Новые подходы для привлечения инвестиций

Поиск инвестиций и инвесторов

Инвестирование стало достаточно распространенной современной формой заработка в нашей стране и за рубежом. Практически каждый человек задумывался над тем, чтобы вложить свои сбережения в какой-то проект. Но проблема привлечения инвестиций все равно является ключевой в России.

Определение «привлечение инвестиций» в современной экономике имеет такое значение: это вложение сбережений от частного лица или компании в какой-то проект с целью получения дохода. Лица, осуществляющие вложения, называются инвесторами.

Виды инвестиций

Существует множество классификаций вложений, которые основаны на разных критериях. Здесь приведены самые важные из них.

Их можно разделять, например, по объекту, на который направлена инвестиционная деятельность:

  • реальные инвестиции – вложения в строительство, капитальный ремонт;
  • финансовые – вложения в ценные бумаги, в том числе и через инвестиционные фонды, выданные кредитные средства, а также лизинг;
  • спекулятивные – торговля цветными металлами и ценными бумагами.

В зависимости от формы собственности формируются определенные группы вкладчиков. Учет этого крайне важен при привлечении инвесторов в свой бизнес.

Также важным критерием для разделения вкладов на группы является форма собственности инвестиционных ресурсов. На этой классификации основаны особенности поиска и привлечения инвестиций в свой проект. Тут различают:

  • государственные – выдается для обеспечения стратегически важных проектов и может даже полностью покрывать расходы по проекту;
  • частные – вложения от частных инвесторов;
  • иностранные – вложения от лиц, которые не являются резидентами Российской Федерации. Также сюда относятся вклады от иностранных компаний.

Более подробно вы можете прочитать в материале «Виды инвестиций».

Способы привлечения инвестиций

Есть несколько способов привлечения финансирования. К основным и часто встречающимся относятся:

  • вложение средств в уставной капитал предприятия;
  • долговое финансирование;
  • банковское кредитование с залоговым обеспечением;
  • облигационные займы.

Вкладывая деньги в уставной капитал предприятия, инвестор покупает долю в бизнесе. То есть у него на руках находится пакет акций, который подтверждает его права, как совладельца (акционера).

В случае долгового финансирования инвесторы являются кредиторами. Все выделенные компании средства оформляются в качестве задолженности.

Банковское кредитование с залоговым обеспечением предусматривает получение заемных средств на определенный срок. В качестве залога могут выступать акции и активы предприятия.

Облигационные займы по своей сути являются ссудами, которые выдаются заемщику, выпустившему облигации. Такие ценные бумаги подтверждают право владельцев на получение от компании-заемщика номинальной стоимости в установленные сроки.

Как заинтересовать и привлечь инвестора?

Как заинтересовать инвестора и мотивировать его сделать вклад? Для того чтобы человеку или представителю компании захотелось осуществить вложение в какой-либо проект, он должен убедиться, что для него этот проект выгоден. Это называется инвестиционной привлекательностью.

Считается, что для гарантированного привлечения вкладчиков в свой бизнес-проект необходимо пройти 4 последовательных шага. Если все будет сделано правильно, то вопрос, как привлечь инвесторов, больше не будет головной болью.

Шаг первый – выбор партнера, в надежности которого можно быть уверенным

В первую очередь, чтобы найти вкладчика, необходимо представлять, как он будет реагировать на какие-то обстоятельства. Например, поведение инвесторов часто зависит от того, в какой стадии своего развития находится предлагаемый им бизнес-проект. В начальной стадии своего развития он не представляет для них особого интереса, поэтому поиск инвестора и инвестиций становится в это время самой большой проблемой.

Далее по мере своего развития привлекательность проекта растет, а значит, растет и количество вкладчиков.

В завершенный проект вкладывают деньги чаще всего, потому что в этом случае уже видны риски и доходы, которые сопровождают его.

Шаг номер два – грамотно донести информацию до целевой аудитории

Проще всего осуществлять поиск вкладчиков в той же сфере деятельности, к которой относится проект, так как обычно в данном случае они будут чувствовать себя более уверено и осведомлено, это облегчает привлечение инвестиций. Но бывает и такое, что один инвестор вкладывает денежные средства в абсолютно разных сферах.

Чтобы правильно подать свой проект, нужно хорошо его проработать, оформить в привлекательном для вкладчика виде с обоснованием всех его достоинств. Эту задачу можно оставить консалтинговой службе. Также в проекте необходимо указать общий объем инвестиций, который для него необходим.

Главная цель этого этапа – доказать инвестору, что проект ему выгоден, вполне реален и рентабелен.

Успешность привлечения инвестора на этом этапе зависит от того, насколько хорошо вы подали свой проект.

Третий шаг – уверенное проведение переговоров

Если в посланном резюме хорошо описан бизнес-проект, то возможный инвестор может предложить встречу. В первую очередь внимательно ознакомьтесь с его предложением, сопоставьте, совпадает ли оно с вашими потребностями.

Если предложение инвестора не особо заинтересовало, то можно немного потянуть время и подождать ответов других потенциальных вкладчиков.

К встрече подготовьтесь самым тщательным образом, чтобы не возникало никаких заминок при вашем ответе на вопросы инвесторов. Подготовьте и отрепетируйте устное представление своего предложения, себя и своей команды. Вы должны максимально ярко и энергично себя презентовать.

Шаг четвертый – подпись договора

Привлечение инвестора и все договоренности, которые между вами были достигнуты, нужно документально закрепить. Это дает основание в случае несоблюдения договора притянуть к ответственности нарушившую ее сторону. Документальное подтверждение является завершающим этапом.

Чтобы зафиксировать все условия предоставления вклада, составляется документ, называемый «Условия сделки». Требования к его составлению:

  • обозначение всех условий, которые касаются взаимоотношений между собственником проекта и инвестором;
  • однозначность, четкость и недвусмысленность их написания, чтобы это не затрудняло в случае спорных ситуаций их трактовку;
  • четкое и полное указание форм и объемов инвестиций, а также обозначение наказания за невыполнение условий договора.

Способы привлечения инвестиций;

Для привлечения инвестиций необходимо сосредоточить внимание на трех основных направлениях.

Первое направление – создание в регионе привлекательного инвестиционного климата для инвесторов. Для этого возможны следующие действия.

Одно из самых распространенных действий – освобождение инвесторов от части налогов. Таким путем идут многие зарубежные страны. Этот же путь весьма успешно может быть использован и в России. Главное в этом направлении – последовательное проведение политики резкого снижения налогового бремени на региональном уровне. Например, фирмы, осуществляющие прямые инвестиции в строительство и зарегистрированные на территории региона освобождаются от уплаты всех налогов в местные бюджеты на срок до полной окупаемости вложенных средств. Для оценки окупаемости вложенных средств может быть использована методика, построенная на основе зарубежных рыночных стандартов, которая введена в действие законом субъекта Федерации.

Очевидно, что на какой-то период местный бюджет теряет средства, но важно, что в этот же период идет создание дополнительных рабочих мест, наращивание объемов выпуска продукции, тем самым, интенсификация хозяйственной деятельности. После завершения срока окупаемости инвестиционных вложений, налоговые льготы перестают действовать и в бюджеты начинают поступать налоги.

Кроме освобождения от местных налогов могут использоваться и другие налоговые льготы. Например, в особо депрессивных районах администрация региона на какой-то период может компенсировать некоторые налоги, уплачиваемые и в федеральный бюджет; также освобождаются от части налогов доходы банков, направляемые на прямые инвестиции, и затраты предприятий и фирм на маркетинг. Возможны и другие льготы для предприятий, притягивающих или получающих прямые инвестиции.

Гарантирование инвестиций на уровне законов субъекта Федерации и местных нормативных актов.В частности, возможно создание специального гарантийного фонда или системы предоставления гарантий администрацией, установленной правовым образом.

Важной составляющей снижения инвестиционного риска является введение правила о не ухудшении стартовых условий инвестора, закрепленных с ним в договоре. Если, например, в течение определенного в договоре периода появляются федеральные законы, ухудшающие налоговый климат, то местная администрация берет на себя компенсацию этого ухудшения из своего бюджета.

Читайте также  Внешние и внутренние факторы оценки инвестиций

Гарантирование инвестиций возможно также с помощью введения особых инвестиционных контрактов, позволяющих передавать в собственность инвестору недвижимость по частям, по мере выполнения графика инвестирования.

Повышение инвестиционной привлекательности предполагает принятие местных нормативных актов по регулированию рынков недвижимости, в области регистрации недвижимости, передачи прав на земельные участки на ранних стадиях инвестиционного цикла, регистрации незавершенного строительства как объекта недвижимости, правовых правил регулирования землепользования и застройки, развития вторичного рынка прав аренды.

Второе направление – отказ от навязывания инвесторам видов деятельности и объектов инвестирования.

Администрация региона может иметь собственные планы по его развитию и экономическим приоритетам. Однако инвесторы имеют свои интересы, особенно в таких странах как Россия, с повышенным инвестиционным риском и слабым развитием инфраструктуры. Мировая практика показывает, что первыми инвестируют в территорию те, кто стремиться получить максимальную прибыль с минимальными затратами.

Только полная либеральность по отношению к инвестору в выборе его объекта инвестирования при соблюдении законодательства обеспечивает повышение привлекательности города для инвесторов.

Третье направление – инвестиционный маркетинг.

Наиболее эффективный путь для этого – создание в регионе специальной технологической системы и службы привлечения инвестиций.

Предлагаемая система состоит из нескольких основных звеньев:

1. Информационно — поисковоекогда ведет поиск потенциальных инвесторов по всему миру, используя для этого специальные публикации, конференции, ярмарки и другие события. Это звено должно быть организовано в виде представителей в различных странах, поддерживающих контакты с фирмами – потенциальными инвесторами.

2.Связи с общественностьюкогда организуются публичные действия, информирующие будущих инвесторов о регионе и объектах инвестирования, о различных предложениях. При этом устраиваются специальные события и акции для информирования потенциальных инвесторов, организуется реклама, написание и распространение буклетов с предложениями.

3.Продвижение пакета предложений – когда проводится работа с предприятиями, готовятся инвестиционные предложения, бизнес-планы, информацию для буклетов для сопровождения инвестиционных проектов. Для этого может быть создано правовое подразделение, помогающее готовить правильные договора, защищать интересы сторон, отслеживать необходимые изменения в местном законодательстве.

Для осуществления систематической работы по привлечению инвестиций может быть создано специальной агентство при региональной администрации. Организационная схема и финансирование работы такого агентства должно обсуждаться конкретно для каждой территории, исходя из ее специфики, возможностей и объема работ, наличия квалифицированных и заинтересованных специалистов. В задачи агентства должно входить создание информационной системы по инвестиционным проектам — «банка проектов», формирование пула недвижимости за счет добровольной передачи предприятиями неиспользуемых участков и объектов в доверительное управление, и «банка инвесторов», создаваемого в результате поисковой работы. Деятельность агентства направлена на соединение инвесторов с инвестиционными проектами в городе и регионе, на включение в экономический оборот неиспользуемых участков, помещений и оборудования предприятий для создания новых рабочих мест.

7.2. Методы оценки инвестиционных проектов

Инвестиционная деятельность осуществляется по преимуществу в условиях неопределенности. Инвестиционные решения обычно принимаются в условиях, когда существует несколько альтернативных проектов, различающихся по видам и объемам требуемых вложений, срокам окупаемости и источникам привлекаемых средств.

Принятие решений в таких условиях предполагает оценку и выбор одного из нескольких проектов на основе определенных критериев.Понятно, что критериев может быть несколько, их выбор является произвольным, а вероятность того, что какой-то один проект будет предпочтительнее других по всем параметрам, весьма невелика. Поэтому велик и риск, связанный с принятием того или иного инвестиционного решения.

Решения инвестиционного характера, как и любой дру­гой вид управленческой деятельности, основывается на использова­нии различных формализованных и неформализованных методов.Рыноч­ные условия разработки и реализации инвестиционных проектов вно­сят принципиальные изменения в расчет эффективности, в методику оценки.

Принятие инвестиционных решений — такое же искусство, как и принятие любых других предпринимательских (управленческих) решений. Здесь важна и интуиция предпринимателя, и его опыт, и знания квалифицированных специалистов.

Ниже приведены методы оценки инвестиционных проектов, широко используемые за рубежом и которые могут быть использованы в России при инвестициях в недвижимость.

Существует несколько методов оценки инвестиционных проектов. Все они основаны на оценке и сравнении объема предполагаемых инвестиций () и будущих денежных поступлений (Р), обусловленных инвестициями.

Так как денежные средства имеют временную ценность, необхо­димо решать проблему сопоставимости элементов денежного потока.

Относиться к проблеме сопоставимости можно по-разному, в за­висимости от существующих объективных и субъективных условий: размера инвестиций и доходов, темпа инфляции, горизонта прогнози­рования, уровня квалификации аналитика, цели анализа.

Методы, используемые в анализе инвестиционной деятельности можно разделить на две группы:

основанные на дисконтированных оценках, т.е. с учетом фактора времени;

основанные на учетных оценках.

Инвестиционный процесс является объектом количественного фи­нансового анализа, в котором инвестиционный проект рассматривает­ся как денежный поток. Инвестиционный процесс с финансовой точки зрения объединяет два противоположных процесса — создание произ­водственного или иного объекта, на который затрачиваются опреде­ленные средства () и последовательное получение дохода (Р).

Оба эти процесса протекают последовательно или параллельно. Отдача от инвестиций может начаться до завершения процесса вложе­ний. Фактор времени t, распределение расходов и доходов Р во времени играют большую роль, чем размеры сумм, особенно в долгос­рочных операциях и в условиях инфляции.

Продолжительность расчетного периода или горизонт расчета соответствует продолжительности создания, эксплуатации объекта или достижения заданных характеристик прибыли, или других требо­ваний инвестора.

Сравнение различных инвестиционных проектов и выбор лучшего из них рекомендуется производить с использованием следующих пока­зателей:

NPV — чистый приведенный доход;

PI— индекс рентабельности;

IRR — норма рентабельности или внутренняя норма доходности;

СС— цена капитала;

РР — срок окупаемости;

ARR — коэффициент эффективности инвестиций.

Расчет NPV (чистого приведенного дохода) основан на сопос­тавлении величины исходной инвестиции IС с общей суммой дисконти­рованных чистых денежных поступлений Р за весь расчетный период. NPV — абсолютный показатель. Это разность дисконтированных на один момент времени показателей дохода и инвестиций:

NPV= или NPV= , (7.1)

где I — норма дохода на капитал (норма дисконта);

Pn — доходы по годам, n=0,1. t;

ICm — инвестиционные расходы по годам. m=0.1. k;

t — продолжительность получения доходов;

k — продолжительность процесса инвестиций.

Ставка i устанавливается аналитиком (инвестором) самостоя­тельно, исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет или может иметь на инвестируемый им капитал.

Результат сравнения двух проектов с различным распределением эффекта во времени может существенно зависеть от нормы дисконти­рования. В рыночной экономике эта величина определяется, исходя из депозитного процента по вкладам. На практике она принимается большей его значения за счет инфляции и риска, связанного с ин­вестициями. Если принять норму дисконта ниже депозитного процен­та, инвесторы предпочтут положить деньги в банк, а не вкладывать их в производство. Если же норма дисконта станет выше депозитного процента с учетом инфляции и риска, возникнет перетекание денег в инвестиции, далее — повышенный спрос на деньги и, как следствие, повышение их цены, т.е. банковского процента.

1/(1+i) n =FM2(i,n) . (7.2)

Множитель FM2(i,n) называется факторным (дисконтирующим) множителем, он показывает сегодняшнюю цену одной денежной единицы будущего n периодов спустя, от момента расчета при заданной про­центной ставке i.

Если P1 = P2= . Pn = А, т.е. денежный поток с равными поступлениями (аннуитет), то

(7.3)

где FM4(i,n) — факторный множитель. Экономический смысл его зак­лючается в том, что он показывает, чему равна с позиции текущего момента величина аннуитета А с регулярными денежными поступления­ми в размере одной денежной единицы, продолжающегося n лет с за­данной процентной ставкой i. Значения FM4(i,n) табулированы.

Показатель NPV отражает прогнозную оценку изменения экономи­ческого потенциала предприятия в случае принятия проекта.

NPV > 0 — проект следует принять;

NPV СС — проект следует принять;

i2 — значение табулированного коэффициента дисконтирования, при котором NPV

Методы и инструменты привлечения инвестиций

Главная > Курсовая работа >Экономика

Состояние инвестиционной деятельности требует анализа потенциала ресурсов, имеющихся в республике для создания и развития инфраструктуры поддержки инвестиционной деятельности, активизации взаимодействия государственной власти, науки и бизнеса при формировании инновационной системы Республики Коми [22,260].

Читайте также  Банковские инвестиции в условиях кризис

В целях потепления инвестиционного климата в северном регионе и в Республике Коми необходимо предпринять шаги по созданию инфраструктуры обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов, предусматривающие мероприятия по совершенствованию корпоративного управления и защиты прав собственности (предотвращение и пресечение неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком, обеспечение информационной прозрачности рынка, предотвращение и пресечение рейдерских захватов, повышение ответственности членов органов управления компаний). В целях развития финансового рынка необходимо разработать механизмы, обеспечивающие содействие повышению доверия населения к инструментам рынка ценных бумаг и создание условий для привлечения средств населения в качестве инвестиционных ресурсов; обеспечение информационной безопасности и прозрачности на рынке ценных бумаг для укрепления доверия со стороны потенциальных инвесторов; обеспечение государственной информационной поддержки инвестиционных процессов на фондовом рынке [11].

В настоящее время важно реализовывать новые подходы к привлечению инвестиций. В какой-то мере ряд таких подходов уже используется на практике в последние годы. К ним в первую очередь относятся повышение роли амортизационных отчислений как мощного источника финансирования капиталовложений и размещение централизованных (из федерального бюджета) инвестиционных ресурсов на конкурсных началах (при этом вводится обязательная сертификация проектов, которая призвана удостоверить их качество и поднять к ним доверие иностранных инвесторов).

Приоритетное направление — содействовать созданию негосударственных научно-технических фирм, субъектами которых могут быть отдельные ученые и предприниматели, промышленные и коммерческие предприятия, ищущие эффективные сферы вложения капитала. Предстоит решить вопрос об акционировании, продаже или передаче частному капиталу научно-технических организаций, исследования которых не вошли в состав приоритетных программ и в отношении которых прекращается или уже прекратилось государственное финансирование. Необходимым направлением научно-технической политики становится изменение механизмов финансирования и налоговой политики в сфере науки, обеспечивающих определенные права собственности на результаты исследований на всех стадиях научно-исследовательского цикла: от исследований до производства товаров и услуг [16].

Требуется система льгот для стимулирования инвестиций, в том числе зарубежных. Путем финансовых, налоговых льгот, госзаказов необходимо содействовать становлению системы венчурного (рискового) финансирования приоритетных НИОКР. Целесообразно разработать систему привлечения малого бизнеса, средств населения на реализацию инновационно-инвестиционных программ. Такая система могла бы привлечь вклады валютных средств населения в надежные банки под государственную гарантию с тем, чтобы их использовать в венчурных проектах, с обязательным страхованием рисков.

Существуют разные формы сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов. Среди них можно назвать:

1. Международную кооперацию производства, сопровождающая передачей технологии, а иногда и созданием совместной собственности.

2. Получение зарубежных кредитов.

3. Получение иностранного оборудования на основе лизинга.

4. Получение кредитов на компенсационной основе.

5. Привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвестором акций.

6. Создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу.

7. Сотрудничество с иностранными компаниями в развитии производства на базе договора (контракта) без создания юридического лица.

8. Привлечение иностранного капитала на основе концессий или договора о разделе продукции.

9. Создание свободных экономических зон, направленных на более активное привлечение иностранных капиталов на определенной территории [22].

Все приведенные формы привлечения иностранных инвестиций носят долгосрочный стратегический характер. Они способны при правильной постановке дела помочь России в решении проблем структурных отраслевых и межотраслевых изменений экономики страны с меньшими инвестиционными (особенно инвалютными) затратами, в значительно более короткие сроки, чем это удалось бы сделать, опираясь только на финансовые ресурсы страны. Они могут содействовать ускорению сокращения технологического разрыва с ведущими индустриальными странами.

Усматривая в этих формах сотрудничества позитивный шанс решения стратегических задач по стабилизации и подъему российской экономики, необходимо подчеркнуть, что все они, долгосрочные акции, подвержены воздействию инфляции политической неустойчивости и экономической дезорганизации в большей мере, чем одномоментные торговые, биржевые и иные текущие операции.

Сотрудничество в 1-4-й формах не связано с привлечением иностранного капитала в предпринимательской форме. Международная кооперация может быть вообще не связана с привлечением финансовых средств из-за рубежа, но она часто позволяет привлечь зарубежную технологию, а иногда и поставки некоторых видов оборудования, которые потом будут оплачены поставками комплектующих. Кооперация позволяет российским компаниям сохранить полностью свой контроль над предприятиями и в то же время быть эффектным способом выхода на мировой рынок. Только в отдельных случаях кооперация может сопровождаться созданием совместной собственности, например при передаче иностранному партнерству пакета акций в качестве оплаты за передачу лицензий и «ноу-хау» на новую технологию, при создании совместного производства.

Политика стимулирования инвесторов в развитых и развивающихся странах различается весьма существенно.

В практике стимулирования инвесторов промышленно развитых стран преобладают финансовые средства, а для развивающихся государств и стран с переходной экономикой — фискальные и налоговые средства стимулирования; чаще всего используются льготные таможенные пошлины на импортируемое производственное оборудование (что в промышленно развитых странах является малоэффективной мерой в силу невысоких ставок пошлин на большинство видов промышленного оборудования), уменьшение ставок корпоративного налога на прибыль, предоставление налоговых каникул.

Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой при реализации государственной политики стимулирования привлечения инвестиций исходят из налоговых стимулов. Цель таких мер состоит в том, что эти страны хотят содействовать экономической реструктуризации, экономическому росту, используя приток внешних и внутренних ресурсов.

Наиболее часто встречающиеся методы стимулирования инвесторов:

льготы косвенного налогообложения, в частности сниженные ставки таможенных пошлин [16].

Инвестиционные скидки и налоговый кредит по сравнению с налоговыми каникулами обладают преимуществами, поскольку являются более действенными инструментами для привлечения капитала в той или иной желательной форме.

Наиболее проста и эффективна система налогового кредита. Если сумма налогового кредита, предоставляемого квалифицированному предприятию, определена, то она перечисляется на специальный налоговый счет. Компания, получившая такую льготу, будет считаться обычным налогоплательщиком, отличие такой компании состоит в том, что ответственность за налогообложение доходов будет оплачиваться за счет кредитов, возвращаемых с налогового счета, пока сальдо баланса доводится до нуля. После этого налоговый счет закрывается на определенный период, а неиспользованные суммы налогового кредита разрешается использовать.

Налоговый кредит — это вычет из налога на прибыль части инвестиционных расходов компании, возможно, с условием использования этого кредита для последующих капиталовложений.

Система инвестиционных скидок применяется в форме сниженных налоговых ставок аналогично практике налогового кредита и имеет адекватный эффект. Различие заключается в том, что корпоративный налог имеет несколько ставок, предоставляемую же сумму инвестиционной скидки стоит определить не в абсолютном выражении, а в форме налоговой ставки, в которой предоставляется скидка. В противном случае сумма предоставляемого налогового кредита не будет зависеть от ставки налога.

Инвестиционная скидка может иметь форму скидки на истощение недр, предоставление которой ведет к уменьшению налогообложения прибыли добывающей индустрии.

Еще одна разновидность инвестиционных скидок — уменьшение корпоративного налога на половину разницы между расходами на НИОКР текущего года и средними затратами на научные исследования двух предшествующих периодов, но с учетом роста цен.
При ускоренной амортизации большая часть прибыли, чем при обычной амортизации, попадает в издержки производства и освобождается от налогообложения.

По сравнению с другими методами налоговых стимулов для привлечения инвестиций ускоренная амортизация имеет два преимущества:

— обходится дешевле, чем доходы, от которых отказались ранее, что частично покрывалось стоимостью последних лет действия активов;

если ускоренная амортизация предоставлена на временной основе, то она может стимулировать на краткосрочный период рост капиталовложений, так как инвесторы, вероятно, вложат капитал, чтобы получить эффект в будущем. Инвестиционные субсидии являются разновидностью инвестиционных скидок или налоговых кредитов, но их предоставление является проблематичным, так как имеет риск для бюджета (бюджетная эффективность таких субсидий может быть отрицательной).

Читайте также  Бизнес идей в складское помещение

Стимулирование косвенных налогов осуществляется в форме исключения из-под обложения НДС сырья и капиталоемких товаров, а также введения системы условно беспошлинного ввоза [10].

Особое место среди средств стимулирования иностранных инвесторов занимают свободные экономические зоны, которые представляют собой зоны с особым юридическим и экономическим статусом, создающим благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций на основе ряда льгот.

Таким образом, возрождение инвестиционного потенциала связано с формированием эффективного рынка капиталов и созданием механизмов, обеспечивающих мобилизацию ресурсов и их наиболее эффективное размещение, с расширением налоговой базы, образованием конкурентоспособного финансового сектора, системы государственных институтов страхования и гарантирования инвестиций, организацией банков развития с государственным участием, специализирующихся на инвестировании реального сектора, рынка корпоративных ценных бумаг, развитием коммерческих банков, финансовых, инвестиционных компаний и паевых инвестиционных фондов, выполнением требований законодательной базы применительно к инвестиционной деятельности, содействием в создании и расширении совместных предприятий, свободных экономических зон.

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране в условиях кризиса.

Под методом финансирования инвестиционного проекта понимают способ привлечения инвестиционных ресурсов в целях обеспечения финансовой реализуемости проекта. Основными методами финансирования инвестиционных проектов являются: самофинансирование, акционирование, а также иные формы долевого финансирования; кредитное финансирование (инвестиционные кредиты банков, выпуск облигаций); финансовую аренду (лизинг); бюджетное финансирование; смешанное финансирование (на основе различных комбинаций этих способов); проектное финансирование.

Источники привлечения инвестиций представляют собой денежные средства, используемые в качестве инвестиционных ресурсов. Их подразделяют на внутренние (собственный капитал) и внешние (привлеченный и заемный капитал).

Спектр инструментов инвестирования на мировом рынке чрезвычайно широк. Наиболее широко распространены такие инструменты, как акции и облигации, фьючерсы, опционы, депозитарные расписки, жилищные сертификаты. Законодательная база, регулирующая инвестиционную деятельность в Российской Федерации, представлена следующими нормативно-правовыми актами: Законом РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»; Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; Федеральным законом от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Гражданским Кодексом, Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральным законом от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» и др. Законы, регламентирующие инвестиционную деятельность, страдают серьезными недостатками. Многие законы плохо увязаны друг с другом, содержат взаимоисключающие нормы. Отсутствие законодательной базы, регулирующей отношения между регионами и центром, недостаточная разработанность механизмов страхования иностранных инвестиций, издания актов с обратной силой являются дестабилизирующим фактором развития и привлечения инвестиций в экономику страны.

В период с 2000-2008 гг. привлечение иностранных инвестиций в Республику Коми имело положительные тенденции. Объемы поступлений иностранного капитала в республику относительно 2000г. возросли в 17 раз и в 2008 г. составили 931,6 миллиона долларов США. Такой значительный рост связан с существенным увеличением притока прямых инвестиций в целлюлозно-бумажное производство. В 2008 г. на добычу полезных ископаемых приходилось 35,2%, на транспорт и связь — 30,9%, на обрабатывающие производства — 13,2%, на деятельность с операциями с недвижимым имуществом и арендой — 5,6%. По показателю «поступление иностранных инвестиций в расчете на душу населения» Республика Коми в 2008 году находилась на 5 месте среди 11 субъектов округа и на 14 месте среди 83 регионов России. Основными странами-поставщиками иностранных инвестиций в Республику Коми остаются Великобритания, Кипр, Австрия. Однако, несмотря на многочисленные крупномасштабные инвестиционные проекты, влияние финансово-экономического кризиса в 2009 г. привело к спаду в привлечении иностранного капитала в Республику Коми по сравнению с 2008 г. на 3 %. В основном такое снижение происходит за счет сокращения прямых инвестиций. По многим индикаторам финансово-экономический кризис негативно повлиял на инвестиционный климат Республики Коми. Это обуславливает необходимость в совершенствовании методов и инструментов привлечения инвестиций. Проанализировав методы и инструменты привлечения инвестиций, инвестиционный климат в Республике Коми можно выявить следующие проблемы, характерные как для Республики Коми, так и для России в целом. Это несовершенство федерального и регионального законодательства об инвестициях; наличие у многих крупных компаний, в основном занятых экспортом природных ресурсов, крупных денежных средств, направленных не на развитие российской экономики, а уходящих за рубеж; крайне неравномерное распределение инвестиционных ресурсов между регионами РФ; слабая инвестиционная деятельность банков в РФ в сфере долгосрочного кредитования капитальных вложений; недостаточная разработанность механизмов страхования инвестиций, особенно иностранных; недостаточное развитие инфраструктурного обеспечения инвестиционной деятельности регионов в условиях кризиса.

Для стимулирования иностранных инвесторов можно использовать следующие методы: налоговые каникулы; инвестиционные скидки; налоговый кредит; ускоренная амортизация; инвестиционные субсидии; льготы косвенного налогообложения, в частности сниженные ставки таможенных пошлин. Совершенствование методов привлечения инвестиций связано с формированием эффективного рынка капиталов и созданием механизмов, обеспечивающих мобилизацию ресурсов и их наиболее эффективное размещение, с расширением налоговой базы, образованием конкурентоспособного финансового сектора, системы государственных институтов страхования и гарантирования инвестиций, организацией банков развития с государственным участием, специализирующихся на инвестировании реального сектора, рынка корпоративных ценных бумаг, развитием коммерческих банков, финансовых, инвестиционных компаний и паевых инвестиционных фондов, международной кооперации производства, выполнением требований законодательной базы применительно к инвестиционной деятельности, содействием в создании и расширении совместных предприятий, свободных экономических зон, получение иностранного оборудования на основе лизинга.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. О рынке ценных бумаг [Электронный ресурс]: федер.закон: [от 22.04.1996 № 39-ФЗ]//СПС Консультант плюс.

2. О финансовой аренде (лизинге) [Электронный ресурс]: федер.закон: [от 29.10.1998 № 164-ФЗ]//СПС Консультант плюс.

3. Об акционерных обществах [Электронный ресурс]: федер.закон: [от 26.12.1995 № 208-ФЗ]//СПС Консультант плюс.

4. Об инвестиционной деятельности в РСФСР [Электронный ресурс]: Закон РСФСР: [от 26.06.1991 № 1488-1]//СПС Консультант плюс.

5. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений [Электронный ресурс]: федер.закон: [от 25.02.1999 № 39-ФЗ]//СПС Консультант плюс.

6. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер.закон: [от 09.07.1999 № 160-ФЗ]//СПС Консультант плюс.

7. О стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Коми: [от 27.03.2006 № 45]//СПС Консультант плюс.

8. Абрамов С.И. Инвестирование. М.: ИНФРА-М, 2000. 362 с.

9. Бадалов А.Л. Депозитарные расписки и их использование как инструмент привлечения инвестиций в российский корпорации//Финансовый менеджмент.2002.№ 6.С.5-11.

10. Внешнеэкономические связи Республики Коми: колеблющиеся успехи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2010/2010-1/8/8.htm

11. Инвестиционная привлекательность региона [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://invest.bujet.ru/article/57462.php

12. Иностранные инвестиции в Республику Коми. Сыктывкар: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, 2009. 20с.

13. Мишин, В. М. Инвестиции: Учебное пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2006. 451 с.

14. Методы финансирования инвестиционного проекта [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cfin.ru/investor/finance_meths.shtml

15. Национальная экономика: Учебник. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002. 592 с.

16. Об иностранных инвестициях в Республику Коми [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://komi.gks.ru/public/release/статья2407.htm

17. Официальный сервер Республики Коми [Электронный ресурс]. Режим доступа: http :// www . rkomi . ru /

18. Проблемы взаимоотношений участников инвестиционной деятельности в свете новых законов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stroysmeta.ru/articles/3/16

19. Республика Коми в цифрах: краткий статистический сборник. Сыктывкар: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, 2009. 43с.

20. Роль налогового законодательства в стимулировании инвестиционной деятельности банков [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:http://www.lawmix.ru/comm/6286/

21. Соловьев, А. К. Инвестиционная стратегия в России. М.: Финансы и статистика, 2006. 480 с.

22. Шихвердиев, А.П., Вишняков, А.А., Шихвердиев, П.А. Развитие инфраструктуры инновационной деятельности – необходимое условие обеспечения конкурентоспособности экономики Севера// Северное измерение глобальных проблем: материалы пленарного заседания Четвертого Северного социально-экологического конгресса: Сыктывкар, 27-28 марта 2008 г. М.: Наука, 2009. 278с.

Сравнительная характеристика источников привлечения инвестиций[14]

Источники: http://kudainvestiruem.ru/rynok/privlechenie-investicij.html, http://studopedia.su/2_61807_sposobi-privlecheniya-investitsiy.html, http://works.doklad.ru/view/leEu0toefHg/5.html

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос