Технопарк как механизм привлечения инвестиций

Механизм привлечения инвестиций в образование

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Инвестиции в образование и профессионально-квалификационное развитие»

Выполнила студентка 3 курса заочной формы обучения (гр. 3214Б5ЭК1)

Лугинина Татьяна Николаевна

_____________________

Шилов М.Л.

(подпись)

г. Нижний Новгород

Глава 1. Инвестиции в образование………………………………………….……5

1.1. Механизм привлечения инвестиций в образование………………………5

1.2. Особенности инвестиций в образование и профессионально-квалификационное развитие рабочей силы………………………………..7

1.3. Управление инновационным развитием образования…………………. 10

Глава 2. Тенденции в сфере образования в Российской Федерации…………..19

2.1. Роль образования в развитии российского общества……………………19

2.2. Инвестиции в систему образования в Российской Федерации………….24

2.3. Оценка эффективности инвестиций в сфере образования………………28

В условиях современной действительности особое значение для благосостояния общества, государства и экономики страны в целом приобретает человеческий капитал. В процессе глобализации страны делают акцент на развитии инновационной экономики (экономики знаний), движущей силой которой является высокоразвитый человеческий капитал и его составляющие. В связи с этим образование, улучшение показателей здоровья, трудовая мобильность и другие его компоненты становятся основополагающими факторами экономического роста и конкурентоспособности экономики страны. Совокупность инвестиций в развитие и улучшение качеств этих составляющих человеческого капитала позволит повысить потенциал членов общества. Осуществление инвестиций и вопрос об их эффективности для образования становится также весьма актуальным в мировом сообществе.

Актуальность рассматриваемой темы в современной экономике большинства стран мира также объясняется повышением роли знаний, информации, формирования и поддержания межстрановой коммуникации, — всего, что относится к интеллектуальным, социальным, связанным с человеком характеристикам. Умения, способности, знания, которые составляют «багаж» работника, и все навыки, которые он приобретает в процессе обучения, получения образования, дополнительной, специальной подготовки, опыта, — все это представляет собой запас производительных активов предприятия и страны. С точки зрения социально-экономического развития муниципальных образований проблема привлечения инвестиций является одной из самых актуальных. При этом достижение стабилизации и ускоренного развития муниципалитетов возможно лишь на основе осуществления эффективной инвестиционной политики и использования новейших механизмов привлечения инвестиций. Утверждения о том, что инвестиции в образование являются лучшим вложением в себя, давно не новость. Однако до недавнего времени они оставались во многом спорными и не подтвержденными системным анализом. Тем более что уровень обучения в российских вузах значительно упал. К примеру, авторитетное агентство Times Higher Education, оценивая мировые ВУЗы, не включило в рейтинг качества обучения ни один из российских. Однако проведенные исследования немецких специалистов подтвердили необходимость инвестиций в систему образования в цифрах.

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

— выявить роль инвестиций в развитии муниципального образования;

— рассмотреть отечественный опыт повышения инвестиционной привлекательности образования;

Структура работы включает в себя введение, две логически взаимосвязанные главы с таблицами и диаграммами, заключение, список литературы, приложения.

Глава 1. Инвестиции в образование

Механизм привлечения инвестиций в образование

В современных условиях по мере сокращения бюджетного финансирования на федеральном уровне и роста финансовой несостоятельности бюджетов муниципальных образований в качестве основного источника инвестиционного финансирования выступают средства предприятий и организаций, размещенных на территории муниципалитета, а также иностранных и отечественных инвесторов. Наиболее важная задача для органов власти в этих условиях – привлечение инвестиций в перспективные и значимые для развития экономики муниципального образования и региона отрасли. В то же время, ряд малых городов России отличаются низким уровнем диверсификации экономики при высокой концентрации признаков высокоурбанизированного развития. Именно такая группа малых городов составляет территории, относящиеся к сфере деятельности государственной корпорации куда входят 29 муниципалитетов, в их числе как ЗАТО – закрытые территориально-административные образования (их 10), так и поселения-города при атомных станциях и муниципальные образования, в которых предприятия играют роль градообразующих или наиболее существенных элементов городской экономики.

Вместе с тем сегодня механизм реализации стандартов корпоративно-социальной ответственности дополняется новыми инструментами взаимодействия крупнейшей и влиятельной с органами власти на местах. Причина тому – наличие определенных угроз, возникающих из-за замедления темпов социально-экономического развития в муниципалитетах, таких как: отток молодежи; старение основных фондов предприятий, находящихся на территории муниципального образования; низкий уровень заработной платы работников предприятий; отсутствие механизмов самореализации молодежи и лиц, высвобождаемых при оптимизации производств. В целях нивелирования сложившихся угроз высокотехнологичному и конкурентоспособному бизнесу на первый план выходят проблемы повышения качества жизни на территории присутствия и уровня комфортности среды проживания и сглаживания эффекта «оторванности» от возможностей крупного мегаполиса. При этом вызывают определенный интерес следующие направления поддержки таких муниципальных образований, инициируемые в настоящее время: меры по развитию инвестиционной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки инновационной деятельности; сопровождение и реализация инвестиционных проектов; мероприятия, направленные на создание и развитие центров исследований и разработок, технопарков и производственных кластеров. На региональном и муниципальном уровнях предприняты реальные шаги по созданию инновационной инфраструктуры в виде производственных бизнес-инкубаторов, промышленных технопарков как будущих центров науки, технологий и инноваций, которые будут координировать совместную деятельность производственных компаний и научно-исследовательских организаций в сфере разработки инновационных решений в различных отраслях промышленности. Технопарки как механизмы привлечения инвестиций Технопарки – крупные скопления промышленных компаний с их научно-техническими подразделениями. Обычно технопарки хорошо приживаются в районах с уже развитой промышленностью. С одной стороны, наличие технопарков обусловливает привлекательность территории для инвестиций, а с другой – у местных предприятий появляется серьезный субсидируемый конкурент, изменяющий расстановку промышленных сил и бизнеса в регионе, к которой приходится приспосабливаться. Как правило, технопарки предлагают целый набор услуг, дающий возможность предпринимателям и представителям малого и среднего бизнеса гибко ориентироваться в инновационных средах, выбирая те, что принесут бóльшую прибыль. Чтобы попасть в технопарк, клиенты проходят процедуру отбора, позволяющую выявить наиболее прогрессивных из них, т. е. лучше других планирующих свою деятельность и учитывающих долгосрочную перспективу своего развития.

Читайте также  Инвестиции россельхозбанка в ценные бумаги

Рынок IPO как механизм привлечения инвестиций

Одним из перспективных методов привлечения долгосрочного инвестирования и обеспечения бизнес-проектов для компаний является первичное публичное размещение акций (Initial Public Offering — 1РО). Этот финансовый механизм, предоставляющий новые возможности экспансии для бизнеса, становится все более популярным способом привлечения капитала для российских компаний. Выход предприятий на фондовую биржу совершенствует структуру рынка, стимулирует прозрачность деятельности эмитентов, преобразовывает их в открытые публичные компании.

В настоящее время емкость отечественного рынка ценных бумаг заметно отстает от потенциального притока источников финансирования. Слабая заинтересованность инвесторов обусловлена сложившейся ситуацией недоверия к российскому бизнесу. Значительную часть размещений на фондовом рынке в России составляют предприятия нефтегазового, телекоммуникационного и энергетического секторов экономики. Размещение акций на бирже — это один из способов достижения стратегических запросов бизнеса: повышение капитализации компании, конкурентоспособности и обеспечение долгосрочного финансирования.

Понятие «публичное размещение акций» в современной экономической науке имеет несколько трактовок, отражающих различные подходы исследователей к данному вопросу.

В классическом понимании IPO (Initial Public Offering) — это первичное публичное размещение акций на бирже, т. е. компания впервые выпускает свои акции на рынок для привлечения неограниченного круга инвесторов.

В российском законодательстве понятие IPO трактуется шире и под ним подразумевается публичное размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на торгах фондовых бирж или/и других организаторов торговли на рынке ценных бумаг. При этом в РФ при подобной трактовке под IPO понимается также первичное размещение облигаций [1] .

В российской практике под названием IPO иногда подразумеваются и вторичные размещения на рынке пакетов акций (например, публичная продажа пакетов акций действующих акционеров широкому или ограниченному кругу инвесторов).

Таким образом, IPO можно определить как первое и все последующие размещения эмиссионных ценных бумаг определенного эмитента, адресованные неограниченному кругу лиц и осуществляемые в процессе выпуска ценных бумаг путем открытой подписки или в процессе их публичного обращения на торгах фондовых бирж и иных организаторов торговли. Несмотря на то что понятие IPO может включать в себя размещение или обращение любых эмиссионных ценных бумаг (акций, облигаций, депозитарных расписок), чаще всего термин IPO применяется в отношении акций.

Рассматривая рынок IPO в широком макроэкономическом контексте, выделим его важнейшие функции.

Во-первых, рынок IPO выполняет функцию стимулирования экономического роста путем привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Фондовый рынок (в частности, рынок IPO) может развиваться в таком направлении, чтобы перспективные отрасли — «новые точки роста», инновационные компании могли использовать инструменты фондового рынка для привлечения долгосрочных инвестиций и таким образом стимулировать экономический рост на основе инноваций.

Во-вторых, рынок IPO способствует структурной перестройке экономики. Массовое проведение IPO способствует переливу капитала в экономике, развитию перерабатывающих и наукоемких высокотехнологичных отраслей. То есть это просто привлечение долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики, причем в самые различные отраслевые сектора экономики. Как правило, отраслевой анализ рынка IPO показывает, что доминируют на нем те отрасли, развитие которых приоритетно для экономики страны. Таким образом, рынок IPO представляет собой идеальный с точки зрения эффективности механизм структурной перестройки народного хозяйства и финансирования инновационного процесса на определенных этапах его развития.

В-третьих, важной функцией рынка IPO является информационная функция: рынок IPO является индикатором состояния и перспектив развития экономики. В период стабильного экономического роста, как правило, происходит переток капиталов основных групп инвесторов домохозяйств и институциональных инвесторов из финансовых инструментов с более низкой доходностью и риском в более рискованные и доходные ценные бумаги-акции. Тем самым формируется следующий взаимосвязанный процесс: экономический рост ведет к повышению привлекательности акций прибыльных компаний, следовательно, к росту курсовой стоимости их акций — улучшению условий привлечения новых инвестиций (посредством дополнительных эмиссий и IPO) — и приводит к дальнейшему увеличению темпов экономического роста на новой технологической базе.

В-четвертых, рынок IPO стимулирует развитие венчурного финансирования. Развитие рынка IPO содействует развитию венчурного финансирования, так как создает эффективный способ выхода венчурного инвестора из бизнеса. Между рынком IPO и венчурным инвестированием существует прямая взаимосвязь. IPO является завершающей стадией замкнутого инвестиционного цикла.

Венчурный капитал представляет собой финансовое звено инновационной компании, которая объединяет владельцев капитала и обладателей новых технологий и помогает решить проблемы финансирования стартующих инновационных проектов. Развитие венчурного капитала в России в настоящее время является одним из ключевых и наиболее часто обсуждаемых вопросов. В России уже осуществлен ряд венчурных инвестиционных проектов и активно опробываются модели государственно-частного партнерства, такие как Венчурный инновационный фонд и программа Федерального агентства по науке и инновациям. В 2006 г. были созданы Российская венчурная компания, которая сегодня уже успешно функционирует, а также Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий.

Однако объем венчурных инвестиций все еще остается незначительным по сравнению с передовыми в этой области странами.

Венчурный капитал в состоянии функционировать и развиваться только тогда, когда венчурный инвестор имеет возможность «выходить» из своих портфельных компаний через первоначальное публичное предложение их акций на фондовой бирже, однако российская практика «выхода» венчурных инвесторов из профинансированных портфельных компаний пока еще не сложилась.

Основные цели компании на рынке IPO

Во-первых, общепризнано, что основной целью при проведении IPO является привлечение эмитентом наибольшего объема капитала при размещении наименьшего количества акций, т. е. получение максимальной цены за акцию. Привлеченный капитал может быть использован на модернизацию производства или на финансирование инновационных проектов. Однако возможности использования средств ограничены проспектом эмиссии, где изложены общие направления использования привлеченных в результате проведения IPO финансовых ресурсов.

Читайте также  Инвестиции и их окупаемость в бизнесе

Во-вторых, для компании огромное значение имеет рост капитализации компании, создание рыночной истории для своих акций и повышение их ликвидности. Как известно, капитализацию может иметь только публичная компания. Соответственно, через IPO эмитент приобретает рыночную стоимость. При этом IPO является не только средством получения долгосрочных инвестиций, но одним из способов получения независимой оценки компании. Цена акций может вырасти уже в процессе первичного размещения, и положительная динамика сохранится, если компания будет последовательно выполнять свои обещания, данные инвесторам.

В-третьих, посредством IPO происходит повышение узнаваемости компании и укрепление бренда. Информация о курсовой стоимости акций компаний доступна всем желающим, поскольку ее можно найти в регулярных биржевых обзорах, СМИ и новостях информационных агентств. Все это способствует повышению известности и узнаваемости компании, что дает определенные конкурентные преимущества.

Россия входит в число стран, наиболее пострадавших от кризиса. Однако относительно эффективная денежно-кредитная политика государства обеспечила поддержание основных экономических показателей (уровень ВВП, государственный долг, инфляция и безработица) в рамках, допустимых в условиях мирового кризиса.

Мировой кризис 2008 г. оказал значительное влияние на активность потенциальных эмитентов. В условиях неопределенности текущей ситуации и ее последующего развития, выход на фондовый рынок представлял многочисленные риски.

Российский рынок акций, как известно, единственный среди стран БРИК и один из очень немногих из крупных развивающихся и развитых рынков, который за последнее время сумел показать рост. При этом следует особо отметить, что основной рост российскому рынку обеспечил не стабильный сектор нефтегазовых компаний, а значительно более рисковые сферы экономики — металлургия, энергетика, финансы.

Рынок IPO российских компаний за 2010 г. показал значительный рост по сравнению с 2008 и 2009 гг. В 2010 г. было проведено 25

размещений, данные итоги близки к максимальным показателям за всю историю существования IPO/SPO в России.

Становление и развитие рынка корпоративных ценных бумаг, а именно рынка акций и облигаций позволяет привлечь финансовые ресурсы для разработки и реализации инновационных проектов, связанных с высокими технологиями в России.

  • [1] См.: Первичное размещение акций. Путеводитель по рынку профессиональных услуг. М.: Альпина Паблишер, 2003. С. 15.

Разработка механизмов привлечения инвестиций в национальную экономику

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 2745 раз

Библиографическое описание:

Шакуров Р. М. Разработка механизмов привлечения инвестиций в национальную экономику // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 204-207. — URL https://moluch.ru/archive/48/6002/ (дата обращения: 16.01.2019).

В современной экономической ситуации, характеризующейся в том числе острым дефицитом ресурсов для производственного инвестирования и модернизации экономики, значимость долгосрочных, не спекулятивных инвестиций для экономики России трудно переоценить. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходимы финансовые ресурсы, которые могли бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций.

В настоящее время организационно-экономическими механизмами привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации являются:

федеральные целевые программы;

внедрение механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП);

образование государственной корпорации «Банк развития»;

региональные агентства по привлечению инвестиций;

подготовка специальных площадок для застройки инвесторами;

венчурные инструменты и т. п.

Остановимся подробнее на этих механизмах.

Инвестиционный фонд и механизмы ГЧП

Государственно-частное партнерство (ГЧП) — важнейший и наиболее универсальный механизм государственной инвестиционной политики, реализация которого в России с каждым годом набирает обороты.

Используя механизмы ГЧП, государство может привлечь частные деньги для осуществления приоритетных проектов, повысить эффективность управления инфраструктурой. Стимулировать развитие инноваций. Бизнес, со своей стороны, получает допуск к новым сегментам рынка, повышает рентабельность проекта и возможность реализации масштабных проектов, которые невозможно профинансировать на рыночных условиях.

Области применения ГЧП разнообразны — от совместной выработки стратегических направлений развития национальной экономики до реализации конкретных инвестиционных проектов [1, c .18].

Инвестиционный фонд Российской Федерации — один из важнейших инструментов реализации масштабных инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно — частного партнерства.

Государственная поддержка из Фонда предоставляется в форм

софинансирования на договорных условиях инвестиционных проектов с формированием прав собственности Российской Федерации;

направления средств в уставные капиталы юридических лиц;

предоставление государственных гарантий Российской Федерации под инвестиционные проекты.

Предоставление поддержки в виде софинансирования на договорных условиях пользуется наибольшей востребованностью среди инициаторов инвестиционных проектов — около 85 % поступивших заявок.

По подавляющему большинству одобренных инвестиционных проектов государственные вложения направляются на создание объектов федеральной инфраструктуры. Развитая инфраструктура страны существенно повышает ее рейтинг инвестиционной привлекательности. В последующем, по завершении реализации подобных инвестиционных проектов они будут играть роль катализаторов для привлечения новых инвестиций и новых проектов в смежных отраслях.

В начале 2006 г. вступил в силу Федеральный закон «О концессионных соглашениях». С точки зрения повышения эффективности бюджетных расходов бесспорным преимуществом концессионной схемы реализации инвестиционных проектов является то, что привлекаемые средства частных инвесторов в полном объеме направляются на улучшение и (или) создание государственного имущества. Как показывает мировой опыт концессионного взаимодействия, концессионер, вкладывая собственные средства в объекты инфраструктуры, стремится и действительно обеспечивает максимальную эффективность на всех стадиях реализации проектов — как на инвестиционной, так и на операционной. В настоящее время соглашения достаточно активно используются в ЖКХ, при строительстве и реконструкции инфраструктурных объектов и т. д.

Читайте также  Вклады и инвестиции в крупные компании

Следует отметить, что сохраняются некоторые сложности по реализации концессионных проектов, в частности, неадаптированность бюджетного законодательства к совместному инвестированию государством и частными компаниями в объекты концессионных соглашений, а также процедурные расхождения между основными правовыми актами, регулирующими концессионные соглашения и функционирование Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Федеральные целевые программы

Федеральные целевые программы (ФЦП) представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающий эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, социального, культурного развития Российской Федерации.

В контексте государственной инвестиционной политики ФЦП может служить достаточно гибким инструментом для повышения инвестиционной привлекательности страны. Однако его использование возможно лишь в исключительных случаях, когда речь идет о депрессивных территориях страны, не имеющих объективных возможностей реализовывать инвестиционную политику своими силами.

Основными достоинствами и особенностями федеральных целевых программ являются:

концентрация ресурсов на решение приоритетных комплексных задач;

возможность в рамках программы комбинировать и объединять усилия федеральных, региональных органов исполнительной власти и частного сектора экономики;

длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций и позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты;

системный подход к формированию комплекса взаимосвязанных по ресурсам и срокам реализации мероприятий для достижения поставленных целей;

высокая степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий;

обеспечение контроля за эффективностью расходования средств государственного бюджета, а также иных средств.

Эти программы направлены на формирование необходимой инфраструктуры территорий и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики [2, c .142–145].

В мае 2007 г. Федеральный закон «О Банке развития» подписан Президентом Российской Федерации. Закон предусматривает создание госкорпораций на базе Внешэкономбанка, а также капиталов Российского банка развития и Российского экспортно-импортного банка. Целью создания банка является среднесрочное и долгосрочное финансирование инвестпроектов в приоритетных отраслях экономики, а также финансовая поддержка экспортно-импортной политики. Банк сможет выдавать гарантии от коммерческих и политических рисков участникам проектов, которые реализуются банком.

Банк развития выступает не в качестве источника государственных ресурсов для заведомо убыточных проектов, а в роли катализатора процессов финансирования приоритетных секторов, предприятий и сфер бизнеса с привлечением ресурсов частного бизнеса. С его деятельностью связано более равномерное распределение инвестиционных ресурсов по регионам страны.

В соответствии с государственной программой «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» осуществляется подготовка инфраструктуры для строительства технопарков ы РФ. Технопарки в сфере высоких технологий, био- и медицинских технологий, приборостроении, машиностроении, электронной техники, новых материалов.

Реализация этой программы будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности страны.

Для реализации в России была выбрана модель создания государственного фонда венчурных фондов — «Российской венчурной компании», которая предполагает существование трехуровневой структуры взаимодействия государства, частных управляющих компаний и стартапов, т. е. непосредственно производителей технологий.

На Российскую венчурную компанию возложены две основные функции: отбор лучших венчурных управляющих компаний на конкурсной основе и приобретение паев венчурных фондов, создаваемых этими компаниями. Российская венчурная компания — государственный фонд венчурных фондов Российской Федерации. Российская венчурная компания инвестирует свои средства в инновационный сектор через частные венчурные фонды, предоставляя каждому из них 49 % от инвестиционных ресурсов [3, c .26].

Функции органов исполнительной власти субъектов РФ в использовании этого инструмента могут заключаться в выделении и продвижении наиболее перспективных инновационных проектов и наработок на федеральном уровне, что может на практике выражаться в их административной и консультативной поддержке, создание региональных инкубаторов, предоставлении дополнительных налоговых и административных преференций субъектам малого и среднего бизнеса, работающим в hi — tech сегменте.

Задачей Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий является поддержка перспективных проектов в сфере ИКТ на начальном этапе их развития. Из федерального бюджета в капитал фонда предусмотрено выделение около 1,5 млрд. руб. Первоначально фонд будет полностью государственным. В дальнейшем, по мере привлечения частных инвесторов, планируется постепенный выход государства из капитала фонда.

Региональные агентства по привлечению инвестиций

В настоящее время в большинстве регионов существуют специализированные органы государственной власти или агентства (корпорации) по привлечению инвестиций, занимающиеся вопросами сопровождения проектов, то есть внимательного и своевременного решения административно-правовых вопросов, возникающих у инвестора в ходе подготовки и реализации проектов, создании площадок для инвестиций и проведения мероприятий по улучшения имиджа региона и распространению информации об инвестиционном климате в регионе.

Международный опыт показывает, что агентства по привлечению инвестиций могут быть действенным средством по работе с инвесторами. Российским региональным агентствам на сегодняшний момент часто не хватает опыта и знаний лучшей мировой практики работы с инвесторами, а также финансовых ресурсов, необходимых для подготовки площадок для инвестиций. К решению этих проблем может быть привлечен федеральный центр. В частности необходима организация обучающих программ и программ обмена опытом между региональными агентствами. Следует также рассмотреть возможность создания специального фонда, который на конкурсной основе мог бы оказать регионам финансовую помощь в создании площадок для реализации инвестиционных проектов и других мероприятий, направленных на привлечение инвестиций в регион.

Беляева И. В. Методологические основы формирования благоприятного инновационно-инвестиционного климата в стране// Вестник Тамбовского университета: Гуманитарные науки.2010.Т.83.№ 3.С.18–23.

Юзович Л. И. Формирование инвестиционных ресурсов в российской экономике и их распределение между субъектами экономических отношений // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета.2010.№ 2. С. 142–145

Ведев А., Данилов Ю., Масленников Н., Моисеев С. Структурная модернизация финансовой системы России // Вопросы экономики. 2010. № 5. С. 26–42.

Источники: http://lektsii.org/13-83928.html, http://studref.com/393433/ekonomika/rynok_mehanizm_privlecheniya_investitsiy, http://moluch.ru/archive/48/6002/

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос