Проблема привлечения инвестиций в районе

Привлечение инвестиций в муниципалитеты: лучшие практики

Оптимальные модели разделения функций муниципалитета и региона по формированию инвестиционного климата постарались выработать 20 сентября на мастер-классе «Развитие регионов через развитие бизнеса» , прошедшего в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2014» под эгидой Открытого правительства. Речь идет об инструментах, которые помогают росту предприятий малого бизнеса на местах и создают новые рабочие места, считают участники мастер-класса.

« Деловая Россия» представила собственное исследование практик улучшения инвестиционного климата (работа с инвесторами, экономическая эффективность, возможность масштабировать опыт на другие муниципалитеты) среди 125 муниципалитетов. Из них выбрано 58 лучших . Они распределены по 1 2 критериям , среди них: стратегия развития территории, методы управления доходами и расходами , взаимодействие с инвесторами по выделению земельных участков, инфраструктура (планирование и общие подходы, способы финансирования развития, муниципальное частное партнерство ), общественный контроль , поддержка инициатив , брендирование территорий , инвестиционный климат.

Например, в Хабаровске с 2006 года принята стратегия развития. Они интегрировали те идеи, которые родились в документе, освоили проектное управление, внедрили бюджетирование, ориентированное на результат, провели мониторинг и актуализацию стратегии. В итоге производство и прибыль выросли в 2 раза, на 70% повысилась производительность труда», — говорит директор Key Partner Владислав Варяник.

В бюджет Ступинского района Московской области за счет открытия крупными компаниями производств за 9 лет было привлечено более 2 млрд долларов . В Ангарске Иркутской области проходит ярмарка социальных проектов. В этом году было представлено 194 проекта, 95 из них получили поддержку — более 7,1 млрд рублей.

Роль муниципалитетов сегодня недооценена, считает губернатор Костромской области Сергей Ситников. Понятный стандарт деятельности муниципалитетов и четкие правила вхождения на рынок позволят существенно увеличить приток инвесторов. Но есть ряд проблем, которые надо решать оперативно . Например , подготовка кадров. Требуются усилия, чтобы научить глав муниципалитетов и население взаимодействовать с инвесторами.

Кадровая проблема для муниципалитетов критически важна. Есть чем заниматься: людей надо учить, нужно искать механизмы для решения кадровых проблем всех муниципалитетов», — отметил мэр Самары Дмитрий Азаров.

Повышение профессионального уровня муниципальных служащих — не единственная проблема, отмечает глава Калининградской области Николай Цуканов. Для привлечения инвесторов необходимо снижать административные барьеры, совершенствовать законодательство по предоставлению мер государственной поддержки и развивать каналы прямой связи с предпринимателями.

Глава муниципалитета — это основа создания благоприятного инвестиционного климата. Он сам должен работать с инвесторами и привлекать их», — дал рекомендацию Николай Цуканов.

В числе основных препятствий для привлечения инвестиций — недостаток средств в местных бюджетах, неразвитость отраслей, непригодное состояние инфраструктуры, плохое качество дорог, дефицит банковских структур и интернет-связи.

Муниципалитет является ключевым звеном, и нужно искать хорошие отношения с ними. Для инвесторов очень важны льготы, сейчас доходность бизнеса падает. Для энергоемких проектов — подключение к электроэнергии. Конечно, хочется взаимодействовать с регионами и муниципалитетами как в Татарстане — там все «в одном флаконе»: земля готова, все готово, ты только платишь деньги», — заявил президент корпорации «ТехноНИКОЛЬ» Сергей Колесников.

Деятельность власти по обеспечению инвестиционной привлекательности обязательно должна содержать элементы открытости, считают участники мастер-класса. Синхронизировать эту работу призван Стандарт открытости региональных органов власти, разработанный на основе федерального стандарта, утвержденного на уровне Правительства. Будет создан стандарт открытости для муниципалитетов, говорил ранее министр по вопросам Открытого правительства. Для успешного внедрения механизмов открытого госуправления на местах в прошлом году Открытое правительство начало реализовывать проект «Открытый муниципалитет ».

Проблемы привлечения инвестиций в современной России

В современных условиях вопрос об инвестиционном имидже в РФ в принципе не ставится или замалчивается, либо позиционируется как далеко не самый актуальный или неотложный вопрос. Распространены также попытки (в основном со стороны различных ветвей российской власти) представить причину не самого лучшего или ухудшающегося инвестиционного имиджа России как «усиление нападок на Россию в связи с укреплением ее самостоятельности, в том числе финансовой, и в международных делах».

Оба таких подхода не являются плодотворными. Не обращать внимания на проблему — не означает, что она исчезнет. Проблема же привлечения иностранного капитала в РФ реально существует. Она заключается в том, что страна привлекает мало прямых иностранных инвестиций по сравнению со своими возможностями.

На протяжении последних лет в рамках Конференции по торговле и развитию (UNCTAD) ООН производится сравнение двух индексов, отражающих распределение по странам реальных и потенциальных притоков прямых иностранных инвестиций.

Сравнивая значения указанных двух индексов, ООН выделяет четыре группы стран. Первая группа включает страны с высокими значениями индексов реальных и потенциальных иностранных инвестиций. Вторая группа характеризуется отставанием реальных от потенциально возможных инвестиций. Третья группа, наоборот, реально привлекает больше инвестиций, чем те, на которые она могла бы рассчитывать исходя из потенциальных возможностей. В четвертой группе низкий реальный приток прямых иностранных инвестиций соответствует низким потенциальным возможностям.

Место страны в той или иной группе показывает и состояние ее «имиджевой» проблемы. Если бы инвестиционный климат, описанный параметрами индекса потенциальной привлекательности поступающих прямых иностранных инвестиций, полностью определял объем реальных инвестиций такого рода, то все страны располагались бы в первой и четвертой группах. Безусловно, каждый случай попадания стран во вторую или третью группу имеет свои специфические причины. Однако, во многих случаях, особенно когда речь не идет о высокоразвитых странах со значительным вывозом собственного капитала, эти причины можно описать в терминах отклонения имиджа страны у потенциальных инвесторов от экономического потенциала страны, привлекающей иностранные инвестиции.

Читайте также  Привлечения инвестиций в отрасли экономики

Положение России, согласно результатам ООН, в группе стран с высоким потенциалом и низким уровнем инвестиций является еще одним свидетельством необходимости проведения работ по улучшению инвестиционного имиджа страны.

В связи с этим важно отметить, что неплодотворна попытка списать все имиджевые проблемы на внешних врагов. Конечно, проблемы с инвестиционным имиджем в ряде случаев продиктованы происками конкурентов, но более серьезная причина заключается в реальных недостатках и проблемах нашей социально-политической и экономической жизни. Мы опять возвращаемся к проблемам инвестиционного климата РФ, который все еще очень далек от лучших мировых образцов. Однако если одновременно заняться и климатом, и имиджем, можно получить хороший результат в притоке прямых иностранных инвестиций и в конечном счете — решения стратегических задач социально-экономического развития.

Третья причина заключается либо в отсутствии, либо в недостаточной или неадекватной информации о состоянии дел в России и ее экономике. Это главным образом имиджевая проблема, хотя ее решение необходимо и для улучшения инвестиционного климата.

Она также требует ответа на вопрос, чем обусловлены описанные выше значительные различия в восприятии российского инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности у разных инвесторов, компаний, организаций, СМИ. Это продиктовано:

  • 1) различиями в интересах сторон, что, в свою очередь, во многом обусловлено разными сферами их деятельности и разными рисками инвестирования;
  • 2) неоднозначностью в изменении российского инвестиционного климата, когда его отдельные составляющие (такие, например, как макроэкономическая ситуация или благоприятная конъюнктура для российского экспорта) заметно улучшаются, а другие (например, коррупция или отношения бизнеса и власти) — заметно ухудшаются;
  • 3) отсутствием развитой системы информации относительно возможностей и условий инвестирования в Россию;
  • 4) состоянием самой инвестиционной сферы в области привлечения и функционирования иностранного капитала;
  • 5) значительным улучшением состояния внутренней экономики и определенным, хотя и не столь очевидным, усилением позиций России в международном экономическом сотрудничестве.

Заинтересованность в создании и поддержании благоприятного инвестиционного имиджа созданием адекватной информационной компоненты есть как у принимающих политические решения в области экономики, так и у инвесторов. Причем, чем шире временной горизонт у принимающих политические решения, тем выше стимулы к созданию благоприятных условий для осуществления прямых инвестиций, благоприятного инвестиционного имиджа. Им важно обеспечивать достоверность обещаний, включая достоверность информации о данном ресурсе, а также перспективах его изменения.

Интерес в улучшении имиджа России есть и у бизнеса. Не случайно в других странах бизнес принимает участие и даже финансирует некоторые имиджевые мероприятия своих государств. Но подобная заинтересованность все-таки менее очевидна, чем у государства. Это связано с тем, что конкретный бизнес в первую очередь заинтересован в конкретных выгодах для себя, а имиджевые мероприятия, как правило, имеют своим следствием улучшение ситуации для всех участников рынка. Действительно, целенаправленное создание и поддержание инвестиционного имиджа страны требует затрат, в то время как предприятия, работающие в данной стране, могут воспользоваться благоприятными изменениями в имидже без пропорционального участия в издержках. И создание инвестиционного имиджа посредством разрозненных усилий предпринимателей, скорее всего, будет связано с недоинвестированием.

Кроме того, для разных групп инвесторов стимулы к улучшению информации и имиджа действуют в различной степени. Потенциальные инвесторы наиболее заинтересованы в получении информации о стране, ее экономике, инвестиционном климате.

Действующие инвесторы, с одной стороны, в меньшей степени заинтересованы в создании благоприятного имиджа, поскольку асимметричность в распределении информации об инвестиционных возможностях затрагивает их в меньшей степени, чем потенциальных инвесторов. Кроме того, действующие инвесторы не заинтересованы в усилении конкуренции потенциальных инвесторов. С другой стороны, они заинтересованы в улучшении инвестиционного имиджа, поскольку наращивание «массы» иностранного капитала в стране связано с увеличением безопасности их функционирования. К тому же они являются прямыми носителями информации для других иностранных инвесторов о возможности и способах ведения бизнеса в данной стране. Этот источник обычно пользуется большим доверием других инвесторов.

Независимо от этих различий, обеспечение доступности информации, необходимой для принятия инвестиционных решений, — важное условие для экономии на издержках получения информации всеми инвесторами.

При этом с тактической точки зрения целесообразно использовать как раз максимально широкий спектр каналов воздействия на представление иностранного бизнес-сообщества об инвестиционной ситуации в России, включая не только представителей федеральных органов власти, но и представителей субъектов РФ, предпринимателей, иностранных инвесторов, разнообразных деловых СМИ и т. п.

В качестве точки соприкосновения с интересами предпринимателей, имеющих сильные стимулы для инвестирования в имидж страны, может стать такое достаточно распространенное в мировой практике направление, как улучшение имиджа конкретной отрасли или имиджа конкретного типа продукции страны, поставляемого на экспорт. Такие мероприятия могут поддерживаться и частично финансироваться отраслевыми объединениями.

Таким образом, в первую очередь именно государству предстоит заниматься улучшением инвестиционного имиджа страны. Но от того, насколько ему удастся привлечь в этот процесс бизнес, также зависит эффективность действий. Иностранные компании по-прежнему уверены в высокой отдаче инвестиций в Россию, а количество тех, кто оценивает эти риски как высокие, сократилось. В этом году 35 процентов инвесторов назвали риски в России выше, чем в других странах с развивающейся экономикой, а в прошлом году этого мнения придерживались более половины опрошенных. Также инвесторов привлекает огромный размер российского рынка и растущие доходы наших граждан.

Инвестиционная деятельность в Сибирском регионе. Проблемы привлечения иностранных инвестиций

Главная > Реферат >География

Инвестиционная деятельность в Сибирском регионе. Проблемы привлечения иностранных инвестиций

Использование иностранных ресурсов для развития национального хозяйства становится все более важной характеристикой современной эпохи. Особенно большой размах этот процесс получает в ходе интернационализации и глобализации производства и экономического обмена между государствами. Постепенно в процесс привлечения иностранных инвестиций включается и реформирующаяся экономика России. Движущими мотивами являются как растущие объемы межгосударственных перемещений капитала, так и острая потребность страны в мобилизации валютных ресурсов из-за рубежа для улучшения платежного баланса и преодоления инвестиционного спада.

Читайте также  Классификация и методы финансирования инвестиций

В настоящее время собственные возможности накоплений российских предприятий за счет прибыли и амортизации ограничены и не могут удовлетворить полностью спрос на инвестиции.

Российский банковский капитал предпочитает финансировать отрасли с высокой скоростью оборота капитала. Кроме того, банковский кредит является, как правило, краткосрочным и дорогостоящим.

Источником накоплений могут быть также кредиты иностранных государств, а также международных кредитно- финансовых организаций. Но такие кредиты малодоступны предприятиям отраслей материального производства. Они также увеличивают национальный долг, обостряют дефицит государственного бюджета, требуют определенных гарантий.

В этих условиях необходимо использовать такой источник накоплений, как иностранные инвестиции, которые уже давно стали закономерностью мирового хозяйства и активно используются многими государствами для развития национальных экономик.

Инвестиции привлекать необходимо…

В странах, испытывающих кризис платежеспособности, иностранные инвестиции, в частности прямые, рассматриваются в качестве источника, альтернативного ссудному капиталу. Это обусловлено тем, что доходы по этим инвестициям формируются в результате предпринимательской деятельности и размеры переводимых за рубеж ресурсов зависят от ее результатов.

По причинам главным образом идеологического характера иностранные инвестиции получили доступ в СССР лишь в 1987 году. Согласно законодательным актам, принятым в январе того года, участие иностранного капитала разрешалось только в форме СП. Доля иностранного партнера не могла превышать 49 %. В 1990 г. иностранные инвесторы получили право создавать предприятия со 100% -ным участием. В июле 1991 г. были приняты Основы законодательства об иностранных инвестициях. Согласно последнему действующему и в настоящее время закону[1] иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории России в разных формах: долевое участие в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами России; создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных компаний; покупка предприятий, зданий, паев, акций, облигаций и т.п.; приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами; иная деятельность по осуществлению инвестиций, включая предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав.

Необходимость привлечения иностранных производственных инвестиций в экономику России продиктована рядом долговременных объективных причин. В среднем по России доля собственных средств предприятий в инвестициях составляет порядка 60- 63 %. Остальная часть должна привлекаться из внешних источников. К ним, прежде всего, относятся- иностранные предприниматели, российские финансовые институты и само государство.

Существует несколько оценок потребности российской экономики в иностранных инвестициях: 150 млрд.долл. для первичной модернизации ключевых секторов производства- нефтяной промышленности (50 млрд.долл.), обрабатывающей (50- 60 млрд.долл.), металлургия (20 млрд.долл.), оборонных отраслей (20-30 млрд.долл.)- до конца текущего десятилетия.; 2500 млрд. долл. на предстоящее 15- летие и, наконец, более скромные цифры, названные Е.Ясиным для того же периода- 800-900 млрд. В результате Россия смогла бы на новой, более современной базе восстановить свои позиции в мировом хозяйстве в качестве крупной индустриальной страны со средним уровнем экономического развития и удовлетворительными стандартами жизни населения. Сам масштаб требуемых для этого капитальных затрат свидетельствует о необходимости притока средств извне.

Государство тоже можно рассматривать как потенциального инвестора. Но сегодня рассчитывать на материальную поддержку государства, то есть на прямое финансирование промышленности пока не приходится- у него свои трудности с бюджетом. Единственное, что может государство сделать, это провести еще одну волну приватизации.

Приток иностранного капитала.

Иностранному капиталу в России предоставляется широкое поле деятельности. Внимание западных инвесторов прежде всего сосредоточено на отраслях, которые прибыльны сейчас, которые будут прибыльны через много лет и которые не требуют значительных финансовых вливаний. Во-первых, это предприятия энергетической, добывающей, топливной промышленности. Во- вторых, предприятия, которые работают на местные нужды- это производство мяса, молока, масла и т.д. Судя по мировому опыту и первым годам взаимодействия российского и иностранного капитала наиболее привлекательными для последнего будут:

• в отраслевом разрезе, прежде всего предприятия ТЭК;

• по факторам производства — дешевая рабочая сила;

• по сопряженным затратам — производства с высокой экологической нагрузкой;

• по научно- техническим критериям — отдельные технологии конверсионных предприятий.

За исключением добывающих отраслей, приоритет будет отдаваться функционирующим предприятиям, приобретаемым на приватизационных аукционах, и закреплению на внутреннем рынке России.

В целом, несмотря на предпринимаемые усилия, сохраняется тенденция к снижению роли иностранного капитала в нашей экономике. России пока не удалось органично включиться в международный инвестиционный процесс, и она уступает в нем бывшим республикам Советского Союза и восточноевропейским странам. Инвестиции не занимают заметного места в экономике России.

Основная форма, в которой реализуются прямые иностранные инвестиции в российской экономике,- предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ). Предприятия с иностранными инвестициями в России активно осуществляют внешнеторговую деятельность и по ее результатам имеют положительное внешнеторговое сальдо. Совместными и иностранными предприятиями на российском рынке реализовано продукции (работ, услуг) на общую сумму 17,7 трлн. рублей, причем 48 % этого объема — находящимися в Москве. Экспортировали товаров и услуг на сумму 1,2 млрд. долларов США (5,6 от общего объема экспорта России). Почти половина объема экспорта приходилась в сумме на такие страны, как Великобритания, Германия, Словакия, Италия, Япония, Польша. В общем объеме преобладают топливно-энергетические ресурсы. Так, экспорт минерального топлива и нефти составил в истекшем квартале 45 % от общего его объема.

Читайте также  Источники инвестиций в инновационном процессе

Широкий допуск иностранного капитала в добывающие отрасли может привести к постепенному сокращению национальной сырьевой базы, поэтому он должен рассматриваться лишь как вынужденная мера. В этой связи большое значение приобретает эффективное использование государством и его субъектами доходов, получаемых от концессионных договоров и соглашений о разделе продукции.

Когда России удастся добиться устойчивого роста ВВП и внутренних капиталовложений в течении нескольких лет подряд, в том числе и в не сырьевых регионах можно будет ожидать оживления притока в реальный сектор экономики иностранного капитала, не ориентированного на вывоз природных ресурсов. С этого момента допуск иностранных инвесторов в добывающие отрасли следует, вероятно, ограничить кругом проектов, по которым концессионные договоры и соглашения о разделе продукции были заключены ранее.

Но так или иначе для стимулирования притока иностранного капитала в не сырьевые отрасли и регионы необходимо активная политика по привлечению инвесторов. В частности, было бы целесообразно в трудоизбаточных регионах предоставлять инвесторам, как иностранным, так и отечественным, льготы за создание и сохранение рабочих мест (в зависимости от их количества) вплоть до полного освобождения от налогов.

Инвестиции в Сибирском регионе.

Инвестиционный климат региона создается не за неделю и не за год. Организаторы прошедшей не так давно конференции «Новосибирск на пороге XXI века: перспективы развития и инвестиционные возможности» совершенно справедливо дали понять самим названием мероприятия, что «тепличные» условия для инвесторов у нас если и появятся, то не ранее как в третьем тысячелетии. Пока что привлекательность для вложения капитала как Новосибирска в частности, так и Новосибирской области в целом оставляет желать лучшего. Об этом говорит история четырех наиболее амбициозных инвестиционных кампаний последних трех лет.

Главным показателем инвестиционного климата для любого бизнесмена в первую очередь является результат вложений других инвесторов, уже работающих в регионе. С этой точки зрения в Новосибирской области есть на что посмотреть. За последние три года в регионе было заявлено несколько крупных проектов. Что же в остатке?

Компания «Кока-Кола Молино Новосибирск», построившая здесь завод, не только выжила в суровых сибирских условиях, но и стабильно удерживает темп завоевания рынка. С противоположной стороны — имеется в виду главный конкурент «Кока-Колы» в мировом масштабе, компания «Пепси», — мы имеем пример неудачи: в Новосибирске сегодня нет не только завода напитков этой марки, но и головного регионального офиса: его перенесли из Новосибирска в Екатеринбург. А ведь когда-то двух гигантов, объявивших о своих серьезных намерениях делать бизнес в Сибири, встречали как сенсацию года. И главная его интрига: обе мировые марки объявили о крупных инвестиционных проектах практически одновременно. У «Пепси» существовал задел в виде сотрудничества с ВИНАПом, у «Кока-Колы» — имидж «запретного плода», этакого «диссидентского напитка». Обсуждая тему предстоящей конкуренции титанов рынка soft-drink в Сибири, журналисты часто вспоминали историю о том, как «Пепси-Колу» нахваливал генеральный секретарь Брежнев, и частушку «Не ходите, дети, в школу, пейте, дети, «Кока-Колу».

Чуть меньше шума наделал следующий «брэндовый» проект — строительство завода по производству кормов для домашних животных «Марс». Для строительства даже была выделена площадка в Коченевском районе. Но тут зазвучали скандальные якобы разоблачения — от иностранных кормов, утверждали злые языки, у российских котов заводятся камни в почках. Правда, главной причиной замораживания строительства (минимум на два года) стали не эти сомнительные обличения, а финансовый кризис 1998 года.

Был еще грандиозный проект строительства ТЭЦ-6. С совершенно сенсационной стоимостью — миллиард долларов. С непосредственным патронажем областной власти. И — без выхлопа. По крайней мере, пока эта инвестиционная сенсация развилась лишь в учреждение ОАО, а строительства как не было, так и нет.

На общем фоне может показаться, что успех «Кока-Кола Молино Новосибирск» — скорее исключение из правила. Как бы то ни было, компания показала положительный пример, как инвестор может и должен работать в регионе, — естественно, не без выгоды для себя. Впрочем, 1996-1997 годы, когда «Кока-Кола Молино Новосибирск» вставала на ноги, были временем относительной стабильности и даже, если можно так выразиться, эйфории. После прошлогоднего 17 августа все зарубежные компании, работавшие на российском рынке, были вынуждены внести ощутимые коррективы в свои инвестиционные планы, и «Кока-Кола» — не исключение. Но сегодня «Кока-Кола

Молино Новосибирск» входит в число образцовых налогоплательщиков области. А завод, между прочим, второй в России по объемам производства. У «Кока-Кола Молино Новосибирск» пять региональных филиалов, а география поставок ее продукции — от Крайнего Севера до Средней Азии и от Дальнего Востока до Урала.

Можно сделать определенные выводы о выгоде для областного бюджета. Кроме этого, невооруженным глазом видно, что компания сумела наладить производство по западным стандартам. Такой же ухоженный завод в Западно-Сибирском регионе надо еще поискать.

Еще один очевидный факт: появление компании «Кока-Кола Молино Новосибирск» на нашем рынке резко изменило маркетинговую политику местных производителей напитков. В магазинах появились фирменные холодильники, на улицах — шатры и зонтики. Этикетки на бутылках стали наряднее. Глобальные акции с розыгрышами призов стали будничным явлением. Так всего один инвестор не только потеснил местных производителей, но и заставил их работать по-новому. Чтобы опыт сферы производства и торговли soft-drink распространился на другие сегменты рынка, властям явно не следует ожидать инвесторов сложа руки.

Источники: http://open.gov.ru/events/5510950/, http://studwood.ru/2473297/finansy/problemy_privlecheniya_investitsiy_sovremennoy_rossii, http://works.doklad.ru/view/6YNugTdCWDc.html

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос