Списание бюджетных инвестиции по бюджетному учету

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства (Зернова И.)

Дата размещения статьи: 06.10.2015

Согласно ст. 6 БК РФ бюджетными инвестициями признаются бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. В этой статье рассмотрим порядок предоставления бюджетных инвестиций бюджетным и автономным учреждениям, а также порядок их отражения в бухгалтерском учете.

Из п. 1 ст. 79 БК РФ следует, что бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ, государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также с нормативными правовыми актами соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.

Порядок предоставления бюджетных инвестиций устанавливается:

— Правительством РФ — в отношении федеральных учреждений;

— высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — в отношении учреждений субъектов РФ;

— местной администрацией — в отношении муниципальных учреждений.

Порядок предоставления бюджетных инвестиций субъектами РФ (муниципальными образованиями)

Как было указано выше, в отношении учреждений субъектов РФ (муниципальных образований) порядок предоставления бюджетных инвестиций утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

В качестве примера приведем нормативные документы некоторых субъектов РФ (муниципальных образований), утвердивших порядок предоставления бюджетных инвестиций:

— Постановление Правительства Нижегородской области от 29.11.2010 N 840 «О предоставлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Нижегородской области в форме капитальных вложений в основные средства государственных бюджетных и государственных автономных учреждений Нижегородской области»;

— Постановление Правительства Ленинградской области от 26.08.2011 N 272 «О предоставлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Ленинградской области в форме капитальных вложений в основные средства государственных бюджетных учреждений и государственных автономных учреждений Ленинградской области»;

— Постановление администрации городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района МО от 15.06.2012 N 461-п «Об утверждении Порядка предоставления бюджетных инвестиций муниципальным унитарным предприятиям, основанным на праве оперативного управления, автономными бюджетным учреждениям городского поселения Сергиев Посад».

Порядок предоставления бюджетных инвестиций в этих документах сводится к следующему:

1) бюджетные инвестиции бюджетным и автономным учреждениям предоставляются органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия учредителя;

2) бюджетные инвестиции предоставляются в соответствии с договором (соглашением), заключенным между органом, осуществляющим полномочия учредителя, и бюджетным или автономным учреждением. В нем предусматриваются следующие условия:

— право органа, осуществляющего полномочия учредителя, на проведение проверок соблюдения бюджетным или автономным учреждением условий, установленных заключенным договором (соглашением);

— порядок возврата в областной бюджет сумм, использованных бюджетным или автономным учреждением, в случае установления по итогам проверок, проведенных органом, осуществляющим полномочия учредителя, а также иными уполномоченными государственными органами контроля и надзора, факта нарушения целей и условий, определенных заключенным договором (соглашением), а также сумм, не использованных в текущем финансовом году, при отсутствии наличия потребности направления их на те же цели в соответствии с решениями органов, осуществляющих полномочия учредителя — главного распорядителя средств областного бюджета. В случае наличия потребности в использовании таких остатков на те же цели устанавливаются условия о принятии учредителем решения о возвращении их учреждениям в очередном финансовом году;

— порядок и сроки представления отчетности об использовании бюджетных инвестиций, установленной органом, осуществляющим полномочия учредителя;

— перечисление бюджетных инвестиций осуществляется в соответствии с заявками и сроками платежей, которые установлены договором (соглашением), на лицевые счета, открытые в министерстве (комитете) финансов, либо на расчетные счета государственных автономных учреждений, открытые в кредитных организациях.

Бухгалтерский учет

Согласно п. 21 Инструкции N 157н операции, производимые за счет средств бюджетных инвестиций, подлежат отражению на счетах бухгалтерского учета с кодом вида деятельности 6 в следующем порядке:

1. Поступление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства на отдельный лицевой счет:

а) в учете бюджетного учреждения (п. 94 Инструкции N 174н ):

Дебет счета 6 201 11 510 «Поступление денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

Кредит счета 6 205 81 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»;

б) в учете автономного учреждения (п. 97 Инструкции N 183н ):

Дебет счета 6 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»

Кредит счета 6 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам».

2. Капитальные вложения в основные средства учреждения, произведенные за счет бюджетных инвестиций:

а) в учете бюджетного учреждения (п. 51 Инструкции N 174н):

Дебет счета 6 106 xx 310 «Вложения в нефинансовые активы»

Кредит счета 6 302 xx 730 «Увеличение расчетов по принятым обязательствам»;

б) в учете автономного учреждения (п. 51 Инструкции N 183н):

Дебет счета 6 106 xx 000 «Вложения в нефинансовые активы»

Кредит счета 6 302 xx 000 «Расчеты по принятым обязательствам».

3. Начисление доходов по бюджетным инвестициям в сумме подтвержденных отчетом капитальных вложений (затрат, расходов):

а) в учете бюджетного учреждения (п. 93 Инструкции N 174н):

Дебет счета 6 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»

Кредит счета 6 401 10 180 «Прочие доходы»;

б) в учете автономного учреждения (п. 96 Инструкции N 183н):

Дебет счета 6 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам»

Кредит счета 6 401 10 180 «Прочие доходы».

4. Возврат в бюджет неиспользованного остатка бюджетных инвестиций:

а) в учете бюджетного учреждения (п. 93 Инструкции N 174н):

Дебет счета 6 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»

Кредит счета 6 201 11 610 «Выбытие денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»;

б) в учете автономного учреждения (п. 96 Инструкции N 183н):

Дебет счета 6 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам»

Кредит счета 6 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства».

5. Списание капитальных вложений, произведенных за счет бюджетных инвестиций:

а) в учете бюджетного учреждения:

Дебет счета 6 401 10 180 «Прочие доходы»

Кредит счета 6 106 xx 000 «Вложения в нефинансовые активы»;

б) в учете автономного учреждения:

Дебет счета 6 401 10 180 «Прочие доходы»

Кредит счета 6 106 xx 000 «Вложения в нефинансовые активы».

6. Принятие к учету объекта капитального строительства, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления:

а) в учете бюджетного учреждения (п. 118 Инструкции N 174н):

Дебет счета 4 101 xx 310 «Основные средства»

Кредит счета 4 210 06 660 «Уменьшение расчетов с учредителями»;

б) в учете автономного учреждения (п. 119 Инструкции N 183н):

Дебет счета 4 101 xx 000 «Основные средства»

Кредит счета 4 210 06 000 «Расчеты с учредителем».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Пример. На строительство спортивного зала бюджетному образовательному учреждению за счет средств бюджета субъекта РФ выделены бюджетные инвестиции в сумме 5 000 000 руб. Средства поступили на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК. Учреждением был заключен договор со строительной организацией. В установленные сроки строительство объекта было завершено, объект передан в оперативное управление учреждению и введен в эксплуатацию.

В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующей корреспонденцией счетов:

Поступили бюджетные инвестиции

на лицевой счет учреждения

Произведены капитальные вложения

в объект капитального строительства

Начислен доход по бюджетным

инвестициям в сумме подтвержденных

отчетом капитальных вложений

Списаны капитальные вложения,

произведенные за счет бюджетных

Принят к учету объект капитального

строительства, закрепленный за

учреждением на праве оперативного

Предоставление бюджетных инвестиций федеральным бюджетным и автономным учреждениям

Порядок предоставления в 2012 г. бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ в форме капитальных вложений в основные средства федеральных бюджетных и автономных учреждений утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 N 1204.

Этим документом предусмотрено, что предоставление в 2012 г. бюджетных инвестиций в строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной собственности РФ (далее — объекты), находящихся на праве оперативного управления у федеральных бюджетных учреждений (включая бюджетные учреждения, в отношении которых принято решение о предоставлении им субсидий из федерального бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ) и федеральных автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, а также в строящиеся объекты, которые не закреплены за указанными федеральными учреждениями и в отношении которых эти учреждения выполняют функции застройщика, осуществляется в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета. При этом федеральные бюджетные и автономные учреждения должны быть занесены в установленном порядке в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета — федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений.

Разъяснения о порядке предоставления бюджетных инвестиций федеральным бюджетным и автономным учреждениям в 2012 г. приведены в Письме Минфина России N 02-03-05/367, Федерального казначейства N 42-7.4-05/5.1-64 .

Письмо Минфина России N 02-03-05/367, Федерального казначейства N 42-7.4-05/5.1-64 от 03.02.2012 «О продлении на 2012 год порядка предоставления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ в форме капитальных вложений в основные средства федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 N 1204».

В Письме указано, что федеральным бюджетным и автономным учреждениям, выполняющим функции государственного заказчика, в заключенных после 1 января 2011 г. государственных контрактах на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов государственной собственности РФ необходимо обеспечить условие, предусматривающее замену с 1 января 2013 г.:

Читайте также  Идея оказания услуг населению бизнес идеи

— стороны контракта — Российской Федерации на федеральное бюджетное или автономное учреждение, в основные средства которого осуществляются бюджетные инвестиции;

— государственного контракта на договор;

— реквизитов счетов, с которых будет осуществляться оплата вытекающих из указанного договора денежных обязательств федеральных бюджетных и автономных учреждений.

Если при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ были заключены трехсторонние государственные контракты, в которых федеральные органы государственной власти выступают в качестве государственных заказчиков, а учреждения — в качестве застройщиков, то оплату денежных обязательств по таким контрактам необходимо осуществлять с учетом следующих особенностей:

1. Государственные контракты заключаются и оплачиваются в пределах доведенных до получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (ст. 72 БК РФ). Заключение государственными заказчиками (федеральными органами государственной власти) государственных контрактов, предусматривающих условие, что оплата денежных обязательств осуществляется застройщиками (учреждениями), противоречит указанным нормам БК РФ, поскольку они не могут принимать бюджетные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета. В силу чего федеральным органам государственной власти необходимо обеспечить внесение изменений в указанные государственные контракты, предусмотрев, что застройщикам (учреждениям) можно только поручить, например, организацию и управление работами на стройках и объектах, осуществление в установленном порядке строительного контроля, проверку обоснованности цен, а также сведений, содержащихся в документах, предъявленных подрядными организациями, поставщиками и другими организациями к оплате за выполненные ими работы (услуги), поставленную продукцию и другие произведенные затраты, и т.д.

При этом застройщикам (учреждениям) не может быть поручена оплата денежных обязательств по заключаемым в 2012 г. государственным контрактам, согласование справок о стоимости выполненных работ (услуг), подписание актов приемки выполненных работ (услуг) и иной первичной документации по учету работ в капитальном строительстве по формам, утвержденным Федеральной службой государственной статистики.

2. Оплата денежных обязательств при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ в форме капитальных вложений в основные средства учреждений на основании заключенных ими государственных контрактов (договоров) осуществляется в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, с лицевых счетов, открытых им в установленном порядке в органах Федерального казначейства, с учетом следующих особенностей:

— при наличии у учреждения таких счетов оплата денежных обязательств при осуществлении ими бюджетных инвестиций осуществляется в установленном порядке в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на указанные лицевые счета, на основании представленных учреждениями в ОФК платежных документов;

— если в 2012 г. в установленном порядке была представлена заявка на исключение реквизитов участников бюджетного процесса из сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, то до момента исключения реквизитов учреждения из сводного реестра эта заявка может быть аннулирована соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета в соответствии с положениями п. 4.9 Порядка ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного Приказом Минфина России от 15.08.2008 N 80н.

Отзыв такой заявки осуществляется путем представления в Федеральное казначейство уведомления об аннулировании заявки на включение (изменение), исключение реквизитов участников бюджетного процесса в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета с указанием в графе «Основание для аннулирования заявки» причины аннулирования — «Бюджетные инвестиции»;

— если у учреждения отсутствует лицевой счет получателя бюджетных средств в ОФК, он открывается в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденным Приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 N 7н.

3. Расходы, осуществляемые учреждениями в рамках бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности РФ, отражаются по соответствующим кодам бюджетной классификации в соответствии с Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», с указанием:

а) целевых статей Классификации расходов бюджетов, предназначенных для отражения расходов на реализацию соответствующих инвестиционных проектов;

б) видов расходов группы 400 подгруппы 410 в разрезе элементов (соответственно по элементам 413 «Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности бюджетным учреждениям вне рамок государственного оборонного заказа», 414 «Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности бюджетным учреждениям в рамках государственного оборонного заказа», 415 «Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности автономным учреждениям»);

в) статей и подстатей Классификации операций сектора государственного управления в следующем порядке:

— расходы, производимые по договору строительного подряда (государственному контракту), предметом которого является выполнение подрядных работ по строительству (реконструкции) объектов, относятся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств»;

— расходы, осуществляемые в целях строительства (реконструкции) объектов на основании договоров, предметом которых является выполнение отдельных видов работ (услуг), осуществление иных расходов из состава затрат, предусмотренных сводным сметным расчетом стоимости строительства, подлежат отнесению на соответствующие статьи (подстатьи), исходя из их экономического содержания.

В Письме Минфина России N 02-03-05/367, Федерального казначейства N 42-7.4-05/5.1-64 отмечено, что учреждения в 2012 г. обязаны обеспечить ведение бюджетного учета, составление и представление бюджетной отчетности в части операций по бюджетным инвестициям в порядке, установленном Инструкциями N N 157н, 162н , 191н .

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н.

Пунктом 18 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ , п. п. 3.17, 3.18 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» предусмотрено, что не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям в виде бюджетных инвестиций, подлежат перечислению в бюджет. При наличии потребности в использовании таких остатков на те же цели учредителем может быть принято решение о возвращении их учреждениям в очередном финансовом году.

Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Унитарные предприятия – получатели бюджетных инвестиций обязаны вести бюджетный учет

Федеральным законом от 28.12.2013 № 418-ФЗ статья 79 Бюджетного кодекса РФ изложена в новой редакции. Пунктом 1 данной статьи установлено, что в бюджетах бюджетной системы России, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Объекты капитального строительства, созданные с привлечением бюджетных инвестиций, или объекты недвижимости, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, закрепляются в установленном порядке на праве хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных средств государственных (муниципальных) унитарных предприятий, или уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав государственной (муниципальной) казны.

Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации, находящиеся в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий принимаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 79 Бюджетного кодекса РФ органам государственной власти (государственным органам), органам управления государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления, являющимся государственными (муниципальными) заказчиками, предоставляется право передать на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (далее — соглашение о передаче полномочий) государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, в отношении которых указанные органы осуществляют права собственника имущества соответствующего публично-правового образования.

Соглашение о передаче полномочий может быть заключено в отношении нескольких объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) объектов недвижимого имущества, приобретаемых в государственную (муниципальную) собственность, и должно содержать в том числе:

  • цель осуществления бюджетных инвестиций и их объем с разбивкой по годам в отношении каждого объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества с указанием его наименования, мощности, сроков строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения, стоимости объекта, а также общего объема капитальных вложений в объект государственной (муниципальной) собственности, в том числе объема бюджетных ассигнований, предусмотренного соответствующему органу, как получателю бюджетных средств. В случае предоставления бюджетных инвестиций из федерального бюджета их объем должен соответствовать объему бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций, предусмотренному федеральной адресной инвестиционной программой;
  • положения, устанавливающие права и обязанности государственного (муниципального) унитарного предприятия по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования в лице органа государственной власти, органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, являющегося государственным (муниципальным) заказчиком, государственных (муниципальных) контрактов;
  • ответственность государственного (муниципального) унитарного предприятия за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им полномочий;
  • положения, устанавливающие право органа государственной власти, органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, являющегося государственным (муниципальным) заказчиком, на проведение проверок соблюдения государственным (муниципальным) унитарным предприятием условий, установленных заключенным соглашением о передаче полномочий;
  • положения, устанавливающие обязанность государственного (муниципального) унитарного предприятия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности органу государственной власти, органу управления государственным внебюджетным фондом, органу местного самоуправления, являющемуся государственным (муниципальным) заказчиком, как получателя бюджетных средств.

Соглашения о передаче полномочий являются основанием для открытия органам государственной власти (государственным органам), органам управления государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления, являющимся государственными (муниципальными) заказчиками, в органах Федерального казначейства (финансовых органах субъектов Российской Федерации и финансовых органах муниципальных образований) лицевых счетов получателя бюджетных средств по переданным полномочиям для учета операций по осуществлению бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Читайте также  Сколько стоит запатентовать идею бизнеса

Соответствующие изменения были внесены приказом Минфина России от 06.08.2015 № 124н в приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», далее – Приказ № 157н, приказом Минфина России от 06.08.2015 № 124н в Инструкцию по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденную приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, далее – Инструкция № 162н.

Согласно подпункту б пункта 3.1 Приказа № 157н в новой редакции он, в том числе, распространяется на «государственные (муниципальные) унитарные предприятия в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности и получающие бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств.»

Подпунктом б пункта 4 Приказа № 162н в новой редакции установлено, что его положения применяются, в том числе, к «государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, а также к государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям и (или) государственным (муниципальным) унитарным предприятиям в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности и получающие бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств (далее — организации, осуществляющие полномочия получателя бюджетных средств).»

Таким образом, государственные (муниципальные) УНИТАРНЫЕ предприятия, получающие бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности, обязаны вести бюджетный учет и составлять бюджетную отчетность.

Как было отмечено выше, для учета операций по осуществлению бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности органам государственной власти (государственным органам), органам местного самоуправления, являющимся государственными (муниципальными) заказчиками, в органах Федерального казначейства (финансовых органах субъектов Российской Федерации и финансовых органах муниципальных образований) открываются лицевые счета получателя бюджетных средств по переданным полномочиям.

Согласно пункту 8 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства (утв. приказом Казначейства России от 29.12.2012 N 24н), далее – Порядок № 24н, для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств открывается лицевой счет с кодом 14 — лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств.

Согласно пункту 11 Порядка № 24н при передаче отдельных полномочий получателя бюджетных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовыми актами местной администрации, другому получателю бюджетных средств, бюджетному (автономному) учреждению либо организации , получателю бюджетных средств, передающему свои полномочия, открывается в соответствии с настоящим Порядком лицевой счет главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, а также лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств.

В целях Порядка № 24н при открытии лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств клиентом органа Федерального казначейства признается получатель бюджетных средств, бюджетное (автономное) учреждение либо организация, принимающие полномочия.

Также согласно пункту 11 Порядка № 24н при осуществлении получателем бюджетных средств, бюджетным (автономным) учреждением либо организацией полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов от лица получателя бюджетных средств, получателю бюджетных средств, передающему свои полномочия, по месту нахождения получателя бюджетных средств, бюджетного (автономного) учреждения либо организации, принимающей полномочия, открывается лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, в порядке, предусмотренном для открытия лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств.»

В соответствии с пунктом 40 Порядка № 24н лицевые счета для учета операций по переданным бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств открываются по месту нахождения получателя средств федерального бюджета либо бюджетного учреждения (автономного учреждения), либо организации, принимающих бюджетные полномочия получателя бюджетных средств.

Согласно пункту 75 Порядка № 24н орган Федерального казначейства прекращает отражение операций (кроме операций по передаче показателей лицевых счетов) на лицевом счете для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств после отзыва главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, главным администратором (администратором) источников внутреннего финансирования дефицита бюджета соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований).

Пунктом 1.3 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденных приказом Казначейства России от 10.10.2008 № 8н, далее – Порядок № 8н, установлено, что при кассовом обслуживании исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и осуществлении органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и финансовых органов муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов информационный обмен между участниками бюджетного процесса и Федеральным казначейством или органами Федерального казначейства осуществляется в электронном виде с применением средств электронной подписи (далее — в электронном виде) в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании Договора (соглашения) об обмене электронными документами, заключенного между участником бюджетного процесса и Федеральным казначейством или органом Федерального казначейства, и требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Если у участника бюджетного процесса или органа Федерального казначейства отсутствует техническая возможность информационного обмена в электронном виде, обмен информацией между ними осуществляется с применением документооборота на бумажных носителях с одновременным представлением документов на машинном носителе (далее — на бумажном носителе).

Для осуществления кассовых выплат получатели средств федерального бюджета представляют в Федеральное казначейство (органы Федерального казначейства) по месту обслуживания в электронном виде или на бумажном носителе платежные документы, перечень которых определен в пункте 2.1.1 Порядка № 8н:

  • Заявку на кассовый расход (ф. 0531801);
  • Заявку на кассовый расход (сокращенную) (ф. 0531851) (далее — Сокращенная заявка на кассовый расход);
  • Сводную заявку на кассовый расход (для уплаты налогов) (ф. 0531860) (далее — Сводная заявка);
  • Заявку на получение наличных денег (ф. 0531802);
  • Заявку на получение денежных средств, перечисляемых на карту (ф. 0531844);
  • Заявку на возврат согласно (ф. 0531803).

Для передачи данных в электронном виде применяются форматы, публикуемые на сайте Федерального казначейства.

Все, необходимое для оформления и проведения платежей по лицевому счету для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств через органы Федерального казначейства, ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности, предоставляет программа «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» как редакция 1, так и редакция 2.

Учет бюджетных инвестиций

«Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2012, N 8

Законодательством предусмотрено несколько видов финансового обеспечения автономных учреждений, в том числе бюджетные инвестиции. Они используются в финансировании не только автономных учреждений, но и бюджетных и казенных. Законодатели предлагают ввести общие способы предоставления бюджетных инвестиций и отражения их в учете для всех государственных и муниципальных учреждений. Данный материал посвящен этим и другим вопросам в части, касающейся автономных учреждений.

Правила осуществления бюджетных инвестиций

Бюджетные инвестиции — бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества (ст. 6 БК РФ).

Бюджетные инвестиции в объекты государственной или муниципальной собственности (за исключением государственных, муниципальных унитарных предприятий) могут осуществляться в качестве бюджетных ассигнований на оказание государственных, муниципальных услуг (выполнение работ) (ст. 69.1 БК РФ).

Возможность и правила предоставления бюджетных инвестиций, в том числе автономным учреждениям, установлены ст. 79 БК РФ. В силу п. 1 указанной статьи бюджетные инвестиции в форме капитальных вложений в основные средства государственных, муниципальных учреждений предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации либо решениями главных распорядителей бюджетных средств.

Решение об осуществлении бюджетных инвестиций в объекты федеральных государственных учреждений сметной стоимостью более 1,5 млн руб., не включенные в долгосрочные целевые программы, принимает Правительство РФ. Указанные бюджетные инвестиции сметной стоимостью менее 1,5 млн руб. осуществляются по решению главного распорядителя средств федерального бюджета (субъекта бюджетного планирования) в порядке, установленном Правительством РФ .

Правила принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.04.2008 N 324.

Осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности производится на основании решения соответственно высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ местной администрацией муниципального образования.

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности субъекта РФ, объекты муниципальной собственности должны быть отражены в законе (решении) о бюджете и (или) сводной бюджетной росписи. Порядок их отражения в данных документах устанавливается соответственно законом субъекта РФ или муниципальным правовым актом муниципального образования.

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета осуществляются в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой (ст. 179.1 БК РФ). Правила формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 716.

Читайте также  Уникальные идеи для начала бизнеса

Особенности предоставления бюджетных инвестиций в 2012 году

Порядок предоставления в 2012 г. бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ в форме капитальных вложений в основные средства федеральных бюджетных и федеральных автономных учреждений утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 N 1204 (далее — Постановление Правительства РФ N 1204). Изначально данное Постановление действовало в отношении бюджетных инвестиций, осуществляемых в 2011 г. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1202 его действие распространено на 2012 г.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1204 предоставление в 2012 г. бюджетных инвестиций в строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной собственности РФ, находящихся на праве оперативного управления федеральных автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, а также в строящиеся объекты, которые не закреплены за указанными федеральными учреждениями и в отношении которых эти учреждения выполняют функции застройщика, осуществляется в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета. При этом федеральные автономные учреждения должны быть внесены в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета. Данная функция возложена на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия учредителя в отношении федеральных автономных учреждений.

При этом государственным заказчикам — федеральным автономным учреждениям при заключении после 1 января 2011 г. государственных контрактов на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов необходимо соблюдать условие, предусматривающее замену с 1 января 2013 г. стороны договора — Российской Федерации — на федеральное автономное учреждение, в основные средства которого осуществляются бюджетные инвестиции, вида договора — государственного контракта — на договор строительного подряда и (или) договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, а также замену реквизитов счетов, с которых будет осуществляться оплата денежных обязательств федеральных автономных учреждений (п. 2 Постановления Правительства РФ N 1204).

Бухгалтерский учет бюджетных инвестиций

В связи с продлением на 2012 г. порядка осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ в форме капитальных вложений в основные средства федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений Минфин России и Казначейство России выпустили Письмо от 03.02.2012 N 02-03-05/367/42-7.4-05/5.1-64, в котором говорится в том числе о порядке ведения бухгалтерского учета бюджетных инвестиций автономными и бюджетными учреждениями. Так, п. 4 указанного Письма гласит, что расходы, осуществляемые организациями в рамках бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности РФ, отражаются по соответствующим кодам бюджетной классификации в соответствии с Указаниями о применении бюджетной классификации с приведением:

  • целевых статей классификации расходов бюджетов, предназначенных для отражения расходов на реализацию соответствующих инвестиционных проектов;
  • видов расходов группы 400 подгруппы 410 в разрезе элементов 415 «Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности автономным учреждениям»;
  • статей и подстатей КОСГУ в следующем порядке:

а) расходы, производимые по договору строительного подряда (государственному контракту), предметом которого является выполнение подрядных работ по строительству (реконструкции) объектов, относятся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств»;

б) расходы, осуществляемые в целях строительства (реконструкции) объектов на основании договоров, предметом которых является выполнение отдельных видов работ (услуг), осуществление иных расходов из состава затрат, предусмотренных сводным сметным расчетом стоимости строительства, подлежат отнесению на соответствующие статьи (подстатьи) исходя из их экономического содержания.

Приказ Минфина России от 21.12.2011 N 180н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

В соответствии с рекомендациями указанного выше Письма организации обязаны обеспечить ведение бюджетного учета, составление и представление бюджетной отчетности в части операций по бюджетным инвестициям в порядке, установленном Инструкциями N N 157н и 162н , 191н . По мнению автора, это сделано с целью соблюдения единообразия учета бюджетных инвестиций организациями независимо от типов учреждений.

Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».
Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».
Приказ Минфина России от 28.12.2010 N 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

В соответствии с п. 21 Инструкции N 157н хозяйственные операции, осуществляемые за счет средств, выделяемых в качестве бюджетных инвестиций, отражаются с кодом вида финансового обеспечения деятельности 6 (бюджетные инвестиции). Однако, как указано выше, в силу п. 1 Постановления Правительства РФ N 1204 федеральные автономные учреждения при предоставлении им бюджетных инвестиций в 2012 г. должны быть внесены в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Иными словами, они автоматически становятся получателями бюджетных средств. Это отвечает требованиям ст. 72 БК РФ, согласно которой государственные контракты заключаются и оплачиваются в пределах, доведенных до получателей бюджетных средств ЛБО.

Таким образом, автономные учреждения, становясь получателями бюджетных средств, имеют право на получение ЛБО в объеме бюджетных инвестиций. В этом случае бюджетные инвестиции учитываются по коду вида деятельности 1 — деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность).

В учете автономного учреждения получение бюджетных инвестиций на строительство капитального объекта отражается как получение ЛБО либо по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» либо по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ исходя из экономического содержания договора. При этом необходимо помнить требование ст. 79 БК РФ: предоставление бюджетных инвестиции автономному учреждению влечет соответствующее увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления данного учреждения.

Рассмотрим на примере отражение операций по получению и использованию бюджетных инвестиций автономным учреждением.

Пример. В апреле 2012 г. федеральному автономному учреждению выделены ЛБО в объеме бюджетных инвестиций на строительство стадиона, в том числе (цифры приведены условные):

  • 4 000 000 руб. по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств»;
  • 800 000 руб. по подстатье 226 «Прочие работы, услуги».

В марте 2012 г. учреждение заключило договор со строительной организацией на сумму 4 000 000 руб. на строительство стадиона и договор с проектной организацией на сумму 800 000 руб. на проектные и изыскательские работы.

В марте 2012 г. учреждение перечислило предоплату в размере 30%:

  • проектной организации — 240 000 руб.;
  • строительной организации — 1 200 000 руб.

В августе 2012 г. проектная организация выполнила и сдала проектные и изыскательские работы согласно актам выполненных работ в полном объеме на сумму 800 000 руб.

В декабре строительная организация сдала работы по строительству стадиона на сумму 4 000 000 руб.

Окончательный расчет с проектной организацией был произведен в августе 2012 г., со строительной организаций — в декабре 2012 г.

В январе 2013 г. стадион был введен в эксплуатацию.

В бухгалтерском учете автономного учреждения будут отражены следующие операции:

Оплата денежных обязательств при осуществлении бюджетных инвестиций

В соответствии с п. 3 Письма, выпущенного Минфином России и Казначейством России, оплата денежных обязательств при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ в форме капитальных вложений в основные средства организаций на основании заключенных ими государственных контрактов (договоров) осуществляется в Порядке, установленном Приказом Казначейства России N 7н , установленном для получателей средств федерального бюджета, с лицевых счетов, открытых им в установленном порядке в органах Федерального казначейства, с учетом следующих особенностей.

Приказ Казначейства России от 07.10.2008 N 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами».

При наличии у учреждения открытого в ОФК лицевого счета получателя бюджетных средств оплата денежных обязательств осуществляется в пределах ЛБО, доведенных на указанные лицевые счета, на основании представленных в ОФК платежных документов.

При этом если в 2011 — 2012 гг. в установленном порядке была представлена Заявка на исключение реквизитов участников бюджетного процесса из Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (код формы по КФД 0531668, далее — Заявка на исключение), то до момента исключения реквизитов организации из указанного Сводного реестра Заявка на исключение может быть аннулирована соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета (п. 4.9 Приказа Минфина России N 80н ). В этих целях необходимо представить в Федеральное казначейство уведомление об аннулировании заявки на включение (изменение), исключение реквизитов участников бюджетного процесса в Сводный реестр. При этом в графе уведомления «Основание для аннулирования заявки» необходимо указать причину аннулирования — «Бюджетные инвестиции».

Приказ Минфина России от 15.08.2008 N 80н «О Порядке ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета».

При отсутствии у организации лицевого счета получателя бюджетных средств в ОФК его открытие осуществляется в соответствии с Приказом Казначейства России N 7н. В данном случае необходимо обеспечить включение реквизитов организации в Сводный реестр в соответствии с п. п. 3.2.1 и 3.13.1 Приказа Минфина России N 80н.

Если у учреждения открыты лицевые счета в ОФК, то повторное представление документов для их открытия, за исключением Заявления на открытие лицевого счета (код формы по КФД 0531752), в случае если они ранее уже были представлены в ОФК для открытия ему другого вида лицевого счета, не требуется.

Кроме того, если состав должностных лиц, имеющих право подписи документов при совершении операций по ранее открытым лицевым счетам организации и открываемому ей лицевому счету получателя бюджетных средств, совпадает, то организация вправе не представлять Карточку образцов подписей к лицевым счетам (код формы по КФД 0531753).

Источники: http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/12620, http://buh.ru/articles/documents/45509/, http://wiseeconomist.ru/poleznoe/7125-uchet-byudzhetnyx-investicij

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос