Управление и оценка инвестиций в социальной сфере

Управление и оценка инвестиций в социальной сфере

Инвестиции в социальную сферу муниципального образования

Инвестиции в социальную сферу муниципального образования (города) — это вложения в здравоохранение, просвещение и образование, благоустройство и озеленение, развитие физкультуры и спорта, организацию молодежного досуга, реализацию различных социальных программ и т.д.

Такие инвестиции нацелены, прежде всего, не на экономический эффект в виде дохода, прибыли инвесторов, а на достижение социального результата, который, в конечном итоге, выражается в улучшении качества жизни населения муниципального образования. Эта особенность накладывает определенную специфику на методы обоснования и реализации инвестиционных проектов.

Оценка эффективности при обосновании инвестиционных проектов в социальной сфере предполагает не только определение состава и размера затрат и круга последствий, результатов, к которым они приводят, но и решения задачи сопоставления показателей, имеющих различное измерение (например, стоимостное и натуральное).

Понятие социальной эффективности включает:

— эффект длительного воздействия на состояние людей (совершенствование здравоохранения, образования, культуры, борьбы с загрязнением окружающей среды);

— эффект длительного воздействия на уровень жизни (совершенствование жилищных условий, увеличение уровня доходов населения, улучшение экономической обстановки и т.п.);

— экономия времени, связанная с совершенствованием инфраструктуры;

— эффективность, связанная со стоимостью человеческой жизни и ее ценностью.

Результаты инвестирования в социальную сферу определяют условия жизнедеятельности и развития общества как на уровне отдельных муниципальных образований, так и государства в целом, т.е. имеют особую общественную значимость. Поэтому источниками инвестиций в социальную сферу в основном являются централизованные бюджетные и внебюджетные средства (как местного, так и вышестоящих уровней). Формами финансирования при этом обычно выступают субвенции или целевое финансирование инвестиционных проектов и программ.

Однако ограниченность бюджетных ресурсов для нужд развития социальной сферы муниципальных образований выдвигает необходимость привлечения альтернативных источников инвестиций. Так, наряду с традиционными, в качестве существенных источников инвестирования в данную сферу можно рассматривать благотворительную деятельность, а также возможность привлечения средств независимых фондов развития, в том числе международных.

Проблемы управления инвестиционными процессами на территории муниципального образования

Установлено, что существующая практика управления инвестиционными процессами органами МСУ не учитывает в достаточной мере выявленные в настоящей работе особенности управления, а также основополагающие принципы и методы управления. При этом основными недостатками являются следующие:

· отсутствие в организационной структуре органов МСУ исполнительно-распорядительного органа, одновременно ответственного как за социально-экономическое развитие муниципального образования и управление инвестиционными процессами, в компетенцию которого входит координация остальных органов МСУ при реализации стратегии комплексного социально-экономического развития муниципального образования, так и за привлечение инвестиционных ресурсов, их эффективное размещение и координацию инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. А подчинение имеющихся структур управления инвестициями не первым лицам муниципального образования затрудняет разделение в деятельности этих органов вопросов функционирования от вопросов развития муниципального образования. Таким образом, не учитываются такие принципы управления инвестициями органами МСУ, как принцип единоначалия в координации действий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования и управлении инвестициями и принцип наличия первого должностного лица;

· использование в муниципальных правовых актах по управлению инвестиционными процессами ряда понятий и их трактовок, отличных от формулировок, принятых в соответствующих нормативных правовых актах федерального и регионального уровня, причем существующий механизм управления инвестиционным процессом со стороны органов МСУ не «состыкован» с государственной инвестиционной политикой РФ и субъекта РФ. Кроме того, сложившийся порядок экспертизы инвестиционных проектов предусматривает, прежде всего, анализ финансового положения предприятия, инициирующего инвестиционный проект, т.е. заранее отдается приоритет определенным участникам инвестиционной деятельности, обладающим более стабильным финансовым положением, а не инвестиционным проектам, более значимым для реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования. Тем самым органы МСУ игнорируют принципы согласованности и комплексности социально-экономического развития территорий местных сообществ;

· недостаточное использование органами МСУ экономических методов прямого участия, что снижает эффективность управления инвестиционными процессами;

· преимущественное число мероприятий по управлению инвестиционными процессами, которые осуществляют органы МСУ, не нацелены на появление резонансного эффекта, то существенно снижает социально-экономический эффект управления. Таким образом, органами МСУ не используются принципы резонансности и учета вектора саморазвития экономики муниципального образования как важных источников совершенствования управления.

Проведенный сравнительный анализ практики управления инвестиционными процессами органами местного самоуправления в крупных и крупнейших городах позволил оценить ее состояние и идентифицировать ее соответствие научным методам и принципам управления, а также определить основные направления совершенствования.

Социальные инвестиции: социально экономические инвестиции

В деле успешного и стабильного развития каждой компании необходимым элементом являются социальные инвестиции. Практически все мировые гиганты экономики осуществляют материальную поддержку социальных сфер, поддерживая таким образом экологическую, образовательную, культурную отрасли.

Социальные инвестиции — это форма материальной, чаще всего финансовой помощи, которую организации предоставляют для использования при реализации программ социального характера на протяжении длительного срока. Целью таких программ могут служить улучшение качества и рост уровня жизни граждан, уменьшение напряжённости социума в регионе или стране и т.п.

Читайте также  Источники инвестиций внутренние и иностранные

Конечной целью, которую преследуют социальные инвестиции, является утоление специфических нужд населения материального, духовного, социального плана. Это проистекает из особенности объектов таких инвестиций.

Благодаря широте и различности социальных отраслей, перед инвесторами открываются широчайшие перспективы, которые позволят не только получить доход, но и принести социуму реальную пользу. В рамках осуществления денежных вливаний в общественную среду, можно оказывать поддержку торговле, компаниям по оказанию разнообразных услуг, гостиницам, ресторанам, транспортным компаниям, IT-компаниям, различным социальным институтам и органам, выступать в роли финансового посредника при решении вопросов пенсионного и страхового обеспечения, влиять на решение вопросов государственного и муниципального управления, спонсировать здравоохранение, образовательную, спортивную, культурную сферу, ЖКХ и многое другое.

В основном к социальной сфере относятся непроизводственные отрасти. Но бывают и исключения. Например, отрасль общественного питания и торговля. Поэтому социальные инвестиции тоже способны приносить доход. Но их специфика определяется тем, что они должны удовлетворять социальные потребности граждан.

Инвестиции в социальную сферу

Выделяют несколько методик, по которым совершатся социальные инвестиции:

  • Точечная. Состоит в запуске в формате эксперимента на средства инвестора объектов или зон, в которых создаётся благоприятный климат для воплощения задуманного социального проекта. Если эксперимент по итогам проведения признаётся успешным, то объекты получают широкое распространение, а охват зон увеличивается. В итоге проект включает в себя всё новые объекты и территории, которым тоже требуются социальные инвестиции.
  • Массовая. Заключается в подробном формировании документации общего характера с основой на мнение инвестора и рабочей группы о характеристиках запускаемого продукта. При планировании запуска проекта, рассчитанного на различные отрасли, то формируется также документация, отражающая принципы межведомственного взаимодействия. При необходимости могут быть созданы особые органы для успешного внедрения разработанного проекта.
  • Рыночная. Работает, опираясь на представление, что реализация проекта будет свободно регулироваться механизмами рынка. Социальные инвестиции, реализующиеся по этой методике, оцениваются по прибыльности проекта.
  • Агрессивная. Характерной чертой методики является сопровождение внедрения проекта высокой активностью. Она может присутствовать в форме громкой рекламы, применения приёмов сетевого маркетинга, запуска точек реализации в большом количестве и т.п.

Социальные инвестиции, в какие бы проекты они ни вкладывались, должны работать так, чтобы приносить очевидную пользу населению, делать жизнь граждан лучше, легче и комфортнее.

Эффективность социальных инвестиций

В том, что касается вопроса об эффективности, социальные инвестиции не отличаются от всех прочих. Оценка выносится, исходя из соотношения полученных итогов к вложенным средствам. Результат как основной критерий эффективности деятельности, находит выражение в прибыли, цене или каких-либо конкретных параметрах. Если мы рассматриваем инвестиции в социальную сферу, то их эффективность отражена только в одной части критериев. Для характеристики другой составляющей используются критерии социальной эффективности сделанных денежных вливаний.

Оценивать социальные инвестиции, сделанные в этой отрасли, необходимо по следующим критериям:

  • Насколько выросло удовлетворение населения качеством жизни. Этот параметр обозначается как социальный эффект;
  • Насколько улучшился уровень жизни. Это выражение социальной эффективности;
  • Выгода экономического характера, оценённая с учётом оказанного социального эффекта. В этом суть эффективности социально-экономической;
  • Баланс итогов работы и вложений, который она потребовала. Это выражение экономической эффективности.

Совокупность этих параметров позволяет оценить эффективность социальных инвестиций. Ориентироваться на них в отдельности было бы неверно, ведь тогда оценка противоречила бы основополагающей цели, которую должны преследовать все вложения в социальную область.

Контроль над денежными вливаниями в социальный вектор ведётся непосредственно государством. Он является непременным условием обеспечения условий для результативного сотрудничества всех причастных к социальным инвестициям с целью их наиболее результативного эффективного освоения.

Инвестиции в социальную сферу должны регулироваться с опорой на важные принципы. Они должны совершаться так, чтобы приоритетный доступ к произведённым благам имели те, кто у них больше всего нуждается. Социальная справедливость должна быть основой осуществления любых проектов, имеющих социальный вектор.

Экономическое регулирование социальных инвестиций необходимо, чтобы социальные блага производились и грамотно распределялись, инвестиции с социальным вектором финансировалась, стимулировались и были обеспечены медийной поддержкой. В некоторых отраслях регулирование на высшем уровне является необходимым: образовательная, спортивная, культурная, здравоохранение, спорт, отрасль занятости. Здесь социальные проекты должны финансироваться государством. Для стимулирования и роста прочих отраслей достаточно частных инвестиций, которые поощряются со стороны государства не финансовым способом.

Govermedia.plus — это интернет-площадка с инструментами для решения бизнес задач, с которыми повседневно приходится сталкиваться представителям малого и среднего бизнеса.

Большая база с подробными резюме людей, которые ищут работу, поможет Вам легко подобрать компетентный персонал.

Зарегистрировав на портале свою организацию, вы получаете возможность узнавать всю информацию об интересующих вас компаниях, а также находить надежных партнеров из разных стран.

Предоставляет возможность совершать защищенные аудио-звонки, организовывать групповые и индивидуальные чаты с бизнес-партнерами, организовывать подписание документов с помощью облачной ЭЦП.

В нашей системе вы найдете более 10 000 активных аукционов в различных отраслях промышленности. Поставщики товаров, работ и услуг имеют возможность участвовать в тендерах крупных компаний, а также могут расширить рынки Вашего сбыта.

Читайте также  Креативные идей для создания бизнеса

Мы объединяем миллионы продавцов и покупателей по всему миру, предлагая отличную возможность вести интернет-торговлю. Вы можете купить необходимый товар или же выставить на продажу собственный в одном из разделов нашей площадки.

Вы можете сами привлечь деньги под свой проект или поддержать понравившуюся идею и помочь в ее реализации. Инструмент представляет собой связующее звено между инвесторами и соискателями средств. Все проекты проходят тщательную проверку нашими экспертами. Вы можете отслеживать весь ход реализации проекта и получать помощь в решении возникающих вопросов прямо на нашей платформе.

Купите готовый бизнес под ключ и начните зарабатывать уже сегодня, благодаря сервису покупки готовых проектов и патентов. Ведь это сaмый peзyльтaтивный cпocoб кyпить или пpoдaть бизнec и кoммepчecкиe aктивы с гарантией по сделке.


Инвестиции в социальную сферу

инвестиции в соц сферу.doc

Глава 1. Определение и сущность инвестиций в социальную сферу

1.1 Социальные инвестиции

1.2 Социальная сфера

1.3 Показатели уровня жизни

1.4 Субъекты социальных инвестиций

Глава 2. Механизм привлечения социальных инвестиций

2.1 Определение целей региональной инвестиционной политики

2.2 Определение источников и структуры государственных социальных инвестиций

2.3 Методика отбора приоритетных инвестиционных проектов

2.4 Технология внедрения социальных инвестиций

Глава 3. Принципиальная схема формирования и реализации инвестиционной

3.1 Определение социальных проблем региона

3.2 Выбор стратегических и тактических целей инвестирования

3.3 Формирование региональной инвестиционной программы

3.4 Предварительная оценка поступивших предложений и проектов

3.5 Создание целевой программы стимулирования инвестиций в экономику региона

Социальная сфера России испытывает значительные потребности в финансовых ресурсах, внедрении современных методов управления, передовых технологиях оказания услуг и обслуживания. Бюджетные и внебюджетные средства, ресурсы целевого финансирования не позволяют полностью удовлетворять эти потребности, поэтому становится необходимым прямое привлечение компетенций и инвестиций частного сектора. 1

Из-за нехватки инвестиций страдает все общество. Нет качественного образования, здравоохранения, нет достойных пенсий и социальных пособий. А значит, в будущем мы не увидим здоровое и образованное общество.

Достойные инвестиции в социальную сферу, обязательно стали бы нашим конкурентным преимуществом в будущем.

Не менее важным вопросом является проблема эффективности вложений в социальную сферу.

То, как можно повлиять на сложившуюся ситуацию с инвестициями в социальную сферу в нашей стране, я и попытаюсь разобрать в данной работе.

Глава 1. Определение и сущность инвестиций в социальную сферу.

1.1 Социальные инвестиции.

Для начала стоит разобраться, что же такое социальные инвестиции.

В законодательстве определение инвестиций звучит так: инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли или иного полезного эффекта. Заметим, что цель инвестирования определена как прибыль или полезный эффект, который не обязательно должен быть связан с сиюминутным доходом. Социальные инвестиции по аналогии с фондовыми инвестициями (вложениями в ценные бумаги) или реальными инвестициями (вложениями в реальный сектор экономики) предполагают вложения в социальную сферу.

1.2 Социальная сфера.

Социальная сфера — совокупность государственных и частных институтов, деятельность которых направлена на поддержание и повышение социально приемлемого уровня жизни людей. Отрасли социальной сферы удовлетворяют материальные, духовные и социальные потребности населения.

К социальной сфере относятся: пенсионное обеспечение; государственное управление и социальные услуги; образование; здравоохранение; деятельность по предоставлению коммунальных и персональных услуг; деятельность по распространению информации, культуры, искусства, спорта, отдыха и развлечений и др.

Основная часть отраслей социальной сферы — непроизводственный сектор. Однако такие отрасли как торговля или ресторанный бизнес (в расширении — общественное питание), отнести к непроизводственному сектору нельзя. Торговля участвует в доведении товаров до потребителей, общественное питание также создает материальный продукт в виде готовых к употреблению пищевых продуктов. В США, например, сфера услуг поделена на две составляющие: сферу производственных услуг и сферу развлечений.

Социальные инвестиции- вложения в объекты социальной сферы с целью получения дохода и повышения уровня и качества жизни людей посредством удовлетворения их материальных, духовных или социальных потребностей. Показателями уровня жизни являются: денежные и реальные доходы на душу населения, определяемые уровнем заработной платы работников, величиной социальных выплат и льгот, уровнем налогов, индексом потребительских цен, уровнем инфляции, обеспеченность жильем, количество бесплатных социальных услуг (образование, здравоохранение, культурное, бытовое и коммунальное обслуживание), структура расходов населения, уровень безработицы. Социальные инвестиции призваны повысить качество жизни 2 .

Категория «уровень жизни» в рекомендациях ООН состоит из таких элементов, как здоровье, пища, одежда, условия труда, занятость, образование, жилище, социальное обеспечение. В России уровень жизни принято определять в первую очередь при помощи системы потребительских бюджетов: физиологического, прожиточного и социального минимумов.

1.3 Показатели уровня жизни.

Важнейший вопрос — показатели уровня жизни: денежные и реальные доходы на душу населения, определяемые уровнем заработной платы работников, величиной социальных выплат и льгот, уровнем налогов, индексом потребительских цен, уровнем инфляции; обеспеченность жильем; количество бесплатных социальных услуг (образование, здравоохранение, культурное, бытовое и коммунальное обслуживание); структура расходов населения; уровень безработицы.

Читайте также  Бизнес идеи терминал для оплаты

Качество жизни — своего рода производная величина от уровня жизни, комплексная характеристика уровня жизни населения. Качество жизни населения определяется рядом объективных и субъективных показателей. Среди объективных — потребление материальных благ, продуктов питания, качество жилищных условий и занятости, развитие сферы услуг, образования, культуры, социального обеспечения. Среди субъективных — удовлетворенность человека работой и жизненными условиями, социальным статусом, финансовым положением и семейными отношениями.

1.4 Субъекты социальных инвестиций

Кто может инвестировать в социальную сферу, выступать субъектом социальных инвестиций? Субъекты социальных инвестиций — органы государственной власти, государственные и муниципальные предприятия, российские и иностранные частные коммерческие и некоммерческие организации, физические лица. Для государства целями социальных инвестиций могут быть повышение национального дохода и уровня (качества) жизни одновременно, для коммерческих структур, иностранных инвесторов и физических лиц — прибыль, для некоммерческих организаций — повышение уровня и качества жизни посредством удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей. Для последних получение прибыли не является целью социального инвестирования. 3

Глава 2. Механизм привлечения социальных инвестиций

Для того, чтобы в субъект Федерации направились социальные инвестиции, региональным властям необходимо провести грамотную и обоснованную политику по их привлечению. Механизм привлечения социальных инвестиций может представлять собой поэтапное решение основных задач инвестором или региональными и местными властями:

1. Определение целей региональной инвестиционной политики

2. Определение источников и структуры государственных социальных инвестиций

3. Методика отбора приоритетных инвестиционных проектов

4. Технология внедрения социальных инвестиций

2.1 Определение целей региональной инвестиционной политики

В осуществлении собственной инвестиционной политики каждый регион России может преследовать самые разнообразные цели. Главная проблема состоит в том, что локальные инвестиционные устремления не должны противоречить установкам внутренней региональной экономической политики и глобальной цели экономического развития страны.

Целями текущей инвестиционной политики для большинства регионов в настоящее время являются: структурная перестройка региональной экономики; достижение экономической самостоятельности и обеспечение экономической безопасности региона; рационализация размещения производительных сил в регионе и укрепление собственной индустриальной базы; выделение приоритетных инвестиционных проектов, исходя из интересов регионального хозяйственного комплекса.

Одно из важнейших требований современности — социальный характер развития экономики регионов.

Социальная сфера экономики становится важнейшим условием экономического подъема страны. Обеспечение необходимого уровня инновационной активности в экономике региона — залог его успешного развития.

Принципами формирования обоснованной региональной инвестиционной политики являются эффективность, структурное равновесие, целенаправленность, общенациональная значимость.

1. Ориентир на эффективное инвестирование. Инвестиции, направляемые в экономику региона, должны приносить прибыль в условиях, ограничиваемых целями каждого конкретного проекта, периодом его реализации, привлекаемыми под него ресурсами. Целесообразно вкладывать средства в проекты, эффективность которых заранее подтверждена, сроки окупаемости невелики, а условия реализации не имеют дополнительных рисков.

2. Стремление к достижению структурного равновесия. В региональной экономике инвестиционные потоки имеют определенные ограничения структурного характера. Каждое структурное соотношение нуждается в установлении некоторых предельных уровней развития или текущего состояния.

3. Целенаправленность инвестирования. Необходимость этого принципа связана с ограниченностью инвестиционных ресурсов. Инвестиции следует направлять на реализацию конечного числа проектов, имеющих конкретное обоснование и практическую пользу.

4. Общенациональная значимость. Проведение инвестиционной политики в регионах (особенно в национальных республиках) не предполагает осуществление той или иной национальной идеологии, оно аккумулирует материализацию корпоративных, групповых и частных интересов сторон, лишь опосредованно представляя собой реализацию интересов общества в целом. Основными условиями реализации инвестиционной политики должны стать концентрация и общая направленность финансовых и иных интересов основных субъектов инвестиционного процесса, их ответственность в принятии решений и реализации тех или иных программ. Формирование такого подхода должны взять на себя региональные органы власти.

2.2 Определение источников и структуры государственных социальных инвестиций

Основными источниками региональных социальных инвестиций являются: государственные инвестиции (федерального и регионального уровня), частные внутренние инвестиции, частные иностранные инвестиции, иностранные государственные и межгосударственные инвестиции.

К государственным инвестициям в регионе относятся:

* средства государственного бюджета развития (федерального и регионального);

* инвестиции государственных предприятий и организаций, министерств и ведомств, внебюджетных фондов, осуществ¬ляемые внеплановой инвестиционной программой;

* налоговые льготы и инвестиционные кредиты, предоставляемые предприятиям и иным экономическим субъектам, а также кредиты государственных финансовых структур.

2.3 Методика отбора приоритетных инвестиционных проектов

Ввиду ограниченности финансовых средств, мобилизуемых на региональное развитие, встает задача отбора инвестиционных проектов для первоочередного финансирования, реализация которых позволяет получить в кратчайший срок максимальный эффект от государственных и частных инвестиций.

При этом выбор таких проектов, называемых приоритетными, производится в рамках ресурсных ограничений — ограничений на объем финансирования в первый год реализации программы. По существу задача отбора приоритетных проектов является задачей выбора наилучшего варианта реализации программы, придает ей необходимую ориентацию в рамках приоритетных целей и в конечном итоге определяет наиболее эффективную стратегию их достижения.

Источники: http://studbooks.net/1952218/ekonomika/investitsii_sotsialnuyu_sferu_munitsipalnogo_obrazovaniya, http://govermedia.plus/article/socialnye-investicii/, http://stud24.ru/economic/investicii-v-socialnuju-sferu/249941-735577-page1.html

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос