Ограничения на прямые иностранные инвестиции

Ограничения на прямые иностранные инвестиции

Немаловажную роль в становлении национальных международных корпораций играет государство. Оно поощряет их деятельность на мировой арене и обеспечивает им рынки сбыта путем заключения различных политических, экономических и торговых союзов и международных договоров. В качестве примера можно привести практику поддержки крупного отечественного бизнеса в Японии («сюданы» и «кэйрэцу») или в Республике Корея (известной сегодня такими международными корпорациями, как

«Samsung», «Daewoo», «LG electronics»).

Имеется специальная программа поддержки отечественных международных корпораций в Китае. В соответствии с целями этой программы китайские корпорации заявят о себе в полный голос на мировой арене в начале 21 века.

Важной формой государственного стимулирования деятельности ТНК являются

различные налоговые льготы. В США, например, налоги, которые уплачиваются филиалами американских корпораций в развивающихся странах, вычитаются из общей суммы налогообложения материнских компаний. Кроме того, с суммы облагаемого зарубежного дохода разрешается списывать многие операционные расходы филиалов в государствах приложения капитала (рекламу, деловые поездки, представительскую деятельность, взносы на социальное страхование и некоторые другие виды платежей). Допускается так же отсрочка уплаты налогов до перевода прибылей, т. е. фактически на это время предоставляется государственный беспроцентный кредит. Наконец, в США на капиталовложения корпораций, действующих в развивающихся странах, распространяются налоговые скидки на инвестиции.

Государственная поддержка прямых инвестиций

Учитывая возрастающее политическое значение прямых инвестиций, прямые

инвесторы пользуются растущим вниманием правительств как в странах базирования, так и в принимающих странах.

• Предоставление государственных гарантий. Гарантии могут предоставляться как страной базирования, так и принимающей страной. В соответствии с законодательством

многих стран инвесторы, желающие разместить свой капитал за рубежом, могут получить от своего или иностранного государства гарантии своим инвестициям. Правительства,

заинтересованные в стимулировании экспорта капитала, могут предоставлять национальным корпорациям гарантии возврата полной суммы инвестированного капитала

или какойлибо его части за счет государственных источников в случае национализации,

стихийных бедствий, невозможности перевода прибыли, неконвертируемости местной

валюты и других непредвиденных обстоятельств. Гарантии инвестиций содержатся также в двусторонних и региональных соглашениях о защите

инвестиций, подписанных между большинством стран мира. На многостороннем уровне гарантией инвестиций занимается созданное под эгидой Мирового банка

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций. Условия о гарантии инвестиций содержатся в Ломейской конвенции, подписанной между странами ЕС и

многими развивающимися странами, а также в многочисленных многосторонних документах, одобренных международными организациями.

• Страхование зарубежных инвестиций. Является специфической формой

страховки и может производиться как частными, так и государственными агентствами. Смысл страхования заключается в приобретении прямым инвестором страховки от обусловленных в страховке рисков, которая обычно стоит до 1% от суммы инвестиции. Если наступает обусловленный в страховом договоре страховой случай, страховая компания обязана возместить прямому инвестору его потери. Национальные агентства и страховые компании страхуют только своих прямых инвесторов. В США страхованием прямых инвестиций занимается Государственная корпорация по страхованию и гарантии

• Урегулирование инвестиционных споров. Теоретически возможны урегулирования инвестиционных споров на базе национального законодательства принимающей страны, национального законодательства страны базирования прямого инвестора или международного арбитража. В рамках стран—членов ОЭСР принят принцип международного арбитража, своего рода третейского суда, поскольку в большинстве случаев урегулирование споров на базе законодательства принимающей страны не устраивает прямых инвесторов, а на базе законодательства страны базирования

• Исключение двойного налогообложения. Государства, корпорации которых особенно активно осуществляют взаимные прямые инвестиции, нередко подписывают соглашения об исключении двойного налогообложения, которые касаются прибыли предприятий с иностранными инвестициями. Если предприятие оперирует в нескольких странах, то существует опасность того, что правительство каждой из них захочет обложить его прибыль своим национальным налогом на прибыль. Корпорация платит в принимающей стране только ту часть налога, которую она не заплатила в стране базирования.

• Административная и дипломатическая поддержка. Прямые инвесторы обычно являются предметом опеки со стороны государственных органов страны базирования; правительство проводит переговоры с зарубежными странами о создании наиболее благоприятных условий за рубежом для национальных инвесторов. Представители международного бизнеса приглашаются в состав международных делегаций, выезжающих за рубеж для обсуждения экономических вопросов. Нередко правительственные агентства по развитию и торговле организуют специальные инвестиционные туры, главная задача которых — ознакомить национальных инвесторов с потенциальными возможностями для прямых инвестиций в принимающих странах.

Итак, прямые зарубежные инвестиции представляют собой приобретение

длительного интереса резидентом одной страны (прямым инвестором) в предприятии — резиденте другой страны (предприятии с прямыми инвестициями). Их главной причиной является стремление разместить капитал в той стране и в той отрасли, где он будет приносить максимальную прибыль и диверсифицировать риск. Международное передвижение капитала приводит к увеличению совокупного мирового производства за счет более эффективного перераспределения и использования факторов производства. Подавляющая часть прямых зарубежных инвестиций осуществляется между развитыми странами в форме перекрестного инвестирования. Государство оказывает поддержку прямым зарубежным инвестициям через предоставление государственных гарантий инвесторам, страхование, исключение двойного налогообложения, урегулирование инвестиционных споров по дипломатическим и административным каналам.

Национальный уровень определен действиями правительства той или иной страны

в отношении координации движения финансовых ресурсов.

13 Overseas Private Investment Corporation (OPIC).

При этом глубина государственного регулирования зависит от формы миграции капитала. Вывоз ссудного капитала и портфельные инвестиции практически не ограничиваются в своем перемещении между странами. В отношении прямых иностран ных инвестиций государство проводит определенную политику, направленную, с одной стороны, на стимулирование привлечения иностранных инвестиций, а с другой — на предотвращениё бегства капиталов из страны.

В отношении иностранных инвестиций функций правительства состоят в том, что

· определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории страны;

· вводит меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в стране;

· утверждает перечень приоритетных инвестиционных объектов;

· разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;

· осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами реализации крупномасштабных инвестиционных проекта

· контролирует подготовку и заключение международных договоров в стране о поощрении и взаимной защите инвестиций.

Явление бегства капиталов особенно актуально для развивающихся стран и стран с

переходной экономикой. Следует различать понятия «вывоз капитала» и «бегство капитала». Вывоз капитала связан с его экспортом и увеличением за счет репатриации прибылей национального дохода вывозящие страны. Бегство капитала к подрыву национальных интересов, так как поденные в этом случае прибыли не возвращаются в страну. Кроме того, большая часть капитала, «утекающего» за границу, имеет криминальное происхождение, т.е. является одной из форм отмывания денег. В значительной мере бегству такого капитала способствует развитие оффшорных зон.

Предотвращение бегства капиталов из страны, как и привлечение иностранных инвестиций в страну, в значительной степени зависит от состояния внутреннего инвестиционного климата Речь идет о совокупности элементов институциональной среды необходимых для стимулирования инвестиционного процесса. Эта среда должна обеспечивать предсказуемость условий инвестирования, эффективность реализации контрактов, страхование от инфляции, лояльное налогообложение и т.д.

Одним из главных направлений формирования указание среды является создание гарантий сохранности инвестиций стабильности условий их осуществления. Здесь необходимо шить две задачи: вопервых, обеспечить иностранным инвесторам правовой режим не менее благоприятный, чем национальным; вовторых, защитить национальную экономику и отечественных производителей от недобросовестных иностранных ин вестиций, поддержать их конкурентоспособность.

Применительно к России перечень прав иностранных инвесторов определен в Законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», принятом 9 июля 1999 г. Перечень включает права на:

· компенсацию при национализации и ликвидации имущества инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;

· обеспечение надлежащего разрешения спора в связи с осуществлением инвестиционной и предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации;

· использование на территории России и перевод за ее пределы доходов, прибылей и других правомерно полученных денежных сумм;

· гарантии от неблагоприятного изменения законодательства.

Для борьбы с недобросовестными инвесторами используется национальное законодательство принимающей страны. Иностранные инвесторы призваны соблюдать законы той страны, куда вывозится капитал. Прежде всего, это антимонопольные законы, призванные защищать национальных потребителей и производителей от недобросовестной иностранной конкуренции. Межгосударственное регулирование финансовых потоков определяется международными правилами и органами.

Важным практическим документом по регулированию иностранных

капиталовложений является разработанный в рамках Организации Азиатско тихоакеанского сотрудничества (1994г.) «Добровольный кодекс» прямых инвестиций. В этом «Кодексе» заключены следующие принципы:

· в отношении страндоноров должна проводиться политика дискриминации;

· следует предоставлять национальный инвестиционный режим для иностранных инвесторов в принимающей стране;

· инвестиционные стимулы не должны исключать ослабление требований к области здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды;

· требования, регулирующие инвестиции, ограничивающие рост торговли и капиталовложений, следует минимизировать;

· экспроприация инвестиций должна быть запрещена, кроме как в общественных целях и на недискриминационной основе в соответствии с национальными законами и принципами международного права при условии выплаты достаточной и эффективной компенсации;

Читайте также  Идеи бизнеса на дому для пенсионеров

· в принимающей стране следует создать условия для обеспечения регистрации и конвертируемости иностранных инвестиций;

· должны быть устранены барьеры при вывозе капитала;

· иностранные инвесторы наравне с национальными инвесторами должны соблюдать законы, административные правила и положения страны реципиента;

· должно быть обеспечено разрешение на выезд и временное пребывание ключевого иностранного персонала на территории принимающей страны в связи с реализацией инвестиционного проекта;

· необходимо правовое обеспечение разрешения споров путем консультаций и переговоров сторонами либо через арбитраж и т.д.

Все эти принципы направлены на стимулирование рыночной составляющей мирового инвестиционного процесса. Тем не менее, при всей необходимости

экономической свободы и беспрепятственного действия рыночных механизмов для обеспечения эффективной международной миграции и интернационализации мирового

рынка капиталов усиление этих тенденций имеет неоднозначные последствия.

В настоящее время проблема регулирования мирового финансового рынка состоит

в том, что мировая финансовая система стала практически неуправляема. Международные финансовые организации не в состоянии обеспечить предсказуемость и надежность состояния финансовых потоков, что увеличивает вероятность возникновения мировых финансовых кризисов. В связи с этим возникла необходимость создания новых надна циональных организаций или придания уже имеющимся дополнительных функций, связанных с усилением координации процессов на мировом финансовом рынке. В этом направлении предлагается распределение полномочий между государственными и надгосударственными органами.

Основная задача правительств должна состоять в сборе и предоставлении международным организациям предельно четкой и достоверной информации о состоянии национальных экономик. Для этого следует ввести единые для всех стран стандарты

бюджетной отчетности о состоянии валютных резервов центральных банков, платежных балансов и т.д.

Основной задачей единого международного финансового органа должно стать

обеспечение контроля и прогноза состояния всей мировой финансовой системы на основе анализа данных, предоставленных правительствами отдельных стран. В рамках решения этой задачи предлагается расширить функции Международного валютного фонда, повысив его ответственность за состояние мировой финансовой системы, расширив полномочия по надзору за странамичленами, разработав принципы их поведения.

На ежегодном собрании правления МВФ и Всемирного банка в 1997 г, было

признано необходимым вменить в обязанности МВФ контроль за взвешенностью национальных мер по либерализации трансграничных капиталов и предотвращению опасных перекосов в этой области. Для выполнения этих функций предложено увеличить квоты государств — членов МВФна45%14.

В каких бы формах ни происходила миграция мирового капитала, можно выделить две тенденции его развития:

1) растущая интернационализация, взаимопроникновение и глобализация рынков капиталов;

2) ослабление роли рыночного механизма в распределении финансовых ресурсов между странами вследствие усиления государственного и межгосударственного

регулирования мировой финансовой сферы.

Соотношение именно этих двух тенденций будет определять ближайшие

перспективы функционирования мирового рынка капиталов.

Прямые иностранные инвестиции

Привлечение капиталовложений в экономику государства является основой развития как отдельных предприятий или отраслей, так и всей страны в целом. Чем выше активность инвестиционного процесса, тем больше возможностей имеет государство для увеличения значения внутреннего валового продукта, наращивания товарооборота и обеспечения занятости населения. Прямые внешние инвестиции в современной экономике выступают фактором продвижения страны на мировые рынки, а также служат подтверждением благоприятного инвестиционного климата.

Сущность и виды ПИИ

Прямые иностранные капиталовложения являются одной из форм участия зарубежного капитала в каких-либо проектах на территории реципиента. Инвестиционный процесс подразумевает содействие двух сторон финансовых отношений. Источником инвестиций выступает зарубежный инвестор, а реципиентом – страна, принимающая зарубежный капитал.

Прямые вложения подразумевают активное участие инвестора в деятельности компании.

Внешние инвестиции позволяют обеспечить не только поступление непосредственно денежных средств, но и позволяют внедрить новейшие технологии производства, использовать последние разработки, ориентироваться на новые формы ведения маркетинговой деятельности и корпоративного управления.

Прямые внешние инвестиции классифицируются по нескольким признакам:

  • по виду актива выделяют реальные (в производственный объект), финансовые (в ценные бумаги) и нематериальные инвестиции (в нематериальные права, в том числе патенты, ноу-хау, лицензии);
  • по форме собственности выделяют государственные (инвестор – другое государство), частные (инвестор – частное лицо) и смешанные инвестиции;
  • по характеру использования выделяют предпринимательские (цель – прибыль от бизнеса, получение дивидендов) и ссудные инвестиции (цель – получение процентного дохода).

Цель деятельности иностранного инвестора заключается в получении дополнительной прибыли как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. При этом страна-реципиент должна гарантировать право инвестора на контроль над хозяйственной деятельностью субъекта вложений и право на получение дохода от этой деятельности.

Необходимость иностранных вложений

Инвестиции от нерезидента прямого характера считаются главным фактором модернизации экономики страны, которая влечет за собой повышение способности отечественных товаропроизводителей конкурировать на мировых рынках. Одной из особенностей этого вида вложения капитала является тот факт, что инвестор лично заинтересован в отдаче инвестиционных средств. Именно поэтому он будет всесторонне помогать реципиенту организовать высокотехнологичное производство и эффективную сбытовую структуру.

Прямые внешние инвестиции выполняют следующие функции в экономике страны-реципиента:

  • активизируют инвестиционный процесс в целом;
  • способствуют наращиванию материальной базы экономики;
  • обеспечивают возможность обмена последними достижениями технологий производства, менеджмента и маркетинга, необходимыми для выхода на мировой уровень;
  • стимулируют развитие малых и средних предпринимательских форм;
  • ускоряют развитие отраслей экономики в целом и отдельных регионов страны;
  • помогают в стимулировании внедрения инноваций и ориентировании экономики на потребителя.

Иностранные вложения прямого характера благоприятно сказываются на уровне занятости, оказывают воздействие на увеличение доходов населения, расширяют базу для налогообложения.

Основной целью иностранного инвестора является максимизация прибыли за счет вложений в такие отрасли других стран, которые имеют большую доходность по сравнению со страной выхода капитала.

Если компании или государство собираются инвестировать свои средства, всегда проводится оценка прибыльности и рисков. Выделяют экономические, политические и конкурентные мотивы инвестирования.

Политические мотивы основываются на действиях государства, связанных с торговыми отношениями. Поскольку органы власти стараются контролировать уровень иностранных поступлений товаров на национальный рынок, ограничение или стимулирование иноземных вкладов позволяет влиять на процесс роста всей национальной экономики.

Экономические мотивы обусловлены экономией мировых компаний на масштабе производства. Значительная экономия расходов происходит в таких отраслях как разработки, исследования, распространение товаров, маркетинг и другие. Кроме экономии на масштабах производства многонациональные компании легче переносят критические моменты на локальных рынках.

Конкурентные мотивы в основном схожи с экономическими и политическими. Они обусловлены желанием обезопасить свой бизнес от негативного влияния колебаний экономики либо возможной конкуренции.

Формы инвестирования

Выделяют несколько способов привлечения прямых зарубежных вложений, главными из которых являются:

  • инвестиции с нуля – инвестор создает в другой стране филиал или предприятие, которое будет находиться в 100% его собственности;
  • поглощение или покупка – осуществление сделки по покупке иностранной фирмы или слиянию с ней;
  • финансирование филиала, открытого за рубежом;
  • покупка имущественных прав – инвестор вкладывает капитал, покупая право на пользование природными ресурсами или земельными участками;
  • предоставление прав на нематериальные активы – предоставление в использование своих технологий, патентов, ноу-хау;
  • покупка акций в уставном капитале – вложение средств, дающее право участвовать в деятельности иностранной фирмы.

Основными формами вложения зарубежного капитала принято считать создание совместных и дочерних предприятий и компаний, открытие собственных филиалов и покупка акций фирм, работающих в стране-реципиенте.

Компания с долей иностранных инвестиций может иметь три формы:

  • филиал – 100% собственность инвестора;
  • дочерняя компания – более половины капитала принадлежит инвестору;
  • ассоциированная компания – инвестор располагает менее, чем 50% капитала фирмы.

В современном экономическом пространстве можно наблюдать своего рода разбросанность акций. Так, если обычно решающая доля капитала составляет 50%, то акциями современных компаний владеют значительно большее количество инвесторов. И даже покупка 5% акций может иметь решающий голос. Причиной служит то, что другие инвесторы инвестировали меньшее количество капитала. Например, в экономике США прямые инвестиции составляют 10% и более участия в капитале. Если доля акций меньше, такие инвестиции относят к портфельным.

Факторы привлечения зарубежных инвестиций

Приток импортных инвестиций в страну позволяет ей постепенно нарастить долю прибыли от внешнеторговых операций по экономике в целом. Вовлечь как можно больше денежных средств наиболее активно стремятся развивающиеся страны. Наиболее крупными и серьезными инвесторами считаются транснациональные компании американского и европейского происхождения.

Сам механизм инвестирования обычно затрагивает работу инвестиционных фондов, которые аккумулируют иностранные капиталы. Инвестор тщательно выбирает фонд, проводя особый анализ, учитывающий три фактора:

. Важную роль играет не только стабильная политическая обстановка, но и эффективность политических технологий регулирования бизнеса. Законодательство государства-реципиента должно гарантировать инвестору его права и защищать его интересы.

Инвестор, вкладывая свой капитал, должен понимать, на какую прибыль он может рассчитывать. Он оценивает основные макроэкономические показатели страны, прогнозы развития ее отдельных отраслей и экономики в целом.

Работа инвестора и фонда должна отвечать принципу взаимовыгодных отношений. Инвестора интересует опыт работы фонда, прибыльность представляемых им проектов, примеры успешной работы. Фонд же желает работать с надежными и крупными инвесторами, стараясь размещать средства в выгодные проекты.

Контроль прямых зарубежных инвестиций

Значение иностранных капиталовложений в экономике современного государства возрастает, все чаще они имеют еще и политический оттенок, поэтому требуют регулирования и контроля на международном и национальном уровне.

Читайте также  Бизнес идеи при работе в офисе

Национальное регулирование инвестиций, поступающих из-за рубежа, основывается на традиционных правовых институтах, однако последнее время правительства многих стран выступают за создание специальных законов, кодексов и других нормативных положений, регулирующих данные вопросы. В основе таких законодательных актов при их разработке должны быть учтены условия инвестирования в принимающей капитала стране, а также выполнение правовых гарантий для инвесторов.

Регламентирование зарубежных инвестиций на национальном уровне содержит:

  • государственные гарантии: отсутствие дискриминации по отношению к местным инвесторам, наличие защитных механизмов от рисков политического характера, природных бедствий, гарантия свободного вывоза прибыли;
  • право на использование льготных режимов: лояльный налоговый режим, льготы таможенного и иного административного характера;
  • обеспечение страхования инвестиций;
  • создание правовой базы для быстрого и справедливого разрешения инвестиционных споров;
  • исключение повторного налогообложения.

В России реализация проектов с участием иностранных инвестиций регулируется законодательно, кроме того, выделен орган, занимающийся разработкой политики страны в сфере инвестиций – Министерство развития экономики РФ. Специальные структуры есть и на региональном уровне.

Международное регулирование внешних инвестиций включает в себя свод специальных соглашений межгосударственного уровня, который регламентирует отношения в процессе инвестиционного процесса с частным капиталом. Правовой режим в таком виде может действовать на двусторонней основе и регулировать отношения двух отдельно взятых государств, а также быть многосторонним.

Двустороннее соглашение о регулировании иностранных инвестиций – это соглашение, заключаемое между двумя государствами, которые предоставляют свой правовой режим для инвестиций второй стороны. В этом случае, государства «обмениваются» инвестициями в экономику друг друга. Вместе с соглашением об инвестициях принимается положение об их защите, а также порядок урегулирования всех возможных споров в этой сфере сотрудничества.

Основу международного режима регулирования вложений средств в экономику других стран составляют многосторонние договоры, носящие универсальный характер. Все соглашения, относящиеся к этой группе, заключены в рамках международных организаций, таких как МВФ, ЮНКТАД, МБРР и других. В границах Европейского союза дополнительно действует свое многостороннее соглашение, заключенное еще в середине прошлого века. Римский договор 1957 года является примером регулирования инвестиций на национальном уровне с учетом нескольких сторон.

В связи с востребованностью инвестиций других государств в развитие экономики многие страны стремятся присоединиться к уже действующим соглашениям, а также разработать национальную систему регулирования капиталовложений из-за рубежа. Так как многосторонние кодексы международного уровня считаются универсальными, создание отдельных институтов права в конкретной стране бывает нецелесообразным. Действующие документы дорабатываются и изменяются и в настоящее время в связи с изменениями политической и экономической обстановки в мире.

Согласно проведенным исследованиям UNCTAD и ОЭСР прямые внешние инвестиции предполагают:

  • положительный эффект от иностранного инвестирования достигается только при четко сформулированной и отработанной программе государства. Такая программа предполагает грамотное взаимодействие с инвестором и эффективную политику по привлечению инвестиций;
  • отсутствие грамотной политики в вопросе привлечения иноземного капитала может негативно отразиться на конкурентоспособности и экономическом росте страны на мировой арене;
  • для наиболее положительного влияния иностранных вложений на прогресс экономики страны, средства должны быть вложены в отрасли с высокой степенью конкуренции.

Таким образом, принимающая сторона определяет эффективность иностранных инвестиций на основе стимулирования или торможения конкуренции в отраслях хозяйствования.

Оценка притока инвестиций на конкурентоспособность принимающей страны позволяет сделать такие выводы:

  • действия страны-реципиента определяют степень эффективности инвестиций. Политика страны должна быть направлена на рост прозрачности экономики, рост уровня конкуренции, повышение свободы финансовых институтов и снижение бюрократизации экономики;
  • грамотная инвестиционная программа стимулирует содействие иностранных и национальных бизнесов;
  • положительный эффект инвестиций достигается благодаря долгосрочным инвестициям. Краткосрочно вложений капитал наоборот негативно влияет на экономику и стимулирует финансовую неустойчивость страны.

Законодательные ограничения в регулировании прямых иностранных инвестиций в США

Тарасова Юлия Анатольевна,кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и историигосударства и права Сызранского филиала ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г. Сызрань

Коробова Александра Петровна,кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара

Калашникова Елена Борисовна,кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара

в регулированиипрямых иностранных инвестиций в США

Аннотация. Статья посвящена вопросу регулирования прямых иностранных инвестиций в США. Для России эта тема актуальна, поскольку наша страна значительно отстает от других государств Восточной Европы по привлечению иностранных инвестиций, не говоря уже о странах Западной Европы или США. Автор анализирует существующее в Америке законодательство в сфере прямых иностранных инвестиций и процедуры оценки этих инвестиций с точки зрения государственной безопасности.Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, США, поправка ЭксонаФлорио, Комитет по иностранным инвестициям в экономику США.

Прямые иностранные инвестиции, кроме непосредственного притока финансовых средств в страну,имеют ряд экономических выгод. В частности, имеющиеся статистические данные показывают, что прямые иностранные инвестиции сопряжены с большими объемами международной торговли и могут обусловливать получение значимых выгод,как на макроэкономическом уровне, так и на уровне фирм, что приводит к ускорению экономического роста. Увеличение притока инвестиций позволяет странам специализироваться в тех областях экономики, в которых у них есть преимущества,повысить эффективность своего производства товаров и услуг, интенсифицировать конкуренцию, а также дать фирмам возможность получить большую экономию за счет масштаба деятельности, снизить свои операционные издержки и повысить уровень соответствующих знаний.Прямые иностранные инвестиции могут также обеспечивать положительные сопутствующие эффекты, такие как передача местным предприятиям технологий, освоение которых осуществляется за счет инвестиций иностранных фирм. Важно отметить, что указанные выгоды обеспечиваются без общих чистых изменений в уровне занятости, хотя исследования влияния международной торговли на занятость показывают, что торговля в наибольшей степени улучшает положение высококвалифицированных работников и может оказывать негативное влияние на работников с более низки уровнем квалификации.В настоящее время Соединенные Штаты Америки являются самым крупным реципиентом прямых иностранных инвестиций в мире.В США поступило около 22433.09 млн.долларов США с1994 по2015 год. Распределение притока инвестиций по полугодиям(20132015) показывает рисунок 1.

Source: Trading Economics http://www.tradingeconomics.com/unitedstates/foreigndirectinvestment[1]

Распределение притока иностранных инвестиций в Россию в 20092013 годах показано в Таблице 1. Если в 2013 году США привлекли 41447 млн. долларов прямых иностранных инвестиций, то Россия –только 26118.Таблица 1Поступление иностранных инвестиций по типам(в млн. долларов США)

20092010201120122013Иностранные инвестиции всего81927114746190643154570170180

Источник: Сайт Федеральной службы государственнойстатистики[2].Проводимая в Америке политика обеспечивает равные, за некоторыми исключениями, условия для хозяйственной деятельности национальных и иностранных инвесторов. Регулирование прямых иностранных инвестиций осуществляется на двух уровнях: федеральном и региональном (на уровне штатов). На федеральном уровне устанавливаются общие требования, а на уровне штатов –конкретные предписания в отношении участия в проектах на территории штата иностранных инвесторов.Нужно подчеркнуть, что как на федеральном уровне,так и на уровне штатов проводится максимально благоприятная политика для привлечения иностранных инвестиций, которая включает предоставление налоговых льгот, в том числе в виде налоговых кредитов, льготное банковское кредитование, инвестиционные гранты и т.д. При этом соблюдаются и меры предосторожности, препятствующие притоку иностранных инвестиций в те отрасли экономики, которые важны с точки зрения национальной безопасности. Четкие законодательные ограничения, прозрачность процедуры анализа заявок на инвестирование в данные отрасли создает дополнительные гарантии,как для инвесторов, так и для государства и в свою очередь, способствуют росту инвестиционной аттрактивности Соединенных Штатов.Часть законов, регулирующих приток иностранных инвестиций в страну был принят уже после Первой мировой войны. Они отражали опасенияна предмет прав собственностииностранных лиц на активы, расположенные в США. Кульминационной точкой таких опасений стало принятие в 1917 году Закона о торговле с враждебными государствами(“TWEA”). Этот закон наделял Президента США довольно широкими полномочиями на «проведение расследований, регулирование, дачу инструкций и обязательных для исполнения указаний, признание недействительности, аннулирование, воспрепятствование или установление запрета в отношении любого приобретения, владения, выхода, использования, передачи, вывода, транспортировки, импорта или экспорта любого имущества, на которое у какоголибо иностранного государства или любого гражданина такого государства есть имущественные права, а также в отношении осуществления сделок с любым таким имуществом или осуществления прав, полномочий или привилегий в отношении любого такого имущества».До принятий в 1988 году Поправки ЭксонаФлорио TWEAоставался основным механизмом, посредством которого Правительство Соединенных Штатов Америки могло регулировать прямые инвестиции, осуществлявшиеся в стране иностранными компаниями, по соображениям национальной безопасности.В 2030 годы XX

века были приняты законы, ограничивающие иностранные инвестиции в отдельных отраслях –в сфере радиовещания и телекоммуникаций (Закон о радиовещании 1927 года, Закон «О связи» 1934), в сфере операций с оформлением бумагна экспорт и импорт(Закон о тарифах, 1930), в сфере торгового мореплаванья (Закон о торговом флоте –«Закон Джонсона» 1920), в сфере воздушных перевозок (Закон об авиационной коммерческой деятельности 1926).Закон о радиовещании практически обеспечил сохранение монопольного положения американских радиовещательных корпораций, защитуих от иностранной конкуренции.То же самое можно сказать о Законе о торговом флоте («Законе Джонсона»), которым устанавливалось, что только суда, построенные и зарегистрированные в США и находящиеся в собственности граждан США, могут осуществлять перевозкимежду портами США. В соответствии с этим законом, фирмы считались «гражданами США», если гражданам США принадлежало 75% их обыкновенных акций.Принципы Закона о торговом флоте распространялисьи на Закон об авиационной коммерческой деятельности, однако, последний отличался более либеральным подходом к определению того, кто являлся гражданином США: «гражданство США признавалось за любой компанией, большинство акцийкоторой принадлежало гражданам США».Интересен опыт регулирования иностранныхинвестиций в сфере добычи полезных ископаемых. Правительство страны использовало законодательные ограничения нетольков качестве «кнута», призванного не допустить иностранные инвестиции во внутреннюю отрасль. Соединенные Штаты разработали ограничения в сфере добычи природных ископаемых в качестве своего рода «пряника», с тем, чтобы содействовать доступу своих предпринимателей к аналогичным ресурсам за рубежом. В частности Закон об аренде месторождений полезных ископаемых 1920 года не допускал иностранцев к участию в аренде государственных земель США для целей добычи и транспортировки нефти (например, для целей строительства и эксплуатации трубопроводов) иначе, чем в соответствии с положением о взаимности. Положение о взаимности предусматривало, что в случае если правительство страны иностранного инвестора допускало доступ к ресурсам нефти, находившимся под юрисдикцией или контролем такой страны, то тогда соответствующий инвестор мог принимать участие в аренде государственных земель США.Как уже было указано, область, в которой Соединенные Штаты с очевидностью и раньше, чем в других сферах начали ограничивать иностранные инвестиции, является оборонная отрасль.Уже упоминавшийся TWEAбыл дополнен в 1950 году Законом «О производстве продукции для оборонных нужд» (Defense Production Act of 1950).В соответствии с этим законом все сделки с компаниями, находящимися в юрисдикции иностранных государств, подлежалианализу на предмет угрозы национальной безопасности США, что практически полностью ограничивалоинвестиции в оборонную отрасль страны.В соответствии с Операционным руководством по национальной промышленной безопасности (“NISPOM”), выпущенным в качестве приложения кПрезидентскомууказу1995 года (с изменениями и дополнениями от 1997 и 2001 гг.), все подрядчики государственных органовСША должны иметь разрешение на работу в засекреченных областях с тем, чтобы иметь право на получение доступа к служебным материалам или на получение контракта с доступом к секретной информации.NISPOMустанавливает подробные критерии для определения того, когда получившие такое разрешение или проходящие процедуру получения такого разрешения американские компании находятся «в иностранной собственности, под иностранным контролем или влиянием» (“FOCI”). Принадлежащие иностранному лицу 5 или более процентов голосующих ценных бумаг компании являются одним из факторов, которые принимаются во внимание при определении того, относится ли та или иная компания к категории FOCI.В случае если будет установлено, что компания, имеющая разрешение на секретную работу, находится под иностранным контролем, действие соответствующего разрешения должно быть приостановлено, в результате чего компания утрачивает право на секретную работу. Однако, в NISPOMтакже указывается ряд возможных «способов нейтрализации риска в случаях, связанных с иностранной собственностью». Эти способы позволяют компании, находящейся под иностранным контролемили влиянием, получить разрешение на секретную работу. Обычно указанные способы связаны с рядом договорных обязательств, которые касаются методов обеспечения безопасности и практики корпоративного управления –или, в самых крайних случаях, изменения структуры собственности на акции –с тем, чтобы ограничить иностранное влияние и контроль над предприятием, получающим разрешение и доступ к информации о контрактах предприятия на выполнение секретной работы.Критерии NISPOMотличаются достаточно широким и неточным характером при определении иностранного контроля над предприятием. Поэтому в практике американского правительства часто используется так называемая «Поправка ЭксонаФлорио» принятая Конгрессом в 1988 году к разделу 721 Закона оборонной промышленности 1950 года. Поправка ЭксонаФлорио разрешает Президенту проводить расследования заключаемых иностранными компаниями сделок по приобретению, поглощениюамериканских компаний, слиянию с ними или по осуществлению инвестиций в американские компании с точки зрения национальной безопасности и блокировать сделку, если «имеются достоверные доказательства, позволяющие Президенту полагать, что осуществление контроля со стороны иностранной компании может повлечь за собой действия, угрожающие подрывом национальной безопасности», и другие законы «по мнению Президента не предоставляют Президенту адекватных и необходимых полномочий для обеспечения национальной безопасности в связи с вопросом, находящимся на рассмотрении Президента»[3, p. 120].Президент делегировал свои полномочия по первоначальномуанализу и принятию решений, а также свои обязанности по проведению расследований Комитету по иностранным инвестициям в экономику США (CFIUS). CFIUSдействует под руководством Министерства финансов, и в его состав входят одиннадцать членов, представляющих другие ведомства администрации, в том числе Государственный департамент, министерство обороны, Министерство юстиции, Министерство торговли, Министерство национальной безопасности, Торговый представитель США.В силу закона и специальных положений CFIUSимеет право расследовать сделки либо по добровольному заявлению, поданному любой из сторон сделки, либо на основании официального уведомления, представленного одним из членов Комитета. Законом предусмотрен строгий временной график процедуры анализа, осуществляемого Комитетом. Первоначальный анализ проходит 30 дней с момента получения уведомления. Если требуется дополнительное расследование –Комитет проводит анализ в течение дополнительных 45 дней, по окончании которого представляет официальный отчет Президенту. Президент принимает решение в течение 15 дней с момента получения отчета.Несмотря на то, что единственная цель Комитета состоит в том, чтобы определить, угрожает ли конкретная сделка национальной безопасности Соединенных Штатов, в законе не определен сам термин «национальная безопасность». Вместо этого в нем просто определен ряд критериев, которые Президент должен учитывать при оценке угрозы национальной безопасности. Среди них: внутреннее производство, необходимое для удовлетворения потребностей национальной обороны;контроль над отечественными отраслями производства со стороны иностранных граждан с точки зрения его воздействия на возможности и потенциал США по удовлетворению потребностей национальной безопасности; потенциальное влияние сделки на продажу товаров, оборудования или технологий военного назначения в страну, которая оказывает поддержку терроризму или занимается распространением оружия массового поражения; потенциальные последствия сделки для технологического превосходства США в областях, оказывающих воздействие на национальную безопасность США.Как и в отношении термина «национальная безопасность» термин «иностранный контроль» трактуется законом довольно широко[3, p.121]. Поэтому, в целом CFIUSобладает исключительной гибкостью при принятии решения о том, имеет ли конкретная сделка такие последствия для национальной безопасности, что она требует проведения расследования. Среди не перечисленных в законе факторов, учитывающихся при принятии такого решения, можно назвать следующие: значение соответствующих активов для инфраструктуры США, страна происхождения приобретателя и отношения этой страны с Соединенными Штатами, репутация приобретателя и история его отношений с государственными агентствами США.В интересах иностранных компаний, инвестирующих в США самим подать заявку в Комитет, чтобы предварительно пройти процедуру анализа. Если инвесторы не идут на такой шаг, они рискуют получить приостановку или блокировку сделки в результате проверки, которую инициирует третья сторона. Агентства Министерства финансов, агентства самого Комитета проводят тщательный обзор средствмассовой информации и других источников на предмет обнаружения сделок, которые они хотели бы проанализировать.На практике почти все сделки, требующие анализа в соответствии с этой поправкой, проходят неофициальную проверку, которая проводится членами CFIUSдо подачи формального уведомления. В результате процедура анализа со стороны CFIUSредко переходит в стадию расследования, и еще более редки случаи, когда от Президента требуется принятие окончательного решения. Даже в случае расследования редко случается, чтобы стороны не могли прийти к соглашению. На практике Поправка ЭксонаФлорио оказывает влияние только на узкий круг инвестиций в конкретных секторах и инвестиций со стороны конкретных стран. С момента принятия Поправки Президент заблокировал инвестиции только один раз, хотя в нескольких случаях иностранные инвесторы сами отказывались от идеи инвестирования, когда им становилось ясно, что инвестиции не будут одобрены[4].В последние годы законодательство США в сфере ограничения прямых иностранных инвестиций несколько ужесточилось. Принятый в 2007 году Закон об иностранных инвестициях и национальной безопасности (ForeignInvestmentandNationalSecurityActof2007). Вместе с поправкой ЭксонаФлорио данный акт лег в основу окончательного свода норм и правил, регулирующих эти отношения. Расширился состав CFIUS, усилилась его ответственность перед Конгрессом. Расширились трактовки понятий «национальная безопасность» и «иностранный контроль». Анализ отчетов CFIUSза 20112015 годы показывает, что увеличилось количество сделок, направляемых на второй этап рассмотрения, однако, процент заблокированных сделок не увеличился[5, С. 87].Мы остановили свое внимание на законодательных ограничениях, связанных с притоком иностранного капитала в экономику США. Между тем, в стране создана и система законодательно закрепленных льгот, стимулирующих инвестирование. Однако, на наш взгляд, стратегические инвесторы учитывают в первую очередь макроэкономические показатели и уровень политической стабильности. То есть сначала принимается принципиальное решение, затем анализируются возможные риски. В этом отношении большее значение, чем стимулирование, приобретают законодательные ограничения прямых иностранных инвестиций.Рассмотрев историю и современное состояние законодательной базы, ограничивающей прямые иностранные инвестиции в США, можно сделать вывод о достаточно гибкой системе регулирования, нацеленной скорее на контроль, чем на запрет присутствия.При этом строго оговоренные сроки, прозрачность процедуры анализа иностранных инвестиций, возможность спрогнозировать с большой точностью возможный результат расследования со стороны Комитета по иностранным инвестициямсоздаютдополнительный эффект надежности, способствующий улучшению инвестиционного климата в стране.

Читайте также  Все самые интересные бизнес идеи

Источники: http://bubook.net/book/205-yekonomika-transnacionalnogo-predpriyatiya-shagurin-sv-shimko-pd/27-311nbsp-nacionalnye-rezhimy-i-stimuly-dlya-pryamyx-inostrannyx-investicij-ogranicheniya-na-pryamye-inostrannye-investicii.html, http://utmagazine.ru/posts/7824-pryamye-inostrannye-investicii, http://e-koncept.ru/2016/96314.htm

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос