Создание условий для иностранных инвестиций

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Инвестиции – это вложение определенного актива (деньги, силы, время), с дальнейшей перспективой получения прибыли, то есть финансового вознаграждения.

Иностранные инвестиции – это долгосрочные вложения капитала, которые владельцы из других стран направляют в различные отрасли экономики России. Инвестиционный климат в стране и привлекательность объекта инвестирования определяют их объем.

Иностранные инвестиции представляют собой капитальные средства, вывезенные из одной страны и вложенные в различные виды предпринимательской деятельности за рубежом с целью извлечения прибыли или процента.

Согласно закону об иностранных инвестициях – это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории России в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации.

Иностранные инвестиции — это все виды вложений имущественных (денежных) и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории России с целью получения последующего дохода.

В иностранных инвестициях нуждается любая страна в мире, каким бы высоким ни был уровень ее экономического развития. Российская Федерация не является исключением, ей тоже требуется иностранный капитал для решения экономических задач и проведения реформ.

Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства. Привлечение иностранного капитала относится к стратегическим задачам развития российской экономики. Создание благоприятных условий для увеличения притока средств иностранных инвесторов является одним из приоритетных направлений государственной экономической политики в РФ.

ВИДЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Существует ряд признаков, по которым можно классифицировать все инвестиции в целом, в том числе и иностранные.

В зависимости от активов, в которые инвестируется капитал, выделяют:
— реальные;
— финансовые;
— нематериальные иностранные инвестиции.

Реальные инвестиции – инвестирование капитала в реально существующие и действующие проекты. К реальным инвестициям можно отнести вложения в строительство каких-либо объектов, а также инвестирование в образование и медицину.

Финансовые инвестиции — инвестирование капитала путем приобретения ценных бумаг и других денежных активов.

Нематериальные инвестиции – инвестирование капитала путем приобретения нематериальных активов, то есть различных патентов, лицензий, торговых марок и др.

В зависимости от формы собственности выделяют:
— государственные;
— частные;
— смешанные инвестиции.

Государственные инвестиции осуществляются за счет средств государственного бюджета. Выделяются только при официальном решении правительства страны. Представляют собой государственные кредиты, помощь другим странам, а также различные гранты.

Частные инвестиции осуществляются за счет личных средств инвесторов. Представляют собой покупку различных объектов. Смешанные инвестиции осуществляются как государственными, так и частными инвесторами.

В зависимости от объекта вложений выделяют:
— прямые;
— портфельные;
— прочие инвестиции.

Прямые инвестиции – это вложения в акции, ценные бумаги, облигации. Процент приобретаемого капитала составляет более 10% от всех акций конкретного предприятия. Использование прямых инвестиций подразумевает непосредственное участие инвесторов в управлении данным предприятием.

Портфельные инвестиции – это вложения иностранных инвесторов в ценные бумаги. Основное отличие портфельных инвестиций от прямых заключается, в том, что процент приобретаемого капитала составляет менее 10%. Использование такого вида инвестиций не подразумевает активного участия инвесторов в делах компании.

В зарубежной литературе иностранные инвестиции обычно делятся на прямые и портфельные (предпринимательская форма инвестиций). В отечественной литературе дополнительно выделяют прочие иностранные инвестиции (ссудная форма инвестиций). Прочие инвестиции — вклады в банки, торговые кредиты, кредиты правительства иностранных государств, прочие кредиты и т. п. Этот вид иностранных инвестиций занимает более 57% от общего объема инвестиций.

В зависимости от срока, в течение которого инвестор планирует получать прибыль, выделяют:
— краткосрочные (от одного дня до одного года);
— среднесрочные (от одного года до трех лет);
— долгосрочные вложения (более трех лет).

В зависимости от характера использования выделяют:
— предпринимательские;
— ссудные инвестиции.

Предпринимательские инвестиции – это инвестирование капитала в различные виды предпринимательской деятельности. Прибыль достигается путем получения дивидендов.

Ссудные инвестиции отличаются от предпринимательских только видом получаемой прибыли. Здесь прибыль достигается путем получения ссудных процентов.

С точки зрения страны, принимающей капитал, в том числе России, предпочтительнее вложения иностранного капитала в виде прямых инвестиций, так как они не требуют возврата и заинтересовывают инвестора повышать эффективность деятельности компании, в которую они вложены. Портфельные инвестиции, т. е. покупка иностранцами акций и облигаций коммерческих организаций, также может быть источником финансирования производства. Однако портфельные инвестиции очень чувствительны к изменениям конъюнктуры и могут быстро перемещаться из одной страны в другую.

ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

По закону, иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных законодательством РФ. Основными формами иностранных инвестиций являются:
— создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
— долевое участие в капитале предприятий, создаваемых совместно с юридическими лицами либо гражданами РФ;
— приобретение предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений;
— приобретение иных имущественных прав;
— приобретение облигаций, акций, паев и иных ценных бумаг;
— инвестиции в форме государственных займов;
— приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами.

Банки выдают кредиты обычно под предоставление правительственных гарантий. Правительство через аффилированные организации (министерства, специально созданные фонды) выступает гарантом предприятия и выплачивает сумму кредита иностранному инвестору в случае невозврата.

Объектами инвестиционной деятельности являются:
— недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права;
— вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях;
— ценные бумаги;
— права на интеллектуальные ценности;
— научно-техническая продукция;
— целевые денежные вклады.

Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ осуществляется Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 106-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, другими законами и правовыми актами, а также международными договорами.

РОЛЬ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Приоритетное значение среди различных форм иностранных инвестиций имеют прямые инвестиции, так как они оказывают существенное воздействие на национальные экономики и международный бизнес в целом. Роль прямых иностранных инвестиций заключается:
— в содействии общей социально-экономической стабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу (в отличие от спекулятивных и нестабильных портфельных инвестиций, которые могут быть внезапно выведены с негативными последствиями для национальной экономики);
— в способности активизировать инвестиционные процессы в силу присущего инвестициям мультипликативного эффекта;
— в сочетании переноса практических навыков и квалифицированного менеджмента со взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные рынки;
— в способности при правильных организации, стимулировании и размещении ускорить развитие отраслей и регионов;
— в активизации конкуренции и стимулировании развития среднего и малого бизнеса;
— в стимулировании развития производства экспортной продукции с высокой долей добавленной стоимости, инновационных товаров и производственных технологий, управления качеством, ориентации на потребителя;
— в содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширению налоговой базы.

Факторы определяющие инвестиционную привлекательность

Положительную роль в привлечении иностранных инвестиций играют следующие факторы:
— богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы (лес, нефть, газ, уголь, полиметаллы, алмазы и др.);
— огромный внутренний рынок;
— относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;
— отсутствие серьезной конкуренции со стороны российских производителей;
— кадры с достаточно высоким уровнем базового образования, способные к быстрому восприятию новейших технологий в производстве и управлении;
— возможность получения быстрой сверхприбыли.

Главным фактором, снижающим инвестиционную привлекательность российского рынка, подавляющее большинство инвесторов считают коррупцию.

Другим существенным фактором, сдерживающим инвестиционную активность иностранных инвесторов, являются административные барьеры, значительно увеличивающие издержки ведения бизнеса. Бюрократическая волокита при оформлении необходимых разрешений, лицензий, заключений, виз и других документов значительно осложняет хозяйственную деятельность и увеличивает сроки реализации инвестиционных проектов.

Еще одним негативным фактором является несовершенство законодательной базы и правоприменительной практики.

Также не способствует инвестиционной привлекательности неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система коммуникаций, гостиничный сервис.

Преимущества и недостатки иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции имеют следующие преимущества по сравнению с другими видами международной экономической помощи:
1. Иностранные инвестиции способствуют развитию эффективных интеграционных процессов, включению национальной экономики в мировое хозяйство, благоприятствуют и способствуют умелому использованию преимуществ международного разделения труда, глобализации, нахождению и освоению эффективных ниш в системе мирового хозяйства.
2. Дополнительный источник капитала, существенно увеличивающий ресурсы страны для обновления и расширения основного капитала, реализации инвестиционной политики, обеспечивающий подъем и развитие национальной экономики, насыщение рынка конкурентоспособными товарами и услугами.
3. Иностранные инвестиции побуждают к овладению и закреплению опыта функционирования рыночной экономики, освоению присущих ей правил игры.
4. Служат источником средств для внедрения прогрессивных технологий, ноу-хау, современных методов управления и маркетинга.
5. Иностранные инвестиции сближают условия функционирования капитала в стране с общепринятыми в мире и ускоряют процесс формирования благоприятного инвестиционного климата, как для отечественных, так и для иностранных инвесторов, что в свою очередь порождает уверенность иностранного инвестора в возврате вложенных средств с достаточной прибыльностью.
6. Способствуют обучению персонала, эффективно использующего новые технологии, рыночные механизмы, осваивающего международный опыт.
7. Способствуют расширению ассортимента выпускаемой продукции.
8. Способствуют расширению экспорта и поступления иностранной валюты.
9. Не увеличивают внешнего долга страны, а напротив, способствуют получению средств для его погашения.
10. Увеличивают объем налоговых поступлений, позволяющих расширить государственное финансирование социальных и других программ.
11. Способствуют повышению уровня жизни и покупательной способности населения.

Читайте также  Реальные инвестиции в материальные активы

Вложения иностранных капиталов могут оказывать на экономику принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия. Как показывает международная практика, к отрицательным последствиям привлечения иностранного капитала можно отнести:
— подавление местных производителей и ограничение конкуренции;
— усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;
— репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что ухудшает состояние платежного баланса принимающей страны;
— увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов;
возможная деформация структуры национальной экономики;
— упадок традиционных отраслей национальной экономики;
— ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР вследствие ввоза иностранной технологии, что, в конечном счете, может привести к усилению технологической зависимости;
— ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов.

Разумеется, все перечисленные выше преимущества и недостатки иностранных инвестиций не реализуются автоматически, а существуют лишь в потенции. Поэтому принимающие страны должны проводить разумную политику регулирования иностранных инвестиций, которая позволяла бы в полной мере использовать их положительные эффекты и устранять или минимизировать отрицательные.

Основные условия привлечения иностранных инвестиций на территории свободных экономических зон

Основным преимуществом СЭЗ по сравнению с другими формами сотрудничества является создание благоприятных условий, такие как нало­говые льготы, упрошенный порядок въезда и выезда, отсутствие админи­стративных барьеров и т.д.

Существуют некоторые подходы (критерии) оценки экономических условий притока иностранных инвестиций, которые определяют междуна­
родные эксперты, и согласно которым, показатели экономики Таджики­стана, не являются удручающими.

Одним из таких подходов является рейтинг стран относительно доли «теневой экономики» и степени коррумпированности экономики. Так, Таджикистан ио этому рейтингу находится наряду с такими странами как Афганистан и Пакистан и, по последним данным, занимает 6-е место в ми­ре с 1,8 баллами. [37]

Большинство экономистов придерживаются также подхода оценки предпринимательского риска по странам мира. Оценка осуществляется по основным показателям риска, таких, как политическая стабильность, тем­пы экономического роста, размеры внутреннего рынка, внешний долг, конвертируемость национальной валюты и возможность вывоза прибыли, темны инфляции, развитие инфраструктуры, правовая защита и некоторые другие. Выводятся средневзвешенные значения этих показателей, и дается оценка по 100 бальной шкале, по итогам которых Таджикистан имел 86 баллов. [38]

Индекс развития человеческого потенциала является сводным пока­зателем человеческого потенциала. С его помощью измеряется средний уровень достижения страны в трех элементах развития человеческого по­тенциала: средней продолжительности жизни, долей грамотного взрослого населения, совокупной долей учащихся, и ВВП на душу населения. По по­следним данным Республика Таджикистан по этому индексу среди стран мира занимает 113 место. [39]

Почти все существующие рейтинговые системы имеют одну особен­ность: с их помощью дается информация о созданных условиях для ино­странных инвестиций в различных государствах. Однако, рассматривая по­зицию Таджикистана в системе рейтинговых оценок, можно констатиро­
вать, что инвестиционный .климат является неблагоприятным, не стимули­рующий деятельность иностранных инвесторов. Поэтому, экономические реформы требуют всецелой и устойчивой приверженности правительства страны идее создания необходимых условий для привлечения иностран­ных инвестиций путем формирования СЭЗ.

Выгодное географическое положение это не единственное преиму­щество инвестиционной привлекательности СЭЗ. СЭЗ имеют хорошо раз­витую производственную и сервисную инфраструктуру. В их границах на­ходятся свободные производственные, складские и офисные площади, ос­нащенные инженерно-техническими коммуникациями, тепло- и энергоре­сурсами.

Резиденты СЭЗ имеют возможность пользоваться телефонной (в т.ч. мобильной), модемной и факсимильной связью. Наличие многоотраслевой производственной инфраструктуры, транспортного обеспечения, земель­ных участков, пригодных для нового строительства в районах перспектив­ной промышленной застройки, подготовленной и сравнительно дешевой рабочей силы — все это выгодно отличает СЭЗ и делает их привлекатель­ными для потенциальных инвесторов.

Привлечение иностранных и отечественных инвестиций, технологий, менеджмента для создания и развития на территории СЭЗ современных производств, обеспечения благоприятных условий экономического разви­тия это основные задачи СЭЗ.

Как уже было сказано, при создании СЭЗ устраняются администра­тивные барьеры, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы в Тад­жикистане. Следствием этого становиться то, что объем иностранных ин­вестиций, остается на низком уровне по сравнению с экономическим по­тенциалом страны, с ее большой потребностью в капитале. Причина в том, что зарубежные инвесторы сталкиваются в Таджикистане с множеством препятствий, которые, прежде всего, связаны с характером национальной
правовой системы и реализацией права в административной практике. К сожалению, сложившаяся в Таджикистане административная практика, не способствует установлению отношений сотрудничества, основанных на доверии, то есть не побуждает и нс мотивирует иностранных инвесторов вкладывать свой капитал в экономику Таджикистана. Часто исполнитель­ные органы не следуют законам и международным договорам, заключен­ные в Таджикистане. В частности, это происходит тогда, когда предметом этих нормативных актов является сокращение перечня документов, необ­ходимых для регистрации компании.

Можно привести также факты относительно нарушений прямого вмешательства в деятельность предприятий с иностранными инвестиция­ми. Так, СП «ВТ Инвест» в 2002 году не могло функционировать, посколь­ку Хукуматы Бешкентского и Кабодиснского районов препятствовали вы­возу хлопка. Недостатки в управлении государственной собственностью на данном предприятии, обусловили рост убытков совместного предприятия «Зарафшон», где при снижении мировых цен на золото и сокращении про­изводства сохранились высокие накладные расходы. В 2002 году это пред­приятие снизило производство на 5,7 млн. сомони по сравнению с преды­дущим годом. [40] Поэтому первым шагом по пресечению подобных дейст­вий могло бы стать создание СЭЗ, с созданием которых автоматически устраняются административные барьеры.

На иностранных инвесторов СЭЗ распространяется система государ­ственных гарантий инвестиций.

Иностранные инвесторы особенно чувствительны к тому, какие ус­ловия существуют на территории СЭЗ для свободного маневра капиталом и обычно выделяют такие вопросы, как государственное регулирование, эффективность государственных институтов, состояние инфраструктуры и налоговые льготы. Ключевое значение придается факторам, влияющие на

правовой системы и реализацией права в административной практике. К сожалению, сложившаяся в Таджикистане административная практика, не способствует установлению отношений сотрудничества, основанных на доверии, то есть не побуждает и нс мотивирует иностранных инвесторов вкладывать свой капитал в экономику Таджикистана. Часто исполнитель­ные органы не следуют законам и международным договорам, заключен­ные в Таджикистане. В частности, это происходит тогда, когда предметом этих нормативных актов является сокращение перечня документов, необ­ходимых для регистрации компании.

Можно привести также факты относительно нарушений прямого вмешательства в деятельность предприятий с иностранными инвестиция­ми. Так, СП «ВТ Инвест» в 2002 году не могло функционировать, посколь­ку Хукуматы Бешкентского и Кабодиснского районов препятствовали вы­возу хлопка. Недостатки в управлении государственной собственностью на данном предприятии, обусловили рост убытков совместного предприятия «Зарафшон», где при снижении мировых цен на золото и сокращении про­изводства сохранились высокие накладные расходы. В 2002 году это пред­приятие снизило производство на 5,7 млн. сомони по сравнению с преды­дущим годом. [41] Поэтому первым шагом по пресечению подобных дейст­вий могло бы стать создание СЭЗ, с созданием которых автоматически устраняются административные барьеры.

На иностранных инвесторов СЭЗ распространяется система государ­ственных гарантий инвестиций.

Иностранные инвесторы особенно чувствительны к тому, какие ус­ловия существуют на территории СЭЗ для свободного маневра капиталом и обычно выделяют такие вопросы, как государственное регулирование, эффективность государственных институтов, состояние инфраструктуры и налоговые льготы. Ключевое значение придается факторам, влияющие на
размер издержек производства, и среди них — стоимость рабочей силы и ее соотношение со средним уровнем квалификации работников и производи­тельностью труда.

Совокупность всех этих факторов определяет состояние инвестици­онного климата СЭЗ. Однако в значительной степени она формируется под влиянием управленческой деятельности государственных органов СЭЗ. С этих позиций можно говорить о том, что каждая страна, создавшая СЭЗ, открыта для приема иностранного капитала, располагает системой усло­вий, подразумевая под этим проірамму СЭЗ, совокупность правовых ак­тов и государственных институтов, выполняющие государственную поли­тику в отношении иностранных инвестиций.

Для улучшения инвестиционного климата и создания условий для иностранных инвестиций в СЭЗ большое значение приобретает государст­венное регулирование. Роль государства в создании и развитии СЭЗ не должно сводиться к нулю, а наоборот, должно усилиться, потому, что их создание требует больших инвестиций и является хлопотным делом. По­этому полное устранение государственного регулирования нерационально и ключевые отрасли остаются под непосредственным контролем государ­ства (оборонная промышленность, энергетика, связь, транспорт и т.п.).

Благоприятные условия для иностранных инвестиций в СЭЗ можно создать с помощью комплекса юридических норм, содержащихся в:

— Законе «О свободных экономических зонах»;

— программе о СЭЗ;

— страховых полисах при страховании инвестиций.

Первым шагом при создании СЭЗ является принятие соответствую­щих нормативно-правовых актов, в том числе, и программы развития СЭЗ.

В Республике Таджикистан Закон «О свободных экономических зо­нах» [42] был принят только 17 мая 2004 года за №24. Согласно данному за­
кону, СЭЗ создаются в целях эффективного вовлечения экономики респуб­лики и её отдельных регионов в мировое экономическое сообщество, обес­печения благоприятных условий для привлечения иностранных инвести­ций, технологий и управленческого опыта, развития экономического по­тенциала территории на базе интеграции иностранных инвестиций с мате­риальными и денежными средствами отечественных предприятий и орга­низаций, основанные на многообразии форм собственности, создания со­временной производственной и социальной инфраструктуры, насыщения внутреннего рынка продукцией и товарами потребительского и производ­ственного назначения, повышения занятости и уровня жизни населения.

При анализе данного Закона, нами выявлено, что в нем не четко сформулирован порядок создания СЭЗ. Только ст. 5 указанного Закона указывает лишь то, что СЭЗ создаются решением правительства в соответ­ствии с государственной программой создания и развития зон и настоящим Законом, и имеют самостоятельный бюджет.

Финансирование создания и развития СЭЗ в Таджикистане должно производиться за счет средств бюджета зоны, в том числе производствен­ной, транспортной и иной инфраструктуры.

Читайте также  Идеи для бизнеса новогодние товары

Государственная регистрация субъектов СЭЗ в Республике Таджики­стан осуществляется в соответствии с законодательством. Учетная регист­рация их филиалов и представительств осуществляется администрацией СЭЗ в порядке, установленное Положением о СЭЗ. Здесь хотелось бы от­метить, что необходимо уточнить порядок государственной регистрации субъектов СЭЗ, поскольку, в соответствии с настоящим законодательст­вом, этот процесс имеет очень много бюрократических проволочек. Дан­ная ситуация, может тормозить приток иностранных инвесторов на терри­торию СЭЗ. Поэтому, необходимо при корректировке Закона «О свобод­ных экономических зонах» или при разработке Программы СЭЗ, упростить
порядок регистрации субъектов СЭЗ, что уменьшит преграды на пути при­тока иностранного капитала.

Согласно Закону «О свободных экономических зонах» в республике устанавливаются особые таможенный, финансово-валютный и налоговый режимы, упрошенный порядок въезда, пребывания и выезда резидентов и нерезидентов, определяемые Положением о СЭЗ, иные режимы, направ­ленные на привлечение инвестиций, стимулирование развития предприни­мательства и социально-экономического развитие СЭЗ.

Для обеспечения указанного режима уполномоченными государст­венными органами республики в установленном порядке создаются под­разделения таможенных и налоговых служб в этих зонах. Кроме этого, действует особый таможенный режим, который предусматривает полную и частичную отмену таможенной пошлины при ввозе товаров в СЭЗ, упро­шенный порядок перемещения товаров и транспортных средств через гра­ницы СЭЗ, отмену мер нетарифной политики. Однако конкретные льготы на территории СЭЗ устанавливаются Правительством Республики Таджи­кистан.

Статья 14 данного Закона гласит, что юридические и физические ли­ца, зарегистрированные в установленном порядке на территории СЭЗ, в соответствии с налоговым законодательством Республики Таджикистан, частично или полностью освобождаются от налогов на период их деятель­ности в зоне. На прибыль и доходы субъектов СЭЗ, полученные в процессе деятельности в зоне, и, направленные в производственную сферу других регионов, сохраняются льготы по налогообложению, предусмотренные за­конодательством Республики Таджикистан. Однако нет никакой корректи­ровки налогового кодекса относительно льгот для субъектов СЭЗ.

Главное при создании СЭЗ, не столько добиться льгот и преферен­ций, хотя это тоже важно и нужно, сколько создать механизм реальных продвижений иностранных инвестиций на эту территорию, создание мяг­
кого инвестиционного климата, для чего, на наш взгляд, необходимо: во- первых, передача на места из центра различных бюрократических услуг в той или иной области деятельности; во-вторых, создание различных ин­ститутов и систем взаимодействия между ними, что привлекало бы ино­странные инвестиции на территорию и помогало бы их осваивать; в- третьнх, льготные условия для предоставления финансирования развития региональной инфраструктуры.

В Законе Республики Таджикистан не упоминается о формах осуще­ствления деятельности в СЭЗ в отличие от других стран, которые оговари­вают это в своих законах.

Таким образом, анализируя правовую основу СЭЗ в Таджикистане, становится ясно, что она до конца не разработана и требует дополнитель­ной доработки. В законе нет точных формулировок, например, по льготам в отличие от других стран, которые конкретно оговаривают это в своих за­конах о СЭЗ. Как стало известно по опыту различных стран, льготы и оп­ределенные режимы устанавливаются для СЭЗ в соответствии со специфи­кой каждого региона. Поэтому Таджикистану необходимо при создании СЭЗ учитывать приоритетность созданной СЭЗ для экономики региона и, исходя из этого, определять для таких территорий льготы.

Принятие Закона «О свободных экономических зонах» и корректи­ровка в соответствии с ним законодательно-нормативных актов в области таможенного, валютного, налогового регулирования облегчит функциони­рование СЭЗ в Таджикистане, даст возможность решить давно назревшие вопросы организационно-экономического характера и позволит надеяться на то, что СЭЗ займут достойное место в экономике республики.

Проведенный анализ недостатков и упущений законодательно­правового обеспечения создания СЭЗ в Республике Таджикистан позволя­ет разработать ряд рекомендаций, которые могут быть использованы при формировании законодательства по реіулмрованию процессов СЭЗ.

Во-первых, определения основных понятий, которые используются в законодательных и нормативно-правовых документах, должны быть чет­кими и непротиворечивыми.

Во-вторых, в Законе «О свободных экономических зонах» общего порядка целесообразно отражать:

— общие условия и порядок создания, функционирования и ликвида­ции СЭЗ;

— полномочия, права, обязанности и ответственность государствен­ных органов управления, осуществляющих функции государственного управления процессами СЭЗ;

— возможные организационно-правовые формы органов управления самими СЭЗ;

— источники формирования финансовых средств;

— перечень, условия, порядок и диапазон предоставления возможных

В-третьих, в целях совершенствования Закона Республики Таджики­стан «О свободных экономических зонах» рекомендуется:

— конкретизируется его общие положения с учетом условий и осо­бенностей создания СЭЗ;

— отражать общие вопросы непосредственно касающиеся органов управления СЭЗ;

— устанавливать конкретные виды льгот, их размеры и условия пре­доставления.

Таким образом, сделан вывод о том, что СЭЗ имеют более благопри­ятное условие и способствуют активизации инвестиционного процесса.

Одним из наиболее значимых препятствий в практике инвестирова­ния является налоговое и таможенное законодательство, в частности, не­удовлетворенный механизм его правового регулирования и применения. Так, неважная ситуация складывается с импортом. Вроде здесь либерали­
зованы такие процедуры, как налоговые и таможенные, но согласно до­полнительным инструкциям, одновременно с 5% таможенным налогом на стадии таможенного оформления взимается и 20% НДС. Это создает ино­гда сложные проблемы для компаний импортеров. Например, душанбин­ская табачная фабрика импортировала из КНР технологическое оборудо­вание для выпуска сигарет высшего класса. Однако из-за отсутствия де­нежных средств компаниябыла не в состоянии оплатить НДС, и более 14 месяцев данное оборудование пролежало на складах таможни.

Сложившаяся система налогообложения, заставляет предприятия с участием иностранных инвестиций, во-первых, уйти в теневую экономику (в Таджикистане, согласно официальной статистике, 25% ВВП произво­дится в теневой экономике); [43] во-вторых, увеличить недоплаты, бухгалтер­ские ухищрения по скрытию доходов. Создание точечных зон на отдель­ных территориях республики сможет снижать налоговое бремя.

Хотелось бы отметить, что в СЭЗ резиденты имеют особый порядок регулирования предпринимательской деятельности, уплачивают ограни­ченное количество налогов. Кроме того, по ряду налогов предоставляются преференции по сравнению с общереспубликанским налоговым режимом.

Па территории СЭЗ администрация имеет право устанавливать мест­ные налоги, сборы и пошлины. Регистрация резидентов (субъектов пред­принимательской деятельности) в СЭЗ осуществляется в большинстве слу­чаев на конкурсной основе. Необходимым условием для такой регистрации является договор с администрацией об условиях предпринимательской деятельности на данной территории.

К основным льготным особенностям осуществления предпринима­тельской (хозяйственной) деятельности резидентов СЭЗ относятся финан­совое и валютное регулирование, осуществление банковской и страховой деятельности, отсутствие ограничений на привлечение иностранного ин­
женерно-технического и управленческого персонала, упрощенная система въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.

В отношении взимания таможенных пошлин, налогов и применения мер экономической политики СЭЗ могут рассматриваться, как находящие­ся в таможенном режиме свободной таможенной зоны. При ввозе и вывозе иностранных и отечественных товаров на ее территорию налоги, таможен­ные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление не взи­маются и меры экономической политики не применяются. Ставки налогов должны быть более низкими по сравнению с теми налогами, которые взи­маются на других частях данного государства. Помимо этого, на террито­рии СЭЗ:

— гарантируется свобода личности;

— не допускаются дискриминация и другие незаконные ограничения прав субъектов хозяйствования;

— не допускаются принудительная национализация, реквизиция, либо аналогичные по своему действию меры, за исключением временного пре­кращения вывоза инвестируемой собственности с территории свободной экономической зоны, до погашения инвестором задолженности по обяза­тельствам.

Одновременно в СЭЗ открываются большие возможности для значи­тельного расширения форм иностранных инвестиций. Это происходит в русле общего процесса совершенствования организационных форм хозяй­ственной деятельности в стране. Кроме этого, в СЭЗ существует возмож­ность создания совместных предприятий в виде акционерных обществ, создания предприятий, полностью принадлежащие иностранным инвесто­рам, приобретать права пользования землей и другими природными ресур­сами.

Эффективное использование иностранных инвестиций возможно в случае, если предприятия с участием иностранного капитала на террито­
рии СЭЗ будут поставлены в равные условия со всеми хозяйствующими субъектами зоны. Это позволит оперативно устанавливать экономические связи, создавать конкурентную среду и развивать предпринимательство в СЭЗ.

Помимо внутреннего законодательства существуют также междуна­родные договора и соглашения, способствующие формированию и разви­тию СЭЗ. В мировой практике применяют двусторонние типовые соглаше­ния о ликвидации двойного налогообложения, о взаимной защите и под­держке иностранных инвестиций, способствующие созданию и развитию СЭЗ.

В двусторонних соглашениях стараются расширить «набор гаран­тий» и усилить их значимость, придав им нс декларативный, а вполне оп­ределенный характер, обязательный для обеих стран к исполнению.

Заключение соглашений по защите инвестиций расширяет возмож­ности иностранных инвесторов по страхованию инвестиций. В соглашени­ях содержится положение о признании договаривающимися сторонами пе­редачи прав (суброгации) инвесторов уполномоченным страховым орга­нам или государству, в случае выплаты инвесторам страхового возмеще­ния по некоммерческим рискам (при экспроприации имущества, ущербе военных действий и др.).

Страхование инвестиций позволяет в определенной степени смяг­чить негативные последствия в СЭЗ такого сдерживающего фактора, как экономическая и политическая нестабильность.

Количество соглашений, заключаемые Республикой Таджикистан с различными странами об устранении различных барьеров на пути привле­чения иностранного капитала постоянно растет, и это свидетельствует о наличии тенденции Таджикистана к либерализации условий иностранного инвестирования, что способствует процессу формирования СЭЗ в эконо­мике.

С учетом вышеизложенного, представляется, на современном этапе работа по привлечению иностранных инвестиций на базе создания СЭЗ в Республике Таджикистан, при которой необходимо учитывать следующие тенденции:

1. Рассматривая позицию Таджикистана в системе рейтинговых оценок, можно констатировать, что инвестиционный климат является не­благоприятным, не стимулирующий деятельность иностранных инвесто­ров. Поэтому, экономические реформы требуют всецелой и устойчивой приверженности правительства страны идее создания необходимых усло­вий для привлечения иностранных инвестиций путем формирования СЭЗ.

2. Главное при формировании СЭЗ — создание механизма реаль­ных продвижений иностранных инвестиций, создание мягкого инвестици­онного климата. Для этого необходимо: во-первых, передача на места из центра различных бюрократических услуг в той или иной области дея­тельности; во-вторых, создание различных институтов и систем взаимо­действия между ними, что привлекало бы иностранные инвестиции на тер­риторию и помогало бы их осваивать; в-третьих, льготные условия для предоставления финансирования развития региональной инфраструктуры.

Читайте также  Частный бизнес идеи с чего начать

3. Анализируя правовую основу СЭЗ в Таджикистане, становится ясно, что она до конца не разработана и требует дополнительной доработ­ки. В законе нет точных формулировок относительно льгот в отличие от других стран, которые конкретно оговаривают это в своих законах о СЭЗ. Как стало известно по опыту различных стран, льготы и определенные ре­жимы устанавливаются для СЭЗ в соответствии со спецификой каждого региона. Поэтому, Таджикистану необходимо при создании СЭЗ учиты­вать приоритетность созданной СЭЗ для экономики региона и, исходя из этого, определять для таких территорий льготы.

4. Принятие Закона «О свободных экономических зонах» и кор­ректировка в соответствии с ним законодательно-нормативных актов в об­
ласти таможенного, валютного, налогового регулирования облегчит функ­ционирование СЭЗ в Таджикистане, даст возможность решить давно на­зревшие вопросы организационно-экономического характера и позволит надеяться на то, что СЭЗ займут достойное место в экономике республики.

5. В СЭЗ резиденты имеют особый порядок регулирования пред­принимательской деятельности, уплачивают ограниченное количество на­логов. Кроме того, по ряду налогов предоставляются преференции по сравнению с общереспубликанским налоговым режимом.

На наш взгляд, в основу создаваемой системы условий в СЭЗ для иностранных инвестиций должны лежать следующие положения:

— распространение на иностранные инвестиции основных принципов национального режима капиталовложений;

— усиление рыночных методов регулирования иностранных инвести­ций;

— надежное правовое обеспечение иностранных инвестиций, и, эф­фективно действующая система соответствующих государственных орга­нов.

Анализ иностранного инвестирования в России

Условия для иностранного инвестирования в России

В настоящее время можно утверждать, что в России сложились неблагоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций. Это обусловлено плохим инвестиционным климатом в целом, нестабильной политической ситуацией и сохраняющейся опасностью очередного передела собственности, плохо развитой инфраструктурой (финансовой, транспортной, сервисной, в области связи). Высокие налоги, правовая незащищенность и нерешенность многих вопросов собственности не способствуют инвестициям вообще, а иностранным в особенности.

Одна из главных причин низкой активности иностранных инвесторов — неспособствующая иностранным инвестициям политика государства, отсутствие для них режима наибольшего благоприятствования, который создан во многих развивающихся странах и дает высокий эффект. Иностранных инвесторов отпугивает непоследовательность экономической политики государства, постоянное изменение «правил игры».

При принятии законов и других решений, касающихся иностранных инвестиций, превалирует не столько желание создать благоприятные условия для них, сколько боязнь, что иностранные компании внедряться в важные сектора российской промышленности.

Чрезвычайная зарегулированность государством экономических отношений — одно из важных препятствий на пути иностранных инвестиций. Эта зарегулированность заключается не столько в количестве регулирующих актов (в некоторых западных странах их не меньше), а в возможностях чиновника принимать субъективные решения (поскольку многие законы и акты — не прямого действия) и нерешенности вопросов собственности (прежде всего на недвижимость). Это приводит во-первых, к неопределенности — что можно делать и на что можно рассчитывать, а что нельзя; во-вторых — необходимости большого количества согласований и разрешений. Кроме того, еще не образовался «конвейер» по решению в государственных органах многих стандартных вопросов, в результате чего это требует дополнительных усилий и времени. [9, c. 17]

Сложилась ситуация, когда одним из основных условий реализации любого сравнительно крупного проекта стала поддержка на правительственном или региональном уровне.

Некоторые регионы предоставляют налоговые льготы иностранным компаниям. Однако эти льготы обычно обставлены такими условиями, которые ставят инвестора в зависимость от субъективных действий чиновников и выполнение которых требует значительных усилий и расходов. Размер «привилегий» напрямую зависит от объемов инвестиций. Общее правило таково — чем значительнее сумма вложений, тем большими льготами пользуется инвестор [6, c. 5]. В Московской области для получения хоть каких-то налоговых послаблений объем инвестиций должен превышать 1 млн. долларов. [10, c. 13]

Еще одна сложность масштабных инвестиций в модернизацию производства заключается в том, что иностранной компании приходится работать с предприятиями, которые зачастую не имеют нормального финансового обслуживания, не располагают квалифицированными (для работы в рыночных условиях) менеджерами, не проводят маркетинга и не имеют современных сбытовых структур. Все это иностранная фирма (помимо инвестиций в модернизацию производства) должна создавать самостоятельно. Поэтому часто выгоднее купить предприятие аналогичного профиля в одной из западных стран или построить новое предприятие в развивающейся стране, где иностранному инвестору предоставляются разнообразные льготы.

Компании, внедряющиеся на зарубежный рынок, осуществляют крупные инвестиции обычно лишь после успешной реализации небольших пробных проектов. В России, выполняя такие проекты, иностранные компании постоянно сталкиваются с непредсказуемыми изменениями ситуации (изменение законодательства и регулирующих актов, нарушение договоров, зависимость от субъективных решений местной администрации). Поэтому даже успешное выполнение конкретного проекта не создает впечатления того, что успех будет сопутствовать компании и в других проектах. В результате иностранная фирма часто не рискует наращивать инвестиции в России.

Как уже отмечалось ранее, основная проблема, резко ограничивающая заинтересованность иностранных инвесторов — это нестабильная политическая ситуация, не позволяющая рассчитывать на полный возврат вложенных средств в будущем. Политический риск в России в настоящее время может быть оценен как весьма серьезный и трудно поддающийся прогнозированию. Процессы либерализации и перестройки, начавшиеся в 1991 году, не только не завершились, но даже не перешли в состояние, когда можно хоть с какой-либо уверенностью сказать о тенденции их дальнейшего развития.

Неопределенная социально-политическая ситуация повышает степень вероятности возникновения форс-мажорных обстоятельств, которые возникают в результате событий, неконтролируемых участвующими в проекте сторонами, что является немаловажным фактором отрицательно влияющим на принятие инвестором решения об инвестировании средств. К таким событиям относятся забастовки рабочих, экспроприация собственности, социальные и политические волнения, а также стихийные бедствия, военные действия, катастрофы и т.д. Форс-мажорные обстоятельства влияют на такие ключевые виды услуг, как поставка и транспортировка сырья и готовой продукции. Единственным способом защиты от возникновения подобного рода рисков является страхование каждого конкретного риска частными или государственными страховыми компаниями.[13]

Еще одним специфическим для России видом риска является риск превышения сметной стоимости проекта, который заключается в возможности превышения реальных затрат над первоначально запланированными. Этот случай вызывает существенные трудности в проектном кредитовании, поскольку в нем ожидаемые поступления, которые должны покрыть операционные расходы и использоваться для погашение кредита, зависят от предполагаемой стоимости проекта. Пока не оплачены счета по строительству, объект является незавершенным и проект не зарабатывает средства для выплаты долга. Такое положение ставит под угрозу весь проект. Превышение расходов создает большие сложности для кредиторов, поскольку приходится авансировать дополнительные средства. Одной из причин превышения сметной стоимости являются задержки, которые приводят к тому, что в течение определенного срока одновременно происходит начисление процентов по кредиту и отсрочка начала производственной деятельности проекта. Если отсрочка происходит в течение достаточно длительного периода времени, то стоимость материалов и рабочей силы возрастает пропорционально росту инфляции. Сюда же можно отнести еще одну серьезную проблему, с которой сталкиваются иностранные инвесторы, связаную со всевозможными задержками и простоями в реализации проекта, непозволяющими закончить его в срок. Данная ситуация усугубляется тем, что местные подрядчики и производители не дают никаких гарантий завершения работ в срок, а если и существует какой-либо договор, то реально он связывает их обязательствами только на бумаге. В случае же возникновения простоев иностранный инвестор и инициатор проекта не имеют практически никаких шансов реализовать свои права в суде, так как большинство простоев зачастую вызваны не по вине самих российских партнеров, а из-за несвоевременной поставки сырья, строительных материалов и т.д., и для того, чтобы доказать вину одной из сторон требуется значительное количество времени, что затягивает судебный процесс на длительный срок и делает его бессмысленным и обременительным.

Риск превышения сметной стоимости преодолевается (либо минимизируется) различными путями среди которых: привлечение дополнительного инвестора; привлечение дополнительных кредитов; фиксирование цен в контрактах; получение дополнительной гарантии, продлевающей срок кредита; поручительские счета инвесторов и пр.[13]

Еще одним серьезным недостатком российского рынка, отталкивающим многих иностранных инвесторов является невозможность использования в полном объеме преимуществ метода проектного финансирования, пользующегося большим доверием и популярностью за рубежом. При осуществлении проектов на российском рынке иностранным инвесторам приходится делать значительные отступления от обычного использования этого метода и соглашаться на предоставление инвестиций при наличии серьезных рисков и отсутствии необходимых условий.

Перечисленные выше отступления от практики являются чрезвычайно серьезными и делают результаты анализа и модель движения средств неработающими на практике в полную силу, давая лишь чисто иллюзорное представление о возможности осуществления проекта. В связи с этим иностранные инвесторы редко идут на осуществление проекта в чистом виде, так как окупаемость проекта начинается через несколько лет после осуществления самого проекта и начала реализации продукции, производимой в соответствии с ним. Чаще всего используется некий смешанный вариант, при котором начало осуществления проекта и первые поступления практически совпадают, т.е. проект начинает окупаться за счет продаж уже существующей продукции, на которую выделены квоты.

Таким образом, можно говорить о том, что зачастую решение иностранных инвесторов осуществлять инвестиции в России является не обдуманным шагом, принятым на основе положительных результатов анализа, а скорее волевым решением администрации, знакомой со спецификой российского рынка и готовой к риску.

Тем не менее, потенциально Россия могла бы стать одной из самых привлекательных стран для вложения инвестиций благодаря богатым запасам природных ресурсов, достаточно высоким (по сравнению со многими развивающимися странами) уровнем образования населения, емкому рынку. При этом не стоит переоценивать дешевизну рабочей силы в России, поскольку во многих развивающихся странах (например, в Юго-Восточной Азии) стоимость рабочей силы ниже, а работники более дисциплинированны.[16]

Источники: http://mir-fin.ru/inostrannye_investicii.html, http://economics.studio/makroekonomika/osnovnyie-usloviya-privlecheniya-inostrannyih-95436.html, http://studwood.ru/1336920/ekonomika/analiz_inostrannogo_investirovaniya_rossii

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос