Стимулирование субъектов по привлечению инвестиций

Стимулирование инвестиционной активности на региональном уровне

инвестиционный региональный капитальный вложение

Инвестиционная политика в каждом регионе России имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:

  • — экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;
  • — величиной имеющегося производственного потенциала;
  • — географическим местонахождением;
  • — природно-климатическими условиями;
  • — привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.

Основными задачами системы управления инвестиционной деятельностью в регионе являются:

  • — создание инфраструктуры инвестиционного рынка;
  • — определение приоритетных направлений вложения инвестиций;
  • — создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования инвестиций, в том числе свободных средств населения, иностранных и инвестиций из других регионов страны;
  • — обеспечение интеграции регионального инвестиционного рынка с международным рынком инвестиционных ресурсов.

Региональная инвестиционная политика направлена на подъём экономики и повышение эффективности производства в регионе, обеспечение самофинансирования и хорошего задела развития региона в будущем.

Реализация инвестиционных проектов в большинстве случаев происходит на региональном и муниципальном уровнях, а потому потенциальному инвестору важно знать о намерениях властей. В условиях рыночной экономики минимальное требование к властям со стороны инвестора — это эффективно функционирующая институциональная среда и стабильная налоговая политика. При выполнении этих требований инвестор, теоретически, способен взять на себя все остальные вопросы реализации инвестиционных проектов.

В этой связи очень важна нацеленность властей субъекта на преодоление имеющихся институциональных препятствий, что выражается в существовании политики привлечения инвестиций в регион. Эта политика должна отражать позиции властей по основным аспектам инвестиционной деятельности:

  • — принципиально наличие органов и должностных лиц, ответственных за привлечение инвестиций, а также возможность курирования инвестиционных проектов представителями власти как потенциальная защита от противозаконных действий отдельных представителей власти;
  • — приоритетные направления инвестирования, что определяет заинтересованность властей в связанных с этим проектах;
  • — существование рынка производственных площадок;
  • — наличие рабочей силой требуемой квалификации и возможность её подготовки на месте;
  • — налоговые льготы и условия их получения;
  • — порядок предоставления земли, величина арендной платы за землю.

В идеале, приоритетные направления инвестирования должны соответствовать имеющемуся потенциалу региона (чтобы быть привлекательными для инвестора) и учитывать тенденции и желаемые направления развития региона (чтобы быть привлекательными для администрации, реализующей определённую стратегию развития региона). Определение властями приоритетных направлений развития говорит, как минимум, о понимании существующих возможностей региона, а также о формировании видения направления развития региона.

В ряде случаев в регионах виды деятельности, являющиеся приоритетными, определяются по отчётным данным, что относится к тому, что уже состоялось, а задача состоит в указании того, что намерены развивать.

Регионам необходимо разработать стратегии привлечения инвестиций. Стратегия привлечения инвестиций представляет собой подробное и обоснованное представление инвестиционных возможностей и общих подходов по улучшению инвестиционного климата в регионе. Стратегия ориентирована на обеспечение продуктивного диалога между инвесторами и ключевыми лицами региона, а также на согласование существующих приоритетов.

Разработка и реализация стратегии привлечения инвестиций предполагает:

  • — создание условий, способствующих привлечению инвестиций в регион, определение перспективных направлений и приоритетных объектов для инвестирования;
  • — экспертную оценку ключевых инвестиционных проектов, определение источников и механизмов привлечения инвестиций в регион, реализацию механизма привлечения инвестиций (привлечение стратегических и финансовых инвесторов).

Наиболее распространенными видами налоговых льгот для стимулирования инвестиций в регионах оказались льготы на налог на прибыль (33 субъекта) и налог на имущество (28 субъектов). Реже встречаются льготы по налогу на землю (9 субъектов) и на транспорт (4 субъекта).

В различных субъектах используются различные механизмы предоставления налоговых льгот:

  • — на все инвестиционные проекты (Тверская, Калужская, Белгородская, Томская и др. области);
  • — одобренные инвестиционные проекты (Новгородская область, Псковская область «в разрешительном порядке по утверждённым Администрацией области проектам без ограничения видов деятельности», Краснодарский край «для организаций, реализующие инвестиционные проекты, одобренные высшим исполнительным органом государственной власти», Красноярский край);
  • — инвестиционные проекты по приоритетным направлениям развития (Ярославская область, Республика Ингушетия, Ростовская область и др.);
  • — проекты, включённые в Программу (Вологодская область, Республика Алтай);
  • — все инвестиционные проекты, в заявительном порядке (Псковская область);
  • — организациям, созданным с участием иностранного капитала (Республика Мордовия).

Срок действия законов о предоставлении налоговых льгот — от неопределённого до одного года. Сроки предоставления налоговых льгот также варьируют от 2 налоговых периодов (Орловская область, по налогу на имущество) до более длительных.

  • 1) Предоставление налоговых льгот проектам, соответствующим приоритетным направлениям развития региона;
  • 2) Увязка срока предоставления налоговых льгот с расчётным сроком окупаемости проекта.

Также можно сформулировать следующие рекомендации в части регулирования земельных отношений:

  • 1) Законодательное регулирование земельных отношений, упрощение процедуры оформления прав на земельные участки для инвесторов;
  • 2) Возможность длительной аренды земельного участка для инвестора (на срок реализации инвестиционного проекта и далее до 50 лет);
  • 3) Регулирование земельных отношений в том числе, на уровне муниципалитетов;
  • 4) Прозрачные для инвестора механизмы расчёта величины арендной платы за землю;
  • 5) Освобождение от арендной платы в части платежей, зачисляемых в областной бюджет для инвестиционных проектов.

Одним из перспективных направлений в инвестиционной деятельности — создание региональных инвестиционных фондов.

Фонд позволяет аккумулировать значительные финансовые средства российских и зарубежных инвесторов для прямых инвестиций в наиболее перспективные существующие предприятия региона и в проекты по созданию новых производств. Срок работы Фонда составляет, как правило, от 4 до 8 лет. Деятельность Фонда состоит в инвестировании финансовых средств в развитие производства товаров (услуг) с целью роста рыночной стоимости предприятия и обеспечения соответствующего дохода инвесторам после реализации инвестиционного проекта.

Успешная работа Фонда позволяет решить ряд важных социально-экономических задач региона: поднять капитализацию местных предприятий, провести их технологическую модернизацию, увеличить объём реализации товаров (услуг), расширить налогооблагаемую базу, создать новые рабочие места, улучшить инвестиционный климат и привлечь инвесторов для дальнейших инвестиций в развитие предприятий региона.

Итак, успешно функционирующая инвестиционная деятельность страны — необходимое условие для устойчивого и стабильного экономического роста.

В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи следующих рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики; предоставления налоговых льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; путём создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и других.

Цель инвестиционной политики — реализация стратегического плана экономического и социального развития страны.

Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране.

В регионе должна быть чётко выражена политика привлечения инвестиций. Намерение привлекать инвестиции должно быть сформулировано в документах (политика, стратегия), а также закреплено на уровне законов и программ развития. Политика должна отражать существенные аспекты инвестиционной деятельности.

Властями должны быть определены приоритетные направления инвестирования. Понимание потенциала субъекта и его сильных и слабых сторон должно быть учтено в стратегии развития региона, а также должно определять приоритетные направления инвестирования. Наилучший вариант — выделение приоритетных направлений в краткосрочном периоде (за счёт существующей инфраструктуры и ресурсов), и в долгосрочном периоде, учитывая глобальные тенденции и желаемое направление развития.

Читайте также  Особенности инвестиций в малом предпринимательстве

Основные механизмы стимулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 18.02.2018 2018-02-18

Статья просмотрена: 575 раз

Библиографическое описание:

Жемчугова Т. А. Основные механизмы стимулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — №7. — С. 62-64. — URL https://moluch.ru/archive/193/48364/ (дата обращения: 16.01.2019).

По данным исследования Doing Business, проводимого Всемирным Банком, Российская Федерация занимает 35 место по условиям ведения бизнеса, поднявшись за 3 года на 15 позиций. [4] Бесспорно, инвестиционная политика государства в большей мере оказала влияние на улучшение ситуации.

Выступая инициатором стимулирования инвестиционной деятельности, государство решает поставленную задачу посредством нескольких основных механизмов поддержки: создания особых экономических зон; технопарков и промышленных парков; концессий; финансирования инвестиционных проектов национального значения Внешэкономбанком.

Рассмотрим эти механизмы.

Особые экономические зоны в настоящее время — один из наиболее эффективных инструментов привлечения инвестиций в национальную экономику, диверсификации и выхода на инновационный путь развития. Создание и функционирование особых экономических зон регулирует Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Особый режим функционирования предпринимательской деятельности подразумевает налоговые, таможенные, административные преференции, льготный режим землепользования, гарантии от неблагоприятных изменений в государственном законодательстве о налогах и сборах. Каждая отдельная особая экономическая зона создается на конкурсной основе, однако в законодательстве предусмотрено создание в исключительных случаях без проведения конкурса. Режим ОЭЗ применяется для диверсификации структуры экономик моногородов, обеспечения занятости населения и организации новых рабочих мест, создания условий для роста экономик дотационных регионов.

Резидентам ОЭЗ предоставляются следующие льготы: налог на прибыль — 15,5 % (13,5 % в бюджет субъекта, 2 % в федеральный бюджет); налог на имущество — 0 % на срок 10 лет; налог на землю — 0 % на срок 5–10 лет; налог на транспорт — 0 руб./л.с. в течение 10 лет; страховые взносы в 2018 году — 21 %.

В ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны, который подразумевает ввоз товаров в особые экономические зоны без пошлин, а также без уплаты налога на добавленную стоимость. Особый административный режим, функционирующий на территориях ОЭЗ, ограничивает количество проводимых проверок, льготную аренду и льготные ставки на энергоресурсы.

В настоящий момент в России действует 21 особая экономическая зона четырех типов: 6 ОЭЗ технологического типа, 9 ОЭЗ промышленного типа, 5 ОЭЗ туристического типа, 1 ОЭЗ логистического типа.

Целью промышленных зон является производство конкурентоспособных и высокотехнологичных видов продукции; технологических — разработка новых видов продукции; туристические нацелены на развитие туризма и санаторно-курортной сферы; а логистические зоны — на модернизацию транспортно-логистической инфраструктуры.

Во всех типах ОЭЗ зарегистрировано более 650 резидентов. Объем заявленных резидентами ОЭЗ инвестиций составил 807 млрд рублей, объем осуществленных — 244 млрд руб. Объемы произведенных товаров и услуг на территориях ОЭЗ составили более 30 млрд рублей, в ОЭЗ создано более 25 000 рабочих мест. На создание инфраструктуры ОЭЗ было профинансировано 73 млрд рублей.

В особых экономических зонах присутствуют более 100 иностранных инвесторов из 33 стран мира. Среди стран лидерами по объему инвестиций являются Китай (1463 млн. долл.), США (811 млн. долл.), Япония (500 млн. долл.), Турция (434 млн. долл.). [3]

Главными целями и задачами создания особых экономических зон, которые они с успехом выполняют, являются развитие научно-технологического потенциала РФ; улучшение отраслевой структуры промышленности в РФ, повышение ее статуса в мировой экономике; формирование и реализация крупных технологических инициатив; повышение качества иностранных инвестиций.

Значительно повышают инвестиционную привлекательность региона технопарки и промышленные парки с готовой инфраструктурой. Предпринимателям предоставляют возможность сконцентрировать все усилия непосредственно на производстве, освобождая от необходимости управления вопросами организации производственного процесса (логистики, энергетики, транспорта). Экономическая деятельность стимулируется освобождением от административных барьеров и поощрением за счет налоговых льгот.

10 марта 2006 г. Правительство РФ утвердило программу, предусматривающую государственное финансирование строительства технопарков. Государственные инвестиции в создание новых и развитие уже существующих технопарков в 2013–2014 годах составили 5,1 млрд рублей, при этом частные инвестиции уже превысили объем государственных. Компании-арендаторы вложили в размещение высокотехнологичных производств и лабораторий в 2013–2014 годах более 7,2 млрд руб. Программа «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий» действовала в 2007–2014 годах. За это время была создана сеть технопарков общей площадью более 400 000 кв. м, на которых было организовано более 18 000 рабочих мест. Совокупная выручка 750 компаний-резидентов составила около 32 млрд рублей в год. В течение нескольких лет после завершения программы регионы должны были обеспечить выполнение экономических показателей, связанных с развитием сети технопарков и эффективностью их работы. Так, к 2018 году загрузка технопарков должна превышать 90 %, а их бюджетная эффективность — 55 %. Также, доля экспорта в выручке компаний-резидентов должна быть не менее 12 %.

В настоящее время в Российской Федерации функционирует 107 технопарков в 29 регионах страны, обладающих развитой транспортной, инженерной, социальной, жилой и производственной инфраструктурой. Каждый технопарк имеет свою специализацию: 12 работают в сфере ИКТ, 45 — в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства и при вузах, и 22 индустриальных парка. Наряду с этим все возводимые объекты объединены общей совокупностью услуг, оказываемой резидентам, общей инвестиционно-банковской и юридической платформой.

Концессия — форма государственно-частного партнерства, вовлечение частного сектора в эффективное управление госсобственностью. Концессионное соглашение подразумевает, что государство передает концессионеру право на использование объектов инфраструктуры, оборудования, предприятий, природных ресурсов. Взамен концедент получает вознаграждение в виде периодических (роялти) или платежей разовых (паушальных) платежей. В соответствии с законодательством Российской Федерации концессии могут быть заключены по итогам конкурса, проводимого концедентом. Концессионное соглашение заключается в отношении инфраструктурных объектов, таких как объекты железнодорожного, трубопроводного транспорта; автомобильные дороги; энергетические объекты; аэродромы; морские и речные порты, суда; системы коммунальной инфраструктуры, объекты здравоохранения, транспорт общего пользования и другие.

В соответствии с действующим порядком концессионер должен передать концеденту объект концессии до его ввода в эксплуатацию.

Большую роль в развитии механизма государственно-частного партнерства играет Внешэкономбанк (Банк развития и внешнеэкономической деятельности). Среди целей Внешэкономбанка стоит выделить: повышение конкурентоспособности и диверсификации экономики Российской Федерации, стимулирование инвестиционной деятельности. Внешэкономбанк не является коммерческим банком, его деятельность регулируется законом «О банке развития».

Внешэкономбанк предоставляет кредиты, выдает гарантии, участвует в уставном капитале хозяйственных обществ, обеспечивает страхование экспортных кредитов с соблюдением принципов безубыточности, публичности, отсутствия конкуренции с коммерческими финансовыми институтами. В настоящий момент через Внешэкономбанк реализуется совокупность мер, направленных на поддержание финансовой системы и обеспечивающих дополнительные кредитные средства российским предприятиям в целях предотвращения резких спадов инвестиционной и производственной активности в российской экономике в связи с ухудшением условий доступа экономических субъектов к необходимым кредитным ресурсам. [1]

Читайте также  Бизнес идеи с минимальными вложениями в контакте

Таким образом, можно сказать, что государство активно стимулирует инвестиционную активность в РФ, выступая одновременно и инвестором, и регулятором, выявляя точки инвестиционного потенциала. Однако в настоящее время инвестиционный климат РФ имеет множество существенных негативных факторов. Поступающие инвестиции в основном привлекаются на возвратной основе, что препятствует их использованию для долгосрочного финансирования приоритетных инвестиционных проектов. Правительство Российской Федерации проводит глобальную работу по стимулированию инвестиционной активности в стране, что при определенном мониторинге и своевременной коррекции методов поддержания инвестиционной деятельности принесет значимые результаты для экономики России.

МЕХАНИЗМ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В.В.Тараканов, Доктор экономических наук, А.А.Калашников

Аннотация. Модернизация российской экономики и создание условий для ее экономического роста требуют активизации инвестиционной деятельности, что возможно посредством ее финансового стимулирования.

Финансовое стимулирование инвестиционной деятельности осуществляется через механизм, в рамках которого складываются различные финансовые отношения между субъектами инвестиционной деятельности по поводу привлечения инвестиций преимущественно в приоритетные направления и отрасли.

Для определения механизма финансового стимулирования инвестиционной деятельности в статье рассмотрено понятие непосредственно самого финансового механизма. Сделан вывод, что все элементы финансового механизма являются составной частью целого, они взаимозависимы и взаимосвязаны, а сочетание видов, форм, методов организации финансовых отношений образует «конструкцию финансового и механизма».

В статье конкретизировано содержание механизма финансового стимулирования инвестиционной деятельности, раскрыта его сущность. Структура механизма финансового стимулирования инвестиционной деятельности представлена такими элементами, как субъекты финансового стимулирования инвестиционной деятельности, цели привлечения ими инвестиций, совокупность финансовых методов и инструментов, источники средств достижения поставленных целей, нормативно-правовое и информационное обеспечение финансового стимулирования инвестиционной деятельности.

Обосновано, что в механизме финансового стимулирования инвестиционной деятельности ведущую роль играет государство посредством форм прямого и косвенного участия в привлечении инвестиций, каждая из которых реализуется при помощи специфических методов и соответствующих инструментов. Государственными источниками привлечения инвестиций выступают финансовые институты развития, участвующие в организации самого процесса финансового стимулирования инвестиционной деятельности. Для финансирования институтов развития со стороны государства используется вклад в их уставный капитал.

Ключевые слова: государство, инвестиционная деятельность, источники и формы механизма финансового стимулирования инвестиционной деятельности, механизм финансового стимулирования инвестиционной деятельности, финансовые методы и инструменты, финансовый механизм.

Модернизация российской экономики и развитие ее приоритетных направлений (инновационная составляющая, наукоемкие отрасли, направления и секторы первостепенной важности, отрасли социальной сферы), определенных стратегическими целями развития страны, подчеркивают значимость привлечения инвестиций.

Актуализация данного аспекта обусловливает необходимость создания условий для осуществления инвестиционной деятельности, что возможно посредством ее финансового стимулирования.

В понимании сущности финансового стимулирования инвестиционной деятельности основополагающую роль имеет выбор конкретных способов привлечения инвестиций, что предопределило необходимость изучения финансовых отношений данной деятельности. Такие отношения реализуются при помощи финансового механизма.

Для определения содержания механизма финансового стимулирования инвестиционной деятельности рассмотрим понятие непосредственно самого финансового механизма.

В финансово-кредитном энциклопедическом словаре финансовый механизм трактуется как совокупность видов и форм организации финансовых отношений, инструментов и рычагов воздействия органов государственной власти на экономическое и социальное развитие общества с помощью государственных финансов [7, с. 187].

Анализируя содержание финансового механизма, одни источники акцентируют внимание на его структуре, другие – на системе мероприятий, направленных на использование объективно существующих финансовых отношений, третьи – на наборе методов, с помощью которых приводятся в действие экономические законы или совокупность форм, методов и рычагов, используемых в финансовых отношениях.

Структура финансового механизма сложна в силу того, что финансовые отношения разнообразны и зависят от многих факторов общеэкономического, правового, управленческого и прочего характера [6, с. 181].

По распространенному в экономической литературе определению в структуру финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Все элементы финансового механизма являются составной частью целого, они взаимозависимы и взаимосвязаны, а сочетание видов, форм, методов организации финансовых отношений образует «конструкцию финансового механизма» [5, с. 40].

Субъекты финансового механизма разрабатывают специфические множества разнообразных инструментов, среди которых цены и налоги, ставки и премии, пошлины и льготы, штрафы и санкции, гранты и дотации, субвенции и субсидии, проценты и тарифы.

Эти инструменты используются адекватно методам финансирования избранных процессов, их значению, уровню и масштабу осуществления. Благодаря богатству оснащенности инструментами и методами, финансовый механизм выступает как наиболее динамичная часть финансовой политики [1, с. 147].

Основываясь на общем понимании финансового механизма, представляется возможным уточнить содержание механизма финансового стимулирования инвестиционной деятельности, учитывая ее специфику.

Механизм финансового стимулирования инвестиционной деятельности выражает многообразные связи между субъектами инвестиционной деятельности по вопросу создания благоприятных условий для ее осуществления и стимулирования.

Множественность финансовых взаимоотношений и взаимосвязей между субъектами инвестиционной деятельности по вопросу привлечения инвестиций, преимущественно в приоритетные направления, обусловливает и разнообразие элементов механизма финансового стимулирования инвестиционной деятельности.

К элементам данного финансового механизма относятся: непосредственно субъекты финансового стимулирования инвестиционной деятельности, цели привлечения ими инвестиций, совокупность финансовых методов достижения поставленных целей и соответствующие инструменты их реализации, источники средств достижения поставленных целей, нормативно- правовое и информационное обеспечение финансового стимулирования инвестиционной деятельности (см. рис. 1).

Совокупность субъектов финансового стимулирования инвестиционной деятельности определяется источниками привлечения инвестиций, среди которых целесообразно выделить: государственные, частные, смешанные.

Цель финансового стимулирования инвестиционной деятельности определяется основными интересами ее субъектов. Для государства цель финансового стимулирования инвестиционной деятельности заключается в решении задач социально-экономического развития, в реализации проектов социально-экономической значимости, повышении бюджетной эффективности, в получении различных эффектов (социального, экологического и других видов). Другие инвесторы заинтересованы в получении прибыли, повышении коммерческой эффективности, получении иных эффектов (технических, социальных и т. д.), установлении долгосрочных связей, в стабильном росте, диверсификации рисков, расширении рынка сбыта и др.

Целью привлечения инвестиций для реципиента (получателя) становится получение первоначального капитала, увеличение оборота капитала, модернизация производства, повышение уровня кредитного рейтинга.

При этом государство одновременно является и субъектом финансового стимулирования инвестиционной деятельности, преследуя как коммерческие результаты, так и социальные эффекты. Основное отличие государства от иных субъектов заключается в том, что получение прибыли не является основной целью финансового стимулирования инвестиционной деятельности. Основная задача состоит в увеличении масштабов инвестиционной деятельности, выполнении государством своих функций.

Стимулирующая роль государства в привлечении инвестиций проявляется посредством создания условий правового, организационного и экономического характера, лежащих в основе любого финансового механизма.

Отметим, что в понимании роли государства в финансовом стимулировании инвестиционной деятельности важны формы его воздействия на сам процесс привлечения инвестиций, которые реализуются через систему методов и соответствующих инструментов.

Говоря о методах, которые использует государство, стимулируя инвестиционную деятельность, подходы большинства авторов сводятся к разделению их на прямые и косвенные. При этом внимание акцентируется на финансовых аспектах указанных методов.

Читайте также  Изготовление бамперов идея для бизнеса

Прямое участие государства в финансовом стимулировании инвестиционной деятельности предполагает вступление уполномоченных государственных институтов непосредственно в финансовые отношения с субъектами инвестиционной деятельности. В данном случае прямые методы направлены на предоставление субъектам инвестиционной деятельности финансовых ресурсов, необходимых им для ее осуществления. Прямые методы участия государства в финансовом стимулировании инвестиционной деятельности непосредственно воздействуют на субъект хозяйствования и ограничивают его экономические свободы.

Рис. 1. Содержание механизма финансового стимулирования инвестиционной деятельности

Основными методами финансового стимулирования инвестиционной деятельности являются бюджетное, в том числе венчурное финансирование, субсидирование, финансовое обеспечение федеральных целевых и федеральных государственных программ в этой сфере, предоставление грантов, государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях.

Программно-целевой метод является одним из наиболее распространенных прямых методов финансового стимулирования инвестиционной деятельности, при котором инвестиционные средства выделяются на выполнение определенной программы или проекта.

Субсидирование также отнесем к методам финансового стимулирования инвестиционной деятельности. Субсидия как инструмент финансового стимулирования инвестиционной деятельности представляет собой сумму бюджетных средств юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с их деятельностью в сфере привлечения инвестиций.

Государство, реализуя стратегические приоритеты, принимает участие в финансовом стимулировании инвестиционной деятельности через специальные финансовые институты развития.

Институты развития – это типовые организации, основной функцией которых является продвижение перспективных проектов в приоритетных направлениях модернизации экономики страны [1, с. 148]. Они выступают в качестве катализатора частных инвестиций в приоритетных секторах и отраслях экономики и создают условия для формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступ предприятиям, функционирующим в приоритетных сферах экономики, к необходимым финансовым и информационным ресурсам [1, с. 149]. Для финансирования институтов развития со стороны государства используется вклад в их уставный капитал.

К институтам развития относятся: Инвестиционный фонд Российской Федерации, Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий», Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ», ОАО «Российский сельскохозяйственный банк», ОАО «Росагролизинг», ОАО «Российский фонд информационно-коммуникационных технологий», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере [4].

К основным направлениям функционирования институтов развития относятся сферы, являющиеся ключевыми с точки зрения реализации государственной социально-экономической политики:
– развитие экономической и социальной инфраструктуры;
– развитие инновационной сферы;
– содействие развитию внешнеэкономической деятельности;
– поддержка малого и среднего бизнеса;
– устранение региональных дисбалансов в развитии (поддержка проектов в сфере транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения) [4].

Предоставление грантов также является прямым методом финансового стимулирования инвестиционной деятельности, конкретные условия предоставления которых устанавливают сами грантодатели. Гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями.

Косвенное участие государства в финансовом стимулировании инвестиционной деятельности заключается в создании благоприятных экономических условий для привлечения инвестиций. Косвенные методы способствуют высвобождению финансовых ресурсов и повышают возможности субъектов инвестиционной деятельности осуществлять затраты, необходимые для осуществления ими данной деятельности. Действие косвенных методов на практике связывают с налоговым стимулированием, а также с предоставлением государственных гарантий.

Главное назначение налоговых льгот заключается в снижении налогового бремени по
отдельным видам налогов при определенных условиях, которые побуждают налогоплательщиков направлять освобождающиеся средства в определенные инвестиционные проекты и секторы экономики, или более активно заниматься определенными видами экономической деятельности.

Вопросы предоставления государственных гарантий возложены на Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк).

Практика предоставления гарантий на федеральном уровне показывает, что они предоставляются, как правило, системообразующим предприятиям, и приоритет отдается предприятиям оборонно-промышленного комплекса.

Институтам развития, которые оказывают поддержку инновационным компаниям, также предоставляются гарантии. Так, в 2010 г. были предоставлены гарантии ОАО «РОСНАНО» на сумму 53 млрд руб., из них 33 млрд было использовано для размещения обеспеченных гарантиями облигаций, а остальная сумма – для привлечения кредитов в ОАО «Сбербанк России». В соответствии с распоряжением Правительства РФ государственная гарантия в обеспечение исполнения обязательств ОАО «РОСНАНО» в 2015 г. была представлена на сумму до 11 млрд рублей (рис. 2).

Нормативная база механизма финансового стимулирования инвестиционной деятельности представлена нормативными и правовыми актами, регулирующими финансовые отношения в области инвестиций и инвестиционной деятельности. Информационное обеспечение представлено информацией об источниках финансового обеспечения инвестиционной деятельности, информацией о конъюнктуре рынка инвестиций и т. д.

Рис. 2. Объем бюджетных ассигнований, выделяемых в целях предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым ОАО «РОСНАНО», млрд руб.

Таким образом, финансовое стимулирование инвестиционной деятельности осуществляется через механизм, представляющий собой систему финансовых отношений по поводу привлечения инвестиций, основными элементами которого являются субъекты инвестиционной деятельности, цели привлечения ими инвестиций, совокупность финансовых методов и инструментов достижения поставленных целей, источники привлечения инвестиций, информационное и нормативно-правовое обеспечение.

Потребность в инвестиционных ресурсах в условиях модернизации российской экономики предопределяет соответствующую адаптацию механизма финансового стимулирования инвестиционной деятельности путем совершенствования его элементов. В механизме финансового стимулирования инвестиционной деятельности ведущую роль играет государство посредством форм прямого и косвенного участия в привлечении инвестиций, каждая из которых реализуется при помощи специфических финансовых методов и инструментов.

1. Иншаков, О. В. Механизм государственного финансирования и институты развития на- ноиндустрии в России / О. В. Иншаков, Е. И. Иншакова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. – 2012. – № 1 (20). – С. 144-150.
2. О предоставлении в 2015 г. государственной гарантии Российской Федерации ОАО «РОСНАНО» : распоряжение Правительства РФ от 02.11.2015 № 2230-р. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/search. – Загл. с экрана.
3. Открытое акционерное общество ОАО «РОСНАНО». Инвестиционный меморандум, апрель 2013. – 55 с.
4. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http:// www. economy.gov.ru/. – Загл. с экрана.
5. Тараканов, В. В. Модернизация финансового механизма системы высшего профессионального образования: проблемы, решения, перспективы : дис. … д-ра экон. наук / Тараканов Василий Валерьевич. – Волгоград, 2010. – 383 с.
6. Тараканов, В. В. Финансовый механизм системы высшего профессионального образования: сущность, структура, принципы функционирования / В. В. Тараканов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. – 2009. – № 2 (15). – С. 180-187.
7. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / авт.-сост. А. Г. Грязнова. – М. : Финансы и статистика, 2004. – 1168 с.

Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. “Экономика. Экология. 2016. № 1 (34)

Источники: http://studwood.ru/788887/finansy/stimulirovanie_investitsionnoy_aktivnosti_regionalnom_urovne, http://moluch.ru/archive/193/48364/, http://narodirossii.ru/?p=21192

Источник: invest-4you.ru

Правовой вопрос