Стимулирование инвестиций в малый бизнес

Мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности Российской экономики

Стимулирование инвестиций

Стимулирование инвестиций является одной из важнейших задач, которая стоит перед правительством Российской Федерации. Несмотря на открытость внутреннего рынка, многие иностранные инвесторы опасаются вкладывать денежные средства в российскую экономику, предпочитая открывать новые промышленные предприятия в странах юго-восточной Азии.

Основной задачей при стимулировании инвестиций является создание законодательства, которое сможет гарантировать права инвесторов. Известно, что многие российские предприятия были приватизированы в девяностых годах прошлого века с грубыми нарушениями, кроме того, многие предприятия в нашей стране были подвергнуты рейдерским атакам.

Еще одним способом стимулирования инвестиций может стать создание налоговых льгот для инвесторов, вкладывающих денежные средства в определенные сегменты экономики. Таким образом, появится возможность развиваться определенные отрасли экономики, которые в настоящее время находятся в упадке. Следующий вариант стимулирования инвестиций — создание особых экономических зон, в которых предприниматели будут платить меньше налогов и других обязательных платежей, и сборов.

По мнению многих инвесторов, одним из самых важных факторов для стимулирования инвестиций является создание равных условий конкуренции, в настоящее время из-за коррупции в российской экономике многие предприниматели вынуждены выделять огромные денежные средства на взятки, по этой причине многие из них не могут развивать производство.

Как ни странно, стимулированием инвестиций может стать создание заградительных пошлин, например, на ввоз иномарок в нашу страну. Многие крупные автоконцерны были вынуждены создать на территории нашей страны «отверточные» сборочные производства, которые производят автомобили различных марок. Подобные производства позволили обеспечить дополнительные рабочие места, с течением времени целый ряд деталей и агрегатов для подобных автомобилей начали производиться в Российской Федерации.

Стимулирование инвестиций государственными органами должно проводиться под постоянным контролем, что позволит избежать огромного количества злоупотреблений при распределении средств, а также лоббирования различных законов, дающих преимущества в той или иной области экономики.

Несмотря на принятие множества законодательных актов, которые должны стимулировать инвестиции в различные виды экономики, большинство инвесторов опасаются за свои вложения и предпочитают использовать для увеличения своего капитала более надежные финансовые инструменты.

Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой при реализации государственной политики стимулирования привлечения инвестиций исходят из налоговых стимулов. Цель таких мер состоит в том, что эти страны хотят содействовать экономической реструктуризации, экономическому росту, используя приток внешних и внутренних ресурсов.

Наиболее часто встречающиеся методы стимулирования инвесторов:;

— льготы косвенного налогообложения, в частности сниженные ставки таможенных пошлин.

Инвестиционные скидки и налоговый кредит по сравнению с налоговыми каникулами обладают преимуществами, поскольку являются более действенными инструментами для привлечения капитала в той или иной желательной форме.

Наиболее проста и эффективна система налогового кредита. Если сумма налогового кредита, предоставляемого квалифицированному предприятию, определена, то она перечисляется на специальный налоговый счет. Компания, получившая такую льготу, будет считаться обычным налогоплательщиком, отличие такой компании состоит в том, что ответственность за налогообложение доходов будет оплачиваться за счет кредитов, возвращаемых с налогового счета, пока сальдо баланса доводится до нуля. После этого налоговый счет закрывается на определенный период, а неиспользованные суммы налогового кредита разрешается использовать.

Налоговый кредит — это вычет из налога на прибыль части инвестиционных расходов компании, возможно, с условием использования этого кредита для последующих капиталовложений.

Система инвестиционных скидок применяется в форме сниженных налоговых ставок аналогично практике налогового кредита и имеет адекватный эффект. Различие заключается в том, что корпоративный налог имеет несколько ставок, предоставляемую же сумму инвестиционной скидки стоит определить не в абсолютном выражении, а в форме налоговой ставки, в которой предоставляется скидка. В противном случае сумма предоставляемого налогового кредита не будет зависеть от ставки налога.

Инвестиционная скидка может иметь форму скидки на истощение недр, предоставление которой ведет к уменьшению налогообложения прибыли добывающей индустрии.

Еще одна разновидность инвестиционных скидок — уменьшение корпоративного налога на половину разницы между расходами на НИОКР текущего года и средними затратами на научные исследования двух предшествующих периодов, но с учетом роста цен.

Читайте также  Бизнес идеи печать на кружках футболках

При ускоренной амортизации большая часть прибыли, чем при обычной амортизации, попадает в издержки производства и освобождается от налогообложения.

По сравнению с другими методами налоговых стимулов для привлечения инвестиций ускоренная амортизация имеет два преимущества:

— обходится дешевле, чем доходы, от которых отказались ранее, что частично покрывалось стоимостью последних лет действия активов;

— если ускоренная амортизация предоставлена на временной основе, то она может стимулировать на краткосрочный период рост капиталовложений, так как инвесторы, вероятно, вложат капитал, чтобы получить эффект в будущем. Инвестиционные субсидии являются разновидностью инвестиционных скидок или налоговых кредитов, но их предоставление является проблематичным, так как имеет риск для бюджета (бюджетная эффективность таких субсидий может быть отрицательной).

Стимулирование косвенных налогов осуществляется в форме исключения из-под обложения НДС сырья и капиталоемких товаров, а также введения системы условно беспошлинного ввоза.

Стимулирование развития малого предпринимательства

бизнес предпринимательство конкурентный

Для оценки возможностей повышения темпов развития малого предпринимательства и влияния этого процесса на экономическую динамику в субъектах Российской Федерации рядом экономистов, например, В. Тихомировым, И. Тихомировой, А. Духон, предложено использовать региональные рейтинги инвестиционной и предпринимательской активности [14, стр.45]. Для этого предусматриваются показатели, сочетающие основные экономические факторы (объем валового регионального продукта, объем произведенной малыми предприятиями продукции, число малых предприятий, величина инвестиций в основные фонды малых предприятий), социальные (среднедушевой доход, число безработных в регионе), демографические (плотность населения в регионе), институциональные (степень развития инфраструктуры и институтов рыночной экономики). На основе предложенных показателей разрабатываются рейтинги развития малого бизнеса по федеральным округам.

Поддержка малого предпринимательства осуществляется в нескольких направлениях, направленных на решение основных проблем малого бизнеса. Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.

Второе направление включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).

Третье направление включает создание действенных финансово-кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования и венчурного финансирования, организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтах для поддержки малого предпринимательства.

Если индивидуальные предприятия в основном развиваются за счет собственных средств, то для более крупных предприятий малого бизнеса необходимо финансирование, за счет привлечения внешних источников средств. В этом случае возникают определенные проблемы. На получение полноценного банковского кредита могут рассчитывать далеко не все малые предприятия. Для положительного решения чаще всего требуется успешное ведение бизнеса не менее полугода, а чаще всего 9 месяцев или год. Вложенный собственный капитал, прозрачность бизнеса, поставленный учет, перспективы развития, реальные источники погашения кредита. Если предприниматель может применить эти термины к своему бизнесу, тогда вероятность получения кредита высока [8, cтр.6].Таким образом, кредитуются в основном компании, успешно работающие на рынке, а для начинающих стоит порой непреодолимая проблема — отсутствие начального капитала. Отсюда следует, что одно из основных направлений поддержки малого бизнеса должно проходить в обеспечении предприимчивых людей финансированием в начальный период деятельности, что может быть обеспечено государством за счет принятия программ по поддержке малого бизнеса. Это позволит увеличить количество малых предприятий, что положительно скажется на экономике страны.

В настоящее время наблюдается положительная тенденция в данном направлении. Банковские требования к «малым» заемщикам постоянно снижаются. Многие уже не настаивают на открытии счетов и переводе оборотов фирмы в свой банк, не требуют бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Снижаются также минимальные размеры ссуд и ставки кредитования. Хотя, в ближайшей перспективе ставки кредитования заемщиков малого бизнеса вряд ли опустятся ниже 15-16%. Кредитование малого бизнеса предполагает определенный риск и высокие издержки, банки закладывают все это в процентную ставку. С другой стороны, рост конкуренции неизбежно ведет к снижению процента. Возможно, создание кредитного бюро или законодательные налоговые изменения, позволяющие легализоваться малому бизнесу, могли бы еще больше способствовать этому[8, cтр.7].

Читайте также  Показатель рентабельность инвестиций pi показывает

Итак, одним из наиболее важных направлений государственной поддержки я является льготное кредитование. Поэтому законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» предусмотрено льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства с компенсацией соответствующей разницы кредитным и страховым компаниям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства.

Кроме льготной кредитной политики применяется и льготное налогообложение. Законами Российской Федерации устанавливаются льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций. Большую роль в государственной поддержке малого бизнеса должны сыграть государственные и муниципальные фонды. Фонды поддержки малого предпринимательства могут предоставить льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка.

Поддержка и стимулирование малого бизнеса государством

Поддержка малого бизнеса государством в РФ регулируется Законом 209—ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». В этой статье мы расскажем об основных видах гос. помощи предприятиям, сделав акцент на финансовой помощи государства.

  • Принципы и результаты функционирования программ поддержки МБ;
  • Тонкости и нюансы в получении финансовой помощи;
  • Что нужно для получения финпомощи МБ от государства;
  • Заключение.

Как работают программы поддержки малого бизнеса?

Общегосударственная система поддержки малых форм (см. виды и формы малого бизнеса) предпринимательства включает в себя различных участников, коммерческих и некоммерческих, чья деятельность направлена на оказание помощи в том или ином виде. К ним относятся банки, различные госучреждения, школы бизнеса и инвестиционные фонды. Все они играют определенную роль в поддержке начинающих предпринимателей: начиная от непосредственного финансирования и заканчивая консультированием, обучением и правовой помощью в рамках программы поддержки малого бизнеса 2015.

Финансирование – это одна из основных составляющих помощи малому бизнесу от государства 2015. Не секрет, что именно материальная часть является наиболее проблемной для предпринимателей: стартовый капитал в том объеме, который способен покрыть расходы на аренду помещений, покупку основных средств и сырья, содержание персонала и выплату налогов, имеется лишь у 10% начинающих предпринимателей.

Следовательно, важнейшая часть поддержки малого бизнеса государством включает в себя безвозмездную финансовую помощь. Финансовые виды поддержки малого бизнеса — это различные субсидии, гранты, кредитные льготы и компенсации, выделяемые государством.

Поддержка малого бизнеса в 2015 году работает в рамках законодательных актов и нормативов РФ, а также на уровне федеральных и региональных программ. Приведем примеры программ в Москве и Санкт-Петербурге, т.к. эти города по разным данным являются ведущими по количеству субъектов МБ — более 30% общего числа малых предприятий в РФ.

Главной стратегией развития и поддержки МБ в рамках государственных программ является стимулирующая налоговая политика и отказ от повышения налоговой нагрузки. Это способствует более эффективному освоению активов малыми предприятиями, улучшению показателей развития бизнеса и росту прибыли.

В этом году продолжает работать программа «Экономразвитие и инвестиционная привлекательность Москвы на 2012-2018 гг.», созданная для обеспечения экономического роста и увеличения уровня инвестиций. Ее цель – добиться прироста доходов в бюджет столицы. Прогнозируемый прирост доходов в 2015 году составляет 24643,7 млн. рублей. Фактический прирост бюджета Москвы в 2014 году составил 20043,7 млн. рублей, а в 2013 — 14803,9 млн. рублей, что свидетельствует о положительной динамике макроэкономических показателей.

Федеральный портал малого и среднего бизнеса минэкономразвития РФ приводит данные относительно гос поддержки малого бизнеса за прошедший период. Так, в 2014 году общий объем средств, предоставленных предприятиям малого и среднего бизнеса, составил 12 916 467,24 тыс. рублей. Общее количество субъектов, получивших помощь от государства, в 2014 составило 1064. Для Санкт-Петербурга общий объем выделенных на помощь МСБ, составил 4 169 784,07 тыс. рублей, а число получателей субсидий – 509. Прирост количества рабочих мест на субъектах-получателях госпомощи в 2014 году в СПб составил 1043.

Проблемы и нюансы государственной поддержки малого бизнеса

Читайте также  Инвестиции по степени риска подразделяются на

Сумма финансирования МБ в рамках господдержки – вопрос индивидуальный, зависящий от множества факторов. Регион, в котором открыто предприятие, играет не последнюю роль в назначении суммы к выплате. Например, для Москвы максимальный размер общей помощи может достичь 500 тысяч рублей, в других субъектах федерации – не более 300 тысяч руб. Государственная поддержка малого бизнеса, включающая в себя различные программы, имеет определенные тонкости.

Целевое софинансирование – главная особенность государственной помощи МБ

Начинающим предпринимателям – субъектам малых форм бизнеса – важно понимать особенности безвозмездного государственного финансирования. Чтобы получить денежную помощь малому бизнесу 2015, недостаточно просто зарегистрировать юридическое лицо в ЕГРЮЛ.

Господдержка предприятий осуществляется в формате целевого софинансирования, т.е. государство выделяет деньги не в полном объеме, а предполагает, что предприниматель также будет вкладывать собственные средства. Отчет об освоении выделенной суммы – обязательное условие получения государственной помощи. Регламентированный перечень расходов, куда должна быть израсходована выделенная сумма помощи малому бизнесу от государства, включает:

  • оплату аренды (если ее стоимость не превышает 3600 рублей за 1 м2 в год);
  • закупка оборудования, техники;
  • оборудование рабочих мест;
  • закупка сырья и материалов (максимум — пятая часть общей суммы полученных средств).

Конкретизируем самые важные условия получения и, что немаловажно, расходования средств в рамках программ поддержки малого бизнеса. Вот основные виды денежной помощи субъектам МСБ и то, как они должны быть реализованы.

  1. Гранты молодым предпринимателям.

Это финансирование из бюджета для покрытия расходов на освоение бизнес-плана, при котором получатель обязан внести собственную часть средств (30-50% от бюджета проекта).

  1. Помощь на развитие уже существующего бизнеса.

Это – денежные средства на покупку основных средств, которые могут составлять 50-90% общей стоимости приобретаемых активов. Сумма не превышает 10 млн. рублей в зависимости от региона открытия предприятия.

  1. Грант от службы занятости.

Для индивидуальных предпринимателей, стоящих на учете в государственной службе занятости, предоставляется возможность начать свое дело. Для этого государство выдает субсидию в размере годового пособия по безработице (58,8 тыс. рублей). При этом субъект бизнеса обязуется взять на работу не менее двух человек, также состоящих на учете в центре занятости (но в этом случае он имеет право на выплату годового пособия на каждого нанятого работника).

  1. Компенсация расходов, которые предприниматель несет на выплаты по договору аренды с собственником помещения.

Из госбюджета выделяются средства из расчета 2,75-5,5% годовых по договору аренды помещений. Для получения выплат необходимо предъявить документы об оплате.

  1. Возмещение 2/3 затрат на участие предприятия в выставках и ярмарках.

Государство покрывает стоимость аренды оборудования, регистрационный взнос и другие расходы. Общая сумма выплаты не должна превышать 300 тысяч руб.

Условия для выплаты государственной помощи малым формам бизнеса

Чтобы стать участником той или иной программы поддержки предпринимательства, субъект МБ должен быть официально внесен (как ИП, соучредитель ООО и т.п.) в ЕГРЮЛ. Это – обязательное условие получения государственной субсидии на бизнес.

Другое важное условие – предприятие должно быть основано не ранее двух лет назад. Так оно имеет статус «начинающего» и может участвовать в программах для малого бизнеса и получать безвозмездную бюджетную помощь.

Следует отметить, что финпомощь – это основной, но не единственный вид государственной поддержки малых форм предпринимательства в нашей стране. К другим востребованным видам помощи относятся:

  • информационная – проведение семинаров, тренингов, консультаций;
  • экономико-правовая – бухгалтерское сопровождение, упрощение налогов, юридическая помощь, приоритеты в лицензировании и оформлении разрешительной документации;
  • сопровождение инновационных и научных работ;
  • организационная поддержка при участии в ярмарках, выставках.

Получение всех видов помощи реализуется на конкурсной основе, базовыми критериями которой является бюджетная эффективность, количество созданных рабочих мест, социальная значимость и другие параметры, зависящие от региональных факторов.

Заключение

В целом в 2015 году в России наблюдается положительная динамика в развитии системы поддержки малого и среднего бизнеса. Несмотря на сложные макроэкономические показатели, каждый предприниматель имеет все шансы получить всеобъемлющую поддержку от государства, если он действует в рамках правового поля. Но это не означает, что помощь от государства способна решить все проблемы малого бизнеса.

Источники: http://studbooks.net/1799465/ekonomika/meropriyatiya_povysheniyu_investitsionnoy_privlekatelnosti_rossiyskoy_ekonomiki, http://vuzlit.ru/1101072/stimulirovanie_razvitiya_malogo_predprinimatelstva, http://mir-biz.ru/teoriya-biznesa/podderzhka-malogo-biznesa/

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос