Консультации по инвестициям в искусство

Инвестиции в искусство

В собрании галереи АРТ-СОЮЗ представлены произведения искусства, обладающие музейным значением и высокой коллекционной ценностью.
Мы предоставляем консультации по инвестиционной привлекательности предметов искусства, минимизации рисков при покупке произведений русского и зарубежного искусства.

Инвестиции в искусство – Art-banking

Если Вы интересуетесь искусством, уже совершали или только планируете совершить покупки на арт-рынке, заинтересованы инвестиционными возможностями вложения средств в искусство, галерея АРТ СОЮЗ совместно с партнерами окажет всестороннюю помощь в этом деле.
• Предоставление аналитической информации по арт-рынку, конкретному автору или произведению искусства.
• Консультирование и сопровождение сделок по покупке-продаже работ.
• Инвестиционное консультирование.
• Организация хранения и страхования, консультирование по выбору логистического оператора.
• Консультирование по вопросам создания и управления коллекцией.
• Поиск определенных работ или мастеров на заказ, по своей базе данных, как в России, так и за рубежом.
• Арт-подарки.

Корпоративная коллекция произведений современного искусства

Галерея АРТ-СОЮЗ имеет большой опыт в области продвижения современных художников на арт-рынке России и Европы. В сферу деятельности галереи входит организация выставок, маркетинговые услуги, консультации по инвестициям в искусство, PR-мероприятия, имиджевые проекты в области искусства.
Мы предоставляем консультации по инвестиционной привлекательности отдельных работ, художественных направлений и авторов, минимизации рисков при покупке произведений русского и зарубежного искусства. Мы работаем с современными авторами и владельцами коллекций.

Галерея АРТ СОЮЗ также занимается прогнозированием развития арт-рынка, планированием и реализацией комплекса мероприятий по продвижению наиболее перспективных его сегментов, с привлечением современных художников, имеющих гарантированный потенциал.
Приобретая понравившиеся работы для корпоративного или частного собрания в ценовом диапазоне от 5000 до 10000 долларов, владелец коллекции подвергается наименьшему финансовому риску.
Проведение выставок и статусных мероприятий в области искусства, освещение их в средствах массовой информации, издание альбомов, каталогов коллекции, помимо положительного влияния на имидж и общественный статус коллекционера, придаст положительную динамику росту цен на произведения выбранных авторов.

Таким образом, наш клиент становится обладателем коллекции предметов искусства, ценность которых увеличивается с годами.

Инвестиции в искусство и Яркие примеры

Приобретение художественных ценностей с целью извлечения прибыли – это мудрый подход к вложению капитала. Сегодня инвестиции в искусство могут принести хорошую прибыль. Многие уподобляют арт-рынок фондовому рынку, где полотна известных мастеров приравниваются к высоколиквидным «голубым фишкам», а картины начинающих художников – к акциям второго эшелона. Попробуем разобраться, насколько оправдан такой коммерческий подход к произведениям искусства.

Вложения в картины молодых художников

Безусловно, приятно быть обладателем коллекции полотен выдающихся мастеров, но подобные инвестиции в искусство – удел состоятельных людей. Рядовым покупателям творения Моне, Дега или Пикассо явно не по карману. Впрочем, если вы обладаете художественным вкусом и практической сметкой, можно собрать коллекцию из картин начинающих или малоизвестных художников. Возможно, через несколько десятков лет их произведения вырастут в цене в сотни раз.

На Западе такой подход к вложению капитала очень популярен.

Например, Ребекка Уилсон – широко известный галерист и меценат – составила своеобразный рейтинг инвестиционной привлекательности молодых художников. Она считает, что работы многих начинающих авторов сейчас недооценены и потому обладают высоким потенциалом увеличения стоимости. В её ТОП–5 художников, работы которых перспективны в инвестиционном плане, вошли:

  • Американец Ben Gooding – выпускник Cambridge School of Art and an MFA. Его минималистские картины демонстрируют тончайший баланс между филигранной техникой и безудержной фантазией. Стоимость работ – $1–3,5 тыс.

  • Англичанин Louis Fratino – питомец Institute of Art в Балтиморе, сейчас обучается в престижном Йельском университете. Его картины, изобилующие яркими красками и необычными человеческими фигурами, вызывают огромный интерес во всём мире. Сейчас его работы продаются за $250–5000.

  • Clare Price из Великобритании, окончившая Central St Martin’s в Лондоне, создаёт абстракционистские полотна. В её активе – несколько успешных художественных выставок и престижная премия Acme Jessica Wilkes. Полотна художника оцениваются в $1–5 тыс.

  • Pippa Young – перспективная английская художница, окончившая Falmouth University. В своих работах она исследует превращения, происходящие с фотографиями, когда с них пишут художественные картины. Творения Пиппы сейчас продаются за $1,5–2 тыс.
Читайте также  Источник инвестиций в рыночной экономике

  • Michael Covello, окончивший Cornell University, является одним из самых популярных молодых художников США. Его увлечение архитектурой находит отражение в картинах, созданных под влиянием цветовых фантазий и геометрических образов. Сегодня эти картины можно купить за $650–3000.

В России инвестиции в искусство молодых художников не слишком популярны по причине низкого интереса отечественных гениев к традиционным жанрам. Сегодня найти классическое живописное полотно, графическую работу или креативную скульптуру практически невозможно. Объектом творчества обычно становятся инсталляции, видеоарт и их комбинации. Тем не менее, есть молодые художники, творения которых могут со временем неплохо вырасти в цене. Среди них:

  • Олег Доу – москвич, окончивший МИСиС. На его счету около сотни работ, большая часть из которых находится в частных и семейных коллекциях в США, Франции, Нидерландах, Швейцарии. Стоимость работ Олега – $10–40 тыс.

  • Егор Кошелев – москвич, выпускник знаменитой Строгановки, автор 200 с лишним работ. Его зарубежные персональные выставки в Лондоне и Вене прошли с большим успехом. Работы Егора сейчас продаются по €2–10 тыс.

  • Иван Плющ – уроженец Санкт-Петербурга, выпускник Государственной художественно-промышленной академии им. В. Мухиной. Автор 70 с лишним работ, половина из которых уже находится в коллекциях и частных собраниях. Участник выставок в Сеуле, Лондоне, Милане, Женеве, Париже, Вене. Стоимость работ Ивана – €5–8 тыс.

Конечно, инвестировать в работы начинающих авторов – это большой риск. Никто не даст гарантий, что мода на «раскрученного» художника не пройдёт через несколько лет, и из успешного инвестора вы превратитесь в мецената. Возможно, поэтому большинство состоятельных людей предпочитает приобретать проверенные временем произведения.

Выгодные произведения известных авторов

Один из российских инвесторов, проявляющих интерес к такому способу вложения капитала – совладелец «Промсвязьбанка» Алексей Ананьев. Сегодня в его коллекции находится более 5 000 полотен русских реалистов конца XIX – начала XXI вв., стоимость которых владелец не раскрывает. По мнению Ананьева, рынок русского реалистического искусства стабилен, в кризис здесь появляется больше интересных работ, но цены на них всё равно не падают.

Алексею принадлежит интереснейшее замечание об инвестициях в искусство. Он считает, что если заниматься собирательством с мыслью о рыночных котировках экспонатов и рентабельности вложений, коллекция «теряет лицо».

Гораздо ценнее, если в ней чувствуются знания, вкус и убеждения коллекционера. Это не только повышает стоимость собрания, но и приносит удовольствие его обладателю.

Инвестиции в искусство

Инвестиции в искусство

После исследований ломбардов и фондового рынка немного прервемся и поговорим о прекрасном. Деньги, разумеется, тоже вполне прекрасная вещь, но настоящее искусство по расхожему выражению бесценно. Впрочем, в наше время все измерено в деньгах и искусство не обойдено его влиянием. Как бы вы ни относились к искусству (в этой статье под искусством я буду понимать только живопись и фотографию, выделив остальное в отдельную статью), картины художников покупаются и продаются, а значит являются предметом товарно-денежных отношений. При этом есть люди, которые считают инвестирование в искусство более надежным, чем в фондовый рынок, ибо по их мнению последний может за день резко рухнуть вниз, тогда как цена на достойный предмет искусства сильно не изменит своего значения. Немного ниже увидим, так ли это.

Собственно, инвестиция в искусство в виде покупки дорогих картин на протяжении веков считалась достойным размещением капитала (в России это направление активно популяризировала Екатерина Вторая), однако интерес для более-менее массовых инвесторов искусство приобрело лишь в последние десятилетия. Удачные примеры подобных вложений берут свое начало с XX века, когда в 1904 году банкир Андре Левель вместе со своими коллегами приобрел около 100 картин и рисунков импрессионистов, среди которых оказались работы Пикассо и Матисса. Через 10 лет, в начале первой мировой войны, цены на работы французских художников взлетели вверх и коллекция была удачно продана: часть работ ушла по десятикратной цене, а в целом полученная прибыль в четыре раза превысила первоначальные вложения. Математически имеем 400% за 10 лет или 40% в год.

Точно так же, только еще раньше, поступил российский фабрикант Сергей Щукин, первым в России распознавшим перспективное направление. Другой, хотя и менее внушительный пример — арт-фонд пенсионного фонда Британских Железных дорог, вложивший в 1974 году около 40 миллионов фунтов стерлингов в коллекцию 2425 произведений искусства (не только живописи), которая была распродана с 1987 по 1999 год. Средняя прибыль получилась около 13% годовых — не столь впечатляюще, но фонд преследовал задачу уменьшить свою зависимость от фондового рынка и добился результата. В конце 80-х японский рынок находился на сильном подъеме и японские корпорации и частные бизнесмены скупали французских импрессионистов по высоким ценам, что стало причиной «пузыря» на арт-рынке, который медленно сдувался в первой половине 90-х годов.

Читайте также  Бизнес идеи с товарами из китая

Все описанное, а также появление большого числа современных художников и привело к созданию нового направления в искусстве, когда картины стали скупать уже не только коллекционеры (для себя лично либо для перепродажи таким же, как они), а инвесторы, нацеленные только на получение прибыли. Хотя рынок искусства по-прежнему ассоциируется с рынком, где нужен большой порог входа, однако это уже не так: на западе нередки аукционы, популяризирующие вложения в живопись со средними ценами за картины порядка 1000-5000 $. В 2009 году стоимость числа произведений, проданных ниже 5000 $, составила примерно три четверти от общего числа продаж. Однако входя на этот рынок инвестор, особенно начинающий, сталкивается с рядом проблем.

Первая состоит в том, что нельзя отследить ежедневное изменение цены на купленный товар — по нему, в отличие от какой-либо акции, нельзя будет найти котировок на бирже, чтобы оценить момент входа. Остается лишь справляться о прежних ценах — но это не всегда возможно, особенно в отношении современных работ. Вторая причина — возможность подделки. В некоторых случаях проведение соответствующей экспертизы может быть сравнимо с ценой самой картины. Ну и наконец неликвидность. Купить картину, особенно неизвестную, довольно легко, а вот продать ее даже по заниженной стоимости далеко не всегда возможно; тем более что обычно при этом задействованы услуги арт-дилера, арт-консультанта или аукционного дома, которые дополнительно уменьшают прибыль. Рекордсменом по стоимости является картина Поля Сезанна «Игроки в карты» (1890-1895) — в феврале 2012 года семья шейхов купила ее за 250 миллионов долларов.

Модели индексов в искусстве

Огромное число имеющихся и появляющихся работ художников, организация аукционов по всему миру, не всегда носящих публичный характер, сложность мониторинга — все это стало причиной того, что адекватно оценить стоимость искусства по всему миру является очень сложной и неоднозначной задачей.

1. Пожалуй самым известным индексом в искусстве является Mei Moses All Art Index, который был разработан примерно тридцать лет назад профессорами школы бизнеса при Нью-Йоркском университете Майклом Мозесом и Цзяньпином Меем. Индекс был сделан на основе мониторинга повторных продаж более 15 тысяч предметов искусства (с 1875 года) и позволяет проанализировать ценовые тенденции на истории и текущем рынке. Вот как выглядит график индекса с середины XX века:

График представлен в обычной и логарифмической шкале, поскольку на последней особенно хорошо видна корреляция доходности с индексом SP500. К сожалению, все мировые индексы искусства не имеют возможности выпустить акции и дать инвесторам шанс на инвестирование — по той простой причине, что все искусство никому не принадлежит.

2. Свою методику оценки на основе собственных индексов, составленных по данным продаж предметов искусства на мировых аукционах, предлагает французская компания Artprice — и как можно видеть, представленный график сильно отличается от Mei Moses All Art Index:

Кстати, в отличие от всех других, изменение его стоимости можно видеть в онлайн-режиме. На сайте artprice.com можно даже отслеживать работы интересующего вас художника, следить, как меняются цены — и принимать решение о покупке, помня о проблемах с ликвидностью. Большая картина к тому же наверняка доставит много хлопот при пересылке.

3. На третье место я поставлю ряд индексов российской компании artinvestment.ru, которые можно найти на главной странице их сайта. Вот как компания описывает сбор данных для одного из индексов:

4. Вот еще один график из ежегодного обзора Artprice, где можно различить уже не только мировую тенденцию, но и оборот предметов искусства в трех наиболее значительных странах:

Читайте также  Идеи для организации нового бизнеса

Дополнительная интересная статистика по обороту мирового искусства:

5. И наконец, еще один найденный мной индекс, Artprice Global Index, рассчитанный методом повторных продаж, вообще не показывает корреляцию с кризисом 2008 года и таким образом относится скорее к современному искусству:

Какой можно сделать вывод? Он состоит в том, что мировое искусство в целом коррелирует с фондовым рынком, тогда как менее дорогие современные художники являют почти независимый от него актив. Это довольно логично: в кризис у людей становится меньше денег, что неизбежно отражается и на элитной арт-индустрии. Хотя есть и исключения — так, австрийский Art Photography Fund оказался очень успешным во время последнего экономического кризиса, когда за 2008 год принес своим пайщикам более 30% годовых. К тому же в долгосрочной перспективе (см. первый индекс) происходит повышение цен на произведения живописи вообще, что может приносить владельцам известных картин хороший доход в будущем. К примеру, можно привести такую таблицу:

из которой видно, что доходность в данном бизнесе может составлять и сотни годовых. Правда, продажи были сделаны перед кризисом, но за последующее время индекс отыграл просадку.

А что в России?

Один из крупных коллекционеров русской живописи (более 5 тысяч работ) Алексей Ананьев считает, что даже экономические кризисы не сильно влияют на ценообразование в этой отрасли. При этом на рынке в кризис появляется больше достойных работ, но цены все равно остаются на примерно прежних показателях. При этом нельзя сказать, что в России нет совсем никаких движений к ″цивилизации″. В 2010 году в России появился первый арт-ПИФ под аббревиатурой ЗПИФ ХЦ «Атланта Арт» — закрытый паевый инвестиционный фонд художественных ценностей. Закрытый ПИФ означает, что забрать вложенные средства можно будет только в конце периода существования ПИФа.

Также можно выделить создание арт-пифа из фотографий «Собрание. ФотоЭффект» , содержащий личные архивы выдающихся деятелей XX века. Это крупнейший паевый фонд художественных ценностей за всю историю этого вида инвестиций в мире — его активы, по информации компании, оцениваются в сумму около полумиллиарда (!) долларов, что в разы превышает всю сумму активов всех арт-фондов мира. По закону подобные фонды создаются сроком максимум на 15 лет с постепенной продажей активов — целевая доходность обычно 10-20% годовых. При этом в конце 2012 года доходность фонда стала отрицательной и он едва не был расформирован.

Входной порог в подобные фонды довольно высок — 500.000 рублей, причем иногда для участия в инвестициях требуется быть квалифицированным инвестором (как и в венчурных фондах, поскольку есть много общего). Квалификация в этом случае подразумевает владение активами на сумму не менее 3 млн. рублей с опытом работы в организациях, осуществляющих сделки с ценными бумагами; кроме того, есть требования по минимальному ежеквартальному числу сделок за последний год.

Выводы

Инвестирование в искусство сопряжено со многими сложностями: от высокого порога входа (в России мало аукционов с картинами по доступным ценам) до возможности подделки и низкой ликвидности. Арт-пифы избавляют от необходимости самостоятельно разбираться и оценивать предметы искусства и покупать их на специальных торгах, но требуют немалого капитала и квалификации инвестора. Искусство в виде картин или паев арт-пифов по большой волатильности похоже на акции, но в краткосрочном периоде обладает максимальной непредсказуемостью — и если на рынке акций можно опереться на фундаментальный экономический анализ или исследование отчетов эмитентов акций, то здесь единственной возможностью оказывается либо платный консультант, либо свой собственный вкус.

Так что если уж вы приняли решение купить какую-то картину, то по крайней мере лучше взять то, что вам нравится. Если продать не удастся, то пусть просто радует глаз. Разумеется, дополнительно можно попробовать отследить динамику цен на работы понравившегося художника, а также узнать про его образование, награды, персональные выставки, участие в союзах и объединениях, наличие работ в музеях. На долгосрочном периоде время с большей вероятностью будет вашим союзником, чем противником — индекс мирового искусства обладает тенденцией к росту и продать большинство картин со временем скорее всего будет легче, хотя нет никакой гарантии как вернуть потраченную сумму, так и вообще осуществить продажу.

Источники: http://artsouz.ru/activities/investicii-v-iskusstvo.html, http://pammtoday.com/investicii-v-iskusstvo.html, http://investprofit.info/art/

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос