Инвестиционные соглашения о взаимном поощрении и защите иностранных инвестиций
Первое соглашение о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций заключено в Европе в 1959 г. между ФРГ и Пакистаном (25 ноября 1959 г.), но первым ратифицированным соглашением подобного рода стал договор между ФРГ и Доминиканской Республикой в том же 1959г.
В настоящее время все страны мира имеют хотя бы одно двустороннее инвестиционное соглашение. Исключением является практика многих оффшорных стран и территорий, где нет подобных договоров с другими государствами. Причина в том, что одним из положений этих соглашений является пункт о взаимном предоставлении налоговыми органами информации об оттоке капитала, который может расцениваться как нелегальный.
Инвестиционные соглашения включают семь основных разделов, достаточно адекватных для практики большинства стран мира. Это:
1) предмет соглашения и срок его действия;
2) условия допуска инвестиций в принимающую страну;
3) условия режима в отношении инвесторов;
4) порядок перевода прибыли и капитала за рубеж;
5) условия экспроприации и выплаты компенсации;
6) порядок разрешения споров между сторонами контракта;
7) порядок разрешения споров между инвестором и принимающим государством.
В первом разделе соглашений о защите и поощрении инвестиций определяется предмет соглашения, т.е. понятие «инвестиция» и формы ее осуществления.
Под «инвестицией» понимают, как правило, любые формы вкладываемых активов. Но можно встретить и иное понятие. Например, в американской практике под инвестициями понимают любые формы капиталовложений.
Конечно, последнее определение носит широкий характер. Фактически к инвестициям относят:
· движимое и недвижимое имущество, любые права собственности, в том числе акции, облигации, закладные, залоговые права, любые иные формы участия в собственности компании;
· создание предприятия или совместной компании;
· денежные средства, займы, непосредственно относящиеся к капиталовложениям;
· права интеллектуальной собственности, включая права на публикацию, патенты, торговые марки, промышленный дизайн, торговые секреты, ноу-хау;
· права, осуществляемые в связи с законом или контрактом, осуществление любой экономической и коммерческой деятельности, включая любые права на поиск, разработку, добычу природных ресурсов’. Другой термин, определяемый в соглашении, это понятие «инвестор». Инвестором считается физическое или юридическое лицо. При этом физическим лицом является гражданин страны — одной из договаривающихся сторон, национальность которого определяется в соответствии с национальным законодательством. В некоторых двусторонних соглашениях понятие инвестора как физического лица носит более широкий характер, когда в качестве такового считается не только гражданин, но и лицо, имеющее временное свидетельство на жительство.
Юридическое лицо рассматривается в качестве инвестора, если удовлетворяет одному из определенных в соглашении критериев. Как правило, даются три критерия:
1) место инкорпорации компании — используется в странах с общей системой права при определении национальной принадлежности данной компании. Такова практика США, Канады, где этот критерий является единственным;
2) место нахождения головного офиса — применяется в странах с гражданским правом, но параллельно с ним используется место инкорпорации. В ряде случаев применяется место регистрации, когда от компании требуется ведение эффективной экономической деятельности;
3) очень редко может быть использован еще один критерий — критерий места контроля над компанией со стороны физических лиц, являющихся гражданами стран-подписантов двустороннего договора. Этот критерий используется или самостоятельно, или как альтернатива двум упомянутым критериям. Комбинирование этих критериев осуществляется в тех случаях, когда государства заинтересованы в снижении преимуществ тем правовым субъектам, которые ведут предпринимательскую деятельность в стране — месте регистрации.
Срок действия инвестиционных соглашений, как правило, равен 10 годам и продлевается в соответствии с определенной процедурой.
Второй раздел соглашений о взаимной защите и поощрении инвестиций определяет условия допуска иностранных капиталовложений одной из договаривающихся стран на территорию другой.
Условия включают в себя два режима — национальный режим и РНБ. Как правило, эти режимы применяются в отношении допуска и деятельности иностранных инвесторов, но в некоторых двусторонних соглашениях оба принципа действуют только в отношении зарегистрированного бизнеса.
Многие инвестиционные соглашения, подписанные в 90-е гг., гарантируют свободный допуск капиталовложений на территорию принимающей страны. Нормы национального режима и РНБ применяются в отношении порядка деятельности инвестора.
Третий раздел определяет условия режима.
Многочисленные инвестиционные соглашения имеют пять стандартных условий режима:
— справедливый и равноправный режим;
— полная защита инвестора и обеспечение его безопасности;
— режим наибольшего благоприятствования.
Справедливый и равноправный режим является общей концепцией и стандартным условием, не имеющим отношения к национальному законодательству принимающего государства. Это условие выполняет вспомогательную функцию в интерпретации положений инвестиционных соглашений, а также торговых соглашений.
В договорах о дружбе, торговле и мореплавании фиксируется принцип полной защиты и безопасности инвестора, но он не влечет правовой ответственности со стороны принимающего государства. Поэтому данный принцип показывает обязательства, которые принимают на себя договаривающиеся стороны, и определяет общий стандарт для принимающего государства в целях защиты зарубежных капиталовложений.
В некоторых двусторонних инвестиционных договорах стороны ссылаются на нормы международного права, требующие справедливого и равноправного отношения к инвесторам. Между тем в большинстве соглашений также требуется обязательство сторон полностью защищать иностранные инвестиции.
Другой режим, фиксируемый в двусторонних инвестиционных соглашениях, это принцип недискриминации: ни одна из сторон не может быть подвергнута дискриминационным мерам при ведении деятельности, управлении, продажах и др., связанных с инвестированием.
Все двусторонние договоры предоставляют инвесторам договаривающихся сторон два режима — национальный и РНБ. Как правило, указывается следующая трактовка этих режимов.
Под национальным понимается режим, при котором каждая из договаривающихся сторон обязана предоставить инвесторам другой договаривающейся стороны режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется национальным предпринимателям в отношении создания, управления, деятельности, продаж или иных мер, связанных с капиталовложениями.
РНБ может иметь одну из двух трактовок. Более часто встречается следующая трактовка — каждая из договаривающихся сторон обязана предоставить инвесторам другой стороны режим не менее благоприятный по сравнению с тем, который она предоставляет или предоставит в будущем инвесторам любой другой стороны или инвесторам государства, не являющимся договаривающейся стороной, в отношении создания, управления, деятельности, продаж или иных мер, связанных с капиталовложениями.
По другой трактовке каждая из договаривающихся сторон обязана предоставить инвесторам другой стороны и их капиталовложениям режим более благоприятный — или национальный режим, или РНБ.
В целом если РНБ является более благоприятным режимом по сравнению с тем, который действует в отношении национальных инвесторов, то именно он предоставляется инвесторам договаривающейся стороны (такая практика характерна для случаев, когда обеими сторонами-подписантами являются развивающиеся страны).
Исключения, как правило, носят двоякий характер:
— в отношении привилегий, которые предоставляются любой из договаривающихся сторон инвесторам третьего государства благодаря участию в интеграционной группировке — ЗСТ, таможенном союзе, общем рынке и др.;
— в отношении преференций или привилегий, происходящих из международного налогового соглашения.
В частности, двусторонние инвестиционные соглашения, подписанные США, имеют исключения из национального, режима или РНБ (что указывается в Протоколе или дополнении к соглашению). Но отдельные соглашения (например, между Канадой и Перу) имеют одновременно исключения как из национального режима, так и из режима наибольшего благоприятствования.
Помимо рассмотренных исключений из национального режима и РНБ, которые носят общий характер, можно встретить и иные исключения — исключения из обязательств по договору вследствие соображений национальной безопасности, мира и безопасности, общественного порядка.
Крайне редко встречаются исключения другого плана, в соответствии с которыми каждая договаривающаяся сторона может отказать компании другой стороны в праве на привилегии, предусмотренные статьями договора, если лица третьей страны владеют или контролируют компанию:
— в которой государство отказывает в этом праве (на привилегии) и не поддерживает нормальных отношений с третьей стороной;
— которая не ведет существенной предпринимательской деятельности на территории стороны, по законам которой она была зарегистрирована.
Отдельные инвестиционные договоры (в качестве одной из сторон в которых выступают США или Канада) исходят из необходимости не выдвигать в качестве условий допуска инвесторов требования в отношении создания производственных мощностей, в т.ч. достижения определенного уровня или процентного содержания местного компонента в стоимости конечной продукции; ограничения объема импорта и объема продаж; требования в отношении передачи технологии.
Четвертый раздел двусторонних соглашений о взаимной защите и поощрении инвестиций определяет условия перевода прибыли и капитала за рубеж.
Все инвестиционные соглашения требуют от принимающего государства гарантии беспрепятственного перевода инвестиционных ресурсов. К ним относят:
· доходы в форме прибыли, процентных платежей, дивидендов и других текущих поступлений;
· платежи по займам;
· все или часть ликвидируемых капиталовложений.
Вместе с тем стороны могут включить и прочие формы фондов, подлежащих гарантии, в т.ч. дополнительные вложения в уставный фонд в целях развития или сохранения определенного объема инвестиций; бонусы и гонорары, заработную плату и другие формы оплаты труда граждан государств, являющихся договаривающимися сторонами; компенсацию или возмещение; платежи, связанные с решением инвестиционных споров.
Перевод средств за рубеж, как правило, должен быть произведен в конвертируемой валюте. При этом в некоторых инвестиционных договорах в качестве валюты платежа требуется использовать валюту, в которой были вложены инвестиции, или конвертируемую валюту
Практически все двусторонние инвестиционные соглашения требуют осуществлять перевод средств без задержки, в течение т.н. нормального периода времени.
В соглашениях также предусматривается возможность ограничений на перевод средств за рубеж. Их формами могут быть:
— порядок перевода в соответствии с законами и нормативными актами каждой из договаривающихся сторон;
— предотвращение защиты перевода средств на основе равноправного, недискриминационного и справедливого применения законодательных норм, касающихся банкротства, защиты прав кредиторов, выпуска ценных бумаг (что применяется в американской практике в 90-е гг.);
— любая сторона может использовать законы и нормативные акты, требующие сообщать о валютных переводах, а также взимать налоги с доходов на основе дополнительного налога с дивидендов и др. (такова практика американских договоров в период 60—70-х гг.);
— любая из договаривающихся сторон может защищать права кредиторов, обеспечивать удовлетворение судебных решений на основе равноправного, недискриминационного и справедливого выполнения правовых норм (практика США в 80-е гг.);
— стороны обязаны информировать о переводах валюты или иных денежных средств (например, в соглашениях между Канадой и Тринидад и Тобаго, Мексикой и Боливией);
— создание инструментов или механизмов, необходимых для взимания налоговых платежей с доходов на основе получения дивидендов или др. (между Мексикой и Коста-Рика);
— невыполнение налоговых и трудовых обязательств (между Аргентиной и Сальвадором);
— сохранение права принимать меры в целях поддержания стабильности национальной валюты (право Чили в соглашении с Канадой);
— ограничение срока перевода капитала до 1 года (чилийская практика);
— в целях урегулирования хронического дефицита платежного баланса в течение ограниченного периода времени на равноправной, справедливой и недискриминационной основе.
Пятый раздел инвестиционных двусторонних соглашений определяет условия экспроприации и порядок компенсации.
В соответствии с нормами международного права подавляющее большинство инвестиционных соглашений запрещает производить экспроприацию инвестиций, их национализацию или аналогичные меры, за исключением случаев, предусмотренных национальными конституциями.
Все двусторонние инвестиционные соглашения требуют проведения компенсации, которая должна быть быстрой, адекватной и эффективной. Экспроприируемая собственность оценивается по рыночной стоимости или по справедливой рыночной цене. Компенсация включает процентные платежи и, как правило, рассчитывается на нормативном коммерческом уровне на дату экспроприации. При этом платежи должны быть обоснованными, производиться свободно и без задержки.
Шестой и седьмой разделы двусторонних соглашений о взаимной защите и поощрении зарубежных капиталов посвящены определению порядка разрешения инвестиционных споров — между сторонами контракта, между иностранным инвестором и принимающим государством.
Все споры должны разрешаться на основе взаимных консультаций или проведения переговоров в течение регламентированного срока — трех, шести или двенадцати месяцев. Правда, в некоторых соглашениях не предусмотрены никакие ограничения по времени.
В случае провала переговоров стороны определяют порядок формирования ad hoc (специально созданной для разрешения конкретного случая) группы, в состав которой входят арбитры каждой из спорящих сторон. Группа назначается максимум на 2 месяца. Арбитры договариваются о третьей стране, представитель которой будет выступать в качестве председателя суда. Определяется срок проведения судебных заседаний — от 30 дней до 5 месяцев, но чаще всего — 2 месяца.
В двустороннем соглашении дается общая характеристика арбитражной процедуры. Как правило, решение арбитражного суда, принимаемое на основе большинства голосов, является окончательным и имеет правовые последствия для обеих сторон.
Срок принятия решения в основном не лимитируется, хотя отдельные соглашения предусматривают ограниченный период. Так, в американской практике слушания проводятся в течение шести месяцев с даты выбора третьей стороны в качестве председателя арбитражного суда, а решения выносятся в течение двух месяцев с даты окончания слушаний.
В целом на конец 1998 г. количество соглашений о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций (bilateral investment treaties — BIT) составляло 1726 в рамках 174 государств. Распределение этих соглашений между группами стран было следующим: примерно равная доля характерна для соглашений между развирающимися странами — 39%, между развитыми и развивающимися государствами — 36%, между развивающимися странами и странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) — 13%, между промышленно развитыми государствами и странами ЦВЕ — 7%, между промышленно развитыми странами — 2%, между странами Центральной и Восточной Европы — 2%.
Соглашение о поощрении и защите взаимных капиталовложений;
Число таких соглашений непрерывно возрастает. Если в 1980 году было заключено 181 соглашение, то к концу 2005 года – 2495.
Соглашения носят рамочный характер и редко предусматривают конкретные обязательства в отношении создания привилегированного режима для иностранных инвесторов. Эти соглашения становятся частью правовой системы государств, подписавших их.
Важнейшая особенность: единообразие в формулировке основополагающих принципов и положений, которые регулируют режим иностранных инвестиций.
Обязательные принципы для каждого соглашения:
1. Правила и условия допуска осуществления иностранных инвестиций. Исходит из принципа наличия суверенных прав у страны принимающей иностранный капитал, ей разрешено регулировать и даже запрещать иностранные инвестиции. Поэтому этот принцип рассматриваемого соглашения и предусматривает наличие и закрепление суверенных прав каждой страны допускать инвестиции на свои территории в соответствии со своим законодательством.
2. Режим для иностранных инвестиций. Как правило, в соглашениях присутствуют лишь общие основные принципы, на которых базируется такой режим, т.е. режим для иностранных инвестиций. Чаще всего констатируется предоставление справедливого и равноправного режима. Практически все соглашения России содержат упоминание именно такого режима, а проще говоря, национального режима. Часто к этой формулировке добавляют слова: режим, исключающий применение мер дискриминационного характера (Россия), обеспечивающий полную защиту и безопасность в соответствии с нормами международного права.
Соглашения содержат также и специальные положения о режиме, позволяющие предотвратить разного рода дискриминационные меры. Это режим наибольшего благоприятствования. Часто к национальному режиму прибегают страны, входящие в региональные интеграционные группировки (например, ЕС). С точки зрения защиты интереса инвестора конечно очень важен национальный режим, поскольку он исключает дискриминацию иностранного инвестора, предоставляя ему ту же степень защиты, что и национальному инвестору. В то же время этот режим может иметь и определенные негативные последствия для национальной промышленности страны-реципиента, так как содействует появлению в стране конкурирующей иностранной фирмы. Отсутствие дискриминации по сравнению с инвесторами из других стран обеспечивает режим наибольшего благоприятствования.
Как правило, эти режимы не применяются в соглашениях в полном объеме. Принимающая сторона практикует различного рода оговорки к этим режимам. Это могут быть оговорки ограничительного и стимулирующего характера. К наиболее частым исключениям ограничительного характера относятся списки отраслей или видов деятельности, которые исключаются из сферы деятельности этого режима (сюда относятся вопросы обороны, налогообложения, меры в интересах общественной безопасности порядка, здравоохранения и морали). При предоставлении режима наибольшего благоприятствования в соглашениях, как правило, оговариваются изъятия в связи с участием договаривающейся стороны в зоне свободной торговли, таможенном или экономическом союзе, а также в соглашения о двойном налогообложении. В отдельных соглашениях фиксируются ограничения оперативной деятельности инвесторов. Например, в соглашениях могут содержаться предписания в отношении допуска руководящего иностранного персонала к участию в инвестиционном проекте. Все эти оговорки встречаются в отдельных случаях в соглашениях развитых стран, но более всего они характерны для стран с сильным протекционистским режимом. Такого рода ограничительные оговорки в определенной степени снижают инвестиционную привлекательность принимающих стран.
3. Закрепляются конкретные нормы защиты иностранных инвестиций от возможной экспроприации (национализации). В соглашениях подробно перечисляются причины, по которым может осуществляться экспроприация (как правило, это какие-то общественные интересы). Оговаривается, что экспроприация осуществляется в соответствии с законодательством, без дискриминации и с выплатой адекватной компенсации. Единой формулы определения суммы компенсации нет. Обычно указывают, что компенсация должна быть быстрой, достаточной и эффективной. Ее размер должен соответствовать справедливой рыночной стоимости.
4. Гарантии беспрепятственного перевода за границу платежей в связи с капиталовложениями. В соглашениях выделяют 3 вида основных платежей:
· Перевод доходов от инвестиций
· Текущие платежи, связанные с операционной деятельностью инвестора.
Могут подробно перечисляться все виды платежей (соглашения Швеции, Дании). Наиболее распространено простое фиксирование гарантий страны-реципиента беспрепятственно переводить платежи. Ряд соглашений одновременно оговаривают возможность применения законодательства, требующего предоставления сведений о переводе валюты и предусматривающего обложение таких переводов налогов, а также защиту прав кредиторов. Иногда оговаривается допустимый срок задержки платежей. Могут предусматриваться ограничения в отношении перевода доходов, если страна-реципиент испытывает валютные трудности.
5. Порядок урегулирования споров между договаривающимися сторонами. Предоставлена максимальная свобода выбора инвестором того или иного механизма урегулирования споров. Но рекомендуется урегулировать споры мирным путем с помощью переговоров. Значительная часть соглашения предусматривает передачу дел для разбирательства в международный центр по урегулированию международных споров (МЦУИС). Пока не все страны присоединились к этой процедуре, получившей названиеИКСИД, однако данная конвенция открыта для подписания. Другими организациями для разбирательства споров является Международной торгов палата, Торговая палата в Стокгольме, Третейский суд в соответствии с арбитражным регламентом комиссии ООН по правам международной торговли. Споры между сторонами обычно решаются в рамках соглашения по единой схеме:
· Решение споров путем переговоров или по дипломатическим каналам (от месяца до года)
· Обращение в третейский суд для данного конкретного случая. Обычно спорящие страны назначают по одному представителю от своей страны и выбирают еще одного из третей, независимой страны. Расходы несутся поровну. Решение обязательно. Если в установленные сроки договоренность не достигнута, каждая из сторон может обратиться к председателю Международного суда, генсеку ООН, генсеку ИКСИД, в постоянный Арбитражный суд, или президенту арбитражного института в Торговой палате в Стокгольме. Наиболее часто предусматривается обращение к председателю международного суда.
Договоры о взаимном поощрении и защите иностранных инвестиций.
Источники: http://sdamzavas.net/3-14618.html, http://studopedia.su/7_36180_soglashenie-o-pooshchrenii-i-zashchite-vzaimnih-kapitalovlozheniy.html, http://mylektsii.ru/13-45865.html
Источник: