Рост инвестиций в регионе не способствует

Привлечение инвестиций в страну и регионы

Принятие инвестором решения по вложению инвестиций относится к наиболее сложному при процедуре выбора. Оно основано на многовариантной, многокритериальной оценке целого ряда факторов и тенденций, действующих в регионе. Каждый потенциальный инвестор при наличии достаточной информации об инвестиционной привлекательности имеет возможность выбрать регион с наилучшими условиями инвестирования.

Поэтому оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. От ее правильности зависят последствия, как для инвестора, так и для экономики региона и страны в целом.

Инвестиционная привлекательность определяется как система или сочетание различных объективных признаков, средств, возможностей, обуславливающих в совокупности потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в данный, регион или территорию. Она формируется из двух компонентов: уровня инвестиционного потенциала, который определяется рядом экономических, социальных и природно-географических факторов, и уровня некоммерческих инвестиционных рисков, которые обуславливаются внешней по отношению к инвестору макроэкономической и региональной ситуацией.

Инвестиционный потенциал (инвестиционная емкость территории) представляет собой сумму объективных предпосылок для инвестиций, которая зависит как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического состояния. Оценка инвестиционного потенциала страны или региона в своей основе характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели: насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. п.), потребительский спрос населения, уровень инфляции и др.

Инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов (каждый из которых, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей) [1]: ресурсно-сырьевого; трудового; производственного; инновационного; институционального; инфраструктурного; финансового; потребительского.

Впоследствии (в «Рейтинге инвестиционной привлекательности регионов РФ 2005-2006 годов») ресурсно-сырьевой фактор был преобразован в природно-ресурсный и в качестве самостоятельного фактора был выделен туристический.[2]

Вероятность потери инвестиций и дохода от них характеризует инвестиционный риск. Он показывает, почему не следует (или следует) инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион или страну. Риск как бы суммирует правила игры на инвестиционном рынке. Степень инвестиционного риска региона зависит от политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуаций. Рассчитываются следующие виды риска [1]: экономический; финансовый; политический; социальный; экологический; криминальный; законодательный.

В рейтинге 2005-2006 годов был добавлен управленческий риск, а в 2006-2007 годах был исключен политический риск. Количество представленных в рейтинге регионов изменилось с 89 в 1997/1998гг. до 85 в 2006/2007гг. [2;3]

Для составления объективной картины инвестиционного привлекательности Ростовской области и определения её динамики необходимо учесть результаты кредитного рейтинга региона и изменения места Ростовской области в рейтингах инвестиционной привлекательности регионов России.

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА – АК&М» Ростовской области присвоен кредитный рейтинг – «A+» с позитивными перспективами, который означает, что она относится к категории заемщиков, имеющих высокий уровень надежности. В краткосрочной перспективе риск несвоевременного выполнения обязательств Администрацией Ростовской области низкий. Вероятность реструктуризации долга или его части минимальна. Серьезные проблемы в основных сферах деятельности региона отсутствуют. Риск полного или частичного отказа от выполнения обязательств сравнительно низок. В течение срока действия рейтинга можно ожидать улучшения параметров кредитоспособности региона.[4]

Что касается рейтинга инвестиционной привлекательности, то на основании данных рейтингового агентства «Эксперт РА» автором составлены таблицы, отражающие сводные результаты рейтингов инвестиционного риска и инвестиционного потенциала Ростовской области за 10 лет, которые представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1- Инвестиционный риск Ростовской области в 1998-2008гг.

Рост инвестиций в регионе не способствует

Владимир Путин провел заседание Государственного совета по вопросам повышения инвестиционной привлекательности регионов. В его работе приняли участие спикеры Совета Федерации и Государственной Думы, лидеры парламентских фракций, министры экономического блока правительства, главы регионов, предприниматели.

Обращаясь к участникам заседания, глава государства особо подчеркнул, что «наращивание инвестиций, это, безусловно, и экономическая задача, это основа экономического роста и укрепления доходной налоговой базы регионов, но это в полном смысле этого слова задача политическая. Потому, что именно это создает реальные ресурсы, увеличивает ресурсы для развития здравоохранения, образования, социальной сферы в целом, для реализации программ, благоустройства и улучшения городской среды, реализации экологических проектов».

Читайте также  Начать бизнес в своем доме идеи

Далее президент отметил, что, несмотря на общий кризис капиталовложений в развитие производства в целом по стране за последние три года, 21 регион сумел добиться роста инвестиций. В список этих субъектов Федерации Камчатский край пока не входит. Но он занимает прочные лидирующие места в другом рейтинге регионов, о котором также шла речь на заседании Государственного совета. Камчатский край на протяжение ряда лет добивается значительного роста по итогам социально-экономического развития. По этим показателям мы занимаем второе место среди регионов ДФО. Увеличивается наполняемость бюджета края за счет собственных доходов. В прошлом году они выросли на два миллиарда рублей, в текущем – по неполным подсчетам – на миллиард.

В рамках Госсовета Владимир Путин говорил о важности системного подхода в улучшении делового климата, в сопряжении усилий на этом пути бизнеса, федеральных и региональных властей, Агентства стратегических инициатив. Благодаря такому подходу удалось «расчистить федеральную нормативно-правовую базу, отменить более 50 административных процедур – избыточных, не играющих никакой содержательной роли, но при этом обременительных для бизнеса».

Сокращается и время прохождения действующих административных процедур. Глава государства назвал средние показатели по стране: «…срок регистрации собственности сокращен с 43 до 13 дней, регистрация предприятий с 30 до 10 дней, подключение к электросетям, что было большой болью для всей экономики страны, сократилось с 281 до 83 дней».

В Камчатском крае некоторые показатели технического присоединения и регистрации опережают среднероссийские. Например, предельные сроки утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не превышает 10 дней, а процедура присвоения адреса земельному участку и объекту недвижимости укладывается в 6 суток. Целевая модель отводит на эти процедуры, соответственно, 18 и 12 дней.

Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по заявлениям, представленным в электронном виде, в Камчатском крае можно пройти за 7 рабочих дней, государственная регистрация ипотеки на объекты недвижимости нежилого назначения займет 5 рабочих дней.

Глава государства указал на необходимость дальнейшего совершенствования законодательной базы улучшения инвестиционного климата и условий ведения бизнеса. Она должна быть направлена на поддержку деловых инициатив, на упрощение повседневной работы предпринимателей.

Значительную часть своего выступления Владимир Путин посвятил Национальному рейтингу состояния инвестиционного климата, назвав его инструментом развития, который способствует «распространению лучшего опыта по повышению инвестиционной привлекательности».

«Рейтинг, по словам президента, – это еще один шаг к большей прозрачности государственного управления, повышению ответственности власти перед обществом и гражданами. И он уже стал хорошим стимулом для регионов – добиваться прогресса, работать над своей инвестиционной, управленческой конкурентоспособностью нужно постоянно и ежедневно».

Генеральный директор АО «Корпорация развития Камчатки» Николай Пегин отметил, что правительство региона, другие органы исполнительной власти, предпринимательские партнерства края уделяют вопросам совершенствования инвестиционного климата, условиям ведения бизнеса в крае предельно актуальное значение. В контексте диалектики этой градации строит свою работу и КРКК, как специализированная организация по работе с инвесторами.

АО «Корпорация развития Камчатки» в оценке показателей её деятельности в рамках Национального рейтинга инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации по итогам 2016 года сделала существенный качественный скачок. Если два года назад КРКК находилась в группе D, то в минувшем году она перешла в группу B, находящуюся вблизи лидеров.

Позитивную оценку деятельности Корпорации развития Камчатки дал и глава региона Владимир Илюхин в инвестиционном послании, прозвучавшем 19 декабря. Он сказал: «Многие проекты сегодня реализуются при непосредственном участии Корпорации развития края. В этом году мы видим и выполнение плановых показателей этого института развития, и реальные результаты работы».

Решения Государственного совета, свежие идеи, высказанные главой государства и докладчиками, считает Николай Пегин, будут способствовать дальнейшему росту инвестиционной привлекательности регионов. Разумеется, что это не произойдет автоматически. Требуется согласованная, развернутая по магистральным направлениям работа всех узлов общего механизма, призванного решить круг поставленных Владимиром Путиным задач.

Читайте также  Быстроокупаемая с малыми инвестициями франшиза

Рост инвестиций в основной капитал региона – основной фактор влияния на повышение валового регионального продукта

Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост

Дата публикации: 28.09.2015

Статья просмотрена: 596 раз

Библиографическое описание:

Соколов В. А. Рост инвестиций в основной капитал региона – основной фактор влияния на повышение валового регионального продукта [Текст] // Инновационная экономика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 7-8. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/170/8794/ (дата обращения: 16.01.2019).

В статье рассматриваются примеры инвестиционных проектов. Предлагается ряд мер, относящийся к экономической и социальной сфере. Предлагаются меры по снижению административных барьеров в инвестиционной среде.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный потенциал, показатель, административный барьер

This article discusses examples of investment projects. It proposed a series of measures relating to the economic and social sphere. Proposes measures to reduce administrative barriers in the investment environment.

Key words: investments, investment potential indicator, administrative barriers

В современных условиях устойчивое социально-экономическое развитие народного хозяйства регионов выступает основным фактором обеспечения безопасности национальной экономики. Управление процессом достижения устойчивого развития, оценка эффективности используемых ресурсов и достижение поставленных целей требуют повышения уровня взаимодействия экономических показателей в системе управления народно-хозяйственным и региональным производством.

Так, устойчивое развитие региона могут характеризовать взаимодействие таких показателей региональной экономической системы, как улучшение качества жизни населения региона, обеспечение равновесного состояния окружающей среды, рост объемов инвестиций в обновление и модернизацию основного капитала [2].

Постоянный рост, результативность системного взаимодействия указанных, социальных, экономических и инвестиционных показателей вирируется в динамике роста валового регионального продукта Ленинградской области в период с 2011- по 2014 годы. Так, например, объем инвестиций в основной капитал на душу населения в Ленинградской области составил по итогам 2014 года 101,06 тысяч рублей, что выше, чем в среднем по Северо-Западному федеральному округу (98,23 тыс. руб.) и по России (92,6 тыс. руб.).

В 2015 году планируемый объем инвестиций в основной капитал регионального хозяйства Ленинградской области снизится до 178,7 млрд рублей и составит 69,3 % по сравнению с 2014 годом.

Существенным фактором роста инвестиций в инфраструктурные объекты региона выступает комплексное развитие морского — торгового порта (МТП) «Усть-Луга» и прилегающей к нему территории.

Приоритетный инвестиционный проект Северо-Запада Российской Федерации «Комплексное развитие Морского торгового порта Усть-Луга и прилегающей территории» предусматривает создание на территории Кингисеппского района Ленинградской области таких взаимосвязанных кластеров, как транспортно — логистический, промышленный, сити — кластер, туристско-рекреационный и агропромышленный.

В настоящее время проект по созданию морского торгового порта находится в стадии завершения в части касающейся деятельности ОАО «Компания Усть-Луга». Другие кластерные направления в рамках инвестиционного проекта «Комплексное развитие МТП «Усть-Луга» и прилегающей к нему территории» находятся на начальной стадии реализации.

В существенной мере развитию инвестиционного потенциала Ленинградской области способствует строительство контейнерного терминала ОАО «Усть-Лужский Контейнерный Терминал», ранее принадлежавший «Национальной Контейнерной Компании»,а в 2014 году вошедшей в группу компаний «Global Ports». Строительство контейнерного терминала реализуется постадийно. Первая стадия ввода терминала в эксплуатацию осуществлена в 2011 году с проектной мощностью 440 TEU в год.

В настоящее время общая площадь контейнерного терминала составляет 50,4 га, длина причального фронта — 440 м, глубина у причалов — 13,5 м, емкость контейнерной площадки — 15 тыс. TEUs, емкость рефзоны — 420 розеток, перегрузочное оборудование — 4 STS (Panamax), 11 RTG и 2 RMG-крана. На терминале работают 220 человек.

На контейнерный терминал производятся регулярные судозаходы контейнерные линии Maersk Line, CMA CGM, Unifeeder, Hapag Lloyd, Team Lines.

В 2014 году фактический объем инвестиций составил 8 428,4 млн руб. Объем перевалки грузов составил 873,5 млн тонн грузов (103 тыс. teus), что 2 раза превысило показатель 2013 года.

Читайте также  Идеи бизнеса в сфере информационных услуг

Значительного объема инвестиций требует проект по организации скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург — Бусловская Октябрьской железной дороги (включая строительство линии Лосево-Каменногорск). Для этого инвестиционного проекта разработана проектная документация по объектам строительства: новой линии Лосево (искл.) — Каменногорск (искл.), объектов внешнего энергоснабжения новой линии Лосево-Каменногорск и нового парка в районе ст. Каменногорск, автодорожного путепровода на км 66 участка Санкт-Петербург-Выборг, автодорожного путепровода на км 75 участка Санкт-Петербург-Выборг, пешеходного тоннеля на км 8 участка Санкт-Петербург — Выборг, автодорожного путепровода на км 28 участка Санкт-Петербург — Выборг.

Указанный выше перечень инвестиционных проектов является лишь небольшой их частью, реализуемых на территории Ленинградской области.

В связи с экономическими и инвестиционно — инновационными изменениями состояния внешней среды, региональное хозяйство Ленинградской области столкнулось со значительным оттоком инвестиций, как со стороны отечественных, так и со стороны иностранных инвесторов. Ярким примером этого служит положение Волховского алюминиевого завода (далее ВАЗ). Где совместный проект объединенной компании «Русал» и израильской компании «Omen» по производству литых автокомпонентов на промышленной площадке ВАЗ заморожен на неопределенный срок. Не выполнение только этого инвестиционного проекта несет за собой значительные потери для регионального бюджета, но самое главное при складывающейся в настоящее время нестабильной обстановке на рынке труда Ленинградской области это влечет за собой потерю более 500 рабочих мест.

Важной для региона задачей в данной ситуации является не только привлечение новых инвесторов, но и сохранение старых. Для этого необходимо предпринять меры по снижению административных барьеров. С этой целью следует применить функцию одного окна при взаимодействии с много функциональным центром во время подачи документов на конкурс. При этом вся необходимая информация для инвесторов должна быть размещена на сайте, своевременно обновляться и дополняться. Также необходимо разработать положение по повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований региона со всеми объектами их инфраструктуры. Но важнейшей мерой для повышения уровня инвестиционной привлекательности является снижение или устранение коррумпированности чиновников от власти.

Вектор социально-экономического развития региона и страны в целом установлен Президентом Российской Федерации во время заседания с главами всех регионов и кабинетом министров Российской Федерации. Теперь следует не только воспользоваться политическими рекомендациями и указаниями, но и менеджменту региона необходим собственный план действий по повешению темпов экономического роста региона, повышению качества жизни населения, уровня охраны окружающей среды.

Необходимо отметить также и то, что в научном сообществе в настоящее время отсутствует единое мнение в отношении показателей, характеризующих качество инвестиционной среды. Так, например, в работах Я.Корнаи [1] и А.Олейника [3] качество инвестиционной среды, представляет собой уровень доверия к национальной экономике. Другие авторы для выявления количественных зависимостей между качеством инвестиционной среды и экономическим ростом используют статистические данные по индексу экономической свободы.

Таким образом, рост инвестиционной привлекательности и увеличения объемов инвестиций в обновление и модернизацию основных фондов являются основой для соблюдения планируемых темпов роста валового регионального продукта и повышения качества жизни населения и уровня охраны окружающей среды.

1. Корнаи Я. Честность и доверие в переходной экономике // Вопросы экономики. — 2003. — № 9. — С.20–29.

2. Куклина Е. А. Теоретические и методологические основы управления устойчивым развитием природно-ресурсных регионов России // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. 2008. Вып. 1(20). С.201–207.

3. Олейник А. Н. Конституция российского рынка: согласие на основе пессимизма? // Социологические исследования. — 2003. — № 9. — С.30–41.

4. Силова Е. С. Качество институциональной среды и конкурентоспособность // Россия в глобальном пространстве национальная безопасность и конкурентоспособность Материалы XXIV научно-практической конференции /Урал соц –экон. ин-т АТиСО. — Челябинск, 2007. — Ч. 1 -380с. С 186–189.

5. Shirley M. M. Institutions and Development // Handbook of New Institutional Economics. — Springer: Netherlands. — 2005. — p. 611–638.

Источники: http://be5.biz/ekonomika1/r2009/2348.htm, http://express-kamchatka1.ru/novosti-korotko/26351-rost-investitsij-zadacha-ne-tolko-ekonomicheskaya-no-i-politicheskaya.html, http://moluch.ru/conf/econ/archive/170/8794/

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос