Конституция рф об иностранных инвестициях

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ
«Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 22 июля 2005 г., 3 июня 2006 г., 26 июня 2007 г., 29 апреля 2008 г., 19 июля, 16 ноября, 6 декабря 2011 г., 3 февраля, 5 мая 2014 г., 1 мая, 18 июля 2017 г., 31 мая 2018 г.

Принят Государственной Думой 25 июня 1999 года

Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года

См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 12 июля 2017 г.

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

Закон вводит понятие «приоритетный инвестиционный проект». Это инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей, или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. рублей, включенные в перечень, утверждаемый Правительством РФ. При реализации такого проекта до его окупаемости не будут действовать никакие изменения законодательства РФ ухудшающие налоговый и таможенный режим деятельности предприятия. Установлено, что деятельность иностранных инвесторов и использование ими полученной от инвестиций прибыли могут быть ограничены по сравнению с российскими предпринимателями только федеральными законами в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории РФ, выполняет часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории РФ обязательствам. Дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом, при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории РФ. Также установлено, что если иностранное государство или уполномоченный им государственный орган производят платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии (договору страхования), предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории РФ, и к этому иностранному государству или уполномоченному им государственному органу переходят права (уступаются требования) иностранного инвестора на указанные инвестиции, то в РФ такой переход прав (уступка требования) признается правомерным. Установлено, что иностранный инвестор после уплаты российских налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории РФ для реинвестирования или для иных легальных целей и на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями. Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в органах юстиции. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 14 июля 1999 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 июля 1999 г., N 28, ст. 3493

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 мая 2018 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 июня 2018 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 165-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 97-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 12-ФЗ

Читайте также  Инвестиции по форме вложения классифицируются на

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 75-ФЗ

Изменения вступаю в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Изменения в законодательстве РФ об иностранных инвестициях

В частности, было изменено законодательное определение понятия «иностранный инвестор», содержащееся в статье 2 Федерального закона от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее – ФЗ-160). Так, предыдущая редакция этого акта содержала норму, в соответствии с которой иностранными инвесторами могли быть признаны:

  1. Иностранные юридические лица;
  2. Иностранные структуры без образования юридического лица (далее – ИСБОЮЛ);
  3. Граждане иностранных государств;
  4. Лица без гражданства, проживающие за пределами территории РФ;
  5. Международные организации.

В редакции ФЗ-122 были сделаны уточнения, согласно которым иностранными инвесторами могут признаваться:

  1. Иностранные юридические лица, за исключением контролируемых гражданами РФ или российскими юридическими лицами;
  2. ИСБОЮЛ, за исключением контролируемых гражданами РФ или российскими юридическими лицами;
  3. Граждане иностранных государств, за исключением тех граждан, которые также имеют и гражданство РФ помимо иностранного;
  4. Лица без гражданства, проживающие за пределами территории РФ;
  5. Международные организации.

Контролируемыми лицами для целей законодательства РФ об иностранных инвестициях признаются следующие иностранные организации или ИСБОЮЛ:

  • в отношении которых гражданин РФ или российское юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 50 % голосов по акциям;
  • в отношении которых гражданин РФ или российское юридическое лицо имеет право распоряжаться менее чем 50 % голосов по акциям, но соотношение его доли с долями других акционеров таково, что гражданин РФ или российское юридическое лицо имеет возможность определять решения контролируемого лица;
  • в отношении которых гражданин РФ или российское юридическое лицо имеет полномочие определять принимаемые контролируемым лицом решения, в том числе связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • в отношении которых гражданин РФ или российское юридическое лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган или более 50 % состава коллегиального исполнительного органа;
  • в отношении которых российское юридическое лицо является управляющей компанией.

Напомним, что в соответствии с действующим законодательством лица, признаваемые иностранными инвесторами, могут пользоваться рядом гарантий при осуществлении инвестиционной деятельности на территории РФ, в частности:

  • Правовая защита инвестиционной деятельности (в т.ч. возмещение убытков, причиненных государственными органами);
  • Возможность осуществлять инвестиции в любой форме, не запрещенной гражданским законодательством РФ;
  • Возможность передавать права и обязанности инвестора другому лицу;
  • Возможность получить компенсацию при национализации или реквизиции имущества иностранного инвестора в размере его стоимости и компенсацию иных возникших в этой связи убытков;
  • В случае, если имели место неблагоприятные для иностранного инвестора изменения налогового законодательства РФ (в частности, приводящие к увеличению совокупной налоговой нагрузки на иностранного инвестора), то такие изменения не применяются в отношении иностранного инвестора в течение срока окупаемости его инвестиционного проекта, но не более семи лет;
  • Возможность приобретения недвижимого имущества на территории РФ и ценных бумаг российских эмитентов;
  • Возможность свободного распоряжения доходами от инвестиций на территории РФ;
  • Возможность беспрепятственного вывоза инвестированного ранее имущества за пределы территории РФ;
  • Возможность участвовать в приватизации государственного и муниципального имущества на территории РФ;
  • Возможность получения льгот, предусмотренных законодательством РФ о таможенном деле и налоговым законодательством.

Таким образом, на иностранные организации и ИСБОЮЛ, контролируемые гражданами РФ и/или российскими юридическими лицами, не распространяются перечисленные выше гарантии законодательства РФ об иностранных инвестициях. Данные изменения вступают в силу через 10 календарных дней после официального опубликования ФЗ-122, а именно 12 июня 2018 г.

Российское законодательство об иностранных инвестициях

Правовую основу регулирования инвестиционных отношений определяют нормы Конституции РФ. Статья 19 Конституции РФ содержит положение о том, что все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Кроме того, Конституция РФ предусматривает, что право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 1 и 3 ст. 35). Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62).

Читайте также  Список литературы по долгосрочным инвестициям

К источникам регулирования иностранных инвестиций можно отнести в широком смысле слова все общие нормативные акты федерального уровня, так или иначе регулирующие экономическую деятельность вообще и инвестиционную – в частности. В связи с этим в круг источников входят прежде всего ГК РФ, Закон об акционерных обществах, Закон об обществах с ограниченной ответственностью, Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», налоговое, валютное, таможенное и иное законодательство.

В системе специальных нормативных актов, регулирующих прямые иностранные инвестиции, центральное место занимают федеральные законы: от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», от 25.02.1999 № 39-ΦЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее – Закон об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений), от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее – Закон о соглашениях о разделе продукции), от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», а также Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР».

Закон об иностранных инвестициях – единственный федеральный закон, полностью и исключительно посвященный регулированию инвестиционных отношений с иностранным элементом.

Все другие федеральные законы имеют иную сферу регулирования, в чем-то совпадающую со сферой регулирования инвестиционных отношений, в чем-то – нет, отличаясь как по предмету, так и по субъектам регулирования. Так, Закон о соглашениях о разделе продукции, хотя и посвящен регулированию отношений, которые на практике чаще всего складываются именно с участием иностранного капитала (разработка месторождений минерального сырья на условиях раздела добытой продукции между государством и инвестором), тем не менее распространяет свое действие и на российских инвесторов, т.е. устанавливает равные условия для заключения подобных соглашений как с российскими, так и с иностранными инвесторами.

В соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 № 22-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”» в указанный закон об инвестиционной деятельности были включены нормы, распространяющие действие одной из государственных гарантий, предусматриваемых для иностранных инвесторов, на национальных инвесторов. Согласно внесенному изменению, в случае, если вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные акты, то они не применяются в течение сроков, указанных в ст. 15 Закона об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений.

Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» устанавливает изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов или для группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, или совершении ими сделок, влекущих за собой установление контроля над указанными хозяйственными обществами. Закон обеспечивает защиту национальных интересов Российской Федерации и в то же время создает условия для формирования в государстве предсказуемого и прозрачного делового климата для иностранных инвесторов.

Как общее правило установлено, что иностранные государства, международные организации, а также находящиеся под их контролем организации, в том числе созданные на территории России, не вправе совершать сделки, влекущие за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 2 ст. 2).

Закон требует предварительного согласования сделок, которые совершаются иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями и в результате совершения которых указанные субъекты приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, или иную возможность блокировать решения органов управления таких хозяйственных обществ либо приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем 5% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и осуществляющих геологическое изучение недр или разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения (ч. 3 ст. 2).

Читайте также  Стимулирование инвестиций в малый бизнес

Положения этого Закона применяются также к сделкам и соглашениям, совершенным за пределами территории Российской Федерации, если такие сделки и соглашения влекут за собой последствия, указанные выше. Закон не распространяется на отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций и урегулированные другими федеральными законами или ратифицированными в установленном порядке международными договорами, участником которых является Российская Федерация (ч. 5, 6 ст. 2).

Под «контролем иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение», подразумевается возможность иностранного инвестора или группы лиц непосредственно или через третьих лиц определять решения, принимаемые хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, путем распоряжения голосами, приходящимися на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого хозяйственного общества, на общем собрании акционеров такого хозяйственного общества, путем участия в совете директоров (наблюдательном совете) и иных органах управления такого хозяйственного общества, заключения с таким хозяйственным обществом договора об осуществлении в отношении него функций управляющего или подобного соглашения, а также возможность иностранного инвестора или группы лиц прямо или косвенно распоряжаться 25 и более процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участками недр федерального значения, либо право иностранного инвестора или группы лиц назначать единоличный исполнительный орган или 25 и более процентов состава коллегиального исполнительного органа такого хозяйственного общества, или безусловная возможность иностранного инвестора или группы лиц избирать 25 и более процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления такого хозяйственного общества (п. 3 ч. 1 ст. 3).

Совершение сделок, влекущих за собой установление контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, допускается при наличии решения о предварительном согласовании таких сделок, оформляемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, и имеющего определенный срок действия (ч. 1 ст. 4).

Закон определяет виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. К ним относятся 42 вида деятельности, в частности различные виды деятельности в области ядерной энергетики, разработка, производство и торговля вооружением и военной техникой, разработка, производство, распространение и обслуживание шифровальной техники, космическая деятельность, некоторые виды деятельности в области связи, теле- и радиовещания, выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления, разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения, добыча водных биологических ресурсов и др. (ст. 6).

Сделки, совершенные с нарушением требований данного Закона, ничтожны (ч. 1 ст. 15). Действие Закона не распространяется на сделки, совершенные до дня вступления его в силу (ч. 2 ст. 16).

Остальные федеральные законы могут быть отнесены к числу источников законодательства об иностранных инвестициях в силу наличия в них определенного числа правовых норм, устанавливающих специфическое регулирование инвестиционных отношений с иностранным элементом. К ним, в частности, относятся федеральные законы: от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», от 08.01.1998 № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации», а также Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и др. Так, Закон об иностранных инвестициях прямо указывает, что регулирование вложений иностранного капитала в кредитные и страховые организации является прерогативой законодательства о банковской и страховой деятельности. В соответствии с законами об организации страхового дела и о банках и банковской деятельности установлена квота участия иностранного капитала в страховой и банковской деятельности на территории России, ограничены права организаций с иностранными инвестициями на занятие отдельными видами банковских и страховых операций и применены другие ограничительные меры.

Среди источников, которые специально посвящены регулированию иностранных инвестиций, значительное место занимают подзаконные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств. В качестве примера назовем лишь некоторые из них: Указ Президента РФ от 26.02.1993 № 282 «О создании международного агентства по страхованию иностранных инвестиций в Российскую Федерацию от некоммерческих рисков», постановление Правительства РФ от 20.11.1999 № 1272 «Об осуществлении иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации с использованием средств, находящихся на специальных счетах нерезидентов типа “С”», постановление Правительства РФ от 30.12.2009 № 1141 «О Консультативном совете по иностранным инвестициям в России», постановление Правительства РФ от 09.06.2001 № 456 «О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений», письмо Федеральной таможенной службы РФ от 28.05.2012 № 23-20/26488 «О применении Решения Комиссии Таможенного союза», приказ ЦБ РФ от 23.04.1997 № 02-195 «О введении в действие Положения об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов» и др.

Источники: http://base.garant.ru/12116250/, http://int.gestion.ru/news/offshore/izmeneniya-v-zakonodatelstve-rf-ob-inostrannykh-investitsiyakh/, http://studme.org/68142/pravo/rossiyskoe_zakonodatelstvo_inostrannyh_investitsiyah

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос