Основная цель привлечения иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции проблемы их привлечения и эффективность использования

Главная > Дипломная работа >Финансы

2.2 Основные причины, цели и формы привлечения иностранных инвестиций

Между инвестициями и экономической ситуацией в любой стране существует взаимообусловленная связь. Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. При этом далеко не последнюю роль для многих государств, особенно вырывающихся из экономического и социального неблагополучия, играет привлечение иностранного капитала в виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов.

В стратегии Президента 2030 необходимость привлечения инвестиций описывается следующим образом: «Наша стратегия здорового экономического роста основывается на сильной рыночной экономике, активной роли государства и привлечении значительных иностранных инвестиций. В центре нашего первостепенного внимания по-прежнему остается соответствующая защита иностранных инвестиций, и возможности репатриации прибыли. Существует несколько секторов экономики: разработка природных ресурсов, инфраструктура, коммуникации и информация, — которые имеют непреходящее значение для нашей страны. Развитие этих отраслей окажет воздействие не только на экономический рост, но и на социальную сферу, а также на интеграцию Казахстана в международное сообщество. Это капиталоемкие отрасли, для развития которых необходим как иностранный капитал, так и жесткий стратегический контроль государства.

Наша позиция крупного межрегионального транспортного центра требует установление более либерального режима для иностранных инвесторов. Это позволит нам привлечь необходимый приток финансов и знаний, развить наши возможности и регулярные торговые обмены с зарубежными странами.

Открытая и либеральная инвестиционная политика с ясными, эффективными и строго соблюдаемыми законами, исполняемыми беспристрастной администрацией, — это наиболее мощный стимул к привлечению иностранных инвестиций».[20]

В настоящее время государственная политика в сфере привлечения иностранных инвестиций определяется Стратегией индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы и приоритетными задачами, поставленными в соответствии с данным документом перед государственными органами республики. [21]

Выход на новый уровень реформ позволил приступить к реализации Стратегии развития Казахстана на период до 2030 года, обнародованной в Послании Президента РК Н. Назарбаева «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» от 6 февраля 2008 года. Одними из важнейших приоритетов являются стратегия экономического роста, основанная на построении рыночной экономики, активной роли государства, привлечения иностранных инвестиций, а также стратегия эффективного использования энергетических ресурсов страны и достижение макроэкономической стабилизации.[9]

Республика Казахстан обладает богатейшими ресурсами полезных ископаемых, обширными сельскохозяйственными угодьями, квалифицированными кадрами, а также значительным промышленным потенциалом, но для их дальнейшего эффективного использования не хватает денежных средств. На сегодняшний день ни Правительство Казахстана, ни внутренние инвесторы не в силах обеспечить полностью необходимый объем инвестиций в те или иные отрасли народного хозяйства. Поэтому возникает необходимость в привлечении иностранных инвестиций, особенно в такие стратегически важные отрасли экономики как топливно-энергетическая или минерально-сырьевая.

Таким образом, импорт международного капитала в Республику Казахстан на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных и скорейших путей оживления казахстанской экономики. При чем, необходимо отметить тот факт, что капитал из-за рубежа может быть привлечен по двум основным каналам: портфельные, в частности инвестиционные кредиты, и прямые иностранные инвестиции. В первом канале превалирует форма правительственного кредита, требующая выполнения предоплаты, предоставления правительственной гарантии и возврата с процентами. При скудном бюджете республики эта форма привлечения капитала постоянно держит государство в напряжении, поэтому со временем себя отживает.

Сегодня и в перспективе предпочтение отдается прямым инвестициям, которые имеют ряд существенных преимуществ перед другими формами экономического воздействия:

являются прямым источником капиталовложений в производство товаров и услуг, обеспечивая привлечение новейших мировых технологий, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга;

не ложатся бременем на внешний долг страны;

способствуют интеграции национальной экономики в мировую благодаря разнообразному производственному и научно — техническому сотрудничеству, поднимая деловую и хозяйственную активность.

Следовательно, наиболее приемлемой для Казахстана формой привлечения иностранного капитала являются прямые инвестиции. Для достижения наилучшего результата в данном процессе необходимо создать все условия для иностранных инвесторов. То есть необходимо создать благоприятный инвестиционный климат.

С участием иностранного капитала можно решать следующие задачи:[18,c,87]

повысить эффективность экспортного потенциала, преодолеть его сырьевую направленность и развить импортозамещающие производства;

усилить экспортную экспансию страны и упрочить ее позиции на внешних рынках;

повысить научно-технический уровень производства с помощью новой техники и технологий, методов управления и сбыта продукции;

увеличить налоговые поступления в государственный бюджет;

содействовать развитию отсталых и депрессивных районов и создать новые рабочие места в национальной экономике;

использовать современный производственный и управленческий опыт через обучение и переподготовку кадров;

достигнуть экономической самостоятельности Казахстана.

Прямые инвестирования иностранного предпринимательского капитала в экономику Казахстана имеют и ряд других преимуществ, причем весьма существенных по сравнению с государственными иностранными кредитами. Осуществляя прямые инвестиции, иностранный предприниматель непосредственно стремится рационально применять вкладываемый капитал и, следовательно, сокращает сроки поставки машин, оборудования, активно участвует в создании новых производственных технологий, организации и налаживании производства и находит эффективные способы сбыта товаров по собственным надежным каналам.

Основными формами привлечения прямых иностранных инвестиций в республике являются: долевые участия в создании совместных предприятий (СП): создание зарубежных предприятий (ЗП), полностью принадлежащих иностранным инвесторам; портфельные инвестиции; аренда или концессии.

Читайте также  Методы оценки финансовых активов инвестиций

Все они имеют свои достоинства и недостатки, но в каждом конкретном случае, как нам представляется, партнеры должны свободно выбирать формы сотрудничества в зависимости от своих интересов и возможностей.[18,c.91]

Портфельные инвестиции осуществляются путем приобретения иностранными инвесторами паев, акций и других ценных бумаг на владение собственностью в стране — объекте вложения капитала. Данная форма вложений эффективна лишь при наличии развитых элементов рыночной инфраструктуры, в частности фондовой биржи, соответствующей международным стандартам и правовым нормам и имеющей операционные связи с мировым фондовым рынком. Продажа акций выгодна для государства, т.к. они могут быть использованы как для погашения внешней задолженности, так и на финансирование высокоэффективных капитальных вложений в приоритетные отрасли народного хозяйства и другие цели, причем выручка в большинстве случаев значительно превышает балансовую стоимость объекта. В Казахстане портфельные инвестиции привлекались в основном через участие иностранного капитала. В приватизации по индивидуальным проектам было охвачено 143 объекта национальной экономики. В их числе Алматинский табачный комбинат, приобретенный компанией Филипп Морис, Алматинский и Карагандинский маргариновые заводы, Шымкенская кондитерская фабрика.

Другой формой привлечения прямых иностранных инвестиций является аренда или концессии, то есть предоставление зарубежным предпринимателям права осуществления разного рода хозяйственной деятельности на условиях долгосрочной аренды. Предоставление права на разработку и освоение возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, находящихся в государственной собственности, на осуществление других видов деятельности, являющихся монополией государства, реализуется на основе специальных сроков в соответствии с действующим законодательством страны.

Концессии не получили должного развития в современной период в Казахстане, не действует в республике и закон «О концессии». Между тем, эта форма достаточно выгодна для страны-реципиента капитала. Здесь государство и его территории не несут юридической ответственности за действия арендатора, а, следовательно, и не разделяют риск с ними, но участвуют в прибылях. Концессионные отношения предоставляют полную свободу выбора форм хозяйствования для арендатора, различные формы собственности производителей, любые варианты их взаимосвязей. Опыт Восточно-Европейских стран, например, Венгрии, показал и еще одно преимущество арендной формы — это совместное предпринимательство, которое позволяет избежать социальной напряженности со стороны трудовых коллективов и другие нежелательные явления, связанные с продажей акций иностранным предпринимателям.

Сказанное обусловливает целесообразность развития концессионных отношений с иностранными инвесторами и принятия соответствующего закона республики. Положительную роль такого закона доказывает история 20-30-х годов, когда создание концессионных гарантий самостоятельного землепользования стало достаточным для эффективного функционирования зарубежного предпринимательского капитала во многих отраслях промышленности.

Привлечение иностранного предпринимательского капитала также является активным средством борьбы с монополизмом на внутреннем рынке и развития конкуренции. Оно служит тому, что страна не только получает недостающие инвестиционные ресурсы, но при их помощи может оживить, поднять эффективность использования национальных производительных сил. Прямые иностранные инвестиции при разумном их использовании способствуют диверсификации экспорта, созданию дополнительных рабочих мест по сравнению с иностранными кредитами, не увеличивают задолженности страны, тем самым уменьшают отток валюты за рубеж.

Поэтому и для Казахстана важно не только привлекать иностранные инвестиции, а рационально их использовать. Согласно бывшему советскому законодательству, совместные предприятия стали основной формой иностранных инвестиций в СССР, а значит и в Казахстане. Однако кроме прямых иностранных инвестиций и создания совместных предприятий существуют и другие формы притока иностранного капитала в республику, в том числе и через создание совместных и иностранных банков. В настоящее время такие банки регистрируются в Национальном государственном банке. Мировая практика знает и другие формы инвестирования. Среди них особенно заметное развитие получили в последнее десятилетие так называемые «новые формы промышленных инвестиций», или неакционерные формы инвестиций. К их числу относятся: лицензирование (исключительное, когда фирма продает ноу-хау единственному зарубежному лицензиату, и неисключительное, при котором ноу-хау продается ряду зарубежных партнеров), лизинг, франчайзинг, совместное производство, субподряд, строительство заводов «под ключ».[18, c.93]

Осуществляя стратегию сотрудничества, фирма выбирает оптимальную для каждого конкретного случая форму. В настоящее время западные инвесторы рассматривают новые формы промышленных инвестиций как альтернативу получившим распространение в бывших республиках СССР совместным предприятиям, поскольку снижается риск капиталовложений и обеспечиваются значительные преимущества для иностранных инвесторов. В целом же с точки зрения организации и характера совместных предприятий можно выделить два основных типа СП: акционерные предприятия с совместным владением капитала и совместные предприятия на контрактной основе. Первые предусматривают участие двух и более партнеров в создании новой фирмы, в которой каждый партнер владеет долей акционерного капитала или участвует в распределении акций уже существующего предприятия. Эта форма имеет наибольшее распространение.

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику

Цели и задачи политики России в области привлечения иностранных инвестиций

Государственная инвестиционная политика Российской Федерации (РФ) представляет собой комплекс проводимых государством целенаправленных мер по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйственной деятельности в целях реализации стратегии экономического и социального развития страны, что и определит основные направления инвестиционной деятельности в целом. В ее задачи входят: улучшение инвестиционного климата в стране, что затрагивает законодательство, налогообложение, государственное управление и экономику в целом, выбор и поддержка развития перспективных отраслей хозяйства, определение приоритетных отраслевых и региональных направлений вложения иностранных инвестиций, обеспечение конкурентоспособности российской продукции, поддержка иностранных и отечественных инвестиций в развитие экспортного производства, поддержка развития малого и среднего бизнеса и другие. Решение этих задач должно способствовать притоку иностранного капитала в российскую экономику.

Читайте также  Представитель в китае по инвестициям

Основными направлениями эффективной политики для привлечения инвестиций являются формирование стабильной нормативно-правовой базы, позволяющей регулировать привлечение инвестиций и предпринимательскую деятельность инвесторов; расширение форм привлечения инвестиций в экономику; укрепление отечественной валюты, стабилизация российского рынка ценных бумаг; организация системы информационного, маркетингового и консалтингового обеспечения инвестиционных программ и проектов; учреждение различных организационно-правовых структур для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, венчурных фондов, лизинговых фондов; создание условий для возврата, вывезенного из России капитала; а так же развитие системы гарантий, защиты и страхования отечественных и иностранных инвестиций, системы залоговых операций на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Одним из важнейших направлений государственной инвестиционной политики является обеспечение законодательно закрепленных механизмов государственных гарантий иностранных инвестиций, вкладываемых в российскую экономику. Система государственных гарантий возвратности кредитов может способствовать привлечению отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики с одновременным регулирование им доступа. Необходимость системы гарантий с участием государства обусловлена неблагоприятным состоянием основных участников кредитно-гарантийных операций — предприятий и банков. Так, малые и средние предприятия в основном не обладают достаточным имуществом и ресурсами, которые они могут предоставить в залог под кредит. Часто и крупные государственные предприятия ограничены в гарантоспособности, предусмотренной существующим законодательством. Кредитные ставки слишком высоки, а их частное и непредсказуемое изменение затрудняет планирование деятельности предприятий даже на ближайшую перспективу. Банки не заинтересованы работать с малыми и средними предприятиями, поскольку велики накладные расходы, а доходы в расчете на одного заемщика незначительны. Для банков предпочтительнее кредитование крупных предприятий по причине увеличения соотношения между доходом в расчете на одного крупного заемщика и накладными расходами. В связи с этим задача государства — создавать условия для кредитования банками и инвесторами малых предприятий: предоставлять государственные гарантии возвратности кредитов, т. е., разделяя с кредитором риски, государство осуществляет привлечение инвестиций и кредитных средств в сферу малого предпринимательства. Следует так же отметить, что разработанная правительством инвестиционная политика может быть эффективной, если для ее реализации созданы необходимые условия, включая наличие полной и доступной информационной системы, коммуникационной стратегии, консалтингового обеспечения и соответствующей системы финансовых инструментов, необходимых для иностранного инвестора. Привлечение иностранных капиталовложений в российскую экономику могло бы способствовать наличие налоговых льгот, финансовая помощь государства, современные технические и оперативные условия для иностранных компаний. Одной из проблем государственной инвестиционной политики в России является неравномерное распределение иностранных инвестиций по отраслям экономики и регионам. В отраслях, в которые уже привлекаются иностранные инвестиции вследствие их высокого потенциала, использования специальных побудительных механизмов не требуется. В то время как развитие приоритетных отраслей(отраслей с высоким экспортным потенциалом: космические технологии, авиация, транспортное оборудование, химическая, пищевая и обрабатывающая промышленность; а так же отрасли, необходимые для всей экономики: биотехнологии для медицинского и сельскохозяйственного применения и информационные технологии) напрямую может зависеть от наличия соответствующих условий. Что касается положения с притоком иностранных инвестиций в регионы Российской Федерации, то здесь наблюдается еще более сложная ситуация, учитывая их крайне неравномерное социальное экономическое развитие, различные природно-климатические условия и многие другие факторы, которые могут оказывать положительное или отрицательное влияние на намерения иностранных инвесторов относительно принятия решения о возможности и целесообразности капиталовложений в тех или иных регионах России. Кондратьев В. С. Особенности инвестиционной модели развития России. М.: ФОРУМ, 2011.- С.63.

Необходимо вновь вернуться к доступу иностранных инвесторов к информации о текущей деятельности правительства РФ, региональных властей, а так же информации о приоритетных инвестиционных проектах, имеющих реальные гарантии и льготное налогообложение. Основным средством доведения информации до инвестора должна стать коммуникационная система, которая будет способствовать закреплению благоприятного имиджа России как места размещения инвестиций и росту доверия российских и иностранных инвесторов. В этом плане могли бы положительную роль сыграть общероссийские государственные выставки приоритетных инвестиционных проектов с открытым доступом; проведение информационных семинаров по вопросам привлечения иностранных инвестиций. В дополнение к информационной и коммуникационной системам может положительную роль сыграть хорошо организованная эффективная консалтинговая сеть, включающая внешние консультативные организации, расположенные в стране получателе иностранного капитала. Основная функция этих организаций — проведение проектного и постпроектного консультирования, побуждающего иностранных инвесторов вкладывать капиталы в реальный сектор российской экономики. Для поддержки и финансирования соответствующего инвестиционного проекта существует разработка системы финансовых инструментов, основанных на конкурентоспособных условиях кредитования. Это, в свою очередь, позволит России привлечь иностранные производственные технологии, участвовать в совместных предприятиях и проектах научно-технического сотрудничества. В этом плане основными инструментами финансирования являются: эмиссия акций и облигаций на российском рынке капиталов, лизинг и внешние займы. Разработка и реализация информационной, коммуникационной, консалтинговой систем, а также системы финансовых инструментов, как основы эффективного механизма реализации государственной инвестиционной политики, позволит России осуществлять согласованную и тщательно продуманную политику привлечения иностранных инвестиций с учетом национальных приоритетов и на основе создания благоприятного инвестиционного климата при обязательном условии соблюдения собственных экономических интересов. Современная государственная инвестиционная политика направлена на определение и поддержку приоритетных отраслей российской экономики и регионов. Такими приоритетными областями привлечения иностранных инвестиций являются: освоение невостребованного научно-технического потенциала и развитие наукоемких производств, наращивание экспортного потенциала, обеспечение импорто-замещения, насыщения внутреннего рынка продукцией потребительского назначения, развитие агропромышленного комплекса. В условиях наличия невостребованного научно-технического отечественного потенциала особое значение имеет привлечение иностранных инвестиций в развитие и поддержку российских научно-исследовательских институтов, на обновление их материально-технической и экспериментальной базы. Для привлечения капитала в отрасли с высоким экспортным потенциалом требуется специальные меры государственной поддержки, направленные на поощрение иностранных и отечественных инвестиций в развитие экспортного производства. В этом плане достаточно эффективным является создание совместных предприятий с участием иностранного капитала, что может способствовать вовлечению российских предприятий в мирохозяйственные процессы. При этом необходимо отметить, что одним из важнейших критериев расстановки отраслевых приоритетов привлечения иностранных капиталовложений является непосредственная поддержка тех отраслей, которые обладают хорошими потребительскими перспективами, но рыночная доля которых пока недостаточна по причине большого объема импорта продукции этих отраслей при наличии неплохо развитого и вполне конкурентоспособного на внутреннем рынке отечественного производства. Что касается возможных перспектив привлечения иностранных инвестиций в регионы России, то здесь необходимо учитывать их специфические особенности. В этой связи следует иметь в виду, что в России имеются три типа регионов, каждый из которых имеет свою специфику: это трудоизбыточные районы Ставропольского и Краснодарского края, Ростовской области; моноотраслевые и депрессивные районы почти всей зоны Севера; а также центры сосредоточения огромного топливно-энергетического комплекса и добывающей промышленности Восточной Сибири; Архангельской, Тюменской областей; и высокоразвитые, с мощным научно-техническим потенциалом регионы Центра, юга Сибири и Дальнего Востока. Для привлечения иностранных инвестиций в эти регионы целесообразно применять государственную политику стимулирования иностранных инвестиций, сочетающую предоставление льготных налогов, кредитов для создания рабочих мест и стимулирования предпринимательской деятельности. А так же государственную политику следует направлять на создание благоприятного режима для иностранных инвестиций за счет использования ускоренной амортизации. Чапек М. В. Инвестиционная привлекательность экономики России. Спб.: Феникс, 2010.- С.80.

Читайте также  Как привлекать прямые инвестиции в регионы

Определяя региональное направление приложения капитала, иностранный инвестор в первую очередь оценивает такие факторы, как наличие водных ресурсов и возможностей по очистке стоков, обеспечение электроэнергией, наличие сырьевой базы, инфраструктура и легкость доступа на основные рынки, материально-техническое снабжение, транспорт и коммуникации, наличие квалифицированных кадров, трудовые отношения и законодательство, сбытовые системы, близость к рынкам сбыта. В связи с этим государственные и научно-исследовательские учреждения используют статистические данные и достоверную информацию о достоинствах и недостатках основных регионов России, что может позволить правительству определить приоритетные региональные направления привлечения капитала, а иностранному инвестору принять наиболее эффективное решение о вложении средств. Иностранный инвестор, вкладывая свой капитал, естественно, стремится занять свою достойную нишу на российском рынке, который характеризуется огромной потребительской емкостью. Постоленко М. Л. Управление внешнеэкономической деятельностью в России. М: ФОРУМ, 2012. — С.348.

Следовательно можно сделать вывод, для сочетания интересов сторон в рамках государственной инвестиционной политики разрабатывается соответствующая целенаправленная стратегия привлечения иностранных инвестиций, которая призвана способствовать реализации потенциала российской экономики и разработке природных ресурсов страны для внутренних потребностей производства и населения. Не мало важным является сочетание национальных интересов и потребностей развития России, поскольку это создает благоприятные условия для повышения уровня жизни населения, развития отечественного производства и экономического роста России в целом. Реализация основных направлений государственной инвестиционной политики позволит создать эффективный механизм привлечения иностранного капитала в российскую экономику.

Российское государство для выполнения функции регулирования иностранного капитала использует как экономические, так и административные методы воздействия на экономику путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов, разработки и реализации инвестиционной политики, выработки мер, направленных на улучшение инвестиционного климата.

Привлечение инвестиций

В финансовом мире стало неотъемлемым и основополагающим локомотивом для роста и развития любой коммерческой компании.

Как привлечь инвестиции?

Существуют два основных и наиболее распространенных способа для привлечения инвестиций.

Первый способ, это привлечение инвестиций непосредственно в уставный капитал организации. Это когда инвестор приобретает акции конкретной компании и становится её акционером. При этом прибыль, которую он получает, напрямую зависит от успешной деятельности этой организации. Доход, получаемый инвестором, может быть в виде дивидендов, либо в виде чистой прибыли после продажи своей доли.

Также стоит отметить, что вкладывая в уставный капитал, инвестор может быть двух видов, а именно финансовым и стратегическим.

Различия между этими инвесторами в их целях.

Финансовый инвестор преследует исключительно финансовые цели, то есть получение максимально возможной прибыли при установленных уровнях риска.

Стратегический инвестор ставит перед собой совершенно иные цели. Основная его цель это участие в менеджменте компании, в принятии управленческих решений. Достигает он этих целей путем приобретения значительной доли акций организации, либо её контрольного пакета.

Второй способ, это привлечение инвестиций в виде займов, кредитов и других долговых обязательств. В этом случае инвестор не становится акционером компании, а наоборот, он является её кредитором. Средства, вложенные в организацию, являются долговыми, и прибыль инвестора обеспечивается в виде процентов за пользования вложенными им средствами.

Привлечение иностранных инвестиций

Изучая данный вопрос, практически каждый инвестор согласится с тем мнением, что без законодательного закрепления отношений между иностранным инвестором и государством привлечение иностранных инвестиций практически бесполезно из-за возможных высоких рисков.

Стоит сказать, что иностранный инвестор в первую очередь смотрит на следующие финансовые показатели, а именно

  • деловая репутация и кредитная история
  • денежные потоки
  • доля собственного капитала
  • дополнительное обеспечение

Основные факторы, стимулирующие привлечение иностранных инвестиций

  • потенциал экономического роста страны
  • период окупаемости вложенных инвестиций
  • уровень конкуренции на финансовых и торговых рынках страны, стратегия развития экономики, уровень развития инфраструктуры, а также технологические и производственные возможности страны.

Формы привлечения иностранных инвестиций

  • заемные средства (кредиты, займы и т.п.)
  • благотворительная и спонсорская поддержка
  • собственные средства и внутрихозяйственные ресурсы
  • привлеченные средства (от продажи ценных бумаг и т.п.)
  • прямые вложения (оборудование, ресурсы, материалы и т.п.)

(Пока оценок нет)

Источники: http://works.doklad.ru/view/eqfbCSpxHik/9.html, http://studwood.ru/1338145/ekonomika/privlechenie_inostrannyh_investitsiy_rossiyskuyu_ekonomiku, http://investicii-v.ru/privlechenie_investicij/

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос