее время более двух третей всей промышленной продукции производится иностранными фирмами, а иностранные инвестиции позволили в последние годы добиться высоких темпов экономического роста.

В Шотландии улучшение инвестиционного климата связывается с развитием процессов кластеризации экономического пространства. Создание интегрированных предприятий и подготовка для них специалистов осуществляются через создание сетей местных компаний (the Local Enterprise Companies — LECs), которые координируют формирование экономической инфраструктуры территории, включая административную, бухгалтерскую помощь, услуги по предоставлению недвижимости, маркетинг, разработке инвестиционных программ, защите земель.

В Индии государственные органы, прежде всего Министерство торговли и промышленности и Министерство иностранных дел, оказывают активную поддержку объединениям промышленников и предпринимателей Индии в осуществлении деятельности по продвижению национального и региональных брэндов, а также формированию благоприятного образа страны за рубежом.

В Китае было принято решение китайского правительства сделать привлечение иностранных инвестиций приоритетом в экономической политике, были созданы первые «специальные экономические зоны» (в провинциях Гуандонг и Фуян). Эти зоны выделялись не только либеральным налоговым режимом, но и существенным облегчением административных барьеров для открытия нового бизнеса. Важную роль в успехе экономических зон также сыграли Гонконгские и Тайваньские инвестиции в китайскую экономику.

В Канаде важным направлением деятельности, обеспечивающим улучшение инвестиционного климата территорий, является содействие новых исследовательских центров при университетах. В последние годы деятельность правительства сосредоточена на предоставлении льгот компаниям, проводящим научные исследования и разработки. Программа налоговых льгот для научных исследований и экспериментальных разработок предоставляет компаниям прямое и полное списывание большинства издержек, а также налоговые кредиты в размере 20 – 35 %.

Все рассмотренные меры не являются чем-то сверхъестественным и при правильной организации способны внести свой вклад в инвестиционную привлекательность России.

Проведенный анализ современного зарубежного опыта государственного содействия процессам улучшения инвестиционного климата территорий позволяет предложить для внедрения в российскую практику следующие его продуктивные компоненты:

1. Использование механизма государственно-частного партнерства, позволяющего улучшать инвестиционной климат посредством создания структурных элементов новой экономики, концентрации финансовых ресурсов государства и частных инвесторов и их направления на развитие инновационного компонента территорий;

2. Определение направлений по улучшению инвестиционного климата процессов развития кадрового, инфраструктурного и инновационного обеспечения инвестиционной деятельности, кластеризации социально-экономического пространства муниципальных образований;

3. Комплексное стимулирование инвестиций, включающее финансовую поддержку (гранты, субсидии, налоговые льготы), инфраструктурное, информационное обеспечение;

4. Высокий уровень разнообразия форм взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности: государства, бизнеса, науки и высшего образования (научные парки, кооперационные соглашения, инновационно-технологические партнерства);

5. Создание в регионах специализированных государственных организаций непосредственно участвующих в обосновании механизмов развития территорий, в том числе связанных с улучшением их инвестиционного климата.

Опыт привлечения инвестиций зарубежных стран

Для успешного развития экономики требуется привлечение инвестиций. У стран СНГ опыт в этом намного меньший, чем у зарубежных стран. Поэтому ценен опыт стран с развивающейся экономикой, которые смогли выработать эффективную политику привлечения в страну иностранного капитала.

Опыт малых стран

В целом в мире насчитывается 67 малых стран с развивающейся или переходной экономикой. К малым странам относятся страны, население которых менее 3 миллионов человек. Лидерами по объемам привлеченных иностранных инвестиций среди них являются Эстония и Ямайка.

При этом Эстония придерживает рыночной стратегии развития, а Ямайка — государственного планирования. Тем не менее, обе страны, обеспечив привлечение инвестиций в экономику своих стран, получили целый ряд экономических выгод. Тем самым они продемонстрировали, что экономики с разными способами хозяйствования могут быть одинаково эффективными. Проанализировав успешный опыт этих стран, выделим факторы, повлиявшие на приток прямых иностранных инвестиций в страну:

1. Выход на внешние рынки

Малые страны имеют небольшой внутренний рынок и, соответственно, ограниченную покупательную способность. Эти страны не представляют особого интереса для инвестиций в бизнес, удовлетворяющий потребности внутреннего рынка. Следовательно, ограничение в виде малого объема рынке, необходимо преодолеть, если страна заинтересована в притоке иностранных инвестиций.

Ямайка признала это официально, заявив, что устойчивости рынка можно достигнуть только через экспорт. Первым шагом на пути к этому послужили заключение торговых региональных соглашений со странами соседями и членство в ВТО.

Эти страны выстроили приоритеты на заключении торговых соглашений и привлечении прямых инвестиций из-за границы, ориентированных на экспорт. Результатом этого стало то, что за период с 1995 по 2008 год, рынок стран Евросоюза (не учитывая северные страны и страны Балтии), потребили 20% эстонского экспорта. А за тот же период две трети ямайского экспорта пришлось на рынки США и Евросоюза.

Кроме этого, Эстонией была выработана политика на то, что страны, с которыми заключены торговые соглашения, являются источниками прямых инвестиций. В результате, направляя половину своего экспорта в северные страны, оттуда она импортирует три четверти прямых иностранных инвестиций. А присоединение Эстонии к Евросоюзу дало толчок росту объема прямых иностранных инвестиций из других стран блока и росту экспорта в эти же страны.

2. Ориентированность на привлечение инвестиций в определенную область

Налоговые и финансовые стимулы позволяют привлекать инвестиции в какие-то определенные отрасли экономики. Так, например, Ямайка, используя свободные экономические зоны, льготное финансирование и налоговые льготы, привлекала иностранный капитал в самые важные секторы своей экономики — горнодобывающую промышленность и туризм.

А вот Эстония отказалась от привлечения прямых инвестиций в отдельные отрасли экономики, и наоборот, проводит политику, благоприятную для инвестиций в разные отрасли экономики. Для создания инвестиционного климата, стимулирования экономического роста и динамичного развития страны, правительство Эстонии предоставляет всем инвесторам гарантию того, что национальный режим не будет дискриминационным.

Положительный эффект сыграло привлечение инвестиций в программы приватизации. Это помогло сформировать здоровый инвестиционный климат в стране и увеличить инвестиции еще больше.

3.Решение проблем с недостатком квалифицированных кадров и соответствующей инфраструктуры

Как правило, приток иностранного капитала и реализация крупных инвестиционных проектов, могут оказать значительное давление на имеющиеся в стране ресурсы. При этом моментально вырастает спрос на квалифицированные кадры и на инфраструктуру страны, которая включает морские порты и аэропорты, энергетические и водные системы, которые не всегда могут соответствовать возникшим потребностям.

Ямайка и Эстония значительно улучшили и расширили инфраструктуру своих стран. Но испытали огромные трудности с предоставлением необходимого числа квалифицированной рабочей силы. Главной проблемой для Эстонии, по оценкам иностранных инвесторов, стал недостаток квалифицированных рабочих. При этом в стране были ограничены возможности по профессиональной подготовке кадров и непрерывного обучения, и она не могла в полной мере удовлетворить возникший спрос.

Для преодоления сложившейся ситуации, эксперты из ЮНКТАД рекомендовали Эстонии смягчить иммиграционную политику для квалифицированных рабочих и тем самым, способствовать притоку необходимых высококвалифицированных кадров из других стран. При этом наиболее доступным решением могло стать привлечение бывших эмигрантов из Эстонии.

Читайте также  Бизнес идеи для домашнего заработка

4.Наряду с поощрением притока иностранных инвестиций, защищать интересы внутреннего капитала страны

Ямайка и Эстония получили выгоды от притока иностранных инвестиций. Так, на Ямайке были созданы рабочие места в туристической отрасли. Это стимулировало бурный рост сектора услуг, который в настоящий момент превышает экспорт товаров.

Но страны должны знать о потенциальных негативных последствиях, которые могут возникнуть вследствие притока инвестиций из-за границы и предпринимать меры, чтобы их избежать. Так, например, очень часто возникают проблемы с концентрацией внутреннего рынка, и происходит вытеснение местных компаний и предприятий. Для того, чтобы избежать определенных перекосов, приоритетной задачей для страны должно стать создание конкурентной среды.

Экономики стран, зависящих от иностранных инвестиций, уязвимы от внешних потрясений. Следовательно, странам нужно применять эффективное макроэкономическое управление — проводить компенсационную политику и тщательный мониторинг рынка.

5. Получение и развитие косвенных выгод

Для страны, в которую поступают инвестиции, необходимо сделать все возможное, чтобы национальная экономика и местные организации удовлетворяли все возникающие потребности инвесторов. Правительство может помочь малому и среднему бизнесу стать поставщиками товаров и услуг для иностранных компаний. Для повышения квалификации рабочих могут использоваться местные вузы и научно-исследовательские институты.

Анализируя опыт малых стран, можно сказать о том, что привлечение инвестиций из-за границы способствует улучшению экономического состояния страны, повышению деловой активности в разных сферах бизнеса и делает позитивным имидж страны на международном рынке.

Однако, внутренние факторы страны, такие как бюрократизм, нестабильная политическая ситуация и изменчивость законов, тормозят приток международных инвестиций и следовательно, мешают росту благосостояния страны. И никакие стимулы и льготы для инвесторов, не способны компенсировать эти факторы.

Опыт России в привлечении иностранных инвестиций

Россия представляет большой интерес для иностранных инвесторов с точки зрения вложения денежных средств. По мнению иностранных инвесторов, российский рынок может составить достойную конкуренцию на мировом рынке прямых иностранных инвестиций.

Абсолютное первенство по объему привлеченных иностранных инвестиций традиционно занимает добывающая отрасль. За ней следует сектор обрабатывающих производств, главным образом пищевая промышленность, металлургия и химия. Значительный приток прямых иностранных инвестиций отмечается также в финансовом секторе (в основном — приобретение долей в российских банках) и недвижимости.

Природные ресурсы — одно из основных конкурентных преимуществ России. Российская экономика активно развивается, есть все предпосылки для экономического роста. Три авторитетных международных рейтинговых агентства Standard&Poor’s, Fitch и Moody’s присвоили России инвестиционный уровень суверенного кредитного рейтинга.

В России активно работают новые инструменты инвестиционной политики, основанные на механизмах частно-государственного партнерства: концессии, инвестиционный фонд и особые экономические зоны.

Важнейшим конкурентным преимуществом России является потенциал в области высоких технологий и инноваций. Это позволяет рассчитывать на приток инвестиций в сферу высоких технологий. При этом высокое качество человеческого капитала является базой технологического и научного потенциала России. Правительство предпринимает активные меры по стимулированию таких инвестиций. Одним из самых эффективных механизмов являются создаваемые в России технико-внедренческие зоны, основным назначением которых является стимулирование развития высоких технологий.

Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом.

Основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику России являются:

  • · привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе — путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);
  • · регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
  • · привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;
  • · создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что иностранный капитал, не оказывая почти никакого значительного воздействия на развитие национального хозяйства в целом, играет сейчас роль «катализатора роста» лишь в нескольких узких секторах производства, ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос.

В настоящее время в России, происходит увеличение притока иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребностей российской экономики. Вывоз капитала по-прежнему во много раз превышает его ввоз. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности [4,5].

Наиболее интересным в вопросах регулирования инвестиционной деятельности является опыт США.

США — страна с достаточно развитой экономикой и мощной законодательной системой. Инвестиционный климат США является достаточно ярким и привлекательным. Сегодня эта страна находится на первом месте по объемам привлечения иностранного капитала в экономику своей страны.

Американское правительство хорошо осознает, что функционирование иностранного капитала в экономике США способно оказывать благоприятное влияние не только на промышленность, торговлю и инфляционные процессы, но и на национальную безопасность государства в целом.

На сегодняшний день можно выделить ряд характерных черт, присущих для экономики США в сфере правового регулирования инвестиционной деятельности страны:

  • -обеспечение высокого уровня притока инвестиций в экономику страны посредством региональной государственной политики;
  • -стимулирование экспорта и импорта капитала в равной степени;
  • -высокая степень контроля за иностранными инвестициями с целью недопущения возможных злоупотреблений;
  • -открытость рынка для других участников;
  • -развитая система налогового и инвестиционного законодательства;
  • -двухуровневая система правового регулирования инвестиционной деятельности.

Основные акценты в рекламно-пропагандистской работе правительства США по привлечению внимания потенциальных инвесторов делаются на следующих факторах:

  • -благоприятный инвестиционный климат, устоявшаяся и стабильная система налогообложения;
  • -мощный и современный технологический потенциал страны;
  • -огромный потребительский рынок (42% процента мирового потребления, около 32 тыс. долл. США ежегодных потребительских расходов на душу населения);
  • -глобальная роль в сфере НИОКР (45% всех ежегодных ассигнований на НИОКР в странах ОЭСР);
  • -строгий режим защиты интеллектуальной собственности (из 173 тыс. ежегодно регистрируемых патентов более половины из зарубежных стран);
  • -высокий уровень системы высшего образования (более 4 тыс. высших учебных заведений; более 56 миллионов американцев с дипломами о высшем образовании; из 10 ведущих университетов мира — 6 американских, среди лучших 100 ВУЗов мира — 37 американских);
  • -высокий уровень производительности труда (первое место среди стран “большой семерки”);
  • -высокоразвитая транспортная инфраструктура (самая обширная в мире сеть автодорог, железнодорожных путей сообщения, аэропортов; крупнейшие портовые центры перевалки грузов)
  • -благоприятная среда для иммигрантов (равенство возможностей, разнообразие культур) [6].

Законодательство США обеспечивает режим максимального благоприятствования для иностранных инвесторов на американском рынке. В большинстве случаев зарубежный капитал пользуется тем же статусом, что и национальный. Ограничений для объемов зарубежного финансирования, изъятия инвестиционных средств, перевода активов, дивидендов и роялти за пределы США не существует. Отдельные исключения по допуску иностранных инвесторов и специальные механизмы контроля за их деятельностью касаются лишь отдельных сфер, критических для национальной безопасности США: внутренние авиалинии, телекоммуникации, речные грузоперевозки, электроэнергетика, банковский сектор, страховые услуги, а также рынок земельных угодий.

Президент США обладает полномочиями заблокировать любую сделку по приобретению зарубежными инвесторами активов в США, если федеральная межведомственная комиссия по иностранным инвестициям (включающая представителей Министерства финансов, Министерства торговли, Госдепартамента, Министерства обороны, офиса торгового представителя США и совета экономических консультантов при президенте) посчитает, что иностранный инвестор может предпринять действия, угрожающие национальной безопасности США, или если существующая законодательная база не может гарантировать обеспечение национальной безопасности.

Таким образом, американская хозяйственная практика в области регулирования инвестиционной деятельности в большей степени ориентирована на реализацию принципов экономической свободы и экономического либерализма, нежели на серьезное прямое вмешательство в экономический процесс, который традиционно рассматривается как их недопустимое ограничение. А в целом, стремление американского правительства вовлечь в международную экономическую деятельность как можно более широкий круг участников, максимально расширить экспортный потенциал страны и входящих в нее территорий, стало отражением основного содержания деятельности внешнеэкономических институтов, как на федеральном, так и местном уровнях США. Согласованность и общая направленность действий этих институтов стало главной составляющей успеха этой страны на мировом рынке сегодня [7].

Опыт Китая

Китайская Народная Республика (КНР) на протяжении 15 лет лидирует среди развивающихся стран по объему ежегодно привлекаемых иностранных инвестиции.Быстрый экономический рост Китая и расширяющаяся открытость его внешнему миру способствуют повышению его роли и укреплению его позиций в мировой экономике. Сейчас Китай является одним из важнейших и активнейших участников интеграционных процессов в экономике стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Анализ опыта КНР по привлечению иностранных инвестиций, в первую очередь прямых, свидетельствует, что основными факторами, способствующими созданию в Китае благоприятного инвестиционного климата являются: низкие издержки производства, высокая емкость внутреннего рынка, государственная поддержка экспортно-ориентированных предприятий с иностранными инвестициями, льготный режим налогообложения для иностранных инвесторов, функционирование свободных экономических зон.

Китай успешно использует различные формы экономического сотрудничества с тихоокеанскими странами, прежде всего в области привлечения иностранного капитала. Правительство страны все более признает значение иностранных инвестиций как двигателя экономического роста. Одной из причин, почему в Китае (в отличие от государств бывшего Советского Союза и стран Восточной Европы) экономические реформы достигли своей цели, является четко сформулированный и весьма прагматичный подход к иностранному капиталу.

Читайте также  Инновации в малом бизнесе идеи

В настоящее время привлечение иностранного капитала стало признанной предпосылкой эффективного хозяйствования. Формы привлекаемого капитала самые разные — это прямые и портфельные инвестиции, кредиты и займы частных коммерческих банков, правительственные займы и займы международных организаций, размещение государственных облигаций и казначейских векселей за рубежом.

Интерес иностранных инвесторов к прямым инвестициям в экономику Китая вполне объясним, так как Китай является сейчас одной из самых привлекательных стран третьего мира и стран с переходной экономикой для деятельности иностранного капитала.

Важной особенностью процесса привлечения иностранных инвестиций в КНР является то, что основными зарубежными инвесторами в Китае являются этнические китайцы, проживающие в Гонконге, Южной Корее, Японии, США, а также на Тайване и в Макао.

Одним из главных стимулов привлечения иностранных инвесторов является экономия на трудовых издержках при производстве трудоемкой продукции.Однако сейчас в Китае понимают, что при прочих равных условиях наличие одной лишь дешевой рабочей силы без высокой производительности труда является меньшим стимулом для иностранных инвесторов, чем сочетание высокой производительности труда и относительно дешевой рабочей силы.

Опыт Японии

До самого последнего времени Япония оставалась страной, закрытой для иностранных инвестиций. Главной целью оставалась защита собственных предпринимателей от возможной конкуренции со стороны зарубежных соперников. Для инвесторов было множество ограничений для привлечения инвестиций. Только некоторые компании, которые приносили в страну новые технологии и разработки, допускались до рынка.

Это происходило до тех пор, пока государству не понадобилось больших привлечений иностранного капитала. С этого момента Япония идет на сотрудничество с транснациональными корпорациями, ослабевая некоторые ограничения. Японское расширение иностранных инвестиций было нацелено на приобретение торговых марок зарубежных производителей, а также на их технологии.

Несмотря на ослабление ограничений для иностранных инвесторов, Япония остается главным поставщиком капитала на мировой финансовый рынок. Имея высокую норму сбережения у населения, огромные резервы у промышленных корпораций, пенсионных и страховых институтов, последние двадцать лет Япония активно вкладывала в зарубежные активы. Так, на конец 2010 года объем японских портфельных инвестиций в иностранные активы достигал 3,2 трлн. долларов.

Экономика ориентирована во вне: она работает на экспорт товара и капитала, причем в последние годы доходы от экспорта капитала стали превалировать над доходами от экспорта товара.

Наиболее сильны барьеры для входа на рынок иностранного капитала в сельскохозяйственном секторе и сфере услуг, также они присутствуют на рынке транспортных услуг, здравоохранения и образования. Это кажется особенно неуместным, учитывая, что производительность труда уже довольна низка в этих секторах и снижается на протяжении последних нескольких лет. Несмотря на некоторое изменение политики в отношении иностранных инвестиций в последние несколько лет Япония все равно остается одной из стран с самыми строгими требованиями к зарубежным прямым инвестициям.

Основным типом инвестиций для Японии является М&А инвестиции, т. е. слияние и поглощение. В последнее время японские компании проводят активную и даже несколько агрессивную политику слияния и поглощения, которой способствует высокий курс цены и глобальная тенденция к снижению цен на акции. Основными сферами их приложения являются фармацевтика, страхование, химическая и пищевая промышленность. Целями такой политики являются:

  • -расширение присутствия на иностранных рынках;
  • -заимствование новых технологий;
  • -освоение новых направлений.

В политике слияния и поглощения огромную роль играют крупнейшие японские корпорации — согосеси. Согосеся — уникальное японское экономическое явление. Это универсальные торговые компании, охватывающие все отрасли экономики. Они занимаются оптовой торговлей и продвижением товаров, как в Японии, так и за рубежом. Помимо этого, согосеся занимаются разработкой продукции совместно с производителями и инвестициями в производство. Крупнейшими согосеся являются: Mitsubishi Corporation, Itochu, SumitomoCorporation,Marubeni, ToyotaTshusho, Sojitz.

По объему прямых инвестиций за рубежом Япония стабильно занимает пятое место в мире (после США, Англии, Франции и Германии).

Что же касается о взаимоотношении с Беларусью, то выделяется очень яркий и весомый проект — модернизация производства полиэфирных нитей на РУП «Светлогорское ПО «Химволокно». Общая сумма японских инвестиций в проект — 31,5 млн.долл. США. Также в Республике Беларусь функционируют два совместных предприятия с японским капиталом — это ООО «Лотис ТИИ» и ООО «Солар ТИИ». Основной сферой их деятельности является производство и экспорт лазерного оборудования, устройств на жидких кристаллах и приборов для физического и химического анализа.

Влияние международного движения капитала на мировую экономику велико и постоянно увеличивается вслед за увеличением масштабов миграции капитала. Международная миграция капитала стимулирует развитие мировой экономики, позволяет перераспределить ограниченные экономические ресурсы более эффективно.

Япония все же остается страной, где сложно работать и продвигать свой бизнес иностранному инвестору. Она же делает ставки на экспорт капитала, и при этом выигрывает. После кризиса 1990-х годов Япония очень ослабла. Новые потрясения все больше и больше подрывают экономику страны. Но она стоит стойко, выходит на лидирующие позиции по товарообороту в стране, по росту ВВП. Этому можно поучиться многим странам, в том числе и Беларуси.

Зарубежный опыт регулирования и стимулирования инвестиционной сферы Текст научной статьи по специальности «Финансовая наука. Денежные и налоговые теории. Кредитно-финансовые институты»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Булавко Ольга Александровна

Рассмотрен опыт некоторых стран по привлечению инвестиций использование специализированных инвестиционных полуи негосударственных агентств. Государственный инвестиционный заказ и государственное планирование капитальных вложений рекомендуются для поддержания капиталовложений во время спадов.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Булавко Ольга Александровна,

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт регулирования и стимулирования инвестиционной сферы»

УДК 336.581 ББК 65.291

зарубежный опыт регулирования и стимулирования инвестиционной сферы

Рассмотрен опыт некоторых стран по привлечению инвестиций — использование специализированных инвестиционных полу- и негосударственных агентств. Государственный инвестиционный заказ и государственное планирование капитальных вложений рекомендуются для поддержания капиталовложений во время спадов.

бюджетное планирование, государственное планирование капитальных вложений, государственный инвестиционный заказ, инвестиционный план, капиталовложения, стимулирование инвестиций, финансовый инвестор.

Использование Россией реального положительного опыта по регулированию инвестиционной сферы, накопленного в ведущих странах Запада, необходимо ввиду того, что инвестиционная ситуация в стране характеризуется как поворотом экономики в сторону выхода из кризисной ситуации, так и отсутствием достаточных инвестиций.

Стимулирование инвестиций, как

правило, связано с несколькими видами деятельности — такими, как проектный анализ и маркетинг, осуществляемые частными организациями, как правовое обеспечение и обслуживание инвесторов, осуществляемое государственными учреждениями. Страны, которые занимаются привлечением притока иностранных инвестиций, используют определенные координируемые правительством организационные структуры. Приведённые в табл. 1 данные показывают, что, как правило, ответственность за стимулирование иностранных инвестиций возлагается на конкретную организацию.

Существуют различные причины, по которым деятельность, связанная со стимулированием инвестиций, осуществляется правительством. Наиболее важная — в том, что результаты этой деятельности частным фирмам не так легко использовать для получения прибыли. Деятельность по стимулированию инвестиций обеспечивает социальные выгоды, что является более важным, чем потенциальная возможность получения частной прибыли.

Несмотря на то, что функция стимулирования инвестиций является в принципе задачей маркетинга, для её успешного осуществления необходимо тесное взаимодействие с правительственным органами. Агентства по стимулированию ин-

вестиций осуществляют деятельность по обслуживанию инвесторов, чтобы помочь им получить разрешения и лицензии, необходимые для осуществления процесса инвестирования.

Некоторые страны выбрали чисто государственную форму организации агентств по привлечению (стимулированию) инвестиций, другие — смешанную форму организации — государственно-частную (табл. 2).

Государственные агентства стимулирования инвестиций существуют внутри более крупных правительственных структур. Например, агентство «Канадские инвестиции» [3], которое подотчётно министерству промышленности; таиландское

Организации, ответственные за осуществление деятельности по стимулированию инвестиций за рубежом [8]

Ямайка Ямайские национальные инвестиции

Ирландия Содействие развитию промышленности

Сингапур Комитет по развитию экономики

Малайзия Развитие малазийской промышленности

Таиланд Таиландский комитет инвестиций

Коста-Рика Костариканская программа по стимулированию инвестиций

Британия Бюро инвестиций в Британию

Барбадос Барбадосская корпорация развития промышленности

Гонк Конг Гонгконгский государственный департамент промышленности

Израиль Израильский комитет инвестиций

Франция Французский комитет развития промышленности

Австрия Кооперирование и индустриальное развитие Австрии

Канада Канадские инвестиции

Индонезия Комитет координации инвестирования

Типы организаций стимулирования инвестиций [8]

Страна Организация Тип организации

Британия Бюро инвестиций в Британию Государственная

Канада Канадские инвестиции Государственная

Коста-Рика Костариканская программа по стимулированию инвестиций Частная

Индонезия Комитет координации инвестиций Государственная

Ирландия Содействие развитию промышленности Смешанной формы

Ямайка Ямайские национальные инвестиции Смешанной формы

Малайзия Развитие малазийской промышленности Смешанной формы

Шотландия Шотландская Смешанной формы

Сингапур Комитет по развитию экономики Смешанной формы

Таиланд Таиландский комитет инвестиций Государственная

агентство ВОІ при кабинете премьера-министра [1] и др.

Таиландский комитет инвестиций (ВОІ) начал активную самостоятельную деятельность в 1980 г. Для успешной реализации своих функций ВОІ заключила контракт для осуществления деятельности по генерации инвестиций с американской фирмой ADL в 1983 г. Проект по привлечению инвестиций из США состоял из контракта с организацией ADL на обеспечение анализа, оказания сервисных услуг, а также на обучение персонала в Нью-Йорке. В 1986 г. ВОІ подписало контракт с японскими фирмами и№СО и ОРМАС на инвестирование из Японии в Таиланд средств на сервисные и рекламные цели.

Читайте также  Как найти идею для интернет бизнеса

В отличие от таиландской ВОІ «Канадские инвестиции» была создана с конкретной целью — заниматься только стимулированием инвестиций. Это агентство унаследовало свою организационную структуру от предшественника — «Федерального бюро инвестиций».

Необходимо иметь в виду, что стимулирование инвестиций отличается от традиционных функций, выполняемых правительственными учреждениями — таких, как управление, контроль, регулирование, разработка и утверждение законов, контроль за их исполнением и др. Успешное осуществление деятельности по стимулированию инвестиций требует использования современных методов управления, проектного анализа, маркетинга, гибкости в реагировании на нужды инвесторов, быстрой адаптации к меняющимся рыночным условиям, а также определенной самостоятельности при разработке и реализации стратегических и тактических целей. Традиционные правительственные организации и их государственные служащие, как правило, не очень подходят для осуществления этих задач. Поэтому получили распространение смешанные типы

организации агентств по привлечению инвестиций.

Частно-государственные агентства по привлечению инвестиций имеют свой собственный совет директоров, отчитываются по итогам своей деятельности перед соответствующим министерством, в то же время, не являясь его частью, и нанимают персонал не из штата государственных служащих. Ирландская IDA [4] была создана в 1949 г. внутри Министерства промышленности и коммерции. IDA стала проводить активную политику стимулирования инвестиций и привлечения средств иностранных инвесторов. С 1969 г. IDA стала полугосударственной организацией с собственным советом директоров, но оставалась на финансировании Министерства промышленности и коммерции, которому в конечном счёте было подотчётно.

Три полугосударственные организации по примеру IDA — в Сингапуре, Шотландии и на Ямайке — начали осуществлять деятельность по стимулированию инвестиций как полугосударственные агентства. Сингапурский Совет по экономическому развитию EDB (Economic Development Board of Singapore) [2] был автономной общественной организацией. Это агентство применяло более гибкую систему оплаты труда, чем государственные министерства. Оно имело свой собственный совет директоров, большинство членов которого назначалось из частного сектора.

Шотландская организация SDI (Scottish Development International) была международным органом. Она являлась совместным предприятием, организованным в 1981 г. Министерством промышленности Шотландии и шотландским департаментом развития промышленности и использовала возможности обеих этих организаций. SDI выплачивала зарплату своим служащим на 20-40% больше, чем зарплата государственных служащих. В 1987 г.

36% дохода SDI поступало от коммерческой деятельности.

Ямайская JNIP (Jamaica National Investment Promotion) [5] была создана в 1981 г. как полугосударственная организация. Она существовала отдельно от государственных служб, выплачивала гораздо более высокую зарплату и имела совет директоров, члены которого были выходцами из частного сектора.

кое агентство MIDA (Malaysian Industrial Development Authority) было создано в соответствии с рекомендациями Всемирного банка в 1967 г. как автономная полугосу-дарственная организация.

Все полугосударственные организации могут сочетать в себе типичные черты и государственного, и частного секторов. Связи с официальными государственными структурами позволили этим организациям обслуживать инвесторов и осуществлять свои функции более эффективно. Как организации, деятельность которых оценивается не по размерам прибыли, они могли ставить перед собой и социальные задачи.

Как показывает этот опыт, полугосу-дарственные инвестиционные агентства обеспечивают разумный компромисс участия государственного и частного сектора в данной деятельности. Они более способны, чем чисто частные организации выполнять задачи, свойственные для организаций госсектора, но так же они в состоянии приобретать опыт, необходимый для решения специфических задач в частном секторе, включая очень важную функцию международного маркетинга.

В 1987 г. в Америке была создана организация содействия мировому развитию промышленности UNIDO [7]. UNIDO помогала развивающимся странам в их деятельности по стимулированию инвестиций.

Следовательно, при проведении активной инвестиционной политики необходимо учитывать не только законодательную, ресурсную, технико-экономическую, финансовую составляющие реализуемой стратегии, но и типы институциональной организации национальных агентств, занимающихся инвестиционным блоком внешнеэкономической деятельности.

Важную роль в активизации инвестиционной деятельности играет государственный заказ, который позволяет влиять на колебания общехозяйственной конъюнктуры на стадии спада и подъема инвестиционного цикла. С учетом этого он служит инструментом проведения конъюнктурной политики ведущих стран мира. Во многих странах Запада путем

налогообложения прибыли в периоды подъемов создаются «противоцикличес-кие» или «конъюнктурные» инвестиционные фонды, которые используются для поддержания капиталовложений во время спадов: в 60-х гг. ХХ в. — в Швеции, Дании, ФРГ; в 70-х гг. — в Финляндии, Франции, Испании.

В странах Западной Европы широкое распространение получило бюджетное государственное планирование капитальных вложений, составляемых на срок от 2 до 10 лет, в большинстве случаев — на 5 лет. В системе этих бюджетов разрабатываются планы капитальных вложений. Пятилетние инвестиционные планы каждый год пересматриваются, уточняются и передвигаются на год вперед. Это планы-прогнозы, которые носят индикативный характер и обязательны для государственных предприятий. Для частного сектора индикативные планы представляют необходимую информацию о направлениях и перспективах развития, в т.ч. — об объеме, структуре и видах инвестиций.

Знание общих перспектив развития экономики и принципов проводимой государственной экономической политики позволяет предприятиям осуществлять разработку собственных инвестиционно-производственных программ и осуществлять инвестиции в перспективные проекты. В инвестиционной сфере развитых стран США, стран Западной Европы, Японии основой формирования государственного заказа являются долгосрочные целевые комплексные программы общегосударственного или регионального уровня для достижения конкретных целей наращивания производства необходимой продукции, производство новых видов высокотехнологических товаров, освоение месторождений природных ресурсов.

Государственное регулирование экономики, в т.ч. инвестиционной сферы, характерно для всех экономически развитых стран. Для Японии характерна разработанная методология планирования инвестиций. Различные министерства от лица государства разрабатывают краткосрочные и среднесрочные планы развития общественных работ и выступают в роли заказчика. Такие многолетние традиции способствуют реализации нового строительства, развития приоритетных территорий, а также развитию всех отраслей экономики.

В Германии в практике регионального инвестирования используется понятие «общественная задача», что соответствует понятию «целевая программа». В новых (восточных) федеральных землях разрабо-

таны целевые правила «Улучшение региональной хозяйственной структуры», что способствовало стимулированию инвестиций путем предоставления субсидий на развитие промышленности и инфраструктуры из федерального и земельных бюджетов, а также Европейского фонда регионального развития.

Китай заключил договор на приобретение современных авиационных, энергетических и металлообрабатывающих технологий на сумму в 400 млн долл. и проявляет интерес к сотрудничеству с Россией, интенсивно инвестируя средства в российский Дальний Восток. Замедлилось инвестиционное сотрудничество с Монголией, хотя до сих пор на построенных с помощью СССР монгольских предприятиях выпускается около 60% промышленной продукции Монголии. Сведено к минимуму кредитное сотрудничество, хотя уже несколько лет ведется работа по погашению монгольского долга России. За накопленные долги Россия хочет приобрести собственность, в том числе промышленные предприятия. Инвестиционная активность Тайваня пока находится практически на нулевом уровне, однако при условии стабильности политической ситуации и улучшения экономической конъюнктуры возможны серьезные капиталовложения в сферу российских высоких технологий, аэрокосмическую и оборонные отрасли.

В 2009 г. основными инвесторами по-прежнему оставались США, Германия, Кипр и Нидерланды. Новые индустриальные страны и государства-нефтепроизводители имеют значительные денежные ресурсы и обладают современными технологиями. С некоторыми из них у России раньше вообще не были налажены отношения, а связи с другими осложнялись политическими проблемами. Негативно сказались последствия государственной монополии, предопределившей отрыв российских производителей от внешних

рынков. Сейчас многие из этих сдерживающих факторов исчезли, что способствует будущему росту вложений из развивающихся стран.

В США регулирование инвестиционных процессов в определенных рамках осуществляет государство. Из валовых капиталовложений в экономику США на долю государства приходится более 20%, из них 12% идет на инвестиции из федерального бюджета. Влияние государства на инвестиционную деятельность осуществляется с помощью таких финансовых инструментов, как льготные ставки налога на прибыль, политика ускоренной амортизации, стимулирование отдельных категорий инвестиций.

Таким образом, опыт инвестиционной деятельности разных стран может быть полезен для России, экономика которой находится в процессе перехода к инновационному развитию. Данный опыт был учтен при разработке и внедрении в России законодательства, направленного на стимулирование инновационной деятельности. С января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон РФ от 19 июля 2007 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности». В соответствии с этим законом все финансовые инвесторы инноваций получат дополнительные льготы по налогам на добавленную стоимость, на прибыль организаций и единому налогу, уплачиваемому при использовании упрощенной системы налогообложения. Освобождаются от НДС операции по передаче исключительных прав на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, программы, базы данных, определяется перечень НИОКР, освобождаемых от этого налога. Однако прошедшие два года показали, что этого недостаточно.

Источники: http://studopedia.su/9_57959_zarubezhniy-opit-povisheniya-investitsionnoy-privlekatelnosti-i-vozmozhnosti-ego-primeneniya-v-rf.html, http://studwood.ru/728943/ekonomika/opyt_privlecheniya_investitsiy_zarubezhnyh_stran, http://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-regulirovaniya-i-stimulirovaniya-investitsionnoy-sfery

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос