Учет инвестиций в россию из за рубежа

3. Положение с учетом, и анализом российских частных инвестиций за рубежом

Учет советских частных инвестиций за рубежом в 80-е годы сосредотачивался в Министерстве финансов СССР, которое вело реестр советских смешанных обществ за рубежом. Однако ни степень, ни глубина охвата реестром этих обществ не удовлетворяла минимальным требованиям: реестр не содержал точного числа смешанных обществ и имел очень ограниченный перечень сведений по каждому обществу. В результате для получения даже самой общей картины состояния смешанных обществ (их числа, географии, разбивки по видам деятельности, доли советского участия в их капитале) исследователю приходилось обращаться в советские министерства и ведомства, которые были учредителями смешанных обществ за рубежом 87 .

Последовавшая затем передача указанного реестра в Российское агентство по международному сотрудничеству и развитию, а после его ликвидации — в Государственную регистрационную палату при Министерстве экономики РФ не привела к изменению ситуации. Так, в Государственном реестре зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием, содержатся данные примерно о двух тысячах таких предприятий, тогда как их число, по оценке, составляет несколько десятков тысяч только в оффшорных центрах 88 .

Таким образом, в России практически отсутствует приемлемый для анализа государственный учет размещенных за рубежом прямых инвестиций. Подобный учет ведется только на микроэкономическом уровне, где он возможен в силу постоянного контроля родительских компаний над своими зарубежными филиалами.

Отсутствует в России и государственный учет размещенных за рубежом портфельных и прочих частных инвестиций. В результате страна не имеет статистических сведений о размерах и структуре всех форм и видов своего частного зарубежного капитала, что препятствует его анализу. Данные платежного баланса России (он становится подробнее с каждым годом) не способны заменить эти сведения, так как отражают лишь движение капитала, вывозимого или ввозимого преимущественно легальными способами. К тому же часть данных платежного баланса носит оценочный характер. Наконец, платежный баланс не позволяет судить о размерах и структуре аккумулированного за рубежом капитала в силу того, что этот капитал, с одной стороны, самовозрастает, а с другой стороны — может уменьшаться из-за банкротств, трат на непроизводительные цели и т. д.

Из-за отсутствия государственного учета данные о размерах российских частных инвестиций за рубежом носят оценочный характер, как, например, у автора, и, естественно, различаются у разных исследований из-за часто несхожих методов оценки: по мнению М. А. Хаддина, общая сумма российского капитала за рубежом может превышать 300 млрд. долл. 89 ; по мнению специалистов Рабочего центра экономических реформ при Правительстве РФ, «величина капиталов, вывезенных российскими гражданами и юридическими лицами за границу, в настоящий момент достигла 40 млрд. долл.» 90 ; по оценке председателя Государственной Думы, на начало 1995 г. за пределами России в результате бегства капитала оказалось 100 млрд. долл. 91 .

Характер оценки имеют также приводимые иногда данные о структуре, точнее, о некоторых видах российских частных инвестиций за рубежом. Так, по оценке С. Соколова, в начале 90-х годов величина советского капитала, вложенного в смешанные общества за рубежом, составляла около 2 млрд. долл.; по оценке М. А. Хаддина, к моменту распада СССР общий объем капитала советских смешанных обществ за рубежом составлял около 3 млрд. долл.; а по оценке В. А. Горшенина, их капитал составлял минимум 10 млрд. долл. 92 Подобные расхождения являются следствием не только отсутствия учета этого капитала в нынешнее время, но и слабого его учета еще в предыдущие годы.

Для решения проблемы учета и анализа российских частных инвестиций за рубежом целесообразно обратиться к зарубежному опыту, прежде всего опыту США, где этот учет и анализ налажен на весьма высоком уровне. Там учетом и анализом прямых инвестиций занимается Министерство торговли (точнее, его подразделение — Бюро экономического анализа), а учетом и анализом портфельных инвестиций — Министерство финансов.

В соответствии с законом «Обзоры международных инвестиций» 1976 г., который затем вошел статьей в Гражданский кодекс США, «американское правительство уполномочено собирать ограниченное количество информации об инвестициях США за рубежом и иностранных инвестициях в США» 93 . По этому закону правительство обеспечивает регулярный сбор необходимой информации о международном движении капитала в целях анализа этой информации (в том числе для анализа платежного баланса, занятости и налогообложения) и подготовки отчетов конгрессу и правительству, причем не реже раза в пять лет готовятся итоговые обзоры. Одновременно закон требует использовать подобную информацию исключительно в статистических целях. Уклоняющиеся от предоставления информации инвесторы могут быть подвергнуты административному взысканию — штрафу в пределах 2500-25 000 долл. или судебному преследованию, которое может означать штраф до 10 000 долл. и/или тюремное заключение до 1 года. В свою очередь, разглашение информации собирающими и использующими ее чиновниками может означать для них штраф до 10 000 долл.

Бюро экономического анализа Министерства торговли США проводит подробные статистические ежеквартальные, годовые и итоговые обзоры американских прямых инвестиций и публикует их результаты в ежемесячнике «Сервей оф каррент бизнес». Бюро получает систематические сведения в виде заполненных стандартных фирм от зарубежных филиалов тех американских компаний, зарубежные активы которых превышают 3 млн. долл. Остальные филиалы (треть от общего числа) представляют сведения только для итоговых обзоров, а в остальное время данные о них получают аналитическим путем

Министерство финансов США для сбора данных о портфельных инвестициях использует подход, который базируется на сборе агрегированных, а не индивидуальных данных Они собираются примерно у 1.5 тыс различных юридических лиц, занятых в операциях с портфельными инвестициями — это банки, депозитарные институты, брокерские и дилерские компании, которые ежемесячно (некоторые ежеквартально) дают сведения по стандартной форме в Федеральную резервную систему США, а та передает их Министерству финансов. Отчеты о портфельных инвестициях ежеквартально публикуются в бюллетенях этих двух ведомств — «Федерал резерв буллетин» и «Трежери буллетин», а каждые пять лет издается брошюра о результатах очередного итогового обзора портфельных инвестиций США

Подытоживая содержание данной главы, можно сделать следующие основные выводы:

1. Соглашаясь с точкой зрения, что в современных условиях регулирующие функции национального государства во внешнеэкономической жизни страны возрастают (по крайней мере, в развивающихся странах и странах с переходной экономикой), автор разделяет мнение ряда экономистов, что при известных обстоятельствах ограничения на вывоз капитала из страны целесообразны. Такими обстоятельствами являются существующая или потенциальная нехватка капитала, кризис платежного баланса, спекулятивное движение краткосрочного капитала из страны или вообще его массовое бегство. Все эти обстоятельства присутствуют в современной России, причем в ярко выраженной форме. Более того, в России, как и в некоторых других странах, где либерализация преждевременно распространена на вывоз капитала, это усугубляет проблему бегства капитала.

Читайте также  Идеи бизнеса для частного предпринимателя

2. Для усиления государственного регулирования, в том числе и ограничений на вывоз капитала, нет препятствий и с точки зрения нынешних международных обязательств (например, с точки зрения устава МВФ) или будущих (в частности, Многостороннего соглашения по инвестициям).

3. Мировой опыт свидетельствует, что экспорт капитала полностью либерализован в развитых странах, да и то не всех и во многом лишь в последние годы Намного меньше либерализация затронула страны с переходной экономикой и развивающиеся страны Более того, и опыт ряда стран (некоторых латиноамериканских) свидетельствует, что подобный контроль над экспортом капитала может в краткосрочном периоде ощутимо сократить вывоз капитала из страны (или, по крайней мере, ослабить рост этого вывоза) и на этой основе улучшить состояние платежного баланса. Этот опыт (в частности, Японии и Китая) также свидетельствует о возможности одновременной поддержки тех прямых инвестиций, которые отвечают национальным интересам, особенно если они содействуют экспорту и стратегически важному импорту товаров и услуг, а также структурной перестройке национальной экономики.

4. Для России, где отсутствует концепция государственной политики и сама политика в сфере экспорта частного капитала, а также нет системы государственного регулирования вывоза этого капитала, подобный опыт государственного регулирования представляет большую ценность и может помочь в выработке национальной концепции и политики в сфере экспорта частного капитала, а также системы государственного регулирования вывоза частного капитала из России

Статистика внешнеэкономических связей (Учеб. пособие). Автор: Мягкова Г.Г. , редактор: Александрова Л.И.

Частью внешнеэкономической деятельности является участие стран в международном движении капитала, которое отражается в платежном балансе каждой страны и представляет собой движение финансовых потоков между кредиторами и заемщиками, между собственниками и их фирмами за рубежом. Общий объем ввозимого во все страны мира капитала 1992–1993 гг. составил 0,9–1,2 трлн долл. (в том числе в США, Японию, Великобританию – больше 100 млрд долл. в год, в остальные страны “семерки” – несколько десятков миллиардов в год). Россия также принимает участие в международном движении капитала, в 1992–1993 г. ею ввозилось иностранного капитала 10-16 млрд долл., экспорт капитала, с учетом нелегального вывоза за этот период, составил до 20 млрд долл. в год. Объем долгосрочных и краткосрочных российских капиталов за рубежом, вывезенных и легально, и нелегально, был оценен в сумму порядка 50–100 млрд долл. В течение последних пяти лет участие России в этой сфере заметно активизировалось (табл.3)

Данные платежного баланса России о движении капитала
(млрд долл. США)

Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами

1. Счет операций с капиталом

2. Финансовый счет

Окончание табл. 3

Изучение и анализ международных потоков капитала осуществляют все ведущие международные организации: ООН, МВФ, Мировой банк, ОЭР, КЕС и др., но наибольшее внимание этой работе уделяет Международный валютный фонд, который выступает лидером в разработке мировых стандартов методологии счетов потоков капитала, при этом активно использует их для проведения детального анализа экономического положения стран.

Международные потоки капитала принято подразделять на ссудный и предпринимательский капитал, прямые и портфельные инвестиции, частный, государственный и капитал международных организаций, краткосрочный и долгосрочный капитал.

В нашей стране проводится широкомасштабная работа по подготовке и распространению статистических данных в соответствии с правилами МВФ. С этой целью принято Постановление правительства РФ от 26 сентября 1997 г. №1226 “О присоединении Российской федерации к Специальному стандарту распространения данных МВФ”, предусматривающее комплекс мероприятий, способствующих лучшему информационному обеспечению потенциальных иностранных инвесторов, более активному притоку средств в российскую экономику.

В России действует нижеследующая классификация инвестиций.

Под инвестициями в Россию из-за рубежа понимаются все виды вложения имущественных и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории России в целях получения дохода.

Под инвестициями из России за рубеж понимаются все виды вложения имущественных и интеллектуальных ценностей российскими инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности, расположенные за пределами России в целях получения дохода.

К инвестициям относится приобретение в полную или частичную собственность предприятий и организаций, покупка акций и прочих ценных бумаг, взносы в уставный капитал совместных предприятий, кредиты юридическим и физическим лицам, а также банковские вклады и приобретение недвижимости.

Стоимость инвестиций (кроме денежных средств) оценивается по согласованной между продавцом и покупателем рыночной цене на соответствующую дату, что отражается в соответствующих документах.

Экономико-статистическое изучение инвестиционной деятельности России на международном рынке капитала предполагает определение и описание общего объема инвестиций из-за рубежа (или инвестиций за рубеж) и инвестиционного дохода. Каждый из них детализируется на составляющие.

Сведения об общем объеме инвестиций из-за рубежа (или инвестиций за рубеж) включают сведени я о прямых инвестициях, портфельных инвестициях и прочих инвестициях.

Прямые инвестиции – инвестиции, сделанные прямыми инвесторами, т.е. юридическими и физическими лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующими не менее 10 % акций или акционерного капитала предприятия, что дает право на участие в управлении предприятия.

Из них выделяются:

– взносы в уставный капитал;

– кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий;

– прочие прямые инвестиции.

Взносы в уставный капитал – это часть уставного капитала, фактически внесенная зарубежными совладельцами предприятия (для инвестирующих за рубеж – часть уставного капитала, фактически внесенная российскими совладельцами зарубежного предприятия).

Финансовый лизинг осуществление лизинговой деятельности иностранным юридическим лицом на территории Российской Федерации в форме предоставления услуг по финансовому лизингу имущества российским организациям.

К прочим прямым инвестициям относят, например, дополнительную покупку акций соучредителями или оборудование, переданное прямым инвестором предприятию (помимо взносов в уставный капитал).

В свою очередь взносы в уставный капитал подразделяются на материальные и нематериальные активы и денежные средства.

К материальным и нематериальным активам относятся взносы в уставный (складочный) капитал, сделанные в виде недвижимости, оборудования, товаров, и т.п. Из них выделяют инвестиции в недвижимость – это приобретение прав собственности или иных вещественных прав на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.

Денежные средства – это взносы в уставный (складочный) капитал, сделанный в денежной форме.

Портфельные инвестиции – это покупка акций, не дающих право вкладчикам влиять на функционирование предприятий и составляющих менее 10 % в общем акционерном капитале предприятия, а также облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг собственного и заемного капитала.

Читайте также  Инвестиционные площадки и проекты для инвестиций

Из портфельных инвестиций выделяют:

– долговые ценные бумаги предприятий;

– прочие портфельные инвестиции.

Долговые ценные бумаги в свою очередь подразделяются на:

– государственные ценные бумаги.

Из государственных ценных бумаг выделяют краткосрочные, со сроком погашения до 1 года, и долгосрочные, со сроком погашения год и более.

К прочим инвестициям в отчетности относят те, которые не подпадают под определение прямых или портфельных, из них выделяют:

– кредиты правительств иностранных государств под гарантии Правительства Российской Федерации;

К торговым кредитам относят оплату за импорт или экспорт и предоставление кредитов для импорта или экспорта.

К прочим кредитам относят различные кредиты (кроме торговых), полученные не от прямых инвесторов. Из них выделяют кредиты, полученные от международных финансовых организаций: Мирового банка, международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития, Европейского банка реконструкции и развития и т.п.

Банковские вклады – собственные счета зарубежных юридических лиц в российских банках (инвестиции в Россию из-за рубежа) и российских юридических лиц в зарубежных банках (инвестиции из России за рубеж).

Прочее – сюда относят все неотраженные финансовые активы и пассивы, например дебиторские и кредиторские задолженности, относящиеся к просроченным ссудным платежам, невыплаченной заработной плате, неуплаченным налогам.

Инвестиционный доход – доход, полученный инвестором от владения акциями и другими ценными бумагами данного предприятия, от своей доли в уставном капитале, от банковских вкладов (дивиденды), от предоставленных кредитов (проценты), и другие доходы, полученные от произведенных инвестиций, а также та часть дохода, которая была реинвестирована.

Инвестиционный доход подразделяется на:

– доход от прямых инвестиций;

– доход от портфельных инвестиций;

– доход от прочих инвестиций.

Доход от прямых инвестиций включает:

– реинвестированный доход – доля прямого инвестора в прибыли предприятия, пропорциональная количеству его акций, которая была не распределена, а направлена на увеличение инвестиций;

распределенный доход – дивиденды, выплаченные прямому инвестору в соответствии с его долей в акционерном капитале, и проценты, уплаченные прямому инвестору за предоставленный кредит.

Доход от портфельных инвестиций – доход, полученный от инвестиций в ценные бумаги, например, дивиденды по акциям, выпущенным предприятием, в котором инвестору не принадлежит решающий голос в управлении им, а также по долговым ценным бумагам.

Доход от прочих инвестиций – наиболее распространенной формой которого является доход по вкладам, займам и коммерческим кредитам, а также арендная плата за финансовый лизинг.

Информация об инвестиционной деятельности государства базируется на первичной информации, предоставляемой всеми субъектами.экономики об их инвестиционной деятельности во внешнеэкономической сфере. Такая информация содержится в различных формах отчетности, но наиболее сконцентрирована и дифференцирована по видам инвестиционной деятельности в Форме №1 – инвест. “Сведения об инвестициях в Россию из-за рубежа и инвестициях из России за рубеж” (приложение 2), которая утверждена постановлением Госкомстата России от 30.12.97. №91.

Сведения по вышеперечисленным видам инвестиций, т.е. статистическую отчетность по форме №1, представляют юридические лица всех форм собственности, их обособленные подразделения, получающие инвестиции из-за рубежа и осуществляющие инвестиции за рубеж.
в том числе:

предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совме­стные предприятия), а также их дочерние предприятия и филиалы, имеющие самостоятельный баланс;

предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние предприятия и филиалы, имеющие самостоятельный баланс;

обособленные подразделения иностранных юридических лиц (представительства, филиалы, отделения);

предприятия, объединения, кооперативы, арендные, сельскохозяй­ственные и др. организации, приобретенные в полную или частичную собственность зарубежными инвесторами (в том числе зарубежными филиалами российских юридических лиц) или продавшие им свои ак­ции и другие ценные бумаги;

приобретшие в полную или частичную собственность предприятия за рубежом (в том числе зарубежные филиалы российских юридических лиц) или купившие у них акции и другие ценные бумаги, а также пре­доставившие этим предприятиям кредиты;

получившие кредиты из-за рубежа (в том числе от зарубежных филиалов российских юридических лиц), а также предоставившие зару­бежным предприятиям кредиты;

имеющие счета в зарубежных банках (в том числе в зарубежных филиалах российских банков).

Вышеуказанные организации представляют данные сведения 15-го числа после отчетного периода (квартала) органу государственной статистики по месту, установленному территориальным органом государственной статистики в субъектах Российской Федерации.

В форме указываются накопленные предприятием инвестиции (общий объем инвестиций, произведенных (или полученных) предприятием с начала их вложения в соответствии с учредительными документами, договорами, контрактами и т.п) соответственно в тысячах долларов США и (или) в тысячах рублей по состоянию на начало отчетного периода, а также поступление инвестиций и инвестиционных доходов и изъятие (выбытие) инвестиций за отчетный период (1 квартал, полугодие, 9 месяцев, год) соответственно в тысячах долларов США и (или) в тысячах рублей (нарастающим итогом по состоянию на конец отчетного периода).

При этом по каждому виду инвестирования, по каждой отрасли вложения и по каждой стране составляется отдельный отчет.

Иностранные инвестиции в России

Текущий этап развития экономики России характеризуется одним обязательным условием – высокой активностью иностранных инвесторов. Инвестиции из-за рубежа успешно улучшают, выравнивают экономику, как на малых уровнях, так и во всей стране. Они вносят огромный вклад в становление общей мировой экономической картины.

В наши дни, на уровне законодательного и правительственного контроля обсуждаются вопросы расширения инвесторских возможностей во всех отраслях экономики. После кризиса в нашей стране поток финансов из-за границы ощутимо ослаб, но в настоящее время обстановка начала улучшаться благодаря Федеральному Закону №39 (об инвестиционной деятельности).

Существует общепринятый рейтинг «Doing business», в котором отображается инвестиционная картина для каждой отдельно взятой страны. Данный рейтинг позволяет определить степень благоприятности условий развития в каждом государстве. В течение первых нескольких лет после кризиса, обстановка ощутимо ухудшилась, наглядным примером чему является инвестиционная ситуация 90-х годов. В настоящее же время Россия успешно приобретает престиж в глазах иностранных инвесторов.

Прямые инвестиции в Россию из-за границы

Когда инвестор, вложивший капитал в какое-либо производство или его активы, получает всесторонний контроль над деятельностью предприятия – такое явление принято называть в мировой экономике прямыми инвестициями.

Прямые зарубежные инвестиции подразделяются на два типа.

1. Трансконтинентальные инвестиции. В большинстве своём инвестиции такого рода происходят в отношении близлежащих (соседних) стран. Их цель – снизить производственные издержки относительно материнской компании.

2. Трансконтинентальные вложения. Этот тип инвестирования обусловлен улучшением условий местного рынка, с целью реализации изготовленных товаров непосредственно там, где они и производились. В этом случае главным условием является территориальная принадлежность, в то время как производственные издержки почти не играют роли, поскольку диктуются исключительно потребностями рынка. Производственные мощности формируются исходя из этого условия.

Читайте также  Идея для прибыльного малого бизнеса

Прямые инвестиции характеризуются следующим образом:

— данные виды инвестирования лишают инвесторов возможности быстро выйти из рыночной системы страны;

— в сравнении с портфельными инвестициями, прямые инвестиции подразумевают куда более крупные капиталовложения, а также граничат с повышенными рисками;

— данные вложения нацелены на увеличенные сроки реализации предприятия, чтобы созданное за их счёт производство могло плодотворно функционировать на протяжении долгих лет.

Выявлено два основных пути осуществления прямых инвестиций в экономику нашей страны.

1. Приобретение (поглощение) предприятий, уже функционирующих на российском рынке.

2. Формирование на отечественном рынке новых компаний, возведение новых фабрик и заводов.

Путей привлечения инвесторов из-за рубежа в свою очередь куда больше.

1. Привлечение капитала из другой страны путём организации новых предприятий на партнёрских основаниях. Этот способ может подразумевать покупку иностранными бизнесменами крупных пакетов акций отечественных предприятий.

2. Организация на территории России компаний, полностью зависящих от иностранных инвестиций (от частных лиц или корпораций).

3. Подписание концессий или соглашений с зарубежными инвесторами о разделе имущества предприятий и продуктов их производства.

4. Формирование свободных экономических зон, направленных именно на привлечение инвестиций в Россию из-за границы.

Условия для привлечения иностранных инвестиций в Россию

Оптимальные условия для развития бизнеса любой направленности являются залогом успешного привлечения иностранного капитала. В наше время лидирующие позиции в этой сфере занимают страны со стабильной экономической обстановкой (такие как США, Великобритания, Новая Зеландия, Сингапур, Гонконг).

Уровень экономики в России в последние годы тоже повышается, что в немалой степени обусловлено тем, как наша страна справилась с мировым экономическим кризисом 2011 года. Этот факт, вкупе с благоприятно развивающимся законодательством делают Россию всё более и более привлекательной для инвестирования в глазах соседствующих стран.

Что характерно, закон об иностранных инвестициях начал изменяться ещё в начале 2010 года. В него был внесён целый ряд значительных изменений, благодаря чему была создана отличная база для привлечения зарубежных инвесторов. Однако на настоящий момент доля иностранного капитала в целой экономической картине занимает меньше половины общего капиталовложения в стране.

Текущая обстановка на рынке иностранных инвестиций

По данным, предоставленным некоторыми экспертами, за последние девять лет в российский рынок влилось свыше четырёх триллионов долларов прямых иностранных инвестиций. Росстат и Центробанк сообщают, что за это время были реализованы 10% этих вливаний. Всё это было обеспечено Федеральным законом об иностранных инвестициях, положения которого из года в год становятся всё более выгодными и привлекательными для иностранцев.

С другой стороны, нет никакого повода полагать, что в обозримом будущем (5-6 лет) картина иностранного инвестирования в нашей стране значительно переменится. Для осуществления большей доли проектов требуется не только время, но и грамотный подход со стороны самих инвесторов. Нестабильная политическая обстановка в стране может в свою очередь испортить всё дело.

Отметим, что российское сырьё в целом, будь то нефть, лес или металлургическая продукция, мало интересует заграничных инвесторов, хотя многие и утверждают обратное. На самом же деле лишь немногие предприятия заняты в этой отрасли. Конечно, это оказывает свою долю влияния на формирование пакета инвестиций, но в мировых масштабах добычи и переработки сырья наша страна во многом уступает другим государствам. И всё это при условии огромного потенциала России в данной области.

Чем привлекателен российский рынок для иностранных инвесторов?

Заграничные инвесторы заинтересованы не в потреблении ресурсов, а наоборот, в продвижении и сбыте собственных товаров и услуг на нашей территории. Здесь на первый план выходит принцип импортозамещения товаров: в настоящее время отечественный рынок заполонён иностранной продукцией, которая практически вытеснила и сделала неконкурентоспособными товары российского производства.

Данным условием объясняется иностранное капиталовложение в российскую автомобильную промышленность, пивоварение, сферу услуги и многие другие значительные отрасли производства. Кроме того, на территории России с той же политикой выступает масса иностранных банков. Так, в лице иностранного производителя у отечественных предпринимателей появился серьёзный конкурент, чья продукция с лёгкостью вытесняет российские аналоги.

С другой стороны, прямое инвестирование из-за рубежа, стимулирует отечественную промышленность к модернизации. Наличие столь мощного конкурента вынуждает производителей менять и совершенствовать ассортимент продукции, повышая тем самым её конкурентоспособность. В значительной степени это сказалось на развитии предприятий сетевой торговли. Не смотря на то, что розничный рынок занят гигантами вроде «Икеи» или «Ашана», отечественные производители не отстают и успешно продвигают такие торговые предприятия как «Дикси», «Пятёрочка» и т.п.

Перспективы инвестирования из-за рубежа

Нельзя однозначно утверждать, что иностранные инвестиции смогут дать ощутимый толчок к развитию и совершенствованию технологий. Возьмём для примера автопром: здесь речь идёт не обо всём процессе производства автомобилей, а только о предприятиях, специализирующихся на сборке, поскольку это ответвление является более прибыльным для инвесторов.

Что касается остальных отраслей производства, таких как лёгкая или пищевая промышленность, то в них всё ограничивается закупками импортного оборудования. И по большому счёту, совершенно не важно, на чьи средства производились эти закупки – за счёт инвесторов зарубежья или же силами отечественных производителей. Так или иначе, деньги всё равно движутся из страны.

Зарубежное оборудование, в рамках отдельно взятого предприятия – несомненное преимущество, однако большим спросом пользуются технологичные отрасли производства, ещё недостаточно развитые на территории Российской Федерации.

Зарубежные инвесторы смогут строить собственные предприятия в России только тогда, когда законодательная база в целом и закон об иностранных инвестициях в частности будет максимально привлекателен бизнесменам зарубежья.

Государство со своей стороны может контролировать эти процессы повышением пошлины на ввоз производственного оборудования. В этом случае у иностранных инвесторов будут все условия для строительства собственных прибыльных предприятий в России, поскольку отечественным производителям станет накладно ввозить импортное оборудование.

В качестве заключения отметим, что иностранные инвестиции представляют собой необходимое, непременное для модернизации и расширения отечественной экономики условие. За счёт одних только сырьевых ресурсов (запасы которого не бесконечны) невозможно поднять экономический уровень столь большой страны.

Инновационные технологии – и те должны развиваться при поддержке финансовых средств из-за рубежа. Новые законы, обеспечивающие выгодные условия инвестирования в технологичные производственные отрасли, придутся как нельзя кстати. В большинстве сфер технологичного производства у нашей страны отмечается значительный потенциал, поскольку недавний экономический кризис доказал её устойчивость к подобного рода волнениям.

Источники: http://studfiles.net/preview/460962/page:12/, http://abc.vvsu.ru/books/u_statist_int_rel/page0009.asp, http://dela.biz/mirovaya-ekonomika/597-inostrannye-investicii-v-rossii.html

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос