Привлечение инвестиций в социально-экономическое развитие муниципального образования;
Реализация планов социально-экономического развития муниципальных образований, а также отдельных целевых программ требует привлечения инвестиций. Муниципальная власть заинтересована в привлечении инвестиций на свою территорию. Кроме решения конкретных задач каждого инвестиционного проекта, инвестиции обеспечивают занятость населения и пополнение местного бюджета. Деятельность органов местного самоуправления по привлечению и наиболее эффективному использованию средств, вкладываемых на территории муниципального образования, составляет суть муниципальной инвестиционной политики.
Под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество и права, имеющие денежную оценку и вкладываемые в целях получения прибыли или иного полезного эффекта. Под инвестиционной деятельностью понимается вложение средств (инвестирование) и практические действия по их использованию.
Законодательную базу инвестиционной деятельности в РФ составляют Федеральные законы «О бюджете развития Российской Федерации». «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Различают два вида инвестиций — в форме капитальных вложений, обеспечивающие воспроизводство основных средств, и портфельные (приобретение ценных бумаг), обеспечивающие воспроизводство финансовых средств. Для муниципальных образований основную роль играют капитальные вложения — затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих объектов, приобретение оборудования и т. д.
Условия и предпосылки привлечения инвестиций на территорию муниципального образования
Для привлечения инвестиций на территорию муниципального образования необходимы как объективные, так и субъективные условия и предпосылки. К объективным относятся реальные экономикомико-географические и иные факторы, связанные с расположением территории. Они составляют инвестиционный потенциал данной территории и могут представлять интерес для инвесторов. К субъективным факторам такого рода относится деятельность муниципальной власти по раскрытию этого потенциала и привлечению инвестиций на свою территорию.
Инвесторы, занимающиеся поиском места размещения своего бизнеса, всегда тщательно изучают инвестиционный потенциал территории, но прежде всего его должна хорошо изучить и представлять инвесторам сама муниципальная власть. Для этого она должна знать в каком направлении будет развиваться экономика муниципального образования, т. е. иметь стратегический план развития.
Субъективные условия и предпосылки при влечения инвестиций на территорию муниципального образования связаны с регулирующей деятельностью органов местного самоуправления. Здесь могут иметь место две ситуации.
В первом случае, когда в качестве инвесторов выступают организации немуниципальной формы собственности, роль органов местного самоуправления сводится к созданию благоприятных условий для инвестиционной деятельности. Это предполагает:
· исследование инвестиционного потенциала территории муниципального образования и представление его результатов потенциальным инвесторам, или маркетинг территории (подробнее об этом см. ниже);
· выделение земельных участков для строительства, обеспечение возможности. подключения к инженерным и транспортным коммуникациям, а для жилищного строительства предоставление инфраструктурного подготовленных площадок;
· экспертиза и согласование проектной документации на строительство с точки зрения интересов местного сообщества;
· установление льгот по уплате местных налогов, льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
· защиту интересов инвесторов;
· расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников для финансирования жилищного и социально-культурного строительства.
Во втором случае органы местного самоуправления напрямую участвуют в инвестиционной деятельности. Наряду с перечисленными мерами по созданию благоприятных условий для инвестирования, такое участие предполагает:
· использование средств местных бюджетов для полного или частичного финансирования инвестиционных проектов;
· разработку и утверждение инвестиционных проектов, осуществляемых за счет или с участием бюджетных средств;
· привлечение для инвестиционной деятельности кредитных ресурсов путем выпуска муниципальных займов (подробнее об этом см. ниже);
· проведение конкурсов исполнителей, экспертизы и отбора инвестиционных проектов.
Контроль целевого и эффективного использования средств местных бюджетов, направляемых на капитальные вложения, осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Важным направлением инвестиционной политики органов местного самоуправления является работа по включению инвестиционных проектов, необходимых для жизнеобеспечения муниципального образования, в федеральные и региональные инвестиционные программы. Эта работа особенно актуальна для таких сфер, как снос ветхого жилья, коммунальная энергетика, социальная сфера и т. п. Как правило, мероприятия федеральных и региональных программ финансируются из бюджетов нескольких уровней на основе долевого участия. При участии органов местного самоуправления в финансировании инвестиционных проектов на уровне всей страны или субъектов РФ их разработка и утверждение согласовываются с органами местного самоуправления.
Отбор инвестиционных проектов
С вопросом привлечения средств тесно связан вопрос отбора наиболее эффективных инвестиционных предложений. Если инвестор сам исполняет свой проект, такой проблемы не возникает. Однако когда инвесторов много, в роли распорядителя средств муниципального бюджета, включая заемные, выступает местная администрация.
Порядок размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов и заемных средств для финансирования инвестиционных проектов утверждается представительным органом муниципального образования. При участия органов местного самоуправления в финансировании инвестиционных проектов, осуществляемых федеральными органами государственной власти и субъектами РФ,их разработка и утверждение осуществляются по согласованию с органами местного самоуправления. Последние гарантируют всем субъектам инвестиционной деятельности равные права при осуществлении инвестиционной деятельности и гласности, при обсуждении инвестиционных проектов.
Бизнес-планы претендентов на реализацию проекта должны быть подвергнуты всесторонней экспертизе по результатам которой принимается решение о допуске проекта к конкурсу на получение муниципальных инвестиций. Конкурс проводится после проведения экспертизы. С его победителем заключается договор о предоставлении заемных средств на возвратной и платной основах. Возврат и уплата процентов за полученные бюджетные средства должны иметь надлежащее обеспечение. В этом качестве могут выступать: залог ликвидного имущества, гарантия банка, поручительство третьих ЛИЦ, обладающих необходимыми денежными средствами или ликвидным имуществом.
Бизнес-план заемщика по реализации инвестиционного проекта прилагается к договору и подписывается обеими сторонами. Финансирование инвестиционных проектов начинается после официального решения о включении их в перечень муниципальных инвестиционных программ.
7.5. Привлечение инвестиций в социально-экономическое развитие муниципального образования
Реализация планов социально-экономического развития муниципальных образований, а также отдельных целевых программ требует привлечения инвестиций.
Под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество и права, имеющие денежную оценку и вкладываемые в целях получения прибыли или иного полезного эффекта. Под инвестиционной деятельностью понимаются вложение средств (инвестирование) и практические действия по их использованию.
Законодательную базу инвестиционной деятельности в РФ составляют федеральные законы: «О бюджете развития РФ», «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», «Об иностранных инвестициях в РФ».
Различают два вида инвестиций — инвестиции в форме капитальных вложений, обеспечивающие воспроизводство основных средств, и портфельные инвестиции (приобретение ценных бумаг), обеспечивающие воспроизводство финансовых средств. Для муниципальных образований основную роль играют капитальные вложения — затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих объектов, приобретение оборудования, проектно-изыскательские работы и т. д.
Условия и предпосылки привлечения инвестиций на территорию муниципального образования
Для привлечения инвестиций на территорию муниципального образования необходимы как объективные, так и субъективные условия и предпосылки. К объективным предпосылкам относятся реальные экономико-географические и иные факторы, связанные с расположением территории. Они составляют инвестиционный потенциал данной территории и могут представлять интерес для инвесторов. К субъективным факторам такого рода относится деятельность муниципальной власти по раскрытию этого потенциала и привлечению инвестиций на свою территорию.
Инвестиционный потенциал территории складывается из ряда факторов (рис. 7.5.1)
Рис. 7.5.1. Инвестиционный потенциал территории муниципального образования
Инвесторы всегда тщательно изучают инвестиционный потенциал территории, но прежде всего его должна хорошо изучить и представлять инвесторам сама муниципальная власть. Для этого она должна знать, в каком направлении будет развиваться экономика муниципального образования, т. е. иметь стратегический план развития, который можно продемонстрировать инвесторам.
Субъективные условия и предпосылки привлечения инвестиций на территорию муниципального образования связаны с регулирующей деятельностью органов местного самоуправления. Здесь могут иметь место две ситуации.
В первом случае, когда в качестве инвесторов выступают организации немуниципальной формы собственности, роль органов местного самоуправления сводится к созданию благоприятных условий для инвестиционной деятельности. Это предполагает:
♦ исследование инвестиционного потенциала территории муниципального образования и представление его результатов потенциальным инвесторам или маркетинг территории (подробнее об этом см. ниже);
♦ выделение земельных участков для строительства, обеспечение возможности подключения к инженерным и транспортным коммуникациям;
♦ экспертиза и согласование проектной документации на строительство с точки зрения интересов местного сообщества;
♦ установление льгот по уплате местных налогов, льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
♦ защиту интересов инвесторов;
♦ расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников для финансирования жилищного и социально-культурного строительства.
Во втором случае органы местного самоуправления напрямую участвуют в инвестиционной деятельности. Наряду с перечисленными мерами по созданию благоприятных условий для инвестирования, такое участие предполагает:
♦ использование средств местных бюджетов для полного или частичного финансирования инвестиционных проектов;
♦ разработку и утверждение инвестиционных проектов, осуществляемых за счет или с участием бюджетных средств;
♦ привлечение для инвестиционной деятельности кредитных ресурсов путем выпуска муниципальных займов (подробнее об этом см. ниже);
♦ проведение конкурсов исполнителей, экспертизы и отбора инвестиционных проектов.
Контроль над целевым и эффективным использованием средств местных бюджетов, направляемых на капитальные вложения, осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Важным направлением инвестиционной политики органов местного самоуправления является работа по включению инвестиционных проектов, важных для жизнеобеспечения муниципального образования, в федеральные и региональные инвестиционные программы. Эта работа особенно актуальна для таких сфер, как снос ветхого жилья, коммунальная энергетика, социальная сфера и т. п. Как правило, мероприятия федеральных и региональных программ финансируются из бюджетов нескольких уровней на основе долевого участия. При участии органов местного самоуправления в финансировании инвестиционных проектов на уровне всей страны или субъектов РФ их разработка и утверждение согласовываются с органами местного самоуправления.
Маркетинг территории муниципального образования
Под маркетингом территории понимается деятельность органов местного самоуправления, направленная на создание, развитие, эффективное продвижение и использование конкурентных преимуществ территории в интересах привлечения внутренних и внешних инвесторов.
В СССР вопросы размещения инвестиционных объектов решались централизованно, на уровне Госплана. В условиях рыночной экономики этот процесс носит стихийный характер и его результат во многом зависит от случайных факторов. Здесь происходит то же, что и на товарном рынке: выигрывает тот, кто предлагает лучший товар за меньшую цену. Маркетинг территории муниципального образования преследует главной целью формирование и улучшение имиджа муниципального образования, его престижа, деловой и социальной конкурентоспособности, обеспечивающей возможность привлечения инвестиций для более эффективного решения проблем социально-экономического развития.
В основе маркетинга территории муниципального образования, согласно мировой практике маркетинга, лежат четыре компонента: продукт, цена, позиционирование, продвижение (рис. 7.5.2):
Рис. 7.5.2. Компоненты маркетинга территории муниципального образования
Применение этого подхода к муниципальному маркетингу характеризуется следующим.
Маркетинговым продуктом в муниципальном образовании является его инвестиционный потенциал.
Цена продукта (инвестиционного потенциала территории) определяется с учетом того, что в стоимости каждого инвестиционного проекта есть две составляющих: одна зависит от технологических характеристик самого объекта строительства, другая — от условий его размещения. Именно вторая составляющая определяется условиями конкретного муниципального образования.
Позиционирование маркетингового продукта. Для потенциальных инвесторов важно знать, какие товары или услуги выгоднее всего производить на той или иной территории. Им необходима информация о потребительском рынке и уровне производства, которая будет формировать интерес к территории.
Продвижение маркетингового продукта. Для муниципального маркетинга это означает проведение грамотной рекламной кампании, чтобы как можно лучше использовать имеющиеся возможности в целях привлечения инвесторов. С этой целью необходимо определить каналы продвижения информации, разработать формы и объемы доносимой информации, определить степень ее воздействия на инвесторов и вносить в свои действия своевременные изменения.
Одним из направлений привлечения инвесторов могут стать объекты незавершенного строительства. В этом случае необходима полная инвентаризация таких объектов, оценка степени строительной готовности, возможностей их перепрофилирования с учетом стратегических целей развития муниципального образования.
Другое возможное направление — высвобождающиеся в результате сокращения производства здания цехов и промышленных предприятий с транспортными подходами и инженерной инфраструктурой. И здесь муниципальной власти необходимы четкий перечень и технические характеристики таких зданий, а также соглашения с их собственниками о возможном размещении новых производств по инвестиционным проектам.
Третье возможное направление привлечения инвесторов — использование ноу-хау мирового уровня. Такие разработки и технологии имеются в ряде муниципальных образований с развитым научным потенциалом. Крайне важно знать об имеющихся разработках, провести их соответствующую экспертизу, осуществить рекламу.
Для реализации целей муниципального маркетинга необходим ряд условий (рис. 7.5.3).
Рис. 7.5.3. Условия реализации целей маркетинга территории муниципального
Случаи, когда внешний инвестор полностью финансирует инвестиционный проект, достаточно редки. Чаще всего определенную долю инвестиционных расходов, в основном в объекты инфраструктуры, приходится нести муниципальному образованию. Существуют также программные мероприятия (в основном социального назначения), непривлекательные для внешних инвесторов. Финансировать такие мероприятия приходится за счет средств муниципального бюджета. В связи с этим возникает проблема поиска дополнительных источников средств.
Основным способом привлечения финансовых ресурсов для инвестирования подобных программных мероприятий являются муниципальные займы. Федеральный закон 2003 г. предоставляет муниципальным образованиям право на привлечение заемных средств, в т. ч. за счет выпуска ценных бумаг, в порядке, установленном представительным органом муниципального образования в соответствии с действующим законодательством.
Специфика муниципальных займов состоит в том, что их цель — решение местных проблем — существенно отличается от целей других эмитентов. Основные держатели муниципальных облигаций и жилищных сертификатов (жители муниципального образования, а также расположенные на его территории предприятия и учреждения) заинтересованы именно в решении проблем, ради которых выпускаются займы, а не в получении дивидендов по займу. Они должны быть готовы получить всю или часть своей выгоды иным, не денежным способом, а, например, квартирами или объектами муниципальной инфраструктуры, которыми они в дальнейшем будут пользоваться. Муниципальный заем в этом смысле малопривлекателен для внешних инвесторов.
Алгоритм выпуска муниципального займа включает ряд этапов (рис. 7.5.4).
Рис. 7.5.4. Алгоритм выпуска муниципального займа
Для организации размещения займа привлекается специальная организация или банк. После размещения муниципальных облигаций не менее сложными процедурами являются управление займом в процессе его исполнения, обеспечение координации взаимодействия участников займа, мониторинг, своевременное предотвращение рисков. От уровня выполнения этой работы будет зависеть конечный результат.
Отбор инвестиционных проектов
С вопросом привлечения средств тесно связан вопрос отбора наиболее эффективных инвестиционных предложений. Если инвестор сам исполняет свой проект, такой проблемы не возникает. Однако когда инвесторов много, в роли распорядителя средствами муниципального бюджета, включая заемные средства, выступает местная администрация.
Порядок размещения на’конкурсной основе средств местных бюджетов и заемных средств для финансирования инвестиционных проектов утверждается представительным органом муниципального образования. При участии органов местного самоуправления в финансировании инвестиционных проектов, осуществляемых федеральными органами государственной власти и субъектами РФ, их разработка и утверждение осуществляются по согласованию с органами местного самоуправления. Последние гарантируют всем субъектам инвестиционной деятельности равные права при осуществлении инвестиционной деятельности и гласность при обсуждении инвестиционных проектов. Однако, выбирая исполнителей, муниципальная власть должна учитывать определенные требования к инвесторам, претендующим на получение муниципальных инвестиций, и к победителям конкурсов инвестиционных проектов (рис. 7.5.5).
Рис. 7.5.5. Требования к инвесторам
Бизнес-планы претендентов на реализацию проекта должны быть подвергнуты всесторонней экспертизе, по результатам которой принимается решение о допуске проекта к конкурсу на получение муниципальных инвестиций. Конкурс проводится после проведения экспертизы. С его победителем заключается договор о предоставлении заемных средств на возвратной и платной основах. Возврат и уплата процентов за полученные бюджетные средства должны иметь надлежащее обеспечение. В качестве его могут выступать: залог ликвидного имущества, гарантия банка, поручительство третьих лиц, обладающих необходимыми денежными средствами или ликвидным имуществом.
Бизнес-план заемщика по реализации инвестиционного проекта прилагается к договору и подписывается обеими сторонами. Финансирование инвестиционных проектов начинается после официального решения о включении их в перечень муниципальных инвестиционных программ.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое инвестиционный потенциал территории муниципального образования?
2. В чем состоят объективные и субъективные условия и предпосылки для привлечения инвестиций на территорию муниципального образования?
3. Что такое маркетинг территории муниципального образования?
4. Каковы основные компоненты маркетинга территории?
5. Какую роль в привлечении инвестиций на территорию муниципального образования могут играть муниципальные займы?
6. Каков порядок (алгоритм) выпуска муниципального займа?
7. Каковы критерии отбора инвестиционных проектов органами местного самоуправления?
Концепция привлечения инвестиций в муниципальные образования
Необходимость разработки оригинальной концепции привлечения инвестиционных ресурсов для муниципальных образований обоснована их особенностями в качестве объекта инвестирования. Помимо решения вопросов местного экономического развития на муниципальном образовании лежит забота о благосостоянии, здоровье, уровне образования граждан. Таким образом, администрации муниципальных образований испытывают значительное социальное давление при формировании своей инвестиционной политики.
Другой особенностью инвестиционной деятельности муниципального образования является то, что администрации вынуждены изыскивать средства и привлекать финансирование часто на заведомо убыточные проекты.
Кроме того, муниципальные образования имеют ограниченные возможности регулирования законодательных условий инвестиционной деятельности, так как большинство законодательных актов принимается на федеральном и региональном уровнях.
Очевидно, что инвестиционный климат муниципального образования складывается из пирамиды инвестиционных условий: инвестиционные климат и рейтинг России, инвестиционный климат региона или области плюс особенности инвестиционных потенциала и риска самого муниципального образования. Поэтому главной особенностью инвестиционного климата муниципального образования является его прямая зависимость от состояния и динамики развития экономики крупных субъектов Российской Федерации, в которых находится муниципальное образование. Это оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на инвестиционный климат муниципальных образований.
Существование в российской экономике, с одной стороны, регионов-доноров и, с другой стороны, дотационных регионов непосредственно влияет на инвестиционный потенциал муниципальных образований. Сильная зависимость от дотаций из центра делает муниципальную экономику уязвимой в отношении федеральных решений о распределении бюджета, колебаний национальной и региональной экономической конъюнктуры, а также сдвигов тех или иных приоритетов региональной политики.
Характерной чертой многих муниципальных образований РФ является наличие одного градообразующего предприятия или профилирующей отрасли. Этот фактор, безусловно, повышает инвестиционный риск в таких районах. С другой стороны, устойчивая диверсифицированная структура экономики позволяет разумно снижать инвестиционные риски, гибко распределять ресурсы.
Большое значение в формировании инвестиционного климата играют такие основные факторы, как географическое положение, природно-климатические особенности, ресурсная обеспеченность, демографическая структура населения. При разработке инвестиционной политики муниципальных образований эти факторы нужно учитывать, однако повлиять на их изменение практически почти невозможно, либо это потребует больших финансовых и временных затрат. Наличие и развитие таких факторов, как уровень образования населения, производительность и конкурентоспособность фирм и предприятий, уровень развития инфраструктуры, применение информационных технологий и др., позволяет муниципальным образованиям влиять на формирование своего инвестиционного климата.
Необходимо также отметить, что инвестиционный климат тесно связан с уровнем конкурентоспособности региона и конкретных предприятий.
Конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность муниципального образования складываются из конкурентоспособности страны, региона и самого образования.
Принципами формирования концепции привлечения инвестиций являются:
· единство правового пространства инвестиционной деятельности на территории муниципального образования в сочетании с активной поддержкой инвестиционных процессов;
· создание на территории муниципального образования благоприятного инвестиционного климата и развитой инвестиционной инфраструктуры;
· диверсификация инвестиционных вложений с учетом специфики развития муниципального образования;
· поддержка и стимулирование частной инициативы и процес-
сов самоорганизации участников инвестиционной деятельно-
сти (на финансовом, фондовом и других рынках); инвестици-
онная направленность бюджетной политики муниципально-
го образования с целью реализации приоритетных направле-
ний региональной социальной политики;
· смешанное (государственно-частное) финансирование быстроокупаемых и высокоэффективных инвестиционных проектов, исключительно на экспертно-комиссионной и конкурсной основе при сохранении жесткого контроля за расходованием бюджетных ассигнований муниципального образования.
Основываясь на приведенных выше особенностях муниципального образования и используя российский и зарубежный опыт привлечения инвестиций на местном уровне, предлагается алгоритм действий, направленных на разработку комплексной программы привлечения отечественных и иностранных инвестиций в муниципальные образования.
1. Определение целей и задач муниципального образования.
Это важнейший этап, на котором формируются главные направления развития муниципального образования, четко формулируются цели и конкретизируются задачи, определяются сроки и ответственные за их реализацию.
2. Определение потребности муниципального образования в
инвестициях.
Оценка емкости и потенциала рынков муниципального образования, выявление приоритетных отраслей и районов для привлечения инвестиций позволяют выработать отдельный документ, содержащий экономические расчеты потребности региона в инвестициях и определение типов требуемых инвестиций.
3. Знание и хорошая ориентация на рынке национальных и
международных инвестиционных ресурсов.
Требуется постоянный мониторинг рынков инвестиционных ресурсов для оценки возникающих тенденций и возможностей, интересующих предприятия муниципального образования. Необходимо провести достаточно большой объем аналитической работы.
4. Сегментирование потенциальных инвесторов и инвестици-
онных ресурсов.
Сегментация — это необходимый шаг в разработке программы привлечения инвестиций и PR-кампании в муниципальном образовании. Каждой целевой группе должна соответствовать своя программа и использоваться различные инструменты привлечения инвестиций.
5. Муниципальная инвестиционная политика региона. Инвес-
тиционная политика должна определить принципиальный под-
ход муниципального образования к привлечению инвестиций: со-
здание условий для инвестирования в регион или активные дей-
ствия администрации по привлечению инвестиций на конкрет-
ные инвестиционные проекты либо сочетание этих подходов.
6. Муниципальная законодательная политика в отношении инвестиций.
7. Разработка мер поддержки предприятий и организаций в привлечении инвестиций.
Муниципальные образования имеют возможность использовать административный ресурс для поддержки предприятий и организаций, заинтересованных в привлечении инвестиций. Поддержка может быть организационной, финансовой, информационной и юридической.
8. Разработка политики в отношении традиционных инвестиционных источников (бюджетные инвестиции, кредиты и займы, прямые инвестиции, лизинг).
9. Разработка нетрадиционных инвестиционных источников («пилотные» проекты, гранты и донорские программы, венчурное инвестирование).
10. Разработка PR-кампаний по привлечению инвестиций в муниципальное образование.
11. Разработка организационной схемы управления процессом привлечения инвестиций в муниципальное образование.
Важнейшим элементом концепции привлечения инвестиций в муниципальные образования служит разработка детального и однозначного механизма возможности выхода инвесторов из предприятий региона, т. е. предоставление гарантий инвесторам в том, что они безусловно сохранят свои капиталы и у них не возникнет никаких организационных или юридических трудностей в реинвестировании средств.
Другой принципиальный момент для инвестора — готовность и заинтересованность местных организаций и предприятий вкладывать свои ресурсы и нести риск вместе с инвестором. В настоящий момент в России менее 1 % проектов высокого риска профинансировано методом размещения акций, в США эта цифра составляет 98 %.
Поддержание контактов с инвесторами после осуществления инвестиций — также важная функция муниципальной инвестиционной политики. Едва ли не самым важным является то, что существующие инвесторы — это лучшие рекомендации для будущих инвесторов. Таким образом, роль инвесторов, уже укрепивших свои позиции и прочно обосновавшихся на местном рынке, чрезвычайно важна по следующим причинам: они — источник будущих инвестиций; они могут привлечь новых потенциальных инвесторов. В этой связи выполнение обязательств перед инвесторами со стороны администрации муниципального образования, в том числе по предоставлению налоговых льгот, — условие, не подлежащее обсуждению.
Источники: http://studopedia.su/4_16311_privlechenie-investitsiy-v-sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-munitsipalnogo-obrazovaniya.html, http://textbook.news/munitsipalnoe-pravo_904/privlechenie-investitsiy-sotsialno-109061.html, http://megaobuchalka.ru/11/55077.html
Источник: