Особенности инвестиций в малом предпринимательстве

Опыт организации инвестиций для малого предпринимательства в экономически развитых странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Далакова Л. М.

Малое предпринимательство является большим сегментом экономики в большинстве высокоразвитых стран, равно как и существенным фактором их дальнейшего развития. Успех этого в значительной степени связан с эффективной организацией инвестиций для малого бизнеса, которые в разных странах имеют свои особенности, но общий принцип.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Далакова Л.М.,

Experience of the organization of investments for small business in economically developed countries

Small business is the big segment of economy in the majority of the advanced countries and is the essential factor of their further development. The success of it is substantially connected with the effective organization of investments for a small-scale business which in the different countries has the features, but the general principle.

Текст научной работы на тему «Опыт организации инвестиций для малого предпринимательства в экономически развитых странах»

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

Грозненский государственный нефтяной технический университет им. М.Д. Миллионщикова,

Малое предпринимательство является большим сегментом экономики в большинстве высокоразвитых стран, равно как и существенным фактором их дальнейшего развития. Успех этого в значительной степени связан с эффективной организацией инвестиций для малого бизнеса, которые в разных странах имеют свои особенности, но общий принцип.

Ключевые слова: инвестиции; малое инновационное предпринимательство; малые предприятия.

Small business is the big segment of economy in the majority of the advanced countries and is the essential factor of their further development. The success of it is substantially connected with the effective organization of investments for a small-scale business which in the different countries has the features, but the general principle.

Keywords: investments; small innovative business; small enterprises.

Коды классификатора JEL: D92, G11, L26.

Малое предпринимательство в большинстве экономически развитых стран мира является важнейшим элементом национальной экономики. Это связано, прежде всего, с эффективной организацией инвестиционного процесса в эту сферу предпринимательской деятельности. При развитии малого предпринимательства в инновационной сфере важным является оптимальное сочетание форм и методов государственного регулирования с использованием рыночных рычагов и стимулов развития научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства в целом. Достаточно упомянуть, что на 1000 российских граждан приходится примерно около 6 предпринимателей, в то время как в странах-членах ЕС их не менее 30. В России доля малых фирм в общем числе всех предприятий составляет только лишь 30%, в странах ЕС предприятия малого бизнеса составляют около 90% от общего числа предприятий [4, с. 64].

Развитие малого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Некоторые страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок. Если проследить темпы развития малых предприятий в этих странах, то видна зависимость развития всей экономики в целом. В связи с этим, важная роль отводится мероприятиям государства по созданию благоприятных условий для развития малого предпринимательства.

Типичные трудности, с которыми сталкивается частный предприниматель в Европе, состоят в: недостатке стартового капитала, отсутствии четкого бизнес-плана, незнании законов, рыночной конъюнктуры и т.д. Поэтому в странах ЕС государство оказывает начинающим предпринимателям как финансовую, так и консультативную помощь в создании малых предприятий, организует их обучение. Более того, в Дании, например, за безработным, открывшим собственное дело, в течение 3 лет сохраняется пособие по безработице.

Все государства ЕС, используя различные рычаги, помогают малому и среднему бизнесу получить доступ к источникам финансирования. Некоторые страны основное внимание уделяют обеспечению гарантий займа. Однако в большинстве государств Запада создаются особые резервы для поддержки малого и среднего бизнеса, которые используются для предоставления инвестиций субсидий, льготных займов, а также фискальных льгот и дотаций. Все страны ЕС, так или иначе, смягчают налоговое бремя для малого и среднего предпринимательства [11, с. 53]. Например, в Великобритании для малых фирм применяются пониженные ставки налога на доходы и налога на инвестиции в новые сферы малого бизнеса, в том числе связанные с высоким уровнем риска [6, с. 92].

Значительная роль в стимулировании развития малых фирм Великобритании принадлежит бюджетной политике правительства. Большое значение для малого бизнеса страны имеют программы оказания финансовой помощи: «Схема грантов», «Агентства помощи предприятиям местного значения», которые осуществляют финансовую поддержку мелких фирм на региональном уровне [14, с. 102].

С целью повышения квалификации служащих и менеджеров малых предприятий применяется практика субсидированных тренингов (Германия, Ирландия) или предоставления льгот при осуществлении программ обучения сотрудни-

© Л.М. Далакова, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

ков (Бельгия, Франция), а также открытие специальных бесплатных курсов тренинга и обучения взрослого населения (Дания, Великобритания).

Активная поддержка малого и среднего бизнеса западными государствами объясняется не их благотворительными намерениями, а тем, что именно малые хозяйственные структуры, обеспечивающие формирование конкурентной среды и способствующие сокращению безработицы, рассматриваются сейчас как локомотив экономического развития большинства стран мира [3, с. 4].

В таких странах как Бельгия, Франция и Нидерланды малому и среднему бизнесу предоставляется рисковый капитал. При этом правительства этих стран гарантируют компенсацию возможных убытков венчурных фондов [8, с. 138].

В Германии основателям новых малых фирм предоставляются кредиты на срок до 20 лет. Кроме этого и правительство из бюджета выделяет средства на создание новых малых предприятий. Субподрядные контракты дают возможность малым фирмам получать доступ к «ноу-хау» крупных корпораций [13, с. 12].

Малый бизнес Германии один из самых активно развивающихся секторов экономики. Финансовая и технологическая поддержка предприятий малого бизнеса оказывается на всех уровнях ветвей власти.

Программы содействия развитию малого бизнеса Германии предусматривают приоритетную поддержку, прежде всего, наукоемких отраслей производства. Льготное кредитование малого бизнеса со стороны государственных органов финансирования включает в себя следующие направления:

кредитование малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную деятельность;

^ кредитование проектов, направленных на сохранение и улучшение благоприятной экологической обстановки, связанных с охраной окружающей среды;

кредитование малых предприятий, участвующих в развитии отсталых экономических регионов Германии; кредитование предприятий, занимающихся строительством и решением жилищных проблем; проектное финансирование предприятий, занятых в отраслях, наиболее нуждающихся в коренной модернизации производства [9, с. 76].

Если в каком-нибудь деле на постоянной основе задействовано не более девяти наемных работников, а его годовой доход не превышает 700 тыс., это называется малым семейным предприятием (МСП). Таковых в ФРГ насчитывается сейчас почти 3,5 млн. 20 млн. работающих в МСП — это почти 70% всего занятого населения страны. Именно эти люди дают в казну 41% всех налоговых отчислений и производят половину всего ВВП [10].

80% компаний — это малые фирмы, на которых задействовано более 70% работоспособного населения страны. Ежегодно на территории ФРГ возникает не менее 300-500 новых венчурных фирм. На долю малых компаний в Германии приходится до 60-70% всех зарегистрированных патентов и открытий.

Каждый коренной житель страны, желающий организовать собственное дело, может легко получить льготный кредит в размере до 50 тыс. Государственный кредит выдается через ряд коммерческих банков сроком на 20 лет. При этом бизнесмен в течение первых 2 лет пользуется денежными средствами безвозмездно — не гасит ни саму задолженность, ни проценты по ней. Затем еще 8 лет он вносит в банк только льготные проценты — до 4-5% годовых за пользование займом. А саму сумму нужно будет покрывать только на одиннадцатый год с момента ее получения. При этом проведение исследований и научных работ в определенных областях безвозмездно компенсируется правительством в размере до 40 тыс. [10].

Можно с уверенностью сказать, что сегодняшние малые немецкие компании — это самая настоящая кузница кадров. 75-80% выпускников вузов предпочитают начинать свою трудовую деятельность именно на малых предприятиях. И не зря: более 80% всех договоров о повышении квалификации с высшими учебными заведениями заключают именно частные предприниматели.

У предпринимателей, благодаря дотациям государства, льготному налогообложению и специальным низким расценкам на аренду офисов, издержки на порядок ниже, чем у крупных компаний. Концерны поняли выгоды малого бизнеса и стали дробиться. В Германии сегодня и не разберешь, где действительно малая фирма, а где малая компания — официальная часть крупного холдинга.

Читайте также  1000 идеи для бизнеса с бизнес планами

Государству это стало выгодно. Благодаря дроблению крупных компаний на мелкие, расходы последних значительно ниже, и они становятся крайне привлекательными для иностранных инвестиций. Последние годы ознаменовались серьезными американскими, шведскими и даже японскими инвестиционными вложениями в научно-исследовательские малые фирмы ФРГ. Ежегодно из-за рубежа на НИОКР привлекается не менее $250-270 млрд. [5].

Малые компании постоянно стремятся к снижению собственных расходов. Так, в Европе, а особенно в Австрии и Германии, огромным спросом пользуются почасовые офисы.

Еще один немецкий феномен — «предприниматели-совместители». Те, кто не очень загружен основной работой на крупной компании, организуют собственный малый бизнес. Это особенно распространено у юристов, бухгалтеров, аудиторов. Есть и крупные концерны, которые позволяют своим сотрудникам постоянно трудиться дома.

В Испании существует множество программ поддержки и развития малого предпринимательства. Правительство страны уделяет большое внимание субъектам малого предпринимательства, принимающим активное участие в социальной политике страны путем создания дополнительных рабочих мест для социально незащищенных граждан, таких как студенты, женщины, эмигранты и т.д., а также способствует развитию регионов с низкими экономическими показателями.

Правительство Испании большое внимание уделяет развитию наукоемких отраслей и научных достижений. Государство содействует поддержке малого предпринимательства, создавая большое количество различных организаций и фондов. Такие организации делятся на две группы, в которые входят общества по поддержке малого предпринимательства на территории стран Евросоюза. К первой группе относятся общества взаимного гарантирования. Данные предприятия предоставляют гарантии для кредиторов с целью получения кредитов для развития малого бизнеса, предоставляя свою собственность для залога или выступая поручителями. Вторая группа включает в себя общества взаимного финан-

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

сирования, которые финансируют, инвестируют и предоставляют субсидии для субъектов малого предпринимательства. В данную группу входит Государственный институт официального кредитования Испании [10].

К положительным сторонам развития малого предпринимательства в Испании относится низкий уровень бюрократии. Для регистрации малого предприятия и получения лицензии предприниматели тратят не более 24 ч. Такие же условия распространяются и на иностранцев, в результате они принимают участие в развитии малого предпринимательства страны.

Содействие развитию малого бизнеса в США входит в компетенцию специальной государственной организации -Администрации по делам малого бизнеса (АМБ), созданной Конгрессом США в 1953 г. [2, с. 48].

В соответствии с федеральными программами поддержки малому бизнесу предоставляются прямые и гарантированные займы. Другой мерой поощрения частной инициативы являются налоговые и амортизационные льготы [11, с. 55].

На сегодняшний день в США зарегистрировано более 20 млн. малых компаний, причем ежегодно открывается еще не менее 1 млн новых. Каждая третья американская семья занята в малом бизнесе. В целом же компании со штатом до 100 человек обеспечивают рабочими местами более половины трудоспособного населения США. Некоторые американские учебники по предпринимательству утверждают, что до 20% малых фирм США начинают с $1000-5000. И более половины из них менее чем за 2-3 года перемещается в строки компаний с ежегодным доходом более $1 млн.

Согласно статистическим данным ассоциации малого бизнеса США, более половины успешно и быстро развивающихся компаний создавались на базе офиса на дому, при этом их стартовые затраты не превышали $25 000.

В Америке процветают венчурные фонды — компании, которые на собственный страх и риск, без вероятности вернуть вложения, финансируют новые, в том числе сомнительные проекты. Ежегодно американские венчурные фонды обеспечивают местных предпринимателей не менее $36 млрд [10].

Еще одна специфика малого бизнеса Америки — широкое распространение франчайзинга. Еще в середине XIX века здесь развернули свои франчайзинговые сети такие компании, как «Зингер» и «Дженерал моторс». На сегодняшний день, согласно оценкам Международной ассоциации франчайзинга, в США действуют более 2000 франчайзеров и приблизительно 600 000 получателей франшизы.

В отличие от Западной Европы и России, в США малая компания выглядит довольно крупно. Малым предприятием, в зависимости от того, в какой отрасли оно работает, может называться компания с числом сотрудников от 1 до 1500 чел., а годовой оборот не превышает $15 млн [10]. Поэтому малой компанией в США может быть и бакалейная лавка, и компания по добыче и переработке нефти.

За время существования Структуры Американской администрации поддержки малого бизнеса 20 млн. малых предприятий США получили прямую либо косвенную поддержку [7, с. 72]. Текущий портфель программ поддержки оставляет 340 000 ссуд субъектам малого предпринимательства на сумму более $49 млрд. Главная задача структуры — выступать в роли гаранта кредита малым предприятиям перед банком. Как правило, такие гарантии необходимы в трех случаях: если предприятие берет кредит на старте и не имеет кредитной истории; если заемщик нуждается в долгосрочной ссуде, срок которой превышает внутренние кредитные требования банка; при условии выдачи ссуды на вид деятельности, неизвестной кредитору [15, с. 93].

При этом в структуре действуют три разные программы кредитования: для пополнения оборотного капитала малых предприятий, для покупки земли имущества и оборудования и программа микрокредитования. По первым двум программам предприятие получает ссуду в банке. Со своей стороны SBA выступает гарантом кредита. В программе микрокредитования схема иная — ссуда в объеме не более $750 тыс. федеральных средств выдается структурой посреднику, распределяющему более мелкие суммы на кредитование малых предприятий [12, с. 17]. Главные требования к посреднику следующие — это должна быть некоммерческая, но профессиональная в области финансирования организация с опытом работы микрокредитования не менее года, организация должна оказывать не только финансовую, но и консалтинговую помощь предприятиям.

Число неплательщиков, как правило, составляет не более 6% от общего числа заемщиков. В программе микрокредитования эти показатели еще лучше — менее 6% МП не платят посредникам и менее 2% посредников не платят SBA [10]. Но главное — прозрачность работы структуры, как при выборе микрофинансовой организации, так и при выяснении причин, по которым происходит сбой в работе организации посредника. Кроме того, структура предполагает строгую финансовую отчетность и контроль над эффективным использованием выделяемых из бюджета средств.

Все реализуемые в рамках программы решения контролируются независимыми инспекторами, которые формально работают в SBA, но независимы от структуры администрации. Поэтому, обнаружив любое нарушение, они могут незамедлительно направить запрос непосредственно в Конгресс США или президенту Америки.

Японский опыт поддержки и развития МСП отличается высоким уровнем государственного влияния на основные процессы реформирования экономики страны. За короткий исторический период Япония вошла в число лидеров мировой экономики, обладая весьма ограниченными природными ресурсами. В значительной мере это было достигнуто благодаря целенаправленной государственной политике, ориентированной на всемерную поддержку и развитие МСП. Успешность реформирования японской экономики во многом определялась быстротой и адекватностью реакции государственных органов управления на изменения, происходящие на глобальных и внутренних рынках. Учитывая высокую значимость сектора МСП в экономике страны, особое внимание в процессах реформирования всегда уделяется совершенствованию взаимодействия государственных, региональных и местных органов власти с разветвленной инфраструктурой поддержки МСП.

Государство поддерживает малые и средние предприятия, предоставляя услуги в сфере консалтинга, рекламы, подбора кадров, оказывая организационную помощь.

После финансового кризиса 1997-1998 гг., который был в Южной Корее и в других странах Азии, правительство страны обратило внимание на малое предпринимательство, осознав их роль в развитии экономики [1, с. 121].

После завершения финансового кризиса правительство начало поддерживать некоторые малые и средние предприятия, погасив часть их кредитной задолженности. С помощью поддержки правительства Южной Кореи были созданы спе-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

TERRA ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

циальные ассоциации, инвестиционные фонды и научно-технические центры, которые ориентировались на субъекты малого предпринимательства. Банки начали активно предоставлять кредитные средства малым предприятиям. Произошла смена направлений малого предпринимательства из аграрной, пищевой промышленности на развитие инновационного и наукоемкого производства. Благодаря росту количества малых предприятий произошло уменьшение уровня безработицы, пополнение бюджета страны и увеличение ВВП [16, с. 42].

Как следует из вышесказанного, государственные и негосударственные механизмы поддержки играют важную роль в развитии малого предпринимательства. Следует анализировать зарубежные формы поддержки с целью использования их в отечественных условиях. Необходимо расширить принятие комплексных государственных мер по стимулированию создания малого предпринимательства в разных отраслях, что окажет существенное влияние на увеличение доли поставляемой на рынок высокотехнологичной продукции и формирование национальной инновационной инфраструктуры, развитие которой на современном этапе является важной задачей.

1. Андрианов В.Д. Финансово-промышленные группы Южной Кореи и перспективы их инвестиционного сотрудничества с Россией. Проблемы Корейского полуострова и интересы России // Материалы 2-ой научной конференции. М., 1998.

2. Бадей Г.П., Быкова Т.П., Наумович Н.К., Невиак Свен-Олаф, Тарасевич Ж.К., Шерснева С.П. Поддержка малого бизнеса как фактор активизации предпринимательской деятельности в регионах. Современные финансовые и иные механизмы. Справочноаналитический материал. Минск, 2010.

3. Германович Г.В. Критерии малого и среднего бизнеса: опыт зарубежных стран и предложения по их оценке в Республике Беларусь // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. Минск, 2003. № 12.

4. Гринберг Р.С. Государственная поддержка малого предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы. М.: Наука, 2006. 258 с.

5. Два лица немецкого малого бизнеса // ИА «Альянс Медиа» // http://serbia.aUbusiness.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=4.

Читайте также  Идеи для бизнеса в малом населенном пункте

6. Дьячкина Л. Малый и средний бизнес Великобритании // Проблемы теории и практики управления. М. 2006. № 3.

7. Зайцев О. Программы микрокредитования в США // Банковская практика за рубежом. Киев. 2006. № 2.

8. Крутик А.Б., Горенбургов М.Д. Малое предпринимательство и бизнес — коммуникации: учеб. пособие. СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса, 1998. 295 с.

9. Ложкин О.Б. Формула эффективности бизнеса. М.: МГУП, 2006. 150 с.

10. Малый бизнес: зарубежный опыт // ТПП-Информ // http://www.nisse.ru/business/article/article_1141.html.

11. Найденов Н.Д., Найденова Т.А., Воронцов Е.В. Государственная и общественная поддержка малого предпринимательства в регионе (на примере Республики Коми): монография. Сыктывкар, 1999. 99 с.

12. Поддержка малого бизнеса в США // Бизнес-Пресс: ежеквартальный информационный бюллетень Липецкой торговопромышленной палаты. Липецк- 2008. № 1.

13. Саал Т. Анализ и тенденции развития малых инновационных предприятий промышленности: автореф. дис. . канд. наук: 08.00.05. М.: МАЭП, 2011. 25 с.

14. Сорокина В. Малый бизнес по-британски // МЭМО. М., 1996. № 9.

15. Судакова Н.А. Американские индивидуальные предприятия: современное состояние и организация // США. Канада. Экономика — политика — культура. М. 2008. № 5.

Реферат: Совершенствование структуры инвестиций в малом предпринимательстве

На правах рукописи

ГАЙДАРЛЫ Анна Александровна

ИНВЕСТИЦИЙ В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Специальность 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями и инвестиционной деятельностью)

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Работа выполнена на кафедре конкретной экономики и финансов Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

^ Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Cуслов Иван Фёдорович

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Злобин Борис Константинович

кандидат экономических наук

^ Горлицын Валерий Борисович

Ведущая организация Московский гуманитарный универститет

Защита состоится 31 мая 2007 года в 16.00 часов на заседании диссертационного совета по экономическим наукам Д 502.006.05 в Российской академии государственной службы при Президенте РФ по адресу: 119606, Москва, проспект Вернадского, 84, 1-й учебный корпус, ауд. 3304.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Российской академии государственной службы при Президенте РФ (1-й учебный корпус, каб. 914).

Автореферат разослан 28 апреля 2007 года.

^ Ученый секретарь
диссертационного совета Р.А. Чванов
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы диссертационного исследования. В рыночно развитых странах на рубеже двух столетий малые формы предприятий заняли весьма заметное место в решении экономических и социальных проблем и приросте валового внутреннего продукта. В России этому сектору также начали уделять внимание с середины 80-х годов минувшего века, а к середине 90-х годов его доля достигла 11-12% в структуре занятости населения и структуре валового внутреннего продукта. Однако за истекшее десятилетие не наблюдается существенного роста инвестирования и, стало быть, развития малых предприятий. В условиях стабилизации макроэкономических показателей роста экономики возрастает социальная направленность функционирования малых предприятий и их инвестирования, что обуславливает необходимость углубленного раскрытия многообразия функций малого предпринимательства и их тесной связи с источниками инвестиций на каждой фазе жизненного цикла. Степень разработанности проблемы. Проблемам малого предпринимательства посвящены многочисленные книги, сборники, разделы и главы в фундаментальных трудах, статьи и выступления в материалах «круглых столов». Эти проблемы раскрывались в работах Быстрякова А.Я., Бусыгина А.В., Буянкиной А.Н., Злобина Б.К., Емельянова А.М., Колесниковой Л.А., Крыловой Е.Б., Лапусты М.Г., Новиковой В.Ф., Румянцевой Е.Е., Спицына А.Т., Хасбулатова Р.И., Фоломьева А.Н., Чичеровой Е.Ю., Яковлева В.М., Ярлыкапова А.Б., ряда отечественных и зарубежных экономистов, которые привлекали к анализу труды Маркса К., Смита А., Энгельса Ф., Шумпетера Й., других классиков экономической науки. Труды, освещающие волнообразность жизненного цикла инвестиций субъектов микроэкономики, в 2004 году были отмечены нобелевской премией.
Однако несмотря на многообразие публикаций по вопросам малых предприятий и малого предпринимательства и улучшения механизма их функционирования в российской экономике в первой половине наступившего десятилетия, уровень и темпы динамики развития остаются невысокими, что сдерживает общий экономический рост в стране и повышение благосостояния населения. Приоритетные национальные проекты развития экономики России предполагают активизацию малого сектора экономики, что обуславливает необходимость анализа динамики структуры финансовых источников инвестирования как важнейшего условия ускоренного развития малого предпринимательства.
Цель диссертационного исследования. Целью настоящего исследования является конкретизация теоретических и практических положений по совершенствованию структуры источников инвестиций в малом предпринимательстве на последовательных фазах жизненного цикла (стартовая фаза, вхождение в нишу рынков, фаза расцвета и нисходящая фаза инвестиционного бизнес-проекта) с выявлением их эффективной взаимосвязи в динамике развития малых форм хозяйствования в российской рыночной экономике.
Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

конкретизировать функции инвестиций в системе малого предпринимательства на разных фазах жизненного инвестиционного процесса и его динамики;

выделить приоритетные на каждой фазе функции инвестирования и их взаимодействие друг с другом;

определить взаимосвязь функций с источниками инвестиций на каждой фазе инвестиционного цикла;

раскрыть финансовые резервы инвестирования в малом предпринимательстве и направления заинтересованности субъектов инвестиционного процесса, задействованных в нем в той или иной степени;

выделить и обосновать актуальные факторы, современные финансовые инструменты и направления роста инвестирования и их воздействия на успешную реализацию как собственных инвестиционных замыслов малых предприятий, так и приоритетных национальных проектов.

^ Объект исследования – инвестиционные процессы в сфере малого предпринимательства в условиях стабилизации экономического роста российской экономики.

^ Предмет исследования – социально-экономические отношения в процессе динамических изменений в структуре источников инвестиций, их места и роли в реализации функций малого предпринимательства на разных фазах жизненного цикла инвестиционного процесса.

^ Теоретико-методологической основой исследование послужили системный и дедуктивно-аналитический подход к раскрытию коренных интересов и движущих сил развития малых предприятий, диалектический метод преодоления противоречий в инвестировании и направлений их разрешения, статистические принципы анализа динамических процессов, сравнительные подходы к выявлению отраслевых особенностей инвестирования с учетом фаз жизненного цикла малых предприятий, а также бюджетирования как планомерно-организующего инструмента инвестиционного процесса, призванного обеспечить реализацию его основных и сопутствующих функций.

^ Научные результаты, полученные автором лично, и их новизна состоят в следующем:

– конкретизированы особенности основных функций инвестиций на разных фазах их жизненного цикла в малом предпринимательстве: организация трудовой самозанятости инвестора-владельца малого предприятия; обеспечение его предпринимательского дохода в процессе осуществления инвестиций в конкретном бизнес-проекте; достижение прибыльности, окупающей инвестиционные вложения в минимально возможные по времени сроки; реализация инновационных и организационно-творческих замыслов, бизнес-идей;

– уточнена специфика сопутствующих функций инвестиций на разных фазах их жизненного цикла в малом предпринимательстве: улучшение условий трудовой занятости, увеличение числа рабочих мест и снижение безработицы в окружающей социально-экономической среде; наполнение потребительского рынка, производственной сферы деятельности товарами, услугами; развитие конкурентной среды, рыночного менталитета и предпринимательской культуры; увеличение доходов муниципальных и региональных бюджетов; эффективное задействование финансовых ресурсов кредитных учреждений в инвестиционных процессах; добровольное соинвестирование в реализации государственных и муниципальных социально-экономических и инфраструктурных проектов.

– раскрыты источники инвестирования малого предпринимательства в аспектах «лёгких» и «длинных» денег с комбинацией оптимальной дешевизны инвестиций как предпосылки их динамики и быстрой окупаемости с учетом возрастающих объемов собственных и заемных ресурсов и различий в их комбинировании на разных фазах жизненного цикла инвестиционного процесса;

– показана возрастающая роль бюджетирования в обеспечении экономичности и ускорении динамики кругооборота и оборота инвестиций, интенсификации инвестиционной деятельности на наиболее эффективных направлениях в процессе корректировки в текущем и среднесрочном инвестировании;

– выявлено усиление негативного воздействия регистрационных условий и налоговой нагрузки на процессы инвестирования в функционировании и развитии малых предприятий, ограничивающие их возможности и реализацию приоритетных национальных проектов в реальном секторе российской экономики.

^ Основные положения, выносимые на защиту:

Раскрытие конкурентного преимущества инвестирования в малое предпринимательство, проявляющееся в более четкой персонификации интересов и мотиваций расширения инвестиций для инициирования и организации личного предприятия, тесной взаимосвязи его функций и функций инвестирования в процессе движения денежных потоков на всех стадиях жизненного цикла инвестиционного процесса в отличие от средних и крупных предприятий, где личные интересы и мотивации учредителей-организаторов проявляются не очень четко, в большей мере опосредованно и в более длительной перспективе; в тоже время малые предприятия уступают последним в масштабности инвестиций, длительности их жизненного цикла с меньшей конечной окупаемостью капитальных вложений, в горизонтах стратегического инвестирования индустриально-инновационной направленности;

Доказательства необходимости, особенно на стартовой фазе, тесного взаимодействия при инвестировании в малое предпринимательство ресурсов государственного и местно-муниципальных бюджетов путем расширения льготного кредитования и аренды производственных помещений, предоставления налоговых каникул, ускоренного создания «инкубаторов» и «технопарков», а также улучшения инвестиционного микроклимата в целях привлечения инвестиционных ресурсов и снижения административно-бюрократических издержек освоения инвестиций на стартовой стадии;

Раскрытие источников инвестиций в малом предпринимательстве с учетом «лёгких» и «долгих» денег в комбинации собственных, привлеченных и заемных средств на разных этапах жизненного цикла инвестиционного процесса;

Обоснование возрастающей роли бюджетирования как планомерно-организующего финансового инструмента в ускорении кругооборота и оборота инвестиций в воспроизводственном процессе на расширяющейся основе рентабельной деятельности и возрастающем росте заработной платы наемного персонала и вовлечения его в соинвестирование.

^ Практическая значимость диссертационной работы заключается в углубленном исследовании возможных современных источников расширения инвестиций в малом предпринимательстве с учетом интересов, с одной стороны инвесторов, с другой стороны – наемного персонала, с третьей стороны, – государственного и муниципального бюджетов, с четвертой стороны, – интересов всего общества.

Читайте также  Самые новые бизнес идея с минимальными вложениями

^ Апробация работы нашла отражение в практическом участии автора в консалтинговой фирме; в выступлении «за круглым столом» кафедры конкретной экономики и финансов РАГС при Президенте РФ; в авторской книге «Оценка эффективности инвестиционных проектов»; статье «Резервы роста эффективности инвестиций малых предприятий и их роли в преодолении бедности» сборника научных публикаций «Приоритеты преодоления бедности в российском обществе»; статье «The necessity of further research in investment analysis» сборника научных публикаций «Business English in the Business World»; статье «Взаимодействие торгового капитала малых предприятий и фермерских хозяйств в реализации национального проекта «Развитие АПК» журнала «Проблемы экономики»; статье «Торговый капитал малых предприятий в реализации национального проекта «Развитие АПК» журнала «АПК: экономика и управление», статье «Расширение источников инвестиций малых предприятий в процессе реализации национальных проектов» сборника научных публикаций «Россия: приоритетные национальные проекты и программы развития».

Структура диссертационной работы подчинена реализации цели и задачам, сформулированным во «Введении». Содержание исследования изложено на 138 страницах компьютерного текста, включает 21 статистическую таблицу, 6 рисунков. Список использованной литературы содержит 145 источников.

^ II. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ И РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ

1. Развитие малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы, призванного способствовать возрождению конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя собственников и предпринимателей.

В качестве основных приоритетов малого предпринимательства определены: производство и переработка сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники; оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг; строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения; инновационная деятельность.

По данным Госкомстата России количество зарегистрированных малых предприятий (МП) как основной формы малого предпринимательства в России в 1995 г. составляло 880 тыс., 2000 г. – 860 тыс., 2005 г. – 960 тыс.

Кроме малых предприятий в России функционирует около 5 миллионов ПБОЮЛ и индивидуальных предпринимателей, а также 255 тысяч фермерских хозяйств.

Возрождая этот важный сектор экономики, российское общество ожидало достижения двух основных социальных результатов: 1) формирование так называемого среднего сословия – слоя состоятельных людей-собственников средств производства и 2) учреждение предприятий как субъектов налоговых платежей и инвестиций в развитие реального сектора производства товаров и услуг.

Однако масштабы развития малого предпринимательства в России оказались крайне недостаточными, особенно в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой.

В середине века их доля была несколько выше половины, но уже в 1985 г. они составляли уже свыше трех четвертей, в 1990 г. – 81%, а в 1998 г. – 93,5%, что означает весьма широкое присутствие малых форм хозяйствования в экономике. Фактически на каждые три-четыре семьи приходится одна малая фирма, что считается оптимальным. На основе систематизации данных, содержащихся в кратком статистическом обзоре Бюро статистики США, выявляется динамика развития трех основных форм предпринимательства: индивидуальных предприятий, партнерств и корпораций (Таблица 1). Как видно из Таблицы 1, число предприятий выросло за 1990 – 2002 гг., на 31,1% во всех формах в т.ч. в индивидуальных – на 27,8%, партнерских – на 42 и корпоративных – на 41,1%. Но число индивидуальных превысило 26,4 млн. единиц, партнерских 2,2 млн. и корпоративных – 5,2 млн. единиц. Среди них сформировалось тесное взаимодействие, взаимодополнение, ибо они выполняют функции каждая в своей нише. Однако доля в производстве валового дохода составляла лишь 4-6% с тенденцией к снижению, а доля партнерских фирм возросла до 11,7% при стабильно высокой доле корпораций, как основы экономики страны. Первые две формы в основном и формируют фирмы малого и среднего предпринимательства.

Количество предпринимательских единиц и их доходы в США

Лекция 15. Инвестиционная деятельность предпринимателя

Особенности инвестиционной деятельности в предпринимательстве

Вначале отметим, что понятия «финансирование» и «инвестирование» тесно связаны между собой. Если финансирование — это формирование денежных средств, то инвестирование — это их использование. Соответственно предприятию невозможно планировать какие-либо инвестиции не имея источников финансирования.

Инвестиции (от латинского — «вкладывать», «помещать») — долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей. Реализация стратегии предприятия, как правило, связана с инвестициями, особенно если речь идет о стратегиях роста. Под инвестициями понимаются ресурсы, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности для получения прибыли или социального эффекта.

Необходимость инвестиций при реализации стратегии предприятия или предпринимательской деятельности может быть обусловлена различными причинами, которые можно объединить в следующие группы: 1) обновление материально-технической базы, 2) увеличение объемов и масштабов производственно-хозяйственной деятельности, 3) освоение новых видов деятельности и 4) повышение качества продукции. Работа предприятия по формированию и реализации инвестиционных ресурсов называется инвестиционной деятельностью.

Величина инвестиций определяется стоимостной оценкой ресурсов и ценностей, направляемых в предпринимательскую деятельность. Инвестиции могут быть в основные производственные фонды (долгосрочные активы), ноу-хау (нематериальные активы), материалы и оснастку (текущие активы).

Инвестиционные ресурсы представляют собой специфический товар, за пользование которым инвестор взимает плату. Минимальный размер ее эквивалентен доходу от хранения инвестиций на депозитном счете в банке.

Существует следующая классификация инвестиций:

По объекту инвестиций:

  • · Реальные (капиталообразующие) — долговременные вложения средств в производство, связанные с приобретением реальных активов;
  • · Портфельные (номинальные) — вложение средств в ценные бумаги, в долю (пай) другого предприятия, выдача за счет собственных средств кредита. Портфельные инвестиции — чаще всего краткосрочные финансовые операции;
  • · Интеллектуальные — вложение средств в подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров (человеческий капитал), в рекламу, в исследования и разработки (инновации), социальные мероприятия.

По связи с процессом воспроизводства, т.е. направленности действий:

  • · Нетто-инвестиции — начальные инвестиции, осуществляемые при создании или покупке предприятия, а также в расширение производственного потенциала (экстенсивные инвестиции);
  • · Реинвестиции — средства, направленные на восстановление изношенных и выбывших фондов. К ним относятся:

инвестиции на замену, в результате которых имеющиеся объекты заменяют новыми;

инвестиции на рационализацию оборудования, без изменения производства и качества продукции при одновременном снижении издержек производства;

инвестиции на диверсификацию, связанные с изменением номенклатуры продукции, созданием новых видов продукции и освоением новых рынков сбыта;

инвестиции на обеспечение выживания предприятия в перспективе, направляемые на подготовку кадров, рекламу, охрану окружающей среды.

Брутто-инвестиции состоят из нетто-инвестиций и реинвестиций.

По источникам финансирования:

  • · Собственные источники финансирования. К ним относятся амортизационные отчисления, прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, средства от реализации активов, средства акционеров;
  • · Заемные источники финансирования. Это банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы;
  • · Лизинговые инвестиции в форме финансового, оперативного и возвратного лизинга;
  • · Инвестиции из федерального. республиканского и местного бюджета и внебюджетных фондов;
  • · Зарубежные инвестиции;
  • · Международные инвестиции, состоящие из кредитов Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития и т. д.

По уровню риска

  • · Инвестиции, по которым уровень риска не определяется (замена выбывающих производственных мощностей);
  • · Инвестиции с уровнем риска ниже среднего (на снижение издержек производства);
  • · Инвестиции с уровнем риска выше среднего (производство новой продукции);
  • · Инвестиции с наивысшим уровнем риска (научные разработки и исследования).

Организация и управление инвестиционным процессом

  • · Локальные, осуществляемые в соответствии с решениями об отдельных инвестиционных объектах;
  • · Глобальные, осуществляемые на основе инвестиционных программ.

По субъекта инвестиционной деятельности:

  • · Инвестиции граждан, предприятий негосударственных форм собственности;
  • · Государственные инвестиции;
  • · Иностранные инвестиции;
  • · Совместные инвестиции.

По виду (предмету) инвестиций:

  • · Материальные (движимое и недвижимое имущество, имущественные права, включая право владения землей и природными ресурсами);
  • · Финансовые (денежные средства, права на участие в делах других фирм, долговые права);
  • · Нематериальные инвестиции (опыт и знания специалистов, патенты, авторские права т. д.).

Эффективность любой страны, любого предприятия во многом зависит от уровня и характера инвестиционной деятельности. Для того чтобы инвестиции были высокоэффективными, необходимо соблюдать следующие принципы.

Принцип предельности эффективности инвестирования, т.е. эффективность каждого последующего вложения средств снижается и при определенном уровне инвестиций они становятся невыгодными. Предельную эффективность инвестирования предопределяют: ограниченный потенциал сельскохозяйственных культур и животных, насыщение рынка товарами, покупательная способность населения и др.

Принцип «замазки» — свобода принятия решений должна сменяться все большими ограничениями в ходе их реализации.

Принцип сочетания материальных и стоимостных оценок эффективности капиталовложений. В основе этого принципа находится учет и сочетание как технической стороны, так и стоимостной.

Принцип адаптации к новой инвестиционной среде. В природе и обществе все находится в движении, поэтому в период от решения инвестирования проекта до его практической реализации и окупаемости необходимо учитывать изменения отдельных аспектов среды инвестирования.

Принцип мультипликатора основывается на взаимозависимости отраслей, т. е. все отрасли в народном хозяйстве в той или иной степени взаимозависимы между собой, поэтому изменение в одной отрасли оказывает влияние на другие по мере их корреляционной связи.

Q-принцип учитывает зависимость между оценкой на рынке и реальной восстановительной стоимостью активов. Зависимость спроса и предложения на рынке по видам продукции определяет эффективность инвестиций в то или иное производство.

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/opyt-organizatsii-investitsiy-dlya-malogo-predprinimatelstva-v-ekonomicheski-razvityh-stranah, http://www.ronl.ru/referaty/raznoe/509761/, http://studwood.ru/1348822/ekonomika/investitsionnaya_deyatelnost_predprinimatelya

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос