Инвестиции на территории российской федерации

Формы осуществления иностранных инвестиций в Российской Федерации

Главная > Реферат >Экономика

1. Иностранные инвестиции: сущность и классификация……. ……………5

1.1 сущность иностранных инвестиций……………………………. …………5

1.2 классификация иностранных инвестиций……………………..…….……..7

1.3 общая характеристика инвестиционной ситуации в России………. …. 13

2. Иностранные инвестиции в экономике России…………………………….15

2.1 структура иностранных инвестиций в России………………. …………..15

2.2 основные страны-инвесторы……………………………………. ………..15

2.3 основные проблемы привлечения иностранных инвестиций
в экономику РФ…………………………………………………………………….16

2.4 возможные формы иностранных инвестиций в российскую экономику…………………………………………………………………………. 17

Список используемых источников……………………………………………..25

Инвестирование сегодня является неотъемлемой частью любой экономики. Инвестиции обеспечивают эффективное развитие частного бизнеса, коммерческих компаний, да и любой страны в целом. Любая коммерческая компания вовлечена в инвестиционную деятельность, которая обеспечивает ей конкурентоспособность на рынке, выживание и развитие на длительном отрезке времени.

Привлечение иностранных инвестиций является объективной необходимостью. Иностранные инвестиции обусловлены международным разделением труда, развитием международных связей, интегрированием национальной экономики в мировом хозяйстве. Они способствуют ускорению экономического и технического прогресса, внедрению новых форм управления, обновлению и модернизации производственного аппарата, активизации конкуренции, развитию малого и среднего бизнеса, подготовке кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики, расширению экспортного потенциала страны, созданию новых рабочих мест, повышению уровня занятости населения, снятию социальной напряженности, повышению конкуренто­способности отечественного производства, решению проблем реформирования экономики.

Являются ли инвестиции эффективным источником, с помощью которого Россия может выйти из экономического кризиса? Крупнейшим
в мире инвестором является США (больше чем в два раза опережает ближайшего конкурента – Великобританию). Эти страны могут преследовать свои геополитические цели по ослаблению России путём захвата наиболее важных отраслей производства. В настоящий момент России необходимы инвестиции, причём было бы хорошо, если бы средства вкладывались в те отрасли, которые переживают наибольший кризис. На практике инвесторов привлекает сырьевая база нашей страны и некоторые не очень значительные отрасли (пищевая, фармацевтическая и т.д.). Самое главное – извлечь как можно больше выгоды для страны, и как можно меньше утратить экономической самостоятельности.

Актуальность выбранной темы не вызывает никаких сомнений: если
в условиях стабильно развивающейся экономики оценка эффективности инвестирования служила, кроме вышеперечисленного, дополнительным способом эффективного использования свободных ресурсов, то в новейших условиях мирового финансового кризиса верная оценка эффективности инвестирования с правильным учетом рисков является для многих предприятий чуть ли не единственным способом выжить в сложившихся рыночных условиях.

В данной работе я хочу осветить следующие вопросы: сущность иностранных инвестиций и их классификация, характеристику инвестиционной ситуации в России и проблемы иностранных инвестиций в России.

Для изучения и анализа данных вопросов использовались периодические издания, статистические данные, статьи финансовых обозревателей, а также другая учебная литература по данной теме.

1. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ:
СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ

1.1 Сущность иностранных инвестиций

Устойчивое развитие экономики любой страны сегодня невозможно без активного участия в мирохозяйственных отношениях. Наряду
с международной торговлей всё большее значение приобретают международные потоки инвестиционного капитала, на основе эффективного сотрудничества между странами.

Об иностранных инвестициях можно говорить в тех случаях, когда иностранный капитал вкладывается в активы национальных компаний
и государств.

В последние годы актуальным стал вопрос привлечения внешнего иностранного капитала в экономику России. Иностранные инвестиции считаются одним из важнейших условий стабилизации и роста экономики страны. Это связано в первую очередь с тем, что финансовые ресурсы фирм ограниченны, а в условиях российской действительности покрыть их недостаток путём привлечения дополнительного национального капитала (различных кредитов, займов и т.д.) достаточно сложно по ряду объективных и субъективных причин, таких, как высокая норма прибыли на вкладываемый капитал, высокий уровень налогообложения и т.д.

Привлечение иностранных инвестиций в страну даёт целый ряд преимуществ, а именно:

страна приобретает возможность дополнительного финансирования крупных инвестиционных проектов;

иностранные инвестиции стимулируют, дают новый импульс развитию и росту внутренних инвестиций;

вместе с финансовыми ресурсами в страну поступает многолетний опыт, который накапливался страной-инвестором на мировом рынке;

приток иностранного капитала в инновационные проекты позволяет стране-реципиенту получить доступ к новейшим технологиям, технике
и передовым методам организации производства;

в том случае, если правительство страны испытывает временные денежные затруднения, хотя при этом увеличивается внешний долг
страны-реципиента;

рост иностранных инвестиций способствует интеграции страны
в мировое хозяйство, что в свою очередь обеспечивает ей устойчивое экономическое развитие.

Современную правовую базу для иностранных инвестиций составляют более 30 законов и указов Президента РФ, главный из них — федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» №160-ФЗ от 9 июля 1999г. Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ. Закон направлен на привлечение и эффективное использование
в экономике РФ иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права. [1]

В соответствии с Федеральным Законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранные инвестиции – это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг
(в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Читайте также  Новые идеи для доходный бизнеса

Иностранный инвестор – это иностранное юридическое лицо, иностранная организация, не являющиеся юридическим лицом, иностранный инвестор и лицо без гражданства, постоянно проживающее за рубежом, а также международные организации и иностранные государства.

В РФ иностранные инвестиции могут осуществляться путём: долевого участия в предприятиях, организациях совместно с юридическими лицами
и гражданами страны; создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам; приобретения имущества, в том числе ценных бумаг; приобретения прав пользования землёй и другими природными ресурсами,
а также иных имущественных прав самостоятельно или с участием юридических лиц или граждан страны; заключения договоров с юридическими лицами и гражданами, предусматривающих иные формы осуществления иностранных инвестиций. [2]

1.2 Классификация иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции можно классифицировать по следующим признакам:

в зависимости от активов, в которые осуществляется вложение капитала на реальные, финансовые и нематериальные. Реальные инвестиции – это вложения в какой-либо долгосрочный проект, связанный с приобретением существующих или новых производственных объектов реальных активов за границей, прямо и непосредственно участвующих в производственном процессе. Финансовые инвестиции – это обретение иностранных ценных бумаг или денежных активов, т.е. это вложения в финансовое имущество, приобретение долговых прав на участие в делах других фирм. Нематериальные инвестиции – это покупка концессий, торговых марок, патентов, лицензий
и других нематериальных прав.

по формам собственности на инвестиционные ресурсы на: государственные, частные (негосударственные) и смешанные инвестиции. Государственные инвестиции представляют собой средства государственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных или межправительственных организаций. Эти средства могут предоставляться
в виде государственных займов, кредитов, грантов, помощи. Частные (негосударственные) инвестиции – это средства частных инвесторов, вложенные в объекты инвестирования, размещённые вне территориальных пределов данной страны. Под смешанными иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые за рубеж совместно государством
и частными инвесторами.

в зависимости от характера использования на: предпринимательские, ссудные инвестиции. Предпринимательские инвестиции представляют собой прямые или косвенные вложения в различные виды бизнеса, направленные на получение тех или иных прав на извлечение прибыли в виде дивиденда. Ссудные инвестиции связаны с предоставлением средств на заёмной основе с целью получения процента.

в зависимости от объекта вложения инвестиций на: прямые иностранные инвестиции, портфельные и прочие инвестиции. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) представляют собой вложения иностранных инвесторов, дающих им право контроля и активного участия в управлении предприятием на территории другого государства. Портфельные инвестиции – это вложения иностранных инвесторов, связанные главным образом
с вложением в ценные бумаги с целью получить или увеличить доходы в форме процентов, дивидендов или разницы биржевых котировок. К ним также относят вложения зарубежных инвесторов в облигации, векселя, другие долговые обязательства, государственные и муниципальные ценные бумаги. Прочие инвестиции представляют собой вклады в банки, торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств, кредиты международных финансовых организаций, прочие кредиты и т. п. [2]

Деление иностранных инвестиций на прямые (ПИИ), портфельные
и прочие является наиболее распространенным в экономической литературе, поэтому данную классификацию следует рассмотреть подробнее.

Что касается прямых иностранных инвестиций, то отличительной чертой этого вида является их производственное назначение, долгосрочность способность обеспечить инвестору управленческий контроль над предприятием.

Закон «Об иностранных инвестициях в РФ» к прямым инвестициям относит: а) приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ; б) вложение капитала
в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; в) осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб.

1.4. Деятельность иностранных инвесторов на территории Российской Федерации

1.4. Деятельность иностранных инвесторов на территории Российской Федерации

Деятельность иностранных инвесторов на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом № 160-ФЗ, другими нормативными актами Российской Федерации, в том числе субъектов Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.

Как уже указывалось, иностранными инвесторами могут быть иностранное юридическое лицо, иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, физические лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, международные организации и иностранные государства.

Иностранные инвестиции – это вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, включая осуществление прямых иностранных инвестиций.

Иностранное юридическое лицо может осуществлять инвестиционную деятельность в Российской Федерации через филиал, созданный на территории Российской Федерации, а также путем создания коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации, выполняет часть функций или все функции (включая функции представительства) от имени создавшего его иностранного юридического лица (далее – головная организация), при условии, что цели создания и деятельности головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам.

Необходимо помнить, что в соответствии со статьей 83 НК РФ и приказом МНС РФ № АП-3–06/124 от 7 апреля 2000 года филиалы и представительства иностранных юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, а также международные организации, созданные на территории Российской Федерации, обязаны встать на учет в налоговых органах.

Читайте также  Конкурсы бизнес идей для школьников

Коммерческой организацией с иностранными инвестициями признается организация, созданная на территории Российской Федерации, в которой иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет не менее чем 10 % доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации только при осуществлении ею реинвестирования. Реинвестирование – осуществление капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации за счет доходов или прибыли иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, которые получены ими от иностранных инвестиций.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями создается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Потеря статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями происходит со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников, и с этого дня инвестор утрачивает правовую защиту, гарантии и льготы, установленные Федеральным законом № 160-ФЗ.

Осуществлять инвестиционную деятельность на территории Российской Федерации иностранный инвестор может в любом виде, не запрещенном законодательством Российской Федерации.

После уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов иностранный инвестор имеет право на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм, а также свободное использование доходов и прибыли для реинвестирования в объекты предпринимательства на территории России.

В целом, иностранные инвесторы осуществляют инвестиции в строительство на тех же условиях, что и российские. Исключение составляет реализация приоритетных инвестиционных проектов, в отношении которых статьей 9 Федерального закона № 160-ФЗ предусмотрены гарантии от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации.

Инвестиционная деятельность в Российской Федерации

«Налоговый вестник», N 12, 1999

1. Правовая основа инвестиционной деятельности

Общие правовые условия инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации определены Законом РФ от 26.06.1991 N 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», с учетом последующих изменений и дополнений.

Инвестиционная деятельность — это вложение инвестиций и совокупность практических действий по реализации инвестиций.

Инвестициями являются денежные средства, банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного социального эффекта.

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, банковские, страховые, посреднические организации и другие участники инвестиционного процесса.

Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.

Инвесторы — это субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование.

Допускается объединение средств инвесторов для осуществления совместного инвестирования.

Основным правовым документом, регулирующим взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор между ними.

Инвестиционная деятельность осуществляется за счет:

собственных финансовых ресурсов инвестора (прибыли, амортизационных отчислений, денежных накоплений и сбережений граждан и юридических лиц, страховых возмещений и др.);

заемных финансовых средств (банковских и бюджетных кредитов, облигационных займов и др.);

привлеченных финансовых средств инвестора (средств от продажи акций, паевых и иных взносов);

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, проведение инвестиционной политики, в частности, осуществляется путем:

прямого управления государственными инвестициями;

введения системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;

предоставления финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;

проведения финансовой и кредитной политики, политики ценообразования, амортизационной политики.

По приоритетным направлениям развития народного хозяйства инвесторам и другим участникам инвестиционной деятельности предоставляются льготы.

В соответствии с законодательством государство гарантирует защиту инвестиций, в том числе иностранных, независимо от форм собственности.

Основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль определены Федеральным законом от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Согласно ст.4 указанного Закона правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам.

Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации, в том числе прямые инвестиции в виде:

приобретения не менее 10% доли (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации;

вложения в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации;

осуществления на территории Российской Федерации финансовой аренды (лизинга) оборудования.

Закон предусматривает гарантии перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу, компенсации при национализации имущества, от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранный инвестор после уплаты налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории Российской Федерации для реинвестирования (осуществления капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности). Иностранный инвестор имеет также право на беспрепятственный перевод за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных сумм в иностранной валюте, в том числе:

доходов в виде дивидендов, процентов и других доходов;

денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории Российской Федерации, по договорам и иным сделкам;

денежных сумм, полученных в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица;

компенсаций, предусмотренных рассматриваемым Федеральным законом.

Инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений.

Читайте также  Иностранные инвестиции в россию обзор

Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, установлены Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Капитальные вложения — это затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно — изыскательские работы и другие затраты.

Объектами капитальных вложений являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества.

Закон определяет права инвесторов, а также обязанности субъектов инвестиционной деятельности, формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе экологической.

Закон устанавливает гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защиту капитальных вложений.

В развитие законодательства Российской Федерации в области инвестиционной деятельности и недропользования принят Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», который действует в редакции Федерального закона от 07.01.1999 N 19-ФЗ.

Закон устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции.

2. Инвестиционная деятельность в налоговом законодательстве

Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться через систему налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот.

Налог на прибыль

В соответствии с п.1 ст.6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы:

направленные предприятиями сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредиту;

направленные предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.

Через данную льготу государство стимулирует направление полученной прибыли не на потребление, а на развитие производства и решение жилищной проблемы.

Согласно п.4 ст.6 указанного выше Закона в первые два года не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство строительных материалов и строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения; в третий и четвертый годы эти предприятия уплачивают налог на прибыль по пониженной ставке при выполнении условий, предусмотренных Законом.

Через эту льготу государство стимулирует деятельность субъектов малого предпринимательства и субъектов инвестиционной деятельности — как инвесторов через предоставление льготы исполнителям, так и самих исполнителей.

Статьей 10.1 Закона РФ N 2116-1 предусмотрен льготный режим налогообложения при исполнении соглашений о разделе продукции.

Статьей 10 этого же Закона предусмотрено освобождение от налога на доход дивидендов, выплачиваемых иностранным юридическим лицам за счет прибыли, полученной при исполнении соглашения о разделе продукции.

Статьей 11 Закона РФ от 28.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» установлен приоритет международных правил налогообложения перед правилами, установленными законом о налоге на прибыль.

Налог на добавленную стоимость

Согласно ст.5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» не облагается данным налогом стоимость работ по строительству жилых домов, производимых с привлечением средств бюджетов всех уровней и целевых внебюджетных фондов, при условии, что эти средства составляют не менее 40% от стоимости работ.

Освобождаются от налога на добавленную стоимость при таможенном оформлении товары, предназначенные для включения в состав основных производственных фондов, ввозимые иностранным инвестором в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями.

Не облагаются налогом обороты между инвестором и оператором соглашения о разделе продукции по безвозмездной передаче товарно — материальных ценностей, необходимых для выполнения работ по указанному соглашению.

Также не облагаются налогом товары, работы, услуги, предназначенные для выполнения работ по соглашению о разделе продукции, в том числе ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации инвестором, оператором соглашения, их поставщиками, подрядчиками и перевозчиками, участвующими в реализации соглашений.

Подоходный налог с физических лиц

В соответствии с Законом РФ от 07.12.1991 N 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» совокупный доход физического лица уменьшается на суммы, направленные на строительство или приобретение жилых домов, садовых домиков, квартир, включая долевое участие в строительстве, в пределах пятитысячекратного размера установленного законодательством минимального размера оплаты труда за трехлетний период.

В совокупный доход физического лица не включаются суммы дивидендов, выплачиваемые предприятиями физическим лицам, в случае их инвестирования внутри предприятия на техническое перевооружение, реконструкцию и (или) расширение производства, включая затраты на научно — исследовательские и опытно — конструкторские работы, строительство и реконструкцию объектов социальной сферы.

Налоговым законодательством предусмотрен ряд льгот участникам соглашений о разделе продукции по акцизам, ресурсным платежам, налогам, поступающим в дорожные фонды.

К сожалению, действующим налоговым законодательством не предусмотрены льготы кредитным организациям, предоставляющим долгосрочные кредиты на финансирование инвестиционной деятельности. Это приводит к тому, что банки предоставляют кредиты только на текущую деятельность и на короткие сроки.

Источники: http://works.doklad.ru/view/ip0psAp2d4I.html, http://econ.wikireading.ru/12184, http://wiseeconomist.ru/poleznoe/30747-investicionnaya-deyatelnost-rossijskoj-federacii

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос